Перун

Cлово «перун» означает:

— главное божество восточных славян, Бог грома и молнии, отожествляем с Зевсом и Юпитером. Слово П. производят от санскритского корня "par" и сопоставляют с прозванием индийского божества Индры — Parjanya-parganya (молниеносная туча). По воззрению славян, П. в теплые дни весны являлся со своими молниями, оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце. Его творческой силой пробуждалась природа к жизни, и он как бы вновь созидал мир. Отсюда П. — производитель, творец. В то же время П. — божество грозное и карающее; его явление возбуждает страх и трепет. В Псковской губернии и в Белоруссии еще недавно слышались клятвы: "сбей тебя П.", "как цябе П. узяв". П. — божество воинственное, победоносное. В Киеве на овом холме был поставлен изображавший а деревянный истукан, с серебряной головой и золотыми усами (летопись Нестора под 980 год). Подобный истукан П. был и в Новгороде Великом (см. Софийскую летопись под 991 год). Русское предание наделяет П. палицей ("Полное Собрание Российских Летописей", II, 258), плетью (в обрядовом причитании на Васильев день — 1 января), луком и стрелами (в белорусских преданиях). Ему приносились в жертву животные, дети, пленные; ему был посвящен дуб, из которого, по преданию, добывался живой огонь; его именем произносились торжественные клятвы, например при заключении договоров. После своего крещения Владимир Св., до того времени высоко чтивший П., приказал привязать его идола к хвосту лошади и "влещи с горы по Боричеву на Ручей" в Днепр, приставив "12 мужи бити жезльем"; народ, продолжает летописец, "плакахуся, аще бо не бяху прияти св. крещения". На овом холме Владимиром была воздвигнута церковь во имя Св. Василия. Древнее поклонение П. перенесено в христианскую эпоху на Илью пророка и Юрия Храброго. — Ср. Афанасьев "Поэтические воззрения славян на природу" (М., 1865); А. Фаминцын "Божества древних славян" (Санкт-Петербург, вып. I, 1884). В. Р-в.

Источник: Биографический словарь

Значение слова «перун» в русском языке

бог грозы индоевропейской и славянско-русской мифологии. В 9-10вв. на Руси — покровитель князя и дружины, глава языческого пантеона.

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Исторический словарь

Перун

— главное божество восточных славян, бог грома и молнии, отожествляем с Зевсом и Юпитером. Слово П. производят от санскритского корня "par" и сопоставляют с прозванием индийского божества Индры — Parjanya-parganya (молниеносная туча). По воззрению славян, П. в теплые дни весны являлся со своими молниями, оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце. Его творческой силой пробуждалась природа к жизни, и он как бы вновь созидал мир. Отсюда П. — производитель, творец. В то же время П. — божество грозное и карающее; его явление возбуждает страх и трепет. В Псковской губернии и в Белоруссии еще недавно слышались клятвы: "сбей тебя П.", "как цябе П. узяв". П. — божество воинственное, победоносное. В Киеве на овом холме был поставлен изображавший а деревянный истукан, с серебряной головой и золотыми усами (летопись Нестора под 980 год). Подобный истукан П. был и в Новгороде Великом (см. Софийскую летопись под 991 год). Русское предание наделяет П. палицей ("Полное Собрание Российских Летописей", II, 258), плетью (в обрядовом причитании на Васильев день — 1 января), луком и стрелами (в белорусских преданиях). Ему приносились в жертву животные, дети, пленные; ему был посвящен дуб, из которого, по преданию, добывался живой огонь; его именем произносились торжественные клятвы, например при заключении договоров. После своего крещения Владимир Св., до того времени высоко чтивший П., приказал привязать его идола к хвосту лошади и "влещи с горы по Боричеву на Ручей" в Днепр, приставив "12 мужи бити жезльем"; народ, продолжает летописец, "плакахуся, аще бо не бяху прияти св. крещения". На овом холме Владимиром была воздвигнута церковь во имя Св. Василия. Древнее поклонение П. перенесено в христианскую эпоху на Илью пророка и Юрия Храброго. — Ср. Афанасьев "Поэтические воззрения славян на природу" (М., 1865); А. Фаминцын "Божества древних славян" (Санкт-Петербург, вып. I, 1884). В. Р-в.

Исторический словарь

Перун

— главнейший среди древнеславянских языческих богов. Бог грома и молнии.

Исторический словарь

Перун

— главный бог древне славянского пантеона, бог дождя, молнии и грома. Соответствовал греческому Зевсу и римскому Юпитеру. Черты П. в христианстве были перенесены на Илью Пророка и Георгия Победоносца.

Исторический словарь

Перун

в древнерусской языческой мифологии высший бог, повелитель грозы и небесных стихий. Особо почитался в княжеской среде. Идолы а были в Киеве и Новгороде, поклонение этому божеству осуществляли возле древних дубов и в дубовых рощах. По древнерусским источникам, имел множество ипостасей — "ъ есть многъ" (ов много), и, по-видимому, в разных местах поклонялись разным воплощениям этого божества. Идол а в Киеве был сделан из разных материалов: стан вырезан из дерева; голова вылита из серебра; уши и усы изваяны из золота; ноги выкованы из железа; в руке было закреплено нечто, напоминающее молнию, составленное из драгоценных камней. В 988 этого идола привязали к лошадям и таким образом тащили по городу до реки. По всему пути двенадцать крепких молодых мужиков били его палками, а затем бросили в реку. В Новгороде а сбросили с моста. О. П.

Философский словарь

Перун

(слав.): Бог грозы и грома; связан с военной функцией и соответственно считался покровителем военной дружины и ее предводителя – князя, особенно на Руси. Его представляли в виде Идола с деревянной головой, серебряными волосами и золотыми усами. Главным оружием его были камни и стрелы. Разъезжает на коне или колеснице и поражает своим оружием змеевидного врага. Дерево, посвященное П. было дубом; день – четверг. П. является одной из ипостасей Даждьбога, выдвинувшегося на первое место в условиях военных походов на Балканы У1 в. Р. Х. и в процессе создания государственности Киевской Руси 9-10 вв. как покровитель воинов, оружия, войн. После христианизации уподоблен пророку Илье.

Философский словарь

Перун

— гл. бог др.-славян. пантеона, бог дождя, молнии и грома. П. соответствовал греч. Зевсу и римск. Юпитеру. Культ П. сохранялся до принятия христианства на Руси. Черты П. были затем перенесены на Илью-пророка и Георгия Победоносца (см. Святых культ).

Толковый словарь Даля

Перун

м. в Великой Руси осталось мало следов этого бога грома и молнии, грозы; в Белоруссии более, там его опнсывают; это высокий, плечистый головач, черноволос, черноглаз, борода золотая, в правой руке лук, в левой колчан со стрелами; он ездит по небу в колеснице, пускает огнеиные стрелы. Ка’б цебя пярун треснув! брань. Який там перун ляскае! что за шум, стук, грохот. | В смол. в знач. вихря. Иж яго пяруном носиць! | твер.-ржев. бранное в знач. болезни, припадка. Схваци цебя пируном! | Иносказательно молния, громовая стрела. Кругом его, из облаков, гремящие перуны блещут, Ломоносов. Если перун одного корня с прах, перхоть, персть, то означает истре бителя, испрашителя; если от переть, пря, то попирателя или воителя; у Шимкевича, от прать; менее вероятно от перо.

Синонимы к слову «перун»

Какими словами можно заменить слово перун? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ПЕРУН

Cлово «перун» является ответом на вопросы