Тантризм

Cлово «тантризм» означает:

— хитросплетение, сокровенный текст, магия — общее название различных школ и направлений в индуизме — шактизм, шиваизм, вишнуизм — и буддизме — ваджараяна. Индуистские секты возникли среди низких и низших каст в противовес брахманизму. Характерный признак принадлежности к Т. — поклонение некоему половому энергетическому началу, чаще женскому, реже — мужскому. человек рассматривается как микрокосмос, его тело устроено аналогично космосу и из того же материала. С точки зрения Т., щедрость природы вызывается или усиливается имитацией акта оплодотворения. Обряды Т. связаны с йогической практикой, при помощи которой якобы освобождаются дремлющие потенции человека.

Источник: Исторический словарь

Значение слова «тантризм» в русском языке

Направление в буддизме и индуизме. Возникло в первые века н.э. Восприняло методы йоги и разработало систему эзотерической практики. В основе религиозно-философской концепции — идея человека-микрокосма и представление о некоем половом энергетическом нача

Источник: Религиозный словарь

Сексологический словарь

Тантризм

направление в буддизме и индуизме.

Философский словарь

Тантризм

(от санскр. тантра -хитросплетение, сокровенный текст, магия) — общее название различных школ и направлений в индуизме (шактизм, шиваизм, вишнуизм) и буддизме (ваджа-раяна). Индуистские секты возникли среди низких и низш. каст в противовес брахманизму. Характерный признак принадлежности к Т. — поклонение некоему половому энергетич. началу, чаще — женскому, реже — мужскому. Человек рассматривается как микрокосмос, его тело устроено аналогично космосу и из того же материала. С т. зр. Т. щедрость природы вызывается или усиливается имитацией акта оплодотворения. Обряды Т. связаны с йоги-ческой практикой, при помощи к-рой якобы высвобождаются дремлющие потенции человека.

Психологический словарь

Тантризм

— направление в буддизме и индуизме.

Философский словарь

Тантризм

— религиозно-философское учение древн. Индии, первоначально связанное с культом женских божеств и магическими обрядами, направленными на обеспечение плодородия. В ходе истории под воздействием возникших позднее религий Т. видоизменялся: возник буддийский, шиваистский, шактистский и вишнуистский Т. Характерной чертой для средневекового Т. была его направленность против учения о майе адвайта-вейангм, признание реальности мира и его эволюции из духовного основоначала. Считая тождественным строение микро- и макрокосма, тантристы пытались найти ключ к познанию природы в познании человека. Их учение о человеческом теле (деха вада) содержит в себе немало сведений, позволяющих судить о развитии химии и медицины в древн. и средневековой Индии. Характерно, что психофизические упражнения (садхана) тантристов не связаны с аскетическим отречением от мира. Более того, традиционная религиозная цель “мукти” (духовное освобождение) сочетается в них с “бхукти” (наслаждением). Важной особенностью Т. является его обращение ко всем индийцам, независимо от касты, пола и возраста. Это обстоятельство было связано с сохранением в Т. ряда существенных черт первобытнообщинной идеологии. Т. оказал большое влияние на развитие инд. философии. В частности, под его воздействием, по-видимому, формировались идеи ранней санкхьи. В новое время влияние Т. испытали на себе Рамакришна, Виве-кананда, Р. Тагор, Гхош и др.

Философский словарь

Тантризм

(санскр. tantra — хитросплетение — в значении: словесный арабеск, эзотерический текст) — неортодоксальное внебрахманистское направление индуизма. Главными священными текстами Т. выступают тантры: собственно тантры, относящиеся к шактистскому вектору индуизма; агамы, относящиеся к шиваитскому (и отчасти — к вишнуитскому) векторам; пураны, относящиеся к вишнуитскому вектору. Таким образом. Т. генетически связан с шактизмом, шиваизмом и вишнуизмом; а также практикой йоги. Шакти (санскр. sakti — сила) мыслилась в древнеиндийской мифологии как творческая энергия божества, персонифицированная в образе его супруги (Деви, Сати, Парвати и др.); ключевым символом Шакти выступает йони (санск. yoni — источник, женские гениталии). Если в рамках европейской мифологии (а затем — ранней философии) противопоставление женского и мужского начал артикулировалось как структурное и конституировалось в качестве противопоставления пассивной материи и активной формы, то в древне-индийской культуре оно артикулировалось как энергетическое, конституируясь в качестве взаимодействия оплодотворяющей мужской силы с женской силой плодородия. В то время как олицетворенное в Шиве мужское начало мира мыслится как сознание (чит), Шакти выступает созидательной силой сознания (чидрупини), и "когда Шива объединен с Шакти, он способен творить; в других же случаях он не способен даже двигаться" ("Саундарьяла-хара"). Шакти, таким образом, выступает творческой креативной силой воплощенного абсолюта (в испытавшей влияние шактизма философии санкхьи мужское начало мира "как космический мужчина" — Пуруша — мыслится как пассивный созерцатель красоты прак-тити — спонтанно развивающегося женского — материнского и материального — начала; взятый же сам по себе Пуруша характеризуется таким качеством, как аудасинья — равнодушие; однако его соединение с пракрити необходимо для исходного импульса космического процесса). В качестве генетического истока данной семантической структуры может рассматриваться мифологический сюжет сакрального брака Земли и Неба как женского и мужского мировых начал, имеющего креационный смысл. В качестве типологического аналога Шакти могут рассматриваться восходящая к шехи — неклассического иудаизма женская ипостась Бога в Каббале, образ Софии как являющейся в мире мудрости Божьей в христианстве, — однако, семантические акценты в данном случае не совпадают: указанные сущности выступают в качестве презентации сущности Божьей в субстанции творения и, стремясь к воссоединению с ним в качестве женских его персонификаций, лишены, тем не менее, выраженной сексуальной окрашенности и не выступают аксиологически приоритетными космическими структурами в рамках соответствующих систем ценностей. В контексте Т., напротив, женское начало мыслится как средоточие креативных сил и в этом качестве — в отличие от западной традиции — выступает на передний план. Именно и только посредством Шакти возможна актуализация и реализация потенциальной созидательной энергии творящего Бога. Так, символом Шивы выступает линга (санскр. linga — плуг, символ пола, фаллос, — отсюда "лингаята" как шиваистский вектор развития Т.); аналогична трактовка Вишну в вишнуистской версии Т. (пан-чаратра — пятиночие): Вишну-Нараяна выступает инициатором пахтания мирового океана, имеющего креационную семантику сакрального брака, в контексте чего связывается с фаллической символикой острия копья (см. Любовь), имя Вишну (санскр. visnu) генетически восходит к корню vic — входить, проникать. Скульптурные изображения линги в виде каменного столба, поднимающегося из лотоса йони, выступают предметом поклонения в шиваистском Т. Особую семантику приобретает в обрисованном контексте сексуальная практика человека: сакральное начало Шакти мыслится в Т. как воплощенное не только в Парвати, Уме и т.п., но и в любой женщине, в силу чего в акте эротического соединения с нею мужчина не только отождествляется с Шивой, но и достигает слияния с Шакти и растворения в животворящей энергии космического женского начала. Семантическим ядром тантристского ритуала выступает, таким образом, вамачара (санскр. vama — влечение к женщине; achara — действие, обряд), т.е. нормативно акцентированная сексуальная активность, наделяемая в Т. сакральным смыслом (ср. скрытую сакральную семантику эротического акта в суфизме, например, в "Геммах мудрости" ал-Араби — см. Секс). Снижение сексуальной активности ведет, согласно Т., к деструкции организованного мироздания, возвращению его в состояние шуньи (санскр. — ничто, пустота), что семантически восходит к архаической имитативной магии, в рамках которой повышение сексуальной активности человека рассматривается как средство повышения плодородия природных сил и как путь к инициированию регулярного повтора космического брака в рамках календарного цикла (см. Любовь, Секс). Наряду с вамачарой как внешней сексуальной практикой, Т. предполагает и специфические ритуальные действия, связанные с трансформацией внутреннего психического состояния. В этой своей составляющей Т. обнаруживает связь своей обрядности с практикой йоги в специфической ее семантической аранжировке, которая диктуется ценностной ориентацией Т.: "изначальную женскую силу следует почитать, становясь женщиной" (Чаттападхья). Согласно Т., в стволе спинного мозга вертикально располагаются 7 лотосов (падма-лотос — символ йони), и последовательная активизация их посредством специальной психофизической техники (йога-садхана) трактуется как пробуждение внутренних творческих сил организма и, предполагая трансформацию мужской энергии в женскую, мыслится как совершенствование. Экстремумом этого поступательного процесса — подъема трансформационной активности — является активизация верхнего лотоса, лежащего в основании головного мозга, — так называемое пробуждение Кундалини (отсюда название соответствующей практики — кундалини-йога), мыслимого в качестве сакрального змея (см. традиционную фаллическую символику змеи в классической мифологии). Пробуждение Кундалини означает в Т. слияние находящегося там мужского начала с поднявшимся по стволу спинного мозга женским началом: личность полностью лишается двойственности, растворяясь во всепоглощающем креационном начале женственности. Разбудивший змея Кундалини обретает высшее знание и — в соответствии с характерной для Т. идеей единства макро- и микрокосма — высвобождает созидательную энергию Шакти (ср. с трансформацией энергии пола как пути освобождения и знания в "Кама-марге", где данный процесс имеет скорее личностную, нежели космическую, как в Т., размерность). Подобно оргиастическим культам Запада, Т. был распространен среди низших каст, открывая непосредственный путь приобщения к Абсолюту (ср. со средневековыми мистическими течениями в среде европейского плебса, параллельно характеризующимися оргиастической окрашенностью культовой практики и предельно широкой люмпен-ориентацией — см. Мистика). В средневековой Индии сторонники некоторых ответвлений Т. объявлялись неприкасаемыми; однако применительно к Новому времени может быть зафиксирован своего рода ренессанс Т. в среде творческой интеллигенции (например, влияние Т. на мировоззрение Р. Тагора, Гхоша и др.). М.А. Можейко

Философский словарь

Тантризм

— возникшая в 1 в. после Р. X. в брахманизме и буддизме тайная наука о ритуале, которая излагалась в текстах-тантрах (санскр. — ткань, т.е. текст) и др. книгах, объявленных его сторонниками истинными. воспринял методы йоги и разработал систему экзотерической практики. В основе учения тантристов лежит идея человека-микрокосмоса. С тантризмом тесно связан шактизм, который отводит особую роль в мировых и священных событиях некоему половому энергетичеескому началу, представляемому в виде богини Шакти.

Психологическая энциклопедия

Тантризм

— направление в буддизме и индуизме.

Морфемный разбор слова«тантризм»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) разбор слова тантризм. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «тантризм»

Какими словами можно заменить слово тантризм? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ТАНТРИЗМ

Предложения со словом «тантризм»

Примеры употребления слова тантризм в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Внутренняя структура буддизма включает три основных школы: хинаяна, махаяна и ваджраяна (буддийский тантризм).

Михаил Бубличенко, Большой эзотерический словарь

Индуистский тантризм открывает другие символические пространства понятия мудра.

Сан Лайт, Мудры всего мира. Жесты, призывающие счастье

Учение тантризма передавалось, как правило, устно и тайно посвящённым людям.

Шиванандана Шри Вашикаран, Тантра. Предельная реальность

Все предложения и цитаты со словом ТАНТРИЗМ

Cлово «тантризм» является ответом на вопросы