Речь

Cлово «речь» означает:

— исторически сложившаяся форма общения — людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, которые выражаются в системе фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на данном языке. тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека.

Источник: Психологическая энциклопедия

Значение слова «речь» в русском языке

— англ. discourse; нем. Rede/ Sprach. Вид коммуникативной деятельности человека;  общение,  опосредствованное "языком. См. ЯЗЫК. 

Источник: Социологический словарь

Большой Энциклопедический Словарь

Речь

ежедневная газета, центральный орган партии кадетов, 1906-17,Санкт-Петербург. Фактические редакторы — И. В. Гессен, П. Н. Милюков.Закрыта после Октябрьской революции.

Большой Энциклопедический Словарь

Речь

один из видов коммуникативной деятельности человека — использованиесредств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Подречью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и егорезультат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

Исторический словарь

Речь

— центральный орган кадетской партии. Главным редактором его был Милюков. В июльские и послеиюльские дни 1917 г. " вела бешеную кампанию против большевиков. Продолжением "Речи" являются ныне "Последние Новости", издаваемые Милюковым в Париже, и "Руль", издаваемый Гессеном, вторым редактором "Речи", в Берлине. /Т. 6/

Исторический словарь

Речь

ежедневная газета, центральный орган партии кадетов, ведущая либеральная газета России. Издавалась в 1906-17 в С.-Петербурге — Петрограде. Фактические редакторы — И. В. Гессен, П. Н. Милюков. Закрыта после октября 1917.

Психологический словарь

Речь

— письменное и устное говорение (включая внутреннее проговаривание) и его результаты, произведения речевой деятельности, которые фиксируются памятью или письмом, техническими средствами записи (магнитофонная лента, лазерный диск и т. п.).Феномен "языка" образуют языковая система ("язык" в специальном лингвистическом смысле) и Р. как реализация этой системы, через которую "язык" выполняет свою функцию орудия общения, коммуникативное назначение. Р. (англ. speech, discourse), таким образом, можно рассматривать как вид общения, специфическим инструментом которого является "язык" (англ. language)."Язык" как система имеет разные уровни, иерархическую организацию, состоит из множества общих и конкретных единиц [звук (фонема), слово (лексема), ударение, интонация и др.] и правил их использования на практике, в Р.Р. — линейна, состоит из последовательных звучаний или буквенных комплексов, которые мы, имея представления о языке, хотя бы школьный лингвистический минимум, можем оценивать и анализировать — как "слова", "предложения", виды этих единств. "Внешняя" Р. — та часть действительности, о которой или в связи с которой делаются сообщения и обстановка, условия и ситуации Р.Выделяют несколько основных целей речевых коммуникаций:1) информирование (информативные акты): "доллар подорожал на один рубль", "мне грустно", "снег пошел",2) побуждение: "посетите наш магазин (выставку, салон, ресторан и т. п.)", "получите скидки и подарки", "позвоните по телефонам нашей фирмы",3) формулы речевого этикета, связанные с социальной иерархией и типологией социального общения (поздравления, извинения, благодарность, сочувствие и т. п.),4) обязательства: "мы гарантируем вам", "решим проблему в течение недели",5) эмоциональные реакции на сообщение или ситуацию речи: "ну и ну!", "подумать только!", "вот это да", "ну и что?", "зачем?", "как здорово!".6) речевые акты, обслуживающие установление, прекращение и развитие, поддерживание межличностных контактов: "алло!", "хватит болтовни!", "давайте обдумаем все это в течение ближайших дней".Главной в речи является задача информирования. Но с помощью Р. передают не только какое-то "объективное" содержание, но и жалуются, угрожают, льстят, шутят и т. п. Иногда цели коммуникации заявляются открыто: "прошу не звонить больше", "требую внимания", "хочу, чтобы вы прочитали наш рекламный буклет". Такие коммуникативные Р. акты называют "открытыми"."Внутренняя" Р. (эндофазия) обращается говорящим к самому себе как немая, непроизносимая, незвучащая. "Внешняя" Р. (англ. speech, discourse) осуществляется в форме монолога или диалога (и полилога — сложного, многостороннего диалога) и передает как собственно информацию, но и "импульсы" общения — призывы к действию, побуждения к ответу и т. д.Литературной Р. называют "правильную" Р. образованных и культурных людей, ведущих общественных групп, Р. которых стремятся подражать остальные. Литературная Р. ("литературный язык") является господствующей формой национального языка. От литературной Р. отличают диалектную (местную) Р., жаргон и просторечие.Р. можно характеризовать и по психологическому состоянию и коммуникативной задачи говорящего: нейтральная ("сухая"), взволнованная, эмоциональная, сумбурная, почтительная, искренняя, насмешливая, фамильярная, льстивая, грозная, скучная и т. д.Оценивают построение Р. — связная, бессвязная, пустая, содержательная, сбивчивая, последовательная, длинная, короткая. Эстетически: грубая, изящная, поэтическая и др.Все эти общие установки распространяются на т. н. функциональные стили Р. — официально-деловую речь Р., Р. разговорного (бытового) общения, профессиональную Р., Р. художественной литературы и т. д. Эти стили имеют свои особенности. Так, Р. художественной литературы обычно является образной, т. е. использует иносказание, связывающее с называемым предметом побочные представления, провоцирующие аудиторию на переживания, эмоциональные отклики.Как особый жанр или стиль Р. выделяют язык рекламы или рекламную Р. С одной стороны, рекламная Р. вбирает в себя стереотипы и особенности официально-делового стиля Р. и т. н. ораторской (публичной) Р. с их ограниченным словарным и синтаксическим инвентарем, клишированностью и т. п. С другой стороны, язык рекламы стремится часто к экспрессивной художественности, созданию эмоциональных реакций у аудитории, к вызову у адресатов иррациональных реакций, желаний. Ср. ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ВОЗДЕЙСТВИЯ, ВЕРБАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ, КУЛЬТУРА РЕЧИ, РЕКЛАМНЫЙ ТЕКСТ, РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ, РИТОРИКА, СТИЛЬ, СЦЕНИЧЕСКАЯ , ТЕОРИЯ ТРЕХ СТИЛЕЙ, ФУНКЦИИ ЯЗЫКА.

Психологический словарь

Речь

Исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Между Р. и языком сложные диалектические взаимоотношения: Р. осуществляется по правилам языка и, в то же время, под влиянием ряда факторов (требования общественной практики, развитие науки и т.д.) она изменяет и совершенствует язык. Р. является основным механизмом мышления. Вне Р. невозможно формирование сознания. Различают Р. устную и письменную. Основные функции Р. — коммуникативная (осуществление процесса общения); Р. как средство выражения и образования, развития мыслей; сигнификативная или номинативная (обозначение предметов, явлений, действий, живых существ и т.д.). В Р. устной различают также Р. монологическую и диалогическую. Р. монологическая более развернута и отвечает более сложным в смысловом и грамматическом отношении требованиям. Обычно при заболеваниях, протекающих с распадом Р., монологическая Р. обнаруживает свою недостаточность раньше, чем диалогическая. Р. АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ. Воспроизведение хорошо заученных в прошлом жизненном опыте словесных блоков, серий (паспортные данные, последовательное перечисление числовых рядов, дней недели, месяцев, воспроизведение заученных в детстве или многократно повторяемых стихотворных отрывков и т.д.). Относительно долго остается сохранной в процессе распада речи. Для выявления расстройств Р.а. инструкция больному должна содержать элементы ее дезавтоматизации (перечисление указанных рядов в обратном порядке и т.п.). Р. ВНУТРЕННЯЯ. Форма речи, участвующая в процессах мышления и сознания, но не предназначенная для непосредственного общения. Р.в., по С.Л. Рубинштейну [1946], — это "речь минус звук", она не сопровождается произнесением звуков. Р.в. является непосредственным выражением процессов мышления, она носит фрагментарный, конспективный характер. В ней часто опускаются само собой разумеющиеся понятия. Мысль воспроизводится в Р.в. "пунктиром", тезисно, но в устной Р., предназначенной для общения, она приобретает законченную, словесно завершенную форму. Разработаны экспериментальные приемы, позволяющие определить степень сохранности Р.в., например, сосчитать про себя количество слогов в заданном слове. Р. ВЫЧУРНАЯ. Характеризуется употреблением не совсем адекватных в данной смысловой ситуации словоупотреблений, нарочитых интонационных подчеркиваний отдельных слов и выражений, иногда указывающих на их необычный смысл, витиеватых оборотов. Часто используются в речи малоизвестные и не совсем подходящие по смыслу слова. Подбор слов для высказывания нередко осуществляется в соответствии с их другим, мало подходящим к настоящей ситуации, значением (см. Патологический полисемантизм). Сопровождается вычурной, манерной мимикой. Наблюдается при шизофрении, иногда при истерии. См. Манерность. Син.: речь манерная. Р. ЗЕРКАЛЬНАЯ. Произношение и чтение слов и предложений в обратном порядке, с конца. Наблюдается при шизофрении (на протяжении обычно короткого периода), в структуре навязчивостей, при некоторых органических поражениях головного мозга. Ср.: письмо зеркальное. Р. ИМПРЕССИВНАЯ (лат. impressio — выразительное впечатление). Одна из сторон речевого общения — восприятие и понимание обращенной к больному речи, устной или письменной. Страдает при сенсорной афазии и алексии. Син.: Р. сенсорная. Р. МИМИКО-ЖЕСТИКУЛЯЦИОННАЯ. Общение между людьми, основанное на системе жестов и мимических движений. Используется глухонемыми. Син.: Р. жестовая. Р. МОНОТОННАЯ. Нарушение речи, характеризующееся незначительностью интонационного выделения слов и слогов. Наблюдается при органических поражениях головного мозга (паркинсонизм). Иногда отмечается у практически здоровых. Р. ОБСТОЯТЕЛЬНАЯ. Нарушение речи, проявляющееся замедлением ее темпа, явлениями брадилогии, излишней обстоятельностью, склонностью к детализации, вязкостью, застреванием на незначительных по смыслу обстоятельствах. Цель высказывания, речевая задача при этом сохраняются, но путь к ним значительно замедляется. Характерна для эпилепсии. Р. ОЛИГОФАЗИЧЕСКАЯ (греч. oligos — малый, phasis — речь). Нарушение речи, при котором наблюдается оскуднение речевого запаса, обеднение, редуцированность грамматического строя, интонационная монотонность. Наиболее типична для эпилепсии (См. Олигофазия), проявления ее наблюдаются при органических поражениях головного мозга с элементами амнестической афазии (при некоторых постинсультных состояниях, в начальной стадии болезней Пика и, особенно, Альцгеймера). Р. ПАРАДОКСАЛЬНАЯ. Нарушение речи, при котором в ней сосуществуют противоположные по смыслу высказывания. Наблюдается при шизофрении, иногда при выраженных маниакальных состояниях с нарушением логического строя мышления. Р. ПЕРСЕВЕРАТОРНАЯ (лат. persevero — упорно держаться, продолжаться). Нарушение речи, при котором больной многократно повторяет одно и то же слово или речевой оборот, хотя речевая ситуация уже изменилась и не соответствует речевым проявлениям. Отличается от речевых стереотипии, которые не ведут начало от какого-то адекватного импульса речевой деятельности и существуют сами по себе, тогда как речевые персеверации — это застревание на первоначально в какой-то мере обусловленной речевой продукции. После перерыва в речевой деятельности возможно появление персевераций другого содержания, а речевые стереотипии в этом отношении отличаются аутохтонностью. См. Персеверация, Мышление персевераторное. Р. ПУЭРИЛЬНАЯ (лат. puerilis — детский) Напоминает детскую — картавость, сюсюкание, детские искажения слов, нередко больной о себе говорит в третьем лице. Сочетается с детскостью поступков, поведенческих реакций. Наиболее часто наблюдается при истерических психозах, иногда при истериформных реакциях, при органических поражениях головного мозга. Р. РИФМОВАННАЯ. Нарушение речи, при котором преобладает тенденция рифмовать слова. Чаще всего это рифмования низкого уровня, по созвучию, используется в ущерб смыслу. Наблюдается при состояниях маниакального и кататонического возбуждения, нередко — при эпилепсии в сочетании со слащавостью. Р. СКАНДИРОВАННАЯ. Нарушение речи, для которого характерны брадилалия, слова четко разделены на слоги ("разрублены"). Р. тугоподвижна, иногда — с распевными интонациями. Наблюдается при поражении мозжечка (рассеянный склероз). Р. СЛАЩАВАЯ. Нарушение речи, являющееся проявлением дефензивного компонента эпилептической пропорции темперамента. Больные говорят вкрадчиво, льстиво, слащаво, часто употребляют уменьшительные суффиксы, шаблонные хвалебные обороты. Наиболее типична для эпилепсии, наблюдается также иногда у психопатических личностей, главным образом у эпилептоидов. Р. ЭКСПЛОЗИВНАЯ (лат. explodo — извергать с шумом). Неритмичная речь, при которой на фоне задержек и растягивания звуков и слов происходят своеобразные словесные "выбросы", характеризующиеся скачкообразным ускорением, непроизвольно форсированной громкостью звуков (наблюдается при поражении полушарий мозжечка). Р. ЭКСПРЕССИВНАЯ (лат. expressio — выразительность). Одна из сторон речевого общения, проявляющаяся в спонтанном выражении своих мыслей, чувств, желаний, в произнесении слов и фраз. Страдает при моторной афазии и аграфии. Син.: Р. моторная.

Психологический словарь

Речь

Категория. Исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Специфика. Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, которые выражаются в системе фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на данном языке. тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека.

Психологический словарь

Речь

— сложившаяся исторически в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком, — посредством языковых конструкций, создаваемых на базе определенных правил. Язык в действии. Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, выражаемые в системе фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на данном языке. В речи представлены внешний, чувственный, а также внутренний смысловой аспекты. Из сигналов и знаков каждый партнер по общению вычерпывает их содержание. Иначе, в ходе общения речевого происходит непрерывное кодирование и раскодирование информации. содержит процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или, в частном случае, для целей регуляции и контроля собственной деятельности (речь внутренняя, речь эгоцентрическая). Большинство отечественных психологов рассматривает речь как деятельность речевую, выступающую или как целостный акт деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или как действия речевые, включенные в неречевую деятельность. Структура деятельности речевой или действия речевого в принципе совпадает со структурой любого действия — содержит фазы ориентировки, планирования (в форме "внутреннего программирования"), реализации и контроля. бывает активной, конструируемой каждый раз заново, и реактивной — цепочкой динамических речевых стереотипов. В условиях спонтанной речи устной сознательный выбор и оценка используемых в ней языковых средств сведены к минимуму, тогда как в речи письменной и в подготовленной речи устной занимают значительное место. Различные виды речи строятся по специфическим закономерностям: так, речь разговорная допускает значительные отклонения от грамматической системы языка; особое место занимает логическая и тем более художественная речь. Почти у всех видов животных есть способы передачи информации, посредством коих можно сообщать об опасности, привлекать внимание потенциального брачного партнера или запрещать проникновение на свою территорию. Но эти сигналы всегда связаны с некоей сиюминутной ситуацией. По-видимому, ни одно животное, кроме человека, не способно передавать информацию, не относящуюся к текущему моменту.

Психологический словарь

Речь

— система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.

Социологический словарь

Речь

— основное орудие общения у человека,  предназначенное для выражения отсутствующих мыслей.

Философский словарь

Речь

– “артикуляция понятности”, экхистенциал, “равноисходный”, с расположением и пониманием. Понятность бытия-в-мире членораздельна еще до толкования и выговаривает себя как речь. В речи boga-4990.html»>присутствие самовыговариватеся, , поскольку в ней выявляется его настроение. К конститутивным моментам речи принадлежат о-чем речи (обговариваемое), проговоренное как таковое, сообщение и известия. Молчание – один из модусов речи. см. Толки

Философский словарь

Речь

— деятельность человека, заключающаяся в общении с др. людьми, в выражении и передаче им мыслей посредством того или иного языка. Р.—это процесс пользования языком. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании отдельного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной практики человечества. При этом общении происходит постоянный обмен мыслями: с одной стороны, понимание чужих мыслей и усвоение их, а с др.— формулировка и высказывание собственных мыслей. В связи с этим различают Р. пассивную (сенсорную)— как восприятие и понимание чужой речи и Р. активную (моторную) — как высказывание своих мыслей, чувств и желаний. То, что разделено между говорящим и слушающим, психологически во внутренней структуре Р. объединено в единое целое: говоря, человек слышит и понимает, слыша и понимая, говорит. Физиологически это объясняется единством в работе речедвигательного и слухового анализатора, связями между ними. Осн. виды Р.: устная, т. е. произносимая и слышимая, и письменная. Последняя появилась в истории человечества много позднее устной и прошла в своем развитии ряд стадий от пиктографии (передача мысли условными схематическими рисунками) до совр. фонетического письма. Особый вид Р. составляет внутренняя Р., характеризуемая скрытой артикуляцией речевых звуков. Р. является предметом изучения языкознания, психолингвистики, психологии, к-рая исследует процессы усвоения языка, формирование Р. в ходе индивидуального развития человека, условия ее воздействия, восприятия, понимания и произнесения.

Философский словарь

Речь

действие по выражению своей мысли через артикулированный язык. Живая речь, устная или поэтическая, противостоит организованному, письменному, прозаическому или техническому языку. Платон определял мысль как внутреннюю речь; по мнению других философов, это выражение определяет жизнь сознания: речь тогда будет неотделима от духовного понимания, от операций человеческого разума. Тем не менее, можно провести различие и заметить, что между пониманием, носящим необходимый характер (например, в математике, что три угла треугольника равны сумме двух прямых углов), и его выражением в речи, вклинивается свобода: человеческая речь всегда свободна и несет в себе элемент произвола, даже если отношение, которое мы хотим доказать, носит абсолютно необходимый характер.

Философский словарь

Речь

— процесс превращения мыслей в предложения и предложений в мысли: одна из форм передачи информационных сигналов (общения) по одному из каналов ориентирования человека в мире (например, звуковому). По [2] речь — деятельность человека, заключающаяся в общении с другими людьми, в выражении и передаче им мыслей (точнее, содержания мыслей) посредством того или иного языка. — это процесс пользования языком.

Толковый словарь Даля

Речь

и пр. см. речи.

Толковый словарь Ожегова

Речь

Публичное выступление

Cлово «речь» означает:

речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.

Источник: Википедия

Большой современный толковый словарь русского языка

I ж.

1.Способность выражать мысль словами; умение говорить.

2.Язык в момент произношения слов; звучащий язык.

3.характер произношения или произнесения.

4.Тот или иной вид, стиль языка.

5.Свойственный кому-либо язык, чья-либо манера говорить.

6.То, что говорят; слова, разговор.

7. разг.Разговор, беседа, рассуждение.

8.Публичное выступление по какому-либо поводу.

9.Текст такого публичного выступления. II ж.Группа слов, предложение, представляющие собою чье-либо высказывание ( в лингвистике ) .

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Речь

1. ж.
1) Способность выражать мысль словами; умение говорить.
2) Язык в момент произношения слов; звучащий язык.
3) Характер произношения или произнесения.
4) а) Тот или иной вид, стиль языка. б) Свойственный кому-л. язык, чья-л. манера говорить.
5) То, что говорят; слова, разговор.
6) разг. Разговор, беседа, рассуждение.
7) а) Публичное выступление по какому-л. поводу. б) Текст такого публичного выступления.

2. ж. Группа слов, предложение, представляющие собою чье-л. высказывание (в лингвистике).

Словарь Даля

Речь

и пр. см. речи .

Словарь лингвистических терминов

Речь

1) Деятельность говорящего, использующего средства языка для общения с другими членами данного языкового коллектива (говорение) или для обращения к самому себе. Речь звучащая. Речь внутренняя. см. также язык .
2) разновидность (обычно стилистическая) общения при помощи языка, характеризующаяся отбором тех или ипых лексических и грамматических средств в зависимости от условий и целей коммуникации. Речь деловая. Речь обиходная. Речь официальная. Речь поэтическая. Речь профессиональная. Речь разговорная. см. язык во 2-м значении.
3) Вид синтаксического построения высказывания. Речь авторская ( см. авторская речь ). Речь косвенная ( см. косвенная речь ). Речь несобственно-прямая ( см. несобственно-прямая речь ). Речь отрывистая ( см. отрывистая речь ). Речь периодическая ( см. периодическая речь ). Речь полупрямая ( см. полупрямая речь ). Речь прямая ( см. прямая речь ). Речь чужая ( см. чужая речь ).

Словарь русского языка Лопатина

Речь

речь, -и, мн. -и, -`ей

Словарь русского языка Ожегова

Речь

способность говорить, говорение Владеть речью. Затрудненная р. Отчетливая р. Дар речи (умение говорить, а также красноречие). речь звучащий язык Русская р. музыкальна. Звучит многоязычная р. Чзык и р. (противопоставление системы языка и ее функционирования). речь публичное выступление Выступить с речью. Поздравительные речи. Р. на собрании. речь разновидность или стиль языка Устная и письменная р. Разговорная р. Стихотворная р. речь разговор, беседа Умные речи приятно и слушать. Об этом речи не было (ничего не говорилось). О чем идет р.? (о чем разговор?). Об этом не может быть и речи (этого не будет, нельзя). О чем р.! (само собой разумеется, нет никакого сомнения в чем-н. ; разг.).

Современный толковый словарь, БСЭ

Речь

один из видов коммуникативной деятельности человека — использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

Толковый словарь Ефремовой

Речь

1. ж.
1) Способность выражать мысль словами; умение говорить.
2) Язык в момент произношения слов; звучащий язык.
3) Характер произношения или произнесения.
4) а) Тот или иной вид, стиль языка. б) Свойственный кому-л. язык, чья-л. манера говорить.
5) То, что говорят; слова, разговор.
6) разг. Разговор, беседа, рассуждение.
7) а) Публичное выступление по какому-л. поводу. б) Текст такого публичного выступления.

2. ж. Группа слов, предложение, представляющие собою чье-л. высказывание (в лингвистике).

Толковый словарь русского языка Ушакова

Речь

речи, мн. речи, речей, ж.

1. только ед. Способность пользоваться языком слов. Речь – один из признаков, отличающих человека от животных. Развитие речи. Владеть речью (книжн.).

2. только ед. звучащий язык, язык в момент произношения. Севернорусскую речь легко узнать по оканью. Есть ли и тень рабского унижения в его поступи и речи? Пушкин (о русском крестьянине).

3. только ед. Характер произношения или произнесения. Невнятная речь. Странная гортанная речь (цыгана) трещит в ушах. М.Горький. Спокойная речь. Тихая, отчетливая речь.

4. только ед. Тот или иной вид, стиль языка, слог. Художественная речь. Стихотворная речь. Деловая речь.

5. мн. в том же знач., что ед. Слова, Разговор, то, что говорят. А как речь-то говорит, словно реченька журчит. Пушкин. Живые Эти речи в года минувшие слыхал когда-то я. Лермонтов. Об этой истине святой премудрых бы речей на целу книгу стало. Крылов. Наконец я слышу речь не мальчика, но мужа. Пушкин. Я вспомню речи неги страстной, слова тоскующей любви. Пушкин. Эти речи поберечь вам лучше для другого. Некрасов. Он всю дорогу осыпал ее своими восторженными речами. М.Горький. Дружеские речи.

6. только ед. Разговор, рассуждение, беседа (разг.). В то время, о котором идет наша речь. Тургенев. О поездке и речи быть не может. О чем у вас (была, будет) речь? Не о том (не об этом) речь (не в том дело). Опять завел речь о ней. Речь идет (шла, пойдет, будет итти) о чем-н. Об этом и речи нет.

7. только ед. Слух, молва (обл.). Речь идет в народе.

8. Публичное выступление, высказывание на определенную тему, обращенное к слушателям. Одна маститая особа сказала речь, хотя и не была записана в числе ораторов. Салтыков-Щедрин. Приветственная речь. Речь прокурора. Защитительная речь. Надгробная речь.

9. только ед. Группа слов, предложение, представляющее собой чье-н. высказывание (грам.). Косвенная речь. Прямая речь. Часть речи (грам) – грамматическая категория слов, объединенных общностью форм, значения и синтаксической роли. имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, междометие называются частями речи.

Медицинские термины

Речь

специфически человеческая форма деятельности, служащая общению между людьми посредством языка.

Толковый словарь психиатрических терминов

Речь

Исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Между Р. и языком сложные диалектические взаимоотношения: Р. осуществляется по правилам языка и, в то же время, под влиянием ряда факторов (требования общественной практики, развитие науки и т.д.) она изменяет и совершенствует язык. Р. является основным механизмом мышления. Вне Р. невозможно формирование сознания. Различают Р. устную и письменную. Основные функции Р. – коммуникативная (осуществление процесса общения); Р. как средство выражения и образования, развития мыслей; сигнификативная или номинативная (обозначение предметов, явлений, действий, живых существ и т.д.). В Р. устной различают также Р. монологическую и диалогическую. Р. монологическая более развернута и отвечает более сложным в смысловом и грамматическом отношении требованиям. Обычно при заболеваниях, протекающих с распадом Р., монологическая Р. обнаруживает свою недостаточность раньше, чем диалогическая. — Р. автоматизированная. Воспроизведение хорошо заученных в прошлом жизненном опыте словесных блоков, серий (паспортные данные, последовательное перечисление числовых рядов, дней недели, месяцев, воспроизведение заученных в детстве или многократно повторяемых стихотворных отрывков и т.д.). Относительно долго остается сохранной в процессе распада речи. Для выявления расстройств Р.а. инструкция больному должна содержать элементы ее дезавтоматизации (перечисление указанных рядов в обратном порядке и т.п.). — Р. внутренняя. Форма речи, участвующая в процессах мышления и сознания, но не предназначенная для непосредственного общения. Р.в., по С.Л. Рубинштейну (
1946), – это "речь минус звук", она не сопровождается произнесением звуков. Р.в. является непосредственным выражением процессов мышления, она носит фрагментарный, конспективный характер. В ней часто опускаются само собой разумеющиеся понятия. Мысль воспроизводится в Р.в. "пунктиром", тезисно, но в устной Р., предназначенной для общения, она приобретает законченную, словесно завершенную форму. Разработаны экспериментальные приемы, позволяющие определить степень сохранности Р.в., например, сосчитать про себя количество слогов в заданном слове. — Р. вычурная. Характеризуется употреблением не совсем адекватных в данной смысловой ситуации словоупотреблений, нарочитых интонационных подчеркиваний отдельных слов и выражений, иногда указывающих на их необычный смысл, витиеватых оборотов. Часто используются в речи малоизвестные и не совсем подходящие по смыслу слова. Подбор слов для высказывания нередко осуществляется в соответствии с их другим, мало подходящим к настоящей ситуации, значением (см. Патологический полисемантизм ). Сопровождается вычурной, манерной мимикой. Наблюдается при шизофрении, иногда при истерии. См. Манерность . Син.: речь манерная. — Р. зеркальная. Произношение и чтение слов и предложений в обратном порядке, с конца. Наблюдается при шизофрении (на протяжении обычно короткого периода), в структуре навязчивостей, при некоторых органических поражениях головного мозга. Ср.: письмо зеркальное . — Р. импрессивная ( лат. impressio – выразительное впечатление). Одна из сторон речевого общения – восприятие и понимание обращенной к больному речи, устной или письменной. Страдает при сенсорной афазии и алексии. Син.: Р. сенсорная. — Р. мимико-жестикуляционная. Общение между людьми, основанное на системе жестов и мимических движений. Используется глухонемыми. Син.: Р. жестовая. — Р. монотонная. Нарушение речи, характеризующееся незначительностью интонационного выделения слов и слогов. Наблюдается при органических поражениях головного мозга (паркинсонизм). Иногда отмечается у практически здоровых. — Р. обстоятельная. Нарушение речи, проявляющееся замедлением ее темпа, явлениями брадилогии, излишней обстоятельностью, склонностью к детализации, вязкостью, застреванием на незначительных по смыслу обстоятельствах. Цель высказывания, речевая задача при этом сохраняются, но путь к ним значительно замедляется. Характерна для эпилепсии. — Р. олигофазическая ( греч. oligos – малый, phasis – речь). Нарушение речи, при котором наблюдается оскуднение речевого запаса, обеднение, редуцированность грамматического строя, интонационная монотонность. Наиболее типична для эпилепсии (См. Олигофазия ), проявления ее наблюдаются при органических поражениях головного мозга с элементами амнестической афазии (при некоторых постинсультных состояниях, в начальной стадии болезней Пика и, особенно, Альцгеймера). — Р. парадоксальная. Нарушение речи, при котором в ней сосуществуют противоположные по смыслу высказывания. Наблюдается при шизофрении, иногда при выраженных маниакальных состояниях с нарушением логического строя мышления. — Р. персевераторная ( лат. persevero – упорно держаться, продолжаться). Нарушение речи, при котором больной многократно повторяет одно и то же слово или речевой оборот, хотя речевая ситуация уже изменилась и не соответствует речевым проявлениям. Отличается от речевых стереотипии, которые не ведут начало от какого-то адекватного импульса речевой деятельности и существуют сами по себе, тогда как речевые персеверации – это застревание на первоначально в какой-то мере обусловленной речевой продукции. После перерыва в речевой деятельности возможно появление персевераций другого содержания, а речевые стереотипии в этом отношении отличаются аутохтонностью. См. Персеверация , Мышление персевераторное . — Р. пуэрильная ( лат. puerilis – детский) Напоминает детскую – картавость, сюсюкание, детские искажения слов, нередко больной о себе говорит в третьем лице. Сочетается с детскостью поступков, поведенческих реакций. Наиболее часто наблюдается при истерических психозах, иногда при истериформных реакциях, при органических поражениях головного мозга. — Р. рифмованная. Нарушение речи, при котором преобладает тенденция рифмовать слова. Чаще всего это рифмования низкого уровня, по созвучию, используется в ущерб смыслу. Наблюдается при состояниях маниакального и кататонического возбуждения, нередко – при эпилепсии в сочетании со слащавостью. — Р. скандированная. Нарушение речи, для которого характерны брадилалия, слова четко разделены на слоги ("разрублены"). Р. тугоподвижна, иногда – с распевными интонациями. Наблюдается при поражении мозжечка (рассеянный склероз). — Р. слащавая. Нарушение речи, являющееся проявлением дефензивного компонента эпилептической пропорции темперамента. Больные говорят вкрадчиво, льстиво, слащаво, часто употребляют уменьшительные суффиксы, шаблонные хвалебные обороты. Наиболее типична для эпилепсии, наблюдается также иногда у психопатических личностей, главным образом у эпилептоидов. — Р. эксплозивная ( лат. explodo – извергать с шумом). Неритмичная речь, при которой на фоне задержек и растягивания звуков и слов происходят своеобразные словесные "выбросы", характеризующиеся скачкообразным ускорением, непроизвольно форсированной громкостью звуков (наблюдается при поражении полушарий мозжечка). — Р. экспрессивная ( лат. expressio – выразительность). Одна из сторон речевого общения, проявляющаяся в спонтанном выражении своих мыслей, чувств, желаний, в произнесении слов и фраз. Страдает при моторной афазии и аграфии. Син.: Р. моторная.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Речь

речевая деятельность, общение, опосредствованное языком , один из видов коммуникативной (см. Коммуникация )деятельности человека. Р. возникла в коллективе как средство координации совместной трудовой деятельности и как одна из форм проявления возникающего сознания. Речевые средства в этом процессе постепенно потеряли свой 'естественный' характер и стали системой искусственных сигналов (см. Семиотика ) . При этом они не просто тем или иным образом организуют в принципе независимую от них деятельность, а вносят в неё новое объективное содержание (слово как единство общения и обобщения) и этим способствуют перестройке её структуры: в языковом знаке фиксируются не только внешние, природные связи объектов, но также связи и отношения, возникающие в самом процессе деятельности. В научной литературе существуют противоречивые взгляды на сущность и функции Р.: Б. Кроче считает Р. средством эмоционального выражения; О . Дитрих, К. Яберг, К. Фосслер приписывают Р. две основные функции — выражения и коммуникации. Для А. Марти, П. Вегенера Р. — только средство воздействия. К. Бюлер выделяет функции выражения, обращения и сообщения. Советские психологи указывают на две основные функции языка (Р.): функцию средства, орудия общения (коммуникации) и функцию средства обобщения, орудия мышления. Выделяются также функции выражения, воздействия, указательная и др. Р. как психологическое явление обычно понимается как особый вид деятельности (наряду с трудовой, познавательной, мнемической и др.) и как речевые действия или операции, включенные в перечисленные виды деятельности; в этом смысле Р. соотносится с такими категориями, как мышление, память и т.п. С точки зрения психологии и физиологии Р. — одна из высших психических функций человека. Физиологическая основа Р. — сложная организация нескольких функциональных систем, частично специализированных, частично обслуживающих и другие виды деятельности. Эта организация является многочленной и многоуровневой и включает как элементарные физиологические механизмы типа 'стимул — реакция', так и механизмы специфические, имеющие иерархическое строение и характерные исключительно для высших форм речевой деятельности. В психофизиологической организации Р. есть полностью автоматизированные компоненты, но есть и осознаваемые (осознаётся содержание, а также иногда словесный состав, грамматика и даже звуковая сторона Р.): характер осознания зависит от типа Р., уровня развития речевых умений говорящего, социальной ситуации и других факторов. В процессе психического развития ребёнка его Р. (см. Детская речь ) формируется поэтапно благодаря взаимодействию всё усложняющихся процессов общения (и процессов использования Р. в некоммуникативных целях) и становлению лежащих в основе Р. других видов деятельности. Языкознание изучает Р. как одну из двух основных категорий — 'язык — речь' в их единстве и противопоставлении. Р. при этом обычно понимается как реализация системы языка: язык — потенция, виртуальное (существующее как абстракция), социальное; речь — реализация, актуальное, индивидуальное. Подобная трактовка Р. восходит, как правило, к 'Курсу общей лингвистики' Ф. де Соссюра , который различал язык (langue) и языковую способность (faculte du langage) как социальное и индивидуальное. Они объединены в рамках речевой деятельности (langage), в свою очередь противопоставленной Р. (parole) как потенция — реализации; потенциальное приравнено к социальному, а реальное к индивидуальному. Обе концепции (и концепция Соссюра, и обычное понимание соотношения Р. и языка в современной лингвистике) не вполне соответствуют взглядам на природу и функции общения (Р.) в современной советской философской, социологической и психологической науке, где подчёркивается связь речевого общения с процессом взаимодействия (интеракции) и с системой общественных отношений, проявляющихся в общении. Поскольку язык используется не только для общения, но и в других видах деятельности (например, в познавательной, т. е. мышлении, в мнемической — как опора памяти, и т.п.), можно выделять собственно Р. (или 'внешнюю' Р.), которая имеет коммуникативную направленность, т. е. ориентирована на понимание другими людьми с целью воздействия на их сознание и деятельность, а также на социальное взаимодействие, и внутреннюю Р., которая есть в сущности общение человека с самим собой для постановки и решения той или иной познавательной задачи. Ориентированность внутренней Р. на познавательные задачи ведёт к использованию в ней, наряду с единицами и конструкциями языка, встречающимися и в собственно Р., разного рода вспомогательных средств (образы, схемы и т.д.) и возникновению специфических закономерностей синтаксического строения внутренней Р., впервые описанных Л. С. Выготским . Внутренняя Р. отличается от внутреннего проговаривания (Р. 'про себя', беззвучная Р.) и внутреннего программирования (создание плана будущего высказывания или цепочки высказываний). Внутренняя Р. генетически восходит к собственно Р.: лишь использование Р. для общения делает возможным (как в филогенезе, так и в онтогенезе) использование её для познания. Собственно Р. ('внешняя' Р.) разделяется на диалогическую (см. Диалог . ) и монологическую Р. (см. Монолог ) ; генетически первичной является диалогическая Р. Различают также устную и письменную Р. Помимо того, что письменная Р. имеет специфическую структуру и материальное воплощение в письменности языка, она отличается от устной Р. значительно большей возможностью для пишущего произвольно или сознательно выбирать и организовывать любые языковые элементы. Оставаясь коммуникативной, 'внешняя' Р. может выполнять в то же время различные дополнительные функции, например поэтическую (Р. как орудие общения посредством искусства), магическую ('воздействие' на реальный мир с помощью слова), номинативную (Р. — наименование), диакритическую (Р., непосредственно включенная в речевую ситуацию и используемая лишь для её уточнения и дополнения неречевых действий) и т.п. В этих функциях Р. может приобретать специфические закономерности внутренней организации, что позволяет говорить или о поэтической Р., или о магической Р. и т.д.Лит.: Волошинов В. Н., Марксизм и философия языка, 2 изд., Л., 1930; Сосюр Ф. де, Курс общей лингвистики, пер. с франц., М., 1933: Выготский Л. С., Избр. психологические исследования, М., 1956; Жинкин Н. И., Механизмы речи, М., 1958; его же, Психологические основы развития речи, в книге: В защиту живого слова, М., 1966; Николаева Т. М., Письменная речь и специфика её изучения, 'Вопросы языкознания', 1961, | 3; Язык и речь. Тезисы докладов, М., 1962; Миллер Дж., Речь и язык, в книге: Экспериментальная психология, т. 2, М., 1963: Речь. Артикуляция и восприятие, М. — Л., 1965; Холодович А. А., О типологии речи, в книге: Историко-филологические исследования, М., 1967; Соколов А. Н., Внутренняя речь и мышление, М., 1968; Леонтьев А. А., Язык, речь, речевая деятельность, М., 1969; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, 3 изд., М., 1972; Основы теории речевой деятельности, М., 1974; Buhler К., Sprachtheorie, Jena, 1934; Coseriu Е., Sistema, norma у habla, Montevideo, 1952; Jakobson R., Linguistics and poetics, в сборнике: Style in language, N. Y. — L., 1960; Slama-Cazacu Т., Langage et contexte, 's-Gravenhage, 1961; Moscovici S., Communication processes and the properties of language, в сборнике: Advances in experimental social psychology, v. 3, N. Y. — L.,

1967. А. А. Леонтьев.Физиология речи. Физиологические функции, обеспечивающие общение между людьми с помощью звуков Р., заключаются в речеобразовании и восприятии Р. Для её продуцирования используется ряд органов. Совокупность органов, участвующих в речеобразовании, называется речевым аппаратом (см. Органы речи ) . Лёгкие с дыхательной мускулатурой, являясь исходным источником энергии, обеспечивают развитие давлений и воздушных потоков в речевом тракте, представленном гортанью, глоткой, ртом, носом, мягким нёбом и губами. Совокупность действий органов речевого тракта ( артикуляция ) строго координирована, в результате чего образуется членораздельная звуковая Р. Процесс речеобразования в целом организуется нервной системой и подчиняется иерархическому принципу управления. Основные уровни речеобразования: синтез предложения, которое должно быть сказано; организация программы артикуляции; реализация этой программы в последовательности артикуляторных движений; собственно образование звукового сигнала. В процессе восприятия Р. участвуют слуховой анализатор и нервная система, в которых происходят преобразования акустического сигнала, в конечном итоге обеспечивающие понимание смысла речевого сообщения. Процесс организован по принципу иерархии: выделение слухом спектральных и временных особенностей сигнала, являющихся различительными признаками звуков Р.; фонетического анализ, обеспечивающий преобразование потока признаков сигнала в последовательность дискретных элементов сообщения (фонем или слогов); анализ синтаксиса и семантики сообщения. Речь в акустике . С физической точки зрения устная Р. состоит из последовательности звуков речи ( гласных и согласных ) , произносимых, как правило, слитно, с паузами только после отдельных слов или групп звуков. Слитность произношения звуков Р., вследствие непрерывности артикуляционных движений органов Р., вызывает взаимное влияние смежных звуков друг на друга. Артикуляционные органы имеют неодинаковые размеры у разных людей, и каждому человеку свойственна своя манера произнесения звуков Р., поэтому для каждого человека звуки Р. имеют индивидуальный характер (своего рода устный почерк). Но при всём их многообразии они являются физическими реализациями (произнесением) небольшого числа фонем (наименьшая звуковая единица данного языка, существующая в Р. в целом ряде конкретных звуков). В русской Р. их насчитывается 41: 6 гласных ('а', 'о', 'у', 'э', 'и', 'ы'), 3 твёрдых согласных ('ш', 'ж', 'ц'), 2 мягких ('ч', 'й') и 15 в твёрдом и мягком видах; звуки Р. 'я', 'ю', 'е', 'ё' относятся к составным ('йа', 'йу', 'йэ', 'йо'). Звуки Р. неодинаково информативны. Так, гласные звуки содержат малую информацию о смысле Р., а глухие — наиболее информативны. Например, слово 'посылка': последовательность 'о. ы. а' ничего не говорит, а — 'п. с. л. к.' даёт почти однозначный ответ о смысле слова. Точность передачи Р. (например, в системах связи) оценивают с помощью артикуляционного метода: передают набор элементов Р., например слов или слогов, отражающий состав звуков Р. данного языка, и определяют относительное количество принятых элементов. Разборчивость Р. при этом в значительной мере определяется разборчивостью глухих согласных. Импульсы потока воздуха, создаваемые голосовыми связками (см. Голосовой anпарат ) при произнесении звонких звуков Р., с достаточной точностью могут считаться периодическими. Соответствующий период колебаний называется периодом основного тона голоса, а обратная величина — частотой основного тона, она лежит обычно в пределах от 70 до 450 гц. При произнесении звуков Р. частота основного тона изменяется. Это изменение называется интонацией. У каждого человека свой диапазон изменения основного тона (обычно немного более октавы) и своя интонация. Последняя имеет большое значение для узнаваемости голоса. Импульсы основного тона имеют пилообразную форму и поэтому при их периодическом повторении получается дискретный спектр с большим числом обертонов или гармоник. При произнесении взрывных и щелевых звуков Р. поток воздуха проталкивается через узкие участки (щели) речевого тракта, образуя завихрения, создающие шумы с широкополосным сплошным спектром. Таким образом, при произнесении звуков Р. через речевой тракт проходит сигнал с тональным или шумовым, или с тем и другим спектром. Речевой тракт представляет собой сложный фильтр акустический с рядом резонансных полостей, создаваемых артикуляционными органами Р., в результате чего выходной сигнал, т. е. произносимая Р., имеет спектр с огибающей сложной волнообразной формы. Максимумы концентрации энергии в спектре звука Р. называются формантами, а резкие провалы — антиформантами. В речевом тракте у каждого звука Р. свои резонансы и антирезонансы, поэтому огибающая спектра этого звука имеет индивидуальную форму. Для большинства гласных звуков Р. характерно своё расположение формант, антиформант и соотношение их уровней; для согласных важен также ход изменения формантных частей во времени ( см. рис. 1, 2, 3 ). У звонких звуков Р., особенно гласных, высокий уровень интенсивности, у глухих — самый низкий. Поэтому при произнесении Р. громкость её непрерывно изменяется, особенно резко при произнесении взрывных звуков. Диапазон уровней Р. находится в пределах 35-45 дб. Длительность гласных звуков Р. в среднем около 0,15 сек, согласных — около 0,08 сек, звука 'п' — около 0,03 сек.Образование звуков Р. происходит в результате подачи команд в виде биоэлектрических сигналов мышцам артикуляционных органов Р. от речевого центра мозга. Этих сигналов не более 10, изменяются они медленно (в темпе смены звуков Р., т. е. от 5 до 10 звуков в 1 сек ); в результате общий поток этих сигналов составляет 50-100 информационных единиц ( бит/сек ) , тогда как весь речевой сигнал — в 1000 раз больше. Объясняется это тем, что речевой сигнал представляет собой своего рода модулированную несущую (см. Модуляция колебаний ) . Вся информация заключается в спектральной модуляции (в изменении формы огибающих спектра и уровня Р.), а в самой несущей информация о смысле Р. отсутствует. Основное назначение Р. — передача информации от человека к человеку, как при их непосредственном общении, так и с помощью средств связи. Так как для передачи натуральной Р. требуется пропускная способность тракта связи около 50 000 — 70 000 бит/сек, то с целью её экономии и соответственно увеличения количества возможных переговоров стремятся сжимать поток речевого сигнала на передающем конце тракта с последующим его расширением на приёмном конце. Например, ослабляя уровень громких звуков Р., уменьшают разность уровней между громкими и слабыми звуками (сжимают динамический диапазон). Так же можно сжимать частотный диапазон речевого сигнала. Наконец, можно исключать из Р. участки сигнала, не несущие информации (средние участки длительных звуков), т. е. компрессировать Р. во времени. На приёмном конце соответственно восстанавливают диапазоны и заполняют исключенные участки звуков. Если отделить модулирующий сигнал от несущей, то потребуется ещё меньшая пропускная способность тракта связи для передачи Р. Подобную задачу в системах связи решают так называемые вокодеры .В современных исследованиях по общению человека с машиной решаются две проблемы: автоматическое управление машинами и процессами с помощью Р. (устный ввод в ЭВМ, автоматическая пишущая машинка и т.п.) и синтез Р. по различным кодовым сигналам (устный вывод из ЭВМ, говорящие машины для чтения текста слепыми и т.п.). М. А. Сапожков.Исследования механизмов слухового и фонетического анализа Р. относятся к акустике, психоакустике и фонетике; исследования синтаксического и семантического анализа сообщения относятся к лингвистике, психолингвистике и физиологии второй сигнальной системы . Речеобразование исследуют методами рентгенокиносъёмки, электромиографии , специальными датчиками воздушных давлений и потоков, акустических явлений и движений речевого аппарата. Ведущий метод исследования восприятия Р — определение его особенностей в зависимости от физических свойств естественных или синтетических звуков Р. Большое значение имеет физическое и математическое моделирование ; данные важны для языкознания , логопедии, сурдологии, техники связи, конструирования систем автоматического распознавания и синтеза Р.Лит.: Фант Г., Акустическая теория речеобразования, пер. с англ., М., 1964; Речь. Артикуляция и восприятие, М. — Л., 1965; Фланаган Дж. Л., Анализ, синтез и восприятие речи, пер. с англ., М., 1968; Чистович Л. А., Кожевников В. А., Восприятие речи, в книге: Физиология сенсорных систем, ч. 2, Л., 1972 (Руководство по физиологии); Сапожков М. А., Речевой сигнал в кибернетике и связи, М.,

1963. Расстройства речи. К расстройствам Р. относят нарушения функций её восприятия и образования. Их причины: анатомические дефекты периферического речевого аппарата, нарушения его иннервации, а также органические и функциональные изменения некоторых отделов центральной нервной системы, обеспечивающих речевую деятельность. Расстройства образования Р. проявляются в нарушениях синтаксической структуры фраз, в изменениях словаря, звукового состава, методики, темпа и плавности речи. При расстройствах восприятия Р. нарушаются процессы распознавания речевых элементов, грамматического и смыслового анализа воспринимаемых сообщений (нарушения восприятия, обусловленные поражениями периферической слуховой системы, к речевой патологии не относятся). При изучении нарушений процесса речеобразования используют физиологические и биофизические методы, фонетический и лингвистический анализ речевой продукции больных, приёмы акустического анализа речевых сигналов; при нарушениях восприятия — психоакустические и психолингвистические методики. При классификации речевых расстройств учитывают основные их проявления, сопутствующие неврологические симптомы, характер анатомических изменений речевого аппарата. Нарушения процессов анализа и синтеза сообщений и нарушения речевой памяти, возникающие при локальных поражениях головного мозга, относят к группе афазии . Аналогичные поражения центральной нервной системы у детей, возникшие до освоения ими речи, приводят к алалии . К группе афазий примыкают нарушения речеобразования, обусловленные утратой сложных речевых координаций (речевая апраксия ) . Нарушения речеобразования, вызванные поражениями черепно-мозговых нервов, ядер этих нервов, некоторых подкорковых образований, составляют группу дизартрий . Расстройства, обусловленные анатомическими особенностями речевого аппарата (его скелета и мягких тканей), образуют группу дислалий (см. Косноязычие ) ; они могут быть следствием врождённых расщелин губ и нёба, неправильного прикуса, травм и т.п. К этой группе нарушений примыкают расстройства голосообразования, обусловленные параличами и парезами голосовых связок, рубцовыми их изменениями, новообразованиями гортани и другими фониатрическими заболеваниями; наиболее тяжёлые из них возникают после полного удаления гортани (ларингэктомии). К функциональным нарушениям речи относят: заикание, функциональное косноязычие, мутизм , а также нарушения речи, обусловленные дисфункциями гортани (афонии психогенного происхождения и др.). Вторичные нарушения речи возникают при глухоте и тугоухости : их характер и тяжесть зависят от степени снижения слуха и времени возникновения заболевания (утрата слуха до овладения речью может привести к глухонемоте ) . Расстройства речи зачастую сопровождаются нарушениями чтения (дислексия) и письма (дисграфия) вплоть до полной утраты этих способностей ( алексия и аграфия ) . Диагностика речевых расстройств осуществляется невропатологами и логопедами. Лечение: амбулаторное — в логопедических кабинетах и стационарное — в психоневрологических и специальных речевых клиниках. Комплекс лечебных мероприятий включает медикаментозную терапию, хирургические вмешательства, психотерапию и специальную речевую тренировку (логопедические занятия). Обучение детей с выраженными дефектами речи производится в специальных речевых школах (см. Логопедия ) . Лит.: Лурия А. Р., Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга, М., 1962; Правдина О. В., Логопедия, М., 1969; Handbook of speech pathology ed by L. E. Travis, N. Y., [1957]; Luchsinger R., Arnold G. E., Lehrbuch der Stimm- und Sprach-heilkunde, 2 Aufl., W.,

1959. Ю. И. Кузьмин.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Речь

ежедневная газета с приложениями, центральный орган партии кадетов . Выходила в Петербурге с февраля 1906 под фактической редакцией П. Н. Милюкова и И. В. Гессена; издатели: Ю. Б. Бак, В. Д. Набоков, И. И. Петрункевич и др. Была популярна в среде либерально-буржуазной интеллигенции. После Февральской революции 1917 выступала против большевиков. Закрыта Петроградская ВРК 26 октября (8 ноября) 1917, после чего выходила под названием 'Наша речь', 'Свободная речь', 'Век', 'Новая речь', 'Наш век', сохраняя антисоветскую направленность. Окончательно закрыта в августе

1918.

Полный орфографический словарь русского языка

Речь

речь, -и, мн. -и, —ей

Викисловарь

Речь

способность говорить, выражать словами мысль язык как средство общения между людьми , : тот или иной вид, стиль языка, слог звучащий язык, свойственный кому-либо, индивидуальная манера говорить, выговор cлова, разговор, то, что говорят беседа, разговор публичное словесное выступление

Каким бывает «речь»?

Речь бывает:

  • связная
  • устная
  • образная
  • витиеватая
  • английская
  • арабская
  • безмолвная
  • блистательная
  • бойкая
  • быстрая
Все определения к слову РЕЧЬ

Морфемный и фонетический разбор слова «речь»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова речь. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «речь»

Какими словами можно заменить слово речь? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову РЕЧЬ

Ассоциации к слову «речь» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово речь? В русском языке со словом речь чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову РЕЧЬ

Сочетаемость слова «речь»

Как правильно употребляется слово речь? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • автономная речь
  • авторская речь
  • академическая публичная речь
  • активная речь
  • английская речь
  • арабская речь
  • беглая речь
  • безмолвная речь
  • безумные речи
  • бесконечные речи
Полная таблица сочетаемости слова РЕЧЬ

Предложения со словом «речь»

Примеры употребления слова речь в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Я прямо дар речи потеряла, когда поняла, что много лет придётся на глупую кличку отзываться.

Дарья Донцова, Волшебный эликсир

Только после военного поражения противника дипломаты могли вести речь о примирении.

Эрих Людендорф, Мои воспоминания о войне. Первая мировая война в записках германского полководца. 1914-1918

Так что здесь речь может идти о промежутке времени в столетие или даже больше.

Эварт Окшотт, Меч в век рыцарства. Классификация, типология, описание

Я просто хочу воодушевлять людей, заставлять их чувствовать. Не всегда чувствовать себя хорошо. Иногда речь идет о том, чтобы избавиться от чего-то, просто пережить что-то. И пережить это можно, пролив море слез.

Кэти Перри

Все предложения и цитаты со словом РЕЧЬ

Cлово «речь» является ответом на вопросы