Подход

Cлово «подход» означает:

совокупность приемов, способов — в воздействии на нечто, в ведении дел, в изучении чего-либо и пр.

Источник: Психологический словарь

Значение слова «подход» в русском языке

— комплекс  парадигматических, синтагматических и прагматических структур и механизмов в познании и/или практике, характеризующий конкурирующие между собой (или исторически сменяющие друг друга) стратегии и программы в философии, науке, политике или в организации жизни и деятельности людей. Обычно к анализу  категории  П. обращаются в особые периоды развития той или иной деятельности, когда фиксируются принципиальные изменения или возникают неразрешимые наличными средствами проблемы. В развитии науки и научной деятельности Кун назвал эти периоды научными революциями. В более широком смысле, вся наука  представляет собой особый П. к миру, базовой парадигмой которого являются развернутые представления о природе или онтология  природы. Природная или натуралистическая парадигма  настолько утвердилась в мировоззрении и в содержании образования, что только философы, методологи и историки науки помнят о том, что наука в современном виде существовала не всегда, что она оформлялась как особый П. к миру в 16-18 вв., что сама онтологическая картина природы является продуктом развития науки, а не непосредственной данностью. Натурализм  три века конкурировал с другими подходами: теизмом, деизмом, гилозоизмом и т.д. В самой науке возникали, конкурировали между собой и исчезали самостоятельные надпредметные П. (механицизм, позитивизм) , предпринимались попытки распространить дисциплинарные и предметные парадигмы и синтагмы на науку в целом (физикализм,  социологизм,  психологизм,  биологизм). Категория  П. до 20 в. была продуктом методологической рефлексии и философской критики, поэтому подходные характеристики либо обсуждались как отрицание  иного П., который описывается ретроспективно (Платон  и софисты, Аристотель  и античные физики, Ф. Бэкон и Аристотель, эмпириокритицизм Маха и эмпиризм  Локка), либо формулировались как аргументы в полемике (номинализм  — реализм,  корпускулярная и волновая теории света, дарвинизм — ламаркизм). Методологи 20 в. помимо этого занимаются непосредственным конструированием П., причем не только новых, но и тех, которым они противопоставлены. Так например, Поппер формулирует положения историцизма,  приписывает историцизм как П. целому ряду философов и мыслителей прошлого, анализирует проблемы историцизма, а в качестве ответа на эти проблемы предлагает парадигму "открытого общества". Методологизация практически всех сфер мышления и деятельности в 20 в. обеспечила множество подходных предложений разного масштаба. С начала 20 ст. как П. в различных сферах культуры разрабатывались: феноменология,  экзистенциализм,  структурализм  , тектология  , научная организация  труда . Затем появились кибернетика,  общая теория систем,  синергетика,  СМД-методология и т.д. Разрабатываются различные П. в конкретных науках, где они либо сменяют друг друга как этапы (например, описанная Куном революционная смена парадигмы в физике, или кейнсианский этап в экономике), либо сосуществуют, не нарушая дисциплинарной целостности, но создавая полипредметность в рамках одной дисциплины (например, бихевиоризм,  гештальтизм, или культурно-историческая концепция  в психологии). Иногда П., возникшие как междисциплинарные, сворачиваются в предмет (экология,  кибернетика, семиотика) , иногда разворачиваются в метатеорию (общая теория систем) , или просто становятся идеологией некоторого широкого движения (например, системное движение за рамками общей теории систем, или "зеленое" движение вненаучной экологии). Принципиальное значение  для интеллектуальной ситуации второй половины 20 в. приобретает оппозиция натуралистического и деятельностного П.: первый рассматривает мир (универсум) как природу, данную (или берущуюся) в субъект-объектных познавательных схемах,  а второй — как мир мышления и деятельности, требующих привлечения различных схем знания. П. манифестируется в эпистемологии и истории (генезисе или развитии) мышления. О ставшем или становящемся П. можно говорить только тогда, когда объявлены и обоснованы его принципиальные отличия от иного П. хотя бы в одном из трех эпистемических пространств: в парадигме (онтологические картины, схемы и описания объектов); в синтагме (способы и методы  доказательства, аргументации, языки  описания, объяснения и понимания); в прагматике (цели, ценности,  задачи,  предписания, разрешенные и запрещенные формы употребления элементов синтагмы и парадигмы). Основное противоречие  и парадокс феномена П. состоит в том, что П. присутствует в деятельности и мышлении как в рефлексируемом, так и в нерефлексируемом виде. В периоды формирования П. хорошо осознается, что представления об объекте,  да и сам объект как особая организованность, задаются и определяются не только и даже не столько его объективными характеристиками, сколько средствами и методами нашего мышления и нашей деятельности, а потом (в периоды функционирования ставшего П.) об этом забывают. Методологическая рефлексия замыкается в рамках П., и сам П. становится нефиксируемым. Мышление и деятельность  адептов П. подчиняются "эпистемической машине", заданной парадигмой и синтагмой, нечто новое может производится этой машиной только в рамках дозволенного прагматикой П. Так например, изобретения и достижения периода 18-19 вв., были продуктами "эпистемической машины" научного П., сконструированной поколением  методологов науки от Ф. Бэкона и Декарта до Ньютона, которые сменили познавательную парадигму, и участвовали в подходной революции. В 20 в. цикл жизни  П. сокращается. Научные (подходные) революции и нормальная наука укладываются в годы жизни человека  или карьеры ученого, а иногда и не один раз. Это обстоятельство требует от участников процессов деятельности и мышления навыков методологической рефлексии, своеобразного "расподхоживания" по аналогии с гегелевским распредмечиванием. В.В. Мацкевич

Источник: Социологический словарь

Философский словарь

Подход

— комплекс парадигматических, синтагматических и прагматических структур и механизмов в познании и/или практике, характеризующий конкурирующие между собой (или исторически сменяющие друг друга) стратегии и программы в философии, науке, политике или в организации жизни и деятельности людей. Обычно к анализу категории П. обращаются в особые периоды развития той или иной деятельности, когда фиксируются принципиальные изменения или возникают неразрешимые наличными средствами проблемы. В развитии науки и научной деятельности Кун назвал эти периоды научными революциями. В более широком смысле, вся наука представляет собой особый П. к миру, базовой парадигмой которого являются развернутые представления о природе или онтология природы. Природная или натуралистическая парадигма настолько утвердилась в мировоззрении и в содержании образования, что только философы, методологи и историки науки помнят о том, что наука в современном виде существовала не всегда, что она оформлялась как особый П. к миру в 16-18 вв., что сама онтологическая картина природы является продуктом развития науки, а не непосредственной данностью. Натурализм три века конкурировал с другими подходами: теизмом, деизмом, гилозоизмом и т.д. В самой науке возникали, конкурировали между собой и исчезали самостоятельные надпред-метные П. (механицизм, позитивизм), предпринимались попытки распространить дисциплинарные и предметние парадигмы и синтагмы на науку в целом (физикализм, социологизм, психологизм, биологизм). Категория П. до 20 в. была продуктом методологической рефлексии и философской критики, поэтому подходные характеристики либо обсуждались как отрицание иного П., который описывается ретроспективно (Платон и софисты, Аристотель и античные физики, Ф. Бэкон и Аристотель, эмпириокритицизм Маха и эмпиризм Локка), либо формулировались как аргументы в полемике (номинализм — реализм, корпускулярная и волновая теории света, дарвинизм — ламаркизм). Методологи 20 в. помимо этого занимаются непосредственным конструированием П., причем не только новых, но и тех, которым они противопоставлены. Так например, Поппер формулирует положения историцизма, приписывает историцизм как П. целому ряду философов и мыслителей прошлого, анализирует проблемы историцизма, а в качестве ответа на эти проблемы предлагает парадигму открытого общества. Методологизация практически всех сфер мышления и деятельности в 20 в. обеспечила множество подходных предложений разного масштаба. С начала века как П. в различных сферах культуры разрабатывались: феноменология, экзистенциализм, структурализм, тектология, научная организация труда. Затем появились кибернетика, общая теория систем, синергетика, СМД — методология и т.д. Разрабатываются различные П. в конкретных науках, где они либо сменяют друг друга как этапы (например, описанная Куном революционная смена парадигмы в физике, или кейнсианский этап в экономике), либо сосуществуют, не нарушая дисциплинарной целостности, но создавая полипредметность в рамках одной дисциплины (например, бихевиоризм, гештальтизм, или культурно-историческая концепция в психологии). Иногда П., возникшие как междисциплинарные, сворачиваются в предмет (экология, кибернетика, семиотика), иногда разворачиваются в метатеорию (общая теория систем), или просто становятся идеологией некоторого широкого движения (например, системное движение за рамками общей теории систем, или "зеленое" движение вне научной экологии). Принципиальное значение для интеллектуальной ситуации второй половины 20 в. приобретает оппозиция натуралистического и деятельностного П.: первый рассматривает мир (универсум) как природу, данную (или берущуюся) в субъект-объектных познавательных схемах, а второй — как мир мышления и деятельности, требующих привлечения различных схем знания. П. манифестируется в эпистемологии и истории (генезисе или развитии) мышления. О ставшем или становящемся П. можно говорить только тогда, когда объявлены и обоснованы его принципиальные отличия от иного П. хотя бы в одном из трех эпистемических пространств: в парадигме (онтологические картины, схемы и описания объектов); в синтагме (способы и методы доказательства, аргументации, языки описания, объяснения и понимания); в прагматике (цели, ценности, задачи, предписания, разрешенные и запрещенные формы употребления элементов синтагмы и парадигмы). Основное противоречие и парадокс феномена П. состоит в том, что П. присутствует в деятельности и мышлении как в рефлексируемом, так и в нерефлексируемом виде. В периоды формирования П. хороню осознается, что представления об объекте, да и сам объект как особая организованность, задаются и определяются не только и даже не столько его объективными характеристиками, сколько средствами и методами нашего мышления и нашей деятельности, а потом (в периоды функционирования ставшего П.) об этом забывают. Методологическая рефлексия замыкается в рамках П., и сам П. становится нефиксируемым. Мышление и деятельность адептов П. подчиняются "эпистемической машине", заданной парадигмой и синтагмой, нечто новое может производится этой машиной только в рамках дозволенного прагматикой П. Так например, изобретения и достижения периода 18-19 вв., были продуктами "эпистемической машины" научного П., сконструированной поколением методологов науки от Ф. Бэкона и Декарта до Ньютона, которые сменили познавательную парадигму, и участвовали в подходной революции. В 20 в. цикл жизни П. сокращается. Научные (подходные) революции и нормальная наука укладываются в годы жизни человека или карьеры ученого, а иногда, и не один раз. Это обстоятельство требует от участников процессов деятельности и мышления навыков методологической рефлексии, своеобразного "расподхоживания" по аналогии с гегелевским распредмечиванием. В.В. Мацкевич

Психологическая энциклопедия

Подход

— совокупность приемов, способов — в воздействии на нечто, в ведении дел, в изучении чего-либо и пр.

Толковый словарь Ожегова

Подход

Совокупность приемов, способов (в воздействии на кого-что-нибудь, в изучении чего-нибудь, в ведении дела)

Каким бывает «подход»?

Подход бывает:

  • нестандартный
  • комплексный
  • практичный
  • системный
  • классовый
  • реалистический
  • рациональный
  • индивидуальный
  • марксистский
  • вдумчивый
Все определения к слову ПОДХОД

Фонетический разбор слова «подход»

Звуко-буквенный разбор слова подход. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «подход»

Какими словами можно заменить слово подход? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ПОДХОД

Ассоциации к слову «подход» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово подход? В русском языке со словом подход чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ПОДХОД

Сочетаемость слова «подход»

Как правильно употребляется слово подход? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • авторский подход
  • альтернативный подход
  • американский подход
  • аналитический подход
  • аналогичный подход
  • антропологический подход
  • биологический подход
  • вдумчивый подход
  • вербовочный подход
  • верный подход
Полная таблица сочетаемости слова ПОДХОД

Предложения со словом «подход»

Примеры употребления слова подход в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Системный подход позволяет дать строгое определение понятию этноса.

Лев Гумилев, Этносфера: история людей и история природы

Тяжело представить, будто неприметный целитель мог найти подход к правящей элите соседнего государства.

Елена Малиновская, Последняя жизнь нечисти

Подобный подход требует серьёзных обоснований – и в этом его преимущество.

Чип Хиз, Ловушки мышления

У меня дед улей держал в деревне. Так вот, я каждое лето к нему приезжала. Меня пчёлы кусали, а его нет. И я всё время спрашивала : «Дед, а почему?» А потому, что говорит, он каждую пчёлку в лицо знал, подход к ней имел. И всегда был мир, гармония и мёд. Так вот и я хочу, чтобы у меня в отделе был мир, гармония и мёд.

Пятницкий (телесериал)

Все предложения и цитаты со словом ПОДХОД

Cлово «подход» является ответом на вопросы