Анархизм

Cлово «анархизм» означает:

бывает двух видов:    1. анархизм, вытекающий из стремления человека к возможно большей свободе,    2. анархизм, вытекающий из вражды к тому общественному строю, который создает неравенство и давит человека.    исходит из требования самой неограниченной свободы личности и отрицает какую бы то ни было принудительную власть, государство для него есть организация меньшинства для эксплуатации большинства, и кроме механизма эксплуатации не может быть ничем иным.    Теория анархизма, вытекающего из стремления человека к возможно большей свободе, развивается в направлении проведение принципа крайнего либерализма в его чистом виде с признанием возможно большей свободы личности и отрицанием государственного вмешательства.  Для сторонников этого направления анархизма жизнь в идеальном обществе должна обеспечиваться свободными компаниями помимо вмешательства принудительной власти. Философию одной из разновидностей этого анархизма представляет Ницше.    Теория анархизма, вытекающая из вражды к тому общественному строю, который создает неравенство и давит человека, развивается в направлении создания идеального общественного строя в виде союза автономных и свободных общин. Этот вид анархизма называют анархизмом революционным или анархизмом социалистическим. Впервые теория этого анархизма была разработана Прудоном (1840), который первый также употребил слово анархия для обозначения идеального, по его мнению, общественного строя, до него анархия была просто безначалием, отсутствием власти. Для Прудона анархизм – это теория преимущественно для крестьянства и мелкой буржуазии. За Прудоном последовал Штирнер (1844). Дальнейшему развитию идея анархии обязана Михаилу Бакунину. Бакунин отрицал государство во всех его проявлениях и основаниях, даже всеобщее голосование, по его мнению, при нынешнем народном невежестве, из него извлекают выгоды только лучше организованные классы, только насильственный переворот признавал он подходящим орудием для водворения на земле идеального строя, в котором не было бы ни частной собственности, ни власти, ни богатства, ни бедности, ни властелинов, ни рабов; все должны работать по мере сил и получать по потребностям. Дальнейшее развитие теории совершил Кропоткин (1890), в которой доказывается, что анархия есть исторически неизбежная дальнейшая ступень общественного развития. По его мнению, и теперь уже многое, что прежде составляло предмет монополии и частной собственности, является предметом всеобщего, совершенно неограниченного пользования; мостами, дорогами, даже публичными библиотеками пользуются все по мере потребности, а не средств или заслуг.   

Источник: Политический словарь

Значение слова «анархизм» в русском языке

— от греческого "a", "an" — "отрицание", "не" и "arce" — "начало", "власть". Политическое учение из разряда левых идеологий, возникшее в XIX веке параллельно с социализмом и марксизмом. Главные теоретики — Ж.Прудон, М.Штирнер, О.Бланки. считает "власть" и "государство" источником всех социальных зол, эксплуатации, насилия, настаивает на отмене традиционных политических институтов и упразднении всех видов "власти".

Источник: Политический словарь

Социологический словарь

Анархизм

(от греч. anarchia — безначалие, безвластие) — англ. anarchism; нем. Anarchismus. Обществ.-полит. течение, выступающее с требованием немедленного уничтожения государственной власти в результате стихийного бунта  масс и создания федерации мелких автономных ассоциаций производителей. А. отвергает организованную полит, борьбу, тактическим средством провозглашает акционизм.  См. АНАРХО-СИНДИКАЛИЗМ. 

Бизнес словарь

Анархизм

теория, пропагандирующая идеи о неограниченной свободе и равенстве людей. Основателем теории считается П.Ж.Прудон, хотя до него эти идеи высказывал Ж.Ж.Руссо. Главными постулатами теории А. являются: ликвидация классов, уравнивание в правах всей людей, отсутствие правительства или другой управляющей структуры, ликвидация частной собственности и введение права владения, означающие что физическое лицо может располагать имуществом, которое нельзя передать или уступать кому-либо. Российские философы М.Д.Бакунин и П.А.Кропоткин пропагандировали в своих работах неприятие принуждения и дисциплины.

Большой Энциклопедический Словарь

Анархизм

(от греч. anarhia — безвластие) — общественно-политическоетечение, которое выступало за немедленное уничтожение всякойгосударственной власти (в результате "самопроизвольного", стихийного бунтамасс) и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей,отвергало политическую борьбу. сложился в 40-70-х гг. 19 в. вЗап. Европе. Главными идеологами были М. Штирнер, П. Прудон, М. А.Бакунин, П. А. Кропоткин. В России в 19 в. идеи анархизма нашли отражениев теории и практике революционного народничества в деятельности различныханархистских групп в годы Революции 1905-07 и особенно в годы Гражданскойвойны (см. в ст. Н. И. Махно).

Исторический словарь

Анархизм

(от греческого anarhia — безвластие), общественно-политическое течение, выступающее за немедленное уничтожение всякой государственной власти; сложилось в 40-70-х гг. 19 в. в Западной Европе. Значительный вклад в формирование теории А. внесли М. А. Бакунин, П.А. Кропоткин. В России идеи А. отразились в теории и практике народничества 1870-х гг., в деятельности групп анархистов-коммунистов, анархистов-синдикалистов и др. накануне и в годы Революции 1905-07 и особенно в Гражданскую войну (см. Махно Н. И.). Во 2-й половине 1980-х гг. группы анархистов возникли в среде студенческой молодежи.

Исторический словарь

Анархизм

— учение об обществе, в основу которого положена идея безвластия, безгосударственного устройства. В качестве руководящего начала эта теория признает только волю отдельной личности. , как политическое течение, ставит своей целью уничтожение государства и замену его добровольной ассоциацией граждан. Теоретиком российского анархизма был М.А. Бакунин. Идеи Бакунина получили развитие в трудах П.А. Кропоткина, который считал, что государство и частная собственность препятствуют естественному стремлению людей к сотрудничеству и потому должны быть разрушены революцией.

Исторический словарь

Анархизм

(греч. — безвластие) — политическое течение, выступающее за уничтожение государства как принудительной формы власти и замену его свободным, добровольным объединением граждан.

Политический словарь

Анархизм

— социально-политическое учение, основная идея которого заключается в том, что общество может и должно быть организовано без принудительной власти государства, а личность освобождена от любой власти — экономической, политической, идеологической.

Политический словарь

Анархизм

— теория и политическое течение, ориентированное на достижение безгосударственной организации общества.

Политический словарь

Анархизм

(от греч. anarhia — безвластие), общественно-политическое течение, которое выступало за немедленное уничтожение всякой государственной власти (в результате "самопроизвольного", стихийного бунта масс) и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей, отвергало политическую борьбу. сложился в 40-70-х гг. 19 в. в Зап. Европе. Главными идеологами были М. Штирнер, П. Прудон, М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин. В России в 19 в. идеи анархизма нашли отражение в теории и практике революционного народничества в деятельности различных анархистских групп в годы Революции 1905-07 и особенно в годы Гражданской войны (см. в ст. Н. И. Махно).

Политический словарь

Анархизм

(от греч. "анархия" — безвластие) — политическая идеология, провозглашающая целью освобождение личности от всех форм принуждения со стороны власти и прежде всего государства.

Политический словарь

Анархизм

(греч. anarchia — безвластие) — политическое течение, провозглашающее своей целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. 

Политический словарь

Анархизм

— политическое течение, провозглашающее своей целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. " — это вывернутая наизнанку буржуазность" (В.И. Ленин).

Политический словарь

Анархизм

( гр. anarchia безвластие) — политическая идеология, провозглашающая необходимость уничтожения государства, и замены любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. Государство в А. отождествляется с насилием и принуждением, не совместимыми с индивидуальной свободой как высшей социальной ценностью. Ведущими теоретиками А. были П. Ж. Прудон, М. Л. Бакунин, П. А. Кропоткин и др. Пик популярности А. пришелся на конец XIX-начало XX в.

Социологический словарь

Анархизм

(anarchism) — доктрина, защищающая достоинства существования общества без правительственных учреждений. См. также Анархо-синдикализм. 

Философский словарь

Анархизм

(от греч. anarchia — безначалие, безвластие) — философское и социально-политическое течение, призывающее к полному отказу от всех форм государственного, правового и институционального управления об-вом. Анархистские идеи встречаются уже в античности и в v-srednie-veka-4690.html»>средние века. Критику отчуждающей роли государства можно встретить у Лао-Цзы, Аристина, Зенона, стоиков, впоследствии — в анабаптистской, гусистской и др. ересях. Однако в строгом смысле А. в виде теоретически оформленной позиции возникает в конце 18 в. как реакция на формирование собственных противоречий капиталистического производства и результат разочарования в этатистском пафосе эпохи Просвещения (Этатизм). Историко-философская традиция относит к А. чрезвычайно отличающихся друг от друга мыслителей: Годвина, Придана, Штирнера, Бакунина, В. Такера, Толстого, Кропоткина и др. Хотя их концепции построены на различных философских и нравственных основаниях, по-разному объясняют истоки и смысл общественного развития, средства и цели социальных изменений, имеются общие принципиально важные подходы, позволяющие объединить их в рамках одного философского направления — А. Во-первых, в этих концепциях осн. причиной социальной несправедливости признается существование государства и его политико-правовых институтов. Во-вторых, отрицается любая форма организации об-ва “сверху — вниз” и провозглашается негативное отношение ко всем типам государственного устройства: монархии, парламентской демократии, диктатуре пролетариата и др. В-третьих, государство и право понимаются как полностью отчужденные и даже противопоставленные гражданскому об-ву институты. В-четвертых, условием свободы личности признается отсутствие любых форм власти, правового принуждения. Как политическое течение внутри революционного движения А. сформировался после раскола I Интернационала. У его истоков стояли рус. революционные народники Бакунин и Кропоткин. Революционный А. призывал к ликвидации государства и установлению идеального, по его убеждению, общественного строя, основанного на имущественном равенстве и свободном соглашении различных территориальных и производственных общин. В начале 20 в. в России широкое распространение получило движение “христианского А.”, приверженцами к-рого были преимущественно последователи Л. Толстого. Гл. в их социальных воззрениях было представление о коренной несовместимости государства, церкви, права с христианскими идеалами добра и справедливости. В наши дни идеи А. продолжают оказывать влияние на ряд философских и общественно-политических концепций, напр. на взгляды “новых левых”, “зеленых”, “левых радикалов”, сторонников альтернативных движений и др.

Философский словарь

Анархизм

(греч. "a", "an", "отрицание", "не" и "arce", "начало", "власть") — политическое учение из разряда левых идеологий, возникшее в XIX веке параллельно с социализмом и марксизмом. Главные теоретики — Ж.Прудон, М.Штирнер, О.Бланки. считает "власть" и "государство" источником всех социальных зол, эксплуатации, насилия, настаивает на отмене традиционных политических институтов и упразднении всех видов "власти".

Философский словарь

Анархизм

(от греч. anarchia — безвластие, безначалие) — учение, пытающееся обосновать необходимость освобождения людей от воздействия всех разновидностей общественной власти, чтобы обеспечить полную свободу личности. Хотя отдельные идеи А. встречаются уже в теориях Платона, Зенона, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро и ряда др. мыслителей, а А. как определенное психологическое состояние или умонастроение существовал практически всегда, целостная анархистская идеология сформировалась в Европе только в 1840—1860-х гг. Примерно в 1860—1870-х гг. А. стал уже довольно заметным общественно-политическим движением. Основной вклад в теоретическую разработку этого учения внесли П.Ж. Прудон, М. Штирнер, МЛ. Бакунин и П.А. Кропоткин. О приверженности А. заявляли В. Годвин, В. Тэккер, Л.Н. Толстой и др. Анархистские концепции каждого из этих мыслителей построены на разных филос. и нравственных основаниях и по-разному представляют цели и смысл общественного развития, способы и средства достижения общества анархии. Однако все они главную причину эксплуатации и несправедливости в обществе видят в гос-ве независимо от его формы (монархия, парламентская демократия или к.-л. иная форма правления). Они призывают упразднить все его ин-ты власти, ибо полностью не принимают саму идею организации общества “сверху вниз”. Прудон по праву может рассматриваться как один из основоположников учения А. Именно Прудону принадлежит заслуга введения в научный оборот самого термина “А.”. В своей работе “Что такое собственность, или Исследование о принципе права и власти” (1840) он доказывает, что ин-том общества, из которого все исходит в нем, является частная собственность. Объявляя крупную частную собственность кражей, он дает резкую критику современного ему общественного строя и призывает прежде всего сокрушить такую собственность. Однако, отвергая крупную частную собственность, Прудон вместе с тем надеялся сохранить в неприкосновенности мелкую собственность, индивидуальную свободу производителя и одновременно избавить рабочего от власти предпринимателя. Свобода для Прудона — это не только равенство и бесконечное разнообразие в выражении индивидуальной воли, но еще и безвластие. Вот почему Прудон считает гос-во врагом свободы, главным орудием раскола общества и угнетения трудящихся и выдвигает идею ликвидации гос-ва. Позднее, правда, он предлагал раздробить современное централизованное гос-во на мелкие автономные области, в которых промышленные предприятия будут переданы в руки свободных ассоциаций рабочих и служащих. Прудон полагал, что переход к свободным ассоциациям трудящихся возможен через экономические реформы в сфере обращения: безденежного обмена товаров и беспроцентного кредита. Он считал, что такого рода реформы и есть социальная революция, осуществляемая мирным путем, и именно она даст возможность превратить всех трудящихся, при сохранении их собственности на средства производства, в самостоятельных производителей, эквивалентно обменивающихся товарами и услугами на началах взаимопомощи и сотрудничества. Учение Прудона уже при его жизни подвергалось резкой критике за субъективизм, волюнтаризм и эклектику. Так, К. Маркс считал Прудона одним из создателей системы “буржуазного социализма”. Вместе с тем прудонистские анархистские идеи (отрицательное отношение к гос-ву, политической борьбе, крупной собственности и др.) использовались и продолжают использоваться различными течениями “мирного” А. и анархо-синдикализма. Теорию индивидуалистического А. создал Штир-нер. Его знаменитая кн. “Единственный и его собственность” (1844) ниспровергает все авторитеты: религию, право, собственность, семью и безоговорочно провозглашает свободу всякого конкретного индивида, т.е. Я. Согласно Штирнеру, “Я — единственный. Для Меня нет ничего выше Меня”. Соответственно, Штирнер считает, что Я — критерий истины, а это значит, что личность не должна признавать никаких обязательных для себя общественных установлений. Индивиду надо поэтому искать не социальную, а свою собственную свободу. Утверждая свободу индивида, а по существу его полный произвол, Штирнер отрицает всякие нормы поведения, все общественные ин-ты. Однако найти такую форму общественного устройства, при которой каждый человек обретал бы наивысшую свободу, т.е. был бы независим от общества и его установлений, невозможно. Вот почему идеи совершенного эгоизма Штирнера хотя и оказали влияние на Бакунина и Кропоткина, но стали основой уже иного, не индивидуалистического направления в А. Бакунин — один из самых выдающихся и влиятельных теоретиков и практиков А. В своих работах “Федерализм, социализм и антитеологизм” (1867), “Государственность и анархия” (1873) и др. он доказывал, что гос-во — это главное зло, но зло исторически оправданное, в прошлом необходимое, ибо оно есть лишь временная общественная форма, которая должна полностью исчезнуть, став простой “канцелярией” общества, “центральной конторой”. Идеал Бакунина — общество, организованное на началах самоуправления, автономии и свободной федерации индивидов, общин и наций, на основе свободы, равенства, справедливости, отсутствия эксплуатации. Этим самым он в отличие от Штирнера подчеркивал не индивидуалистическую, а общественную сторону анархического идеала. Ратуя за социализм, Бакунин в то же время считал, что свобода без социализма — это несправедливость, а социализм без свободы — это рабство. Бакунин полагал, что идеал безгосударственного общества следует осуществить немедленно, сразу же после социальной революции. При этом он призывал во имя этого подняться над узко национальными, локальными задачами освободительного движения. Именно Бакунину принадлежит лозунг: “У нас нет отечества. Наше отечество — всемирная революция”. Бакунин был активным участником революционного европейского движения. В 1868 он основал тайный анархистский союз “Международный альянс социалистической демократии”, вел открытую борьбу против Маркса и его единомышленников в Международном товариществе рабочих (J Интернационале). Антиэтатистские идеи Бакунина, в частности его теоретические положения, направленные против государственного социализма, против авторитарных и бюрократических методов управления, его размышления об общественном самоуправлении, о федерализме и интернационализме и сегодня сохраняют свое значение. Выдающимся теоретиком анархизма был известный рус. ученый и революционер Кропоткин. В сочинениях “Наука и анархия” (1892), “Анархия, ее философия, ее идеал” (1896) и многих др. он обосновывал и пропагандировал идеи А., отстаивая неизбежность их претворения через насильственную анархическую революцию. Считая, как и Бакунин, что только анархия является высшей ступенью общественной эволюции, он в отличие от него не призывал к тотальному отрицанию всех и вся. Кропоткин обосновывал возможность создания идеального анархо-коммунисти-ческого строя, т.е. такого безгосударственного общественного устройства, в котором все люди будут чувствовать себя счастливыми и свободными. По его мнению, именно такое общество будет “довольством всех”, поскольку оно будет основано на совместном владении всеми богатствами, при неукоснительном соблюдении принципов свободы и равенства. В то же время Кропоткин являлся активным противником марксизма, он не соглашался с ним не только в вопросе о роли и месте гос-ва и насилия в истории, но и расходился по вопросу о невозможности в ходе революции постепенно и гуманно реформировать социальные ин-ты старого общества. Теоретики А. внесли существенный вклад в развитие общественной мысли. Их критика государственно-бюрократического централизма, отчуждения административного аппарата от гражданского общества, отрицательных последствий огосударствления всех сторон общественной жизни оказала значительное влияние на становление многих филос., социологических и культурологических учений, выходящих далеко за рамки А. Анархистские идеи и сегодня продолжают жить и распространяться, хотя они и не имеют той силы массовой привлекательности, на которую рассчитывают их адепты. Большинством людей А. вполне справедливо оценивается как утопия. Малочисленные анархические партии и группы, которые в основном можно встретить в некоторых странах Европы и Лат. Америки стремятся если не пересмотреть, то хотя бы несколько модифицировать основные положения своей политической теории. Основное внимание при этом обращается на те основания, которые в наибольшей степени диссонируют с современными процессами общественного развития. Естественно, это прежде всего вопрос о необходимости насильственной социальной революции. По-видимому, А. в будущем сохранится как одна из форм идейного поиска адекватного пути человечества к свободе и справедливости. Для этого имеются как объективные, так и субъективные причины и условия, которые с разной степенью значимости будут побуждать людей к такому поиску, а значит, следованию идеалам общества анархии. Подчеркивая утопизм идеала А., неэффективность стратегических и тактических приемов практики анархистского движения, нельзя вместе с тем не видеть, что анархисты своей критикой существующего общества и пропагандой идеалов свободы внесли и продолжают вносить заметный вклад в современный общественный процесс и современное обществознание: анархистская теория побуждает обращать самое пристальное внимание на необходимость глубокого изучения и совершенствования всех отношений общественной власти, политики ее осуществления. В связи с этим характерно то, что в отличие от др. общественно-политических движений и партий анархисты всегда открыто выступали против любых недемократических режимов организации общественной жизни, даже если последние вызывали энтузиазм и восторг большинства людей; анархистский идеал создания свободных взаимоотношений людей в различных сферах их деятельности служит моделью и для сегодняшнего формирования общественных отношений. Этот идеал заставляет людей задуматься над тем, как не растерять, а, наоборот, сохранить и приумножить важнейшие ценности человеческого общежития: свободу, равенство прав, справедливость; анархистская идея федерализма и интернационализма позволяет критически посмотреть на сегодняшние процессы активизации сил национализма и национальной ограниченности, предостеречь людей от безумия национальной вражды; А. и его идеалы заставляют людей размышлять о том образе и строе жизни, который они имеют и которого они достойны. Непреходящее значение А. и его идеологии выразил П.И. Новгородцев, который отметил, что, после того как человеческая мысль исследует все формы идеального устройства власти и все их найдет недостаточными, она неизбежно обратится к А., к мысли об устроении общественной жизни без власти и без закона, на чистом принципе свободы: “Если от социализма остается еще возможность перехода к анархизму как к более радикальному направлению, то за анархизмом открываются бездна и пустота, перед которыми кончаются и смолкают социально-философские вопрошания”. Плеханов Г.В. Наши разногласия // Избр. филос. произв. М, 1956. Т. I; Ленин В.И. Государство и революция // Поли, собр. соч. М., 1958—1965. Т. 33; Маркс К. Нищета философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1959. Т. 4.; Энгельс Ф. Бакунисты за работой // Там же. Т. 18; Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. М., 1989; Кропоткин П.А. Современная наука и анархия. М., 1990; Новгородцев П.И. Об общественном идеале. Кризис анархизма. М., 1994. Ч. 2; Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков, 1994; Прудон П.Ж. Что такое собственность? М., 1998. B.C. Грехнев

Экономический словарь

Анархизм

— система общественного устройства, при котором каждый человек — закон для себя, система безналичия, безвластия.

Экономический словарь

Анархизм

теория, пропагандирующая идеи о неограниченной свободе и равенстве людей. Основателем теории считается П.Ж.Прудон, хотя до него эти идеи высказывал Ж.Ж.Руссо. Главными постулатами теории А. являются: ликвидация классов, уравнивание в правах всей людей, отсутствие правительства или другой управляющей структуры, ликвидация частной собственности и введение права владения, означающие что физическое лицо может располагать имуществом, которое нельзя передать или уступать кому-либо. Российские философы М.Д.Бакунин и П.А.Кропоткин пропагандировали в своих работах неприятие принуждения и дисциплины.

Экономический словарь

Анархизм

(от греч. anarchia — безначалие, безвластие) — теория о неограниченной свободе и равенстве людей. Отцом этой теории называют П.-Ж. Прудона, хотя зарождение она получила у Ж.-Ж. Руссо. В России М.Д. Бакунин и П.А. Кропоткин выступали против всякого принуждения и дисциплины. Основными принципами теории А. явились положения о ликвидации классов, уравнивании в правах всех людей, отсутствии правительства, замене частной собственности на владение, означающие, что каждый будет располагать неким имуществом, которое нельзя передавать или уступать кому-либо.

Экономический словарь

Анархизм

теория о неограниченной свободе и равенстве людей. Отцом данной теории называют П.-Ж. Прудона, хотя зарождение она получила у Ж.-Ж. Руссо. В России М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин выступали против всякого принуждения и дисциплины. Основными принципами данной теории явились положения о ликвидации классов, уравнивании в правах всех людей, отсутствии правительства, замене частной собственности на владение, означающие, что каждый будет располагать неким имуществом, которое нельзя передавать или уступать кому-либо. На практике анархизм не привел к осуществлению заложенных в его основу принципов, положений.

Юридический словарь

Анархизм

(от греч. anarchia — безначалие, безвластие) — теория о неограниченной свободе и равенстве людей. Отцом этой теории называют П.-Ж. Прудона, хотя зарождение она получила у Ж.-Ж. Руссо. В России М.Д. Бакунин и П.А. Кропоткин выступали против всякого принуждения и дисциплины. Основными принципами теории А. явились положения о ликвидации классов, уравнивании в правах всех людей, отсутствии правительства, замене частной собственности на владение, означающие, что каждый будет располагать неким имуществом, которое нельзя передавать или уступать кому-либо.

Толковый словарь Ожегова

Анархизм

Враждебное марксизму мелкобуржуазное общественно-политичнское течение, проповед ующее анархию, отрицающее всякую государственную власть, организованую политичес кую борьбу и руководящую роль пролетарской партии

Cлово «анархизм» означает:

Анархизм

Анархи́зм (от  «– без» и  «– власть») — общее наименование ряда систем взглядов, основывающихся на человеческой свободе и отрицающих необходимость принудительного управления и власти человека над человеком.

Источник: Википедия

Большой современный толковый словарь русского языка

I м.Общественно-политическое течение, отрицающее необходимость государственной и любой иной власти, проповедующее неограниченную свободу. II м.Отказ от соблюдения принятых в обществе норм поведения, от выполнения каких-либо обязанностей.

Новый словарь иностранных слов

Анархизм

( гр. anarchia безначалие, безвластие)
1) враждебное научному социализму мелкобуржуазное общественно-политическое течение, характерной чертой которого является отрицание всякой государственной власти, организованной политической борьбы, руководящей роли пролетарской партии;

2. перен. непризнание авторитета, порядка, дисциплины.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Анархизм

1. м. Общественно-политическое течение, отрицающее необходимость государственной и любой иной власти, проповедующее неограниченную свободу.

2. м. разг. Отказ от соблюдения принятых в обществе норм поведения, от выполнения каких-л. обязанностей.

Словарь иностранных выражений

Анархизм

[

1. враждебное научному социализму мелкобуржуазное общественно-политическое течение, характерной чертой которого является отрицание всякой государственной власти, организованной политической борьбы, руководящей роли пролетарской партии;
2)* непризнание авторитета, порядка, дисциплины.

Словарь русского языка Лопатина

Анархизм

анарх`изм, -а

Словарь русского языка Ожегова

Анархизм

враждебное марксизму мелкобуржуазное общественно-политичнское течение, проповед ующее анархию, отрицающее всякую государственную власть, организованую политичес кую борьбу и руководящую роль пролетарской партии

Современный толковый словарь, БСЭ

Анархизм

(от греч. anarhia — безвластие), общественно-политическое течение, которое выступало за немедленное уничтожение всякой государственной власти (в результате «самопроизвольного», стихийного бунта масс) и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей, отвергало политическую борьбу. Анархизм сложился в 40-70-х гг. 19 в. в Зап. Европе. Главными идеологами были М. Штирнер, П. Прудон, М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин. В России в 19 в. идеи анархизма нашли отражение в теории и практике революционного народничества в деятельности различных анархистских групп в годы Революции 1905-07 и особенно в годы Гражданской войны (см. в ст. Н. И. Махно).

Толковый словарь Ефремовой

Анархизм

анархизм

1. м. Общественно-политическое течение, отрицающее необходимость государственной и любой иной власти, проповедующее неограниченную свободу.

2. м. разг. Отказ от соблюдения принятых в обществе норм поведения, от выполнения каких-л. обязанностей.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Анархизм

анархизма, мн. нет, м.

1. Мелкобуржуазное политическое течение, проповедующее анархию, враждебное марксистско-ленинскому учению о пролетарской революции и диктатуре пролетариата, как единственном пути к уничтожению классов и отмиранию государства. Анархизм является контрреволюционной силой, ведущей борьбу против Советского Союза и предающей революционную борьбу рабочего класса капиталистических стран.

2. Непризнание власти и авторитета, своеволие (разг.).

Словарь экономических терминов

Анархизм

(от греч. anarchia — безначалие, безвластие) — теория о неограниченной свободе и равенстве людей. Отцом этой теории называют П.-Ж. Прудона, хотя зарождение она получила у Ж.-Ж. Руссо. В России М.Д. Бакунин и П.А. Кропоткин выступали против всякого принуждения и дисциплины. Основными принципами теории А. явились положения о ликвидации классов, уравнивании в правах всех людей, отсутствии правительства, замене частной собственности на владение, означающие, что каждый будет располагать неким имуществом, которое нельзя передавать или уступать кому-либо.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Анархизм

(от греч. anarchia — безвластие), мелкобуржуазное общественно-политическое течение, враждебное пролетарскому научному социализму. Основная идея А. состоит в отрицании всякой государственной власти и проповеди ничем не ограниченной свободы каждой отдельно взятой личности. Рассматривая любое государство (в т. ч. и государство, осуществляющее диктатуру пролетариата) как первопричину всех общественных несправедливостей, А. предлагает начать с его уничтожения создание нового общества. При этом анархисты отвергают всякую власть (не только государственную), отрицают общественную дисциплину, необходимость подчинения меньшинства большинству, выступают против политической борьбы рабочего класса, против организации рабочих в политическую партию. В. И. Ленин указал три основных различия между марксизмом и А. по вопросу о государстве:
1) марксисты '…ставя своей целью полное уничтожение государства, признают эту цель осуществимой лишь после уничтожения классов социалистической революцией, как результат установления социализма, ведущего к отмиранию государства'; анархисты '…хотят полного уничтожения государства с сегодня на завтра, не понимая условий осуществимости такого уничтожения';
2) марксисты '…признают необходимым, чтобы пролетариат, завоевав политическую власть, разрушил полностью старую государственную машину, заменив ее новой…'; 'анархисты …отрицают использование государственной власти революционным пролетариатом, его революционную диктатуру';
3) марксисты '…требуют подготовки пролетариата к революции путем использования современного государства; анархисты это отрицают' (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 112-
13). Конечной целью А. объявляет свободную федерацию мелких автономных ассоциаций производителей; при этом проповедуется грубая, примитивная уравнительность. Социальную основу А. наряду с мелкой буржуазией составляют деклассированные элементы, люмпен-пролетариат. Вместе с тем решительная критика пороков буржуазного общества, а также реформизма и соглашательства некоторыми представителями А. привлекает к ним симпатии определённых прослоек участников революционного движения. А. сыграл известную роль в пробуждении у трудящихся масс протеста против эксплуатации. Однако с развитием рабочего движения А., уводящий рабочих на ложный путь, стал объективно мешать классовой борьбе пролетариата против буржуазии. А. сложился в 40-х — начале 70-х гг. 19 в. и приобрёл наибольшее распространение в странах с высоким удельным весом мелкой буржуазии [Испания, Португалия, Италия, Швейцария, Франция, Россия (см. в разделе Анархизм в России), Австрия, Нидерланды, некоторые страны Латинской Америки]. Сам термин 'А.' введён П. Ж. Прудоном , а истоки идей А. восходят к 17-18 вв. (У. Годвин и др.). Главными идеологами А. на различных этапах его развития были М. Штирнер (Германия), М. А. Бакунин , П. А. Кропоткин (Россия), П. Ж. Прудон, Ж. Грав (Франция). К. Маркс и Ф. Энгельс раскрыли теоретическую несостоятельность и социальную природу А. В Интернационале 1-м они вели настойчивую борьбу против прудонизма (его приверженцы стремились увековечить раздробленное мелкое производство), а после его разгрома — против Бакунина и его последователей (в 1868 бакунисты создали раскольнический международный Альянс социалистической демократии ) , сводивших революцию к 'самопроизвольному действию', т. е. стихийному бунту масс, прежде всего — деклассированных элементов и крестьянства. В 1872 Гаагский конгресс 1-го Интернационала исключил из Интернационала анархистских лидеров Бакунина и Д. Гильома. В том же году бакунисты создали т. н. Анархистский интернационал, который просуществовал до

1878. В 1873 Генеральный совет Интернационала принял решение о том, что все организации, отказавшиеся признать общие решения Гаагского конгресса, не могут считаться членами Интернационала; по существу это означало исключение бакунистов из его рядов. Во 2-й половине 19 в. анархисты наносили серьёзный ущерб социалистическому движению своей тактикой 'прямого действия' (террористические акты, саботаж), выступлениями против политической борьбы и политической партии пролетариата. Анархисты пытались дезорганизовать работу Интернационала 2-го , который в 1891 исключил их из своих рядов. На почве А. в конце 19 в. возникает анархо-синдикализм , достигший наибольшего влияния в начале 20 в. Недовольство рабочего класса оппортунистической политикой социал-демократических лидеров способствовало распространению анархистских настроений и среди части рабочих, занятых в крупной промышленности. В эти годы большое значение в идейной борьбе против А. имели труды В. И. Ленина, направленные против анархистских и правооппортунистических извращений пролетарской теории и тактики. В годы 1-й мировой войны 1914 — 18 многие анархистские лидеры (Г. Эрве, П. А. Кропоткин и др.) заняли шовинистическую позицию, прямо противоречившую выдвигавшимся ими раньше антимилитаристским доктринам. После Октябрьской революции А. в Советской республике потерял свою классовую базу, выродился в контрреволюционное течение и в 1920-е гг. был ликвидирован. В других странах А. также пришёл в упадок в обстановке подъёма революционной борьбы рабочего класса. Единственной страной, в которой А. продолжал пользоваться заметным влиянием, оставалась Испания, где в 1926 была основана политическая организация анархистов — Федерация анархистов Иберии (ФАИ). Во время Национально-революционной войны 1936 — 39 в Испании часть анархистов и их лидеров (Б. Дуррути и др.) встала на путь организованной борьбы с фашизмом; другие лидеры отрицали необходимость революционной дисциплины в ходе Национально-революционной войны 1936 — 39, снимали некоторые части с фронта, устраивали бесчинства и провокации в тылу, требовали 'немедленной революции' и 'либертарного' (т. е. свободного от государственной власти) 'коммунизма'. Эти действия ослабляли Испанскую республику. После 2-й мировой войны 1939 — 45 анархисты проявляют некоторую активность лишь в Испании, Италии и в отдельных странах Латинской Америки. Конгрессы сторонников А., проводимые после войны периодически во Франции, крайне малочисленны; основную роль в них играет эмигрантская организация ФАИ; из Италии, Аргентины и некоторых др. стран, где ещё сохранились немногочисленные группы приверженцев А., в конгрессах принимают участие лишь отдельные лица. Однако в конце 1960-х гг. вовлечение всё более широких слоев населения (в частности, студенческой молодёжи) в антикапиталистическую борьбу сопровождается оживлением идейных направлений, более или менее родственных А. Этим пытаются воспользоваться враждебные коммунизму элементы, а подчас и прямая агентура империалистов. А. в России возник в конце 60-х — начале 70-х гг. 19 в. В 70-е гг. часть народников (см. Народничество ), вплоть до образования ' Народной воли ' , находилась под влиянием анархистских идей М. А. Бакунина. Программные и тактические установки русских анархистов сформулированы Бакуниным в книге 'Государственность и анархия' (
1873). Характерными чертами А. тех лет были: отрицание необходимости политической борьбы с правительством, отрицание парламентаризма, вера в социалистические 'инстинкты' русского крестьянства, вера в крестьянскую общину как основу социализма, в близкую социальную революцию в России, которая якобы должна произойти в результате повсеместного крестьянского восстания. Бакунин убеждал молодёжь в глубокой и неистощимой революционности крестьянских масс, считая, что 'ничего не стоит поднять любую деревню' на бунт. Под влиянием Бакунина в революционном народническом движении 70-х гг. сформировалось бунтарское бакунистское направление. А. 70-х гг. выражал интересы мелкой буржуазии и части крестьянства. 'Хождение в народ' показало несостоятельность надежд русских анархистов на готовность крестьянства к революции. Выявились противоречия, которые были заложены в учении самого Бакунина. В 70-е гг. А. смог '… развиться необыкновенно пышно и обнаружить до конца свою неверность, свою непригодность, как руководящей теории для революционного класса' (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 41, с.
15). В 80-е гг. А. по существу не играет никакой роли в русском освободительном движении. В конце 19 — начале 20 вв. идеологом А. выступил П. А. Кропоткин. В 1906 в Петербурге появились его работы 'Анархия, ее философия, ее идеал', 'Анархия и ее место в социалистической революции'. В 1903 в Швейцарии при участии Кропоткина стал выходить анархистский журнал 'Хлеб и воля'. В России анархистские группы образовались в Одессе, Екатеринославе, Белостоке и др. Социальная база А. в эти годы — отсталые слои рабочего класса, мелкая буржуазия. В период Революции 1905-07 анархистские организации появились почти во всех крупных промышленных городах, особенно на юге России, и на флоте. Однако их влияние было незначительно. В. И. Ленин, отмечая вред теоретических взглядов анархистов и их тактики для пролетариата, в декабре 1905 писал: '…Мы употребим… все средства идейной борьбы, чтобы влияние анархистов на русских рабочих осталось столь же ничтожным, каким оно было и до сих пор' (там же, т. 12, с.
132). Анархисты вместе с меньшевиками в 1906-07 вели пропаганду за созыв беспартийного 'рабочего съезда', 5-й съезд РСДРП принял специальное решение о ненужности такого съезда. Среди анархистов в этот период оформилось несколько течений: 'хлебовольцы', отрицавшие экспроприацию и признававшие пользу рабочих организаций; ' анархисты-синдикалисты', рассматривавшие синдикаты (объединение рабочих на почве производственных интересов в профсоюзы) как ячейки будущего безгосударственного общества и издававшие за границей журнал 'Буревестник'; 'безначальцы' и 'чернознаменцы' (позднее часть из них выделилась в группу 'безмотивников'), которые выдвигали на первый план террор и экспроприацию. Организации анархистов почти все были разгромлены полицией. После Февральской революции 1917, в связи с пробуждением к политической жизни широких мелкобуржуазных масс, анархисты активизировались; они создали во многих городах 'федерации' и образовали фракции в ряде Советов (Кронштадтский совет). Анархистское движение 1917 в значительной мере свелось к экспроприациям и террору. Выступавшие часто под видом анархистов бандиты и авантюристы способствовали полной компрометации А. как политического течения. Октябрьская революция, лишившая буржуазию политических прав, ликвидировала почву для анархистской агитации. Часть анархистов признала Советскую власть. Другая часть анархистов по мере укрепления Советского государства стала развёртывать пропаганду против Советской власти, заявляя, что она якобы означает 'восстановление государственного гнёта'. В обстановке Гражданской войны некоторые анархисты выступали против Советской власти с оружием в руках в различных бандах (см. Махновщина ) . В 1919 в Москве сложилась 'Всероссийская организация анархистов подполья', совершившая ряд террористических актов (например, совместно с левыми эсерами — взрыв 25 сентября1919 здания МК РКП(б) в Леонтьевском переулке и др.). Эта и др. подобные организации анархистов были раскрыты органами ВЧК. До середины 20-х гг. продолжали действовать лишь небольшие легальные группы или кружки анархистов, пытавшиеся пропагандировать свои идеи (издательство 'Голос труда'). Потеряв свою классовую базу, А. в СССР был ликвидирован.Лит.: Маркс К., Нищета философии, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 4; его же, Конспект книги Бакунина"Государственность и анархия", там же, т. 18; Энгельс Ф., Бакунисты за работой, там же; Маркс К. и Энгельс Ф., Альянс социалистической демократии и Международное Товарищество Рабочих, там же; Ленин В. И., Анархизм и социализм, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 5; его же, Социализм и анархизм, там же, т. 12; его ж е. Государство и революция, там же, т. 33; Плеханов Г. В., Наши разногласия, в его кн.: Избранные философские произведения, т. 1, М., 1956: Бакунин М. А., Собр. соч. и писем, т. 1-4, М., 1934 — 35; Кропоткин П. А., Собр. соч., т. 1-2, М., 1918; Ярославский Е., Анархизм в России, М., 1939; Лейбзон Б. М., Мелкобуржуазный революционаризм, М., 1967; Косичев А. Д., Борьба марксизма-ленинизма с идеологией анархизма и современность, М., 1964; Комин В. В., Анархизм в России, Калинин, 1969: Штирнер М., Единственный и его собственность, пер. с нем., ч. 1-2, СПБ, 1907-09; Прудон П., Что такое собственность-…, пер. с франц., СПБ, 1919; Штаммлер Р., Анархизм, пер. с нем. , СПБ, 1906; Реклю Э., Эволюция, революция, анархический идеал, пер. с франц., М., 1906; Godwin W., Enquiry concerning political justice and its influence on general virtue and happiness, v. I — 2, L., 1793; Read H., Anarchy and order, L., 1954; Nettlau М., Der Anarchismus von Proudhon zu Kropotkin, B.,

1927. Г. Н. Коломиец, В. В. Александров, Н. М. Пирумова.

Полный орфографический словарь русского языка

Анархизм

анархизм, -а

Викисловарь

Анархизм

политическая философия, основывающаяся на идее свободы и уничтожения всех типов принуждения и подавления

Каким бывает «анархизм»?

Анархизм бывает:

  • мистический
  • русский
Все определения к слову АНАРХИЗМ

Синонимы к слову «анархизм»

Какими словами можно заменить слово анархизм? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову АНАРХИЗМ

Сочетаемость слова «анархизм»

Как правильно употребляется слово анархизм? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • коммунистический анархизм
  • мистический анархизм
Полная таблица сочетаемости слова АНАРХИЗМ

Предложения со словом «анархизм»

Примеры употребления слова анархизм в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Мистический анархизм держится на значительном расстоянии от реальностей, на расстоянии, при котором нельзя назвать ни одной реальности по имени, нельзя ощутить существ, из которых состоит бытие.

Николай Бердяев, Трагедия и новое бытие

Один из главных принципов анархизма – самоуправляемые общественные организации взаимопомощи, созданные на уровне городов или районов без уплаты членских взносов и списочного состава.

Коллектив авторов, Русский быт в воспоминаниях современников. XVIII век

Те, для кого доктрина анархизма не лишена привлекательности, решат, что, возможно, на этом политическая философия и заканчивается.

Роберт Нозик, Анархия, государство и утопия

Тема о власти. Анархизм. Русское отношение к власти. Русская вольница. Раскол. Сектантство. Отношение интеллигенции к власти: у либералов, у славянофилов. Анархизм. Бакунин. Страсть к разрушению есть творческая страсть. Кропоткин. Религиозный анархизм: религиозный анархизм Л. Толстого. Учение о непротивлении. Анархия и анархизм. Анархический элемент у Достоевского. Легенда о Великом Инквизиторе.

Бердяев Н. А., Русская идея

Все предложения и цитаты со словом АНАРХИЗМ

Cлово «анархизм» является ответом на вопросы