Социолингвистика
Cлово «социолингвистика» означает:
научная дисциплина, развивающаяся на стыке языкознания,социологии, социальной психологии и этнографии, исследующая проблемы,связанные с социальной природой языка, его общественными функциями ивоздействием социальных факторов на язык.
Источник: Большой Энциклопедический Словарь
Значение слова «социолингвистика» в русском языке
Дисциплина, базирующаяся на принципе, что язык обычно функционирует в социальном контексте, и занимающаяся изучением широкого диапазона взаимодействий между речевым поведением и социальным поведением. Обычно сюда включаются: изучение лингвистических вариаций особенно тех, которые связаны с социальным классом, этническими группами и географическими областями; взаимодействие между лингвистическими вариациями и паттернами воспитания ребенка, роль жеста и других паралингвистических средств коммуникации, изучение невербальной коммуникации и т.п. См. психолингвистика и связанные с ней статьи.
Источник: Психологический словарь
Психологический словарь
Социолингвистика
— социологическая лингвистика, предметом занятий которой являются связи между языковыми фактами и фактами жизни общества.
Социологический словарь
Социолингвистика
(sociolinguistics) — область изучения, находящаяся в ведении и социологии, и психологии, связанная с социальными и культурными аспектами, а также с функциями языка. Несмотря на порою узкую идентификацию с несколько несопоставимыми, хотя и важными темами, касающимися языка и социальных классов (работа Бейзила Бернштейна), языка и этноса (Лабов, 1967), языка и тендера и т.д., по крайней мере, потенциально социолингвистика имеет намного более широкие интересы, включая большинство аспектов языка. Одна из общих областей первостепенного значения — важность социологического представления о "лингвистической компетентности" и несоответствии чисто физиологического и психологического представлений (в частности, критика Холлидеем или Хабермасом теории лингвистической компетентности Чомского). Среди других главных областей находятся прагматика и семиотика. Соответственно можно доказывать, что социолингвистика в рамках общего изучения лингвистики имеет крайне важное, а не периферийное значение. См. также когнитивная антропология.
Социологический словарь
Социолингвистика
(от лат. societas — общество и lingua — язык) — англ. sociolinguistics; нем. Soziolinguistik. Отрасль языкознания, изучающая общие закономерности в различных социальных условиях.
Социологический словарь
Социолингвистика
— сокращение от термина "социологич. лингвистика" , к-рый был введен советским лингвистом Е. Д. Поливановым еще в 20-х гг. Такое сокращение (англ. sociolin-guistics) впервые было употреблено амер. исследователем X. Карри (Я. С. Currie) в 1952 г. В современной С. при анализе и языковых явлений, и языковых процессов упор делается на роль об-ва: влияние различн. соц. факторов на взаимодействие языков, систему отдельного языка и его функционирование. В предметную область С. включаются объекты, при рассмотрении к-рых происходит ор-ганич. соединение социологич. и лингвистич. категорий. Так, если рассматривать языковую коммуникацию в об-ве, то ее можно представить как континуум, к-рый делится на сферы общения, совпадающие со сферами соц. взаимодействия. С одной стороны — это сфера общегос. или общеэтнич. общения, с др. стороны — сфера повседневно-бытового общения. Языки в многонац. стране и формы существования нац. языка (совокупность литературного языка, региональных и местных койне, территориальных диалектов, социолектов-жаргонов, арго) в однонац. стране составляют иерархич. систему, называемую "языковой ситуацией" (ЯС). Иерархичность ЯС состоит в неравной функциональной нагрузке используемых языковых образований или форм их существования — язык общегос. общения или литературный язык обслуживает большее число сфер общения, чем соответственно язык нац. меньшинства или территориальный диалект. ЯС в целом и функциональная нагрузка ее компонентов зависят от того положения в об-ве, к-рое занимает говорящая на них соц. или эт-нич. общность. Язычное меньшинство в колониальных странах господствовало во всех областях жизни, и его язык в функциональном плане доминировал над автохтонными языками. В ходе обществ. развития, особенно при кардинальных соц.-политич. переменах, положение этих общностей меняется и появляется необходимость привести в соответствие их новое положение с функциональной нагрузкой языковых образований. При этом встает проблема выбора того или иного языкового образования для замены ранее использовавшегося. процесс выбора языкового образования для тех или иных коммуникативных целей относится к компетенции языковой политики (ЯП), к-рая определяется как совокупность мер, принимаемых для изменения или хранения ЯС, для введения новых или закрепления употребляющихся языковых норм, т.е. в ЯП входят также процессы нормирования, кодификации литературной нормы, сознательная слово- и терминотворческая деятельность. Граждане гос-ва или члены этноса в к-ром функционирует несколько языковых образований, вынуждены, кроме родного, овладевать др. языком или др. формой существования языка. Они становятся билингвами либо диглоссными индивидами. Билингвизм и диглоссия обычно характеризуются функциональным распредете-нием языковых образований, отношениями функциональной дополнительности их друг к другу отражающих конкретную ЯС. Поскольку языковые образования при билингвизме и диглоссии функционально распределены, индивиды используют каждое из них для разных коммуникативных целей и в разных ситуациях общения. Т. обр., в реальности происходит выбор языкового образования и на индивидуальном уровне, получившем название "речевое поведение" , к-рое определяется как процесс выбора варианта для построения соц. корректного высказывания. Речевое поведение меняется в зависимости от детерминантов коммуникативного акта (статус коммуникантов, заданный их соц. принадлежностью или соц. ролью; тема и ситуация общения), правил использования вариантов разных уровней (разные языки, подсистемы одного языка, варианты лингвистич. единиц), заложенных в индивидуальных речевых наборах у билингва или диглоссного индивида, а также от смены каналов (переход от устного общения к письменному, и наоборот), кодов (языковых и паралингвистических), жанров сообщений и т. д. Кроме того, в предметную область С. входит обширный круг проблем, связанных с той активной ролью, к-рую язык играет в жизни об-ва (национальный литературный язык, сформировавшись вместе с нацией, становится важным фактором ее дальнейшей консолидации). Задача С. состоит не только в исследовании отражении в языке различн. соц. явлений и процессов, но и в изучении роли языка среди соц. факторов, обусловливающих функционирование и эволюцию об-ва. Т. обр., С. изучает весь комплекс проблем, отражающих двусторонний характер связей между языком и об-вом. Современная С. располагает своими собственными методами сбора социолингвистич. данных. Наиболее важные из них: анкетирование, интервьюирование, включенное наблюдение, социолингвистический эксперимент, аноним наблюдения над речью обследуемых в обществ. местах, непосредственные наблюдения над спонтанной разговорной речью с последующей интерпретацией ее содержательной стороны с помощью информаторов. При обработке данных пользуются: корреляционный анализ, вариативные правила на основе объединения количественных методов анализа с методами порождающей грамматики, импликационное шкалирование, сопоставительный анализ семантич. полей и т. д. Лит.: Лексика современного русского литературного языка. М., 1968; Аврорин В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка: к вопросу о предмете социолингвистики. Л., 1975; Никольский Л.Б. Синхронная социолингвистика: теория и проблемы. М., 1976; Степанов Г.В. Типология языковых состояний и ситуаций в странах роканской речи. М., 1976; Швейцер А.Д. Современная социолингвистика: теория, проблемы, методы. М., 1976; Дешериев Ю.Д. Социальная лингвистика: к основам общей теории. М. 1977; Никольский Л.Б. Введение в социолингвистику. М., 1978; Белл Р.Т. : цели, методы и проблемы. М., 1980; Иваев М.И. Социолингвистические проблемы языков народов СССР. М., 1982; Швейцер А.Д. Социальная дифференциация английского языка в США. М., 1983; Никольский Л.Б. Язык в политике и идеологии стран зарубежного Востока. М., 1986; Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. М. 1989. Л.Б. Никольский.
Психологическая энциклопедия
Социолингвистика
Дисциплина, базирующаяся на принципе, что язык обычно функционирует в социальном контексте, и занимающаяся изучением широкого диапазона взаимодействий между речевым поведением и социальным поведением. Обычно сюда включаются: изучение лингвистических вариаций особенно тех, которые связаны с социальным классом, этническими группами и географическими областями; взаимодействие между лингвистическими вариациями и паттернами воспитания ребенка, роль жеста и других паралингвистических средств коммуникации, изучение невербальной коммуникации и т.п. См. психолингвистика и связанные с ней статьи.
Синонимы к слову «социолингвистика»
Какими словами можно заменить слово социолингвистика? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:
Все синонимы к слову СОЦИОЛИНГВИСТИКА