Спор

Cлово «спор» означает:

 — столкновение мнений или позиций, в ходе которого стороны приводят аргументы в поддержку своих убеждений и кри­тикуют несовместимые с последними представления другой сто­роны. С. является частным случаем аргументации, ее наиболее ос­трой и напряженной формой. С. — важное средство прояснения и разрешения вопросов, вызывающих разногласия, лучшего пони­мания того, что не является в достаточной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. Если даже участники С. не прихо­дят в итоге к согласию, в ходе С. они лучше уясняют как позиции другой стороны, так и свои собственные. Искусство ведения С. наз. эристикой. Используемые в С. аргументы, или доводы, могут быть, как и в случае всякой аргументации, корректными и некор­ректными. В первых может присутствовать элемент хитрости, но в них нет прямого обмана и тем более вероломства. Вторые ничем не ограничены и простираются от умышленно неясного изложения и намеренного запутывания до угрозы наказанием и самого примене­ния грубой физической силы. Целью С. может быть обнаружение истины или достиже­ние победы. С., направленный не на истину, а на победу, — это всегда С. о ценностях, об утверждении каких-то собственных оце­нок и опровержении несовместимых с ними оценочных суждений другой стороны. Честность, равенство, справедливость, сострада­ние, любовь к ближнему и т. п. — все это ценности, и С. о них — это всегда С. о ценностях. Личные планы и планы социальных групп, нормы государства и принципы морали, традиции, идеалы и т. д. -все это также ценности. Все С. о ценностях являются С., цель кото­рых не истина, а победа. Даже С. об истинности тех или иных утвер­ждений становится С. о ценностях, когда он ориентируется не на истину саму по себе, а на победу одной из сторон. Было бы ошиб­кой поэтому говорить, что в С. всегда нужно бороться не за утвер­ждение собственного или коллективного мнения, а только за уста- новление истины. Истина — не единственная цель С., другой его целью может быть ценность и, соответственно, победа как утвер­ждение одних ценностей в противовес другим. Подавляющее боль­шинство обычных С. — это как раз С. не об истине, а о ценностях. С. об истине встречается по преимуществу в науке, но и здесь он нередко переходит в С. о ценностях. Слово «победа», используемое применительно к С., прямо относится только к С. об оценках и выражаемых ими ценностях. Победа — это утверждение одной из противостоящих друг другу систем ценностей. В С. об истине о побе­де одной из спорящих сторон можно говорить лишь в переносном смысле: когда в результате С. открывается истина, она делается до­стоянием обеих споривших сторон, и «победа» одной из них имеет чисто психологический характер. Объединение деления С. на корректные и некорректные с деле­нием их по их цели на преследующие истину и преследующие побе­ду над противником (С. об описаниях и С. об оценках) дает четыре разновидности С.  — С., направленный на достижение истины и ис­пользующий только корректные приемы.  — С., направленный на победу над противополож­ной стороной и использующий только корректные приемы.  — С., имеющий своей целью достижение исти­ны, но использующий для этого и некорректные приемы.  — С., имеющий своей целью достижение победы над противоположной стороной с использованием как корректных, так и некорректных приемов. С. об истине, использующий и некорректные приемы, наз. «эк­лектикой» на том основании, что такие приемы плохо согласуются с самой природой истины. Скажем, расточая комплименты всем присутствующим при С. или, напротив, угрожая им силой, можно склонить их к мнению, что 137 — простое число. Но вряд ли сама истина выиграет при таком способе ее утверждения. Тем не менее эклектические С., в которых истина поддерживается чужеродными ей средствами, существуют, и они не столь уж редки. Они встреча­ются даже в науке, особенно в период формирования научных тео­рий, когда осваивается новая проблематика и еще не достижим синтез разрозненных фактов, представлений и гипотез в единую систему. Известно, что Галилей, отстаивавший когда-то гелиоцент­рическую систему Коперника, победил благодаря не в последнюю очередь своему стилю и блестящей технике убеждения: он писал на итальянском, а не на быстро устаревавшем латинском языке, и обращался напрямую к людям, пылко протестовавшим против ста- рых идей и связанных с ними канонов обучения. Для самой истины безразлично, на каком языке она излагается и какие люди ее под­держивают. Тем не менее пропагандистские приемы Галилея опре­деленно сыграли позитивную роль в распространении и укреплении гипотезы Коперника. Наука делается людьми, на которых оказыва­ют воздействие и некорректные приемы аргументации. Осуждения заслуживает софистика, ставящая своей единствен­ной целью победу в С. любой ценой, не считаясь ни с чем, даже с истиной и добром. Не существует общего перечня требований, которому удовлетво­ряли бы все четыре разновидности С. Софистика вообще не стесне­на никакими правилами: в софистическом С. может быть нарушено любое общее требование, не исключая требования быть логичным или требования знать хотя бы приблизительно те проблемы, о ко­торых зашел С. Для трех остальных разновидностей С. можно попы­таться сформулировать общие требования, если подразумевается, что спорящие ориентируются в конечном счете на раскрытие истины или добра.

Источник: Словарь логики

Значение слова «спор» в русском языке

— столкновение мнений или позиций, в ходе которого стороны приводят аргументы в поддержку своих убеждений и критикуют несовместимые с последними представления другой стороны. С. является частным случаем аргументации, ее наиболее острой и напряженной формой. С. — важное средство прояснения и разрешения вопросов, вызывающих разногласия, лучшего понимания того, что не является в достаточной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. Если даже участники С. не приходят в итоге к согласию, в ходе С. они лучше уясняют как позиции другой стороны, так и свои собственные. Искусство ведения С. наз. эристикой. Используемые в С. аргументы, или доводы, могут быть, как и в случае всякой аргументации, корректными и некорректными. В первых может присутствовать элемент хитрости, но в них нет прямого обмана и тем более вероломства. Вторые ничем не ограничены и простираются от умышленно неясного изложения и намеренного запутывания до угрозы наказанием и самого применения грубой физической силы. Целью С. может быть обнаружение истины или достижение победы. С., направленный не на истину, а на победу, — это всегда С. о ценностях, об утверждении каких-то собственных оценок и опровержении несовместимых с ними оценочных суждений другой стороны. Честность, равенство, справедливость, сострадание, любовь к ближнему и т. п. — все это ценности, и С. о них — это всегда С. о ценностях. Личные планы и планы социальных групп, нормы государства и принципы морали, традиции, идеалы и т. д. -все это также ценности. Все С. о ценностях являются С., цель которых не истина, а победа. Даже С. об истинности тех или иных утверждений становится С. о ценностях, когда он ориентируется не на истину саму по себе, а на победу одной из сторон. Было бы ошибкой поэтому говорить, что в С. всегда нужно бороться не за утверждение собственного или коллективного мнения, а только за установление истины. Истина — не единственная цель С., другой его целью может быть ценность и, соответственно, победа как утверждение одних ценностей в противовес другим. Подавляющее большинство обычных С. — это как раз С. не об истине, а о ценностях. С. об истине встречается по преимуществу в науке, но и здесь он нередко переходит в С. о ценностях. Слово "победа", используемое применительно к С., прямо относится только к С. об оценках и выражаемых ими ценностях. Победа — это утверждение одной из противостоящих друг другу систем ценностей. В С. об истине о победе одной из спорящих сторон можно говорить лишь в переносном смысле: когда в результате С. открывается истина, она делается достоянием обеих споривших сторон, и "победа" одной из них имеет чисто психологический характер. Объединение деления С. на корректные и некорректные с делением их по их цели на преследующие истину и преследующие победу над противником (С. об описаниях и С. об оценках) дает четыре разновидности С. Дискуссия — С., направленный на достижение истины и использующий только корректные приемы. Полемика — С., направленный на победу над противоположной стороной и использующий только корректные приемы. Эклектика — С., имеющий своей целью достижение истины, но использующий для этого и некорректные приемы. Софистика — С., имеющий своей целью достижение победы над противоположной стороной с использованием как корректных, так и некорректных приемов. С. об истине, использующий и некорректные приемы, наз. "эклектикой" на том основании, что такие приемы плохо согласуются с самой природой истины. Скажем, расточая комплименты всем присутствующим при С. или, напротив, угрожая им силой, можно склонить их к мнению, что 137 — простое число. Но вряд ли сама истина выиграет при таком способе ее утверждения. Тем не менее эклектические С., в которых истина поддерживается чужеродными ей средствами, существуют, и они не столь уж редки. Они встречаются даже в науке, особенно в период формирования научных теорий, когда осваивается новая проблематика и еще не достижим синтез разрозненных фактов, представлений и гипотез в единую систему. Известно, что Галилей, отстаивавший когда-то гелиоцентрическую систему Коперника, победил благодаря не в последнюю очередь своему стилю и блестящей технике убеждения: он писал на итальянском, а не на быстро устаревавшем латинском языке, и обращался напрямую к людям, пылко протестовавшим против старых идей и связанных с ними канонов обучения. Для самой истины безразлично, на каком языке она излагается и какие люди ее поддерживают. Тем не менее пропагандистские приемы Галилея определенно сыграли позитивную роль в распространении и укреплении гипотезы Коперника. Наука делается людьми, на которых оказывают воздействие и некорректные приемы аргументации. Осуждения заслуживает софистика, ставящая своей единственной целью победу в С. любой ценой, не считаясь ни с чем, даже с истиной и добром. Не существует общего перечня требований, которому удовлетворяли бы все четыре разновидности С. Софистика вообще не стеснена никакими правилами: в софистическом С. может быть нарушено любое общее требование, не исключая требования быть логичным или требования знать хотя бы приблизительно те проблемы, о которых зашел С. Для трех остальных разновидностей С. можно попытаться сформулировать общие требования, если подразумевается, что спорящие ориентируются в конечном счете на раскрытие истины или добра.

Источник: Философский словарь

Толковый словарь Ожегова

Спор

Разногласие, разрешаемое судом

Cлово «спор» означает:

спор — состояние общественных словесных состязаний, в которых целью участников является убеждение друг друга в своей правоте и причиной которых обычно являются противоречия мнений или точек зрения. В споре возможно применение психологических и логических уловок, каверз, такой спор называется демагогическим.

Источник: Википедия

Большой современный толковый словарь русского языка

м.

1.Словесное состязание при обсуждении чего-либо двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту. отт. Борьба мнений — обычно в печати — по различным вопросам науки, литературы, политики и т.п.; полемика. отт. разг. Ссора, препирательство. отт. перен. Противоречие, несогласие.

2.Взаимное притязание на владение, обладание чем-либо, разрешаемое судом.

3. перен.Поединок, битва, единоборство. отт. Состязание, соперничество.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Спор

м.
1) а) Словесное состязание при обсуждении чего-л. двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту. б) Борьба мнений — обычно в печати — по различным вопросам науки, литературы, политики и т.п.; полемика. в) разг. Ссора, препирательство. г) перен. Противоречие, несогласие.
2) Взаимное притязание на владение, обладание чем-л., разрешаемое судом.
3) а) перен. Поединок, битва, единоборство. б) Состязание, соперничество.

Словарь русского языка Ожегова

Спор

разногласие, разрешаемое судом С. о наследстве. Судебный с. спор словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мне ние Вести с. Ученые споры. Вступить в с. со стихией (перен. : в борьбу).

Толковый словарь Ефремовой

Спор

м.
1) а) Словесное состязание при обсуждении чего-л. двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту. б) Борьба мнений — обычно в печати — по различным вопросам науки, литературы, политики и т.п.; полемика. в) разг. Ссора, препирательство. г) перен. Противоречие, несогласие.
2) Взаимное притязание на владение, обладание чем-л., разрешаемое судом.
3) а) перен. Поединок, битва, единоборство. б) Состязание, соперничество.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Спор

спора, м.

1. Взаимное пререкание, словесное (устное или письменно) состязание, в котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, доказывает свою правоту. Затеять спор. Вести спор. Горячий спор. Ученые споры. Меж ими всё рождало споры. Пушкин. Длить споры не мое желанье. Грибоедов. Кто устоит в неравном споре: кичливый лях иль верный росс? Пушкин. У Казбека с Шат-горою был великий спор. Лермонтов. Между нами возникали нескончаемые споры. Тургенев. Спор о словах (см. слово).

2. Взаимное притязание (обычно на с уде) на обладание чем-н. Спор об имении. Спор о наследстве. Спору нет (вводное слово; разг.) – бесспорно, несомненно. Ты прекрасна, спору нет. Пушкин.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Спор

спора, мн. нет, м. (спец.). Скопление чего-н. в одном месте. Спор льда.

Словарь экономических терминов

Спор

МЕЖДУНАРОДНЫЙ- см МЕЖДУНАРОД НЫЙ СПОР

Словарь экономических терминов

Спор

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ- см ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ СПОР

Словарь экономических терминов

Спор

ТРУДОВОЙ- см ТРУДОВЫЕ СПОРЫ . СПОРНЫЙ ДОЛГ — задолженность, вызывающая споры, требующая доказательств.

Полный орфографический словарь русского языка

Спор

спор, -а и -у

Викисловарь

Спор

словесное состязание, обсуждение чего-либо двумя или несколькими лицами, в котором каждый отстаивает своё мнение разногласия, разрешаемые судом

Каким бывает «спор»?

Спор бывает:

  • теологический
  • бесплодный
  • ожесточённый
  • богословский
  • территориальный
  • нешуточный
  • бесполезный
  • бессмысленный
  • давнишний
  • бестолковый
Все определения к слову СПОР

Фонетический разбор слова «спор»

Звуко-буквенный разбор слова спор. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «спор»

Какими словами можно заменить слово спор? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову СПОР

Ассоциации к слову «спор» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово спор? В русском языке со словом спор чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову СПОР

Сочетаемость слова «спор»

Как правильно употребляется слово спор? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • бесконечные споры
  • бесплодные споры
  • бесполезный спор
  • бессмысленный спор
  • богословские споры
  • большие споры
  • бурные споры
  • в открытый спор
  • великий спор
Полная таблица сочетаемости слова СПОР

Предложения со словом «спор»

Примеры употребления слова спор в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

В этом итоге детского спора нет ничего удивительного и даже ничего смешного.

Антон Первушин, Последний космический шанс

Тут, правда, ещё идут споры о том, почему, собственно, нельзя.

Андреас Эшбах, Аквамарин

Это вызвало жаркий спор между двумя учёными о том, какой была причина возбуждения мышц – биологической или физической.

Фрэнсис Эшкрофт, Искра жизни. Электричество в теле человека

Это очевидно, что этот спор нельзя разрешить нашими познаниями в Силе… но нашими умениями обращаться со световым мечом.

Звёздные войны. Эпизод II. Атака клонов

Все предложения и цитаты со словом СПОР

Cлово «спор» является ответом на вопросы