Раб

Cлово «раб» означает:

осужденный,хоpошо pаботающий на пpоизводстве

Источник: Словарь воровского жаргона

Значение слова «раб» в русском языке

м. раба, рабыня, рабица ж. невольник, крепостной; человек, обращенный в собственность ближнего своего, состоящий в полной власти его. Над круглым или полным рабом господин волен в жизни и смерти. Встарь были различные степени рабов: хо

Источник: Толковый словарь Даля

Толковый словарь Ожегова

Раб

Зависимый, угнетенный в условиях эксплуататорского общества человек

Толковый словарь Ожегова

Раб

Человек, лишенный всех прав и средств производства и являющийся полной собственностью владельца, распоряжающегося его трудом и жизнью

Толковый словарь Ожегова

Раб

Человек, который целиком подчинил комучему-нибудь себя, свою волю, поступки Lib

Словарь синонимов

Раб

невольник

Исторический словарь

Раб

– в античности — человек, превращенный в чью-либо собственность, находящийся в полной его власти, сам не имеющий никакой собственности. В Киевской Руси существовало патриархальное рабство. Здесь рабы известны под разными названиями: челядь, холопы. Источниками рабства были многочисленные войны, долги и т.д. Историки считают, что рабство на Руси получило достаточно широкое распространение, но не определяло характер экономики и общественного строя.  

Исторический словарь

Раб

-безответное и бесправное существо, полная собственность своего господина. Мастеровые и художники, управители имений, врачи и учителя в древности чаще всего были рабы. У язычников они были наследственной, вечной собственностью господ (как и рабы-язычники у евреев-Лев 25.44-46), но для рабов евреев закон предписывал определенные смягчения (Исх 20.10; 21.2,8-11,20,26,27; Лев 25.39-43,53-55; Вт 12.12; 16.11,14; 21.14; 23.15). был вещью и цена его, установленная Моисеем, была 30 сиклей серебра (Исх 21.32)-примерно четырехмесячная плата поденного рабочего (см. деньги). исполнял любую работу, которую давал ему его господин, а хороший раб еще знал наклонности и характер своего владыки. Поэтому выражения «раб Господень» или «раб Богу» выражают предельную степень преданности и верности. (См. слуга)

Исторический словарь

Раб

— бесправный, лично зависимый человек, полностью принадлежащий своему владельцу. ами в античную эпоху становились захваченные в плен во время войн или завоевательных походов, а также несостоятельные должники. труд раба полностью присваивался его господином.

Исторический словарь

Раб

— человек, жизнь и труд которого принадлежат рабовладельцу.

Исторический словарь

Раб

— евр. эвед. . Прислугой у израильтян, как и у всех древних народов, были рабы, которые являлись собственностью своих владельцев. ами, обыкновенно, были иноплеменники, взятые на войне (Чис. 31:26 и дал.), или купленные за деньги (Быт. 17:23; Лев. 25:44), или, наконец, рожденные от рабов, следовательно, от рождения бывшие собственностью своих господ (Быт. 17: 23; Исх. 21:4). Законною ценою раба было 30 сиклей серебра (Исх. 21:32), а свободного израильтянина — 50 сиклей серебра (Лев. 27:3 и дал.). Израильтянин также мог быть рабом у израильтянина (Исх. 21:2; Втор. 15: 12) в том случае, если первый из-за бедности продавал себя (Лев. 25:39); но закон повелевал хозяину все-таки не считать его за раба, а относиться к нему, как к наемнику, и, спустя определенное время, возвратить ему свободу без выкупа (Исх. 21:2 и дал.; Лев. 25:39 и дал., если только он до этого времени не был выкуплен (25:48 и дал.). Неизвестно, касалось ли это правило также того, который, вследствие невозможности возместить украденное, был продан в рабы (Исх. 22:3). Должников, которые не могли уплатить долга, заимодавцы обращали в рабов (Чис. 4:1; Неем. 5:5; срав. Иов. 24:9; Ам. 2:6; Мат. 18:25). Некоторые полагают, что это было установлено законом в Лев. 25:39,47, где говорится о том, что бедный должник продает себя заимодавцу; другие же понимают это так, что продажа себя была добровольным поступком должника. ство, которое существовало у евреев с незапамятных времен (Быт. 12:16; 14:14; 24::35; 30:43), не было отменено законом Моисеевым, но было облегчено и смягчено некоторыми оговорками, причем сделано различие между рабами — израильтянами и таковыми из других народов: последние были полной собственностью своих господ и переходили, как все прочее имущество, к потомству для «вечного владения» (Лев. 25:44 и дал.), раб-израильтянин мог быть выкуплен своими родственниками или, если этого не получалось, то после шестилетнего пребывания в рабстве получал право оставить своего господина и стать свободным (Исх. 21:2); и тогда нельзя было отпустить его с пустыми руками: хозяин должен был снабдить его всем необходимым из скота и припасов (Втор. 15:12 и дал.). Если раб израильтянин был женат в то время, как продавал себя в рабство, то он имел право взять на свободу жену, но если он женился во время пребывания в рабстве, то жена и дети его принадлежали хозяину (Исх. 21:3 и дал.). В Иер. 34:8 и дал. говорится о том, как Седекия и народ, из страха перед халдеями, провозгласили свободу рабам-евреям, потому что эта заповедь не была соблюдаема. Когда же опасность миновала, они раскаялись в своем поступке и взяли обратно только что освобожденных рабов (ст. 11,16), поэтому Господь объявил им свободу подвергнуться мечу, моровой язве и голоду и обещал отдать их на озлобление во все царства земли (ст. 17). Если раб не желал пользоваться свободою, но предпочитал оставаться у своего хозяина со своим семейством, то его в присутствии властей ставили к косяку двери, и господин прокалывал ему ухо шилом; тогда он делался рабом его навсегда, т.е. на всю жизнь (Исх. 21:5 и дал.); таким образом поступали и с рабынями (Втор. 15:17). Прокалывание уха у многих восточных народов было обычаем, который наружно выражал послушание и покорность (Срав. Пс. 39:7). Плавт указывает, что ношение серег в ушах являлось признаком рабства. Талмудисты выражение «вечно» толкуют так, что время пребывания в рабстве еврея продолжалось только до юбилейного года, когда он, во всяком случае, делался свободным; другие думают, что прокалывание уха делало его рабом на всю жизнь, независимо от того, доживал ли он до юбилейного года, или нет, на одинаковых условиях с теми рабами, о которых говорится в Лев. 25: 46. В противоположность закону Исх. 21:1 и Втор. 15:12 о том, что рабы евреи должны были быть отпускаемы на волю в 7-ой год или после 6-летнего служения, закон в Лев. 25:39 и дал.; 47 и дал. предписывал, чтобы рабы, которые продали самих себя богатым поселенцам, живущим в стране, были отпускаемы на свободу не после 6-летнего служения, но только в юбилейный год. Однако, согласно этому закону, они имели право во всякое время получать обратно свободу, если их выкупали родственники, или они сами приобретали средства для своего выкупа (ст. 48 и дал.); в этих случаях сумму выкупа должно было определить по числу лет, которые остались до юбилейного года, когда рабы, во всяком случае, делались свободными. Относительно того, как согласовать эти законоуставления, существует много различных мнений. Многие принимают объяснение, которое предложил Михаелис, что в обыкновенных случаях, раб из евреев делался свободным после шестилетнего служения; если он вступил в рабство незадолго до юбилейного года, то ему не нужно было ждать седьмого года, так как он делался свободным в юбилейному году. Особые установления были предписаны законом и для дочери израильтянина, которая была продана своим отцом другому израильтянину в рабыни, в качестве наложницы. Если она не нравилась своему господину, то ее могли сейчас же выкупить, но нельзя было перепродать ее в рабство чужому народу. Если господин определил ее наложницею своему сыну, то она должна была пользоваться правом дочери, и, если сын брал себе другую, то нельзя было отнимать от первой ее прав жены, в противном случае она делалась свободной без выкупа (Исх. 21:7 и дал.). Также если израильтянин брал себе в жены чужую женщину из пленных, и она впоследствии переставала ему нравиться, то он не мог ее продать или обратить в рабство, но должен был отпустить ее (Втор. 21:13 и дал.). Кроме общего установления о том, что к рабу еврею нельзя было относиться жестоко, но как к наемнику Лев. 25:39,43,53) закон предписывал также делать рабов из язычников участниками* благословения Божия: их должно было обрезывать (Быт. 17:12), и таким путем предоставить им право вкушать пасхального агнца (Исх. 12:44). ы и рабыни должны были пользоваться полным отдыхом в субботу (Исх. 23:12; Втор. 5:14), иметь участие в остатках жертвы (Лев. 25:6), также в жертвенных пирах (Втор. 12:12, 18) и в праздничном весельи (16:11,14). Убивший своего раба подвергался наказанию (по толкованию раввинов — смерти) (Исх. 21:20); если раб был искалечен, то отпускался на волю (ст. 26 и дал.). а убежавшего от своего хозяина, нельзя было выдавать обратно; он имел право поселиться в Израиле, где ему было угодно (Втор. 23:15 и дал.). Кража людей (1 Тим. 1:10) была тяжким преступлением, за которое закон карал смертью (Исх. 21:16; Втор. 24:7). Вообще закон внушал гуманное отношение ко вдовам, сиротам, чужестранцам и пришельцам (Исх. 22:2.1 и дал.; Втор. 10:18 и дал.; 24:17 и дал.; 27:19); платы наемнику нельзя было задерживать до следующего утра (Лев. 19:13). Разные места в Ветхом Завете свидетельствуют о трудном и утомительном служении рабов (Иов. 7:2; Пс. 122:2) и о суровой дисциплине, которой они были подчинены (Прит. 29:19,21). С другой стороны, бывали случаи лучшего обращения. Случалось, что хозяин отдавал свою дочь в жены рабу (1 Пар. 2:35); более распространенным был обычай брать рабынь в наложницы (Быт. 30:3; Исх. 21:9). Иногда хорошие слуги делались доверенными управителями. Сиба, раб Саула, имел 15 сыновей и 20 рабов (2 Цар. 1:2, 10). В рассказе об Аврааме и Елеазаре (Быт. 24), о Воозе и его слугах (Руф. 2:4) и об уважении Иова к правам своих слуг (Иов. 31:13 и дал.) мы встречаем картины хорошего отношения между хозяином и рабами. Древний обычай евреев, брать своих собратьев в рабы, кажется, постепенно исчез после возвращения из Вавилонского плена. Попытка восстановить его во времена Неемии встретила определенное противодействие (Неем. 5:5 и дал.). По Иосифу Флавию, большое негодование возбудил указ Ирода о продаже в рабство воров. В Ветхом Завете мы читаем, что пленные евреи часто делались рабами других народов и продавались, например, финикийцами (Иоил. 3:6) и филистимлянами (Иоил. 3:6, Ам. 1:6). Ил Ам 1:9; Иез. 27:13 видно, что торговля рабами велась финикийцами в больших размерах. По всей вероятности, благодаря финикийцам, евреи во время Авдия были переселены в рабство в Сефарад (Авд. 20). Сирийцы, египтяне и римляне забирали в рабство большие партии евреев. О египетском рабстве до Моисея см. «Египет» и «Фараон». Корни рабства, наконец, были подрублены, но не путем определенных установлений, а незаметно действующею могучею силою христианства. Наставник, Который явился в образе раба (Фил. 2: 7), принял на Себя попечение о самых незнатных и учил своих последователей, что они все братья (Мат. 23:8), и что самое великое преимущество в Его царстве быть для всех рабом ( Map. 10:44). Его апостолы подтвердили, что в Христе не существует никакой разницы между рабами и свободными (Гал. 3:28; Кол. 3:11). Они не требовали насильственного упразднения внешних форм, но учили рабов оставаться в своем звании, и, если было возможно легально получить свободу, то воспользоваться этим (1 Кор. 7:20). Если христианин на своем месте, будь он господин или раб, оказывал верность, кротость и послушание, дух Христов постепенно преобразовывал также и внешние обстоятельства, и поэтому апостолы постоянно напоминали рабам об их обязанностях по отношению к господам, кто бы они ни были — язычники или христиане (Еф. 6:5 и дал.; Кол. 3:22 и дал.; 1 Тим. 6:1 и дал.; Тит. 2:9 и дал., 1 Пет. 2:18 и дал.). Старец Павел возвращая своему другу Филимону, его беглого раба Онисима, ходатайствует за виновного, прося не об освобождении, но о прощении и братском отношении к вернувшемуся (Фил. 12, 16 и дал.).

Социологический словарь

Раб

— англ. slave; нем. Sklave. 1. Человек,  лишенный всех прав и средств производства, являющийся полной собственностью  владельца. 2. Зависимый, угнетенный человек. 3. Индивид,  целиком подчинивший свою волю, свое поведение  другому индивиду, системе. См. ОБЩЕСТВО ОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ,  СТВО. 

Толковый словарь Ефремовой

Раб

1. Начальная часть сложных слов, вносящая значение сл.: рабочий (рабсила, рабкор и т.п.).

Cлово «раб» означает:

м.

1.Представитель эксплуатируемого класса в рабовладельческом обществе, лишенный всех прав и средств производства и являющийся собственностью хозяина-рабовладельца.

2.Крепостной крестьянин.

3. перен.Бесправный человек, находящийся в полной зависимости от кого-либо. отт. Тот, кто подобострастно исполняет волю другого, кто низкопоклонствует перед кем-либо и льстит кому-либо. отт. Тот, кто целиком подчинил свою волю, свои поступки кому-либо или чему-либо.

Источник: Большой современный толковый словарь русского языка

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

м.
1) Представитель эксплуатируемого класса в рабовладельческом обществе, лишенный всех прав и средств производства и являющийся собственностью хозяина-рабовладельца.
2) Крепостной крестьянин.
3) а) перен. Бесправный человек, находящийся в полной зависимости от кого-л. б) Тот, кто подобострастно исполняет волю другого, кто низкопоклонствует и льстит. в) Тот, кто целиком подчинил свою волю, свои поступки кому-л., чему-л.

Словарь Даля

Раб

муж. раба, рабыня, рабица жен. невольник, крепостной; человек, обращенный в собственность ближнего своего, состоящий в полной власти его. Над круглым или полным рабом господин волен в жизни и смерти. Встарь были различные степени рабов: холоп, смерд, кабальный и пр. как и в недавнее время была разница между крестьянином и дворовым. Рабство всюду вело начало свое от пленных, во время войн, затем, от разбойных набегов. | Рабами писались сами, в унижении своем, безусловно преданные кому слуги, что ныне покорнейший слуга; в просьбах царям, князьям, даже вельможам, писывались рабами, рабишками. Раб Божий, всякий человек. Не вниди в суд с рабом твоим! Псалтирь. Се раба Господня: буди мне по глаголу твоему! Лук. Раб греха, раб страстей, человек, отдавший себя в неволю страстям, помыкаемый ими. Местами ( твер. и др.) в обычае было доселе звать рабом, а более рабою, слугу, служанку, хотя наемных, батрак, батрачка, казак, казачка. Не имеючи раба, сам по дрова. Не считайся с рабою, да не сверстается с тобою (сверстает тебя с собою). Не послужишь рабой, не сядешь госпожой. Рабом жить не хочется, господином жить не сможется. Раба пошли, да и сам поди. Все мы рабы Божьи. Несть раб болий господина своего, ни посланник пославшего его. Поживи в рабах, авось будешь и в господах. Пойду рабою, сяду госпожою. За очи горда, а в очи раба. Сама себя раба бьет, что (или коли) не чисто жнет. Меха не надуть, а раба не научить. Пошел в рабы, рабски и твори. Рабус муж. , шутл. или же презр. слуга, лакей. Рабов, рабынин, лично им принадлежащий. Рабий, к ним относящ. Рабский, рабынский, относящ. вообще к рабам или к рабству. Рабское повиновенье, безусловное. Подражать кому в чем рабски, ни в чем не уклоняясь. Рабичищ, рабынич, рабич, сын раба, рабыни, вообще рабское дитя; | небрачный ребенок от рабыни. Рабство ср. рабское состоянье, быт раба. Ветхий Завет узаконяет рабство — Новый же отвергает его. Томиться в рабстве, в плену, в неволе. Всяк в рабстве у страстей своих. Иногда неволей подчиняешься рабству случайностей. Рабство нужды. Рабственный, рабский, к рабству относящ. Рабствовать, состоять в рабстве, быть рабом чьим или чего. | Раболепствовать, унижаться рабски, подло. Раболепие ср. рабская униженность, безусловное послушание и угода, низкое искательство, пресмыканье, низкопоклонство, подлое поклонничество и угодливость из корыстных видов. Раболепный угодник, потворщик. Раболепность, состояние по прилаг. Раболепство ср. раболепие, свойство и действие по прилаг. Раболепствовать, угождать во всем с рабскою покорностью, поклонничать. -ванье ср. действие по глаг. Раболепствователь, -ница , раболепник, -ница , раболепный поклонник, искатель, слуга; униженный, покорный, безответный угодник. Работать, работывать что, робить сев. или робить

Словарь русского языка Лопатина

Раб

раб, -`а

Словарь русского языка Ожегова

Раб

человек, который целиком подчинил комучему-нибудь себя, свою волю, поступки Lib Р. страстей. Р. своих привычек. Превратить друга в раба. раб зависимый, угнетенный в условиях эксплуататорского общества человек раб В рабовладельческом обществе: человек, лишенный всех прав и средств производства и являющийся полной собственностью владельца, распоряжающегося его трудом и жизнью труд рабов. Торговля рабами. Восстание рабов.

Толковый словарь Ефремовой

Раб

м.
1) Представитель эксплуатируемого класса в рабовладельческом обществе, лишенный всех прав и средств производства и являющийся собственностью хозяина-рабовладельца.
2) Крепостной крестьянин.
3) а) перен. Бесправный человек, находящийся в полной зависимости от кого-л. б) Тот, кто подобострастно исполняет волю другого, кто низкопоклонствует и льстит. в) Тот, кто целиком подчинил свою волю, свои поступки кому-л., чему-л.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Раб

(без удар.) (нов.). Сокращение, употр. в новых сложных словах в знач.:
1) рабочий (прил.), напр. рабсила, рабкооп (рабочий кооператив), рабкор и т. п.;
2) работник, напр. рабис (профсоюз работников искусства);
3) работа, напр. прораб (см. это слово).

Толковый словарь русского языка Ушакова

Раб

раба, м.

1. В ранней, докрепостнической стадии эксплоататорского общества и в колониальных странах – эксплоатируемый Человек, лишенный всяких средств производства и вместе со своей рабочей силой являющийся товаром, полной частной собственностью эксплоататора. Восстание рабов в древнем Риме под руководством Спартака. – Революция рабов ликвидировала рабовладельцев и отменила рабовладельческую форму эксплоатации трудящихся. Но вместо них она поставила крепостников и крепостническую форму эксплоатации трудящихся. Сталин.

2. Крепостной крестьянин. Дворовые толпы измученных рабов. Пушкин. Хлеб полей, возделанных рабами, нейдет мне впрок. Некрасов.

3. Тот, кто зависит от другого, кто лишен свободы действий (в силу экономической эксплоатации, политической или иной зависимости и т. д.; ритор.). – Раб, сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто Раб. Ленин. Рабочие не хотят больше быть рабами капиталистов.

4. перен. Тот, кто слепо и подобострастно исполняет волю другого, кто низкопоклонничает и льстит (ритор. презрит.). Окружен рабов толпой, с грозным деспотизма взором. Пушкин (об Александре I).

5. перен., чего. Человек, целиком подчинивший чему-н. свою волю, свои поступки (книжн.). Раб своих страстей. Раб своих привычек. Не сплошь мы пошлости рабы. Некрасов. Раб божий – первонач. о христианине как о подчиненном во всем богу, а потом (теперь устар.) в шутливых выражениях вообще о человеке. Надели рабу божьему на ноги колодки, посадили в темную, да на другой день к допросу. Салтыков-Щедрин.

Полный орфографический словарь русского языка

Раб

раб, —а

Викисловарь

Раб

представитель низших слоёв общества, бесправный человек, являющийся собственностью рабовладельца человек, попавший в зависимость от чего-либо или в подчинение кому-либо

Викисловарь

Раб

игла, иголка (швейная)

Викисловарь

Раб

край, кайма шов складка ребро, грань раб

Викисловарь

Раб

господь, владыка (эпитет бога) господин

Морфемный и фонетический разбор слова «раб»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова раб. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «раб»

Какими словами можно заменить слово раб? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову РАБ

Ассоциации к слову «раб» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово раб? В русском языке со словом раб чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову РАБ

Сочетаемость слова «раб»

Как правильно употребляется слово раб? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • африканские рабы
  • беглые рабы
  • бедный раб
  • бежавшие рабы
  • безвольный раб
  • безмолвные рабы
  • белые рабы
  • бесправные рабы
  • бессловесные рабы
  • божья раба
Полная таблица сочетаемости слова РАБ

Предложения со словом «раб»

Примеры употребления слова раб в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Но человек может быть рабом страха или властелином своих судеб.

Юрий Зобнин, Николай Гумилев

– Бабуленька экспертизная, не откажись принять окорочок копчёный за упокой души раба божьего участкового!

Андрей Белянин, Ржавый меч царя Гороха

Укрывшись в горах, они с десятком таких же беглых рабов нападали на поместья, освобождали из эргастулов колодников, добывали себе оружие и продовольствие.

Александр Немировский, Тиберий Гракх

Не энциклопедист ты — автомобилист. Не ты на ней, а она на тебе ездиет. Всё время на машине под машиной. Ты же раб своего автомобиля!

Старый Новый год (фильм)

Все предложения и цитаты со словом РАБ

Cлово «раб» является ответом на вопросы