Дзэн

Cлово «дзэн» означает:

(япон. — от санскр. дхьяна — медитация, сосредоточение, созерцание),чань (кит.), одна из школ буддизма. Возник в Китае в 5-6 вв., с 12-13 вв.получил распространение в Японии, где существует до настоящего времени.Основателем считается индийский миссионер Бодхидхарма (6 в.). Для характерны критическое отношения к тексту как средству передачи истинногознания, вера в возможность обретения "просветления" (у, сатори)посредством размышления над бессмысленным с позиции логики диалогом(вэнь-да, мондо) или вопросом (гун-ань, коан), элементы интуитивизма. Ссер. 20 в. приобрел популярность среди западной интеллигенции (в рамкахконтркультуры).

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Значение слова «дзэн» в русском языке

— медитация, сосредоточение, созерцание — одна из школ буддизма, возник в Китае в V—VI вв., с XII в. получил распространение в Японии. Основателем считается индийский миссионер Бодхидхарма (VI в.). Для Д. характерны критическое отношение к тексту как средству передачи истинного знания, вера в возможность обретения просветления посредством размышления над бессмысленным с позиций логики диалогом или вопросом, элементы интуитивизма. С середины XX в. приобрел популярность среди западной интеллигенции.

Источник: Исторический словарь

Философский словарь

Дзэн

— яп. эквивалент кит. «чань» или «чань-на» от санскр. «дхъяна», обозначающего как в индуизме, так и в буддизме «сосредоточенное созерцание», или медитацию. Д.-буддисты связывают дхъяну с практикой «сатори» — неожиданным «просветлением», заключающимся во внезапном обнаружении мудрости Будды в индивидуальном преображенном сознании человека. Д.-буддизм появился в Китае в перв. пол. 6 в. Его возникновение связано с деятельностью 1-го дзэнского патриарха Бодхид-хармы, к-рый пришел в Китай из Индии в 520. Д.-буддизм проникает в др. страны: во Вьетнам -в форме «таен», в Корею — в виде «сэн», в 12-13 вв. — в Японию. Сейчас в мире насчитывается ок. 10 млн. последователей Д.-буддиз-ма, большая часть (ок. 9 млн.) проживает в Японии. От традиц. буддизма махаяны Д. отличается своеобразной прагматизацией фи-лос. основы учения, тяготением к иррационализму и мистике. В Д.-будд. лит-ре упоминаются следующие его особенности: 1) непосредственная («от сердца к сердцу») передача учения; 2) прямой контакт с духовной сущностью человека («всеобщей истинной мудростью Будды»); 3) независимость от письменных знаков и форм (букв, слов, предложений); 4) достижение совершенства Будды посредством обращения к внутр. миру человека. В Японии действуют следующие Д.-будд. ре-лиг; орг-ции: Обаку, Риндзай и Со-то. От них следует отличать совр. модификации — «коджо», «мирской», «немонастырский» Д., созданный в 19 в. и широко пропагандируемый в зап. капиталистических странах Дайджестом Тейтаро Судзуки (1870-1966); «бит-Д.» -искаженную форму Д.-будд. медитации, практикуемую наряду с употреблением наркотиков и др. пси-ходелических средств, к-рая была распространена в 50-60-е гг. 20 в. в Зап. Европе, США, Канаде; Д. как разновидность психотерапии, психоанализа, особого метода «промывания мозгов» и т.д.; Д.-медитацию, практикуемую специальными группами и центрами; христ. Д., представляющий одно из модных течений в католич. ре-лиг. модернизме. Увлечение зап. молодежи Д.-буддизмом отвлекает ее от решения реальных соц.-экономич, и политич. проблем.

Философский словарь

Дзэн

«сосредоточение», учение о достижении озарения (сатори), состояния незамутненности, неразличения не-«Я» (отсутствие индивидуального «Я»), результатом которого является реализация «пустоты» и выход за пределы собственного «Я», когда проявляется подлинная природа всего мира.

Философский словарь

Дзэн

(японское — сосредоточение, созерцание; соответствует кит.-чань) — трансформация буддизма, сложившаяся в Китае на рубеже V-VI вв. Обожествлению буддийских текстов Д. противопоставляет личный духовный опыт человека. Умение видеть непосредственно, без помощи слов, стало одним из осн. принципов Д. Установка на то, чтобы побудить человека проявить собственные возможности, парализованные стремлением научиться подражать, породила крайние формы воздействия в воспитательной практике: задающему вопрос либо не отвечают, либо дают непонятный ответ, либо просто бьют, чтобы вызвать шоковое состояние. Этика Д. в разных вариациях имеет ряд устойчивых правил, берущих начало в этике буддизма: не испытывать ненависти, не обращать внимания на преходящие ситуации, сохранять душевную невозмутимость и спокойствие, не иметь желаний, победить силу вещей как чего-то преходящего и недостойного внимания человека, быть в гармонии с дхармой, т. е. достичь высшей мудрости познавшего закон жизни и преодолевшего все оковы бренного бытия. Вопреки установке Д. считать истину невыразимой и передавать ее непосредственно, вне писаний и речей, осталось мн, письменных памятников этого учения. Интерес к Д., к его иррациональным аспектам на Западе возрос в середине XX в. под влиянием усилившегося кризиса буржуазной культуры. Слепое следование принципам, сформировавшимся в др. условиях и в др. время, ведет к появлению различных форм вульгаризации Д

Cлово «дзэн» означает:

дзэн, дзен (от ; , «дхья́на» — «созерцание», «чань», «сŏн») — одна из важнейших школ китайского и всего восточно-азиатского буддизма, окончательно сформировавшаяся в Китае в V—VI веках под большим влиянием даосизма и являющаяся доминирующей монашеской формой буддизма Махаяны в Китае, Вьетнаме и Корее.

Источник: Википедия

Большой современный толковый словарь русского языка

нескл. ; = дзэн-будд'измОдна из школ японского буддизма, распространенная с XII в., в основе теории которой лежит усиленное внимание к медитации и другим видам аутотренинга.

Современный толковый словарь, БСЭ

Дзэн

(япон., от санскр. дхьяна — медитация, сосредоточение, созерцание), чань (кит.), одна из школ буддизма. Возник в Китае в 5-6 вв., с 12-13 вв. получил распространение в Японии, где существует до настоящего времени. Основателем считается индийский миссионер Бодхидхарма (6 в.). Для Дзэн характерны критическое отношения к тексту как средству передачи истинного знания, вера в возможность обретения «просветления» (у, сатори) посредством размышления над бессмысленным с позиции логики диалогом (вэнь-да, мондо) или вопросом (гун-ань, коан), элементы интуитивизма. С сер. 20 в. приобрел популярность среди западной интеллигенции (в рамках контркультуры).

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Дзэн

одно из течений дальневосточного буддизма . Само слово 'Д.' — японское произношение китайской иероглифической транскрипции санскритского термина дхьяна (медитация, самоуглубление), китайское произношение — чань. Д. сложился в Китае в 6-7 вв. под сильным влиянием даосизма , у которого Д. заимствовал пренебрежение к знанию, убеждение в том, что истина не выразима в словах и её можно постичь лишь путём внутреннего скачка, освободив сознание не только от проторённых путей, которыми движется мысль, но и от мысли вообще. Для Д. характерны отказ от установленных норм разумного и морального, любовь к парадоксу, интуитивизм, непосредственность. Основа понятийного и художественного языка Д. — лаконичный намёк и ритмическая пауза. На первое место выдвигается импровизация, действие по наитию, без плана. Эти черты Д. могут быть поняты как выражение 'свободы духа' в обществе, где свободное мыслимо только как нечаянное, необдуманное, юродское. Первым патриархом Д. в Китае считается индийский проповедник Бодхидхарма (начало 6 в.), но решающую роль сыграли шестой патриарх Хуэй-нэн (638-
713), а также Шэнь-сю (605-
706). Период расцвета Д. в Китае продолжался до 9 в.; в Японии Д. появился в 12-13 вв.; он продолжает оказывать серьёзное воздействие на культуру и идеологию вплоть до настоящего времени. Д., в котором творческий акт интерпретируется как религиозный, оказал огромное влияние на китайскую живопись, каллиграфию и поэзию и на японскую культуру, особенно начиная с периода Муромати (14-16 вв.). Своеобразный (вульгаризированный) вариант Д. процветает среди битников, понимающих Д. как идеологию отказа от цивилизации.Лит.: Померанц Г., Дзэн и его наследие, 'Народы Азии и Африки', 1964, | 4; Завадская Е. В., Пятигорский А. М., Отзвуки культуры Востока в произведениях Дж. Д. Сэлинджера, там же, 1966, | 3; Suzuki D. Т., Essays in Zen Buddhism, ser. 1-3, L., 1953; Watts A., Way of Zen, N. Y., 1957; Blyth R. Н., Zen and zen classics, v. 1-5, Tokyo, 1960-

66. Г. С. Померанц.

Викисловарь

Дзэн

одна из важнейших школ китайского и всего восточно-азиатского буддизма

Морфемный разбор слова«дзэн»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) разбор слова дзэн. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «дзэн»

Какими словами можно заменить слово дзэн? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ДЗЭН

Ассоциации к слову «дзэн» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово дзэн? В русском языке со словом дзэн чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ДЗЭН

Предложения со словом «дзэн»

Примеры употребления слова дзэн в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Задолго до появления учения дзэн произошло слияние буддийских и даосских элементов.

Генрих Дюмулен, История дзэн-буддизма

Благодаря их участию я заинтересовался историей дзэн, и этот интерес не покидает меня и поныне.

Генрих Дюмулен, История дзэн-буддизма

Мистический характер интуитивного видения также присущ озарению, которого достигают адепты дзэн, вставшие на путь бодхисаттвы.

Генрих Дюмулен, История дзэн-буддизма

Все предложения и цитаты со словом ДЗЭН

Cлово «дзэн» является ответом на вопросы