Дуализм

Cлово «дуализм» означает:

I Понятие "дуализм" было создано в 1700 году первоначально для характеристики иранского учения о двух духах. Позднее обобщение мифологических исследований привело к унификации этого понятия в следующей трактовке: признание двух противоположных начал. Из

Источник: Религиозный словарь

Значение слова «дуализм» в русском языке

(от лат. dualis — двойственный) — философское учение, в котором постулируется действенное начало и материального, и духовного. В частности, по Декарту — , есть две субстанции — материя, основным свойством которой является протяжение, и дух, основанный на мышлении — . При решении антропологической проблемы он выдвинул гипотезу взаимодействия этих субстанций, в котором в качестве посредника между телом и душой рассматривалась шишковидная железа мозга. В психологии дуалистические принципы были реализованы прежде всего в учении психофизического параллелизма — (В. Вундт — , Ф. Паульсен).

Источник: Психологическая энциклопедия

Социологический словарь

Дуализм

(от лат. dualis — двойственный) — англ. dualism; нем. Dualismus. 1. Двойственность, раздвоенность; система,  основанная на двойном принципе.  2. Философские учение  в противоположность  монизму, считающее материальную и духовную субстанции равноправными началами. 3. По К. Леви-Строссу — структурное или территориальное разделение общности на две части.

Философский словарь

Дуализм

(лат. dualis — двойственный) — 1) философская интерпретационная парадигма, фундированная идеей о наличии двух несводимых друг к другу начал: духовной и материальной субстанций (онтологический Д.: Декарт, Мальбранш и др.; именно в этом контексте Вольфом был введен термин "Д."), объекта и субъекта (гносеологический Д.: Юм, Кант и др.), сознания и телесной организации человека (психофизиологический Д.: Спиноза, Лейбниц, окказионализм, В.Вундт, представители психофизиологического параллелизма), а также добра и зла (этический Д.), природного мира и свободы, факта и ценности (неокантианство), темных и светлых начал бытия (доконцептуальные мифологические и раннеконцептуальные космологические модели: орфизм, зороастризм, манихейство, гностицизм и др.). Семантические альтернативы в рамках историко-философской традиции — монизм и плюрализм; 2) культурный феномен, выражающий фундаментальную интенцию европейской — и в целом западной — интерпретационной традиции, генетически восходящую к философии Платона, в чьей концепции присутствующие в любой ранней культуре элементы мифолого-космологического Д. обретают форму концептуальной доктрины и получают аксиологическое наполнение: мир идей как сфера совершенства Абсолюта, с одной стороны, и мир сотворенных подобий в их несовершенстве — с другой. Соединяющая оба мира "лестница любви и красоты" (Платон) радикально разрушается в христианстве, задающем предельную остроту Д. дольнего и горнего миров, апплицировав ее практически на все сферы человеческого бытия через Д. греха и добродетели и парадигму двойственности значения (Д. сакрального и земного) любого феномена, обусловившую напряженный семиотизм европейской культуры (начиная с медиевальной). Д. понимается в западной традиции как параллелизм, принципиальная и фундаментальная несоизмеримость альтернативных начал (см. у Спинозы, например: "ни тело не может определить душу к мышлению, ни душа не может определить тело ни к движению, ни к покою, ни к чему-либо другому"), в то время как применительно к восточным воззрениям термин "Д." означает принципиально иную форму со-бытия, подразумевающую взаимодействие и взаимопроникновение (ср. "Д." ян и инь в древнекитайской культуре и Д. мужского и женского начал в культуре Европы — см. Секс). Типовая аналитическая ситуация раздвоения единого (выявление внутреннего противоречия в познаваемом объекте) протекает в западной культуре с очевидным вектором на онтологизацию противоречивости (см. статус диалектики в европейской культуре, логико-риторическую приоритетность диалога в сравнении с монологом в европейских философии, театральном искусстве и литературе), в отличие от восточных культур, мыслящих противоположности в рамках универсального синкретизма. В качестве культурного феномена Д. проявляется в ориентации европейского менталитета на усмотрение базовой противоречивости как отдельных феноменов, так и бытия в целом. Спецификой именно европейской культурной традиции является возможность зафиксировать в ее контексте дуальную альтернативу практически для любого культурного феномена (само оформление концептуального монизма в европейской культуре конституирует новую дуальную оппозицию монизм — Д. в рамках историко-философской традиции), что создает мощный стимул для развития критицизма и вариабельности мышления, чуждого догматизму (см. двусторонний диспут как форму развития философского мышления, характерную — в различных модификациях — для многих сфер европейской культуры и в чистом своем виде реализовавшуюся в схоластике). Вместе с тем означенная тенденция находит свое проявление и в специфичном для Европы феномене "разорванного сознания", аксиологический статус которого в контексте западной традиции оказывается весьма далеким от патологии (ср. с традиционными культурами и культурами Юго-Восточной Азии и Индии, где целостность сознания выступает не столько искомым состоянием, сколько нормой) и приближается к ценности (см. гегелевское "заштопанные чулки лучше разорванных, — не так с сознанием"). Монистичность духовного мира индивида конституируется в западной традиции в качестве идеала, восхождение к которому мыслится в качестве ассимптотического процесса. В этом контексте жесткий Д. Декарта, задавший по-гейзенберговски остро принцип неопределенности для описания соотношения духовного (мыслящего) и телесного (вещественного) начал, может быть интерпретирован как одна из непревзойденных с точки зрения логической и моральной последовательности и интеллектуального мужества попыток смоделировать способ бытия в условиях разорванности сознания европейской культуры в целом. Европейская культура фундирована дуальными оппозициями, принципиально неизвестными иным культурным традициям (Д. любви земной и небесной как Д. плотского греха и духовного возрождения, например, — см. Любовь). Отсюда напряженный поиск европейской культурой парадигмы гармонии и осмысление последней в качестве результата специальной процедуры гармонизации, т.е. вторичного по отношению к исходному состояния: гармония как скоба, соединяющая две разнородные детали конструкции в естественном древнегреческом языке; космизация как последовательное оформление и снятие дуальных пар противоположностей в античной философии; артикуляция предустановленной гармонии в качестве цели (см. Телеология); переосмысление идеи Апокалипсиса как перспективного завершения креационного процесса (обожение природы в моделях neredko-russkij-kosmizm-4844.html»>космизма); нравственная парадигма перфекционизма в протестантской этике; фундирование возможности и способов бытия в условиях дисгармоничного мира и разорванного сознания в модернизме и т.д. Фундаментальный Д. западной традиции связан с генетическим восхождением культуры христианской Европы к двум равно значимым духовным истокам: рациональному интеллектуализму античной и сакрально-мистическому иррационализму ближневосточной традиций, что позволяет говорить об амбивалентности ее глубинных мировоззренческих оснований (ср. с "женщиной с двумя пупками" у Н. Хоакина).

Большой Энциклопедический Словарь

Дуализм

(от лат. dualis — двойственный) — философское учение, исходящее изпризнания равноправными двух начал — духа и материи. Противостоит монизму,разновидность плюрализма. Термин введен Х. Вольфом. Один из крупнейшихпредставителей — Р. Декарт.

Исторический словарь

Дуализм

— философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал — духа и материи. В переносном значении — раздвоенность, нерешительность, колебание между противоположными стремлениями.

Исторический словарь

Дуализм

двойственность; учение, исходящее из признания равноправными двух начал.

Психологический словарь

Дуализм

Словообразование. Происходит от лат. dualis — двойственный. Категория. Система мировоззренческих представлений. Специфика. Философское учение, в котором постулируется действенное начало и материального, и духовного. По Декарту, есть две субстанции — материя, основным свойством которой является протяжение, и дух, основанный на мышлении. При решении антропологической проблемы он выдвинул гипотезу взаимодействия этих субстанций, в котором в качестве посредника между телом и душой рассматривалась шишковидная железа мозга. В психологии дуалистические принципы были реализованы прежде всего в учении психофизического параллелизма (В.Вундт, Ф.Паульсен).

Психологический словарь

Дуализм

Философская позиция, которая обычно встречается в дискуссиях о теле и разуме. проводит различие между телом и разумом двумя способами. Параллельный дуализм рассматривает тело и разум как фундаментально различные части одного организма: они сосуществуют, но в обособленном и параллельном виде. С другой стороны, интерактивный дуализм признает отдельную природу тела и разума, но рассматривает их в процессе постоянного взаимодействия.

Психологический словарь

Дуализм

Любые из ряда философских положений, которые допускают два отдельных состояния природы или два набора фундаментальных принципов Вселенной. Как провозгласил Платон, различие существует между духом и материей. В современных дебатах проблема обычно сводится к разграничению сознания и материи. Сильная дуалистическая позиция может проявляться в понимании действия одной сферы, которое не вносит вообще никакого вклада в понимании другой; или более мягкая форма дуализма проявляется в том, что принимаются некоторые различия между, скажем, психическими и физическими явлениями, но без признания того, что они фундамен тально различаются метафизически. Классические формы дуализма – интерактивная, когда признается, что сознание и материя – отдельные, но взаимодействующие явления, и параллельная, когда сознание и материя рассматриваются как различные проявления сложного организма и принимается, что они "развиваются по отдельным, но параллельным путям". Декарт обычно упоминается как самый сильный сторонник интерактивного дуализма; ранние структуралисты, такие какТитчнер, были яростными защитниками параллельной позиции, которую они часто упоминали как психофизический дуализм. См. духа и материи проблема и монизм.

Психологический словарь

Дуализм

— 1. Концепция, утверждающая сосуществование двух равноправных начал. 2. В психологии — подход дуалистический.

Социологический словарь

Дуализм

(dualism) — доктрина, в который фундаментальные формы вещей, "сущностей", действительности и т.д. принадлежат к двум противоположным типам, без какой-либо возможности сведения одного к другому, например: (а) (Философия)  различие  между "материальным" и "духовным"; (б) (Социологии) различия между наследственностью и средой (см. Споры о природе и воспитании)  или между индивидуальной волей и структурным определением  социальных результатов. В философии противоположным дуализму  вариантом является монизм, согласно которому все "вещи", сущности и т.д. принадлежат к однотипной основе, будь то "материальной" по форме (см. Материализм)  или "духовной". Другой  подход  — реализм  — доказывает, что есть только одна действительность, даже если она "стратифицирована", то есть содержит фундаментальные типовые различия и при пересечении грани дуализма. В современной философии и социологии существует не столько прямой "дуализм", сколько позиция  в пользу признания полезности мышления с точки зрения дуальности форм — разума  и материи, структуры и воли — имеющих диалектическое взаимодействие  между двумя видами "вещи", но без оправдания утверждения о наличии каких-либо окончательно непреодолимых видов, см. дуальность структуры.  См. также Декарт; Структура и воля. 

Философский словарь

Дуализм

— 1) в метафизике способ объяснения многообразия сущего двумя разными, одинаково древними или извечными, не сводимыми друг ко другу или противоположными началами. Всецелая реальность предстает в дуализме не как сосуществование двух разных планов бытия, а как их неразрывная взаимосвязь. Примеры: две субстанции Декарта (материальная и духовная), инь и ян в древнекитайской мысли, материя и форма у Аристотеля. 2) Признание двух иерархически разных порядков бытия — земного и небесного, видимого и невидимого, материального и духовного. Пример: учение Платона об идеях как об особом горнем мире, существующем независимо от земного. 3) В гносеологии дуализм связан с противопоставлением познающего субъекта познаваемому объекту (Дж.Локк, Д.Юм, И.Кант); этому возражали мыслители, настаивавшие, что истина открывается лишь в слиянии субъекта с объектом. 4) В психологии дуализм признает тело и душу разными, не сводимыми друг ко другу и необъяснимыми друг через друга сущностями. Дуалисты нередко противопоставляют душу и тело, чего христианская вера в столь резкой форме не делает. 5) В религиозной философии дуализм нашел себе место в томизме, христианском платонизме и картезианстве. Основная проблема дуализма — как объяснить единство двух разных начал в вещах. Полной ясности нет, поэтому монисты и плюралисты остаются неустранимыми оппонентами дуализма. Один из ответов: единство созидается любовью, приобретающей в силу этого основополагающее космическое значение. Это принималось и в дохристианской мысли, и в эпоху Ренессанса. Но в падшем мире всякая самоутверждающаяся индивидуальность отвергает любовь и этим ставит под вопрос сохранение единства разных начал. 6) Признание любви космической силой, созидающей единство разного, ведет к постановке вопроса: кто и кого любит? Отсюда переход от метафизики безличных начал к персоналистическому миропониманию. Для последнего самой радикальной формой дуализма является дуализм Бога и человека. человек, противопоставив себя Богу, пришел в состояние расколотости между собой и невидимым божественным порядком бытия, к расколотости в себе самом. Отсюда дуализм долга и желания, истины и лжи и др. 7) Внутренне дуалистичное состояние человека порождает дуалистическое понимание действительности. Г.Зиммель писал: "В глубине нашей души кроется, очевидно, некоторый дуализм, который, не позволяя нам воспринимать картину мира как неразрывное единство, постоянно разлагает ее на целый ряд противоположностей". Метафизический дуализм порождается соответствующим состоянием духа человека.

Философский словарь

Дуализм

— учение, утверждающее, что в основе всего существующего находятся два начала.

Философский словарь

Дуализм

(от лат.-двойственный): а) в узком смысле применяется для характеристики философских учений, считающих – в противоположность монизму и плюрализму – бытие и сознание, материальное и идеальное (духовное) двумя равноправными началами (субстанциями); б) в широком смысле служит для обозначения методологического подхода, утверждающего равноправность, равноценность любых противоположных моментов, сторон и т.п. как в реальной действительности, так и в процессе ее познания. Такой подход встречается, в частности, при интерпретации специфического качества микрообъектов, описываемых квантовой механикой и выражающихся в наличии у этих объектов противоположных – корпускулярных (прерывных) и волновых (непрерывных) свойств.

Философский словарь

Дуализм

— философские учения, не отдающие предпочтения ни материи, ни сознанию (идее), когда речь идет о мировоззренческих позициях; напротив, они принимают в качестве первоосновы мира, его отправного начала как то, так и другое.

Философский словарь

Дуализм

(от лат. dualis — двойственный) — сосуществование двух различных, несводимых к единству состояний, принципов, образов мыслей, мировоззрений, волеустремлений, гносеологических принципов. иллюстрируют следующие пары понятий: мир идей и мир действительности (Платон), Бог и дьявол (принцип добра и зла; см. также Манихейство), Бог и мир, дух и материя, природа и дух, душа и тело, мышление и протяженность (Декарт), неорганическая и органическая природа, субъект и объект, чувственность (т.е. чувственное познание) и рассудок, вера и знание, естественная необходимость и свобода, мир земной и мир потусторонний, царство природы и царство милосердия божьего и др. Различают религиозный, метафизический, гносеологический, антропологический и этический дуализм. Стремясь преодолеть дуализм в принципе, идеализм обращается к исходящему от духа, всеохватывающему единству противоположностей: особенно сильно это стремление проявляется в гегелевской диалектике, которая снимает противоположность в синтезе. Такую же цель преследуют все формы монизма (см. также Плюрализм). В теории психосоматики (см. Глубинная психология) начинается, по-видимому, преодоление прадуализма: душа — тело.

Философский словарь

Дуализм

(лат. dualis — двойственный) — 1) философская интерпретационная парадигма, фундированная идеей о наличии двух несводимых друг к другу начал: духовной и материальной субстанций (онтологический Д.: Декарт, Мальб-ранш и др.; именно в этом контексте Вольфом был введен термин "Д."), объекта и субъекта (гносеологический Д.: Юм, Кант и др.), сознания и телесной организации человека (психофизиологический Д.: Спиноза, Лейбниц, окказионализм, Вундт, Фехнер, Паульсен, представители психофизиологического параллелизма), а также добра и зла (этический Д.), природного мира и свободы, факта и ценности (неокантианство), темных и светлых начал бытия (доконцептуальные мифологические и раннеконцептуальные космологические модели: орфизм, зороастризм, манихейство, гностицизм и др.). Семантические альтернативы в рамках историко-философской традиции — монизм и плюрализм; 2) культурный феномен, выражающий фундаментальную интенцию европейской — ив целом западной — интерпретационной традиции, генетически восходящую к философии Платона, в чьей концепции присутствующие в любой ранней культуре элементы мифолого-космологического Д. обретают форму концептуальной доктрины и получают аксиологическое наполнение: мир идей как сфера совершенства Абсолюта, с одной стороны, и мир сотворенных подобий в их несовершенстве — с другой. Соединяющая оба мира "лестница любви и красоты" (Платон) радикально разрушается в христианстве, задающем предельную остроту Д. дольнего и горнего миров, апплицировав ее практически на все сферы человеческого бытия через Д. греха и добродетели и парадигму двойственности значения (Д. сакрального и земного) любого феномена, обусловившую напряженный семиотизм европейской культуры (начиная с медиевальной). Д. понимается в западной традиции как параллелизм, принципиальная и фундаментальная несоизмеримость альтернативных начал (см. у Спинозы, например: "ни тело не может определить душу к мышлению, ни душа не может определить тело ни к движению, ни к покою, ни к чему-либо другому"), — в то время как применительно к восточным воззрениям термин "Д." означает принципиально иную форму события, подразумевающую взаимодействие и взаимопроникновение (ср. "Д." ян и инь в древнекитайской культуре и Д. мужского и женского начал в культуре Европы — см. Секс). Типовая аналитическая ситуация раздвоения единого (выявление внутреннего противоречия в познаваемом объекте) протекает в западной культуре с очевидным вектором на онтологизацию противоречивости (см. статус диалектики в европейской культуре, логико-риторическую приоритетность диалога в сравнении с монологом в европейских философии, театральном искусстве и литературе), — в отличие от восточных культур, мыслящих противоположности в рамках универсального синкретизма. В качестве культурного феномена Д. проявляется в ориентации европейского менталитета на усмотрение базовой противоречивости как отдельных феноменов, так и бытия в целом. — Спецификой именно европейской культурной традиции является возможность зафиксировать в ее контексте дуальную альтернативу практически для любого культурного феномена (само оформление концептуального монизма в европейской культуре конституирует новую дуальную оппозицию Монизм — Д. в рамках историко-философской традиции), что создает мощный стимул для развития критицизма и вариабельности мышления, чуждого догматизму (см. двусторонний диспут как форму развития философского мышления, характерную — в различных модификациях — для многих сфер европейской культуры и в чистом своем виде реализовавшуюся в схоластике). Вместе с тем, означенная тенденция находит свое проявление и в специфичном для Европы феномене "разорванного сознания", аксиологический статус которого в контексте западной традиции оказывается весьма далеким от патологии (ср. с традиционными культурами и культурами Юго-Восточной Азии и Индии, где целостность сознания выступает не столько искомым состоянием, сколько нормой) и приближается к ценности (см. гегелевское "заштопанные чулки лучше разорванных, — не так с сознанием"). Монистичность духовного мира индивида конституируется в западной традиции в качестве идеала, восхождение к которому мыслится в качестве ассимптотического процесса. В этом контексте жесткий Д. Декарта, задавший по-гейзенберговски остро принцип неопределенности для описания соотношения духовного (мыслящего) и телесного (вещественного) начал, может быть интерпретирован как одна из непревзойденных с точки зрения логической и моральной последовательности и интеллектуального мужества попыток смоделировать способ бытия в условиях разорванности сознания европейской культуры в целом. Европейская культура фундирована дуальными оппозициями, принципиально неизвестными иным культурным традициям (Д. любви земной и небесной как Д. плотского греха и духовного возрождения, например, — см. Любовь). Отсюда напряженный поиск европейской культурой парадигмы гармонии и осмысление последней в качестве результата специальной процедуры гармонизации, т.е. вторичного по отношению к исходному состояния: гармония как скоба, соединяющая две разнородные детали конструкции в естественном древнегреческом языке; космизация как последовательное оформление и снятие дуальных пар противоположностей в античной философии; артикуляция предустановленной гармонии в качестве цели (см. Телеология); переосмысление идеи Апокалипсиса как перспективного завершения креационного процесса (обожение природы в моделях neredko-russkij-kosmizm-4844.html»>космизма); нравственная парадигма перфекционизма в протестантской этике; фундирование возможности и способов бытия в условиях дисгармоничного мира и разорванного сознания в модернизме и т.д. Фундаментальный Д. западной традиции связан с генетическим восхождением культуры христианской Европы к двум равно значимым духовным истокам: рациональному интеллектуализму античной и сакрально-мистическому иррационализму ближневосточной традиций (см. Иисус Христос), что позволяет говорить об амбивалентности ее глубинных мировоззренческих оснований (ср. с "женщиной с двумя пупками" у Н. Хоакина). М.А. Можейко

Философский словарь

Дуализм

(лат. duo — два) — философское учение, считающее, в противоположность монизму, материальную и духовную субстанции равноправными началами. Исходным мотивом Д. часто является попытка примирения материализма и идеализма. В конечном счете, дуалистический отрыв сознания от материи приводит к идеализму. Д. в наибольшей степени характерен для философии Декарта и Канта. Д. служит философской основой теории психофизического параллелизма.

Толковый словарь Ожегова

Дуализм

Философское направление, признающее, в Anti монизму, в основе мира два независимых и равноправных начала: материю и дух

Каким бывает «дуализм»?

Дуализм бывает:

  • метафизический
  • религиозный
  • картезианский
  • онтологический
Все определения к слову ДУАЛИЗМ

Фонетический разбор слова «дуализм»

Звуко-буквенный разбор слова дуализм. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «дуализм»

Какими словами можно заменить слово дуализм? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ДУАЛИЗМ

Сочетаемость слова «дуализм»

Как правильно употребляется слово дуализм? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • восточный дуализм
  • картезианский дуализм
  • крайний дуализм
  • подобный дуализм
  • своеобразный дуализм
Полная таблица сочетаемости слова ДУАЛИЗМ

Cлово «дуализм» является ответом на вопросы