Толстой

Cлово «толстой» означает:

Петр Андреевич (1645-1729) — граф, государственный деятель, посолв Османской империи (1702-14). Добился возвращения в Россию царевичаАлексея Петровича и руководил следствием по его делу. С 1718 начальникТайной канцелярии, президент Коммерц-коллегии. С 1726 член Верховноготайного совета. В 1727 выступил против Меншикова, заточен в Соловецкиймонастырь.

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Значение слова «толстой» в русском языке

Лев Николаевич (1828-1910) — граф, русский писатель,член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской АН.Начиная с автобиографической трилогии "Детство" (1852), "Отрочество"(1852-54), "Юность" (1855-57), исследование "текучести" внутреннего мира,моральных основ личности стало главной темой произведений Толстого.Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общихзакономерностей бытия, духовный и социальный критицизм, вскрывающий"неправду" сословных отношений, проходят через все его творчество. Вповести "Казаки" (1863) герой, молодой дворянин, ищет выход в приобщении кприроде, к естественной и цельной жизни простого человека. Эпопея "Война имир" (1863-69) воссоздает жизнь различных слоев русского общества вОтечественную войну 1812, патриотический порыв народа, объединивший всесословия и обусловивший победу в войне с Наполеоном. Исторические событияи личные интересы, пути духовного самоопределения рефлексирующей личностии стихия русской народной жизни с ее "роевым" сознанием показаны какравноценные слагаемые природно-исторического бытия. В романе "АннаКаренина" (1873-77) — о трагедии женщины во власти разрушительной"преступной" страсти — обнажает ложные основы светского общества,показывает распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев.Восприятию мира индивидуалистическим и рационалистичным сознанием онпротивопоставляет самоценность жизни как таковой в ее бесконечности,неуправляемой переменчивости и вещной конкретности ("тайновидец плоти" -Д. С. Мережковский). С кон. 1870-х гг. переживавший духовный кризис,позднее захваченный идеей нравственного усовершенствования и "опрощения"(породившей движение "толстовства"), приходит ко все болеенепримиримой критике общественного устройства — современныхбюрократических институтов, государства, церкви (в 1901 отлучен отправославной церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада"образованных классов": роман "Воскресение" (1889-99), повесть "Крейцеровасоната" (1887-89), драмы "Живой труп" (1900, опубликована в 191..1) и"Власть тьмы" (1887). Одновременно возрастает внимание к темам смерти,греха, покаяния и нравственного возрождения (повести "Смерть ИванаИльича", 1884-86, "Отец Сергий", 1890-98, опубликованы в 1912,"Хаджи-Мурат", 1896-1904, опубликован в 1912). Публицистические сочиненияморализаторского характера, в т. ч. "Исповедь" (1879-82), "В чем моявера?" (1884), где христианские учения о любви и всепрощениитрансформируются в проповедь непротивления злу насилием. Стремлениесогласовать образ мысли и жизни приводит к уходу Толстого из Ясной Поляны;умер на станции Астапово.

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Большой Энциклопедический Словарь

Толстой

Федор Петрович (1783-1873) — российский медальер, скульптор,живописец и график. Представитель классицизма. Обращение к античностисочетал с живым восприятием натуры (рисунки к поэме И. Ф. Богдановича"Душенька", 1820-33), 21 медальон в память Отечественной войны 1812(1814-36).

Большой Энциклопедический Словарь

Толстой

Алексей Константинович (1817-75) — граф, русский писатель,член-корреспондент Петербургской АН (1873). Баллады, сатирические стихи,исторический роман "Князь Серебряный" (опубликован в 1863), драматическаятрилогия "Смерть Иоанна Грозного" (1866), "Царь Федор Иоаннович" (1868) и"Царь Борис" (1870). Проникновенная лирика, с ярко выраженным музыкальнымначалом, психологические новеллы в стихах ("Средь шумного бала,случайно…", "То было раннею весной"). Совместно с бр. Жемчужниковымисоздал пародийный образ Козьмы Пруткова.

Большой Энциклопедический Словарь

Толстой

Алексей Николаевич (1882/83-1945) — русский писатель, граф,академик АН СССР (1939). В 1918-23 в эмиграции. Повести и рассказы изжизни усадебного дворянства (цикл "Заволжье", 1909-1..1). Сатирическийроман "Похождение Невзорова, или Ибикус" (1924). В трилогии "Хождение помукам" (1922-4..1) стремится представить большевизм имеющим национальную инародную почву, а Революцию 1917 как высшую правду, постигаемую русскойинтеллигенцией; в историческом романе "Петр I" (кн. 1-3, 1929-45, неокончен) — апология сильной и жестокой реформаторской власти.Научно-фантастические романы "Аэлита" (1922-23), "Гиперболоид инженераГарина" (1925-27), рассказы, пьесы. Государственная премия СССР (1941,1943, 1946, посмертно).

Большой Энциклопедический Словарь

Толстой

Лев Николаевич Никита Ильич (1923-96) — российскийфилолог-славист, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1987). Работы поистории славянских литературных языков, диалектологии, лексическойсемантике, исследования о народной духовной культуре славян.

Большой Энциклопедический Словарь

Толстой

Петр Александрович (1761-1844) — граф, российский дипломат,генерал от инфантерии (1814). Участник русско-турецкой (1787-9..1) ирусско-французской (1798-1800) войн. В 1807-08 посол в Париже, противникТильзитского мира и русско-французского союза. Подавлял Польское восстание 1830-31.

Большой Энциклопедический Словарь

Толстой

Дмитрий Андреевич (1823-89) — граф, государственный деятель иисторик, почетный член (1866), президент (с 1882) Петербургской АН. В1864-80 обер-прокурор Синода, в 1865-80 министр народного просвещения,сторонник классической системы и сословных начал обучения. С 1882 министрвнутренних дел. Один из вдохновителей политики контрреформ. Труды поистории России 18 в.

Философский словарь

Толстой

Лев Николаевич (1828-1910) — рус. писатель-реалист и мыслитель идеалистического направления. Интерес Т. к нравственно-философским проблемам (вопросы философии истории, отношения «частного» и «общего» в деятельности людей, жизни и смерти, личной свободы и причинной обусловленности поведения человека) проявляется уже в его художественном творчестве. Героям, воплощающим идеалы его моральной доктрины (самопожертвование и самоотречение), Т. противопоставляет в своих произв. героев-эгоистов, для к-рых личное благо и наслаждение — закон действия, Диалектика борьбы этих принципов завершается в «Войне и мире» (1863-69) апофеозом семьи и крушением эгоизма. В «Анне Карениной» (1873-77) и в «Исповеди» (1879-80) апология семьи ставится под сомнение. Пытаясь решить вопрос о личной свободе и причинной обусловленности действий людей, Т. рассматривает всякое историческое событие как свершившийся факт, детерминированный предшествовавшими фактами, и в этом смысле ояо не свободно, но как принятое в сознании решение о выполнении задуманного действия то же событие свободно. Т. обр., детерминизм «целого» или «общего» для Т. складывается как причинный «итог», суммирующий множество свободных решений и действий отдельных лиц. По содержанию учение Т. представляло собой попытку переоценки всей совр. ему жизни и культуры с т. зр. патриархального крестьянина. Отсюда вытекают отмеченные В. И. Лениным «кричащие» противоречия в учении Т. «„.Беспощадная критика капиталистической эксплуатации, разоблачение правительственных насилий, комедии суда и государственного управления, вскрытие всей глубины противоречий между ростом богатства и завоеваниями цивилизации и ростом нищеты, одичалости и мучений рабочих масс…» (т. 17, с. 209) совмещались в нем с идеализацией строя жизни отсталых народов. Т. рассматривал социальный процесс с т. зр. «вечных», «изначальных» понятий нравственного и религиозного сознания. Не принимая выработанные совр. ему наукой представления о прогрессе и благе об-ва, Т, полагает, что они не связаны с запросами и взглядами народа, воспринимаются последним как нечто чуждое и ненужное. Ответ на вопрос о смысле жизни можно получить, опираясь на разум и совесть, а не на научные исследования. Жизнь может быть предметом познания только в своей неделимой цельности, к-рая открывается самосознанию разумного живого существа. Отказывая науке в возможности такого познания, Т. гл. задачу личности видит в усвоении многовековой народной мудрости и религиозной веры, к-рая якобы одна дает ответ на вопрос о назначении человека. Религия Т. почти целиком сводится к морали любви и «непротивления злу насилием». Согласно Т., в основе как предшествующей истории, так и совр. жизни об-ва лежат насилие человека над человеком, порабощение большинства меньшинством. Т. разделял иллюзию идеалистической этики о возможности преодоления насилия в отношениях между людьми путем полного отказа от к.-л. борьбы, путем нравственного самосовершенствования каждого человека. Он полагал, что не только патриархальное крестьянство, но и весь рус. народ руководится в своей жизни христианской моралью «непротивления». Бичуя лицемерие церкви, расхождение ее совр. учений с первоначальным нравственным учением христианства, гл. грех церкви видит в ее участии в общественном порядке, основанном на насилии и угнетении, в ее стремлении превратить религию в оправдание существующего социального зла. По мнению Т., люди не могут знать, каким должно быть наилучшее устройство об-ва, но даже и при наличии такого знания это устройство не могло бы быть достигнуто политической деятельностью и революционной борьбой, поскольку они основываются на насилии и потому лишь заменяют одну форму рабства и зла др. Считая всякую власть злом, Т. пришел к безусловному отрицанию государства, т. е. к анархизму. Но упразднение государства должно произойти, с т. зр. Т., опять-таки не путем его насильственного разрушения, а путем пассивного воздержания и уклонения каждого члена об-ва от всех государственных обязанностей и должностей, отказа от пользования государственными учреждениями и к.-л. участия в политической деятельности. Религиозно-этические идеи Т. нашли последователей не только в России, но и в различных странах Запада и Востока. В частности, учение Т. о «непротивлении» оказало большое влияние на Ганди и выработанную им программу ненасильственной национально-освободительной борьбы. Учение Т. получило и более полную оценку в работах В. И. Ленина. Осн. произв., в к-рых нашли отражение религиозно-этические воззрения Т.: «В чем моя вера?» (1883), «Царство божие внутри нас» (1891), «Путь жизни» (1910).

Словарь русских фамилий

Толстой

ТЛУСТОВСКИЙ ТОЛСТОВ ТОЛСТЫХ
Фамилия удержала старинную форму русских прилагательных с ударением не на основе, а на окончании. В 1383 г. из-за рубежа пересилился на Русь литовец Индрос, его правнук Андрей в XV в. вступил на службу к московскому великому князю Василию, который прозвал его толстым, это закрепилось за многими ветвями его потомков, среди которых — писатели А.К. (1817-1875), Л.Н. (1828-1910), А.Н. (1883-1945). Кроме единичных аристократических родов (преимущественно на Севере) подобную архаичную форму сохранили лишь немногие фамилии, например Дикой, Дешевой и др. (Н) Прозвище получил правнук некоего Индриса, древнего выходца из Литвы, Андрей, уже при Василии Темном (XV век). Род возвысился при Петре Андреевиче Толстом, приверженце Петра I, который и произвел Толстого в графы. Двадцатое поколение от Индриса — писатели Лев Николаевич и Алексей Константинович Толстые, они были троюродными братьями. Фамилией своей графы Толстые обязаны родоначальнику, точнее, его дородности. (Ф) Тлустовский — польская фамилия от слова ‘толстый’ (Э) Фамилия бытовала не только в дворянской среде. Об этом свидетельствую фамилии Толстов, Толстых. О фамилиях на -их/ых можно прочитать здесь.

Фонетический разбор слова «толстой»

Звуко-буквенный разбор слова толстой. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «толстой»

Какими словами можно заменить слово толстой? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ТОЛСТОЙ

Ассоциации к слову «толстой» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово толстой? В русском языке со словом толстой чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ТОЛСТОЙ

Cлово «толстой» является ответом на вопросы