Проектирование

Cлово «проектирование» означает:

— англ. projection/planning; нем. Projektierung. Одна из форм опережающего отражения действительности; процесс  создания прообраза (прототипа)  предполагаемого объекта,  явления или процесса посредством специфических методов.

Источник: Социологический словарь

Значение слова «проектирование» в русском языке

процесс создания проекта — прототипа, прообразапредполагаемого или возможного объекта, состояния. Наряду с традиционнымивидами (архитектурно-строительными, машино-строительными, технологическимии др.) начали складываться самостоятельные направления: проектированиечеловекомашинных систем, трудовых процессов, организаций, экологическое,социальное, инженерно-психологическое, генетическое и др.

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Психологический словарь

Проектирование

— составление проекта, плана, формулировка замысла.

Социологический словарь

Проектирование

— одна из форм опережающего отражения действительности, процесс  создания прообраза (прототипа)  предполагаемого объекта,  явления или процесса посредством специфич. методов. П. является конкретной формой проявления прогностич. функции управления, когда создается возможный образ  будущей материальной или идеальной реальности. Целью  П. является такое преобразование действительности, когда создаются (или предлагается создание) объекты, явления или процессы, к-рые отвечали бы желаемым свойствам. Существуют различн. виды П. Исторически научно обоснованные методы  П. стали ранее всего вменяться в архитектуре и машиностроении. Все большее распространение получает П. при решении проблем расселения. Широко оно используется в виде оргпроектирования при совершенствовании систем управления. В настоящее время  наряду с этими традиционными видами П. начали складываться новые самостоятельные направления П. — человеко- машинных систем, экология. , инженерно-психологич. и др. По своей сущности П. охватывает практически все сферы деятельности человека и об-ва, тесно взаимодействуя, с одной стороны, с предвидением  и прогнозированием,  с другой,  — с планированием  и др. функциями управления. В современных условиях все более насущной потребностью  становится П. соц. систем, к-рое в принципе  сводится к директивному определению будущего состояния конкретного соц. объекта, процесса и явления в рамках определенной программы и плана.  Лит.: Наука  и искусство  проектирования. М., 1973; Орлов П.И. Основы конструирования. М., 1977; Социальные, гносеологические и методологические проблемы технических наук. Киев, 1978; Дитрих Я.  и конструирование: системный подход.  М., 1982; Тиори Т., Фрай Дж. баз данных. М., 1985. Ж.Т. Тощенко.

Социологический словарь

Проектирование

— деятельность,  под которой в предельно сжатой характеристике понимается промысливание того, что должно быть. Исходя из этого понимания, можно сказать, что П. характеризуется двумя моментами: идеальным характером действия и его нацеленностью на появление (образование)  чего-либо в будущем. Именно это две характеристики отличают П. как таковое от других широких (в некотором смысле предельных) типов гуманитарных технологий, например, от исследования. Кроме того, под П. традиционно понимается особая деятельность, имеющая своей целью  разработку проектов. "Проект  (лат. — прожект, фр. — план,  предположение, предначертание) — задуманное, предположенное дело и само изложение его на письме или в чертеже. Прожектировать (фр.) — задумать, загадать, сообразить и предположить к исполнению" (В. Даль). Из сопоставления предъявленных пониманий следует, что могут существовать и реально существуют самые различные виды, методы  и способы П. Например, различают: А) техническое П., организованное задачным образом, т.е. по прототипам (например, решение  определенного круга задач при разработке проектно-сметной документации, разработке реализационных проектов по достижению заранее известных целей, осуществление которых — удел других специалистов). Обоснованием  такого проекта служат существующие нормативно-правовые акты, условия и правила осуществления производственных технологий (например, СНиПы в строительстве и т.д.). На основании норм, указанных в проекте, последний проверяется на "истинность"  — соответствие разработки этим нормам.  Б) гуманитарное П., с которым связана проблемная организация  мышления и деятельности, т.е. собственно П. в узком и точном смысле слова. Гуманитарное П. — это технология  осуществления изменений в том случае, когда результат проектного решения наперед неизвестен, что требует проверки гуманитарного проекта не на истинность, а на реализуемость. Наличие проблем в деятельности авторов проекта, их позиция,  самоопределение  на изменения и выбор способа осуществления перемен являются обоснованием гуманитарного проекта. Как способ проблемной организации мышления и деятельности П. принципиально отличается от программирования: если программирование  предъявляет способ движения, приводящий к "снятию" проблемы (на основании реализации концептуального представления идеального — "беспроблемного" состоянии некоего места), то П. — культурно-оформленная деятельность "по построению утопии" — содержит способ "обустройства" этого места (которого сегодня еще нет). Этапами разработки гуманитарного проекта являются: 1) вычленение и формулирование проблемы, определение  проектной идеи, 2) последовательная разработка проектного замысла и 3) собственно проекта, включающая и его реализацию. 1. Проектная идея — концепция  (описание  "места, которого нет"): это не научный прогноз,  а проект, мыслительная конструкция,  задающая место для заполнения идеальными представлениями будущего для тех, кто ее разрабатывает. Концептуализация  (работа  по согласованию понятий и выстраиванию собственных представлений) является средством формирования идеальной действительности, соорганизации разнонаправленных и многообразных течений, образования и самообразования, самосотворения участников процесса  работы с будущим, позволяющей привести к "снятию" имеющейся проблемы. В деятельности — проблемы гуманитарные. Они не имеют ярко выраженной предметной направленности (т.е., как правило,  не могут быть "сняты" средствами однопредметного знания). Способы разрешения гуманитарных проблем "лежат" в области интегрированного знания. Соответственно, определение и построение этих способов — удел деятельности полипрофессионального сообщества, объединяющего разнопредметных специалистов, имеющих общее содержание (совпадающую проблему в деятельности) и выстраивающих на этом основании согласованный предмет деятельности средствами надпредметного знания. Соответственно, если мы озабочены развитием  (а по этому поводу "сколько голов, столько и умов"), то единственный способ договориться состоит в движении к основаниям — вглубь, а не вперед. В гуманитарном П. обсуждать надо не "светлое будущее", которое всем видится по-разному, а те понятия и представления, онтологические картины, методы, средства, формы самоорганизации, которые необходимы проектировщикам для такого странного движения: вперед к разным целям. То, что обсуждается, и есть общий (согласованный) предмет деятельности — проектная идея. Гуманитарные проекты — это не предложения, внедряемые откуда-то извне в деятельность социальных групп (когда последние оказываются в роли только исполнителей чьих-то замыслов). Замыслы гуманитарных проектов (даже если они рождаются и вне этой социальной группы) должны быть поняты и приняты участниками его осуществления, становящимися соавторами проектной идеи и ее держателями. Но поскольку сегодня в образовании ощущается недостаточный уровень гуманитарного мышления и знания, гуманитарной и технологической подготовки, и, соответственно, профессиональной готовности специалистов к разработке и реализации собственных проектов, то разработка гуманитарных проектов должна предваряться специальной работой по подготовке социального пространства как потенциальной "площадки" гуманитарного П. Подготовка "площадки" в этом контексте  — это своеобразная пропедевтическая работа по наращиванию и кадрового, и материально-технического, и финансового ресурсов гуманитарного проекта. Одним из признаков готовности является деятельность в данном пространстве полипрофессионального сообщества, где под сообществом  понимается клубная структура,  основанная на самоопределении и предъявлении позиции ее участников, объединенных наличием общей проблемы в деятельности, желанием взаимодействовать в поиске путей ее разрешения. 2. Разрабатывая проектный замысел (который включает не только описание и обоснование проектной идеи, но и технологию создания проектной базы), проектировщики, отвечая одновременно на вопросы, что и как делать и как устроен мир делания, обязаны получить механизм реализации проектной идеи: концепция выступает соорганизующей рамкой полилогичной организации деятельности, на основании которой рождается программа  реализации проекта как средство его управления. Деятельность по программе в свою очередь меняет ситуацию, а новая ситуация требует пересмотра концепции, т.е. перепроектирования. При этом реализуемость, практичность и эффективность  замыслов оказывается прямой функцией принимаемых проектировщиками форм самоорганизации: нет и не может быть вопроса о том, кто из сторонников или противников проекта прав "на самом деле", потому что каждый прав по-своему. Рефлексия своей позиции как частичной, частной, находящейся в ряду других, в т.ч. и конкурирующих, вменена проектирующим самой ситуацией преобразований. Следовательно, если мы не хотим действовать силой или обманом, в гуманитарном П. оказывается безальтернативной полилогичная организация деятельности, в которой возникает рациональность  другого рода, чем в науке. Разрабатывая программу реализации проекта, полипрофессиональное сообщество, "удерживая" общий предмет деятельности, трансформируется в профессионально-деятельностное ("общность,  которая должна действовать"). В рамках проектного замысла именно профессионально-деятельностное сообщество способно обеспечить согласованную деятельность разнопредметных специалистов (осуществляемую в общем содержании — предмете деятельности, но специфическими средствами определенных специальностей). 3. Доводя проектный замысел до уровня проекта, это сообщество, отталкиваясь от необходимого, составляет согласованный план действий и бюджет,  обосновывая последний разработанной сметой расходов. Именно такая технология осуществления гуманитарного П. (искусственного, целенаправленного, осуществляемого за счет собственных усилий преобразования, обеспечивающего развитие) позволяет авторам-разработчикам брать на себя ответственность  за реализацию своих идей. Именно в таком случае будущее не прогнозируется, а строится, а гуманитарное П. оказывается технологией "работы с будущим", включающей в себя разработку замыслов преобразования мира (ситуации, деятельности и т.д.) и их реализацию, в результате которой преобразуемое становится не просто другим (как оно изменилось бы в ходе естественной эволюции), но именно таким, как было задумано. Проверка гуманитарного проекта по критерию "реализуемость" проводится по следующим показателям: а) обоснованность проекта (актуальность и доказательность проектной идеи; точность выявления и формулирования проблемы); б) уровень квалификации авторов (соответствие авторского самоопределения и границ анализируемой ими ситуации; возможность "снятия" проблемы реализацией заявленной идеи; возможность реализации проектной идеи ее авторами — оценка  предъявленного опыта); в) проработанность проекта (доказанность возможности осуществления заявленной идеи; продуманность технологии и механизма реализации). С.Б. Савелова

Философский словарь

Проектирование

— деятельность по созданию проектов. Исходя из этого определения, можно сказать, что П. характеризуется двумя моментами: идеальным характером действия и его нацеленностью на появление (образование) чего-либо в будущем. Эти две характеристики отличают П. как таковое от других широких (в некотором смысле предельных) типов деятельности, например, от исследования. Существуют самые различные виды, методы и способы П. Например, различают: техническое П. или П. по прототипам, т.е. организованное задачным образом (например, решение определенного круга задач при разработке проектно-сметной документации, разработка реализационных проектов по достижению заранее известных целей); гуманитарное П. или собственно П. в узком и точном смысле слова, с которым связана проблемная организация мышления и деятельности. Гуманитарное П. — это технология осуществления преобразований в том случае, когда результат проектного решения наперед неизвестен, технология, реализация которой обеспечивает развитие. Различие этих видов П. — теоретический спор, идущий в рамках особой проблематики: оснований или методологических принципов. Под методологическими принципами П. понимается совокупность сознательных, рефлексируемых и бессознательных, неотфлексированных установок, определяющих получаемый в итоге продукт по схеме акта деятельности (постановка задач; используемые для их решения средства; общая организация процесса и т.д.). В этих принципах выделяются два взаимосвязанных, но далеко не тождественных слоя: онтологический (слой видения и понимания) и организационно-деятельностный (слой действия и его организации). Без подобной двухслойности организации любой методологический принцип перестает работать. Любые преобразования осуществляются сперва в мыслительной имитации и лишь затем в действии. П. строится на основе работы по согласованию понятий, выстраиванию собственных представлений, т.е. концептуализации. Концептуализация тогда — средство формирования идеальной действительности; соорганизации разнонаправленных и многообразных течений; образования и самообразования, самосотворения участников процесса работы с будущим. В контексте гуманитарного П. концепция — это не научный прогноз, а проект, мыслительная конструкция, задающая место для заполнения идеальными представлениями будущего для тех, кто ее разрабатывает. В концепции, отвечая одновременно на вопросы, что и как делать и как устроен мир делания, мы обязаны получить механизм реализации своих замыслов. Именно концепция выступает соорганизующей рамкой полиологической организации деятельности, на основании которой рождается политика как средство реализации управленческой деятельности. В свою очередь, политика меняет ситуацию, а новая ситуация требует пересмотра концепции, т.е. перепроектирования. При этом реализуемость, практичность и эффективность замыслов оказывается прямой функцией принимаемых проектировщиками форм самоорганизации. Идеи и техники демократии участия выводятся из предположения, что нет и не может быть вопроса о том, кто из сторонников или противников проекта прав "на самом деле", потому что каждый прав по-своему. Рефлексия своей позиции как частичной, частной, находящейся в ряду других, в т.ч. и конкурирующих, вменена проектирующим самой ситуацией преобразований. Следовательно, если мы не хотим действовать силой или обманом, в гуманитарном П. оказывается безальтернативной полилогичная организация деятельности, возникает рациональность другого рода, чем в науке. Гуманитарное П. — это технология "работы с будущим", включающая в себя разработку замыслов преобразования мира (ситуации, деятельности и т.д.) и их реализацию, в результате которой преобразуемое становится не просто другим (как оно изменилось бы в ходе естественной эволюции), но именно таким, как было задумано. В таком случае будущее не прогнозируется, а строится. При этом разработка концептуального проекта есть собственно П., втягивающее в себя и процесс его реализации. Такого рода деятельность необходима при П. многокомплексных динамических систем, к которым можно отнести и образовательные системы. Ее осуществление возможно при появлении методологической позиции, которая не фиксируется институционально, а присваивается сообществом неформальным образом. Методолог не проектирует системы, он занимается соорганизацией деятельности субъектов, ее проектирующих. Могут быть выделены пять методологических принципов, которые достаточно полно очерчивают совокупность деятельностей и их возможную со-ор-ганизацию в общем процессе П. систем: 1. Построение взаимодействующей системы субъектов проетирования (их совместимость); 2. Развитие мыследеятельности как ядро создания и организации образовательных общностей; 3. Функциональная ориентация в проектируемую сферу других сфер деятельности (как ведущий процесс построения сферы образования); 4. Рефлексивное развертывание одновременных и взаимосвязанных процессов П. и реализации; 5. Индивидуализация П.Т.о. гуманитарное П. — это искусственное, целенаправленное, осуществляемое за счет собственных усилий преобразование, обеспечиващее развитие; форма (наряду с программированием) реализации проблемной организации мышления и деятельности. Гуманитарные проекты, в которых ответственность за реализацию своих идей должна ложится на плечи авторов-разработчиков, в принципе проверяются не на истинность, а на реализуемость. СБ. Савелова

Психологическая энциклопедия

Проектирование

— составление проекта, плана, формулировка замысла.

Каким бывает «проектирование»?

Проектирование бывает:

  • предварительное
  • рабочее
  • техническое
Все определения к слову ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Фонетический разбор слова «проектирование»

Звуко-буквенный разбор слова проектирование. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «проектирование»

Какими словами можно заменить слово проектирование? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Ассоциации к слову «проектирование» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово проектирование? В русском языке со словом проектирование чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Сочетаемость слова «проектирование»

Как правильно употребляется слово проектирование? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • автоматизированное проектирование
  • архитектурное проектирование
  • дидактическое проектирование
  • дипломное проектирование
  • организационное проектирование
  • ориентированного проектирования
  • педагогическое проектирование
Полная таблица сочетаемости слова ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Cлово «проектирование» является ответом на вопросы