Диалектический Материализм

Cловосочетание «диалектический материализм» означает:

— самообозначение диалектической философии объективистского типа, основные положения которой были сформулированы Энгельсом ("Анти-Дюринг") и И.Сталиным ("О диалектическом и историческом материализме"). Д.М. являл собой официальную советскую философию в 1930-1980-х. Квинтэссенцией Д.М. правомерно считать следующие интеллектуальные допущения и гипотезы: 1) Придание перманентным изменениям в обществе и природе статуса атрибутивных для реальности как таковой (трактовка движения как атрибута материи и понимание его как "изменения вообще"); "вечных" истин, как и абсолютных ценностей, согласно Д.М., не существует: моральные нормы, содержание любых понятий исторически изменчивы. 2) Природной реальности имманентно присущ внутренний механизм, потенциально содержащий как перспективу эволюции неорганического мира до состояния мира разумных людей, так и интенцию его последующей трансформации в коммунистическое общество, формирование которого означает завершение этапа "предистории" людей. 3) Суть изменений в обществе и природе может быть описана с помощью умопостигаемых абстрактных законов диалектики — закона взаимоперехода количественных изменений в качественные, закона единства и борьбы противоположностей, закона отрицания отрицания. Исторические изменения универсума на разных этапах существования последнего не тождественны сами себе и могут менять собственную направленность и реальный смысл в предельно широком диапазоне (отрицание в состоянии и призвано отрицать самое себя). Таким образом как любые идеи, так и всякие принципы исторически обусловлены и релятивны. При этом Д.М. задавал в качестве одного из идеалов научности систем мироописания требования целостности и умопостигаемости элементов исторических изменений в обществе (оставив при этом не проработанным вопрос о приложимости диалектической схемы к органической и неорганической природе — схема Энгельса "росток отрицает зерно, а зерно отрицает росток и т.д." явно выглядела иллюстративно). Традиционная аргументация самого Энгельса в защиту адекватности Д.М. как подлинной модели организации мира сводилась к тому, что диалектика "ежедневно" подтверждается "тысячами примеров", понятных и близких даже ребенку, "в растительном мире, и в животном, в геологии, математике, истории, философии, несмотря на борьбу и сопротивление все… обязано подчиниться этим законам… диалектика есть не что иное, как наука об общих законах движения и развития природы, общества и мышления". (Полемике по этому кругу проблем не видно конца и в конце 20 в., хотя осуществляется она на предельном удалении от стержневых вопросов современного философствования.) Отсутствие очевидной сопряженности диалектической версии философии природы Энгельса, инициированной парадигмами позитивизма и эволюционизма, с марксовым мировоззрением (в облике экономической интерпретации исторического процесса и критики буржуазного общества в русле теории классовой борьбы) неизбежно породило значительную совокупность дискуссий философского и логического плана по проблеме поиска концептуального единства энгельсовского метафизического материализма и марксовой философии капитализма. Ленин посвятил целую книгу "Материализм и эмпириокритицизм" доказательству того тезиса, что недостаточная приверженность принципам диалектико-материалистической философии необходимо результируется в соглашательстве и утере веры в переспективы революционного общественного переустройства. В результате в рамках ортодоксально-официальной традиции философии коммунистического мира положение о естественной сопряженности и взаимозависимости подлинного революционизма и диалектико-материалистического философского мировоззрения приобрело статус некоего символа веры, принимаемого в качестве такового без содержательных экспликаций.

Источник: Философский словарь

Значение словосочетания «диалектический материализм» в русском языке

философское учение марксизма. Основныепринципы диалектического материализма сформулированы в 40-х гг. 19 в. К.Марксом и Ф. Энгельсом, а в 20 в. разрабатывались В. И. Лениным. В периодсуществования СССР догматизированный диалектический материализм былпровозглашен единственной теоретической основой науки, культуры исоциальной жизни в целом, поставлен на службу идеологии и политикикомпартии. Материя, согласно диалектическому материализму — единственнаяоснова мира, сознание — свойство материи, движение и развитие мира -результат его внутренних противоречий. Основные законы диалектическогоматериализма: единство и борьба противоположностей, переход количественныхизменений в качественные, закон отрицания отрицания.

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Социологический словарь

Диалектический-материализм

(dialectic materialism) -обобщение главных идей Маркса и Энгельса в "научную философию". Это научное течение марксизма  объединило акцент Гегеля на материализме  в утверждении диалектики (противоречие  и разрешение) в качестве основного "всеобщего закона,  лежащего в основе всех форм развития: природы, общества и мышления. Хотя Маркс использовал диалектический метод  как базу исторического материализма, концентрируясь исключительно на социально-экономическом изменении, Энгельса (например, в "Диалектике природы") можно считать родоначальником в формулировании диалектического материализма, хотя сам он никогда не применял данный термин.  Именно преемники Маркса и Энгельса, включая Плеханова (1856—1918) и Ленина, развили диалектический материализм,  ставший "официальной" версией марксистской доктрины при Сталине и основным источником догматизма, а также экономического детерминизма,  весьма характерного для марксизма в тот период.

Социологический словарь

Диалектический-материализм

— самообозначение диалектической философии объективистского типа, основные положения которой были сформулированы Ф. Энгельсом ("Анти-Дюринг") и И. Сталиным ("О диалектическом и историческом материализме" ). Д.М. являл собой официальную советскую философию в 1930-1980-х. Квинтэссенцией Д.М. правомерно считать следующие интеллектуальные допущения и гипотезы: 1) Придание перманентным изменениям в обществе и природе статуса  атрибутивных для реальности как таковой (трактовка движения как атрибута  материи и понимание  его как "изменения вообще"); "вечных" истин, как и абсолютных ценностей, согласно Д.М., не существует: моральные нормы,  содержание любых понятий исторически изменчивы. 2) Природной реальности имманентно присущ внутренний механизм, потенциально содержащий как перспективу эволюции неорганического мира до состояния мира разумных людей, так и интенцию его последующей трансформации в коммунистическое общество,  формирование которого означает завершение этапа "предистории" людей. 3) Суть изменений в обществе и природе может быть описана с помощью умопостигаемых абстрактных законов диалектики — закона  взаимоперехода количественных изменений в качественные, закона единства и борьбы противоположностей, закона отрицания отрицания. Исторические изменения универсума на разных этапах существования последнего не тождественны сами себе и могут менять собственную направленность и реальный смысл в предельно широком диапазоне (отрицание  в состоянии и призвано отрицать самое себя). Таким образом, как любые идеи, так и всякие принципы  исторически обусловлены и релятивны. При этом Д.М. задавал в качестве одного из идеалов научности систем мироописания требования целостности и умопостигаемости элементов исторических изменений в обществе (оставив при этом не проработанным вопрос о приложимости диалектической схемы к органической и неорганической природе — схема  Энгельса "росток отрицает зерно, а зерно отрицает росток и т.д." явно выглядела иллюстративно). Традиционная аргументация  самого Энгельса в защиту адекватности Д.М. как подлинной модели организации мира сводилась к тому, что диалектика  "ежедневно" подтверждается "тысячами примеров", понятных и близких даже ребенку, "в растительном мире, и в животном, в геологии, математике, истории, философии, несмотря на борьбу и сопротивление все… обязано подчиниться этим законам… диалектика есть не что иное, как наука  об общих законах движения и развития природы, общества и мышления". (Полемика по этому кругу проблем не утихала и в конце 20 в., хотя осуществлялась она на предельном удалении от стержневых вопросов современного философствования.) Отсутствие очевидной сопряженности диалектической версии философии природы Энгельса, инициированной парадигмами позитивизма  и эволюционизма,  с марксовым мировоззрением (в облике экономической интерпретации исторического процесса  и критики буржуазного общества в русле теории классовой борьбы) неизбежно породило значительную совокупность  дискуссий философского и логического плана  по проблеме поиска концептуального единства энгельсовского метафизического материализма и марксовой философии капитализма.  В. Ленин посвятил целую книгу "Материализм и эмпириокритицизм" доказательству того тезиса, что недостаточная приверженность принципам диалектико-материалистической философии необходимо результируется в соглашательстве и утере веры в перспективы революционного общественного переустройства. В результате в рамках ортодоксально-официальной традиции  философии коммунистического мира положение о естественной сопряженности и взаимозависимости подлинного революционизма и диалектико-материалистического философского мировоззрения приобрело статус некоего символа  веры, принимаемого в качестве такового без содержательных экспликаций. А.А. Грицанов

Философский словарь

Диалектический-материализм

— марксистско-ленинское филос. учение, единственно науч. мировоззрение современности. Д.м. был создан К. Марксом и Ф. Энгельсом, к-рые с позиций рабочего класса подвергли критич. анализу и творчески переработали высш. достижения филос. мысли прошлого, в части, диалектич. учение Гегеля и материализм Л. Фейербаха, к создали принципиально новое филос. учение, в к-ром материализм и диалектика представляют собой органическое единство. В. И. Ленин творчески развил Д. м. в новых историч. условиях, обобщил и осмыслил с филос. позиций открытия совр. естествознания. Д. м. есть высш. форма материализма. Он исходит из признания первичности материи и вторичности сознания. С т. зр. Д. м. весь окружающий нас мир есть бесконечная в своем развитии и самодвижении материальная Вселенная. Движение, пространство и время представляют собой всеобщие и необходимые формы существования материи. Материя существует вечно и не нуждается ни в каком «творце», ни в каком «первотолчке» или «перводвигателе». Источником вечного движения, изменения и развития материи являются присущие ей внутр. противоречия. Диалектико-материалистич. концепция рассматривает развитие не как простое количественное изменение, а как сложный процесс, включающий скачки, перерывы постепенности, переходы количественных изменений в качественные, единство и борьбу противоположностей. Д. м. объясняет движение материи как ее самодвижение, устраняя тем самым религ.-идеалистич. идею творца. Наиболее общие законы движения материального мира суть законы диалектики. Проблема отношения сознания к материи выступает как осн. вопрос философии, к-рый решается Д. м. с последовательно материалистич. позиций. В противоположность агностицизму и позитивизму Д. м. утверждает безграничную возможность познания человеком окружающего мира-В то же время возможности познания мира на каждом этапе развития общества исторически обусловлены уровнем развития человеч. практики и науки. Науч. истины всегда относительны, но относительность знаний не исключает, а предполагает наличие в них объективного содержания. Д. м. в отличие от сенсуализма и рационализма учитывает важную роль в процессе познания как чувств, созерцания, так и абстракт, мышления. Практика, с т. зр. Д. м., выступает не только критерием истинности знаний, но и основой всего процесса познания и его целью. Атеизм -необходимая сторона Д. м. Поскольку Д. м. отрицает существование сил и сущностей, находящихся вне реального, чувственно воспринимаемого мира, он ате-истичен по своей сути. Все положения, законы и категории Д. м. своим содержанием опровергают религию и идеализм. Д. м. существует в неразрывной связи и органическом единстве с историч. материализмом. Д. м. представляет собой философию нового типа. Он выступает как теоретич. оружие марксистско-ленинских партий, всех трудящихся, борющихся за победу социализма и коммунизма. Будучи методологией всякого науч. познания, Д. м. позволяет правильно подойти к изучению любого процесса и явления в природе и в об-ве, выявить взаимосвязи и сцепления явлений, предсказать общее направление развития событий в будущем. Поэтому Д. м. имеет неоценимое значение не только для развития теоретич. познания, но и для практики, для политики марксистско-ленинских партий. Д. м. позволяет не только научно объяснить мир, но и изменить его в соответствии с объективными законами его развития, в интересах всех трудящихся.

Философский словарь

Диалектический-материализм

— самообозначение диалектической философии объективистского типа, основные положения которой были сформулированы Энгельсом ("Анти-Дюринг") и Сталиным ("О диалектическом и историческом материализме"). Д.М. являл собой официальную советскую философию в 1930-1980-х. Квинтэссенцией Д.М. правомерно считать следующие интеллектуальные допущения и гипотезы: 1) Придание перманентным изменениям в обществе и природе статуса атрибутивных для реальности как таковой (трактовка движения как атрибута материи и понимание его как "изменения вообще"); "вечных" истин, как и абсолютных ценностей, согласно Д.М., не существует: моральные нормы, содержание любых понятий исторически изменчивы. 2) Природной реальности имманентно присущ внутренний механизм, потенциально содержащий как перспективу эволюции неорганического мира до состояния мира разумных людей, так и интенцию его последующей трансформации в коммунистическое общество, формирование которого означает завершение этапа "предистории" людей. 3) Суть изменений в обществе и природе может быть описана с помощью умопостигаемых абстрактных законов диалектики — закона взаимоперехода количественных изменений в качественные, закона единства и борьбы противоположностей, закона отрицания отрицания. Исторические изменения универсума на разных этапах существования последнего не тождественны сами себе и могут менять собственную направленность и реальный смысл в предельно широком диапазоне (отрицание в состоянии и призвано отрицать самое себя). Таким образом как любые идеи, так и всякие принципы исторически обусловлены и релятивны. При этом Д.М. задавал в качестве одного из идеалов научности систем мироописания требования целостности и умопостигаемости элементов исторических изменений в обществе (оставив при этом не проработанным допрос о приложимости диалектической схемы к органической и неорганической природе — схема Энгельса "росток отрицает зерно, а зерно отрицает росток и т.д." явно выглядела иллюстративно). Традиционная аргументация самого Энгельса в защиту адекватности Д.М. как подлинной модели организации мира сводилась к тому, что диалектика "ежедневно" подтверждается "тысячами примеров", понятных и близких даже ребенку, "в растительном мире, и в животном, в геологии, математике, истории, философии, несмотря на борьбу и сопротивление все… обязано подчиниться этим законам… диалектика есть не что иное, как наука об общих законах движения и развития природы, общества и мышления". (Полемике по этому кругу проблем не видно конца и в конце 20 в., хотя осуществляется она на предельном удалении от стержневых вопросов современного философствования). Отсутствие очевидной сопряженности диалектической версии философии природы Энгельса, инициированной парадигмами позитивизма и эволюционизма, с марксовым мировоззрением (в облике экономической интерпретации исторического процесса и критики буржуазного общества в русле теории классовой борьбы) неизбежно породило значительную совокупность дискуссий философского и логического плана по проблеме поиска концептуального единства энгельсовского метафизического материализма и марксовой философии капитализма. Ленин посвятил целую книгу "Материализм и эмпириокритицизм" доказательству того тезиса, что недостаточная приверженность принципам диалектико-материалистической философии необходимо результируется в соглашательстве и утере веры в переспективы революционного общественного переустройства. В результате в рамках ортодоксально-официальной традиции философии коммунистического мира положение о естественной сопряженности и взаимозависимости подлинного революционизма и диалектико-материалистического философского мировоззрения приобрело статус некоего символа веры, принимаемого в качестве такового без содержательных экспликаций. А.А. Грицинов

Философский словарь

Диалектический-материализм

— философское направление, изучающее наиболее общие закономерности и сущность бытия, отношение человека к миру и исторические изменения этого отношения в процессе предметно- практической и духовно-теоретической деятельности. Д. м. создан в 19 в. Марксом и Энгельсом и развит в новых исторических условиях Лениным, др. философами-марксистами. Теоретическими источниками Д. м. явились прежде всего критически переработанные идеалистическая диалектика Гегеля и философский материализм Фейербаха. Марксистская философия является прямым продолжением лучших, наиболее прогрессивных учений прошлого. Д. м. вбирает в себя наиболее значительные достижения совр. мировой философской мысли, стремясь связать их с передовой культурой и духовными поисками нашей эпохи. Осн. системообразующими принципами Д. м. являются: принцип единства и целостности бытия как развивающейся универсальной системы, включающей в себя все проявления, все формы действительности от объективной действительности (материя) до субъективной действительности (мышление); принцип материальности мира, утверждающий, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание; принцип познаваемости мира, исходящий из того, что окружающий нас мир- познаваем и что мерой его познанности, определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является общественно-производственная практика; принцип развития, обобщающий исторический опыт человечества, достижения естественных, общественных и технических наук и на этой основе утверждающий, что все явления в мире и мир в целом находятся в непрерывном, постоянном, диалектическом развитии, источник к-рого — возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущие к отрицанию одних состояний и образованию принципиально новых качественных явлений и процессов; принцип преобразования мира, согласно к-рому историческая цель развития об-ва состоит в достижении свободы, обеспечивающей всестороннее гармоническое развитие каждой личности, в раскрытии всех ее творческих способностей на основе коренного преобразования об-ва и достижения социальной справедливости и равноправия членов об-ва; принцип партийности философии, устанавливающий наличие сложной объективной связи между философскими концепциями и мировоззрением человека, с одной стороны, и социальной структурой об-ва — с др. Не сводя все развитие философии исключительно лишь к борьбе идеализма и материализма, данный принцип требует четкого определения философской позиции и глубокого понимания познавательного, методологического и социального смысла каждого философского учения, школы или направления. Д._ м. стремится к творческому соединению в едином целостном учении всех достижений философского материализма и диалектики как метода познания и преобразования действительности. Он отличается от всех предшествующих форм материализма тем, что распространяет принципы философского материализма на понимание развития и функционирования об-ва. Тем самым материализм впервые достраивается доверху, охватывая не только отношения природы и мышления, но и все формы общественной деятельности, материальное и духовное производство. Поэтому Д. м. и исторический материализм представляют собой единое философское учение. Д. м. выполняет ряд важных функций. Его мировоззренческая функция состоит в теоретическом обосновании и синтезе на основе достижений совр. науки единой картины мира, в обосновании научного материалистического мировоззрения, дающего ответ на вопрос о месте человека в мире, его сущности, цели и смысле жизни, перспективах развития человечества и взаимоотношениях его с природной средой. Др. его функция — методологическая. На основе целостного миропонимания Д. м. разрабатывает и обосновывает систему норм, стандартов и правил познавательной и предметно-практической деятельности в совр. условиях в целях наиболее эффективного и адекватного познания мира. Д. м. играет важную методологическую и мировоззренческую роль в интеграции совр. научных знаний в условиях научно-технической революции и информатизации общества. В период коренной перестройки, радикальной экономической и политической реформы философия марксизма выступает как теоретическое обоснование нового политического мышления. Вместе с тем обновление об-ва и идеология требуют обновления самой философии, отказа от догматических формулировок и жестких ограничений философских исследований, сложившихся в эпоху культа личности и застоя. Дальнейшее творческое развитие диалектического и исторического материализма как единой системы философских взглядов возможно лишь в процессе творческого и критического анализа актуальных проблем, выдвигаемых самой жизнью. В сложном совр. мире в условиях усиливающегося плюрализма мнений в сфере философской мысли существуют и функционируют различные концепции, школы и направления. Их многообразие отражает реальную сложность мира", разнообразие ценностей и проблем, стоящих перед человечеством. Важнейшей задачей Д. м. в этих условиях является разработка методологических основ, достижение консенсуса, т. е. взаимопонимания и согласия относительно общечеловеческих, глобальных целей, сущности бытия и способов сохранения человечества, культуры и цивилизации как высших достижений мирового развития. Активно участвуя в процессе идеологического обновления, Д. м. стремится очиститься от груза ошибок и односторонности, получивших широкое распространение в годы культа личности Сталина, экономического, социального и духовного застоя в нашей стране. В сфере борьбы идей вместо огульного отрицания и бескомпромиссного нигилизма по отношению к немарксистским концепциям он стремится разрабатывать и углублять научную аргументацию в пользу теоретического обновления, ориентированного на гуманизм, демократию, достижение социальной справедливости и постижение глубинных сущностных проблем человеческого бытия.

Cловосочетание «диалектический материализм» является ответом на вопросы

  • Вопросы, в которых ответом является словосочетание «диалектический материализм» не найдены.