Смысл

Cлово «смысл» означает:

— в повседневной речи синоним значения. В логической семантике общее значение языковых выражений расщепляют на две части: предметное значение и С. Предметным значением, денотатом, объемом, экстенсионалом и т. п. некоторого выражения называют тот предмет или класс предметов, которые обозначаются данным выражением. Вместе с тем каждое выражение несет в себе некоторое мысленное содержание, которое и называют С. Понять некоторое выражение значит усвоить его С. Если С. усвоен, то мы знаем, к каким объектам относится данное выражение, следовательно, С. выражения задает его денотат. Два выражения могут иметь одно и то же предметное значение, но различаться по С. Напр., выражения "самый большой город в России" и "город, в котором родился А. С. Пушкин" обозначают один и тот же объект — город Москву, однако обладают разными смыслами. Значением предложения обычно считают его истинностное значение — истину или ложь, С. предложения — выражаемую им мысль. Т. о., все истинные предложения имеют одно и то же значение и различаются только своим С.; то же самое относится к ложным предложениям. Анализом проблем, встающих в связи с попытками точно определить понятие С. для различных типов языковых выражений, занимается специальный раздел логической семантики — теория С. (см.: Имя, Значение, Семантика логическая).

Источник: Философский словарь

Значение слова «смысл» в русском языке

 — в повседневной речи синоним значения. В логичес­кой семантике общее значение языковых выражений расщепляют на две части: предметное значение и С. Предметным значением, денотатом, объемом, экстенсионалом и т. п. некоторого выражения называют тот предмет или класс предметов, которые обозначаются данным выражением. Вместе с тем каждое выражение несет в себе некоторое мысленное содержание, которое и называют С. Понять не­которое выражение значит усвоить его С. Если С. усвоен, то мы знаем, к каким объектам относится данное выражение, следовательно, С. выражения задает его денотат. Два выражения могут иметь одно и то же предметное значение, но различаться по С. Напр., выражения «самый большой город в России» и «город, в котором родился А. С. Пушкин» обозначают один и тот же объект — город Москву, однако обладают разными смыслами. Значением предложения обычно считают его истинностное значение — истину или ложь, С. предложе­ния — выражаемую им мысль. Т. о., все истинные предложения име­ют одно и то же значение и различаются только своим С.; то же самое относится к ложным предложениям. Анализом проблем, встающих в связи с попытками точно определить понятие С. для различных типов языковых выражений, занимается специальный раздел логической се­мантики — теория С. (см.: Имя, Значение, Семантика логическая).

Источник: Словарь логики

Большой Энциклопедический Словарь

Смысл

идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечнаяцель (ценность) чего-либо (смысл жизни, смысл истории и т. д.); целостноесодержание какого-либо высказывания, несводимое к значениям составляющихего частей и элементов, но само определяющее эти значения (напр., смыслхудожественного произведения и т. п.); в логике, в ряде случаев вязыкознании — то же, что значение.

Психологический словарь

Смысл

— в условиях деятельности коллективной впервые появляются операции, не направленные прямо на предмет потребности — биологический мотив, но на некий промежуточный результат, в рамках индивидуальной деятельности становящийся самостоятельной целью. Для субъекта цель деятельности отделяется от ее мотива, и в деятельности выделяется — как ее новая единица — действие. Это сопровождается переживанием смысла действия, ибо для того чтобы совершить действие, приводящее к промежуточному результату, нужно понять связь этого результата с мотивом — открыть для себя смысл действия. Согласно А. Н. Леонтьеву, смысл и есть отражение цели действия к мотиву, отношение действия к мотиву.

Психологический словарь

Смысл

(Meaning; Sinn) — качество, приписываемое чему-либо и придающее ему определенную ценность."Вопрос смысла был центральным для Юнга как личности, врача, психотерапевта, ученого и человека глубоко религиозного темперамента. Он отыскивал смысл во всем, чем занимался, особенно в связи с проблемами добра и зла, света и тьмы, жизни и смерти. Юнг пришел к заключению, что локус (место) смысла — в психическом, и что только психика способна выделять смысл из опыта. Это подтверждает решающую функцию рефлексии в психической жизни и подчеркивает то обстоятельство, что сознание не ограничивается интеллектом" (КСАП, с. 140). составляет основу юнговского подхода к этиологии невроза, поскольку обретение смысла несет в себе исцеляющую силу."Психоневроз должен быть, в конце концов, понят как страдание души, не нашедшей своего смысла. Но всякое творчество в области духа, равно как и любое психическое продвижение человека, возникает из страдания души, а причиной страдания является духовная стагнация или психическое бесплодие" (CW 11, par. 497).Согласно Юнгу, смысл парадоксален по своей природе и воспринимается как архетип. Отсюда в вопросе о смысле каждый ответ выступает в форме личного истолкования, предположения, исповеди или веры. Но смысл обнаруживается сознанием, и поэтому сознание имеет как духовную, так и познавательную функцию."Без рефлектирующего сознания человека мир оказывается гигантской бессмысленной машиной, так как, насколько нам известно, человек — единственное создание, способное улавливать смысл" (К. Г. Юнг. Из письма 1959 г. Цит. по: КСАП, с. 141).

Психологический словарь

Смысл

(личностный) (англ. personal sense, personal meaning) выражает отношение субъекта к явлениям объективной действительности. Понятие С. разрабатывалось такими авторами, как А. Вине, Ван дер Вельт, Э. Титченер, Ф. Бартлет. Общим в концепциях этих психологов была попытка понять С. как явление сознания, не выходя за пределы самого сознания.Принципиально новый подход в понимании С. был осуществлен Л. С. Выготским и А Я. Леонтьевым. Характерным для этого подхода является то, что проблема С. как психологического понятия была раскрыта в результате анализа явлений, принадлежащих не сознанию, а жизни и деятельности субъекта, явлений его реального взаимодействия с окружающим миром.Исследуя структуру человеческой деятельности, устанавливая объективные отношения между ее компонентами, Леонтьев показал, что С. создается в результате отражения субъектом отношений, существующих между ним и тем, на что его действия направлены, как на свой непосредственный результат (цель). Именно отношение мотива к цели, по Леонтьеву, порождает личностный С, причем смыслообразующая функция в этом отношении принадлежит мотиву. Возникая в деятельности, С. становятся единицами человеческого сознания, его "образующими". В рамках сознания С. вступает в отношения с др. его образующими, в частности со значениями, выражаясь через последние. См. также овой барьер.

Социологический словарь

Смысл

— англ. sense; нем. Sinn. 1. Содержание, значение  ч.-л., постигаемые разумом. 2. Цель,  разумное основание  ч.-л. 3. В символической логике — внутренняя логическая структура  высказываний, то же, что значение. 4. В прагматизме  — осознание определенного поведения. 5.В символическом интеракционизме  — коммуникативное отношение,  объединяющее различные фазы действия в единое целое. 6.В "понимающей социологии" (М. Вебер) — значение, к-рое индивид  придает действию.

Философский словарь

Смысл

— содержание изначального самоопределения воли в его отношении к своим инобытийным воплощениям.

Философский словарь

Смысл

— идеальное содержание, идея, сущность, значение, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо (смысл жизни, смысл истории и т.д.); целостное содержание какого-либо высказывания, не сводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения (напр., смысл художественного произведения и т.п.); разум, разумность.

Философский словарь

Смысл

— содержание того или иного выражения (знака, слова, предложения, текста). В философской традиции и в повседневности С. — то же, что значение. Синонимами С. также выступают такие термины, как "означаемое" (Ф. де Соссюр), "концепт" (А. Черч), "интенсионал" (Р. Карнап). Значимым в рассмотрении С. является обращение к тому, как раскрывалось его содержание понятием "лектон" античными стоиками. Теоретическая корректность их подхода заключалась в том, что они не сводили значение ни к объекту, ни к его субъективному представлению, но выделяли три элемента знакового отношения: обозначающее, обозначаемое и сам реальный предмет. Обозначающее есть слово. Обозначаемое есть вещь, выявляемая словом и воспринимаемая как установившееся в разуме. "Из этих элементов два телесны, именно звуковое обозначение и предмет, одно же бестелесно, именно обозначаемая вещь и словесно выраженное, которое бывает истинным или ложным" (Секст Эмпирик). Существенным в рассмотрении С. в логике средних веков явилось разведение двух планов знакового отношения: класса обозначаемых словом предметов (значение), связанного с процессом именования, и совокупности мыслимых признаков называемого предмета (смысл), связанной с процессом означивания. Понятие коннотации (соозначения) также происходит из схоластической логики. Схоласты на примере прилагательного "белый" объясняли, что оно обозначает не только свойство, белый цвет, но также одновременно соозначает и его обладателя, причем не конкретный предмет, а нечто, характеризуемое цветом. В новое время поучительным в отношении разницы между принципиальным и психологическим подходами в отношении С. явилась полемика между В. Лейбницем и Дж. Локком. Последний сводил вопрос о значении слов к вопросу о замещении общих представлений словом, т. е. единичным чувственным (звуковым) представлением: "Слова — чувственные знаки идей того человека, который ими пользуется". Согласно же Лейбницу, общность прямо открывается в сходстве единичных вещей, и поэтому значение слов никак нельзя рассматривать как представления и ставить их в зависимость от субъективности. Значение общих имен не суть вещи окружающей действительности, и не суть представления, но будучи сущностями, они суть не что иное, как возможность. Лейбниц подчеркивает объективность значений, ибо люди могут расходиться в именах, но это не меняет вещей и их сходства. В структурной лингвистике Ф. де Соссюра в XIX в. С. определяется в отношении к языковому выражению. Понятие или представление именуется им означаемым, а его языковое выражение — означающим: вместе взятые они составляют знак. Поиски надежного основания в понимании значения приводят Д. С. Милля к отождествлению его с объектом. Принимая это положение Милля, Г. фреге в значительной степени его дополняет учением о С. Он отмечает, что естественный язык в устах носителя содержит мысли о реальности. Суждения человека являются либо истинными, либо ложными, поскольку их части обозначают, указывают на части этой действительности, которые являются значениями соответствующих выражений. Каждое имя, т. е. любое выражение, по Фреге, имеет значение и С. Под значением имени он понимает предмет реальности (денотат), носящий данное имя. С. же имени — это информация, содержащаяся в имени. "Собственное имя (слово, знак, сочетание знаков, выражение) выражает свой смысл и обозначает, или называет, свой денотат" (Фреге Г.). С. выражения играет существенную роль в процессе понимания, поскольку опосредует референтные (указательные) связи; благодаря ему, человек знает, что входит в обозначаемую термином область объектов, а в случае предложений — что определяет их истинное значение. Понятие С. Фреге нагружает познавательной функцией. Фреге отделяет С. от чувственного представления, наделяя его объективным значением и способностью передавать содержание из поколения в поколение. Теорией дескрипций Б. Рассел попытался противостоять тому гипостазированию мира чистых значений, которое, в частности, возобладало в концепции Фреге. По Расселу, все акты правильного употребления знаков, несущие С., имеют привязку к реально существующим референтам. Логика, отмечал он, "не должна допускать в свои пределы единорогов точно так же, как их не допускает зоология. Существует только один мир — мир "реальности": фантазии Шекспира являются составной частью этого мира, и те мысли, которые были у него, когда он сочинял "Гамлета", вполне реальны". Но такой подход связывает смысловое значение с денотативным за счет отождествления семантических средств языка с конкретными случаями их употребления. Проанализировав причины порождения бессмысленных выражений, Рассел пришел к выводу, что противоположность истинных и ложных предложений зависит от значительно более основательной дихотомии осмысленных и бессмысленных предложений. Развивая эту мысль, Л. Витгенштейн в "Логико-философском трактате" приходит к заключению, что устремления науки направлены на выявление таких предложений, которые являются истинными, в то время как задача философии — "логическое прояснение мыслей". Представляя язык как картину мира, Витгенштейн утверждал, что мир познаваем только потому, что язык своей логической структурой отражает структуру мира. Предложение несет в себе С., если оно осмысленно, т. е. является либо истинным, либо ложным. А таковым оно может быть в том случае, если его элементарные части будут соответствовать атомарным фактам мира. Следовательно, правильным методом философии являлся бы следующий: "не говорить ничего, кроме того, что может быть сказано, — следовательно, кроме предложений естествознания, т. е. того, что не имеет ничего общего с философией, — и затем всегда, когда кто-нибудь захочет сказать нечто метафизическое, показать ему, что он не дал никакого значения некоторым знакам в своих предложениях" (Витгенштейн). У позднего Витгенштейна периода "лингвистической философии" концепция языка как картины мира уступает концепции языка как средства, инструмента членения и осмысления мира. Человек, согласно Витгенштейну, в повседневной практике пользуется "языковыми играми", под которыми он понимал такие функции языка, как передача информации, описание фактов, оценки научных теорий, выражений чувств и т. д. И, как всякие игры, они имеют свои правила, согласно которым носитель языка употребляет те или иные языковые выражения. Т. о., употребление и определяет осмысленность языкового выражения. Узнав, в каких "играх" может участвовать термин, мы тем самым узнаем и то, в каких играх он не участвует. Поэтому каждое высказывание должно иметь свою антитезу ("вперед" одновременно подразумевает "не иди назад"). Слова употребляются бессмысленно, если они употребляются без этого антитезиса, без контраста. Развивая теорию С. Фреге, А. Черч утверждает, что денотат знака определяется С., выступающим по отношению к этому денотату в качестве его "концепта", в котором фиксированы только определенные свойства денотата. По Черчу, денотат "есть функция смысла имени… т. е. если дан смысл, то этим определяется существование и единственность денотата, хотя он и не обязательно должен быть известен каждому, знающему смысл". В этом же направлении движется мысль Р. Карнапа. Используя понятия "экстенсионал (значение) знака" и "интенсионал (смысл) знака", он утверждал, что последний единственным образом устанавливает первый, но не наоборот. В отличие от Витгенштейна, идущего от лингвистики, Э. Гуссерль с феноменологической позиции подступается к коммуникативной модели С., порывая с субъектно-объектной методологией. В период написания "Логических исследований" Гуссерль еще склонялся к гипостазированию С. Развивая идею об интенциональности, он писал: "Мы направляем наше внимание на то, что связано с индивидуальным восприятием, сопровождающим представления нашего мышления в качестве некоей объективной основы… на возникающие в процессе актов на основе "прозрения" мыслительные объекты, т. е. предметы и ситуации, определенным образом мысленно постигаемые. И, конечно, эта "абстракция", с помощью которой мы не просто взираем на индивидуально воспринимаемое, но скорее постигаем мыслительно смыслообразное… мы живем при этом разумном осуществлении так или иначе формируемых актов". Однако эмпирическое "я" не может конституировать все многообразие С. и значений культурноисторического мира, которому оно принадлежит. Все это побудило позднего Гуссерля, преодолевая опасность солипсизма, перейти к учению об интерсубъективности. Поскольку "я" может лишь частично составить мир, оно принимает от других то, чего недостает в его собственном прямом опыте. Посредством акта интериоризации "мир-для-нас" начинает существовать для "я" как собственный мир. Т. о., мир индивидуальных убеждений, мнений и оценок конституируется как в акте прямой интуиции, так и благодаря актам коммуникации. В актах коммуникаций горизонт мира индивидуального сознания сливается с горизонтом мира целого сообщества и происходит конституирование единого идентичного мира. Интенциональная жизнь каждого отдельного сознания сливается с единым интерсубъективным потоком интенциональности, обладающим свойствами непрерывности и целостности. Этот интенциональный интерсубъективный поток имеет телеологическую организацию и общие для всех субъектов интенциональные значения. Л. С. Выготский в "Мышлении и речи" показал социальную природу значения и что "общение необходимо предполагает обобщение и развитие словесного значения, т. е. обобщение становится возможным при развитии общения". Глубокое понимание коммуникативного характера языка позволило ?. ?. Бахтину вскрыть диалогичность С.: " всегда отвечает на какие-то вопросы. То, что ни на что не отвечает, представляется нам бессмысленным, изъятым из диалога… потенциально бесконечен, но актуализироваться он может лишь соприкоснувшись с другим (чужим) смыслом, хотя бы с вопросом во внутренней речи понимающего". Т. о, сущность С. открывается в его коммуникативной природе. Гарантом его "объективности" является не тот факт, что он адекватно отображает реальный мир, а то, что он является выражением коллективного опыта, передаваемого культурой и существующего в этом плане независимо от индивидуального сознания. С. А. Азаренко

Философский словарь

Смысл

— внутреннее содержание, значение ч.-л., то, что может быть понято. В семантике логической общее значение языковых выражений расщепляют на две части: предметное значение и С. Предметным значением (объемом, денотатом, экстенсионалом) некоторого выражения называют тот предмет или класс предметов, который обозначается данным выражением. Вместе с тем каждое выражение несет в себе мысленное содержание, которое и называют С. Понять некоторое выражение — значит усвоить его С. Если С. усвоен, то мы знаем, к каким объектам относится данное выражение, следовательно, С. выражения задает его предметное значение. Два выражения могут иметь одно и то же предметное значение, но различаться по С. Напр., выражения «самый большой город в России» и «город, в котором родился А. С. Пушкин» обозначают один и тот же объект — город Москву, однако обладают разными С. Значением предложения обычно считают его истинное значение — истину или ложь; С. предложения — выражаемую им мысль. Т.о., все истинные предложения имеют одно и то же значение и различаются только своим С.; то же самое относится и к ложным предложениям. Анализом проблем, встающих в связи с попытками точно определить понятие С. для различных типов языковых выражений, занимается специальный раздел логической семантики — теория С. В повседневной речи и в философии понятие С. используется в разных значениях. Говорят о С. художественного произведения, о С. действия, поступка, о С. жизни, о С. истории, о здравом С. и т.п. Ясно, что во всех этих выражениях слово «С.» употребляется для обозначения весьма разных вещей. Задача точного и ясного определения понятия «С.» до сих пор еще далека отрешения. О Павиленис Р.И. Проблема смысла. М., 1983.

Философский словарь

Смысл

— значение; в некоторых теориях термин "смысл" служит для обозначения того мысленного содержания, той информации, которая связывается с данным языковым выражением… [1]. В нашем понимании: смысл — это "то, что возможно (предметно)" — в отличие от бессмыслицы, которая беспредметна. В более общем понимании слова термин смысл обычно относят к проблемам самого бытия, говорят: "в чем смысл жизни, Вселенной, материи ?" Здесь следует отметить, что само понятие смысл относится к достаточно высокой степени развития жизни, общества и культуры. Поиск смысла (сути вещей) является свойством УЖЕ информационных систем (но не материи или вещества), непрерывно расширяющих область своего взаимодействия с другими элементами Мира, то есть понятие "смысл" вторично. Кстати, выражения типа "материя, которая познает сама себя" бессмысленны, так как познание — это удел не материи, а функциональных систем. Ассоциативный блок. "Падающий и разбивающийся стакан — материя, которая разрушает сама себя" — глупость да и только.

Экономический словарь

Смысл

— внутренняя, глубинная основа любой вещи или явления, его суть, ядро. укоренен в жизни благодаря тому, что он понимается и принимается людьми как живое знание. Это знание не может быть усвоено. Оно может быть только построено самим человеком

Психологическая энциклопедия

Смысл

(личностный) (англ. personal sense, personal meaning) выражает отношениесубъекта к явлениям объективной действительности. Понятие С. разрабатывалось такими авторами, как А. Вине, Ван дер Вельт, Э. Титченер, Ф. Бартлет. Общим в концепциях этих психологов была попытка понять С. как явление сознания, не выходя за пределы самого сознания.Принципиально новый подход в понимании С. был осуществлен Л. С. Выготским и А Я. Леонтьевым. Характерным для этого подхода является то, что проблема С. как психологического понятия была раскрыта в результатеанализа явлений, принадлежащих не сознанию, а жизни и деятельности субъекта, явлений его реального взаимодействия с окружающим миром.Исследуя структуру человеческой деятельности, устанавливая объективные отношения между ее компонентами, Леонтьев показал, что С. создается в результате отражения субъектом отношений, существующих между ним и тем, на что его действия направлены, как на свой непосредственный результат (цель). Именно отношение мотива к цели, по Леонтьеву, порождает личностный С, причем смыслообразующая функция в этом отношении принадлежит мотиву. Возникая в деятельности, С. становятся единицами человеческого сознания, его "образующими". В рамках сознания С. вступает в отношения с др. его образующими, в частности со значениями, выражаясь через последние. См. также овой барьер.

Толковый словарь Ожегова

Смысл

Цель, разумное основание чего-нибудь

Cлово «смысл» означает:

смысл — сущность феномена в более широком контексте реальности.

Смысл феномена оправдывает существование феномена, так как определяет его место в некоторой целостности, вводит отношения «часть-целое», делает его необходимым в качестве части этой целостности.

Источник: Википедия

Большой современный толковый словарь русского языка

м.

1.Внутреннее, логическое содержание ( слова, речи, явления ) , постигаемое разумом; значение.

2.Разумное основание, цель. отт. разг. Преимущество, выгода, польза, толк, прок.

3. устар.Способность понимать и рассуждать; разум.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Смысл

м.
1) Внутреннее, логическое содержание (слова, речи, явления), постигаемое разумом; значение.
2) а) Разумное основание, цель. б) разг. Преимущество, выгода, польза, толк, прок.
3) устар. Способность понимать и рассуждать; разум.

Словарь лингвистических терминов

Смысл

То значение, которое слово или словосочетание получает в конкретной речевой ситуации. ср. двузначность предложения Учительнице понравился новый класс те ситуации общения (класс может обозначать “помещение для учебных занятий” и (группа учащихся начальной или средней школы”).

Словарь русского языка Ожегова

Смысл

содержание, значение чего-нибудь, постигаемое разумом Понять с. происходящего. С. выступления ясен. С. сл¦ва (его значение). смысл В некоторых сочетаниях: разум, разумность Здравый с. Действовать со смыслом. Нет смысла (не вижу смысла) в таком решен ии. смысл цель, разумное основание чего-нибудь В этом поступке нет смысла. Жизнь получила новый с.

Современный толковый словарь, БСЭ

Смысл

идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо (смысл жизни, смысл истории и т. д.); целостное содержание какого-либо высказывания, несводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения (напр., смысл художественного произведения и т. п.); в логике, в ряде случаев в языкознании — то же, что значение.

Толковый словарь Ефремовой

Смысл

м.
1) Внутреннее, логическое содержание (слова, речи, явления), постигаемое разумом; значение.
2) а) Разумное основание, цель. б) разг. Преимущество, выгода, польза, толк, прок.
3) устар. Способность понимать и рассуждать; разум.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Смысл

смысла, м.

1. Внутреннее, логическое содержание (слова, речи, явления), постигаемое разумом, значение. Прямой смысл слова. Переносный смысл. слова. Проникнуть в смысл событий. Смысл закона совершенно ясен. Придать чему-н. какой-н. смысл. Не мог уловить смысла в этой запутанной фразе. В тесном, в широком, в точном смысле слова.

2. только ед. Цель, разумное основание. В чем смысл этой затеи? Смысл жизни. Не вижу никакого смысла в этом поступке. || Преимущество, выгода, польза (разг.). мне нет смысла переходить на другую работу.

3. только ед. Разум, способность понимать и рассуждать (книжн., устар.). Вы: не предполагаете во мне художественного смысла. Тургенев. Иметь природный смысл. Здравый смысл (простая, трезвая рассудительность). В полном смысле слова (разг.) – перен. совершенно, совсем, окончательно. Это – жуир в полном смысле слова. Салтыков-Щедрин. В смысле чего – перен. в отношении чего-н. Мы перегнали главные капиталистические страны в смысле техники производства и

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Смысл

1) идеальное содержание, идея, конечная цель (ценность) чего-либо (С. жизни, С. истории и т. д.). Термин 'С.' может обозначать целостное содержание какого-либо высказывания (научного, философского, художественного), не сводимого к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения. Таково, например, понятие 'С. произведения искусства' (С. художественного образа), равнозначное понятию художественной идеи. Категория С. получила особую разработку в ряде направлений идеалистической философии конца 19 — 20 вв., прежде всего в идущем от В. Дильтея учении о 'понимании' как специфическом методе 'наук о духе' (т. е. гуманитарных наук), в основе которого лежит интуитивное постижение и целостное истолкование смысловых связей различных форм человеческой культуры (см. также Понимающая психология ) .
2) В логике — то же, что значение .
3) В языкознании — иногда синоним значения (например, в часто встречающемся сочетании 'смысловая структура слова'), но обычно противопоставляется ему (см. Значение лексическое ) и может означать: совокупность внеязыковых характеристик содержания, в отличие от значения как обобщения его внутриязыковых характеристик, семантическую характеристику целого высказывания или текста, в отличие от значения (на уровне отдельного слова), коннотативную (см. Коннотация ) , а значение — денотативную (см. Сигнификат ) сторону содержания слова (при этом в разных концепциях С. понимается либо как целое, а значение как его компонент, либо, наоборот, как компонент значения). В модели 'смысл — текст' С.- понятие, описывающее глобальное содержание высказывания.

Полный орфографический словарь русского языка

Смысл

смысл, -а

Викисловарь

Смысл

рассудок информационное содержание, совокупность значений чего-либо, постигаемых разумом назначение, цель разумная причина; резон, достаточное основание

Каким бывает «смысл»?

Смысл бывает:

  • буквальный
  • переносный
  • сокровенный
  • здравый
  • метафорический
  • общепринятый
  • сакральный
  • глубинный
  • потаённый
  • скрытый
Все определения к слову СМЫСЛ

Морфемный и фонетический разбор слова «смысл»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова смысл. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «смысл»

Какими словами можно заменить слово смысл? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову СМЫСЛ

Ассоциации к слову «смысл» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово смысл? В русском языке со словом смысл чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову СМЫСЛ

Сочетаемость слова «смысл»

Как правильно употребляется слово смысл? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • абсолютный смысл
  • аллегорический смысл
  • биологический смысл
  • божественный смысл
  • большой практический смысл
  • большой смысл
  • в абстрактном смысле
  • в архитектурном смысле
  • в библейском смысле
  • в благоприятном смысле
Полная таблица сочетаемости слова СМЫСЛ

Предложения со словом «смысл»

Примеры употребления слова смысл в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Ключевые слова имеет смысл использовать, если вы хотите применить стандартный цвет.

Игорь Квинт, HTML, XHTML и CSS на 100%

За пару километров очень сочных красочных оранжево-бордовых пейзажей, отражающих силу солнца, можно понять смысл жизни и смерти.

Сати Мата, Ступени к лучшей версии себя. Маленький принц и великий святой

Без объяснения с помощью преподаваемой дисциплины своей собственной психической жизни нет смысла заниматься этим в отношении жизни других людей.

Г. С. Абрамова, Психология только для студентов

Здравый смысл — это сумма предубеждений, приобретённых до восемнадцатилетнего возраста.

Альберт Эйнштейн

Все предложения и цитаты со словом СМЫСЛ

Cлово «смысл» является ответом на вопросы