Прокл

Cлово «прокл» означает:

Синайский (5 в.) — христианский монах, подвизался в Синайскойпустыне; преподобномученик. Убит во время нашествия арабов. Память вПравославной церкви 14 (27) января.

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Значение слова «прокл» в русском языке

Легендарный царь Лаконики, правивший в XI в. до Р.Х. Сын Аристодема. Родоначальник царского рода Звринонтидов (Геродот: 6; 52).

Источник: Исторический словарь

Философский словарь

Прокл

(Греч.) Греческий писатель и мистик-философ, известный как комментатор Платона, прозванный Диадохом. Жил в пятом веке и умер в возрасте 75 лет, в 485 г. н.э., в Афинах. Последним его ревностным учеником и последователем, а также переводчиком его работ был Томас Тэйлор из Норвича, который, по словам Брата Кеннета Маккензи, "был современным мистиком, принявшим языческую веру как единственно подлинную, и даже приносившим голубей в жертву Венере, козла в жертву Вакху и … задумавшим пожертвовать быка Юпитеру", но этого не допустила его супруга.

Философский словарь

Прокл

(род. 410, Константинополь — ум. 485, Афины) — древнегреч. философ, глава неоплатоновской школы, "великий схоласт" античности, при котором неоплатонизм достиг своего последнего расцвета. дал четкую разработку осн. неоплатоновского понятия эманации (истечение, новое объединение, возврат к единому, к Богу) и уже отличал интеллектуальное (априори) от интеллигибельного (трансцендентного). Он населил промежуточное между Богом и человеком царство ангелами, господами (архонтами) и демонами. Его этика требует углубления в первоединое. Осн. произв. а — "Теологическое учение об элементах" — сыграло значительную роль в эпоху средневековья. Кроме того, он написал многочисленные комментарии к диалогам Платона и к Евклиду, в предисловиях к которым описывается деятельность платоновских Академий.

Философский словарь

Прокл

— греч. философ, “великий схоласт” античности, глава афинской школы и систематизатор неоплатонизма. П. осуществил ряд принципиальных нововведений. Особенность учения П.— четкая разработка центральной неоплатонической идеи эманации (“истечения”), в основе к-рой лежит понятие триады. Разрабатывая метод триздического построения, П. подробно изображает механизм взаимодействия единого и многого: пребывание единого в самом себе, эманация многого из единого, возвращение многого в единое. В отличие от Плотина и следуя Ямвлиху, П. различает в едином безусловно-непознаваемое и число. Триада ума представлена им как, во-первых, мыслимое, пребывающее в себе, во-вторых, мыслящее и мыслимое одновременно, в-третьих, мыслящее, обладающее мышлением. Триада души — божественные, демонические и человеческие души. В эту иерархическую структуру бытия П. включает традиционных греч. богов, распределяя их по триадам. В отличие от Плотина и Ямвлиха П. считает, что материя — не принцип зла, а эманация первоначала, не зло и не благо. Сохранилось много произв. П., его наследие превосходит по объему все дошедшее до нас от классической античной философии. Гл. соч.: “Начала теологии”, “Теология Платона”.

Cлово «прокл» означает:

прокл (от ,  — преславный, от слов  — усилительная приставка и  — «слава») — мужское имя древнегреческого происхождения. От него происходит русская фамилия Проклов.

Источник: Википедия

Современный толковый словарь, БСЭ

(412-
485) , древнегреческий философ, осуществил универсальную конструктивно-диалектическую разработку всей системы неоплатонизма на основе триадического метода. Ступени триады: пребывание в себе, выступление из себя (эманация), возвращение из инобытия обратно в себя. Основное сочинение — «Начала теологии». — Синайский (5 в.), христианский монах, подвизался в Синайской пустыне; преподобномученик. Убит во время нашествия арабов. Память в Православной церкви 14 (
27) января.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Прокл

(Proklos) (около 410, Константинополь, — 485, Афины), античный философ-идеалист, представитель афинской школы неоплатонизма . Важнейшие дошедшие до нас философские сочинения П. — 'Первоосновы теологии' [последнее изд. Oxf., 1965, рус. пер. в книге: Лосев А. Ф., История античной эстетики, т. 3 — Высокая классика, 1974], 'О богословии Платона' (последнее изд. Fr./M.,
1960), комментарии к платоновским диалогам 'Тимей' (v. 1-3, Lipsiae, 1903-
06), 'Парменид' (последнее изд.
1961) и др. Исторические значение П. определяется универсальной конструктивно-диалектической разработкой им всей системы неоплатонизма. Господствующим у П. во всех разделах его философии является триадический метод, сводящийся к последовательному утверждению трёх моментов:
1) пребывание в себе, причина, неделимое единство, наличие, отчее начало, потенция;
2) выступление из себя, эманация за свои пределы, причинение или действие на иное в виде причины, переход единства во множество, начало делимости, материнское начало, энергия;
3) возвращение из инобытия обратно в себя, возведение расторгнутого множества в неделимое расчленённое единство, эйдос , или единораздельная (т. е. структурная) сущность. При помощи этого метода П. анализирует каждый из членов универсальной триады Плотина — 'единое', 'ум' ( нус )и 'душу'. Так, от абсолютно непознаваемого 'единого' он отделяет 'единое', уже содержащее в себе некоторую множественность, но не имеющее ещё каких-либо качеств; это только энергия самого различения и членения, предшествующая 'уму' (расчленённости) и выделяемая П. (впервые в неоплатонизме) в самостоятельную ступень эманации 'единого' — область чисел, или 'надбытийных единиц'. В 'уме' П. также выделял:
1) 'ум' как пребывание в себе, ум мыслимый, 'интеллигибельный' — 'бытие', или объект;
2) 'ум' как выхождение из себя, ум мыслящий, 'интеллектуальный' — субъект;
3) 'ум' как возвращение к себе, как тождество бытия и мышления, объекта и субъекта, 'ум' как 'жизнь' или 'вечность', 'жизнь в себе'. В диалектике мифологии П. устанавливал три триады богов. Последняя триада ввиду триадического деления двух первых её членов превращалась в седмерицу (гебдомаду) с повторением этой гебдомады в каждом из составляющих её моментов, так что в последней триаде оказывалось 49 богов-'умов'. Мир 'души' у П. также триадичен: души божественные (боги 'ведущие', 'абсолютные' и 'внутрикосмические'), демонические (ангелы, демоны и герои) и человеческие. Система П., будучи завершением неоплатонизма, своим мыслительным аппаратом оказала всеобъемлющее воздействие на развитие средневековой философии (от Ареопагитик до Михаила Пселла , И. Петрици и Николая Кузанского ) . Соч.: Opera inedita, ed. V. Cousin, P.,

1864.Лит.: Rosan L. J., The philosophy of Proclus, N. Y., 1949 (лит.); Beierwaltes W., Proklos. Grundzuge seiner Metaphysik, Fr./M., 1965; Bastid P., Proclus et ie crepuscule de la pensee grecque, P.,

1969. А. Ф. Лосев.

Полный орфографический словарь русского языка

Прокл

Прокл, (Проклович, Прокловна)

Синонимы к слову «прокл»

Какими словами можно заменить слово прокл? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ПРОКЛ

Предложения со словом «прокл»

Примеры употребления слова прокл в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

У новорождённых при полной атрезии хоан и угрозе асфиксии троакаром делают прокол заращения и через нос вводят для дыхания катетер.

Екатерина Сергеевна Козорез, ЛОР заболевания: конспект лекций

Хотя нет, тут-то как раз и произошёл первый прокол, приведший в дальнейшем к весьма нежелательным последствиям.

Игорь Власов, Исход

Включались цепи источников питания, стартовые аккумуляторы наполнялись энергией, готовясь совершить информационный прокол пространства.

Борис Антонович Руденко, Очень холодно

Все предложения и цитаты со словом ПРОКЛ

Cлово «прокл» является ответом на вопросы