Хаос

Cлово «хаос» означает:

– в греческой мифологии беспредельная первобытная масса, из которой образовалось впоследствии асе существующее в мире. В переносном значении – беспорядок, неразбериха.

Источник: Исторический словарь

Значение слова «хаос» в русском языке

(от греч. зиять), у большинства древних философов изначальное, беспорядочное и бесформенное состояние мира. У Гесиода он означал пустое неизмеримое пространство, существовавшее до возникновения всех вещей, от которого произошли Эреб и Никта. Понятие а нашло отражение и в философиях Анаксагора и Платона.

Источник: Религиозный словарь

Социологический словарь

Хаос

(от греч. chaos — беспорядок, неразбериха) — англ. chaos; нем. Chaos. 1. В древнегреческой мифологии и космогонии -беспредельное, бесформенное пространство,  из к-рого был создан существующий мир как упорядоченный космос. 2. Бездна, открытая зияющая пропасть. 3. Полный беспорядок, неразбериха.

Философский словарь

Хаос

— "в повседневном словоупотреблении "хаос" означает беспорядок и неразбериху; в своем терминологическом значении "хаос" используется для обозначения тонкого, сложного (выд.-В.Г.) и необычайно чувствительного порядка" [22]. В наше время появилось модное научное направление исследований — "Теория хаоса" — его возникновение и исчезновение.

Философский словарь

Хаос

(от гр.-зиять): открытая, зияющая пропасть; беспорядочное, бесформенное, неопределенное состояние вещей; в древнегреческой космогонии – первобытное состояние или первовещество, из которого возник или был создан рукой Творца мир как упорядоченный космос. В античной мифологии и философии термин, означающий темную мощь творящей природы, могущественную основу космической жизни, неупорядоченную первопотенцию мира. Такой хаос русская философия называла творческим, родным, хотя н страшным. Это положительный смысл хаоса. В отрицательном значении он означает жизнь, из которой изъят смысл, логос. Такой хаос пустой, ничего не рождающий, превращающий жизнь в неистинное бытие.

Философский словарь

Хаос

(греч. chaos — зиять, зев, разверстое пространство) — а) в переносном смысле: беспорядок, неразбериха; б) в греч. мифологии — беспредельная первобытная масса, из которой образовалось все сушее; в) в античной философии — всеуничтожающее начало, бесконечная протяженность, беспорядочное состояние материи, принцип разъединения и становления. Согласно Гесиоду, X. располагается среди первопотенций наряду с Геей, Тартаром и Эросом и представляет собой пустое неизмеримое пространство, существовавшее до возникновения всех вещей; от X. произошли Эреб (олицетворение вечного мрака) и Никта (олицетворение ночи). Т. о., X., по Гесиоду, видится и как пространство, и как основа жизни — оба эти аспекта впоследствии превращаются в две различные концепции X. Платон понимал X. как первоматерию, из которой возникают разнообразные тела; X. невидим, лишен формы и физических свойств. Аристотель толковал X. как место для любых тел, пространство. Марк Аврелий распространил понятие X. как бесконечной протяженности на "время": X. есть род вечности. Эмпедокл и Анаксагор подразумевали под X. первозданную беспорядочную смесь материальных стихий. Постепенно X. стал представать в образе двуликого Януса — единства противоположностей созидания и разрушения, развертывания и поглощения, открывания и закрывания; в нем совпадают начало и конец. Орфики представляли себе X. как "страшную бездну". В римской литературе слово "хаос" нередко отождествляется с Аидом, поглощающим всякое оформленное целое и превращающим это целое в сплошную и бесформенную массу. Согласно исследованиям А. Ф. Лосева, X. мыслился древними как величественный, трагический образ космического первоединства, где расплавлено все бытие, из которого оно появляется и в котором оно погибает; X. — вечная смерть для всего живого. Д. В. Пивоваров

Философский словарь

Хаос

(греч. chaos — зияние; от chasco — разеваю) — в современной культуре понятие, связанное с оформлением в неклассической европейской культуре парадигмальной матрицы исследования нелинейных процессов. В сфере естествознания это проявляется в рамках синергетического подхода, основанного на идее креативной самодостаточности X., заключающейся в способности случайных флуктуации на микроуровне порождать новые организационные порядки на уровне макроструктур (X. как фактор самоструктурирования нелинейной среды: "порядок из X.", по определению И.Пригожина и И.Стенгерс). Аналогично, в гуманитарной сфере установка на восприятие X. как креативной среды, актуализировавшаяся в свое время в эстетике модернизма (X. как сфера поиска первоначал бытия в раннем экспрессионизме, например: "Идиллия южных морей" Э.Х.Нольде, "Борьба форм" Марка; саморефлексия П.Клее: "Есть логика в том, что я начинаю с хаоса, и это наиболее естественное начало" и др.), развивается в философии постмодернизма в фундаментальную парадигму отношения к тексту (миру), мыслимому как плюральная и подвижная семантическая среда, открытая для бесконечного числа интерпретаций: текст (мир) как X. семан- тических центров может быть подвергнут систематизации или означиванию, понимаемым в качестве террористического акта по отношению к исходному асемантическому пространству (см. Нарратив). Предметность реализует себя как аструктурная ризома, каждое плато которой может быть прочитано — для того, чтобы в тот же момент рассыпаться, сменившись новым (ср. с айоном античной космологии: он возникает, чтобы реализоваться и погибнуть, давая места новым айонам: "свершение, отнимающее время жизни каждого, зовется айоном" — у Аристотеля). Аналогичен концепт "тела без органов" в методологии постмодернизма: не структурно дифференцированный организм как стабильная система, но моделирующая X. целостность как "постоянно созидающая себя среда", оформляющая те или иные органы в соответствии с ритмами внешних импульсов, — "интенсивная зародышевая плазма" или "яйцо — среда чистой интенсивности" (Делез и Гваттари) — ср. с архаическо-мифологическими или позднеорфическими трактовками X. Таким образом, в современной традиции понятие X. обретает значимый общекультурный статус, а при его интерпретации на передний план выдвигаются такие семантические аспекты, как внутренняя активность и креативный потенциал. (См. мос, Космос.)

Философский словарь

Хаос

— синоним случайности; состояние беспорядка и нерегулярности.

Философский словарь

Хаос

(Греч.) Бездна, "Великая Глубь". В Египте она олицетворялась Богиней Неит, предшествовавшей всем богам. Как говорит Деверка, "единственный Бог, без формы и пола, давший сам себе жизнь, и без оплодотворения, обожествлен в форме Девы-Матери". Она есть грифоголовая Богиня, найденная в древнейшем периоде Абидоса, который относится, согласно Мариетт Бей, к первой Династии, что придало бы ей возраст — даже по свидетельству укорачивающих сроки востоковедов — приблизительно 7000 лет. Как нам сообщает м-р Бонвик в своем превосходном труде о египетских верованиях — "Неит, Нут, Непт, Нук (по разному читаемые ее имена!) является философской концепцией, более достойной девятнадцатого столетия христианской эры, чем тридцать девятого до этой эры или еще более раннего". И он добавляет: "Неит или Нут есть ни больше, ни меньше как Великая Матерь, и все же Непорочная Дева, или женский Бог, от которого все произошло". Неит есть "Отец-матерь" Станц "Тайной Доктрины", Свабхават северных буддистов, поистине, непорочная Матерь, прототип всех позднейших "Дев"; ибо, как говорит Шарп: "Праздник Сретения — в честь богини Неит — до сих пор отмечен в наших календарях как день сретения, или Очищения Девы Марии", а Боржар говорит о "Концепции Непорочности Девы, которая может впредь — так же как и египетская Минерва, таинственная Неит — гордиться тем, что произошла сама от себя и что дала жизнь Богу." Пусть тот, кто стал бы отрицать действие циклов и повторений событий, прочтет, кем была Неит 7 000 лет тому назад в концепции египетских Посвященных, старавшихся популяризовать философию, слишком абстрактную для масс; и затем вспомнит тему диспута Собора в Эфесе в 431 году, когда Мария была провозглашена Матерью Бога, и концепцию ее Непорочности, навязанную Миру — как бы приказом Бога — Папой и Собором в 1858 году. Неит есть Свабхават, и также ведическая Адити и пураническая Акаша, ибо "она есть не только небесный свод, или эфир, но представлена появляющейся в дереве, от которого она дает плод Древа Жизни (как бы еще одна Ева), или проливает на своих поклонников немного божественной воды жизни". Отсюда она получила излюбленное название "Госпожа Сикамора" — эпитет, данный другой Деве (Бонвик). Сходство становится еще более явным, когда мы находим Неит на древних изображениях предоставленной как Матерь, обнимающая бога с головой овна, "Агнца". Древняя стела провозглашает ее как "Неит, лучезарную, породившую богов" — включая Солнце, ибо Адити есть матерь Мартанды, Солнца — одного из Адитьев. Она есть Наус, небесная ладья, вследствие чего мы находим ее на носу египетских лодок, подобно как Дидону — на носу кораблей финикийских мореходов, и тотчас мы получаем Деву Марию — от Мар, "Море", названную "Девой Моря" и "Госпожей Покровительницей" всех римско-католических моряков. Бонвик цитирует преп. Сейса, объясняющего ее как принцип в вавилонском Баху (, или беспорядок), то есть "просто Возникновения… и, видимо, также и Мот, изначальная субстанция, которая была матерью всех богов". Кажется, что ученый профессор вспомнил Навуходоносора, так как тот оставил следующее свидетельство на клинописном языке, "Я построил храм Великой Богине, моей Матери". Мы можем закончить словами м-ра Бонвика, с которыми мы полностью согласны: "Она (Неит) есть Зеруана Авесты, время без пределов". Она — Нерфа этрусков, полу-женщина, полу-рыба" (отсюда связь Девы Марии с рыбой и созвездием Рыб), о которой сказано: "Благодаря святой, благой Нерфе плавание благополучно. Она есть Битос гностиков, Один неоплатоников, Все немецких метафизиков, Анаита Ассирии".

Философский словарь

Хаос

— 1) обычно трактуется как противоположность космосу или то, что за его пределами, то, в чем невозможно обнаружить внутреннюю упорядоченность, закономерность, осмысленность. Реакцией на хаос часто становится стремление его привести в порядок, "космизировать". В древних дохристианских религиях это означало "освятить", к примеру, земли, бывшие ранее в хаосе чуждыми человеку. 2) нередко рассматривают как результат потери организации и ее распада на элементы; иногда в хаосе видят активное деструктивное начало без всяких положительных признаков. Но нельзя отождествлять хаос с чистой деструктивностью. В теориях самоорганизации некоторые виды хаоса при определенной подготовке и соответствующих внешних условиях предстают способными спонтанно порождать порядок. 3) В neredko-russkij-kosmizm-4844.html»>космизме настойчиво утверждается: глубже сил хаоса и порядка действует космическая сила любви: "Жизнь есть колебательный процесс между хаосом и порядком. Порядок часто бывает опаснее хаоса… Силы хаоса или разрушения, [несут в себе] более высокий порядок. Значит, в нем сокрыта любовь к Богу. Поэтому, если в ответ на разрушение мы увеличиваем количество любви в душе, то разрушение становится созиданием" (С.Лазарев). Разрушение может коснуться ценностей и святынь, если они ставятся человеком (или духовной традицией) выше Бога. Разрушительный разгул хаоса становится вызовом, на который человек должен дать конструктивный ответ — с полным доверием, служением и любовью к Богу. Традиции, достигшие высокой степени развитости и совершенства, упорнее всего противятся таким вызовам. (См. также: АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ И ДИОНИСИЧЕСКОЕ).

Толковый словарь Даля

Хаос

м. греч. состоянье планеты нашей до мироздания. | *Неустройство, беспорядок, безразличное смешенье. Хаотическое состоянье, расстроенное, в высшей степени беспорядочное.

Толковый словарь Ожегова

Хаос

Беспорядок (в помещении, в жилье)

Толковый словарь Ожегова

Хаос

Стихия, существовавшая до возникновения мира, земля с ее жизнью

Толковый словарь Ожегова

Хаос

Отсутствие порядка, полная путаница

Толковый словарь Ожегова

Хаос

Нагромождение, скопление чего-нибудь

Большой Энциклопедический Словарь

Хаос

(греч. chaos) — в греческой мифологии беспредельная первобытнаямасса, из которой образовалось впоследствии все существующее. В переносномсмысле — беспорядок, неразбериха.

Исторический словарь

Хаос

у древних греков изначальное бесформенное и беспорядочное состояние мира, существовавшее до возникновения всех вещей.

Философский словарь

Хаос

(от греч. chainein — зиять) — открытая, зияющая пропасть; беспорядочное, бесформенное, неопределенное состояние вещей; в древнегреч. космогонии& — первобытное состояние или первовещество, из которого возник или был создан рукой Творца мир как упорядоченный космос (см. также Hyle).

Фонетический разбор слова «хаос»

Звуко-буквенный разбор слова хаос. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «хаос»

Какими словами можно заменить слово хаос? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ХАОС

Ассоциации к слову «хаос» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово хаос? В русском языке со словом хаос чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ХАОС

Сочетаемость слова «хаос»

Как правильно употребляется слово хаос? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • абсолютный хаос
  • больший хаос
  • в наступившем хаосе
Полная таблица сочетаемости слова ХАОС

Cлово «хаос» является ответом на вопросы