Проекция

Cлово «проекция» означает:

(Projection). С точки зрения гештальта отказ от собственных импульсов, желаний и поступков. также проявляется в виде тенденции возлагать на других ответственность за то, что исходит из самого человека. Она играет решающую роль в формировании и понимании сновидений.

Источник: Психологический словарь

Значение слова «проекция» в русском языке

(Projection). Защитный механизм, при котором индивид приписывает другому человеку, животному или объекту качества, чувства или намерения, присущие ему самому. Затем проекцию начинают воспринимать так, как если бы она была некой внешней силой.

Источник: Психологический словарь

Социологический словарь

Проекция

— англ. projection; нем. Projektion. 1. Механизм  психол. защиты индивида,  заключающийся в неосознанном наделении др. индивида собственными чертами и свойствами. 2. Восприятие  собственных псих, процессов как свойств внешнего объекта  в результате бессознательного перенесения на него своих внутренних импульсов и чувств. 3. Геометрическое изображение ч.-н. на плоскости. 4. Передача на экран изображения.

Большой Энциклопедический Словарь

Проекция

(от лат. projectio — букв. — бросание вперед), изображениепространственных фигур на плоскости (или на какой-либо другойповерхности). Центральная проекция: из определенной точки О (центрапроекции) через все точки данной фигуры проводятся лучи до пересечения сданной плоскостью (плоскостью проекции). Точки пересечения образуюттребуемое изображение фигуры, ее проекцию. Центральная проекцияприменяется, напр., в перспективе. Параллельная проекция: через все точкиданной фигуры проводятся прямые, параллельные данному направлению, допересечения с плоскостью (прямой) проекции. В частности, эти прямые могутбыть перпендикулярны плоскости проекции, тогда проекцию называютортогональной. Ортогональная проекция имеет особое значение вначертательной геометрии.

Психологический словарь

Проекция

— один из защитных механизмов, состоящий в том, что неприемлемые чувства, желания и даже некоторые аспекты личности человек отчуждает от себя и приписывает кому-то другому.

Психологический словарь

Проекция

(лат. projectio — выбрасывание вперед) — процесс и результат постижения и порождения значений, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты.

Психологический словарь

Проекция

(Projection). Защитный механизм, состоящий в том, что индивидуум приписывает другим свои неприемлемые желания.

Психологический словарь

Проекция

Стандартные словарные определения здесь все несут основную идею выступа наружу или выдвижения; специальные способы употребления также отражают это понятие, но подразумевается, что во многих моделях потребления проекция может быть абстрактной и/или символической. А именно: 1. В классическом психоанализе – процесс, посредством которого собственные черты, эмоции, отношения и т.д. индивида приписываются им кому-то другому. Обычно этот термин используется здесь с импликацией, что то сопровождается отрицанием того, что индивид имеет эти чувства или тенденции, что проекция выполняет функции защитного механизма, оберегая индивида от тревоги, и что имеется некоторый подавленный базовый конфликт. I. В других психодинамических теориях – процесс непроизвольного приписывания убеждений, ценностей или других субъективных процессов одного человека другим. Этот способ употребления, типичный для подхода М. Кляйн, имеет другую коннотацию. Здесь этот процесс рассматривается как нормальный аспект психологического развития, не обязательно отражающий невротические тенденции. 3. Восприятие событий и стимулов окружающей среды, особенно неоднозначных в терминах собственных ожиданий, потребностей, желаний и т.д. Это значение полностью нейтрально относительно вопроса о патологическом аспекте проекции. Скорее это принимается как аксиома в отношении протекания самого процесса и, следовательно, составляет теоретическую основу для использования проективных методик. 4. Приписывание собственных пороков и недостатков другому. Это значение термина является общепринятым в повседневной речи и не является правильным с точки зрения профессиональной речи из-за ограничения употребления в отношении пороков и недостатков, что не является единственным компонентом специального значения. 5. В анатомии и физиологии – любой анатомический пи неврологический выступ. 6. Эфферентное соединение между нейронами одной определенной корковой зоны и нейронами другой. 7. Распространение сенсорных волокон по коре головного мозга после выхода их из спинного мозга. Пространственно различные области коры, где располагаются нервные представительства, называются проекционными областями 8. В факторном анализе – отображение или графическое изображение факторных нагрузок на некоторой поверхности, обычно сфере.

Психологический словарь

Проекция

Нем.: Projektion. — Франц.: projection. — Англ.: projection. — Исп.: proyecci-6n. — Итал.: proiezione. — Португ.: proje??o.o А) В широком смысле слова — смешение неврологического или психологического явления вовне, переход либо от центра к периферии, либо от субъекта к объекту. Эта процедура может пониматься по-разному (см. комментарий).Б) В собственно психоаналитическом смысле — операция выделения и локализации в другом лице или веши тех качеств, чувств, желаний -короче, тех "объектов", которые субъект не признает или отвергает в самом себе. Речь здесь идет об очень древнем по происхождению механизме зашиты, который обнаруживается, в частности, при паранойе, но также и при "нормальном" мышлении (суеверия).o I. Слово "проекция" широко используется в наши дни как в психологии, так и в психоанализе. Оно используется в различных и, как часто отмечают, нечетко разграниченных значениях. Стоит, по-видимому, охарактеризовать различные трактовки понятия "проекция" — сначала на уровне семантики.а) В неврологии слово "проекция" употребляется в смысле, производном от геометрического, где оно означает соответствие каждой точки фигуры в пространстве каждой точке фигуры на чертеже. В этом смысле тот или иной участок мозга представляет собой проекцию определенного (рецепторного или эффекторного) участка телесного аппарата: соответствие между тем и другим устанавливается по особым законам — либо между отдельными точками, либо между отдельными структурами, причем оно может осуществляться и в центробежном, и в центростремительном направлении.б) Второе значение производно от первого, но затрагивает лишь движение от центра к периферии. На языке психофизиологии, например, говорят о том, что обонятельные ощущения локализуются в органе-рецепторе благодаря проекции. Именно в этом смысле Фрейд говорит об "ощущении щекотки как о таком возбуждении центральной нервной системы, которое проецируется на периферическую эрогенную зону" (1). В этом же смысле можно, вслед за Г.Б. и A.C. Инглиш, определять "эксцентрическую" проекцию как "локализацию чувственных данных в том месте пространства, где находится воздействующий объект, а не в той точке тела, где возникает ощущение" (2а).В психологии проекцией называются следующие процессы: в) субъект воспринимает окружающий мир и отвечает на возбуждения сообразно со своими интересами, способностями, привычками, длительными или мимолетными аффективными состояниями, ожиданиями, желаниями и пр. Подобная соотнесенность внутреннего и внешнего мира (Innenwelt и Umwelt) — это одно из открытий современной биологии и психологии, сделанное прежде всего под воздействием гештальтпсихологии. Это открытие подтверждается на всех уровнях поведения: животное выборочно реагирует в поле своего восприятия на некоторые особые стимулы, управляющие его поведением; деловой человек рассматривает все предметы с точки зрения купли-продажи ("профессиональная деформация восприятия"); человек в хорошем настроении склонен видеть мир "сквозь розовые очки" и пр. Однако существенные структуры и характеристики личности могут обнаружиться и в его явном поведении. Этот факт лежит в основе так называемых проективных методов: детский рисунок раскрывает личность ребенка; при некоторых стандартных тестах, например при проективных тестах в собственном смысле слова (ср. тесты Роршаха — Т.А. Т. — thematic apperception test, тест тематической апперцепции), субъект сталкивается со слабоструктурированными ситуациями и неясными стимулами, что позволяет "… определять, по особым правилам расшифровки и в соответствии с особенностями материала и заданного вида творческой деятельности, определенные черты характера' испытуемого, равно как и организацию его поведения и его эмоциональной жизни" (3).г) Субъект показывает самим своим отношением, что он уподобляет одного человека другому: говорят, например, что он "проецирует" образ отца на своего начальника. В таком случае слово "проекция" — это малоудачное обозначение психоаналитического открытия, называемого "трансфером".д) Субъект отождествляет себя с другими людьми или, напротив, отождествляет других людей, одушевленные или неодушевленные существа с самим собой. Как известно, читатель может проецировать на себя героя романа и наоборот: в своих "Баснях" Лафонтен, например, проецировал антропоморфные чувства и рассуждения на животных. Подобный процесс уместнее было бы счесть "(само)отождествлением" в психоаналитическом смысле.е) Субъект приписывает другим людям побуждения, желания и пр., которых он не замечает в самом себе: так, расист проецирует на тех людей, которых он ненавидит, свои собственные недостатки и склонности. Этот феномен, названный у Г.Б. и А.С.Инглиш "отчуждающей проекцией" (disowning projection) (2b), наиболее сходен с проекцией у Фрейда.И. Фрейд говорил о проекции применительно к различным явлениям нормальной психологии и патопсихологии.1) проекция была поначалу обнаружена в паранойе. Фрейд — посвятил этому психическому расстройству два небольших текста, написанных в 1895-1896 гг. (4а), а также главу III из "Дальнейших соображений о психоневрозах защиты" (Weitere Bemerkungen ?ber die Abwehr-Neuropsychosen, 1896). В этих работах проекция предстает как первичная защита, связанная с неправильным использованием обычного психического механизма, например, вынесением . вовне источника неудовольствия. Параноик проецирует вовне мучительные представления, а они возвращаются к нему в виде самоупреков: "… действительные содержания остаются теми же самыми, меняется лишь их место внутри общего целого" (4b).В дальнейшем, размышляя о паранойе, Фрейд каждый раз (особенно в случае Шребера) говорил и о проекции. Однако в данном случае проекция понимается ограниченно: она представляет собой лишь часть параноидного защитного механизма и присутствует не во всех видах паранойи (5а).2) В 1915 г. Фрейд описывал фобическую организацию психики как настоящую "проекцию" влечения, ощущаемого как нечто опасное, на реальность: " введет себя так, словно опасность нарастания тревожного страха обусловлена не динамикой влечений, а внешним восприятием, и, стало быть, можно реагировать на эту внешнюю опасность попытками бегства, фобическим уклонением от "опасности" (6).3) Фрейд видел тот же механизм в так называемой "проективной ревности", которую он отличал как от "нормальной" ревности, так и от параноидного бреда ревности (7). Субъект защищается от собственных желаний неверности, вменяя неверность в вину супругу; тем самым он переносит внимание с собственного бессознательного на бессознательное другого человека, подчас достигая глубокого понимания этого человека одновременно с полным непониманием самого себя. И потому иногда невозможно (и всегда * безрезультатно) опровергать проекцию как ошибку восприятия. t; 4) Фрейд неоднократно подчеркивал нормальность проективного механизма. И потому он видел проекцию в предрассудках, мифах, анимизме: "Неясное осознание (так сказать, эндопсихическое восприятие) психических факторов и отношений в бессознательном выражается […] в построении сверхъестественной реальности, которая должна быть вновь преобразована наукой в психологию бессознательного" (8).5) Наконец, лишь в редких случаях Фрейд говорил о проекции применительно к психоаналитической ситуации. Например, он никогда не называл трансфер в целом проекцией: словом "проекция" он обозначал лишь один момент трансфера — когда субъект приписывает аналитику те слова и мысли, которые, по сути, принадлежат ему самому (например: "Вы подумаете, что .., но у меня нет такого намерения") (9а).Из этого перечня видно, что,обнаруживая проекцию в различных областях, Фрейд понимал ее достаточно узко. всегда выступает как защита, как приписывание другому — человеку или вещи — качеств, чувств, желаний, которые субъект отрицает или просто не замечает в самом себе. На примере анимизма видно, что Фрейд не считал проекцию простым уподоблением другого самому себе. Анимистские верования нередко объясняли неспособностью первобытных людей помыслить природу иначе как по образу человека; то же относится и к мифологии: нередко утверждают, что древние "проецировали" на природу человеческие качества и страсти. По Фрейду — в этом и состоит его вклад в решение проблемы -такое уподобление опирается на отказ признать нечто: демоны и духи воплощают не что иное, как дурные человеческие желания.III. В большинстве случаев, говоря о проекции, Фрейд не рассматривал проблему в целом. В описании случая Шребера он объясняет это так: "… понимание проекции предполагает исследование более общей психологической проблемы, которое нам придется отложить до другого случая, а вместе с нею — изучение образования параноидных симптомов как таковых" (5Ь). Даже если такое исследование и было проведено, оно никогда не было опубликовано. При этом Фрейд неоднократно высказывал свои соображения о метапсихологии проекции. Попробуем обобщить здесь элементы его теории и возникающие в ней проблемы:1) общую основу механизма проекции мы обнаруживаем во фрейдовской трактовке влечения. Как известно, Фрейд считал, что в организме возможны два вида возбуждений, порождающих напряжение: те, от которых можно уберечься и защититься, и те, которых невозможно избежать, поскольку необходимого механизма (или слоя*) зашиты не существует, — и это первый критерий различения между внутренним и внешним. выступает, таким образом, как первоначальное средство защиты от внутренних возбуждений, которые могут быть слишком сильными и потому неприятными, и тогда субъект проецирует их вовне, чтобы уклониться (фобическое избегание), защититься от них. Возникает "…побуждение видеть в них не внутреннее, а внешнее воздействие, так как в последнем случае можно ввести в действие особый слой защиты от возбуждения. Так и возникает проекция" (10). У этого решения есть, однако, свой изъян: отныне субъект вынужден безраздельно верить в нечто, подчиненное законам реального мира (4с).2) Фрейд считал, что проекция (вместе с интроекцией*) играет важную роль в возникновении противоположности между субъектом (Я) и внешним миром. Субъект "…принимает в себя или, по Ференци, "интроецирует" те объекты, которые служат источниками удовольствия; он отторгает все то, что становится внутренним источником неудовольствия (механизм проекции)" (11). Этот процесс интроекции — проекции выражается "в языке орального влечения" (9b) как противоположность присвоения -отторжения. Именно этот этап Фрейд считал периодом "Я-удовольствия в чистом виде" (см.: Я-удовольствие, Я-реальность). Авторы, которых интересовал временной аспект фрейдовской концепции, ставили вопрос: предполагает ли проекция — интроекция уже существующее различение внутреннего и внешнего или же сама создает его? Анна Фрейд писала: "Мы полагаем, что интроекция и проекция возникают вслед за обособлением Я от внешнего мира" (12). Она спорила по этому вопросу с М. Кляйн, у которой на первом плане была диалектика интроекции — проекции "хороших" и "плохих" объектов* как основа дальнейшего различения внутреннего и внешнего.IV. Таким образом, Фрейд указал на тот механизм, в котором он видел метапсихологическую пружину проекции. Однако такое понимание породило ряд проблем, не нашедших ясного ответа в его работах.1) Первая трудность связана с вопросом о том, что именно проецируется, выносится вовне. Нередко Фрейд описывал проекцию как деформацию нормального процесса, побуждающего нас искать причину наших аффектов во внешнем мире: именно так выглядит проекция при фобиях. Напротив, в исследованиях паранойи — скажем, в случае Шребера — ссылки на причины предстают как апостериорные обоснования проекции. "… высказывание "я его ненавижу" преобразуется посредством проекции в другое высказывание: "он меня ненавидит" (он меня преследует), что дает мне право его ненавидеть" (5с). В этом случае проецируется, выносится вовне аффект ненависти (или, иначе говоря, само влечение). Наконец, в таких метапсихологических текстах, как "Влечения и судьбы влечений" (Triebe und Triebschicksale, 1915) и"Отрицание" (Die Verneinung, 1925), проецируется "плохое", то, что составляет объект ненависти. Такая трактовка близка "реалистическому" пониманию проекции у М.Кляйн: с ее точки зрения, проекции подвергается "плохой" (фантазматический) объект, причем возникает впечатление, будто не воплощенное в каком-либо объекте влечение или аффект вообще невозможно отвергнуть.2) Вторая важнейшая трудность возникает в связи с фрейдовской концепцией паранойи. Дело в том, что, обсуждая общие защитные механизмы, действующие при этом психическом расстройстве, Фрейд по-разному определял место проекции. В своих первых текстах он трактовал проекцию при паранойе как первичный защитный механизм, по сути своей противоположный вытеснению при неврозе навязчивости. При этом неврозе первичная защита представляет собой вытеснение в бессознательное всей совокупности патогенных воспоминаний и замещение их "первичным симптомом защиты" — недоверием самому себе. При паранойе же первичная защита действует иначе: вытеснение здесь также имеет место, однако оно направлено во внешний мир, а первичный симптом защиты выступает как недоверие другим людям. Состояние бреда выглядит тогда как неудачная защита и "возврат" того, что было вытеснено вовне (4d).В случае Шребера проекция возникает иначе, сопровождая процесс "образования симптома"*. Этот подход сближает механизм возникновения паранойи с механизмом возникновения неврозов: поначалу невыносимое чувство (гомосексуальная любовь) вытесняется внутрь, в бессознательное, преобразуясь в свою противоположность, а затем оно проецируется во внешний мир; в данном случае проекция выступает как способ возврата того, что было вытеснено в бессознательное.Это различие в понимании механизма паранойи позволяет вычленить два смысла проекции:а) смысл, сходный с пониманием проекции в кинематографии: субъект выносит вовне образ того, что бессознательно существует в нем самом. Здесь проекция определяется как особый способ непонимания, нежелания знать, парадоксальным образом предполагающий понимание в других именно того, что субъект отказывается видеть в себе;б) обозначение квазиреального процесса отторжения: субъект выбрасывает вовне то, чего не хочет иметь, и затем вновь обнаруживает выброшенное во внешнем мире. В данном случае проекция выступает не как "нежелание знать", но как "нежелание быть".При первом подходе проекция сводится к иллюзии, при втором — укореняется в месте первоначального раздвоения на субъект и внешний мир ( см.: Отвержение).Этот второй подход отчасти присутствует и в изучении случая Шребера: "Неверно думать, будто подавленное внутреннее чувство проецируется вовне, скорее то, что устранено (aufgehobene) внутри, вновь приходит извне" (5d). В этом отрывке Фрейд, по сути, называет проекцией вышеописанное "нежелание знать", уточняя, правда, что ссылок на проекцию недостаточно для понимания психоза.3) Еще одна сложность касается фрейдовской теории галлюцинации и сновидения как разновидностей проекции. Если Фрейд прав и вовне проецируется именно неприятное, то как понять проекцию исполненного желания? Фрейд предложил такой ответ на этот вопрос: даже если в сновидении удовлетворяется приятное желание, сон при этом не перестает выполнять свою первичную функцию защиты, устраняя любые помехи этому удовлетворению: "…на месте внутреннего побуждения, всецело поглощающего сновидца, воцаряется внешний опыт, запрос которого спящий отвергает. Таким образом, сновидение, помимо прочего, выступает как проекция внутреннего процесса" (13).V. 1) Несмотря на все эти сложности, смысл проекции, как мы видим, показан у Фрейда достаточно четко. Всякий раз речь идет о выбросе вовне, об отказе принять нечто в себя или быть чем-то. Представляется, что этот смысл, связанный с отказом, выбросом, отсутствовал в дофрейдовском использовании слова "проекция" — об этом свидетельствует, например, такое высказывание Ренана: "Ребенок проецирует на все вещи то чудо, которое он носит в самом себе".Такое употребление слова "проекция" встречается и в после-фрейдовскую эпоху, порождая ряд трудностей, связанных с этим понятием, в психологии, а иногда и в психоанализе ( а).2) Наши попытки сохранить фрейдовское понимание проекции не означают отрицания всех тех трудностей, о которых речь шла выше (см. I). К тому же психоанализ показывает, что проекция, как отказ от понимания и выброс вовне, имеет место во всех этих разнородных процессах.Ведь уже проекция как перенос на какой-то определенный орган тела неясного, разлитого напряжения и страдания, позволяет фиксировать его, даже при отказе от понимания его подлинного источника (см. выше: I, б).Кроме того, несложно показать, что при проективных тестах (см. выше: I, в) речь идет не только об упорядочении внешних раздражителей сообразно со складом личности: рассматривая и истолковывая предъявляемые ему картинки, субъект, конечно же, проецирует вовне не только то, что он есть, но и то, чем он отказывается быть. Возникает даже вопрос: не побуждает ли сам проективный метод к вынесению "плохого" вовне?Отметим также, что психоаналитики не уподобляют трансфер проекции ( см. выше: I, г); признавая, однако, что механизм проекции играет свою роль в трансфере. Например, считается, что проекция собственного Сверх-Я на аналитика облегчает для субъекта мучительную ситуацию внутренней борьбы.Наконец, весьма запутанными представляются отношения между (само)отождествлением и проекцией — отчасти из-за нечеткости в определении этих понятий. Подчас такие выражения, как "истерик проецирует себя" или "истерик отождествляет себя" с каким-то персонажем, используют как синонимичные. Возникающая при этом путаница столь велика, что Ференци, например, умудрялся говорить в подобных случаях даже об интроекции. Не углубляясь сейчас в вопрос о сорасчленении понятий и механизмов (само)отождествления и проекции, заметим, что термин "проекция" oв подобных случаях вообще неуместен, так как здесь отсутствуют необходимые для проекции в психоаналитическом смысле условия — расчленение внутреннего мира личности и отбрасывание на другого человека отторгаемой части самого себя.

Психологический словарь

Проекция

Один из защитных механизмов, состоящий в том, что неприемлемые чувства, желания и даже некоторые аспекты личности человек отчуждает от себя и приписывает кому-то другому. К примеру, человек, испытывающий агрессивные чувства по отношению к другим, отказывается признать у себя наличие подобных чувств. Он проецирует эти чувства на других и заявляет, что окружающие испытывают агрессивные чувства по отношению к нему.

Психологический словарь

Проекция

(от лат. projectio — бросание вперед) — психологический механизм, впервые рассмотренный З.ФРЕЙДОМ, работа которого обеспечивает эмоциональное разрешение за счет бессознательного приписывания субъектом его собственных мыслей, переживаний, вытесненных мотивов и черт характера самого индивида другим людям. Эффект проекции лежит в основе проективных психодиагностических методик.

Психологический словарь

Проекция

Словообразование. Происходит от лат. projectio — бросание вперед. Автор. З.Фрейд. Категория. Форма психологической защиты. Специфика. Ее работа обеспечивает эмоциональное разрешение за счет бессознательного приписывания субъектом его собственных мыслей, переживаний, вытесненных мотивов и черт характера другим людям. Эффект проекции лежит в основе проективных тестов.

Психологический словарь

Проекция

Один из механизмов психологической защиты. Бессознательная попытка освободиться от неприемлемой, навязчивой тенденции (мысли, чувства, мотивы), приписывая их другим. Так, окружающим приписываются собственные отрицательные черты. Невозможность объективно оценить себя с помощью механизма проекции приводит к интактности морального самосознания, к убежденности в том, что происшедшие неприятные события являются результатом личностных особенностей и проявлением деятельности других людей.

Психологический словарь

Проекция

(projection) — защитный механизм Эго, когда свои нежелательные импульсы или характеристики человек приписывает другим.

Психологический словарь

Проекция

(бросание от себя) – психологический механизм защиты, связанный с восприятием созданного личностью психического образа как объективной реальности, с помощью которого неосознаваемые персональные характеристики (влечения, потребности и др.) проецируются на другие объекты.

Психологический словарь

Проекция

— (от лат. projectio — бросание вперед) термин З. Фрейда — защитный механизм личности, бессознательное приписывание субъектом собственных мыслей, переживаний, вытесненных мотивов и черт характера другим людям.

Психологический словарь

Проекция

есть переложение (expulsion) субъективного внутреннего содержания (события) во внешний объект. (В противоположность к интроекции, см. интроекция.) Согласно этому, проекция есть процесс диссимиляции (см. ассимиляция), в котором субъективное содержание отчуждается от субъекта и, в известном смысле, воплощается в объекте. Это бывает и с мучительными, невыносимыми содержаниями, от которых субъект отделывается при помощи проекции, но бывает и с положительными, которые по тем или иным причинам, например вследствие самоуничижения, оказываются недоступными субъекту. основывается на архаическом тождестве (см.) субъекта и объекта, но называть это явление проекцией можно лишь тогда, когда возникает необходимость распадения этого тождества с объектом. Возникает же эта необходимость тогда, когда тождество становится помехой, то есть когда отсутствие проецированного содержания начинает существенно мешать приспособлению и возвращение проецированного содержания в субъекта становится желательным. Начиная с этого момента прежнее частичное тождество получает характер проекции. Поэтому выражение "проекция" обозначает состояние тождества, которое стало заметным и вследствие этого подверженным критике, будь то собственной критике субъекта или же критике кого-нибудь другого. Можно различать пассивную и активную проекции. Пассивная форма является обыкновенной формой всех патологических и многих нормальных проекций, которые не возникают из какого-либо намерения, а являются чисто автоматическими событиями. Активная форма составляет существенную часть акта эмпатии (см.). Правда, в целом эмпатия является процессом интроекции, потому что она служит тому, чтобы привести объект в интимное отношение с субъектом. Для того чтобы создать такое отношение, субъект отрывает от себя какое-нибудь содержание, например чувство, вкладывает его в объект, тем самым оживляя его и включая этим способом объект в субъективную сферу. Но активная форма проекции бывает и актом суждения, имеющим целью отделить субъект и объект. В таком случае субъективное суждение в качестве значимого утверждения отделяется от субъекта и перелагается в объект, чем субъект отстраняет себя от объекта. Согласно этому, проекция есть процесс интроверсии (см.), ибо в противоположность к интроекции она устанавливает не вовлечение и уподобление, но отличение и отрыв субъекта от объекта. Поэтому проекция играет главную роль в паранойе, которая обыкновенно ведет к полному изолированию субъекта.

Психологический словарь

Проекция

— 1. Процесс и результат постижения и порождения значений, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств или состояний на внешние объекты. Механизм защитный, впервые рассмотренный З. Фрейдом. Заключается в приписывании собственных — обычно вытесненных — побуждений и чувств другим людям. Бессознательное наделение других людей собственными чувствами, неосознанное приписывание им своих, зачастую "постыдных" бессознательных устремлений. В отношениях межличностных иногда проявляется в виде феномена "козла отпущения". Происходит под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей субъекта. По-видимому, к проекции предрасполагают такие черты характера, как недоверчивость, подозрительность и фанатизм. Определение особенностей личности по ее проекциям используется в методе проективном. Пристрастность отражения мира, обусловливаемая проекцией, может иметь и защитный, патологический, и творческий, созидательный характер. Различаются несколько видов проекции: 1) проекция классическая, или защитная; 2) проекция атрибутивная; 3) проекция аутистическая. 2. Под проекцией нередко понимается не только средство защиты психологической, но и обусловленность процессов восприятия следами памяти всех прошлых восприятий. Субъект, оказавшись в некоей ситуации, в восприятии преобразует ее сообразно своей индивидуальности — например, интерпретирует рисунок соответственно своим личностным особенностям. Согласно Фрейду, проекцией называются два существенно различных явления, которые объединяются неосознаваемостью трансформаций, коим подвергаются исходные влечения, — в сознании же выступает лишь продукт этих трансформаций. Со временем термин проекция стал настолько расхожим, что отличить проекцию от ряда иных психологических феноменов стало весьма трудно. Ввиду этого предлагается различать несколько видов проекции (-> проекция: классификация). Одна из попыток преодоления кризиса в обосновании методик проективных — отказ от понятия проекции как объяснительной категории. Пример подобного подхода — концепция искажения апперцептивного. На практике принято различать два типа проекции соответственно двум классам методик проективных. Так, в тестах интерпретативных проецируется значимое содержание потребностей, конфликтов и установок личности. В тестах на структурирование отражается "скелет" личности — не столько содержание ее мира внутреннего, сколько его структура формальная — то, как испытуемый воспринимает себя и свое окружение социальное.

Психологический словарь

Проекция

(PROJECTION)Психический процесс, посредством которого неприемлемые для индивида побуждения или представления приписываются внешнему миру. В результате такого защитного процесса собственные интересы и желания воспринимаются человеком так, будто они принадлежат другим, или собственные психические переживания могут ошибочно восприниматься как соответствующие реальности.Невыносимые для субъекта мысли и чувства, прежде чем они проецируются, могут бессознательно подвергаться трансформации, кок это часто бывает в случае паранойяльных проекций. Фрейд (1911) проанализировал и прояснил этот процесс, описав паранойяльного больного, отрицавшего свои сексуальные и агрессивные чувства и воспринимавшего себя как жертву сексуального преследования со стороны распутного и жестокого бога. Напуганный своими гомосексуальными желаниями, больной бессознательно трансформировал свое чувство любви в чувство ненависти, а затем наделил этим искаженным эрзацем воображаемого бога и других людей. становится заметной, когда она перестает действовать эффективным образом; особенно явно оно выражается у паранойяльных больных. Возможно, по этой причине ее часто относят к простым и примитивным защитам с чреватыми для здоровья последствиями. Однако еще Фрейд обратил внимание на то, что дети наивно предполагают, что другие чувствуют точно ток же, как и они. В дальнейшем аналитики показали также, что проекция может быть характеристикой симбиотических переживаний в раннем младенчестве. Кроме того, человек, воспринимающий себя как доброго и соответствующим образом относящийся к другим людям, также может проецировать свои чувства и установки, не выказывая при этом признаков патологии. С другой стороны, многие люди осознают, что проецируют собственные представления в 'рисунках', которые они видят в тесте Роршаха и других проективных методов. Таким образом, проекция присуща как нормальным, ток и патологическим состояниям. Различие заключается в степени, в которой человек уверен в истинности спроецированных представлений, то есть в способности человека к проверке реальности.

Психологический словарь

Проекция

— классическая форма защиты, состоящая в приписывании другому или другим своих собственных ощущений, эмоций, мыслей, проблем и т.д. Особенно выражена у параноиков.

Психологический словарь

Проекция

(Projection; Projektion) — автоматический процесс, посредством которого содержания бессознательного у индивида воспринимаются им как наличествующие у других людей."Точно так же как мы склонны предполагать, что мир является таким, каким мы его видим, мы по наитию считаем, что и люди таковы, какими мы их себе воображаем. Все содержания нашего бессознательного оказываются постоянно спроектированными на наше окружение, и только распознавая определенные свойства объектов как проекции или образы (imagos), мы оказываемся в состоянии отделить их от действительных объектных качеств <…> Cum grano salis, мы всегда видим наши собственные непризнаваемые нами ошибки в нашем оппоненте. Превосходные примеры этого можно отыскать во всех личных ссорах. Пока мы не (достигли) овладели редкой (необыкновенной) степенью само-осознания, мы никогда не сможем видеть сквозь свои проекции и должны всегда им уступать, потому что разум в его естественном состоянии заранее предполагает наличие таких проекций. Для бессознательных содержаний естественно, как данность, быть проектируемыми" (CW 8, par. 501)." есть переложение субъективного внутреннего содержания (события) во внешний объект; противоположна интроекции. Согласно этому, проекция есть процесс диссимиляции, в котором субъективное содержание отчуждается от субъекта и, в известном смысле, воплощается в объекте. Это бывает и с мучительными, невыносимыми содержаниями, от которых субъект отделывается при помощи проекции, но бывает и с положительными, которые, по тем или иным причинам, например вследствие самоуничижения, оказываются недоступными субъекту" (ПТ, пар. 782). — процесс бессознательный. Она не является волевым актом, а происходит спонтанно."Невозможно одновременно осознавать и проектировать, поскольку в этом случае узнаешь, что проектируешь компоненты собственной психики, а следовательно, невозможно локализовать последние в объекте, так как знаешь, что в действительности они принадлежат тебе" (АП, с. 91).Общей психологической причиной проекции всегда является активированное бессознательное, ищущее своего выражения (CW 18, par. 352).Возможным становится и проектирование на другого человека каких-либо характеристик, которыми тот и вовсе не обладает, но тот, на кого подобная проекция осуществляется, может бессознательно ее поддерживать."Зачастую происходит так, что сам объект предлагает крючок для проекции и даже приманивает на нее. Обычно это тот случай, когда объект (или объекта) не осознает суть происходящего: здесь воздействие осуществляется непосредственно на бессознательное проектирующего. Объект проекции не осознает характерную особенность проектируемого на него субъектом, а это приводит к общему следствию, а именно: все проекции вызывают контрпроекции" (CW 8, par. 519).С помощью проекции человек может создавать целые серии воображаемых взаимоотношений, часто имеющих очень мало или вообще не имеющих ничего общего с внешней реальностью."Цель проекции — изолировать субъекта от окружающей его среды, поскольку вместо действительного отношения к нему теперь наличествует лишь иллюзорное. Проекции превращают мир в копии собственного неведомого лица индивида (CW 9ii, par. 17; А, пар. 17). имеет также и положительные стороны. В повседневной жизни она значительно облегчает межличностные взаимоотношения. Кроме того, когда мы допускаем, что некоторые качества или характерные особенности присутствуют в другом человеке, а впоследствии обнаруживаем, что это не так, то мы узнаем кое-что о самих себе. Это приводит к изъятию или ликвидации проекций."Пока либидо использует эти проекции в качестве согласительных и подходящих мостов между индивидом и внешним миром, они — проекции — будут облегчать жизнь положительным образом. Но как только либидо захочет избрать иной путь и с этой целью начнет двигаться назад по прежним мостам проекции, последние заработают как величайшие препятствия, которые только можно себе вообразить, поскольку они действительно мешают любому реальному отторжению от бывшего объекта" (CW 8, par. 507).Потребность в изъятии или ликвидации проекций возникает, как правило, по сигналу несостоявшихся надежд во взаимоотношениях и сопровождается сильным аффектом. Но Юнг считал, что до тех пор пока существует очевидное несоответствие между воспринимаемым в качестве истинного и той реальностью, с которой нам приходится иметь дело, нет никакой необходимости говорить о проекциях, не говоря уже об их ликвидации." основывается на архаическом тождестве субъекта и объекта, но называть это явление проекцией можно лишь тогда, когда возникает необходимость распадения этого тождества с объектом. Возникает же эта необходимость тогда, когда тождество становится помехой, т. с. когда отсутствие проецированного содержания начинает существенно мешать приспособлению и возвращение проецированного содержания в субъекта становится желательным. Начиная с этого момента прежнее частичное тождество получает характер проекции. Поэтому выражение "проекция" обозначает состояние тождества, которое стало заметным и -вследствие этого подверженным критике — будь то собственная критика субъекта или же критика кого-нибудь другого" (ПТ, пар. 782).Юнг различал пассивную и активную проекции. Пассивная проекция полностью автоматическая и непреднамеренная, сродни, скажем, влюбленности. Чем меньше мы знаем что-либо о другом человеке, тем легче пассивно спроектировать на него собственные бессознательные аспекты.Активная проекция больше известна как эмпатия, мы чувствуем себя, что называется, в "его тарелке". Эмпатия, расширяющаяся до такой степени, что утрачивается собственная позиция, становится идентификацией. личной тени приходится обычно на лиц одного и того же пола. На коллективном уровне это приводит к войне, поиску козла отпущения и конфронтации между политическими партиями. , возникающая в контексте терапевтического взаимодействия, называется переносом или контрпереносом, в зависимости от того, кто проектирует — анализанд или психоаналитик.В терминах комплексов противоположного пола, а именно анимы и анимуса, проекция является и общей причиной враждебности, и единственным источником жизненной энергии."Когда анимус и анима встречаются, анимус вытаскивает меч своего могущества и силы, а анима извергает свой яд иллюзии и совращения. Результат не обязательно всегда оказывается негативным, так как оба в одинаковой степени могут влюбиться" (CW 9ii, par. 30; А, пар. 30).

Психологическая энциклопедия

Проекция

(от лат. projectio — бросание вперед) — психологический механизм, впервые рассмотренный З. Фрейдом — , работа которого обеспечивает эмоциональное разрешение за счет бессознательного приписывания субъектом его собственных мыслей, переживаний, вытесненных мотивов — и черт характера самого индивида другим людям. Эффект проекции лежит в основе проективных психодиагностических методик — .

Социологический словарь

Проекция

(projection). Приписывание другим людям чувств, которые индивид  испытывает сам.

Философский словарь

Проекция

— перенесение неприятных эмоций и неприемлемых составляющих личности в какого-либо человека или объект, во внешние по отношению к субъекту условия. В каком-либо лице или вещи выделяются и локализуются те качества, чувства, желания, которые субъект по каким-либо причинам не хочет признать в себе или отвергает. Неясное, сомнительное содержание оказывается под контролем; сам индивид при этом чувствует временное облегчение и пребывает в состоянии благополучия и комфорта. Т. о., П. представляет собой механизм психологической защиты, благодаря которому субъект выносит вовне образ того, что в форме бессознательного существует в нем самом. Это — специфический способ непонимания, парадоксальным образом предполагающий понимание в других именно того, что субъект отказывается видеть в себе. Возможно также, что те аспекты личности, которые воспринимаются и ощущаются личностью как хорошие, позитивные, ценные, благоприятные и значимые, могут оказаться спроецированными в целях защиты их от разрушения всей остальной личностью, которая воспринимается как дурная и пагубная, негативная, деструктивная. Результат П., выходящий за рамки оптимального уровня, выражается в истощении и оскудении личностного начала, в потере инициативы и самоконтроля. Уровни П., считающиеся нормальными в детском возрасте, становятся патологическими во взрослом состоянии. П. — средство, с помощью которого содержание внутреннего мира становится доступным эго-сознанию. Любая встреча или столкновение между Эго и бессознательными содержаниями является весьма важным событием. Внешний мир людей и вещей служит внутреннему миру, обеспечивая его сырым материалом, активируемым путем П. Чтобы получить что-либо полезное и ценное в П., необходимы реинтеграция и сосредоточенность на предметах и образах П., чтобы узнать в них, как в отражении, слабодифференцированные, неконтролируемые аспекты своей личности. Проблескам такого узнавания могут способствовать сновидения или, в равной степени, события во внешнем мире. Интроекция противоположна П., является попыткой интернализовать опыт, сделать его устойчивым внутренним содержанием, выработать чувство уверенности в отношении внешнего мира, в действиях и мыслях о новой своей деятельности в нем. А". Ю. Багаев

Философский словарь

Проекция

(от лат. projection, букв, выбрасывание вперед) — вынесение вовне; проекция ощущений — характеристика того факта, что объекты, т.е. то, что посылает раздражения и вызывает восприятия, мы считаем находящимися вне нашего тела и обычно не локализованными в наших органах чувств (см. Внешний мир).

Cлово «проекция» означает:

Проекция

Прое́кция ( — бросание вперёд):

Источник: Википедия

Большой современный толковый словарь русского языка

ж.

1.изображение пространственных фигур на плоскости.

2.Увеличенное изображение на экране неподвижных объектов с помощью светооптического устройства.

Новый словарь иностранных слов

Проекция

( лат. projectio бросание вперед) изображение какого-л, предмета на плоскости; п. точки на прямую или плоскость есть основание перпендикуляра, опущенного из данной точки на данную прямую или плоскость; п. линии (на плоскость) есть линия, соединяющая основания всех перпендикуляров, опущенных иа плоскость из всех точек данной линии; п. картографическая — математический способ изображения на плоскости земной поверхности, принимаемой при этом за поверхность шара или эллипсоида; позволяет учитывать возникающие при этом искажения.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Проекция

ж.
1) Изображение пространственных фигур на плоскости.
2) Увеличенное изображение на экране неподвижных объектов с помощью светооптического устройства.

Словарь иностранных выражений

Проекция

[изображение какого-л, предмета на плоскости; п. точки на прямую или плоскость есть основание перпендикуляра, опущенного из данной точки на данную прямую или плоскость; п. линии (на плоскость) есть линия, соединяющая основания всех перпендикуляров, опущенных иа плоскость из всех точек данной линии; п. картографическая — математический способ изображения на плоскости земной поверхности, принимаемой при этом за поверхность шара или эллипсоида; позволяет учитывать возникающие при этом искажения.

Словарь русского языка Лопатина

Проекция

про`екция, -и

Словарь русского языка Ожегова

Проекция

передача на экран изображений проекция изображение пространственных фигур на плоскости

Современный толковый словарь, БСЭ

Проекция

(от лат. projectio, букв. — бросание вперед), изображение пространственных фигур на плоскости (или на какой-либо другой поверхности). Центральная проекция: из определенной точки О (центра проекции) через все точки данной фигуры проводятся лучи до пересечения с данной плоскостью (плоскостью проекции). Точки пересечения образуют требуемое изображение фигуры, ее проекцию. Центральная проекция применяется, напр., в перспективе. Параллельная проекция: через все точки данной фигуры проводятся прямые, параллельные данному направлению, до пересечения с плоскостью (прямой) проекции. В частности, эти прямые могут быть перпендикулярны плоскости проекции, тогда проекцию называют ортогональной. Ортогональная проекция имеет особое значение в начертательной геометрии.

Толковый словарь Ефремовой

Проекция

проекция ж.
1) Изображение пространственных фигур на плоскости.
2) Увеличенное изображение на экране неподвижных объектов с помощью светооптического устройства.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Проекция

проекции, ж. (латин. projectio – бросание вперед, вдаль).

1. Геометрическое изображение на плоскости, получаемое при проведении перпендикуляров из всех точек данного тела на эту плоскость (мат.). Параллельные проекции. Прямоугольные проекции. Картографические проекции.

2. Передача на экран рисунков, кино-кадров (спец.).

3. В идеалистической философии – отнесение получаемых человеком ощущений к вызывающим их предметам и явлениям материального мира (филос.).

Толковый словарь психиатрических терминов

Проекция

Один из механизмов психологической защиты. Бессознательная попытка освободиться от неприемлемой, навязчивой тенденции (мысли, чувства, мотивы), приписывая их другим. Так, окружающим приписываются собственные отрицательные черты. Невозможность объективно оценить себя с помощью механизма проекции приводит к интактности морального самосознания, к убежденности в том, что происшедшие неприятные события являются результатом личностных особенностей и проявлением деятельности других людей.

Полный орфографический словарь русского языка

Проекция

проекция, -и

Викисловарь

Проекция

перенос точек фигуры с помощью пучка прямых, создающий изображение пространственных фигур на плоскости, или изображение плоских фигур на прямой изображение, полученное с помощью такого 1 переноса величина такого 2 изображения увеличенное изображение на экране неподвижных или подвижных объектов с помощью светооптического устройства

Каким бывает «проекция»?

Проекция бывает:

  • горизонтальная
  • вертикальная
  • боковая
  • обратная
  • плоская
  • прямая
  • внешняя
  • собственная
Все определения к слову ПРОЕКЦИЯ

Морфемный и фонетический разбор слова «проекция»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова проекция. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «проекция»

Какими словами можно заменить слово проекция? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ПРОЕКЦИЯ

Ассоциации к слову «проекция» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово проекция? В русском языке со словом проекция чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ПРОЕКЦИЯ

Сочетаемость слова «проекция»

Как правильно употребляется слово проекция? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • астральная проекция
  • в боковой проекции
  • в разных проекциях
  • сенсорные проекции
  • трёхмерная проекция
Полная таблица сочетаемости слова ПРОЕКЦИЯ

Предложения со словом «проекция»

Примеры употребления слова проекция в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

На экране появилась трёхмерная проекция звёздной системы с пятью разными по размерам и цвету шарами.

Игорь Власов, Стажёр

Постучала по клавиатуре, и на стене появилась проекция видеомонитора. На них смотрел молодой чернокожий мужчина.

Дарья Варламова, Атлас новых профессий 3.0

Дома в голографической проекции выглядели полупрозрачными, внутри отображались тепловые контуры людей, работающие цепи энергопитания и каналы обмена данными.

Андрей Ливадный, Особое задание

Все предложения и цитаты со словом ПРОЕКЦИЯ

Cлово «проекция» является ответом на вопросы