Пропаганда

Cлово «пропаганда» означает:

(от лат. propaganda — распространение) — англ. propaganda; нем. Propaganda. 1. Система  деятельности, направленной на распространение знаний, художественных ценностей и др. информации с целью  формирования определенных взглядов, представлений, эмоциональных состояний, оказания влияния на соц. поведение  людей. 2. Распространение в массах  идеологии и политики определенных классов, партий, государств. 3. Средство манипуляции  массовым сознанием. 

Источник: Социологический словарь

Значение слова «пропаганда» в русском языке

(от лат. propaganda — подлежащее распространению) -распространение политических, философских, научных, художественных идругих идей в обществе; в более узком смысле — политическая илиидеологическая пропаганда с целью формирования у широких масс населенияопределенных взглядов.

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Исторический словарь

Пропаганда

— распространение политических, философских, научных, художественных и других идей в обществе.

Исторический словарь

Пропаганда

— подлежащее распространению — распространение политических, философских, научных, художественных и других идей в обществе. В более узком смысле — политическое или идеологи-ческое воздействие с целью формирования у масс определенного мировоззрения в интересах какой-либо партии, группы или власти.

Политический словарь

Пропаганда

(от лат. propaganda — подлежащее распространению), распространение политических, философских, научных и других идей в обществе; в более узком смысле — политическая или идеологическая пропаганда с целью формирования у широких масс населения определенных взглядов.

Политический словарь

Пропаганда

— информация, формирующая убеждение; распространение идей с целью их внедрения в сознание широких слоев и формирования позиции относительно тех или иных акций, институтов, политических ценностей, строя в целом.

Политический словарь

Пропаганда

деятельность устная или с помощью СМИ, осуществляющая популяризацию и распространение идей в общественном сознании.

Политический словарь

Пропаганда

(от лат. propaganda — распространение) — деятельность по распространению и закреплению определенных идей и ценностей в индивидуальном и общественном сознании.

Психологический словарь

Пропаганда

Наиболее широкое значение – родовой термин, охватывающий любые попытки манипулировать мнением Практически социальные психологи находят полезным наложить некоторые ограничения на использование этого термина. Сообщение будет рассматриваться как пропаганда, только если оно (а) представляет собой сознательные систематические и организованные усилия, (б) скрывает истинный характер разногласий, представляя только одну сторону проблем, и (в) характеризуется попыткой скрыть тот факт, что это, действительно, пропаганда. Глагол пропагандировать.

Психологический словарь

Пропаганда

Попытка манипулировать общественным сознанием путем использования средств массовой информации. является, пожалуй, самым распространенным орудием психологической войны. Манипуляция человеческим сознанием происходит с помощью радио- и телепередач, газет, листовок и других средств передачи информации. Чтобы сообщение считалось пропагандой, оно должно соответствовать трем критериям: 1. Наличие осознанной попытки манипулировать мнением других людей. 2. В сообщении представлена лишь одна из сторон конфликта; таким образом, создается впечатление, что оно является безоговорочной истиной. 2. Намерение, которое содержится в сообщении, тщательно замаскировано, чтобы слушатели не воспринимали его как пропаганду. Чтобы пропаганда была эффективной, пропагандист должен обдумать свою цель, объект пропаганды, правдоподобие информации и средства передачи сообщения. Эффективность пропаганды нельзя оценить непосредственно, хотя ее воздействие на людей считается бесспорным. Гитлер часто ссылался на действенность пропаганды союзников во время Первой мировой войны и видел в ней одну из главных причин поражения Германии. Относительная неэффективность немецкой пропаганды во время Первой мировой войны, а также нацистской и японской пропаганды во время Второй мировой войны вполне можно объяснить неспособностью «проникнуть в сознание» своего противника. Когда началась война в Заливе, иракские пропагандисты пытались убедить американских солдат, что пока они сражаются в пустыне, их жены дома спят с киноактерами. Маловероятно, что это могло оказать какое-то психологическое воздействие на американцев; особенно впечатляет тот факт, что одним из упомянутых «киноактеров» был Барт Симпсон, персонаж из мультфильма!

Психологический словарь

Пропаганда

(propaganda) П. — это продвижение позиции или идеи в манере, отражающей попытки скорее навязать, чем дать о ней сбалансированное общее представление. П. можно противопоставить образованию, целью к-рого является передача знаний. Первая попытка систематического анализа П. времен войны была предпринята Г. Д. Лассуэллом. Он исследовал успехи каждой из воюющих сторон в достижении четырех целей: а) деморализации врага; б) усилении ненависти к врагу; в) поддержании дружественных отношений с нейтральными государствами и г) возможности достижения сотрудничества с нейтральными государствами. В др. странах термин "П." использовался совершенно открыто и без сопутствующего негативного оценочного оттенка. Так, печально известный Й. Геббельс был рейхминистром народного образования и П. в гитлеровской Германии. США обычно называли свои агентства, к-рые выполняли сходные функции, "информационными" агентствами и агентствами "связи". В США термин П. приобрел негативный оценочный оттенок с 1930-х гг., когда он стал ассоциироваться с усилиями Германии и Италии добиться благоприятного отношения к новому политическому устройству своих государств. В военной П., имеющей своей целью подорвать моральный дух врага, целью яв-ся потенциально колеблющийся человек, к-рый еще продолжает сражаться, но уже утратил боевой энтузиазм. Нереалистично ожидать, что такие люди бросят оружие и сдадутся в плен на основе одной лишь П., однако их можно подтолкнуть к тому, чтобы позволить взять себя в плен при соотв. стечении обстоятельств. Один из путей изучения П. включает в себя анализ апелляций к страху в процессе убеждения. Исследуемыми зависимыми переменными при этом являлись такие последствия как намерение использовать ремни безопасности и получать соотв. инъекции для профилактики заболевания. Несмотря на отсутствие полной согласованности в результатах, установлена общая тенденция к положительной связи между интенсивностью побуждения страхом и степенью изменения аттитюда в результате П. Возможно, что подверженность влиянию или убеждению средствами П. и др. убеждающих коммуникаций относится к классу общих черт, однако исслед. этой темы привели лишь к весьма скромным успехам в идентификации ее коррелятов. П. оказывается наиболее эффективной в работе с людьми, к-рые уже благоприятно настроены в отношении продвигаемых ею взглядов. Если они не настроены благоприятно, они могут избегать ее воздействия (не слушать передачи, не обращать внимания на плакаты и т. д.). Если они не настроены благоприятно, но все же подвергаются ее воздействию, они могут не воспринимать данное сообщение, не относя его к себе или искажая его смысловую структуру. По этой причине, пропагандистские усилия могут начинаться с предварительной подготовки аудиторий к восприятию сообщения и благоприятному к нему отношению. Этот процесс подразумевает апелляции к важности рассматриваемого вопроса. Маркетинг товаров или услуг, связи с общественностью и рекламная деятельность представляют собой одну из форм П., т. к. они зачастую заинтересованы не в доведении до потребителей всей истины, а в выборочном дозировании информ. с целью стимулирования роста продаж. См. также Аттитюды, Теория коммуникации, Убеждающие коммуникации, Социальное влияние Ч. Виник

Социологический словарь

Пропаганда

— целенаправленное и политически мотивированное убеждающее воздействие на общественные группы, с помощью которого те или иные социально-политические идеи, взгляды и теории должны быть доведены до сознания каждого человека  и оказать влияние  на формирование его поведения в желательном для коммуникатора  направлении.

Философский словарь

Пропаганда

(от лат. propaganda — подлежащее распространению) — популяризация и распространение политических, филос., религиозных, научных, художественных или иных идей в обществе посредством устной речи, средств массовой информации, визуальных или иных средств воздействия на общественное сознание. В узком смысле под П. понимается лишь политическая или идеологическая П., осуществляемая с целью формирования у масс определенного политического мировоззрения. Политическую П. можно рассматривать как систематическое воздействие на сознание ин- дивидов, групп, общества в целом для достижения определенного результата в области политического действия. Чисто технологически П. — это процесс передачи определенных идей или комплексов идей аудитории с расчетом на их усвоение ею. Специфика состоит в том, что аудитория, т.е. объект воздействия, определяется самим пропагандистом, и при этом он должен не только преподносить ту или иную идею в виде, удобном для восприятия, но и способствовать ее воплощению в жизнь. Всякая П. имеет конкретную цель и рассчитана на инициирование практической деятельности, в этом состоит ее отличие от агитации, направленной на стимулирование деятельности по осуществлению пропагандируемых идей. Поэтому П., как правило, содержит не просто идеи, а набор конкретных установок, простых и ясных руководств к действию. П. как коммуникационный процесс предполагает взаимодействие сознаний пропагандиста и аудитории, происходящее путем усвоения устных или письменных форм речи, а также образов. Но глубинный смысл П. заключается в ее эмоциональном воздействии на аудиторию посредством передачи настроений, чувств и специально созданных психосемантических формул. Первоначально понятие “П.” применялось для обозначения миссионерской деятельности, проводимой католической церковью. В дальнейшем акцент стал делаться на политическо-идеологической функции П. В настоящий момент понятие “П.” часто наделяется устойчивым негативным содержанием, поскольку рассматривается как способ манипулирования общественным сознанием в целях достижения узкополитических целей, удовлетворения корпоративных интересов и т.д. Поэтому неудивительно, что П. зачастую понимается как контролируемое распространение сознательно искаженных представлений, осуществляемое с целью побудить людей к действиям, отвечающим заранее намеченным целям заинтересованных групп, и в этом смысле противопоставляется агитации. П. осуществляется в ходе непосредственного коммуникативного контакта (межличностное общение, воздействие на небольшие или довольно значительные группы людей во время собраний, митингов) или в ходе опосредованного воздействия через средства массовой коммуникации. Последний способ более эффективен, поскольку при нем П. охватывает большую аудиторию и тем самым обеспечивается необходимая массовость П. Пропагандистское сообщение является основным компонентом пропагандистского процесса, в его основе лежит идеологически окрашенная информация, содержащая оценку тех или иных социальных явлений. Форма выражения оценки может быть различной: от внешне нейтральной констатации фактов до эмоционального призыва — лозунга. Особой изощренностью П. отличалась в эпоху противостояния общественно-политических систем — социализма и капитализма. Во всех правовых гос-вах современности пресекается П. войны, расовой, национальной и религиозной ненависти. В то же время многие гос-ва активно поддерживают различные виды неполитической П., напр., П. спорта, бережного отношения к окружающей среде, здорового образа жизни и т.д. О BartlertF.C. Political Propaganda. Cambridge, 1940; Jacques E. Propaganda. The Formation of Mens Attitudes. New York, 1962; Propaganda and Communication in World History. Honolulu, 1980.

Экономический словарь

Пропаганда

— 1. Использование редакционного, а не платного места и (или) времени во всех средствах распространения информации, доступных для существующих или потенциальных клиентов фирмы, чтобы способствовать достижению поставленных целей сбыта. 2. Не личное и не оплачиваемое спонсором стимулирование спроса на товар, услугу или деловую организационную единицу посредством распространения о них коммерчески важных сведений в печатных средствах информации или благожелательного представления по радио, телевидению или со сцены.

Психологическая энциклопедия

Пропаганда

Попытка манипулировать общественным сознанием путем использования средств массовой информации. является, пожалуй, самым распространенным орудием психологической войны. Манипуляция человеческим сознанием происходит с помощью радио- и телепередач, газет, листовок и других средств передачи информации. Чтобы сообщение считалось пропагандой, оно должно соответствовать трем критериям: 1. Наличие осознанной попытки манипулировать мнением других людей. 2. В сообщении представлена лишь одна из сторон конфликта; таким образом, создается впечатление, что оно является безоговорочной истиной. 2. Намерение, которое содержится в сообщении, тщательно замаскировано, чтобы слушатели не воспринимали его как пропаганду. Чтобы пропаганда была эффективной, пропагандист должен обдумать свою цель, объект пропаганды, правдоподобие информации и средства передачи сообщения. Эффективность пропаганды нельзя оценить непосредственно, хотя ее воздействие на людей считается бесспорным. Гитлер часто ссылался на действенность пропаганды союзников во время Первой мировой войны и видел в ней одну из главных причин поражения Германии. Относительная неэффективность немецкой пропаганды во время Первой мировой войны, а также нацистской и японской пропаганды во время Второй мировой войны вполне можно объяснить неспособностью «проникнуть в сознание» своего противника. Когда началась война в Заливе, иракские пропагандисты пытались убедить американских солдат, что пока они сражаются в пустыне, их жены дома спят с киноактерами. Маловероятно, что это могло оказать какое-то психологическое воздействие на американцев; особенно впечатляет тот факт, что одним из упомянутых «киноактеров» был Барт Симпсон, персонаж из мультфильма!

Словарь воровского жаргона

Пропаганда

пpодажа

Каким бывает «пропаганда»?

Пропаганда бывает:

  • лживая
  • антисоветская
  • нацистская
  • гитлеровская
  • массированная
  • фашистская
  • коммунистическая
  • целенаправленная
  • умелая
  • революционная
Все определения к слову ПРОПАГАНДА

Фонетический разбор слова «пропаганда»

Звуко-буквенный разбор слова пропаганда. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «пропаганда»

Какими словами можно заменить слово пропаганда? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ПРОПАГАНДА

Ассоциации к слову «пропаганда» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово пропаганда? В русском языке со словом пропаганда чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ПРОПАГАНДА

Сочетаемость слова «пропаганда»

Как правильно употребляется слово пропаганда? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • активная пропаганда
  • американская пропаганда
  • английская пропаганда
  • антиалкогольная пропаганда
  • антивоенная пропаганда
  • антикоммунистическая пропаганда
  • антиправительственная пропаганда
  • антирелигиозная пропаганда
  • антисемитская пропаганда
  • антисоветская пропаганда
Полная таблица сочетаемости слова ПРОПАГАНДА

Cлово «пропаганда» является ответом на вопросы