Пир

Cлово «пир» означает:

пиршествопированье

Источник: Словарь синонимов

Значение слова «пир» в русском языке

— старец-наставник суфиев (См. Суфизм), ведущий по мистическому пути своих учеников и последователей, мюридов.

Источник: Исторический словарь

Философский словарь

Пир

— произв. Платона.

Философский словарь

Пир

(перс. — старец) — старец-наставник у суфиев (см. Суфизм), ведущий по мистич. пути (тари-кат) своих учеников и последователей (мюридов).

Философский словарь

Пир

произведение Платона, содержащее одну из классических версий изложения базовых идей платоновской философской концепции и занимающее в силу этого важнейшее место в системе его диалогов. По традиционным данным (К.Гильдебрандт, С.К.Апт), "П." написан не ранее середины 70-х и не позднее 60-х 4 в. до н.э., согласно современной трактовке, эту дату относят к середине 80-х, т.е. его создание приходится как раз на платоновское акмэ (см. Платон). "П." является фундаментальным текстом классической философской традиции (см. Классика — Неклассика — Постклассика) и типичным произведением в авторской системе отсчета Платона. Так, логическая композиция "П." организована как воспроизведение дискуссии мудрецов по поводу выявления сущности определенного, специально избранного феномена — в данном случае в качестве такового выступает любовь (конкретно — персонифицированный Эрос древнегреческого пантеона). Структурно диалог включает в себя: 1) сюжетно-композиционное введение: описание разговора Аполлодора с Главконом о пире в доме Агафона, на котором присутствовал Аристодем из Кидафии, друг Аполлодора; согласие последнего воспроизвести рассказ Аристодема о происходившем на этом пиру, главным среди которого было произнесение всеми присутствовавшими, по предложению Павсания, "похвальных речей" Эросу. Таким образом, "П." может быть отнесен к "симпосиям" (от греч. symposion — "совместное питье", что означало ту стадию пира, когда гости переходили от вкушания блюд к интеллектуальной или развлекательной беседе вокруг кратера с вином) — "застольным беседам" как литературному жанру (ср. " Ксенофонта Афинского, " семи мудрецов" и "Девять книг пиршественных вопросов" Плутарха, "Софисты за пиршественным столом" Атенея, "Сатурналии" Макробия, ", или Кронии" Юлиана и т.п.), и в этом отношении традиционные переводы его исходного названия "Symposion" (русское "П.", французское "Bunquet" и др. — в отличие от лат. "соnvivium") не передают достаточно точно идеи его замысла; II) содержательное изложение семи соответствующих панегириков: 1) речь Федра: древнейшее происхождение Эроса ("любящий божественней любимого, потому что он вдохновлен Богом"); 2) речь Павсания: два Эроса ("коль скоро Афродиты две, то и Эротов должно быть два… Из этого следует, что… Эротов, сопутствующих обеим Афродитам, надо именовать соответственно небесным и пошлым"), — данный постулат Платона оказал неизгладимое влияние на историю интерпретации любви в европейской культурной традиции, во многом определив не только концептуально-содержательные векторы ее эволюции, но и многие ее проблемные узлы, включая типичные для европейского менталитета фобии и комплексы (см. Любовь); 3) речь Эриксимаха: Эрос разлит во всей природе ("Эрот… живет не только в человеческой душе и не только в ее стремлении к прекрасным людям, но и во многих других ее порывах, да и вообще во многом другом на свете — в телах любых животных, в растениях, во всем, можно сказать, сущем, ибо он Бог великий, удивительный и всеобъемлющий, причастный ко всем делам людей и богов"), — идеи данного фрагмента "П." послужили важнейшей предпосылкой формирования эманационных концепций неоплатоников (см. Эманация) и мистической традиции христианства; 4) речь Аристофана: Эрос как стремление человека к изначальной целостности ["когда-то наша природа была не такой, как теперь… Люди были трех полов, а не двух, как ныне, — мужского и женского, ибо существовал еще третий пол, который соединял в себе признаки этих обоих; сам он исчез и от него сохранилось только имя, ставшее бранным — андрогины, и из него видно, что они сочетали в себе вид и наименование обоих полов — мужского и женского. […] Страшные своей силой и мощью, они питали великие замыслы и посягали даже на власть богов… И вот Зевс и прочие боги стали совещаться, как поступить с ними… Наконец Зевс… стал разрезать людей пополам, как разрезают перед засолкой ягоды рябины… Вот с каких давних пор свойственно людям любовное влечение друг к другу, которое, соединяя прежние половины, пытается сделать из двух одно и тем самым исцелить человеческую природу. Итак, каждый из нас половинка человека, рассеченного на две камбалоподобные части, и поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину. Таким образом, любовью называется жажда целостности и стремление к ней…", — данная легенда, предложенная Платоном, наложила глубокий отпечаток на художественную традицию Запада, подвергая любовь различным на протяжении истории романтическим интерпретациям: от средневекового сюжета о Тристане и Изольде и куртуазной лирики трубадуров до пушкинского письма Татьяны к Онегину ("То в высшем суждено совете, // То воля неба: я — твоя") и современных кинематографических мелодрам]; 5) речь Агафона: совершенство Эроса ("Эрот, который сначала был сам прекраснейшим и совершеннейшим Богом, стал потом источником этих же качеств для прочих"); 6) речь Сократа: цель Эроса — овладение благом (".. .Любовь — это всегда любовь к благу. […] …Все люди беременны как телесно, так и духовно, и, когда они достигают известного возраста, природа наша требует разрешения от бремени. Разрешиться же она может только в прекрасном, но не в безобразном. […] Любовь — стремление родить и произвести на свет в прекрасном. […] Вот каким путем нужно идти в любви — … от одного прекрасного тела к двум, от двух — ко всем, а затем от прекрасных тел к прекрасным нравам, а от прекрасных нравов к прекрасным учениям, пока не поднимешься от этих учений к тому, которое и есть учение о самом прекрасном, и не познаешь наконец, что же это — прекрасное"); — данная "речь" репрезентирует авторскую позицию Платона (изложение которой, как это характерно для платоновских диалогов в целом, вложено в уста Сократа), — позицию, во многом определившую: в системе отсчета философской традиции — не только платоновскую трактовку блага, но и европейский идеализм в целом (см. Идеализм); в системе отсчета западного типа ментальности — не только историю философских интерпретаций любви, но и эволюцию представлений о любви в целом, наложивших существенный отпечаток на специфику ментальности западного типа, включая и характерные для нее романтические идеалы (непременно сопрягающие любовь с "высшим благом"), и своего рода трансцендентализацию любви (классическим образцом которой являются тексты писем А.Блока к жене), и даже стереотипы эротического поведения, — не случайно П.Слотердайк к числу важнейших задач современных интерпретационных стратегий в отношении любви называет ее декогнитизацию (см. Любовь); 7) речь Алквиада: панегирик Сократу ("он похож на тех силенов… которых художники изображают с какой-нибудь дудкой или флейтой в руках. Если раскрыть такого силена, то внутри у него оказываются изваяния богов…"); III) композиционное заключение, подводящее фабульный итог рассказа о пире в доме Агафона. Центральным моментом философского содержания "П." является развитие Платоном эйдотической концепции (см. Эйдос). К моменту создания "П." идея эйдоса как таковая была уже выдвинута Платоном (диалог "Федон" и др.), заложив основу философского идеализма в его классическом понимании (см. Идеализм). В контексте "П." данная идея существенно обогащается трактовкой эйдоса в качестве предела (в математическом смысле этого слова) бытия вещи, — и последнее понимается в данном случае именно как процессуальное стремление к эйдосу. Кроме того, "П." может быть рассмотрен как первый историко-философский прецедент полноты и корректности постановки вопроса о соотношении общего и отдельного, без которого не были бы возможны такие феномены европейской ис- торико-философской традиции, как диалектика Гегеля и диалог номотетической и идиографической парадигм в философии истории.

Толковый словарь Даля

Пир

м. (см. пира) пиршество ср. пируха ж. пирушка умалит. многолюдное угощенье, большой званый обед, ужин, иногда с музыкой, пляской и с другими потехами. свадебный, именинный. У них пир горой идет. на весь мир. Каковы гости, таков и пир. На

Толковый словарь Ожегова

Пир

Богатая и торжественная еда с приглашением многих гостей

Cлово «пир» означает:

пир может означать:

Источник: Википедия

Большой современный толковый словарь русского языка

м.

1.Большой званый обед или ужин с обильным угощением, обычно сопровождаемый различными увеселениями.

2. перен. устар.Сражение, война, кровопролитие.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Пир

м.
1) Большой званый обед или ужин с обильным угощением, обычно сопровождаемый различными увеселениями.
2) перен. устар. Сражение, война, кровопролитие.

Словарь Даля

Пир

муж. ( см. пира ) пиршество ср. пируха жен. пирушка умалит. многолюдное угощенье, большой званый обед, ужин, иногда с музыкой, пляской и с другими потехами. Пир свадебный, именинный. У них пир горой идет. Пир на весь мир. Каковы гости, таков и пир. На пиру много друзей. Как при пире, при беседе много друзей; как при горе, при кручине — нет никого! В чужом пиру да похмелье. С чужого пира похмелье. На чужом пиру с похмелья. Как в пир идти, так и голову чесать. Когда пир, тогда и песни. В пир идешь, не хвастай, а когда из пиру идешь, хвастай. Горе горевать не пир пировать. Что в пир, что в мир (т. е. по миру), все в одном. Мое горе в миру не годится в пиру. Ни в пир, ни в мир, ни в добрые люди. Звал волк козу на пир, да коза нейдет. Радуйся, Кирюшка, будет у бабушки пирушка! Пирные подготовки. Дом пирный. Пировые затеи. Пировой староста, стар. кого избирали в хозяева народного пира, б. ч. на храмовых праздниках; обычно церковный староста. Пиряне, свадебные гости. Пировный праздник, церк. званый. Пировать, пиршествовать, быть участником пира, веселиться разгульно за столом; бражничать; праздновать что-либо пиром. Хлеб-соль берем, а вас паровать зовем (согласие на свадьбу). Где пировать, тут и пиво наливать (и брагу сливать). Люди пировать, а мы горевать. Каково пируется? Пированье ср. пировка жен. , пермяц. действие по глаг. Пирователь, -ница , пирушник, пирянин, пировник, -ница , пирник, пирщик, — щица, кто пирует, участник пира, сотрапезник. Пиршественый, пирный, пировой; относящ. до великого, торжественного празднества, пиршества. Пиршествовать, пировать торжествено и великолепно; пиршествованье, пированье или роскошное пиршество. Паршествователь, — ница, кто пирует, хозяин и застольники. Пирничать, пирушначать, пировать или задавать пиры почасту, жить широко, разгульно; бражничать, бывать на попойках, жить для еды и питья. Пирог муж. (пирожина, пирожища; пирожок, -жочек ; пирожишка). сев. до моск. хлеб ситный, лучший ржаной; новг. , вологод. , пермяц. хлеб полбеный, либо ячный; тамб. , курск. , ряз. пшеничный; оренб. ситный яровой, без всякой приправы; что в вост. губ. калач, в южн. булка; | хлебенное, печенье, б. ч. пшеничное, с начинкою. Пироги бывают: с горохом, с кашею, с грибами (гороховик, крупеник, грибник), с мясом, рыбой (кулебяка) и пр. Пирог защипанный, глухой; незащипанный или растегай; пирог долгий, круглый, треух; кислый, сдобный; подовый, из кислого теста, вздутый; слад кий, чиненый сластями, либо торт.

Словарь русского языка Лопатина

Пир

пир, -а, предл. на пир`у, мн. -`ы, -`ов

Словарь русского языка Ожегова

Пир

Colloq об обильном угощении, вкусной еде За ужином у нас сегодня целый п. пир богатая и торжественная еда с приглашением многих гостей Княжеский п. Задать п. П. горой (разг.). П. на весь мир (погов.).

Толковый словарь Ефремовой

Пир

м.
1) Большой званый обед или ужин с обильным угощением, обычно сопровождаемый различными увеселениями.
2) перен. устар. Сражение, война, кровопролитие.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Пир

пира, о пире, на пиру, мн. пиры, м. (устар., теперь ритор.).

1. Большой званый обед или ужин с обильным и роскошным угощеньем. И садятся все за стол, и веселый пир пошел. Пушкин. Мы пируем пир веселый и за родину мы пьем. Языков. Пир на весь мир. Пир горой (см. гора). Коли пир, так пир горой. А.К. Толстой.

2. перен. Разгул. Жадный пир злодейства и насилья, торжество картечи и штыков! Некрасов (о войне). В чужом пиру похмелье – см. похмелье.

Полный орфографический словарь русского языка

Пир

пир, -а, предл. на пиру, мн. —ы, —ов

Викисловарь

Пир

мужское имя

Викисловарь

Пир

большой званый обед или ужин с обильным угощением, обычно сопровождаемый различными увеселениями об обильном угощении, вкусной еде , сражение, война, кровопролитие

Викисловарь

Пир

участник пиринга; равноправного информационного обмена

Викисловарь

Пир

старый, пожилой

Викисловарь

Пир

один

Каким бывает «пир»?

Пир бывает:

  • поминальный
  • свадебный
  • брачный
  • праздничный
  • грандиозный
  • званый
  • роскошный
  • кровавый
  • прощальный
  • пышный
Все определения к слову ПИР

Морфемный и фонетический разбор слова «пир»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова пир. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «пир»

Какими словами можно заменить слово пир? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ПИР

Ассоциации к слову «пир» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово пир? В русском языке со словом пир чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ПИР

Сочетаемость слова «пир»

Как правильно употребляется слово пир? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • богатый пир
  • большой пир
  • брачный пир
  • в чужом пиру
  • великий пир
  • великолепный пир
  • весёлый пир
  • вечерний пир
  • вчерашний пир
  • грандиозный пир
Полная таблица сочетаемости слова ПИР

Предложения со словом «пир»

Примеры употребления слова пир в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Её задача заключалась в охране от порчи постели молодых по дороге из родительского дома невесты, во время свадебного пира в доме жениха.

Агафья Звонарева, Народные обряды, обычаи и приметы

– Хочу есть. Хочу забыться. Пойдёмте все в кафе и забудемся. Закатим пир. Вина выпьем. Мороженого…

Аркадий и Борис Стругацкие, Сказка о Тройке

Я зашёл в первый попавшийся, с наслаждением сел в плетёное креслице, несмотря на заслуженный вид, оказавшееся очень удобным, и устроил пир горой, потратив на это благое дело целых двадцать пять юаней.

Андрей Шляхов, Китай и китайцы. Привычки. Загадки. Нюансы

Мои концерты — пир во время чумы? Да мои концерты — это чума во время пира.

Алла Борисовна Пугачёва

Все предложения и цитаты со словом ПИР

Cлово «пир» является ответом на вопросы