Рифма

Cлово «рифма» означает:

(от греч. rhythmos — складность — соразмерность), созвучие концовстихов (или полустиший, т. н. внутренняя рифма), отмечающее их границы исвязывающее их между собой. Развилась из естественных созвучийсинтаксического параллелизма; в европейской поэзии употребительна с 10-12вв. По объему различаются рифмы 1-сложные, 2-сложные и т. д.; по местуударения (на 1, 2, 3, 4-м, … слоге от конца) — мужские, женские,дактилические, гипердактилические (см. Клаузула); по точности созвучия -точные (белый — смелый), приблизительные (белым — смелом), неточные (я -меня, пламя — память, неведомо — следом); по наличию опорных звуковвыделяются рифмы богатые; по лексическим и грамматическим признакам -однородные (напр., глагольные) и разнородные, омонимические,тавтологические, составные и пр.; по взаимному расположению рифмующихсястрок — смежные (aabb; одинаковые буквы условно обозначают рифмующиесястроки-стихи), перекрестные (abab), охватные (abba), смешанные (тернарные — aabccb), двойные, тройные и т. д. Ср. Ассонанс, Диссонанс.

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Значение слова «рифма» в русском языке

— складность, соразмерность, созвучие концов стихов или полустиший.

Источник: Исторический словарь

Исторический словарь

Рифма

(растение) (Чис 33.18,19)-аналог. Алуш.

Исторический словарь

Рифма

См. «Рисса».

Психологический словарь

Рифма

— поэтический прием, повторение похожих сочетаний звуков в окончаниях стихотворных строк. Для русск. яз. характерным признаком Р. является совпадение ударных гласных. Для рекламы характерны бедные Р. (повтор малого числа звуков), банальные и примитивные, утратившие выразительную оригинальность из-за частого употребления; напр., "Крот — труба зовет" (реклама средства для очистки канализации), "ВАЗ за час" (автомобильная реклама), "Порошок "Обычный" — результат отличный" (реклама стирального порошка), "Пельмешки без спешки" (реклама пельменей "Сам Самыч").

Психологическая энциклопедия

Рифма

— поэтический прием, повторение похожих сочетаний звуков в окончаниях стихотворных строк. Для русск. яз. характерным признаком Р. является совпадение ударных гласных. Для рекламы характерны бедные Р. (повтор малого числа звуков), банальные и примитивные, утратившие выразительную оригинальность из-за частого употребления; напр., "Крот — труба зовет" (реклама средства для очистки канализации), "ВАЗ за час" (автомобильная реклама), "Порошок "Обычный" — результат отличный" (реклама стирального порошка), "Пельмешки без спешки" (реклама пельменей "Сам Самыч").

Толковый словарь Даля

Рифма

ж. греч. однозвучие конечных слогов, в стихах, красный склад. У эллинов не было рифмы, а был только ритм, размер и ударенье, распев долгих и коротких слогов. Но вот, трещат уже морозы…. читатель ждет уж рифмы: розы, на вот, возьми ее! Пушкин. Богатая, полная рифма, по целому слогу одних и тех же букв; бедная, созвучная только по произношенью; созвучие, еще менее полная, либо сходная по одним гласным своим. | Ритм, в музыке, ритмическое движенье звуков, мерное расположенье и сочетанье музыкальной речи. Рифмовать, подбирать рифмы, кропать стишенки; | это слово рифмует, приходится в рифму. Что-то не рифмуется, не пишутся, не сочиняются стихи. Рифмованье, действ. по глаг. ч м. рифмачка ж. рифмотворец или рифмоткач, рифмоплет или рифмопряд, плохой стихотворец, стихокропатель.

Толковый словарь Ожегова

Рифма

Созвучие концов стихотворных строк

Cлово «рифма» означает:

Рифма

Ри́фма ( «размеренность, ритм») — созвучие в окончании двух или нескольких слов. Наиболее употребительна в стихотворной речи и в некоторые эпохи в некоторых культурах выступает как её обязательное или почти обязательное свойство.

Источник: Википедия

Большой современный толковый словарь русского языка

ж.Созвучие концов стихотворных строк ( в стихосложении ) .

Новый словарь иностранных слов

Рифма

( гр. rhythmos размеренное движение) созвучие (чаще всего стихотворных окончаний), ритмизующий повтор, основанный на звуковом тождестве или подобии ударного слога; по месту ударного слога от конца рифмующегося слова или словосочетания (1; 2; 3; 4 и далее) различают соответственно рифмы мужские, женские, дактилические и гипердактилические.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Рифма

ж. Созвучие концов стихотворных строк (в стихосложении).

Словарь Даля

Рифма

жен. , греч. однозвучие конечных слогов, в стихах, красный склад. У эллинов не было рифмы, а был только ритм, размер и ударенье, распев долгих и коротких слогов. Но вот, трещат уже морозы…. читатель ждет уж рифмы: розы, на вот, возьми ее! Пушкин. Богатая, полная рифма, по целому слогу одних и тех же букв; бедная, созвучная только по произношенью; созвучие, еще менее полная, либо сходная по одним гласным своим. | Ритм, в музыке, ритмическое движенье звуков, мерное расположенье и сочетанье музыкальной речи. Рифмовать, подбирать рифмы, кропать стишенки; | это слово рифмует, приходится в рифму. Что-то не рифмуется, не пишутся, не сочиняются стихи. Рифмованье, действие по глаг. Рифмач муж. рифмачка жен. рифмотворец или рифмоткач, рифмоплет или рифмопряд, плохой стихотворец, стихокропатель.

Словарь иностранных выражений

Рифма

[созвучие (чаще всего стихотворных окончаний), ритмизующий повтор, основанный на звуковом тождестве или подобии ударного слога; по месту ударного слога от конца рифмующегося слова или словосочетания (1; 2; 3; 4 и далее) различают соответственно рифмы мужские, женские, дактилические и гипердактилические.

Словарь русского языка Лопатина

Рифма

р`ифма, -ы

Словарь русского языка Ожегова

Рифма

созвучие концов стихотворных строк Мужская р. (с ударением на последнем слоге стиха). Женская р. (с ударением на предпоследнем слоге стиха). Точная р. Говорить в рифму.

Современный толковый словарь, БСЭ

Рифма

(от греч. rhythmos — складность, соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший, т. н. внутренняя рифма), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Развилась из естественных созвучий синтаксического параллелизма; в европейской поэзии употребительна с 10-12 вв. По объему различаются рифмы 1-сложные, 2-сложные и т. д.; по месту ударения (на 1, 2, 3, 4-м, … слоге от конца) — мужские, женские, дактилические, гипердактилические (см. Клаузула); по точности созвучия — точные (белый — смелый), приблизительные (белым — смелом), неточные (я — меня, пламя — память, неведомо — следом); по наличию опорных звуков выделяются рифмы богатые; по лексическим и грамматическим признакам — однородные (напр., глагольные) и разнородные, омонимические, тавтологические, составные и пр.; по взаимному расположению рифмующихся строк — смежные (aabb; одинаковые буквы условно обозначают рифмующиеся строки-стихи), перекрестные (abab), охватные (abba), смешанные (тернарные — aabccb), двойные, тройные и т. д. Ср. Ассонанс, Диссонанс.

Толковый словарь Ефремовой

Рифма

рифма ж. Созвучие концов стихотворных строк (в стихосложении).

Толковый словарь русского языка Ушакова

Рифма

рифмы, ж. (греч. rhythmos) (лит.). В стихосложении – созвучие концов стихотворных строк. Мужская рифма (с ударением на последнем слоге), женская рифма (на предпоследнем), дактилическая рифма (на третьем от конца). Богатая, бедная рифма.

Словарь литературоведческих терминов

Рифма

— (от греч. rhythmos — соразмерность) — одинаковое или сходное звучание концов двух или более стихотворных строк, отмечающее их границы и связывающее их между собой (например, в отрывке из стихотворения В.В. Маяковского: "Поэзия — // та же добыча радия. // В грамм добыча, // в год труды. // Изводишь // единого слова ради // Тысячи тонн // словесной руды" — это конечные созвучия стихов: труды — руды, радия — ради). По месту ударения различаются Р. мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая (см. клаузула ). Р. может быть простая: рифмуются между собой два слова (радость — младость) и составная: одно слово рифмуется с двумя (в вой ему — по-своему, где вы — девы). По точности созвучия Р. бывает точная (белый — смелый, Евгений — гений), приблизительная (белый — мелом; ветер — светел), неточная (я — меня, пламя — память, неведомо — следом). По наличию опорных звуков (согласных, стоящих перед ударным гласным) выделяется Р. богатая: полное совпадение звуков, предшествующих ударному гласному (ограда — винограда; труды — руды) и бедная: созвучия ударных гласных при отсутствии совпадения предшествующих им согласных звуков (ветер — метил). Богатые Р. всегда оценивались как особо звучные. Выделяют также омонимические (составленные из омонимов) Р. ( "…Башня Кремля …// С галкой, устало прикрывшей веко, // Являла пейзаж Х века…" (И. Сельвинский)); тавтологические — повтор слова в конце стихов ( "А что же делает супруга // Одна в отсутствии супруга?" (А.С. Пушкин)); каламбурные — составные Р., построенные на игре слов, звуковом сходстве с целью достижения комического эффекта ("Область рифм — моя стихия, // И легко пишу стихи я" (Д.Д. Минаев)). По взаимному расположению рифмующихся строк Р. бывает смежная (или парная — схема рифмовки аабб), перекрестная (схема рифмовки абаб), опоясывающая (или охватная, или кольцевая — схема рифмовки абба).

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Рифма

(от греч. rhythmos — стройность, соразмерность), созвучие стихотворных строк, имеющее фоническое, метрическое и композиционное значение. Р. подчёркивает границу между стихами и связывает стихи в строфы . В поэзии большинства народов Р. располагается на концах стихов, однако встречаются регулярные начальные созвучия (например, начальные ассонансы в монгольской поэзии). В разное время и у разных народов к Р. предъявлялись различные требования, поэтому единого универсального определения Р. по звуковому составу быть не может: он зависит как от литературной традиции, так и от фонетического строя языка. Например, в русской поэзии основа Р. — созвучие ударных гласных; в чешском же языке, в котором ударение всегда падает на начальный слог, созвучие последних слогов может не зависеть от места ударения. По месту ударения Р. делятся на мужские — с ударением на последнем слоге (берег ам — луч ам ), женские — с ударением на предпоследнем слоге (Русл ана — ром ана ), дактилические — с ударением на третьем от конца слоге (зак ованный — очар ованный ) и очень редкие гипердактилические (покр якивает — вск акивает ) с большим количеством послеударных слогов (см. Клаузула ) . Взаимное расположение рифмующихся строк может быть различно. Основные способы рифмовки: смежная — по схеме аа бб… (Ворон к ворону летит,/ Ворон ворону кричит… — Пушкин); перекрёстная — абаб (Румяной зарею /Покрылся восток, /В селе за рекою/ Потух огонёк… — Пушкин); охватная, или опоясывающая, — абба (Уж подсыхает хмель на тыне. /За хуторами, на бакчах, /В нежарких солнечных лучах/ Краснеют бронзовые дыни… — Бунин). Эти способы рифмовки могут по-разному чередоваться и сплетаться. Стихотворения на одну Р. — моноримы — редки в европейской поэзии, но широко распространены в поэзии Ближнего и Среднего Востока (см. Газель , Касыда , Рубаи ) . Определённое, повторяющееся расположение Р. — один из признаков строфы. В русской поэзии Р. ведёт происхождение от распространённого в фольклоре синтаксического параллелизма , благодаря которому на концах стихов оказываются одинаковые части речи в одинаковой грамматической форме, чем порождается созвучие: 'Хвали сено в стогу, а барина в гробу'. В древнерусской. поэзии преобладала так называемая грамматическая (суффиксально-флективная) Р.: бяше — знаше , отбивает — отгоняет . С 18 в. начинает цениться Р. разнородная, образованная разными частями речи ( ночь — прочь и т. п.). Тогда же (как ранее во французской поэзии и др.) постепенно устанавливается требование точной Р., т. е. такой, в которой совпадают конечный ударный гласный и все следующие за ним звуки ( тобою — рукою ). Если совпадают также предшествующие ударному гласному так называемые опорные согласные, Р. тогда называется богатой ( повеса — Зевеса ), если созвучие захватывает предударный слог, — глубокой ( занемог — не мог ). С середины 19 в. в русском стихе всё чаще встречаются так называемые приблизительные Р., в которых заударные гласные не совпадают ( воздух — роздых ). С начала 20 в. поэты чаще употребляют неточные Р. разных типов: ассонанс — созвучие гласных при несовпадении (обычно частичном) согласных ( облако — около ); усечённые Р., с усечением конечного согласного в одном из слов ( лес — крест, пламя — память ); составные Р. ( до ста расти — старости ); консонансы , в которых ударные гласные различны ( норов — коммунаров ); неравносложные Р., в которых мужские или дактилические окончания рифмуются с женскими или гипердактилическими ( папахи — попахивая ). Р. имеет и смысловое значение: она '… возвращает вас к предыдущей строке… заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе' (Маяковский В. В., Полн. собр. соч., т. 12, 1959, с.
235). Эстетическая оценка Р. (её точности или неточности, новизны или традиционности и т. д.) невозможна вне контекста стихотворения, без учёта его композиции и стиля.Лит. : Жирмунский В. М., Рифма, её история и теория, П., 1923; Маяковский В. В., Как делать стихи, Полн. собр. cоч., т. 12, М., 1959; Томашевский Б. В., К истории русской рифмы, в его кн.: Стих и язык. Филологические очерки, М. — Л., 1959; Штокмар М., Рифма Маяковского, М., 1958; Холшевников В. Е., Основы стиховедения. Русское стихосложение, 2 изд., Л., 1972; Самойлов Д. С., Книга о русской рифме, М.,

1973. В. Е. Холшевников.

Полный орфографический словарь русского языка

Рифма

рифма, -ы

Анаграммы

Рифма

фирма

Викисловарь

Рифма

созвучие в окончании двух или нескольких стихов

Каким бывает «рифма»?

Рифма бывает:

  • точная
  • внутренняя
  • мужская
  • женская
  • хорошая
  • русская
  • новая
Все определения к слову РИФМА

Фонетический разбор слова «рифма»

Звуко-буквенный разбор слова рифма. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «рифма»

Какими словами можно заменить слово рифма? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову РИФМА

Ассоциации к слову «рифма» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово рифма? В русском языке со словом рифма чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову РИФМА

Сочетаемость слова «рифма»

Как правильно употребляется слово рифма? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • богатая рифма
  • внутренние рифмы
  • глагольные рифмы
  • женская рифма
  • за невольную рифму
  • на заданные рифмы
  • неожиданная рифма
  • новая рифма
  • нужная рифма
  • о русской рифме
Полная таблица сочетаемости слова РИФМА

Предложения со словом «рифма»

Примеры употребления слова рифма в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Она тоже восхищалась бы прекрасными рассказами, проворно бы находила рифмы, играя в слова, и смеялась бы от души вместе со всеми.

Луиза Мэй Олкотт, Юность Розы (сборник)

– Придётся поискать рифму, – сказал фукрукец. – У города уже есть название.

Кир Булычев, Миллион приключений

Кажется, что всё стихотворение ритмически составлено так, чтобы создать чувство тихой утраты, которое уравновешивается едва уловимым подъёмом неожиданной мужской рифмы в заключительной строке.

Стюарт Голдберг, Мандельштам, Блок и границы мифопоэтического символизма

Все предложения и цитаты со словом РИФМА

Cлово «рифма» является ответом на вопросы