Спиноза

Cлово «спиноза» означает:

(Spinoza — d Espinosa) Бенедикт (Барух) (1632-77), нидерландскийфилософ, пантеист. Мир, по Спинозе, — закономерная система, которая доконца может быть познана геометрическим методом. Природа, пантеистическиотождествляемая с Богом, — единая, вечная и бесконечная субстанция,причина самой себя; мышление и протяжение — атрибуты (неотъемлемыесвойства) субстанции; отдельные вещи и идеи — ее модусы (единичныепроявления). человек — часть природы, душа его — модус мышления, тело -модус протяжения. Воля совпадает с разумом, все действия человека включеныв цепь универсальной мировой детерминации. Сочинения:"Богословско-политический трактат" (1670), "Этика" (1677).

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Значение слова «спиноза» в русском языке

(Spinoza) Бенедикт (1632-77) — нидерл. философ-материалист, критик библейского канона еврейского Ветхого завета. Гл. задачу своей философии С. видел в разработке этической теории, основывающейся на учении о вечной и бесконечной природе, или субстанции, к-рая действует согласно собственным вечным необходимым законам, и «модусах», к-рыми являются все вещи материального мира и все души людей. В человеке тело и мыслящая душа — одна и та же сущность, только рассматривается со стороны либо протяжения, либо мышления. Условием разработки этики С. полагал предварительное познание телесных процессов и связей в человеке. Он приблизил метод психологии к методам механики и физики и свел сложность и многообразие психической жизни к двум, как он думал, простым началам: разуму, отождествив его с волей, и страстям (аффектам). Все первичные аффекты (он различал три их вида: радость, печаль и вожделение) и мн. производные от них вырастают, по С., из стремления каждой вещн к сохранению своего существования. Человек руководствуется не моральным законом добра и не отвращением от зла, а стремлением к самосохранению и собственной выгоде, к-рое только и определяет добродетель, выступающую как человеческая мощь. На этих натуралистических основаниях С. построил свое учение о свободе. Человеческую природу он ставит в зависимость от аффектов. Отказ от идеалистического представления о свободе воли, о независимости ее от определяющих поведение мотивов не привел С. к отрицанию возможности свободы для человека. С. разъяснил, что понятие о свободе не противоречат понятию о необходимости: вещь, существующая необходимо, может в то же время быть свободаой, если она существует по необходимости одной лишь собственной природы. В этом смысле свободна субстанция (природа, или Бог): ее существование обусловлено только ее собственной сущностью. В этом же смысле может быть свободен и человек, т. к. при определенных условиях он может выйти из рабства у аффектов. Всякий аффект перестает быть пассивным состоянием, как только человек образует о нем ясную и отчетливую идею, т. е. познает его. Свобода и есть, по С., познание необходимости, ясное и отчетливое представление о том, что необходимо. Эта диалектическая идея С. была выдающимся достижением материалистической философии. Из учения С. следовало, что для разных людей существуют различные степени свободы. Хотя познание, как таковое, бессильно перед аффектами, оно само может стать аффектом (любовь к познанию). Радость познания может подавить все др. аффекты и т. обр. привести человека к величайшей свободе. Ограниченность учения С. о свободе проявляется в том, что он исчерпывает свободу познанием необходимости и добровольным согласием с необходимостью; он не связывает материальную практику с осуществлением свободы (в этом его учение сходно со стоицизмом). Свобода для С. — господство разума над чувствами, преодоление чувственных аффектов страстью к познанию. Круг субъектов свободы у него крайне ограничен — это отрешенные от жизненной практики мудрецы, содержание жизни к-рых составляет «интеллектуальная любовь к богу», т.е. страсть к познанию. Такое понимание свободы абстрактно и антиисторично. Осн. соч. С.: «Богословско — политический трактат» (1670), «Этика» (1677).

Источник: Философский словарь

Cлово «спиноза» означает:

(Spinoza , d'Espinosa) Бенедикт (Барух) (1632-
77), нидерландский философ, пантеист. Мир, по Спинозе, — закономерная система, которая до конца может быть познана геометрическим методом. Природа, пантеистически отождествляемая с Богом, — единая, вечная и бесконечная субстанция, причина самой себя; мышление и протяжение — атрибуты (неотъемлемые свойства) субстанции; отдельные вещи и идеи — ее модусы (единичные проявления). человек — часть природы, душа его — модус мышления, тело — модус протяжения. Воля совпадает с разумом, все действия человека включены в цепь универсальной мировой детерминации. Сочинения: «Богословско-политический трактат» (
1670), «Этика» (
1677).

Источник: Современный толковый словарь, БСЭ

Полный орфографический словарь русского языка

спиноза, -ы (спина, шутл.)

Морфемный разбор слова«спиноза»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) разбор слова спиноза. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «спиноза»

Какими словами можно заменить слово спиноза? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову СПИНОЗА

Предложения со словом «спиноза»

Примеры употребления слова спиноза в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Создавая механическую картину мира, Спиноза, Дидро, Гольбах и другие рассматривали сущность человека как нечто неизменное, подчинённое общим законам природы.

Александр Шевцов (Андреев), Очищение. Том 2. Душа

Спиноза полагал, что его подход даёт возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.

Коллектив авторов, Общая психология

Спиноза в трактате «Этика» утверждал: «Страдание перестаёт быть таковым, как только мы формируем ясное и точное представление о нём».

Мэри К. Гри, Таро. 21 способ получить ответ на свой вопрос

Все предложения и цитаты со словом СПИНОЗА

Cлово «спиноза» является ответом на вопросы