Афазия

Cлово «афазия» означает:

(от a — отрицательная приставка и греч. phasis — высказывание) -расстройство речи при сохранности органов речи и слуха, обусловленноепоражением коры больших полушарий головного мозга. Основные формы:моторная (потеря способности говорить при сохранности понимания речи) исенсорная (нарушается понимание речи; способность произносить слова ифразы часто сохраняется). Обычно сопровождается алексией и аграфией.

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Значение слова «афазия» в русском языке

(от греч. a — отрицат. частица и phasis — высказывание) — системные НАРУШЕНИЯ РЕЧИ, вызванные локальными поражениями коры левого полушария (у правшей). Эти нарушения могут затрагивать фонематическую, морфологическую и синтаксическую структуры активной и пассивной речи. По классификации А.Р.ЛУРИЯ, основанной на концепции динамической локализации высших психических функций, выделяется СЕМЬ ФОРМ. При поражении задней трети височной извилины левого полушария (у правшей) возникает СЕНСОРНАЯ , впервые описанная К.ВЕРНИКЕ в 1874 г., в основе которой лежит нарушение фонематического слуха, различение звукового состава слов. При поражении средних отделов левой височной области (у правшей), возникает АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ , в основе которой лежит нарушение слухоречевой памяти. При поражении задненижних отделов височной области левого полушария (у правшей) возникает ОПТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ , в основе которой лежит нарушение зрительной памяти, слабость зрительных образов слов. При поражении зоны третичной коры теменно-височно-затылочных отделов левого полушария (у правшей), возникает СЕМАНТИЧЕСКАЯ , впервые описанная Г.ХЭДОМ в 1926 г., в основе которой лежат дефекты симультанного анализа и синтеза. При поражении нижних отделов постцентральной коры левого полушария (у правшей) возникает АФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ , впервые описанная О.ЛИПМАНОМ в 1913 г., в основе которой лежит нарушение кинестезической афферентации, идущей при произнесении слов. При поражении нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга (у правшей) возникает ЭФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ , впервые описанная П.БРОКА в 1861 г., в основе которой лежит нарушение кинетической организации речевых актов в силу инертности речевых стереотипов. При поражении средне- и задне-лобных отделов коры левого полушария мозга (у правшей) возникает ДИНАМИЧЕСКАЯ , впервые описанная К.КЛЯЙСТОМ в 1934 г., в основе которой лежат нарушения сукцессивной организации речевого высказывания, дефекты внутренней речи, связанные с планированием речи.

Источник: Психологический словарь

Психологический словарь

Афазия

(aphasia) А. называют нарушение речи, вызванное повреждением или заболеванием головного мозга. Эти нарушения отличают от нарушений речи, вызванных др. причинами, напр. умственной отсталостью, параличом голосового аппарата или нарушениями сенсорных функций. Было предложено неск. систем классиф. различных видов нарушений речи исходя из симптоматики. Большинство этих систем проводят по крайней мере одно общее разграничение между нарушениями способности говорить (экспрессивная А., или А. Брока) и нарушениями способности понимать речь (рецептивная А., или А. Вернике). А., затрагивающие к.-л. ограниченную речевую способность (напр., способность читать написанные слова и предложения), встречаются редко, однако благодаря их изучению была получена информ. о связях между различными областями мозга и специфическими речевыми функциями. Поль Брока был первым, кто связал виды А. с точно локализованными поражениями головного мозга. Он доказал связь между повреждением в левом полушарии и А. Карл Вернике выявил др. вид А., вызывающий нарушения способности понимать речь (рецептивная А.), а заодно и способности говорить. Такие больные обычно говорят свободно и быстро, однако их высказывания часто лишены содержания или смысла. Они выбирают неподходящие слова и добавляют бессмысленные слоги. Этот вид А. тж обычно связан с повреждением в левом полушарии, но очаг поражения расположен кзади от зоны Брока. Вернике предложил теорию порождения речи, к-рая до сих пор не утратила своего значения. Высказывание порождается в зоне Вернике и затем передается в зону Брока, где вырабатывается скоординированная программа реализации высказывания. Эта программа затем передается в моторную кору, к-рая активирует соотв. последовательности движений, необходимые для реализации (озвучивания или написания) данного высказывания. Проводящие пути между этими двумя речевыми зонами, вкупе со зрительной и слуховой областями коры больших полушарий головного мозга, играют решающую роль в процессе порождения речи. Их повреждение может вызвать необычные, редкие виды А., такие как словесная глухота. См. также Головной мозг, Процессы коммуникации, Черепные нервы П. М. Уоллес

Психологический словарь

Афазия

— нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры левого полушария (у правшей) и представляющие собой системное расстройство различных видов речевой деятельности. Проявляется в виде нарушений фонематической, морфологической и синтаксической структуры речи и понимания обращенной речи при сохранности элементарных форм слуха и движений речевого аппарата, обеспечивающих членораздельное произношение.

Психологический словарь

Афазия

Общее название, объединяющее различные нарушения речи.

Психологический словарь

Афазия

-расстройство речи, состоящее в утрате способности пользоваться словами и фразами как средством выражения мысли. Общение между людьми состоит в произношении (экспрес-сивная речь) и восприятии (импрессивная речь) слов. Расстрой-ство экспрессивной речи может быть и при дизартрии, заключающейся в нарушении функций исполнительного речевого аппарата (язык, небо, голосовые связки) и невозможности произносить слова. Больной с афазией может произнести любой звук, но не умеет говорить. Патология импрессивной речи должна быть от-дифференцирована от глухоты. При афазии полностью и пра-вильно воспринимаются все звуки и шум, но слово звучит как неизвестный сигнал, как чуждый язык. Больной слышит речь, но не понимает ее. возникает вследствие поражения определенных корковых зон в доминантном полушарии (левом у правши, правом у левши). Иногда наблюдается одновременное нарушение произношения и восприятия смысла слов, этот вид афазий при больших очагах и в острой стадии заболевания, когда резко выражены нейродинамические и циркуляторные расстройства. С уменьшением последних выявляется тот или иной синдром афазии: мотор-ная, сенсорная, амнестическая. проводниковая афазия. Моторная афазия заключается в нарушении экспрес-сивной речи. В тяжелых случаях речь совершенно невозможна; в более, легких она затруднена. Особенно это касается длинных и сложных слов, в связи с чем речь бедна, носит телеграфный стиль. Нарушается грамматическая структура речи (не соблюдаются склонения и спряжения), отмечаются латеральные парафазии (перестановка и замена букв в слове). Максимально нарушена спонтанная речь, меньше страдают повторение и автома-тическая речь (счет, месяцы и т. д.). Моторная афазия в чистом виде наблюдается редко. Обычно речевые расстройства комбинируются с нарушением письма (аграфия). возникает при локализации патологического очага в задней трети нижней лобной извилины (центр Брока). Сенсорная афазия-нарушение понимания речи вплоть до отсутствия реакции на нее в тяжелых случаях. Экспрессивная речь также нарушена вследствие отсутствия контроля за произносимым словом. Наблюдаются логорея (речевое недержание), вербальные парафазии (слово заменяется сходным по звучанию, но чуждым по смыслу), персеверации (застревание на отдельных словах). В выраженных случаях речь становится совершенно непонятной (жаргон-афазия). Чистая сенсорная афазия наблюдается редко. Обычно она сочетается с нарушением понимания письменной речи (алексия). Возникает при локализации патологического очага в задних отделах верхней височной извилины (центр Вернике). Амнестическая афазия — больные забывают название предметов. Больной пытается заменить название забытого предмета его описанием. Подсказ первых букв или слогов обычно помогает вспомнить забытое. Редко наблюдается в чистом виде, часто сочетаясь с сенсорной афазией.Патологический очаг расположен на стыке височно-теменно-затылочной области. Проводниковая афазия возникает при очагах в белом веществе, разрывающих связи между речевыми корковыми центрами головного мозга. Нарушается повторение речи, появляются парафазии.Для выявления афазии используются следующие приемы:1) изучение устной речи (разговорная речь, рассказ, повторения, автоматическая речь-числа, месяцы, стихи); при этом учиты-ваются желание говорить, бедность или богатство речи, грамматический строй ее, наличие парафазий и персевераций; 2) анализ письменной речи — списывание, диктант, пересказ; 3) понимание устной речи — слов, фраз, простых и многозвеньевых инструкций, заведомо нелепых фраз и инструкций; 4) чтение — возможность чтения и понимание прочитанного. характер синдрома более широкой, чем указанные выше зоны. Чаще всего причиной афазии являются сосудистые поражения мозга (бассейн внутрен-ней сонной артерии, корковые ветви средней мозговой артерии) — геморрагии, размягчения. Реже афазия вызывается воспалительным процессом (энцефалит), травмой, опухолью, дегенеративно-атрофическим процессом (болезнь Пика, Адьпгеймера). Временноафазия может возникнуть в течение приступа мигрени и после эпилептического припадка.Лечение. Воздействие на основное заболевание в сочетании с обучением выпавшим речевым навыкам у логопеда. Прогноз зависит от характера основного заболевания. У молодых, особенно у детей, прогноз лучше в связи с большей пластичностью мозга и хорошо развивающейся викарной васкуляризацией. Сенсорные расстройства восстанавливаются при равных условиях лучше, чем моторные.

Психологический словарь

Афазия

— полная или частичная утрата способности речи; нарушение речевое, возникающее при локальных поражениях коры полушария левого мозга головного (у правшей). Представляет собой системное расстройство различных видов деятельности речевой. Проявляется в нарушениях фонематической, морфологической и синтаксической структур речи и понимания речи при сохранности движений речевого аппарата и элементарных форм слуха. Согласно представлениям нейролингвистики, афазия — системное нарушение, складывающееся: 1) из первичного дефекта; 2) из вторичных нарушений, возникающих в результате воздействия первичного дефекта; 3) из функциональных перестроек работы мозга головного, направленных на компенсацию нарушенной функции. Выделяются семь форм афазии, каждая из коих связана с нарушением одного из факторов, лежащих в основе деятельности речевой, и наблюдается при определенной локализации патологического процесса: 1) афазия сенсорная — нарушение слуха фонематического — способности различения звукового состава слов: трудности понимания речи устной, письма под диктовку; 2) афазия акустико-мнестическая — нарушение слухоречевой памяти, проявляется: a) в виде трудностей понимания речи в усложненных условиях — быстрая речь, одновременное предъявление двух речевых сообщений и пр.; b) в виде трудностей, возникающих в речи устной и при письме под диктовку — поиск нужных слов, вербальные парафазии; 3) афазия оптико-мнестическая, в основе коей лежит нарушение памяти зрительной (=> память сенсорная); проявляется в виде затруднений в назывании предметов и их изображений при большей легкости называния действий; 4) афазия семантическая — нарушение понимания определенных логико-грамматических конструкций, например — брат отца, отец брата, весна перед летом и прочее; сочетается с нарушениями счета и пространственного мышления; 5) афазия моторная афферентная — нарушение произнесения слов, замена одних звуков другими от расстройства различения близких артикулем (артикуляционных движений); при этом бывает нарушено письмо самостоятельное и под диктовку; 6) афазия моторная эфферентная — нарушение кинетической организации речевых актов, трудности переключения с одного слова (или слога) на другое от инертности речевых стереотипов; 7) афазия динамическая — нарушение последовательной организации речевого высказывания, проявляется в нарушениях планирования речи; характерно нарушением связной устной и письменной активной речи, трудностями актуализации слов, означающих действия.

Психологический словарь

Афазия

Словообразование. Происходит от греч. a — отрицательная частица + phasis — высказывание. Категория. Системное нейропсихологическое нарушение. Специфика. При этом могут быть затронуты фонематическая, морфологическая и синтаксическая структуры активной и пассивной речи. Обусловливание. Вызываются локальными поражениями коры левого полушария (у правшей). Виды. По классификации А.Р.Лурия, основанной на концепции динамической локализации высших психических функций, выделяется семь форм: — сенсорная афазия, впервые описанная К.Вернике в 1874 г., возникает при поражении задней трети височной извилины левого полушария (у правшей). В ее основе лежит нарушение фонематического слуха, различение звукового состава слов; — акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних отделов левой височной области (у правшей). В ее основе лежит нарушение слухоречевой памяти; — оптико-мнестическая афазия возникает при поражении задненижних отделов височной области левого полушария (у правшей). В ее основе лежит нарушение зрительной памяти, слабость зрительных образов слов; — семантическая афазия, впервые описанная Г.Хэдом в 1926 г., возникает при поражении зоны третичной коры теменно-височно-затылочных отделов левого полушария (у правшей). В ее основе лежат дефекты симультанного анализа и синтеза; — афферентная моторная афазия, впервые описанная О.Липманном в 1913 г., возникает при поражении нижних отделов постцентральной коры левого полушария (у правшей). В ее основе лежит нарушение кинестезической афферентации, идущей при произнесении слов; — эфферентная моторная афазия, впервые описанная П.Брока в 1861 г., возникает при поражении нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга (у правшей). В ее основе лежит нарушение кинетической организации речевых актов в силу инертности речевых стереотипов; — динамическая афазия, впервые описанная К.Клейстом в 1934 г., возникает при поражении средне- и задне-лобных отделов коры левого полушария мозга (у правшей). В ее основе лежат нарушения сукцессивной организации речевого высказывания, дефекты внутренней речи, связанные с планированием речи.

Психологический словарь

Афазия

(от греч. а — отрицат частица + phasis — высказывание) — нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры левого полушария (у правшей) и представляющие собой системное расстройство различных видов речевой деятельности (см. Речи расстройства). Проявляются в виде нарушений фонематической, морфологической и синтаксической структуры речи и понимания обращенной речи при сохранности элементарных форм слуха и движении речевого аппарата, обеспечивающих членораздельное произношение.В соответствии с классификацией, разработанной Л. Р. Лурия и основанной на теории системной динамической локализации высших психических функций, существует 7 форм А., каждая из которых связана с нарушением одного из факторов и наблюдается при определенной локализации патологического процесса.Сенсорная А. возникает при поражении задней трети височной извилины левого полушария (у правшей). В основе ее лежит нарушение фонематического слуха, т. е. способности различения звукового состава слов. Для данной формы А. характерны трудности понимания устной речи, трудности письма под диктовку. Вторично страдают и др. виды речи. Впервые описана К. Вернике (1874).Акустико-мнестическая А. обнаружена при поражении средних отделов левой височной области (у правшей). В основе ее лежит нарушение слухоречевой памяти. Проявляется в виде трудностей понимания речи в усложненных условиях (быстрая речь, одновременное предъявление 2 речевых сообщений и т. д.), трудностей, возникающих в устной речи (поиск нужных слов, вербальные парафазрш), затруднений письма под диктовку. Др. виды речи страдают вторично. Впервые описана как самостоятельная форма А. в работах Лурия.Оптико-мнестическая А. вызывается поражением задненижних отделов височной области левого полушария (у правшей). В основе лежит нарушение зрительной памяти, слабость зрительных представлений, зрительных образов слов. Проявляется в виде затруднений в назывании предметов и их изображений при большей легкости называния действий. Др. виды речи страдают вторично. Впервые описана Лурия как один из вариантов амнестической А.Семантическая А. возникает при поражении зоны ТРО (третичной коры теменно-височно-затылочных отделов; ТРО — сокр. от temporal-parietal-оccipital) левого полушария (у правшей). В основе ее лежат дефекты симультанного анализа и синтеза (трудности в оценке пространственных и "квазипространственных" отношений). Проявляется в виде нарушений понимания определенных логико-грамматических конструкций (брат отца, отец брата, весна перед летом и т. п.), отражающих пространственные отношения. В случаях обширных поражений указанной зоны больные не понимают смысла такого типа слов, как над; под, слева, справа и т. д. Данная форма А. сочетается с нарушениями счета, пространственного мышления, конструктивного праксиса. Впервые описана X. Хэдом (1926).Афферентная моторная А. возникает при поражении нижних отделов постцентральной коры левого полушария (у правшей). В основе лежит нарушение кинестезической афферентации, поступающей в указанные отделы коры больших полушарий во время произнесения слов (см. Кинестезии речевые). Проявляется в виде нарушения произношения слов, замены одних звуков др. (см. Литеральная парафазия) вследствие возникновения трудностей дифференциации близких артикулем (артикуляционных движений, необходимых для произнесения слова). В этих случаях бывает нарушено самостоятельное письмо и письмо под диктовку. Др. виды речи страдают вторично. Впервые описана О. Липпманном (1913).Эфферентная моторная А. связана с поражением нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга (у правшей). В основе ее лежат нарушение кинетической организации речевых актов, трудности переключения с одного слова (или слога) на др. вследствие инертности речевых стереотипов. В то же время у данных больных не нарушено произношение отдельных звуков. Первично страдают активная устная речь и письмо, вторично нарушаются др. виды речи. Афферентную моторную А. следует отличать от дизартрии. Впервые описана П. Брока (1861).Динамическая А. возникает при поражении средне- и заднелобных отделов коры левого полушария мозга (у правшей). В основе ее лежат нарушение сукцессивной организации речевого высказывания, дефекты внутренней речи, проявляющиеся в нарушениях планирования речи. Характеризуется нарушением связной устной и письменной активной речи, общей речевой аспонтанностью, трудностями актуализации слов, обозначающих действия. Протекает па фоне относительной сохранности повторной и автоматизированной речи, чтения и письма под диктовку. Впервые описана К. Кляйстом (1934) подназванием "дефект речевой инициативы".В целом, согласно взглядам Лурия, А. делятся на 2 категории: парадигматические и синтагматические. 1-е связаны с нарушениями кодирования речи (фонематического, артикуляционного и т. д.) и возникают при поражении задних отделов левого полушария; 2-е связаны с трудностями динамической организации речевого высказывания и наблюдаются при поражении передних отделов левого полушария мозга. (Е. Д. Хомская.)

Психологический словарь

Афазия

— нарушение речи при органическом поражении головного мозга. бывает моторная, сенсорная, амнестическая. При моторной афазии больные теряют способность говорить, но понимают речь окружающих. При сенсорной афазии больные утрачивают понимание речи, но могут произносить отдельные слова, фразы. При амнестической афазии больные знают назначение предметов, но не могут правильно назвать их.

Психологический словарь

Афазия

(а + греч. phasis — речь). Нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры головного мозга доминантного полушария. Системное расстройство различных видов речевой деятельности. По классической систематике А. различаются: А. АМНЕСТИЧЕСКАЯ [Trousseau А., 1864, Bateman, 1898] — симптомокомплекс, характеризующийся расстройством нахождения нужных слов, затруднениями в назывании предметов, хотя представления об этих предметах и их свойствах больной сохраняет. Наблюдается при поражении теменно-височных и теменно-затылочных отделов доминантного полушария. А. МОТОРНАЯ [Broca P., 1861] — симптомокомплекс, характеризующийся преимущественными нарушениями экспрессивной речи. Утрачивается способность произносить слова при отсутствии признаков органического поражения периферического речевого аппарата. Для речи характерны аграмматизм ("телеграфный стиль"), парафазии с нарушением структуры слова, контаминации. Наблюдается при поражении задней трети нижней лобной извилины доминантного полушария (центра Брока). А. СЕМАНТИЧЕСКАЯ [Head H., 1926] — симптомокомплекс, характеризующийся нарушением понимания смысла грамматически сложных фраз, отношений между словами, выражаемых с помощью флексий, атрибутивных конструкций, предлогов, сравнительных конструкций. Наблюдается при поражении области на стыке теменной, затылочной и височной долей доминантного полушария. А. СЕНСОРНАЯ [Wernicke С., 1874] — характерно нарушение способности понимать значение слов при отсутствии каких-либо поражений слуха. Относительная сохранность экспрессивной речи. Многоречивость вплоть до логореи. Парафазии — вербальные и литеральные. Затруднения в различении близких звуков. Наблюдается при поражении задней части верхней височной извилины доминантного полушария (центр Вернике). А. ТРАНСКОРТИКАЛЬНАЯ [Lichtheim L., 1885] — вначале рассматривалась как самостоятельная форма, являющаяся результатом повреждения ассоциативных путей между центрами Брока и Вернике и центром понятий. В настоящее время понимается как более легкая степень расстройств речи при моторной и сенсорной афазии с сохранностью повторной речи. В соответствии с классификацией А.Р. Лурия [1962], основанной на теории системной динамической локализации высших психических функций, различают следующие формы А., каждая из которых обусловлена выпадением одного из факторов в связи с той или иной локализацией очага поражения: 1) афферентная моторная (кинестетическая) — на первый план выступают нарушения кинестетической основы речевых движений, расстройства артикуляции; 2) эфферентная моторная (кинетическая) — характерны нарушения плавности речи, речевая деавтоматизация, затруднения в переходе от одной артикуляции к другой; 3) динамическая — наблюдаются расстройства активного построения речевых процессов; 4) акустико-гностическая сенсорная — нарушено различение близких (оппозиционных) фонем, при более массивных поражениях страдает различение всех звуков речи, возможны явления речевой акустической агнозии; 5) амнестико-сенсорная — характерны нарушения называния слов, затруднения в вербальном обозначении показываемых больному предметов. Кинестетическая афазия наблюдается при распространении поражения с прецентральной коры на нижние отделы этой области (зоны вторичной организации кинестезии лица, губ и языка), кинетическая — в нижних отделах премоторной зоны, динамическая — при поражении конвекситальных отделов лобных долей, акустико-гностическая — при локальных поражениях вторичных отделов коры височной области, амнестико-сенсорная — при поражении теменно-затылочных отделов коры большого мозга.

Психологический словарь

Афазия

Частичная или полная потеря речи в результате травмы головного мозга. Существует несколько различных видов афазии.

Психологический словарь

Афазия

Общий термин, обозначающий любую частичную или полную потерю речевых способностей. Причины всегда органические, а именно, травмы мозга. Имеется множество видов афазии и систем классификации, и симптомы каждого вида постоянно пересматриваются. Некоторые системы классификации основаны на (предполагаемом) месте повреждения коры головного мозга, другие – на общих сенсорных и/или моторных функциональнь нарушениях и третьи – на том, какие конкретные лингвистические умени утрачены. Не удивительно, что нет согласованности и в отношении синони мичности различных употребляемых терминов. В следующих словарных статьях приводятся наиболее часто употребляемые термины и синонимы, кот рые, как нам представляется, общеприняты.

Психологический словарь

Афазия

Неспособность говорить.

Психологическая энциклопедия

Афазия

(от греч. a — отрицат. частица и phasis — высказывание) — системные нарушения речи — , вызванные локальными поражениями коры левого полушария (у правшей). Эти нарушения могут затрагивать фонематическую, морфоло

Философский словарь

Афазия

(от греч. а — отриц. частица и phдsis — высказывание) — у стоиков отказ высказывать что-либо о вещах, о которых мы достоверно ничего не знаем (см. Эпоха). В медицине — неспособность подыскать слова для выражения мыслей (амнестическая афазия) или неспособность понимать смысл услышанных или прочитанных слов (сенсорическая афазия, глухота и слепота на слова).

Cлово «афазия» означает:

Афазия

Афа́зия или афази́я (от  — отрицательная частица и  — проявление, высказывание) — это локальное отсутствие или расстройство уже сформировавшейся речи (в отличие от алалии) с нарушением восприятия речи при сохранении слуха.

Источник: Википедия

Большой современный толковый словарь русского языка

аф`азия, афаз`ия ж.Расстройство или полная утрата речи, вызываемые поражением определенных участков головного мозга ( в медицине ) .

Новый словарь иностранных слов

Афазия

( гр. aphasia) мед. полная или частичная утрата способности устного речевого общения вследствие поражения головного мозга ср. алексия , аграфия ).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Афазия

I ж. Расстройство или полная потеря речи, вызываемые поражением определенных участков головного мозга (в медицине). II ж. см. афазия.

Словарь иностранных выражений

Афазия

[гр. aphasia]мед. полная или частичная утрата способности устного речевого общения вследствие поражения головного мозга (ср. алексия, аграфия).

Словарь русского языка Лопатина

Афазия

аф`аз`ия, -и

Современный толковый словарь, БСЭ

Афазия

(от a — отрицательная приставка и греч. phasis — высказывание), расстройство речи при сохранности органов речи и слуха, обусловленное поражением коры больших полушарий головного мозга. Основные формы: моторная (потеря способности говорить при сохранности понимания речи) и сенсорная (нарушается понимание речи; способность произносить слова и фразы часто сохраняется). Обычно сопровождается алексией и аграфией.

Толковый словарь Ефремовой

Афазия

I афазия ж. Расстройство или полная потеря речи, вызываемые поражением определенных участков головного мозга (в медицине). II афазия ж. см. афазия.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Афазия

афазии, мн, нет, ж. (греч. aphasia) (мед.). Утрата способности речи или понимания ее вследствие частичного расстройства в нервной системе.

Медицинские термины

Афазия

(aphasia; греч. утрата речи, немота; а- + phasis речь; син. афразия устар.) – нарушение речи, характеризующееся полной или частичной утратой способности понимать чужую речь или пользоваться словами и фразами для выражения своих мыслей, обусловленное поражением коры доминантного полушария головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха.

Толковый словарь психиатрических терминов

Афазия

(а + греч. phasis – речь). Нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры головного мозга доминантного полушария. Системное расстройство различных видов речевой деятельности. По классической систематике А. различаются: — А. амнестическая (Trousseau А., 1864, Bateman,
1898) – симптомокомплекс, характеризующийся расстройством нахождения нужных слов, затруднениями в назывании предметов, хотя представления об этих предметах и их свойствах больной сохраняет. Наблюдается при поражении теменно-височных и теменно-затылочных отделов доминантного полушария. — А. моторная (Broca P.,
1861) – симптомокомплекс, характеризующийся преимущественными нарушениями экспрессивной речи. Утрачивается способность произносить слова при отсутствии признаков органического поражения периферического речевого аппарата. Для речи характерны аграмматизм ("телеграфный стиль"), парафазии с нарушением структуры слова, контаминации. Наблюдается при поражении задней трети нижней лобной извилины доминантного полушария (центра Брока). — А. семантическая (Head H.,
1926) – симптомокомплекс, характеризующийся нарушением понимания смысла грамматически сложных фраз, отношений между словами, выражаемых с помощью флексий, атрибутивных конструкций, предлогов, сравнительных конструкций. Наблюдается при поражении области на стыке теменной, затылочной и височной долей доминантного полушария. — А. сенсорная (Wernicke С.,
1874) – характерно нарушение способности понимать значение слов при отсутствии каких-либо поражений слуха. Относительная сохранность экспрессивной речи. Многоречивость вплоть до логореи. Парафазии – вербальные и литеральные. Затруднения в различении близких звуков. Наблюдается при поражении задней части верхней височной извилины доминантного полушария (центр Вернике). — А. транскортикальная (Lichtheim L.,
1885) – вначале рассматривалась как самостоятельная форма, являющаяся результатом повреждения ассоциативных путей между центрами Брока и Вернике и центром понятий. В настоящее время понимается как более легкая степень расстройств речи при моторной и сенсорной афазии с сохранностью повторной речи. — В соответствии с классификацией А.Р. Лурия (
1962), основанной на теории системной динамической локализации высших психических функций, различают следующие формы А., каждая из которых обусловлена выпадением одного из факторов в связи с той или иной локализацией очага поражения:
1) афферентная моторная (кинестетическая) – на первый план выступают нарушения кинестетической основы речевых движений, расстройства артикуляции;
2) эфферентная моторная (кинетическая) – характерны нарушения плавности речи, речевая деавтоматизация, затруднения в переходе от одной артикуляции к другой;
3) динамическая – наблюдаются расстройства активного построения речевых процессов;
4) акустико-гностическая сенсорная – нарушено различение близких (оппозиционных) фонем, при более массивных поражениях страдает различение всех звуков речи, возможны явления речевой акустической агнозии;
5) амнестико-сенсорная – характерны нарушения называния слов, затруднения в вербальном обозначении показываемых больному предметов. Кинестетическая афазия наблюдается при распространении поражения с прецентральной коры на нижние отделы этой области (зоны вторичной организации кинестезии лица, губ и языка), кинетическая – в нижних отделах премоторной зоны, динамическая – при поражении конвекситальных отделов лобных долей, акустико-гностическая – при локальных поражениях вторичных отделов коры височной области, амнестико-сенсорная – при поражении теменно-затылочных отделов коры большого мозга.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Афазия

(греч. aphasia, от а — отрицательная частица и phasis — высказывание), расстройство речи состоящее в утрате способности пользоваться словами и фразами как средством выражения мысли вследствие поражения определённых зон коры головного мозга. Экспрессивная речь (т. е. произношение слов и фраз) может нарушаться и при поражениях исполнительного речевого аппарата (языка, губ, голосовых связок). Однако эти нарушения в понятие А. не входят, т. к. при А. больной может произнести любые звуки, но не умеет говорить. Нарушение импрессивной речи (т. е. понимание речи по слуху) при А. отличается от глухоты, т. к. все звуки воспринимаются, но слово звучит как неизвестный сигнал. А. возникает при поражении коры левого полушария головного мозга у правшей и правого — у левшей. Различают моторную, сенсорную, амнестическую, проводниковую и тотальную А. Моторная А. обусловлена поражением главным образом задних отделов нижней лобной извилины и проявляется в нарушении экспрессивной речи (речь либо совсем невозможна, либо затруднена); нарушается грамматическая структура речи, больной переставляет или заменяет буквы в слове. Произвольная речь (рассказ, разговорная речь) страдает больше, чем повторения или автоматическая речь. Часто эта форма А. комбинируется с нарушением письма — аграфией . Сенсорная А. возникает при очагах поражения в поверхностных зонах височной доли мозга. Проявляется нарушением импрессивной речи, вплоть до полного её непонимания, а также и экспрессивной вследствие отсутствия слухового контроля за произносимым словом. Возникают парафазии — слово заменяется сходным по звучанию, но чуждым по смыслу. В тяжёлых случаях речь становится совершенно непонятной. Эта форма часто сочетается с нарушением чтения ( алексия ) . Амнестич. А. заключается в забывании названия предметов и попытке заменить название забытого предмета его описанием; часто сочетается с сенсорной А. Др. формы А. — тотальная и проводниковая — наблюдаются реже. Тотальная А. проявляется нарушением как экспрессивной, так и импрессивной речи. Проводниковая А. возникает при крупных очагах поражения в белом веществе полушарий коры головного мозга. Описываются А., обусловленные поражением не только корковых, но и глубинных образований, что свидетельствует о сложной архитектуре функциональной системы, обеспечивающей речь. Причинами А. являются сосудистые поражения мозга, энцефалиты, травмы, опухоли головного мозга. Лечение направлено на заболевание, вызвавшее А. Речевые процессы, нарушенные при А., могут восстанавливаться в результате длительного обучения, основанного на том, что выполнение актов речи, письма, чтения перестраивается и в них включаются процессы зрительного и кинестезического анализа, опирающиеся на сохранённые участки коры. А., возникающая в детстве, нарушает общий ход развития ребёнка. Сенсорная А., появившаяся в возрасте 5-7 лет, чаще всего приводит к постепенному исчезновению речи. Восстановительная работа при этой форме А. представляет крайнюю сложность. Ребёнок обычно не достигает нормального развития речи. Другие формы А. у детей имеют более благоприятный прогноз. Детей, страдающих А., обучают вместе с больными алалией . Большое значение имеют систематические упражнения в речи и письме.Лит.: Лебединский М. С., Афазии, агнозии, апраксии, Хар., 1941; Филимонов И. Н., Архитектоника и локализация функций в коре большого мозга. Многотомное руководство по неврологии под ред. Н. И. Гращенкова, т. 1, кн. 2, М., 1957, с. 147; Тонконогий И. М., Инсульт и афазия, Л., 1968 (библ. с. 262-
66): Nielsen J. М., Agnosias, apraxias, speech and aphasia, в кн. Clinical neurologie, ed. by A. B. Baker, v. I, N, Y., 1962, p.

433. А. М. Вейн.

Полный орфографический словарь русского языка

Афазия

афазия, -и

Викисловарь

Афазия

речевое расстройство, вызванное поражением определённых зон головного мозга, обычно левого (у правшей) полушария, выражающееся в утрате способности пользоваться словами и фразами как средством выражения мысли или чувства

Морфемный разбор слова«афазия»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) разбор слова афазия. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «афазия»

Какими словами можно заменить слово афазия? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову АФАЗИЯ

Сочетаемость слова «афазия»

Как правильно употребляется слово афазия? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • моторная афазия
  • сенсорная афазия
Полная таблица сочетаемости слова АФАЗИЯ

Предложения со словом «афазия»

Примеры употребления слова афазия в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Если больные, страдающие моторной афазией, больше раздражаются от собственных речевых ошибок, то люди с сенсорной – обижаются на тех, кто не может понять их бессвязную речь.

Коллектив авторов, Справочник логопеда

Нарушения понимания речи, возникающие при локальных поражениях мозга, у больных, страдающих афазией, с давних пор привлекали внимание исследователей – неврологов, психологов, лингвистов.

Коллектив авторов, Нейропсихолог в реабилитации и образовании

При динамической, эфферентной моторной и семантической афазиях страдает также более высокий уровень порождения и реализации высказывания.

Коллектив авторов, Нейропсихолог в реабилитации и образовании

Все предложения и цитаты со словом АФАЗИЯ

Cлово «афазия» является ответом на вопросы