Аскетизм

Cлово «аскетизм» означает:

(от греч. asketes — упражняющийся в чем-либо) — ограничение илиподавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли,одиночества и т. п., присущие практике философских школ (напр., киников) иособенно различных религий (монашество и т. п.). Целью аскетизма можетбыть достижение свободы от потребностей, сосредоточенности духа,подготовка к экстатическим состояниям, достижение "сверхъестественныхспособностей" (йога), в христианстве — соучастие в "страданиях" Христа.Нередкий мотив аскетизма — отказ от пользования привилегиями в условияхобщественного неравенства (толстовцы и др.).

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Значение слова «аскетизм» в русском языке

в Православии упражнение воли и помыслов через пост, молитву, уединение, бдение и другие подвиги и лишения. Истинное Православное христианство есть самоотвержение. Русская Церковь учит, что аскетизм, хотя и в различных степенях и формах, является обязательным для всех христиан без исключения. По словам Иисуса Христа: "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11: 12). Для спасения необходимо соединение как благодати, так и свободной воли человека, который должен идти путем аскетических подвигов.

Источник: Исторический словарь

Исторический словарь

Аскетизм

(греч. — подвижничество) — религиозный принцип, основанный на ограничении или подавлении естественных желаний, основанных на чувствах человека, отказ от жизненных благ. Добровольное перенесение физической боли, одиночества, других лишений с целью достижения нравственного совершенства.

Исторический словарь

Аскетизм

(греч. — упражнение, подвиг) — добровольное подвижничество, основанное на следовании евангельским заповедям и советам. Одно из основополагающих (но не исключительное) понятий религиозной жизни, предполагающее духовную и нравственную дисциплину, а также физическое воздержание (умерщвление плоти). Смысл аскетизма — отрицание страстей, утверждение в добре и, в конечном счете, подражание Божественному естеству (Григорий Нисский). Получает широкое распространение в восточнохристианской практике с IV — VI веков.       

Политический словарь

Аскетизм

( гр. asketes упражняющийся) — 1) религиозный принцип, характеризующийся ограничением и подавлением чувственных влечений и желаний, отказом от благ в целях достижения нравственного совершенства и для общения с божеством; 2) отказ от жизненных благ, крайнее воздержание.

Психологический словарь

Аскетизм

(от греч. askesis — упражнение, подвиг) — учение об ограничении, воздержании, подавлении органических потребностей (питание, сон и др.) и чувственных желаний для достижения нравственного совершенства (трезвость, половое воздержание), а также практическая реализация такого учения. Как правило, А. не только сводит до минимума удовлетворение естественных потребностей, но и требует отказа от чувственных удовольствий, которые теоретически м. б. и при минимальном уровне потребления ("мало, но вкусно"). Исторические типы А.: восточный (индийский), античный (напр. у пифагорейцев), христианский. Православие рассматривает религиозный А. как высший подвиг, а аскетов именует "подвижниками". Аскетическим образцом объявляется земная жизнь Иисуса Христа. Религиозный А. выражается в отшельничестве, монашестве, самоистязаниях (напр. ношении вериг), постничестве, молчальничестве и т. п. А. обязателен для монашествующих. (Б. М.)

Психологический словарь

Аскетизм

стиль жизни, основанный на добровольном воздержании от чувственных, физических удовольствий и превознесении простоты и самодисциплины. Аскет обычно проповедует сосредоточение на высшей морально-религиозной системе ценностей.

Социологический словарь

Аскетизм

(asceticism) — доктрина и практика  самоотречения путем воздержания от мирских благ и удовольствий.  был присущ многим мировым религиям,  и для некоторых приверженцев (например, членов отдельных монашеских орденов) означает полный отказ от большинства мирских искушений. Несмотря на ассоциацию с фатализмом, подобный вызов также часто предполагал сопротивление политической власти и служил орудием в социальном изменении. Так, согласно Веберу (1922), протестантский аскетизм играл  решающую роль  в возникновении современного западного капитализма  (см. Протестантская этика) .

Социологический словарь

Аскетизм

(от греч. asketes — упражняющийся в ч.-л.) — англ. asceticism; нем. Askese. Отречение от жизненных удовольствий, ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т. п., присущие практике нек-рых филос. школ, религий, соц. движений.

Философский словарь

Аскетизм

(греч.-упражняться): нравственный принцип, утверждающий превосходство человеческого духа над плотью и требующий ограничения чувственных наслаждений или отказа от земных радостей во имя высших духовных идеалов. Целью аскета может быть достижение личного нравственного совершенства или блага других людей. Во имя этого аскет готов переносить физические страдания, материальные лишения, духовные испытания.

Философский словарь

Аскетизм

(греч. askeo — упражняюсь) — принцип поведения и образ жизни, характеризующийся предельно возможной воздержанностью в удовлетворении потребностей, “умерщвлением плоти”, отказом от земных благ в целях достижения морального или религиозного идеала. Первоначально, в Древн. Греции, А. называли упражнение в добродетели. Теоретическое обоснование А. получил в религиозных учениях Древн. Востока, особенно в Индии, затем у Пифагора. В раннем христианстве аскетами именовали тех, кто проводил жизнь в уединении и самоистязании, в постах и молитвах. Раннехристианский и средневековый идеал А. изменился в период Реформации. Протестантизм выдвинул требование “мирского аскетизма”. К А. призывали ранние крестьянские и пролетарские движения. Это было формой протеста против роскоши и праздности господствующих классов. Марксистская этика рассматривает А. как неразумную и неоправданную крайность, как следствие неверных представлений о моральном идеале и пути к нему. Однако марксизм осуждает и др. крайность — невоздержанность в удовлетворении потребностей, сведение жизни к погоне за наслаждениями.

Философский словарь

Аскетизм

(от греч. aske — упражняющийся в чем-либо) — первоначально подготовка атлетов к состязаниям (тренировка); затем — стремление к добродетельной жизни и борьба с пороками и дурными привычками. был характерен для философии стоиков, позднее его проповедовал апостол Павел. Христ. аскетизм монахов и "аскетов" имел своей целью подавление и умерщвление чувственной природы человека: не только половое воздержание, но и отказ от удовольствий, доставляемых созерцанием, слуховыми, вкусовыми ощущениями и т. д. ом внутреннего мира Макс Вебер называет применение высвобожденной религиозным аскетизмом энергии в профессиональном труде, что особенно поощряется кальвинизмом.

Философский словарь

Аскетизм

(греч. askeo-упражняться) — моральный принцип, предписывающий людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждении, подавление чувственных стремлений ради до- стяжения к.-л социальных целей для нравственного самосовершенствования. В истории домарксистских моральных учений А. обычно противопоставлялся гедонизму и эпикуреизму. Корни А. уходят в первобытное об-во, когда материальные условия жизни требовали от людей высокой физической выносливости, способности переносить крайние лишения Эта объективная потребность нашла выражение в особого рода религиозных ритуалах. Так, посредством обряда инициации происходило посвящение подростков в мужчин. Обряд включал длительный пост, изоляцию, подпиливание зубов и т. п. и имел целью внушить юношам мысль о необходимости стойко переносить невзгоды и лишения. Иной смысл приобрел принцип А. в классовом об-ве. Первые попытки обосновать его теоретически мы находим в религиях Древн. Востока, в пифагорейском религиозном учении, затем в христианстве. Здесь аскетическое подвижничество рассматривалось как путь к нравственному совершенству — как преодоление человеком материального начала и развитие его духовной субстанции («умерщвление плоти» и «воссоединение с богом» в христианстве) Действительный же социальный смысл этого принципа заключался в распространении среди народных масс идеи необходимости отказа от стремления к жизненным благам, к-рыми пользовались господствующие классы т. обр., проповедь А. служила идеологическим средством оправдания классового строя и укрепления его основ. Напр., институт монашества, к-рый предусматривал А. священнослужителей (посты, безбрачие, самоистязание), создавал вокруг них ореол святости и пропагандировал идею воздержания среди трудящихся С критикой религиозного А. выступили идеологи революционной буржуазии (Гуманизм). Однако реабилитация человеческих потребностей в буржуазной идеологии была внутренне противоречива. Провозгласив право человека на наслаждение, буржуазное об-во не обеспечивает реальных возможностей наслаждаться для большинства людей (бедность, социальное неравенство и т. д.) Капитализм, сделавший частную собственность всеобщим мерилом человеческих отношений, уродует сами потребности людей, сводя их к одностороннему чувству обладания. А иногда проповедовался идеологами угнетенных классов как протест против роскоши имущих и как путь мобилизации сил для борьбы за справедливое об-во (крестьянские и ранние пролетарские движения). Элементы А. содержатся также в различных теориях «уравнительного коммунизма», проповедующих ограничение самых необходимых материальных потребностей всех членов об-ва В совр. эпоху нек-рые принципы А в той мере, в какой они противополагаются казенной буржуазной морали, угару потребительства и идеалам гедонизма, являются идеологией определенных массовых слоев капиталистического об-ва (городские низы, иммигрантские группы, часть студенческой молодежи и др.), участвующих в общедемократическом движении. Но одновременно в качестве особой формы морального нигилизма складывается и анархо-А. Привлекая отдельные элементы привилегированных слоев населения, такой А. выступает в роли ниспровергателя культуры и морали Искаженно истолковывая соотношение революционности и морали, не признавая морального значения единства действий и дисциплины, сторонники такого А в экстремистских актах аморализма видят гл. средство расшатывания всех механизмов функционирования существующего об-ва. Подобный А. не приемлет позитивные программы социального переустройства и организованную борьбу трудящихся, а потому оказывается лишь превращенной формой социального бессилия, фактором раскола демократических сил, компрометации революционной морали, смелым орудием реакции. В отдельных случаях и в условиях социализма А. может стать формой оживления мелкобуржуазной морали, выражаясь в защите идей уравнительства, в пропаганде сохранения бедности и Отсталости как рычагов революционного энтузиазма, в попрании культурных и моральных ценностей. Научному коммунизму чужда идея А., поскольку он предполагает создание высокоразвитого общественного производства при полном удовлетворении потребностей людей. Правда, в определенных условиях в процессе строительства коммунистического об-ва может возникнуть временная необходимость в ограничении потребностей, что обычно связано с преодолением исключительных экономических и политических трудностей. Однако требование самоограничения не может служить всеобщим принципом коммунистической нравственности, к-рая исходит из принципа «Все во имя человека, для блага человека». Вместе с тем коммунистическая мораль отвергает и др. крайность — сведение смысла жизни к погоне за наслаждениями, проповедь распущенности и неоправданной роскоши. Потребности" людей должны удовлетворяться гармонично, исходя из научно обоснованных норм потребления, возможностей развития общественного производства и индивидуальных особенностей людей.

Философский словарь

Аскетизм

(аскеза, от греч. ackesis — упражнение, подвижничество) — принцип поведения, основанный на ограничении пользования земными благами для достижения христианского нравственно-религиозного идеала, а также связанная с ним система взглядов, духовно-телесных упражнений. В Киевской и Московской Руси А. определил развитие отечественного любомудрия, что дало повод Бердяеву признать "аскетически-монашеское православие" одним из кардинальных начал "формирования русской души". В православной философии А. рассматривался прежде всего как идеальное средство для рождения подлинно человеческой личности, обретающей конкретное со-бытие с Божиим миром, причем акцент делался на самопознавательном характере аскетических упражнений, особенно в творческом наследии митрополита Московского Платона (Левшина). Он сформулировал оригинальную концепцию "распятия миром", предполагающую сугубо внутреннее противостояние земной жизни при внешнем пребывании инока в миру. Наметилась тенденция к активной социальной роли аскета, совершающего подвиг воздержания в обыденной жизни, согласно учению Григория Богослова и Василия Великого. XIX в. в особенности расширил круг общественных деятелей среди православных мыслителей (напр., митрополит Московский Филарет (Дроздов). Бухарев высказался за иноческую приязнь к грешникам как необходимое условие "деятельного следования за Христом", стремясь найти взаимопонимание даже у редколлегии журн. "Современник", к-рый, по его мнению, принял аскетический дух любви к истине, но придал ему ложное направление. Однако, поскольку социальная деятельность аскетов не принесла должных результатов и общественная жизнь России в XIX в. не одухотворилась христианскими началами, большинству православных философов пришлось вернуться к традиционному пониманию А. с его не только внутренним, но и внешним отстранением от злобы дня — в рамках "трансцендентного эгоизма" (К. Н. Леонтьев). В нач. XX в. Флоренский вновь сделал акцент на аскетической "духоносности" как единственно достижимом христианском идеале индивидуального порядка, социальным аналогом к-рого может выступить только частная дружба. Более того, он напомнил об органической взаимосвязи аскетизма с воцерковленным мистическим созерцанием "неизреченного света" Троицы, но никак не самого Христа. Эту же взаимосвязь подчеркивал Булгаков, ратуя за "безобразный" характер православной мистики, что делало возможным оригинальное осмысление религиозного опыта каждым из христиан на началах А. И. А. Ильин принципиально подчеркивал "творчески-напряженное делание православно-восточной аскетики". Бердяев, как и большинство представителей нового религиозного сознания, противостоял А. православия, выдвигая творчество как духовное освящение плоти.

Философский словарь

Аскетизм

(от греч. askesis — упражнение, подвиг, asketes — подвижник) — пренебрежение чувственным, нынешним миром, его умаление или даже отрицание ради духовного, будущего мира. В простых формах А. предполагает ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение боли, страданий и т.п.; в более радикальных случаях он требует отказа от собственности, семьи и т.п. для обеспечения приоритета духовного над материальным, желаемого совершенного мира над реальным миром. Понятый широко, А. имеет онтологические основания, поскольку опирается на реально существующее мировоззренческое представление о структуре мира, его частях и их взаимных связях. Возвеличение идеального мира, входящее в суть А., предполагает предельно широкое утверждение основных ценностей этого мира в реальном мире. А. представляет собой одну из основных характеристик коллективистических обществ (средневековое общество, коммунистическое общество и т.п.) и коллективистических общностей (армия, церковь, тоталитарная религиозная секта или политическая партия и т.п.) (см.: Индивидуалистическое общество и коллективистическое общество). В коллективистических обществах А. считается одним из важных средств, обеспечивающих переход от существующего социального строя к гораздо более совершенному обществу, своего рода “раю на небесах” или “раю на земле”. В А. можно выделить его материальную и духовную составляющие. Материальный А. обычно предполагает отрицание или хотя бы порицание собственности, отрицание семьи или по меньшей мере резкое умаление ее роли в обществе, подразделение потребностей человека на естественные и искусственные и принижение последних и т.п. Духовный аскетизм может включать отказ от многих духовных и интеллектуальных потребностей или даже превознесение нищеты духа, ограничение участия в духовной или интеллектуальной жизни своего времени, отказ от осуществления своих гражданских и политических прав и т.п. Граница между материальным и духовным А. является относительной. Платон, создавший первую последовательную и хорошо аргументированную концепцию коллективистического общества (диалоги “Государство”, “Законы”), выдвигал умеренность, удовлетворенность своим положением, каким бы оно ни было, в качестве общей добродетели для всех трех классов своего идеального общества. Умеренность, сущность которой в самоограничении, Платон понимал настолько широко, что включал в нее также политическое самоограничение — признание гражданами права государственного органа требовать законопослушания и повиновения управляемых. Самоограничение преследовало цель задержать все перемены и обеспечить простирающуюся неограниченно стабильность общества и тем самым, как думал Платон, справедливость. Средневековый А. предполагал принесение в жертву земного ради небесного, сдержанность всех проявлений земной жизни, сведение к минимуму всех земных целей и забот, уменьшение роли человеческой плоти в жизни человека, сдержанность при изображении земной жизни, ее богатства и многообразия в искусстве; постоянное выявление и культивирование того, что является свидетельством иной, более возвышенной духовной жизни. Влечения к наслаждению пищей и вином, запахами, звуками, красками и формами (“похоти плоти”) опасны, говорил Августин, однако не вообще, а лишь когда они становятся самоцелью и превращаются в самостоятельный источник наслаждения. Произведения человеческих рук прекрасны, но только в той мере, в какой в них присутствуют следы идеальной красоты, заключенной в Боге. Искушение суетным знанием даже более опасно, чем плотские вожделения. Страсть к исследованию окружающего мира (“похоть очей”), жадное любопытство, рядящееся в одежду познания и науки, не может быть одобрено, если оно не служит религиозным целям и не сочетается с верой в Бога. Презрение к земному миру, предполагаемое А., не означает тотальной неприязни и тем более ненависти к нему. “человек может и должен любить свое тело, но не ради него самого, а ради здоровья; но и заботиться о своем здоровье он должен не ради самого здоровья, а ради того, чтобы телесные недуги не мешали ему совершенствовать свою душу и делать добрые дела; и душу свою он должен любить не ради нее самой, а ради блага, в ней заключенного, которое, по Августину, есть Бог” (Г.Г. Майоров). Средневековый А., требовавший направленности всех помыслов к высшему благу и презрения ко всему, что мешает такой направленности, вовсе не был мрачной, отсекающей все земные радости доктриной, как это иногда представляется (Г. Эйкен, Л. Шестов и др.). Другое дело, что в крайних своих проявлениях, у особенно ревностных своих последователей А. мог доходить до умерщвления плоти и отрицания всякой ценности земной красоты. Но и “нормальный” А., требовавший презрения к земной жизни ради жизни небесной, распространялся не только на искушения плоти или неумеренную любознательность, но и на благие дела. Сдержанность, диктовавшаяся им, касалась всех сторон земной жизни, всех видов человеческой деятельности. Коммунистический А. основывался на убеждении в приоритете будущего, совершенного общества над существующим обществом, призванным служить лишь ступенькой на пути к коммунизму. А. этого типа требовал, прежде всего, полного отказа от собственности и отведения на второй план роли семьи. “Коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности”; “коммунистов можно упрекнуть разве лишь в том, что они хотят поставить официальную, открытую общность жен на место лицемерно скрываемой” (К. Маркс, Ф. Энгельс). Идейному обоснованию коммунистического А. служило разделение потребностей человека на естественные и искусственные. Предполагалось, что только первые должны удовлетворяться, поскольку вторые навязаны человеку несовершенным обществом и должны быть отброшены. Важным доводом в поддержку А. являлось и различение низшей ступени коммунизма (социализма) и высшей его ступени (полного коммунизма). А.А. Зиновьев называет это разграничение чисто умозрительным и вместе с тем очень удобным для коммунистической идеологии: “Все дефекты реальной жизни в коммунистических странах можно отнести за счет того, что еще не достигли полного коммунизма”. Можно отметить, что рус. революционная интеллигенция втор. пол. 19 в., имевшая очевидный коллективистический уклон, также была проникнута духом А. Это нашло, в частности, отражение в романе Н.Г. Чернышевского “Что делать?” и во многом способствовало успеху романа. “Прежде всего, это книга аскетическая, — говорит Н.А. Бердяев. — Герой романа Рахметов спит на гвоздях, чтобы приготовить себя к перенесению пытки, он готов во всем себе отказать… Мораль “Что делать” очень чистая и отрешенная”. А., пронизывающий жизнь коллективистических обществ, не имеет социальных корней в индивидуалистических обществах. Социолог Д. Парето характеризовал проявления А. в капиталистическом обществе как патологическую форму дисциплины желаний, гипертрофию чувства социальности. “У людей наблюдается особый род чувств, не имеющий подобия у животных. Они побуждают индивидов налагать на себя лишения, воздерживаться от удовольствий без какой-либо личной пользы, поступать наперекор инстинкту, подталкивающему живые существа стремиться к приятному и избегать неприятного. Такова сущность феномена, известного под именем А.”. Люди вынуждены подавлять многие свои желания, будучи не в состоянии удовлетворить их все. Природа вложила в человека столько желаний, что средства для их удовлетворения всегда недостаточны. Чувства, подчиняющие желания дисциплине, подобные склонности к самоотверженности и самопожертвованию, общественно полезны. Но когда эти чувства получают чрезмерное развитие, они приводят к А. Согласно Парето, последний уже не полезен человеку, а вреден. Иногда А. понимается как стиль не социальной, а индивидуальной жизни, предполагающий существенное ограничение чувственных желаний ради достижения более высоких, как кажется, духовных ценностей. А. в этом смысле был присущ практике некоторых философских школ (напр., киников) и особенно различных религиозных течений (отшельничество, монашество и т.п.). Освобождение от чувственных потребностей может быть средством для достижения сосредоточенности духа, подготовки к экстатическим состояниям, обретения “сверхъестественных” способностей. В условиях социального неравенства мотивом А. может являться нежелание пользоваться кажущимися неоправданными привилегиями (нищенствующие религиозные ордена, толстовство и др.). О Эйкен Г. История и система средневекового мировоззрения. СПб., 1907; Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1959. Т. 4; Майоров Г.Г. Этика в v-srednie-veka-4690.html»>средние века. М., 1986; Бердяев НА. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX в. и начала XX в. // Вопросы философии. 1990. № I; Шестов Л. Апофеоз беспочвенности: Опыт антидогматического мышления. М., 1991; Августин Аврелий. Исповедь. М., 1992; Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993; Зиновьев А.А. Коммунизм как реальность. Кризис коммунизма. М., 1994; Никитина И.П. как способ жизнедеятельности // Философская антропология: современное состояние и перспективы. М., 1995; Бабушкин В.У. Философия духа. М., 1996; Ивин А.А. Введение в философию истории. М., 1997. И.П. Никитина

Философский словарь

Аскетизм

(от греч. askesis — упражнение) — термин стоиков и др. древних философов для обозначения системы практических мер, направленных на обуздание порока и укрепления добродетели. Это меры самоограничения и воздержания, благодаря которым человек преодолевает себя, духовно возрастает в познании Высшего и достигает полнокровной духовной жизни. Цель аскезы — бесстрастие (апафея), но критики философского аскетизма отмечали, что главная страсть — гордость (гордыня) — остается незатронутой, что аскетизм, не просветленный христианской любовью, может соблазниться ожесточением сердца. Христианский аскетизм означает иное: отвергнуть себя, взять на себя крест и следовать за Христом (Мк 8.34), исполнять Его заповедь о любви, отдать себя целиком на служение Богу и ближнему. Все остальное прилагается — постоянная самодисциплина, пост, молитва, воздержание, добровольная бедность и пр. К монашеству это не обязывает, но многие не находят иных путей для аскезы, кроме как в монашестве. "Цель христианского аскетизма — не ослабление плоти, а усиление духа для преображения плоти" (Вл.Соловьев). Быть личностью, по Н.Бердяеву, значит быть аскетом: "Аскеза в сущности должна означать активное выявление и охранение форм личности, ее образа, активное сопротивление власти мира, желающего растерзать личность, поработить ее".

Философский словарь

Аскетизм

— термин, обозначающий признание и исполнение — аскезу (от греч. аскэсис — упражнение) — предписаний, имеющих целью достижение духовно-нравственного совершенства при помощи подавления телесно-чувственных влечений и желаний и сосредоточенности человека исключительно только на жизни духа. Эти предписания включают в себя существование в бедности, половое воздержание, терпение, отрешенность от суеты мира и т. п. Тем самым А. предполагает некоторые элементы автаркии и апатии (см. соответствующие ст. наст. словаря). Общефилософской предпосылкой А. считают противопоставление души и тела как враждебных начал: доброго и злого, высшего, божественного происхождения и низшего, происходящего от материи. Отсюда и проистекает постулат о необходимости умерщвления плоти и ее подчинения духу. По своей сути А. противоположен гедонизму и приходит в столкновение с реалиями жизни, с устремлениями обычного человека. Например, А. трудно совместить с желанием гармонично развивать тело и душу, с естественной потребностью брачных отношений, с устремлением человека к материальному достатку и т. п. Все это приводило к парадоксам при попытке оправдать аскетические установки. Так, киники объявили высшим наслаждением презрение к наслаждениям. Выделяют две основные ориентации А. в истории культуры: 1) этико-практическую и 2) религиозно-мистическую. В классический период античности А. имел в основном этический характер. Его целью было достижение идеала добродетельного и самодостаточного (автаркичного) человека (например, у киников и стоиков). Религиозно-мистический А. наиболее заметно обнаруживает себя уже в поздней античности (в неоплатонизме, например). В нем нравственная аскеза становится звеном (условием) прикосновения к благу или Богу в акте мистического созерцания. Христианство, в свою очередь, восприняло именно этот религиозно-мистический аспект аскетической жизни, вписало его в мистический путь познания Бога. В. Т. Звиревич

Философский словарь

Аскетизм

(греч. aske — упражнение в чем либо) — техника телесных и ментальных практик, служащих средством к достижению сверхчувственных целей: этического идеала, мистического совершенства и т.д., а также соответствующая им система ценностей. В религиозно-философских учениях Древней Греции (орфизм, пифагореизм) А. часто называли упражнение в добродетели и особенно в подчинении своей воли. В раннем христианстве А. стал началом монашества. Аскеты свершали пост и молитвенные подвиги, однако не налагали на себя обетов, как впоследствии это делали монахи, и не обязательно принимали службу в клире. Аскетами также иногда называли жертвовавших своими достатками на бедных. В христианском протестантизме под А. понимается необходимость неутомимой деятельности в рамках своей профессии в целях личного спасения, — так называемый "мирской А.". А.Н. Шуман

Толковый словарь Ожегова

Аскетизм

Строгий образ жизни с отказом жизненных благ и удовольствий

Психологическая энциклопедия

Аскетизм

(от греч. askesis — упражнение, подвиг) — учение об ограничении, воздержании, подавлении органических потребностей (питание, сон и др.) и чувственных желаний для достижения нравственного совершенства (трезвость, половое воздержание), а также практическая реализация такого учения. Как правило, А. не только сводит до минимума удовлетворение естественных потребностей, но и требует отказа от чувственных удовольствий, которые теоретически м. б. и при минимальном уровне потребления ("мало, но вкусно"). Исторические типы А.: восточный (индийский), античный (напр. у пифагорейцев), христианский. Православие рассматривает религиозный А. как высший подвиг, а аскетов именует "подвижниками". Аскетическим образцом объявляется земная жизнь Иисуса Христа. Религиозный А. выражается в отшельничестве, монашестве, самоистязаниях (напр. ношении вериг), постничестве, молчальничестве и т. п. А. обязателен для монашествующих. (Б. М.)

Каким бывает «аскетизм»?

Аскетизм бывает:

  • монашеский
  • христианский
  • суровый
  • средневековый
  • крайний
  • религиозный
  • строгий
Все определения к слову АСКЕТИЗМ

Синонимы к слову «аскетизм»

Какими словами можно заменить слово аскетизм? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову АСКЕТИЗМ

Сочетаемость слова «аскетизм»

Как правильно употребляется слово аскетизм? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • вынужденный аскетизм
  • крайний аскетизм
  • монашеский аскетизм
  • определённый аскетизм
  • подобный аскетизм
  • полный аскетизм
  • строгий аскетизм
  • строжайший аскетизм
  • суровый аскетизм
  • христианский аскетизм
Полная таблица сочетаемости слова АСКЕТИЗМ

Предложения со словом «аскетизм»

Примеры употребления слова аскетизм в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Однако крайний аскетизм не принёс ему вожделенного освобождения.

Генрих Дюмулен, История дзэн-буддизма

Конечно, всегда найдутся люди, для которых строгий аскетизм форм неотличим от примитивизма и незавершённости.

Эварт Окшотт, Меч в век рыцарства. Классификация, типология, описание

Тренировки не должны отвлекать от работы и семьи или требовать от вас монашеского аскетизма в течение многих месяцев.

Мэт Диксон, Триатлон для занятых людей

Все предложения и цитаты со словом АСКЕТИЗМ

Cлово «аскетизм» является ответом на вопросы