Вдохновение

Cлово «вдохновение» означает:

(англ. inspiration) — резкий и неожиданный подъем духовных сил человека, наблюдаемый в процессе творческого труда. В. характеризуется глубокой и устойчивой сосредоточенностью на предмете труда, активизацией способностей, знаний и умений, высоким уровнем активности познавательных процессов (живостью впечатлений), яркостью образов памяти и воображения. С В. нередко связано рождение замысла и идеи произведения, нахождение решения неприступной проблемы, создание центральных образов художественного произведения. "В. не есть исключительная принадлежность художника: без него недалеко уйдет и ученый, без него немного сделает даже и ремесленник, потому что оно везде, во всяком деле, во всяком труде" (БелинскийВ. Г. Поли.собр. соч. — М. Л., 1953. — Т. 2. — С. 443). См. Творчество.

Источник: Психологический словарь

Значение слова «вдохновение» в русском языке

наитие

Источник: Словарь синонимов

Исторический словарь

Вдохновение

или сверхъестественное воздействие Духа Божия, Который внушал авторам библейских книг, что нужно было писать, и хранил их от ошибок. О боговдохновенности библейских книг написано в 2 Тим. 3:16: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». Во 2 Пет. 1:21: «изрекали его (пророчество) святые Божий человечки, будучи движимы Духом Святым»; и в 1 Пет. 1:10,11 о том, что пророки в своих изысканиях руководились Духом Христовым, Который был в них. Господь Иисус обещал Своим ученикам, что Дух Отца будет руководить ими, когда Бог призовет их для свидетельства (Мат. 10:19,20; Иоан. 16: 13) Церковь Христова признавала и признает книги Нового Завета такими же боговдохновенными, как и книги Ветхого Завета (срав Лев. 24:12; Езд. 7:27; Неем. 2:12; Иер. 20:7-9; 1 Кор. 7:10,25,40; 11:23).

Исторический словарь

Вдохновение

приподнятое состояние духа, вызванное самим человеком, Богом, добрым или злым духом. В последнем случае вдохновение называется одержимостью. — порыв страстных неопределенных желаний — душевное состояние, доступное всем (М.А. Врубель). приходит во время труда (Н.А. Островский), — это такой гость, который не всегда является на первый зов. Между тем работать надо всегда. Нужно терпеть и верить, что вдохновение неминуемо явится тому, кто сумел победить свое нерасположение (П.И. Чайковский). Не для житейского волненья, не для корысти, не для битв — мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв (А.С. Пушкин).О. П.

Психологический словарь

Вдохновение

— состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к появлению или реализации замысла и идеи произведения науки, искусства, техники. Характерно повышенной общей активностью, необычайной продуктивностью деятельности, сознанием легкости творчества, переживанием "одержимости" и эмоционального погружения в творчество. Кажущаяся несознаваемость творческого процесса — следствие максимальной сознательности самого творчества, предельной ясности сознания, своеобразного наплыва и прояснения мыслей и образов, чрезвычайной обостренности памяти, внимания, страстной воли, направленной на реализацию идеи. При всей кажущейся самопроизвольности вдохновение, как правило, — результат предварительного напряженного труда.

Философский словарь

Вдохновение

— см. Инспирация.

Философский словарь

Вдохновение

состояние предельного напряжения и взлета духовных сил, творческого горения человека; «расположение души к живейшему принятию впечатлений, следственно к быстрому соображению понятий, что и способствует объяснению оных» (Пушкин). Известно, что большинство открытий совершается самым непредвиденным, даже таинственным образом. И действительно, мышление тесно связано с творческим порывом. Вы пытаетесь решить сложную проблему. Кажется, что эта задача вам не по силам. Мысль готова капитулировать. Ночью, когда напряжение спало, вы бессознательно ощущаете пути решения проблемы. Сначала зыбко, через некие образы рождаются конкретные шаги к осознанию задачи. Утром вы вдруг ощущаете свежесть мысли – препятствия преодолены. Известно, что Альберт Эйнштейн любил играть на скрипке. В поэтическом одушевлении он искал путь познания природы. Не случайно говорят, что его теория относительности – плод гениального воображения. Немецкий химик А. Кекуле пришел к открытию бензольного кольца (циклическая формула бензола), потому что оно привиделось ему в форме змеи, хвост которой находится в пасти. Дмитрий Иванович Менделеев не сразу представил себе созданную им периодическую систему элементов. Она рождалась как бы из тумана в виде некой таблицы, отдельные клетки которой оставались пустыми. Но, по расчетам, в них должны были быть элементы. И, действительно, недостающие элементы были открыты гораздо позже самой таблицы.

Философский словарь

Вдохновение

— состояние человека, особо благоприятное для различных видов творческой деятельности. По словам Пушкина, “вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии”. В. характеризует полная сосредоточенность всех духовных сил человека на объекте творчества, эмоциональный подъем (радость творчества, творческое горение), в силу чего труд становится исключительно продуктивным. В противоположность идеалистическому пониманию В. как “божественного неистовства”, мистической интуиции и внезапного озарения (Платон, Шеллинг, Э. Гартман, 3. Фрейд, Г. Рид и др.), материализм отрицает какой бы то ни было сверхъестественный характер В., рассматривает его как психическое явление, обусловленное общественными и индивидуальными стимулами творчества, а также самим процессом труда.

Философский словарь

Вдохновение

В общем смысле под этим именем разумеется такое особое состояние субъекта, при котором он способен к наиболее интенсивным, целесообразным и ценным по внутреннему достоинству действиям в области религиозной, умственной и эстетической. Хотя не всем одинаково свойственно испытывать такой подъем духовной деятельности, но безусловного различия между людьми в этом отношении признать невозможно; некоторая степень вдохновения необходима для успешного исполнения всякого человеческого дела. По этимологии своей слово "вдохновение" (inspiratio) указывает на первоначальное представление о причине этого явления. А именно, предполагалось, что в человека входит постороннее духовное существо и более или менее полно овладевает его душевными способностями, возвышая и усиливая их. Качеством этой посторонней духовной силы, входящей в субъекта или находящей на него (вдохновение = наитие), обусловливается, согласно такому представлению, различие между положительным вдохновением (наитие свыше) и одержанием или бесноватостью. Наиболее яркое и грубое выражение этого реально-мистического взгляда на вдохновение мы находим, с одной стороны, у диких и полудиких народов — например, у наших сибирских инородцев, у которых их вдохновенные пророки и чародеи, шаманы, представляются пассивными орудиями разных входящих в них духов, иногда зооморфического характера; а с другой стороны, у современных спиритов мы встречаем убеждение, что все вдохновенные деятели человечества были лишь особого рода медиумы (то есть также пассивные орудия) сообщавшихся через них духов. В менее грубой форме, чем у шаманов и спиритов, тот же взгляд господствовал у древних греков, приписывавших всякое вдохновенное действие наитию Аполлона и Муз; воззвание к этим божествам, превратившееся впоследствии в риторическую фигуру, имело первоначально совершенно реальный смысл. Начало иного взгляда принадлежит Платону, который смотрит на вдохновение, как на внутренний эффект, сопровождающий возвышение разумной души в сферу созерцания истинно-сущего или вечных идей (см. в особенности диалог Федр). Впрочем, у Платона — и еще более у позднейших неоплатоников — идеалистический взгляд на вдохновение смешивается с прежними мифологическими представлениями. Он совершенно отрешается от них в германском идеализме. По Гегелю, вдохновение есть действие человеческого духа, непосредственно наполненного и связанного раскрывающимся в нем идеальным содержанием; вследствие своей непосредственности это действие ощущается самим субъектом, как чужая сила — вдохновение есть состояние несвободное (ein unfreies Pathos). Здесь, как и везде у Гегеля, мы видим лишь подведение частного явления под общую логическую формулу, а не реальное его объяснение. Такого объяснения не находим мы и у других новейших философов. Шопенгауэр повторяет своими словами взгляд Платона, а Гартман довольствуется причислением вдохновения — наряду с инстинктом, религиозным чувством и так далее — к проявлению в нас бессознательного или сверхсознательного начала. В школьной психологии рассуждения о вдохновении ограничиваются обыкновенно амплификациями общих мест. Гораздо более плодотворными следует признать наблюдения новейших психопатологов, подтверждающих старинное мнение Аристотеля о сродстве высшей духовной деятельности с помешательством. Можно считать установленным фактом, что особенная способность к вдохновенным действиям и произведениям (гениальность) и многие формы душевных болезней развиваются на общей почве невропатической и психопатической конституции. Но этот важный и интересный факт, очевидно, вовсе не объясняет существенного и объективного различия между результатами сумасшествия и гениальности. Все существующие взгляды на вдохновение могут быть подведены под три главных точки зрения: 1) или вдохновение понимается как действие в человеке и через человека внешних духовных сил, 2) или как акт имманентного раскрытия в человеческом духе его высшего идеального содержания, 3) или, наконец, как проявление особой психофизической организации при известных физиологических условиях. Эти три основные взгляда отвечают собственно на три различные вопроса: в первом имеется в виду причина данного явления, действующая или производящая (causa efficiens), во втором — причина формальная или идеальная (?????), в третьем — причина материальная или субстрат (?? ???????????). Во всяком случае эти три взгляда не только в отдельности, но и вместе взятые, не дают нам удовлетворительного объяснения, и истинно-научная теория вдохновения принадлежит к задачам будущего. Вл. С.

Психологическая энциклопедия

Вдохновение

(англ. inspiration) — резкий и неожиданный подъем духовных сил человека, наблюдаемый в процессе творческого труда. В. характеризуется глубокой и устойчивой сосредоточенностью на предмете труда, активизацией способностей, знаний и умений, высоким уровнем активности познавательных процессов (живостью впечатлений), яркостью образов памяти и воображения. С В. нередко связано рождение замысла и идеи произведения, нахождение решения неприступной проблемы, создание центральных образов художественного произведения. "В. не есть исключительная принадлежность художника: без него недалеко уйдет и ученый, без него немного сделает даже и ремесленник, потому что оно везде, во всяком деле, во всяком труде" (БелинскийВ. Г. Поли.собр. соч. — М. Л., 1953. — Т. 2. — С. 443). См. Творчество.

Толковый словарь Даля

Вдохновение

вдохнуть, см. вдыхать.

Толковый словарь Ожегова

Вдохновение

Творческий подъем, прилив творческих сил

Каким бывает «вдохновение»?

Вдохновение бывает:

  • поэтическое
  • подлинное
  • внезапное
  • неистовое
  • мгновенное
  • художественное
  • небесное
  • истинное
  • особое
  • безумное
Все определения к слову ВДОХНОВЕНИЕ

Фонетический разбор слова «вдохновение»

Звуко-буквенный разбор слова вдохновение. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «вдохновение»

Какими словами можно заменить слово вдохновение? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ВДОХНОВЕНИЕ

Ассоциации к слову «вдохновение» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово вдохновение? В русском языке со словом вдохновение чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ВДОХНОВЕНИЕ

Сочетаемость слова «вдохновение»

Как правильно употребляется слово вдохновение? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • божественное вдохновение
  • большое вдохновение
  • внезапное вдохновение
Полная таблица сочетаемости слова ВДОХНОВЕНИЕ

Cлово «вдохновение» является ответом на вопросы