Пир
Cлово «пир» означает:
пиршествопированье
Источник: Словарь синонимов
Значение слова «пир» в русском языке
— старец-наставник суфиев (См. Суфизм), ведущий по мистическому пути своих учеников и последователей, мюридов.
Источник: Исторический словарь
Философский словарь
Пир
— произв. Платона.
Философский словарь
Пир
(перс. — старец) — старец-наставник у суфиев (см. Суфизм), ведущий по мистич. пути (тари-кат) своих учеников и последователей (мюридов).
Философский словарь
Пир
— произведение Платона, содержащее одну из классических версий изложения базовых идей платоновской философской концепции и занимающее в силу этого важнейшее место в системе его диалогов. По традиционным данным (К.Гильдебрандт, С.К.Апт), "П." написан не ранее середины 70-х и не позднее 60-х 4 в. до н.э., согласно современной трактовке, эту дату относят к середине 80-х, т.е. его создание приходится как раз на платоновское акмэ (см. Платон). "П." является фундаментальным текстом классической философской традиции (см. Классика — Неклассика — Постклассика) и типичным произведением в авторской системе отсчета Платона. Так, логическая композиция "П." организована как воспроизведение дискуссии мудрецов по поводу выявления сущности определенного, специально избранного феномена — в данном случае в качестве такового выступает любовь (конкретно — персонифицированный Эрос древнегреческого пантеона). Структурно диалог включает в себя: 1) сюжетно-композиционное введение: описание разговора Аполлодора с Главконом о пире в доме Агафона, на котором присутствовал Аристодем из Кидафии, друг Аполлодора; согласие последнего воспроизвести рассказ Аристодема о происходившем на этом пиру, главным среди которого было произнесение всеми присутствовавшими, по предложению Павсания, "похвальных речей" Эросу. Таким образом, "П." может быть отнесен к "симпосиям" (от греч. symposion — "совместное питье", что означало ту стадию пира, когда гости переходили от вкушания блюд к интеллектуальной или развлекательной беседе вокруг кратера с вином) — "застольным беседам" как литературному жанру (ср. " Ксенофонта Афинского, " семи мудрецов" и "Девять книг пиршественных вопросов" Плутарха, "Софисты за пиршественным столом" Атенея, "Сатурналии" Макробия, ", или Кронии" Юлиана и т.п.), и в этом отношении традиционные переводы его исходного названия "Symposion" (русское "П.", французское "Bunquet" и др. — в отличие от лат. "соnvivium") не передают достаточно точно идеи его замысла; II) содержательное изложение семи соответствующих панегириков: 1) речь Федра: древнейшее происхождение Эроса ("любящий божественней любимого, потому что он вдохновлен Богом"); 2) речь Павсания: два Эроса ("коль скоро Афродиты две, то и Эротов должно быть два… Из этого следует, что… Эротов, сопутствующих обеим Афродитам, надо именовать соответственно небесным и пошлым"), — данный постулат Платона оказал неизгладимое влияние на историю интерпретации любви в европейской культурной традиции, во многом определив не только концептуально-содержательные векторы ее эволюции, но и многие ее проблемные узлы, включая типичные для европейского менталитета фобии и комплексы (см. Любовь); 3) речь Эриксимаха: Эрос разлит во всей природе ("Эрот… живет не только в человеческой душе и не только в ее стремлении к прекрасным людям, но и во многих других ее порывах, да и вообще во многом другом на свете — в телах любых животных, в растениях, во всем, можно сказать, сущем, ибо он Бог великий, удивительный и всеобъемлющий, причастный ко всем делам людей и богов"), — идеи данного фрагмента "П." послужили важнейшей предпосылкой формирования эманационных концепций неоплатоников (см. Эманация) и мистической традиции христианства; 4) речь Аристофана: Эрос как стремление человека к изначальной целостности ["когда-то наша природа была не такой, как теперь… Люди были трех полов, а не двух, как ныне, — мужского и женского, ибо существовал еще третий пол, который соединял в себе признаки этих обоих; сам он исчез и от него сохранилось только имя, ставшее бранным — андрогины, и из него видно, что они сочетали в себе вид и наименование обоих полов — мужского и женского. […] Страшные своей силой и мощью, они питали великие замыслы и посягали даже на власть богов… И вот Зевс и прочие боги стали совещаться, как поступить с ними… Наконец Зевс… стал разрезать людей пополам, как разрезают перед засолкой ягоды рябины… Вот с каких давних пор свойственно людям любовное влечение друг к другу, которое, соединяя прежние половины, пытается сделать из двух одно и тем самым исцелить человеческую природу. Итак, каждый из нас половинка человека, рассеченного на две камбалоподобные части, и поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину. Таким образом, любовью называется жажда целостности и стремление к ней…", — данная легенда, предложенная Платоном, наложила глубокий отпечаток на художественную традицию Запада, подвергая любовь различным на протяжении истории романтическим интерпретациям: от средневекового сюжета о Тристане и Изольде и куртуазной лирики трубадуров до пушкинского письма Татьяны к Онегину ("То в высшем суждено совете, // То воля неба: я — твоя") и современных кинематографических мелодрам]; 5) речь Агафона: совершенство Эроса ("Эрот, который сначала был сам прекраснейшим и совершеннейшим Богом, стал потом источником этих же качеств для прочих"); 6) речь Сократа: цель Эроса — овладение благом (".. .Любовь — это всегда любовь к благу. […] …Все люди беременны как телесно, так и духовно, и, когда они достигают известного возраста, природа наша требует разрешения от бремени. Разрешиться же она может только в прекрасном, но не в безобразном. […] Любовь — стремление родить и произвести на свет в прекрасном. […] Вот каким путем нужно идти в любви — … от одного прекрасного тела к двум, от двух — ко всем, а затем от прекрасных тел к прекрасным нравам, а от прекрасных нравов к прекрасным учениям, пока не поднимешься от этих учений к тому, которое и есть учение о самом прекрасном, и не познаешь наконец, что же это — прекрасное"); — данная "речь" репрезентирует авторскую позицию Платона (изложение которой, как это характерно для платоновских диалогов в целом, вложено в уста Сократа), — позицию, во многом определившую: в системе отсчета философской традиции — не только платоновскую трактовку блага, но и европейский идеализм в целом (см. Идеализм); в системе отсчета западного типа ментальности — не только историю философских интерпретаций любви, но и эволюцию представлений о любви в целом, наложивших существенный отпечаток на специфику ментальности западного типа, включая и характерные для нее романтические идеалы (непременно сопрягающие любовь с "высшим благом"), и своего рода трансцендентализацию любви (классическим образцом которой являются тексты писем А.Блока к жене), и даже стереотипы эротического поведения, — не случайно П.Слотердайк к числу важнейших задач современных интерпретационных стратегий в отношении любви называет ее декогнитизацию (см. Любовь); 7) речь Алквиада: панегирик Сократу ("он похож на тех силенов… которых художники изображают с какой-нибудь дудкой или флейтой в руках. Если раскрыть такого силена, то внутри у него оказываются изваяния богов…"); III) композиционное заключение, подводящее фабульный итог рассказа о пире в доме Агафона. Центральным моментом философского содержания "П." является развитие Платоном эйдотической концепции (см. Эйдос). К моменту создания "П." идея эйдоса как таковая была уже выдвинута Платоном (диалог "Федон" и др.), заложив основу философского идеализма в его классическом понимании (см. Идеализм). В контексте "П." данная идея существенно обогащается трактовкой эйдоса в качестве предела (в математическом смысле этого слова) бытия вещи, — и последнее понимается в данном случае именно как процессуальное стремление к эйдосу. Кроме того, "П." может быть рассмотрен как первый историко-философский прецедент полноты и корректности постановки вопроса о соотношении общего и отдельного, без которого не были бы возможны такие феномены европейской ис- торико-философской традиции, как диалектика Гегеля и диалог номотетической и идиографической парадигм в философии истории.
Толковый словарь Даля
Пир
м. (см. пира) пиршество ср. пируха ж. пирушка умалит. многолюдное угощенье, большой званый обед, ужин, иногда с музыкой, пляской и с другими потехами. свадебный, именинный. У них пир горой идет. на весь мир. Каковы гости, таков и пир. На
Толковый словарь Ожегова
Пир
Богатая и торжественная еда с приглашением многих гостей
Cлово «пир» означает:
пир может означать:
Источник: Википедия
Большой современный толковый словарь русского языка
м.
1.Большой званый обед или ужин с обильным угощением, обычно сопровождаемый различными увеселениями.
2. перен. устар.Сражение, война, кровопролитие.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
Пир
м.
1) Большой званый обед или ужин с обильным угощением, обычно сопровождаемый различными увеселениями.
2) перен. устар. Сражение, война, кровопролитие.
Словарь Даля
Пир
муж. ( см. пира ) пиршество ср. пируха жен. пирушка умалит. многолюдное угощенье, большой званый обед, ужин, иногда с музыкой, пляской и с другими потехами. Пир свадебный, именинный. У них пир горой идет. Пир на весь мир. Каковы гости, таков и пир. На пиру много друзей. Как при пире, при беседе много друзей; как при горе, при кручине — нет никого! В чужом пиру да похмелье. С чужого пира похмелье. На чужом пиру с похмелья. Как в пир идти, так и голову чесать. Когда пир, тогда и песни. В пир идешь, не хвастай, а когда из пиру идешь, хвастай. Горе горевать не пир пировать. Что в пир, что в мир (т. е. по миру), все в одном. Мое горе в миру не годится в пиру. Ни в пир, ни в мир, ни в добрые люди. Звал волк козу на пир, да коза нейдет. Радуйся, Кирюшка, будет у бабушки пирушка! Пирные подготовки. Дом пирный. Пировые затеи. Пировой староста, стар. кого избирали в хозяева народного пира, б. ч. на храмовых праздниках; обычно церковный староста. Пиряне, свадебные гости. Пировный праздник, церк. званый. Пировать, пиршествовать, быть участником пира, веселиться разгульно за столом; бражничать; праздновать что-либо пиром. Хлеб-соль берем, а вас паровать зовем (согласие на свадьбу). Где пировать, тут и пиво наливать (и брагу сливать). Люди пировать, а мы горевать. Каково пируется? Пированье ср. пировка жен. , пермяц. действие по глаг. Пирователь, -ница , пирушник, пирянин, пировник, -ница , пирник, пирщик, — щица, кто пирует, участник пира, сотрапезник. Пиршественый, пирный, пировой; относящ. до великого, торжественного празднества, пиршества. Пиршествовать, пировать торжествено и великолепно; пиршествованье, пированье или роскошное пиршество. Паршествователь, — ница, кто пирует, хозяин и застольники. Пирничать, пирушначать, пировать или задавать пиры почасту, жить широко, разгульно; бражничать, бывать на попойках, жить для еды и питья. Пирог муж. (пирожина, пирожища; пирожок, -жочек ; пирожишка). сев. до моск. хлеб ситный, лучший ржаной; новг. , вологод. , пермяц. хлеб полбеный, либо ячный; тамб. , курск. , ряз. пшеничный; оренб. ситный яровой, без всякой приправы; что в вост. губ. калач, в южн. булка; | хлебенное, печенье, б. ч. пшеничное, с начинкою. Пироги бывают: с горохом, с кашею, с грибами (гороховик, крупеник, грибник), с мясом, рыбой (кулебяка) и пр. Пирог защипанный, глухой; незащипанный или растегай; пирог долгий, круглый, треух; кислый, сдобный; подовый, из кислого теста, вздутый; слад кий, чиненый сластями, либо торт.
Словарь русского языка Лопатина
Пир
пир, -а, предл. на пир`у, мн. -`ы, -`ов
Словарь русского языка Ожегова
Пир
Colloq об обильном угощении, вкусной еде За ужином у нас сегодня целый п. пир богатая и торжественная еда с приглашением многих гостей Княжеский п. Задать п. П. горой (разг.). П. на весь мир (погов.).
Толковый словарь Ефремовой
Пир
м.
1) Большой званый обед или ужин с обильным угощением, обычно сопровождаемый различными увеселениями.
2) перен. устар. Сражение, война, кровопролитие.
Толковый словарь русского языка Ушакова
Пир
пира, о пире, на пиру, мн. пиры, м. (устар., теперь ритор.).
1. Большой званый обед или ужин с обильным и роскошным угощеньем. И садятся все за стол, и веселый пир пошел. Пушкин. Мы пируем пир веселый и за родину мы пьем. Языков. Пир на весь мир. Пир горой (см. гора). Коли пир, так пир горой. А.К. Толстой.
2. перен. Разгул. Жадный пир злодейства и насилья, торжество картечи и штыков! Некрасов (о войне). В чужом пиру похмелье – см. похмелье.
Полный орфографический словарь русского языка
Пир
пир, -а, предл. на пиру, мн. —ы, —ов
Викисловарь
Пир
мужское имя
Викисловарь
Пир
большой званый обед или ужин с обильным угощением, обычно сопровождаемый различными увеселениями об обильном угощении, вкусной еде , сражение, война, кровопролитие
Викисловарь
Пир
участник пиринга; равноправного информационного обмена
Викисловарь
Пир
старый, пожилой
Викисловарь
Пир
один
Каким бывает «пир»?
Пир бывает:
- поминальный
- свадебный
- брачный
- праздничный
- грандиозный
- званый
- роскошный
- кровавый
- прощальный
- пышный
Морфемный и фонетический разбор слова «пир»
Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова пир. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.
Синонимы к слову «пир»
Какими словами можно заменить слово пир? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:
- Бог
- Валтасаров пир
- Услад
- Вечеринка
- Вакханалия
- Банкет
- Вечер
- Бражничанье
- Веселье
- Бал
Ассоциации к слову «пир» (слова на тему)
С чем ассоциируется слово пир? В русском языке со словом пир чаще всего ассоциируются следующие слова:
Все ассоциации к слову ПИРСочетаемость слова «пир»
Как правильно употребляется слово пир? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.
- богатый пир
- большой пир
- брачный пир
- в чужом пиру
- великий пир
- великолепный пир
- весёлый пир
- вечерний пир
- вчерашний пир
- грандиозный пир
Предложения со словом «пир»
Примеры употребления слова пир в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.
Её задача заключалась в охране от порчи постели молодых по дороге из родительского дома невесты, во время свадебного пира в доме жениха.
Агафья Звонарева, Народные обряды, обычаи и приметы
– Хочу есть. Хочу забыться. Пойдёмте все в кафе и забудемся. Закатим пир. Вина выпьем. Мороженого…
Аркадий и Борис Стругацкие, Сказка о Тройке
Я зашёл в первый попавшийся, с наслаждением сел в плетёное креслице, несмотря на заслуженный вид, оказавшееся очень удобным, и устроил пир горой, потратив на это благое дело целых двадцать пять юаней.
Андрей Шляхов, Китай и китайцы. Привычки. Загадки. Нюансы
Мои концерты — пир во время чумы? Да мои концерты — это чума во время пира.
Алла Борисовна Пугачёва
Все предложения и цитаты со словом ПИРCлово «пир» является ответом на вопросы
- Во время какого мероприятия царь Валтасар прочёл на стене пророчество о собственной гибели? 3 буквы
- Роман польского писателя Тадеуша Брезы об интеллегенции в послевоенной Польше «… Валтасара»
- Диалог Платона, посвященный проблеме любви
- «Самый неподходящий праздник» для сидящего на диете
- Картина Паоло Веронезе «… в доме Левия»
- Картина Василия Поленова «… блудного сына»
- Драма Генрика Ибсена «… в Сульхауге»
- Роман английского писателя Джеймса Ханта «… поэтов»
- Картина Рембрандта «… Валтасара»
- Роскошная гулянка