Декабристы

Cлово «декабристы» означает:

— участники дворянского революционного движения, поднявшие в декабре 1825 г. восстание на Сенатской площади в Петербурге. Первые организации Д. возникли в 1816—1В21 гг.: «Союз спасения», «Союз благоденствия», с 1821 г. — Южное общество Д., куда в 1825 г. влилось Общество соединенных славян, и Северное общество. Стремились произвести военный переворот с помощью армии. Программа: отмена крепостного права, установление унитарной республики (Южное общество) или конституционной монархии с федеративным уклоном (Северное). Междуцарствие после смерти Александра I вызвало восстания 14 декабря в Петербурге и 29 декабря — 3 января 1826 г. на Украине (восстание Черниговского полка). движение было разгромлено, к следствию привлечено 579 человек. П. И, Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, К. Ф. Рылеев, М. П. Бестужев-Рюмин, П. Г. Каховский повешены, 121 человек сосланы на каторгу и на поселение в Сибирь. Репрессированы также 3 тыс. солдат.

Источник: Исторический словарь

Значение слова «декабристы» в русском языке

— представители дворянок, революц. движения, осуществившие 14 декабря 1825 вооруж. выступление против самодерж.-крепостнич. строя в России. В. И. Ленин называл Д. «самыми выдающимися деятелями дворянского периода» рус. освободит. движения (т. 25, с. 93). На формирование мировоззрения Д. оказали влияние бурж. революции в странах Зап. Европы, соч.А. Н. Радищева и франц. просветителей 18 в. Будучи единодушными в стремлении уничтожить самодерж.-крепостнич. строй, Д. различались по своим мировоззренч. взглядам. Нек-рые из них стояли на религ.-идеалистич. позициях, считали, что в революц. агитации среди солдат нужно использовать христ. идеи, большинство же Д. были сторонниками скептицизма, деизма и атеизма. Однако мировоззренч. разногласия не препятствовали политич. объединению Д. Представители материалистич. атеистич. крыла движения Д. — П. И. Борисов, И. Д. Якушкин, В. Ф. Раевский, А. П. Барятинский, Н. А. Крюков, И. И. Горбачевский, И. И. Иванов, С. М. Семенов и др. органически сочетали подготовку восстания с разработкой мировоззренч. проблем. Они подвергли критике осн. религ. представления о существовании бога и загробной жизни, показали, что вера в эти вымыслы способствует закабалению народа. Идеи материалистич. крыла Д., а также их открытое выступление против освящаемого церковью крепостнич. строя оказали огромное влияние на последующее развитие свободомыслия и атеизма в России.

Источник: Философский словарь

Большой Энциклопедический Словарь

Декабристы

русские дворянские революционеры, поднявшие в декабре 1825восстание против самодержавия и крепостничества. Главным образом офицеры,участники Отечественной войны 1812 и заграничных походов русской армии1813-15. Первые организации в 1816-21 — "Союз спасения", "Союзблагоденствия", с 1821 — Южное общество (в 1825 в него влилось Обществосоединенных славян) и Северное общество. Планировали произвести в 1826военный переворот силами армии. Программа: отмена крепостного права,установление унитарной республики ("Русская правда" П. И. Пестеля, Южноеобщество) или конституционной монархии с федеративным устройством("Конституция" Н. М. Муравьева, Северное общество). С усилениемреспубликанского крыла в Северном обществе (1823-24) намечалась выработкаобщей программы и единого плана действий. Междуцарствие после смертиимператора Александра I вызвало преждевременные вооруженные выступления:восстание 14 декабря 1825 на Сенатской пл. в Санкт-Петербурге и восстаниеЧерниговского полка на Украине (29 декабря 1825 — 3 января 1826). Послеразгрома движения к следствию привлечены 579 человек. 121 человек предансуду, по приговору которого 13 июля 1826 в Санкт-Петербурге повешены П. И.Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, К. Ф. Рылеев, М. П. Бестужев-Рюмин и П.Г. Каховский, остальные приговорены к каторге, ссылке в солдаты и др.Репрессиям подверглись также св. 3 тыс. солдат и матросов. В 1856оставшиеся в живых декабристы помилованы. Материалы следствия опубликованыв сборнике "Восстание декабристов" (т. 1-18, 1925-86), многие декабристы(Н. В. Басаргин, С. Г. Волконский, И. И. Горбачевский, А. Е. Розен, С. П.Трубецкой, И. Д. Якушкин и др.) — авторы мемуаров.

Исторический словарь

Декабристы

— русские дворянские революционеры, поднявшие в декабре 1825 восстание против самодержавия и крепостничества. Главным образом офицеры, участники Отечественной войны 1812 и заграничных походов русской армии 1813-15.

Исторический словарь

Декабристы

члены тайных обществ, поднявшие в декабре 1825 восстание против самодержавия и крепостничества. Главным образом офицеры, участники Отечественной войны 1812 и заграничных походов 1813-15, члены масонских лож. Первые организации — "Союз спасения", "Союз благоденствия", с 1821 — Южное общество (в 1825 в него влилось Общество соединенных славян) и Северное общество. Выступали за отмену крепостного права, установление унитарной республики ("Русская правда" П. И. Пестеля, Южное общество) или конституционную монархию с федеративным устройством ("Конституция" Н. М. Муравьева, Северное общество). Планировали произвести в 1826 военный переворот. С усилением республиканского крыла в Северном обществе (1823-24) намечалась выработка общей программы и единого плана действий. Междуцарствие после смерти императора Александра I вызвало преждевременные вооружённые выступления: восстание 14.12.1825 на Сенатской площади в С.-Петербурге и восстание Черниговского полка на Украине (29.12.1825 — 3.1.1826). После разгрома движения к следствию привлечены 579 человек, 121 человек предан суду, по приговору которого 13.7.1826 в С.-Петербурге повешены П. И. Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, К. Ф. Рылеев, М. П. Бестужев-Рюмин и П. Г. Каховский, остальные приговорены к каторге, ссылке в солдаты и др. Репрессиям подверглись также свыше 3 тыс. солдат и матросов, участвовавших в выступлениях. В 1856 оставшиеся в живых Д. помилованы. Материалы следствия опубликованы в сборнике "Восстание декабристов" (т. 1-18, 1925-86).

Исторический словарь

Декабристы

— члены тайных русских обществ первой четверти XIX в., ставивших себе целью преобразование политического строя России. Первое тайное общество было основано в 1816 г. в Петербурге под названием "Союз Спасения или Истинных и Верных Сынов Отечества". В принятом в 1817 г. уставе этого общества говорилось, что оно стремится к установлению конституционного строя в России и к ограничению самодержавия. В 1817 г. "Союз Спасения" преобразуется в "Союз Благоденствия". В состав этого общества входили, главным образом, офицеры-участники наполеоновских войн, побывавшие во Франции, воспитанные на просветительной литературе XVIII века и приобщившиеся к традициям Великой Французской Революции. Основателями общества были: братья А. и Н. Муравьевы, кн. Трубецкой и П. Пестель. В феврале 1821 г. в Москве состоялся съезд "Союза Благоденствия", на котором был поставлен вопрос о вооруженном восстании. Для руководства делами общества были образованы так называемые думы в Петербурге, Москве, Смоленской губ. и в городе Тульчине. Тульчинский отдел, известный под названием "Южного Общества" и руководимый Пестелем, являлся более решительным сторонником демократической республики, в отличие от Северного, Петербургского, стоявшего за конституционную монархию. Внешним поводом к вооруженному восстанию послужила смерть Александра I (в ноябре 1825 г.) и наступивший вслед за нею период междуцарствия. 14 декабря 1825 г., в день, когда новому царю Николаю Павловичу должна была быть принесена войсками присяга, декабристы вывели на Сенатскую площадь лейб-гвардейский Московский полк, лейб-гренадеров и моряков гвардейского экипажа. Восставшие части отказались присягать Николаю. Однако, вследствие неумелости и нерешительности руководителей восстания, оно было тут же подавлено правительственными войсками. Немедленно после ликвидации восстания начались аресты. По приговору суда пять главных руководителей декабристов (Пестель, Рылеев, С. Муравьев-Апостол, Каховский и Бестужев-Рюмин) были повешены; 123 человека были сосланы на каторгу. Основной причиной неудачи декабристского движения нужно считать полное отсутствие связей декабристов с народными массами и их страх перед народной революцией. "То сословие, — пишет Плеханов, — к которому принадлежали люди 14 декабря, было консервативным по самому положению своему. То дворянское меньшинство, которое сумело возвыситься над сословными предрассудками и сословными интересами, было слишком слабо для того, чтобы добиться осуществления своих идеалов". Значение декабристов в истории русского освободительного движения Герцен охарактеризовал следующими словами: "Пушечный гром, раздавшийся на Сенатской площади, разбудил целое поколение". /Т. 2/

Исторический словарь

Декабристы

— общественно- политическое движение среди дворян-офицеров, выступавшее за отмену крепостного права в России.

Исторический словарь

Декабристы

– представители дворянства, впервые в России выступившие за ограничение самодержавия и ликвидацию крепостничества, поднявшие 14 декабря 1825 г. восстание (отсюда название участников движения – декабристы). Многие из них учились в Московском университете и Царскосельском лицее, где господствовал «дух вольномыслия». Главная причина зарождения движения дворянских революционеров – понимание ими, что сохранение крепостничества и самодержавия – гибельно для дальнейшей судьбы страны. Важной причиной явилась Отечественная война 1812 г. и пребывание русской армии в Европе в 1813 – 1815 гг. Будущие декабристы называли себя «детьми 12-го года». Они поняли, что народ, спасший Россию от Наполеона, заслуживает лучшей участи. Знакомство с европейской действительностью убедило передовую часть дворян в том, что крепостное состояние русского крестьянства необходимо изменить. Подтверждение этим мыслям они находили в трудах французских просветителей 18 в., а также русских вольнодумцев А.Н. Радищева, Н.И. Новикова. Формированию революционного мировоззрения у части русских дворян способствовала и международная обстановка. По образному выражению П.И. Пестеля, дух преобразования заставлял «везде умы клокотать». «Что ни почта, то революция», — говорил он, намекая на получение в России информации о революционном и национально-освободительном движении в Европе и Латинской Америке. Идеология европейских и российских революционеров, их стратегия и тактика во многом совпадали. Поэтому восстание в России в 1825 г. стоит в одном ряду с общеевропейскими революционными процессами. Они объективно были нацелены на развитие капиталистических отношений. Однако в общественном движении России была и своя специфика. Она выражалась в том, что в России фактически не было буржуазии, способной бороться за свои интересы и за демократические преобразования. Широкие народные массы были темны, необразованны и забиты. Они долго еще сохраняли монархические иллюзии и политическую инертность. Поэтому революционная идеология. Понимание необходимости модернизации страны складывалось в начале ХХ века исключительно у передовой части дворянства, выступавшей против интересов своего сословия. Круг революционеров был крайне ограничен – в основном представители родовитого дворянства и привилегированного офицерского круга. (См. схему «Причины, условия и исходные идеи декабристов») Тайные общества декабристов в России появились на рубеже 18 – 19 вв. (См. схему «Тайные общества декабристов») Они имели масонский характер, и их участники разделяли, в основном, либерально-просветительскую идеологию. Первыми политическими организациями будущих декабристов были «Союз спасения» и «Союз благоденствия». В 1821 г. на Украине было образовано «Южное общество» (в 1825 г. в него влилось «Общество соединенных славян»), в 1822 г. в Петербурге – «Северное общество». Были разработаны политические программы («Конституция» Н. Муравьева, «Русская правда» П. Пестеля). (См. схему «Программы декабристов») Междуцарствие после смерти Александра I, вызвало преждевременное выступление – восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге и Черниговского полка на Украине. (См. схему «Движение декабристов») Вооруженное выступление декабристов было подавлено. Аресты шли до апреля 1826 г. Всего по делу декабристов проходило 579 лиц. В итоге 289 человек были признаны виновными. Из них 121 человек предстал перед Верховным уголовным судом. 5 июля 1826 г. суд приговорил П.И. Пестеля, К. Ф. Рылеева, С.И. Муравьева-Апостола, М.П. Бестужева-Рюмина и П.Г. Каховского к смертной казни четвертованием. Прочие осужденные были приговорены к смертной казни отсечением головы, к различным срокам каторги, к ссылке (в последствии вслед за многими мужьями-декабристами последовали их жены), 11 — к разжалованию в солдаты. По царскому указу четвертование было заменено повешением, отсечение головы — пожизненной каторгой. В ночь на 13 июля 1826 г. во дворе Петропавловской крепости над осужденными был совершен «обряд гражданской казни». Им был зачитан приговор, в знак разжалования с них были сорваны мундиры и ордена и брошены в костры, над головами переломлены надпиленные шпаги. Ранним утром того же дня в Петропавловской крепости были приведены в исполнение смертные приговоры над пятью декабристами. По свидетельству декабриста И.Д. Якушкина, трое декабристов сорвались с виселиц, так как дождь намочил веревки, и они стали скользкими. «С. Муравьев повредил ногу и мог только выговорить: «Бедная Россия! И повесить порядочно у нас не умеют!» Каховский выругался по-русски. Рылеев не сказал ни слова. Генерал велел поднять трех упавших и вновь их повесить»… Суды, рассматривавшие дела солдат, участвовавших в восстании, вынесли жестокий приговор: 180 человек «прогнать сквозь строй», т.е. наказать ударами шомполов и сослать на каторгу. Остальные 4 тысяч солдат были отправлены на Кавказскую войну. оказали большое влияние на развитие общественного движения в России в 30 – 50-е гг. 19 в.    

Исторический словарь

Декабристы

— участники восстания 14 декабря 1825 г., представители дворянства, впервые в России выступившие за ограничение самодержавия и ликвидацию крепостничества. для достижения своих целей создали тайные организации ("Северное общество", 1822 г.; "Южное общество", 1821 г.; "Общество соединенных славян", 1823 г.) и политические программы ( "Конституция" Н. Муравьева, "Русская правда" П. Пестеля).

Философский словарь

Декабристы

— рус. дворянские революционеры, члены тайных об-в в 20-х гг. XIX в., организаторы военного выступления против самодержавно-крепостнического строя в декабре 1825 г. После подавления восстания правительством Николая I Пестель, К. Ф. Рылеев, П. Г. Каховский, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин были казнены, остальные 121 человек осуждены на каторгу и ссылку, сосланы в Сибирь, на Кавказ, изолированы от общественно-политической жизни. Д. руководствовались идеями, связанными с пробуждением рус. национального сознания после Отечественной войны 1812 г., патриотическим стремлением превратить Россию в высокоразвитую свободную державу. Любовью к народу, желанием для него лучшего будущего объясняли свое вступление в тайные об-ва мн. Д. В своих "Записках" Т. Е. Бок писал: "Мы должны быть русскими, мы можем быть русскими, станем же наконец русскими…" ( и их время. М.; Л., 1951. С. 194). По своей нравственной сути это было первое выражение теории "долга перед народом", разработанной впоследствии народниками, принятой мн. представителями интеллигенции. Д. испытали влияние Французской и Американской революций, революционных событий в Греции, Испании, Италии и др. странах. Популярными в их кругах были соч. Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, К. А. Гельвеция, П. Гольбаха, И. Бентама, Ф. В. Шеллинга, Э. Кондильяка, А. Дестют де Траси, Ж. Б. Сея и др. В своих философских взглядах Д. подчеркивали решающее значение для истории "духа времени" (преобразований, перемен, идеи свободы), к-рый, по их мнению, охватил Россию точно так же, как и европейские страны. Причем такая установка была выражена двояко: во-первых, как основа убеждений и общемировоззренческая ориентация и, во-вторых, как повод для части Д. оправдаться на следствии: "Пагубный дух времени заразил нас еще в иностранной земле, и мы, как чумные, внесли заразу сию в Отечество наше" (Восстание декабристов. М.; Л., 1927. Т. 3. С. 16). Социально-политическими задачами Д. были: отмена крепостничества, низвержение или ограничение самодержавия, установление республиканского или конституционного строя. Эти цели объективно являлись буржуазно-демократическими, хотя субъективно Д. выступали с общенациональных позиций, считая себя выразителями интересов всего народа, об-ва в целом. Наиболее известные проекты преобразования России принадлежали H. M. Муравьеву (конституционно-монархический) и Пестелю (республиканский). Последний, более радикальный, содержал в зачаточном виде элементы утопического социализма, напр., идею уравнительного раздела земли. Радикализм политической философии Пестеля, носивший на себе отпечаток новейших зап. доктрин, не отменял ориентации на отечественный опыт. Будущий парламент России он называл "Народным вече", что отражало распространенное среди Д. восхищение "республикой" Новгорода. Эта же черта выражена в названии его проекта — "Русская правда", воспроизводившем средневековый законодательный свод. В преамбуле проекта было подчеркнуто, что преобразование государственного порядка должно осуществляться, "сохраняя притом все полезное". Уже в 1-й гл. сформулирован принцип "права народности", регламентирующий возможности независимого политического существования для многочисленных народов, населяющих Россию. Правом образовать особые государства могут воспользоваться, однако, те народы, к-рые в состоянии сохранить свое отдельное и независимое политическое существование. В противном случае слабые (малочисленные) народы или племена неминуемо попадают под владычество др. большого государства, становятся предметом раздора и военных столкновений. Конституция Пестеля намечала уничтожение сословий, образование одного сословия — гражданского, выборность органов законодательной и исполнительной власти, раздел всей земли на общественную и частную, гарантию прав личности и собственности, недопущение "аристократизации богатств", развитие "народной промышленности", гармоническое сочетание прав и обязанностей правительства и народа. Обоснованию социальных идеалов декабризма служили как материалистические (деистические), так и идеалистические и религиозные философские идеи. Напр., С. И. Муравьев-Апостол в "Православном катехизисе", опираясь на Евангелие, критиковал политическую тиранию, отстаивал идею свободы и суверенности личности. Чаадаев, хорошо осведомленный о состоянии умов Д., особо отмечал популярность у них неприятного ему "оледеняющего деизма" (по-видимому, деизм и был наиболее распространенной формой философствования среди Д.). Материалистами были: П. И. Борисов, Якушкин, Н. А. Крюков, Барятинский, В. Ф. Раевский. К деизму склонялись Пестель, Н. И. Тургенев, В. И. Штейнгель. На теистических позициях стояли Лунин, В. К. Кюхельбекер, М. А. Фонвизин. Среди Д. шли дискуссии, продолжавшиеся и в сибирский период, когда мировоззренческие различия стали более отчетливыми и вылились в противостояние материалистическо-деистической группы (большинства) и христианской "конгрегации" (меньшинства). Д.-материалисты вслед за Ломоносовым развивали атомистические представления, считая основой строения Вселенной мельчайшие материальные частицы — "единицы" (Якушкин), "корпускулы-молекулы" (Крюков), "первоначальные атомы" (Борисов). По мысли Борисова ("О возникновении планет"), из всех гипотез происхождения Земли "вероятнейшей" является атомистическая. Якушкин ("Что такое человек?") вслед за Радищевым разрабатывал антропологическую проблематику, ставил вопросы о сходстве и различии человека и окружающей его природы, о человеческом познании, обращался к Р. Декарту, Дж. Локку, И. Канту, но его симпатии принадлежали фр. материализму, "широкому разгулу разума", подрывавшего устои средневековья и феодализма. Крюков ("Философские записи") анализировал психические способности человека (воображение, впечатление, внимание, память), роль "чувственности и чувствований" в познании с позиций сенсуализма. Гуманистические устремления Д. выражались в подчеркивании важной социальной роли философии (если она есть изыскание истины, то "истина должна быть открыта народу"), в определении ее как "правдоведения" (Крюков). Хронологические рамки философского движения Д. не ограничивались 1-й пол. 20-х гг., хотя ряд соч. написан ими до 1825 г., включая космологический трактат В. И. Штейнгеля "Опыт … счисления старого и нового стиля" (Спб., 1819), статьи В. К. Кюхельбекера, примыкавшего к "любомудрам ", а также соч. Барятинского, Г. С. Батенькова, Н. И. Тургенева и др. Идеи, близкие Д. по духу, выражены в книге Кунщына "Право естественное" (ч. I — 1818; ч. II — 1820). Каторга и ссылка не привели к угасанию философских интересов среди Д. "Пламенный христианин", верующий католик Лунин в работах сибирского периода эволюционировал в сторону более последовательного теизма, совмещавшегося с политическим радикализмом. "Философия всех времен и школ, — писал он, — служит единственно к обозначению пределов, от которых и до которых человеческий ум может сам Собою идти. Прозорливый вскоре усматривает эти пределы и обращается к изучению беспредельного Писания" (Избр. соц.-полит. и филос. произв. декабристов: В 3 т. М., 1951. Т. 3. С. 184). Обвинения Лунина против исторического православия во многом напоминают идеи, высказанные Чаадаевым в первом "Философическом письме". Христианство в России, считал он, подчинилось власти абсолютизма, и потому православная церковь стала силой, препятствующей введению "представительного порядка вещей". С позиций, близких западничеству, Лунин осудил "стариков-щину", рус. патриархальность и всеобщую зависимость от власть имущих. Он же подверг критике формулу Уварова "православие, самодержавие, народность", считая, что православие "не дает предпочтения ни самодержавию, ни иному образу правления" (Там же. С. 189). Никто не доказал еще, по словам Лунина, почему самодержавие "свойственнее русским, чем другое политическое устройство, и всегда ли они одинаково будут его предпочитать". В работе "Розыск исторический" Лунин заклеймил отсталость "политического быта" России, едва подвинувшейся "к той черте, за которой нашли англичан" (Лунин М. С. Соч. и письма. С. 82). Протестант В. К. Кюхельбекер в ссылке разделял иную разновидность теизма, не основанную на противопоставлении зап. и вост. христианства. Кюхельбекер подчеркивал объединяющую функцию христианской религии, не разделяющей народы на вост. и зап., а сплачивающей их на основе христианского универсализма. "Следовать же этому учению может, если только не будет противиться голосу внутреннему, и жид, и магометанин" ( и их время. С. 79). Фонвизин в ссылке написал одно из первых в России обобщающих соч. по истории философии (вслед за работами Галича "История философских систем" (Спб., 1818-1819. Ч. 1-2) и архимандрита gavriil-vasquez-6193.html»>Гавриила "История философии" (Казань, 1839-1840. Ч. 1-6), названное им "Обозрение истории философских систем", где он рассматривает предмет философии с позиций христианского теизма, излагает историю античной, средневековой и новой философии, завершая ее системой Гегеля и "левогегельянцев". Высшее назначение философии, по Фонвизину, состоит в том, что она может "приуготовить сердечную почву к принятию семян веры, возбудив в человеке желание самопознания и представя ему идеал того, чем он быть должен". При общей высокой оценке гегелевской философии, Фонвизин указывал на такие ее недостатки, как консерватизм, "тяжелость языка" и недооценка славянского мира. "В политике Гегель был в высшей степени консерватор, поборник монархического начала и противник народодержавия". Т. обр., можно заключить, что и в "последекабрьский" период творчества Д. сумели отразить свое понимание философских интересов рус. образованного об-ва, параллельное, в частности, дискуссиям славянофилов и западников, спорам о нем. философской классике, поискам новых путей развития рус. философии в XIX в. Несмотря на мировоззренческую близость нек-рых Д. к религиозным течениям рус. философии, они были особо почитаемы лишь секуляризированной, либеральной и революционной интеллигенцией. Современники Д. — Чаадаев и Хомяков в целом негативно оценивали декабристские рецепты преобразования России, считая их одинаково неприемлемыми и в политическом, и в теоретическом отношениях. Бесспорно и глубоко влияние Д. на рус. художественную культуру, особенно литературу, к-рое простиралось от Пушкина до Толстого.

Философский словарь

Декабристы

— организаторы неудавшегося вооруженного мятежа в России в декабре 1825, представители второго этапа российского революционного движения. (Вопреки распространенному представлению, к первому этапу этого движения правомерно относить события так называемых "крестьянских войн" в России 17-18 вв. Провоцируя поддержку стихийно бунтующих крестьянских масс, их организующее и направляющее ядро — как правило, кадровые военные, стрельцы и казачество — провозглашали требования "воли", уравнительного передела собственности и т.д.). Движение Д., инициированное, в частности, массовым ознакомлением российской военно-политической элиты с европейскими порядками в ходе антинаполеоновских войн, ошибками и просчетами администрации Александра I, творчеством отечественных и зарубежных диссидентов и вольнодумцев, обусловило формирование ряда значимых интенций российской ментальности 19-20 вв. Нравственно-героический пафос индивидуального самопожертвования и осознанного трагичного выбора своей судьбы представителями движения Д. в исторической ретроспективе оказался неизмеримо значимее потенциального резонанса практически любого подавленного выступления военных в истории человечества. Оказавшись, очевидно, несостоятельным (нередко вполне осознанно) в прагматически-политических "измерениях" своей деятельности (отсутствие многомерной и разновекторной программы преобразований, аристократическая нерешительность в жесткой ситуации мгновенного "силового" противостояния, результировавшаяся в осмысленном дистанцировании от любых перспектив люмпенско-городского и крестьянского бунта), движение Д., тем не менее, выступило источником тектонических сдвигов в структуре российского общества и его духовной культуры. Причем эти интеллектуальные и общественные новации оказались значимыми как для радикального, так и для консервативного крыла отечественного социума: 1) Воспроизведение в новых исторических условиях (аналогично Петру I) и перспективная общественная ретрансляция идеи о том, что Россия — страна, выпавшая из европейского исторического времени и приговоренная к стремлению синхронизироваться с ним. 2) Убежденность в позитивной осуществимости для России исключительно процедур "революции сверху", отказ от привлечения народа к разрешению конфликтов различных групп правящего класса. 3) Как следствие, уяснение того, что программы проигравшей стороны неизбежно наделяются народной молвой всеми теми публичными чаяниями, которые четко не сформулированы ни харизматическими пророками-проповедниками, ни профессиональными политиками. Как практический результат — легитимизация практики тотального замалчивания в контролируемых властью средствах массовой коммуникации идеологии и идеалов опальных и побежденных (Д. во второй четверти 19 в., небольшевистские социал-демократические и народные партии во второй четверти 20 в., участь Сахарова в 1970-1980-х и т.п.). 4) Культовая традиция оценок значения движения Д., особо акцентированная уникальным феноменом жизненного пути жен и невест Д. Формирование в России — в середине 19 в. нетрадиционного общественного слоя — разночинной интеллигенции — в значимой мере было обусловлено дискурсом мировоззрения Д. А .А. Г рицинов, А.И. Мерцалова

Философский словарь

Декабристы

— рус. дворянские революционеры, члены тайных об-в 20-х гг. 19 в., организаторы военного выступления против самодержавно-крепостнического строя в декабре 1825 г. После подавления восстания правительством Николая I П. Пестель, К. Рылеев, П. Каховский, С. Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин были казнены, остальные сосланы в Сибирь, на Кавказ, изолированы от общественно-политической жизни. Революционность Д.— продукт феодально-крепостнической среды, ее несправедливостей и притеснений — была связана с пробуждением рус. национального самосознания после Отечественной войны 1812, порождена патриотическим стремлением превратить Россию в высокоразвитую свободную державу. Д. испытали также влияние Французской и Американской буржуазных революций, революционных событий в Греции, Испании, Италии и др. странах. Задачами Д. были: отмена крепостничества, свержение или ограничение самодержавия, установление республиканского либо конституционного строя. Эти цели объективно, по своей социально-классовой сущности являлись буржуазно-демократическими, хотя субъективно Д. выступали с общенациональных позиций, считая себя выразителями интересов всего рус. народа, об-ва в целом. Дворянская ограниченность Д. выразилась в боязни народной революции, в нерешительной тактике во время восстания. Наиболее известные проекты преобразования России принадлежали Н. Муравьеву (конституционно-монархический) и Пестелю (республиканский). Последний, более радикальный, содержал в зачаточном виде элементы утопического социализма, напр., идею уравнительного раздела земли. Конституция Пестеля намечала уничтожение сословий, образование одного сословия — гражданского, выборность органов законодательной и исполнительной власти, раздел всей земли на общественную и частную, гарантию прав личности и собственности, недопущение “аристокрации богатств”, развитие “народной промышленности”, гармоническое сочетание прав и обязанностей правительства и народа. Обоснованию социальных идеалов декабризма служили как материалистические, так и идеалистические и даже религиозные философские идеи. Материалистами были: П. Борисов, И. Якушкин, Н. Крюков, А. Барятинский, В. Раевский и др. К деизму склонялись П. Пестель, Н. Тургенев и др. На идеалистических позициях стояли М. Лунин, В. Кюхельбекер, Е. Оболенский и др.; на религиозных — Бестужев-Рюмин, Муравьев-Апостол, Н. Муравьев. Среди Д. отмечались колебания между идеализмом и материализмом, шли философские дискуссии, продолжавшиеся и в период сибирской ссылки. Материализм Д. в целом носил механистический, метафизический характер. Д.-материалисты вслед за Ломоносовым развивали атомистические представления, считая основой строения вселенной мельчайшие материальные частицы — “единицы” (Якушкин), “корпускулы-молекулы” (Крюков), “первоначальные атомы” (Борисов). По мысли Борисова (“О возникновении планет”), из всех гипотез происхождения Земли “вероятнейшей” является атомистическая. Якушкин (“Что такое жизнь?”) вслед за Радищевым разрабатывал антропологическую проблематику, ставил вопросы о сходстве и различии человека и окружающей его природы, о человеческом познании, обращался к Декарту, Локку, Канту, но его симпатии принадлежали французскому материализму, “широкому разгулу разума”, подрывавшего устои средневековья и феодализма. Крюков (“Философские записи”) анализировал психические способности человека (воображение, впечатление, внимание, память), роль “чувственности и чувствований” в познании с позиций материалистического сенсуализма. Гуманистические стремления Д. выражались в подчеркивании важной социальной роли философии (если она есть изыскание истины, то “истина должна быть открыта народу”), в определении ее как “правдоведения” (Крюков).

Каким бывает «декабристы»?

Декабристы бывает:

  • будущие
  • многие
  • другие
Все определения к слову ДЕКАБРИСТЫ

Фонетический разбор слова «декабристы»

Звуко-буквенный разбор слова декабристы. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Ассоциации к слову «декабристы» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово декабристы? В русском языке со словом декабристы чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ДЕКАБРИСТЫ

Cлово «декабристы» является ответом на вопросы