Парадокс
Cлово «парадокс» означает:
(греч. paradoxos) — в широком смысле: утверждение, резко расходящееся с общепринятыми, устоявшимися мнениями, отрицание того, что представляется "безусловно правильным"; в более узком смысле — два противоположных утверждения, для каждого из которых имеются убедительные аргументы. альны в широком смысле афоризмы, подобные "Люди жестоки, но человек добр", любые мнения и суждения, противостоящие общеизвестному, "ортодоксальному". альным казался в свое время закон всемирного тяготения И.Ньютона, объединявший такие разные виды движения, как падение яблока и движение планет по орбитам. Несомненный оттенок П. имела и волновая теория света, утверждавшая, что в центре тени, отбрасываемой небольшим непрозрачным диском, должно быть светлое пятно. Ускорение процесса развития науки привело к тому, что парадоксальность стала одной из характерных черт современного научного познания. Если еще сто лет назад П. воспринимался как досадное препятствие на пути познания, то сейчас стало ясно, что наиболее глубокие и сложные проблемы нередко встают в остропарадоксальной форме. Особую роль П. играют в логике. Они свидетельствуют о том, что привычные приемы теоретического мышления сами по себе не обеспечивают надежного продвижения к истине. П. можно рассматривать как критику логики в ее наивной, интуитивной форме. П. играют роль фактора, контролирующего и ставящего ограничения на пути конструирования логических систем. И здесь их можно сравнить с экспериментом, проверяющим правильность систем таких наук, как, скажем, физика и химия, и заставляющих вносить в них изменения. П. в логической теории говорит о несовместимости допущений, лежащих в ее основе. Он выступает как своевременно обнаруженный симптом болезни, без которого последнюю можно было бы долгое время не замечать. Наиболее известную и сложную группу П. составляют антиномии. В их числе: антиномия "лжеца" П., антиномия Рассела, антиномия Греллинга — Нельсона и др. Несколько особняком стоит знаменитый П. "Протагор и Еватл" и такие его версии, как "Крокодил и мать", "Санчо Панса" и др. По преданию, философ-софист Протагор (V в. до н. э.) заключил со своим учеником Еватлом договор: Еватл, обучавшийся праву, должен заплатить за обучение лишь в том случае, если выиграет свой первый судебный процесс. Закончив обучение, Еватл не стал, однако, участвовать в процессах. Протагор подал на него в суд, аргументируя свое требование таким образом: "Каким бы ни был результат суда, Еватл должен будет заплатить. Он либо выиграет этот свой первый процесс, либо проиграет. Если выиграет, то заплатит в силу заключенного договора. Если проиграет, заплатит согласно решению суда". На это Еватл ответил: "Если я выиграю, решение суда освободит меня от обязанности платить. Если суд будет не в мою пользу, это будет означать, что я проиграл свой первый процесс и не заплачу в силу договора". Если под решением данного спора понимать ответ на вопрос, должен Еватл уплатить Протагору или нет, то очевидно, что спор неразрешим. Договор учителя и ученика внутренне противоречив и требует реализации логически невозможного положения: Еватл должен одновременно и уплатить за обучение, и вместе с тем не платить. Антиномии и подобные им П. являются рассуждениями, итог которых — противоречие. В логике известны и многие другие типы П. Они также указывают на какие-то затруднения и проблемы, но делают это в менее резкой форме. Особый интерес среди них представляют П. неточных, или размытых, имен. В этом случае не ясно, какие именно предметы подпадают под то или иное название, а какие нет (см.: Неточность). Анализ П. способствовал прояснению оснований логики, совершенствованию конкретных ее теорий. Что касается центральных логических антиномий, то в логике найдены достаточно эффективные методы их устранения. Пока не открыто ни одного П., для которого не было бы найдено никакого решения.
Источник: Философский словарь
Значение слова «парадокс» в русском языке
(греч. paradoxos) — в широком смысле: утверждение, резко расходящееся с общепринятыми, устоявшимися мнениями, отрицание того, что представляется «безусловно правильным»; в более узком смысле — два противоположных утверждения, для каждого из которых имеются убедительные аргументы. альны в широком смысле афоризмы, подобные «Люди жестоки, но человек добр», любые мнения и суждения, противостоящие общеизвестному, «ортодоксальному». альным казался в свое время закон всемирного тяготения И.Ньютона, объединявший такие разные виды движения, как падение яблока и движение планет по орбитам. Несомненный оттенок П. имела и волновая теория света, утверждавшая, что в центре тени, отбрасываемой небольшим непрозрачным диском, должно быть светлое пятно. Ускорение процесса развития науки привело к тому, что парадоксальность стала одной из характерных черт современного науч- ного познания. Если еще сто лет назад П. воспринимался как досадное препятствие на пути познания, то сейчас стало ясно, что наиболее глубокие и сложные проблемы нередко встают в остропарадоксальной форме. Особую роль П. играют в логике. Они свидетельствуют о том, что привычные приемы теоретического мышления сами по себе не обеспечивают надежного продвижения к истине. П. можно рассматривать как критику логики в ее наивной, интуитивной форме. П. играют роль фактора, контролирующего и ставящего ограничения на пути конструирования логических систем. И здесь их можно сравнить с экспериментом, проверяющим правильность систем таких наук, как, скажем, физика и химия, и заставляющих вносить в них изменения. П. в логической теории говорит о несовместимости допущений, лежащих в ее основе. Он выступает как своевременно обнаруженный симптом болезни, без которого последнюю можно было бы долгое время не замечать. Наиболее известную и сложную группу П. составляют антиномии. В их числе: антиномия «лжеца» П., антиномия Рассела, антиномия Греллинга — Нельсона и др. Несколько особняком стоит знаменитый П. «Протагор и Еватл» и такие его версии, как «Крокодил и мать», «Санчо Панса» и др. По преданию, философ-софист Протагор (V в. до н. э.) заключил со своим учеником Еватлом договор: Еватл, обучавшийся праву, должен заплатить за обучение лишь в том случае, если выиграет свой первый судебный процесс. Закончив обучение, Еватл не стал, однако, участвовать в процессах. Протагор подал на него в суд, аргументируя свое требование таким образом: «Каким бы ни был результат суда, Еватл должен будет заплатить. Он либо выиграет этот свой первый процесс, либо проиграет. Если выиграет, то заплатит в силу заключенного договора. Если проиграет, заплатит согласно решению суда». На это Еватл ответил: «Если я выиграю, решение суда освободит меня от обязанности платить. Если суд будет не в мою пользу, это будет означать, что я проиграл свой первый процесс и не заплачу в силу договора». Если под решением данного спора понимать ответ на вопрос, должен Еватл уплатить Протагору или нет, то очевидно, что спор неразрешим. Договор учителя и ученика внутренне противоречив и требует реализации логически невозможного положения: Еватл должен одновременно и уплатить за обучение, и вместе с тем не платить. Антиномии и подобные им П. являются рассуждениями, итог которых — противоречие. В логике известны и многие другие типы П. Они также указывают на какие-то затруднения и проблемы, но делают это в менее резкой форме. Особый интерес среди них пред- ставляют П. неточных, или размытых, имен. В этом случае не ясно, какие именно предметы подпадают под то или иное название, а какие нет (см.: Неточность). Анализ П. способствовал прояснению оснований логики, совершенствованию конкретных ее теорий. Что касается центральных логических антиномий, то в логике найдены достаточно эффективные методы их устранения. Пока не открыто ни одного П., для которого не было бы найдено никакого решения.
Источник: Словарь логики
Большой Энциклопедический Словарь
Парадокс
(от греч. paradoxos — неожиданный — странный), 1) неожиданное,непривычное, расходящееся с традицией утверждение, рассуждение или вывод.2) В логике — противоречие, полученное в результате логически формальноправильного рассуждения, приводящее к взаимно противоречащим заключениям.
Исторический словарь
Парадокс
— неожиданный, странный — неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией утверждение, рассуждение, вывод или поведение. В логике — противоречие, полученное в результате правильного рассуждения.
Политический словарь
Парадокс
1) Своеобразное мнение, суждение резко расходящееся с обычным, общепринятым, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу. 2) Неожиданное, невероятное явление, но соответствующее обычным представлениям.
Психологический словарь
Парадокс
Любая ситуация, не существующая с логической точки зрения. Большинство так называемых парадоксов в психологии возникает из-за временного непонимания или в тех ситуациях, которые можно легко понять, если выйти на другой уровень объяснения. Примером служит парадокс альтруизма у животных, когда животное подвергает себя опасности, не получая от этого никаких видимых преимуществ для себя. С точки зрения дарвиновской теории эволюции, оно поступает парадоксальным образом, однако на ином уровне объяснения (например, с точки зрения родственного отбора) парадокс исчезает.
Психологический словарь
Парадокс
Ситуация, когда, на основании ряда предпосылок, обычно признающихся истинными, могут быть получены противоречивые заключения без нарушения логического дедуктивного рассуждения. Обратите внимание, что противоречие здесь может возникнуть не только из логических выводов, но также и из результата эксперимента, который "противоречит" (если использовать этот термин свободно) предсказаниям теоретического анализа, получившего общее признание. С эмпирической позиции многие научные парадоксы представляют собой не более чем состояния дел на определенный момент, которые лучше всего рассматривать как симптомы отсутствия понимания; то есть обычно предпосылки, из которых кто-то исходит, не должны приниматься за истину так некритично. См. эффект преимущества слова – это хороший пример до сих пор полностью не разрешенного парадокса в когнитивной психологии. С логической точки зрения, имеется большой и важный класс парадоксов, значительных для философии, математики и психологии – парадокс отнесения к себе. Наиболее знаменитым (и наиболее старым) парадоксом является парадокс лгуна, когда Эпименид (с Крита) заявил: "Все жители Крита – лгуны". Попытка определить, сказал ли Эпименид правду, приводит к парадоксу.
Психологический словарь
Парадокс
(paradox) — (в семейной терапии) неожиданная интерпретация или предположение, к которому обращаются во время курса лечения, чтобы лучше продемонстрировать взаимосвязь между психологическим симптомом и отношениями в семье. Например, ребенка могут попросить продолжать делать что-либо украдкой от своих родителей, так как проявляемый ими интерес к такому поведению ребенка является единственным, что удерживает их от разрушения семьи.
Психологический словарь
Парадокс
— 1. Мнение или суждение, резко расходящееся с общепринятым или "очевидным", противоречащее смыслу здравому (иногда — лишь на первый взгляд). 2. Формально-логическое противоречие, возникающее при сохранении логической правильности хода рассуждений. 3. Неожиданное явление, выходящее за рамки обычных представлений.
Социологический словарь
Парадокс
(от греч. paradoxes — неожиданный, нестандартный, странный) — англ. paradox; нем. Paradoxon. 1. Утверждение, вывод или явление — неожиданные и не соответствующие общепринятым представлениям. 2. В логике -высказывания, противоречащие логическим законам при сохранении логической правильности хода рассуждений.
Философский словарь
Парадокс
(от гр.-против и мнение): 1) утверждение, резко расходящееся с общепринятыми, установившимися мнениями; 2) два противоположных утверждения, для каждою из которых имеются убедительные аргументы. Наиболее известные философские парадоксы античности – это апории Зенона, доказывающие невозможность движения: например, аргумент «Ахилл и черепаха»: теоретически Ахилл не может догнать черепаху, которая хотя бы на самую малость всегда будет впереди него. Потому что, чтобы ее догнать, он должен сперва прийти в ту точку, где она находилась, когда он начал движение, за тем в ту точку, куда за это время уже успела добраться черепаха, и так до бесконечности. Этот логически допустимый аргумент довольно парадоксален: услышав его, Диоген не нашел ничего лучшего, как начать ходить, доказывая тем самым факт существования движения.
Философский словарь
Парадокс
(греч. paradoxes — неожиданный, странный) — в широком смысле: утверждение, резко расходящееся с общепринятым, устоявшимся мнением, отрицание того, что представляется “безусловно правильным”; в более узком смысле — два противоположных утверждения, для каждого из которых имеются убедительные аргументы. альны в широком смысле афоризмы, подобные “Людижестоки, но человекдобр”, любые мнения и суждения, противостоящие общеизвестному, “ортодоксальному”. альным казался в свое время закон всемирного тяготения И. Ньютона, объединявший такие разные виды движения, как падение яблока и движение планет по орбитам. Несомненный оттенок П. имела и волновая теория света, утверждавшая, что в центре тени, отбрасываемой небольшим непрозрачным диском, должно быть светлое пятно. Ускорение процесса развития науки привело к тому, что парадоксальность стала одной из характерных черт современного научного познания. Если еще сто лет назад П. воспринимаются как досадное препятствие на пути познания, то сейчас стало ясно, что наиболее глубокие и сложные проблемы нередко встают в остропарадоксальной форме. Особую роль П. играют в логике. Они свидетельствуют о том, что привычные приемы теоретического мышления сами по себе не обеспечивают надежного продвижения к истине. П. можно рассматривать как критику логики в ее наивной, интуитивной форме. П. играют роль фактора, контролирующего и ставящего ограничения на пути конструирования логических систем. И здесь их можно сравнить с экспериментом, проверяющим правильность систем таких наук, как, напр., физика и химия, и заставляющих вносить в них изменения. П. в логической теории говорит о несовместимости допущений, лежащих в ее основе, Он выступает как своевременно обнаруженный симптом болезни, без которого последнюю можно было бы долгое время не замечать. Наиболее известную и сложную группу П. составляют антиномии. В их числе: антиномия “лжеца”, антиномия Рассела, антиномия Греллинга — Нельсона и др. Несколько особняком стоит знаменитый П. “Про-тагор и Еватл” и такие его версии, как “Крокодил и мать”, “Санчо Панса” и др. По преданию, философ-софист Протагор (5 в. до н.э.) заключил со своим учеником Еватлом договор: Еватл, обучавшийся праву, должен заплатить за обучение лишь в том случае, если выиграет свой первый судебный процесс. Закончив обучение, Еватл не стал, однако, участвовать в процессах. Протагор подал на него в суд, так аргументируя свое требование: “Каким бы ни был результат суда, Еватл должен будет заплатить. Он либо выиграет этот свой первый процесс, либо проиграет. Если выиграет, то заплатит в силу заключенного договора. Если проиграет, заплатит согласно решению суда”. На это Еватл ответил: “Если я выиграю, решение суда освободит меня от обязанности платить. Если суд будет не в мою пользу, это будет означать, что я проиграл свой первый процесс и не заплачу в силу договора”. Если под решением данного спора понимать ответ на вопрос, должен Еватл уплатить Протагору или нет, то очевидно, что спор неразрешим. Договор учителя и ученика внутренне противоречив и требует реализации логически невозможного положения: Еватл должен одновременно и уплатить за обучение, и вместе с тем не платить. Антиномии и подобные им П. являются рассуждениями, итог которых — противоречие. В логике известны и многие др. типы П. Они также указывают на какие-то затруднения и проблемы, но делают это в менее резкой форме. Особый интерес среди них пред- ставляют П. неточных, или размытых, имен. В этом случае не ясно, какие именно предметы подпадают под то или иное название, а какие нет (см.: Неточность). Анализ П. способствовал прояснению оснований логики, совершенствованию конкретных ее теорий. Что касается центральных логических антиномий, то в логике найдены достаточно эффективные методы их устранения. Пока не открыто ни одного П., для которого не было бы найдено никакого решения. О Френкель А.А., Бар-Хиллел И. Основания теории множеств. М, 1966; Шин А.А. Логика. М., 1997.
Философский словарь
Парадокс
(от греч. paradoxos — неожиданный, странный) — 1) мнение, рассуждение, резко расходящееся с общепринятым, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу; 2) необычное, неожиданное явление, не соответствующее привычным представлениям; 3) формально-логическое противоречие, которое возникает в содержательной теории множеств и формальной логике при сохранении логической правильности хода рассуждений (см. также логический). Paradoxon — парадоксальное положение. Понятие парадокса имеет значение в философии Кьёркегора, поскольку последний видит в парадоксальности сущность религиозных отношений: Бог должен раскрываться в форме ограниченных человеческих проявлений (последние никогда не могут соответствовать действительности Бога); кроме того, Бог, т.е. "непосредственность", должен раскрываться через "опосредствованные" существования.
Философский словарь
Парадокс
— совмещение двух логически отрицающих друг друга утверждений, например, утверждение о том, что элементарная частица является одновременно волной и корпускулой.
Психологическая энциклопедия
Парадокс
Любая ситуация, не существующая с логической точки зрения. Большинство так называемых парадоксов в психологии возникает из-за временного непонимания или в тех ситуациях, которые можно легко понять, если выйти на другой уровень объяснения. Примером служит парадоксальтруизма у животных, когда животное подвергает себя опасности, не получая от этого никаких видимых преимуществ для себя. С точки зрения дарвиновской теории эволюции, оно поступает парадоксальным образом, однако на ином уровне объяснения (например, с точки зрения родственного отбора) парадокс исчезает.
Толковый словарь Даля
Парадокс
м. греч. мнение странное, на первый взгляд дикое, озадачливое, противное общему.
Толковый словарь Ожегова
Парадокс
Мнение, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу
Cлово «парадокс» означает:
Парадокс
Парадо́кс (от — «неожиданный», «странный» от — «кажусь») — ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения.
Источник: Википедия
Большой современный толковый словарь русского языка
I м.
1.Мнение, положение, резко расходящиеся с общепринятым, противоречащие здравому смыслу.
2. разг.Нелепое стечение обстоятельств. II м.Противоречие, возникающее при сохранении логической правильности хода рассуждений ( в формальной логике ) . III м. устар.
1.Охотничье ружье со специальной сверловкой канала ствола.
2.Особый вид сверловки канала ружейного ствола.
Весёлый этимологический словарь
Парадокс
1) дуэт мифических существ из кельтской мифологии;
2) врач, специализирующийся в двух областях;
3) пара дохлых крыс (сокр.);
4) иммунитет против докторов;
5) две собачки
Новый словарь иностранных слов
Парадокс
( гр. paradoxes неожиданный, странный)
1) мнение, суждение, резко расходящееся с общепринятым, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу;
2) формально-логическое противоречие, которое возникает в содержательной теории множеств и формальной логике при сохранении логической правильности хода рассуждений;
3) неожиданное явление, не соответствующее обычным представлениям.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
Парадокс
1. м.
1) Мнение, положение, резко расходящиеся с общепринятым, противоречащие здравому смыслу.
2) разг. Нелепое стечение обстоятельств.
2. м. Противоречие, возникающее при сохранении логической правильности хода рассуждений (в формальной логике).
3. м. устар.
1) Охотничье ружье со специальной сверловкой канала ствола.
2) Особый вид сверловки канала ружейного ствола.
Словарь Даля
Парадокс
муж. , греч. мнение странное, на первый взгляд дикое, озадачливое, противное общему.
Словарь иностранных выражений
Парадокс
[
1. мнение, суждение, резко расходящееся с общепринятым, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу;
2. формально-логическое противоречие, которое возникает в содержательной теории множеств и формальной логике при сохранении логической правильности хода рассуждений;
3. неожиданное явление, не соответствующее обычным представлениям.
Словарь русского языка Лопатина
Парадокс
парад`окс, -а
Словарь русского языка Ожегова
Парадокс
явление, кажущееся невероятным и неожиданным парадокс ! странное, расчходящееся с общепринятым мнением, высказывание Говорить парадоксами. парадокс странное, расчходящееся с общепринятым мнением, высказывание, а также мнение, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу Говорить парадоксами.
Современный толковый словарь, БСЭ
Парадокс
(от греч. paradoxos — неожиданный, странный),
1) неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией утверждение, рассуждение или вывод.
2) В логике — противоречие, полученное в результате логически формально правильного рассуждения, приводящее к взаимно противоречащим заключениям.
Толковый словарь Ефремовой
Парадокс
парадокс
1. м.
1) Мнение, положение, резко расходящиеся с общепринятым, противоречащие здравому смыслу.
2) разг. Нелепое стечение обстоятельств.
2. м. Противоречие, возникающее при сохранении логической правильности хода рассуждений (в формальной логике).
3. м. устар.
1) Охотничье ружье со специальной сверловкой канала ствола.
2) Особый вид сверловки канала ружейного ствола.
Толковый словарь русского языка Ушакова
Парадокс
парадокса, м. (от греч. paradoxos – противоречащий общепринятому, странный) (книжн.). Мнение, резко расходящееся с обычным, общепринятым, противоречащее (часто только с виду) здравому смыслу. Поэзия Шекспира часто вернее действительности, – и это не парадокс, подхватил литератор. Григорович. Щеголять парадоксами.
Словарь литературоведческих терминов
Парадокс
— (от греч. paradoxos — странный, неожиданный, противоречащий здравому смыслу) — суждение, высказывание, отличающееся глубиной мысли, но противоречащее традиционным понятиям и представлениям, расходящееся со здравым смыслом или даже опровергающее его. Нередко П. имеет форму афоризма, игры слов, каламбура или остроты: "Чем меньше женщину мы любим, // Тем легче нравимся мы ей" (А.С. Пушкин); "Единица — вздор, единица — ноль" (В. Маяковский); "Тише едешь — дальше будешь" (пословица).
Словарь экономических терминов
Парадокс
СБЕРЕЖЕНИЯ- противоречие, заключающееся в том факте, что попытка увеличить сбережения приводит к уменьшению их объема, что связано с возрастанием предложения денег сберегательным банкам, уменьшением ставки депозитного процента, в связи с чем общий объем сбережений сокращается.
Словарь экономических терминов
Парадокс
СТОИМОСТИ- противоречие, заключающееся в том факте, что наиболее нужный продукт, например вода, стоит гораздо дешевле, чем менее нужное людям золото. Противоречие снимается, если прибегнуть к теории полезности и к принципу ограниченности ресурсов. Стакан воды для человека, умирающего от жажды, обладает гораздо большей полезностью и стоимостью, чем золотой слиток.
Большая советская энциклопедия, БСЭ
Парадокс
(от греч. paradoxes — неожиданный, странный), неожиданное, непривычное (хотя бы по форме) суждение (высказывание, предложение), резко расходящееся с общепринятым, традиционным мнением по данному вопросу. В этом смысле эпитет 'парадоксальный', т. е. нестандартный, отклоняющийся от наиболее распространённой традиции, противопоставляется эпитету 'ортодоксальный', понимаемому как синоним слова 'проверенный', т. е. общепринятый, буквально следующий господствующей традиции. Любой П. выглядит как отрицание некоторого мнения, кажущегося 'безусловно правильным' (вне зависимости от того, насколько верно это впечатление); сам термин 'П.' и возник в античной философии для характеристики нового, необычного, оригинального мнения. Поскольку оригинальность высказывания воспринять гораздо проще, чем удостовериться в его истинности или ложности, парадоксальные высказывания часто воспринимают как свидетельства независимости, самобытности выражаемых ими мнений, особенно если они к тому же имеют внешне эффектную, чёткую, афористичную форму. Такая репутация может быть, конечно, и вполне заслуженной — парадоксальную форму имеют, например, такие философско-этические обобщения, как 'Твои взгляды мне ненавистны, но всю жизнь я буду бороться за твоё право отстаивать их' (Вольтер) или 'Люди жестоки, но человек добр' (Р. Тагор). Но и независимо от глубины и истинности конкретного высказывания парадоксальность его, особенно если речь идёт об устном высказывании, привлекает внимание; поэтому неожиданность выводов, несоответствие их 'естественному' ходу мыслей есть (наряду с общей логической последовательностью изложения и красотами стиля) один из существенных атрибутов ораторского искусства. Часто, впрочем, наблюдается обратная реакция; явление (или высказывание), противоречащее, хотя бы внешне, 'здравому смыслу', характеризуется как П., свидетельствующий в некотором смысле о 'противоречивости' соответствующего явления (или высказывания). Таков, например, отмеченный впервые Д. Дидро 'актёрский П.': актёр может вызывать у зрителей полную иллюзию изображаемых им чувств, сам при этом ничего не переживая. 'Обратная сторона' этого же П. обыграна О. Уайльдом: одна из его героинь не может играть роль Джульетты именно потому, что влюбилась сама. Обе эти тенденции в трактовке П. проявляются в эффекте остроумных и неожиданных концовок анекдотов и, более широко, могут лежать в основе комического как эстетической категории. Если, например, высказывание Т. Джефферсона 'Война — такое же наказание для победителя, как для побежденного' воспринимается современным читателем как вполне серьёзное (и 'парадоксальность' его состоит лишь в том, что оно обращает внимание людей на то, мимо чего часто спокойно проходят), то откровенными пародиями звучат обычно многочисленные высказывания Дж. Б. Шоу (пример: 'Не поступай с другим так, как хочешь, чтобы он поступил с тобой: у вас могут быть разные вкусы') и О. Уайльда ('Не откладывай на завтра то, что можешь сделать послезавтра'). П. в значительной мере лежат и в основе поэтики пословиц ('Тише едешь — дальше будешь' и т.п.) и ряда литературных жанров (например, известная басня 'Вельможа' И. А. Крылова построена на П.: дурак-правитель попадает в рай… за лень и безделье). П., как художественный приём, широко используются в детской 'поэзии нелепостей' (Л. Кэрролл, Э. Мили, Э. Лир, К. И. Чуковский). Парадоксы в логике . Научное понимание термина 'П.', хотя и 'выросло' из общеразговорного, не совпадает с ним. И поскольку в науке 'нормой' естественно считать истину, то так же естественно характеризовать в качестве П. всякое отклонение от истины, т. е. ложь, противоречие . Поэтому в логике П. понимается как синоним терминов 'антиномия', 'противоречие': так называют любое рассуждение, доказывающее как истинность некоторого высказывания, так и истинность его отрицания. При этом имеются в виду именно правильные (соответствующие принятым логическим нормам) умозаключения, а не рассуждения, в которых встречаются ошибки — вольные ( софизмы ) или невольные ( паралогизмы ). Различным смыслам (и различным уточнениям) понятия доказательства соответствуют и различные смыслы (различные уровни) и самого понятия 'П.'. В то же время анализ любого рассуждения, имеющего (или претендующего на) доказательную силу, показывает, что оно опирается на некоторые (скрытые или явные) допущения — специфические для данного рассуждения или же характерные для теории в целом (в последнем случае их обычно называют аксиомами пли постулатами ). Т. о., наличие П. свидетельствует о несовместимости данных допущений (а если речь идёт о теории, построенной посредством, аксиоматического метода , то — о противоречивости её системы аксиом; см. Непротиворечивость ). Однако устранение какого-либо допущения, даже если оно и приводит к устранению некоторого конкретного П., вовсе не гарантирует ещё устранения всех П.; с другой стороны, неосторожный отказ от слишком многих (или слишком сильных) допущений может привести к тому, что в результате получится существенно более слабая теория (см. Полнота ). Сколько-нибудь успешное выполнение обоих этих условий (непротиворечивости и полноты), в свою очередь, предполагает тщательное выявление всех неявно принятых в рассматриваемой научной теории предпосылок, а затем явный их учёт и формулировку. Реализация этих задач одно время возлагалась на аксиоматический метод, что нашло наиболее полное выражение в программе обоснования математики и логики, предложенной Д. Гильбертом (см. Метаматематика ). Поскольку в первую очередь рассматривалась задача устранения П., открытых на рубеже 19 и 20 вв. в теории множеств, лежащей в основании почти всей математики, пути сё решения усматривались в создании систем аксиоматической теории множеств , пригодных для достаточно полного построения математических теорий, и в последующем доказательстве непротиворечивости этих систем. Например, в одном из наиболее известных П. теории множеств — т. н. парадоксе Б. Рассела — идёт речь о множестве R всех множеств, не являющихся своими собственными элементами. Такое R является собственным элементом тогда и только тогда, когда оно не является собственным элементом. Поэтому допущение о том, что R является собственным элементом, приводит к отрицанию этого допущения, из чего следует (причём даже по правилам интуиционистской логики, т. е. без использования исключенного третьего принципа ), что R не является собственным элементом. Но отсюда уже следует (в силу предыдущей фразы), что R является собственным элементом, т. е. оба противоречащих друг другу допущения оказались доказанными, а это и есть П. В системах аксиоматической теории множеств Э. Цермело и Цермело — Френкеля вопрос о множестве R (является ли оно собственным элементом) попросту снимается, т.к. аксиомы этих систем не позволяют рассматривать такое R (оно в этих системах не существует). В других системах (принадлежащих Дж. фон Нейману , П. Бернайсу, К. Гёделю ) такие R рассматривать можно, но эта совокупность множеств объявляется (при помощи соответствующих ограничительных аксиом) не множеством, а только 'классом', т. е. заранее объявляется, что R не может являться ничьим (в т. ч. и своим собственным) элементом, чем опять-таки аннулируется расселовский вопрос. Наконец, в различных модификациях типов теории , идущих от А. Н. Уайтхеда (Великобритания) и самого Б. Рассела (например, в системах У. О. Куайпа, США), разрешается рассматривать любые множества, описанные осмысленными языковыми выражениями, и ставить относительно таких множеств любые вопросы, но зато сами выражения вроде 'множество всех множеств, не являющихся своими собственными элементами 'объявляются бессмысленным и ввиду нарушения некоторых соглашений лингвистического (синтаксического) характера. Аналогичным образом в упомянутых теориях устраняются и др. известные теоретико-множественные П. (например, парадокс Г. Кантора о мощности множества всех подмножеств 'множества всех множеств', которая неминуемо должна была бы оказаться больше самой себя, и пр.). Однако ни одна из систем аксиоматической теории множеств не решает в полной мере проблему устранения П., поскольку гильбертовская программа обоснования математики оказалась невыполнимой: в силу теоремы К. Гёделя (
1931) непротиворечивость достаточно богатых аксиоматических теорий (включая формальную арифметику натуральных чисел и тем более аксиоматическую теорию множеств), если и имеет место, не может быть доказана с помощью одних лишь методов, приемлемых с точки зрения традиционной гильбертовской теории доказательств. В рамках классической математики и логики это ограничение преодолевается привлечением более сильных (в известном смысле конструктивных, но уже не 'финитных' в гильбертовском понимании) средств математических рассуждений, с помощью которых удалось получить доказательства непротиворечивости формализованной арифметики (П. С. Новиков , немецкие математики Г. Генцен, В. Аккерман, К. Шютте и др.). Интуиционистская и конструктивная школы (см. Конструктивное направление в математике) вообще не считают нужным рассматривать проблему П.: используемые ими 'эффективные' способы построения математических теорий приводят по существу к совершенно новым научным системам, из которых с самого начала изгнаны 'метафизические' методы рассуждений и образования понятий, повинные в появлении П. в классических теориях. Наконец, в рамках ультраинтуиционистской программы обоснования математики решение проблемы П. достигается за счёт решительного пересмотра самого понятия математического доказательства, что позволило, в частности, получить доказательства непротиворечивости (в ультраинтуиционистских терминах: 'недостижимости противоречия') некоторых систем аксиоматической теории множеств. Обсуждавшиеся до сих пор П. часто именуют 'логическими', поскольку они могут быть переформулированы в чисто логических терминах. Например, парадокс Рассела выглядит тогда следующим образом. Назовем свойства, не относящиеся к самим себе ('синее', 'глупое' и т.п.), 'импредикабельными', в отличие от 'предикабельных' свойств, относящихся к себе (например, 'абстрактное'). Свойство 'импредикабельное' импредикабельно в том и только в том случае, когда оно предикабельно. Впрочем, некоторые логики (например, советский учёный Д. А. Бочвар) причисляют к 'собственно логике' ('чистой логике') только узкое исчисление предикатов (быть может, с равенством), свободное от П. (см. Логика предикатов , Логика ). П. же, с точки зрения Бочвара, возникают уже в самой теории множеств (к которой относится и расширенное исчисление предикатов) из-за неограниченного применения так называемого принципа свёртывания (или принципа абстракции), позволяющего вводить в рассмотрение множества объектов, задаваемые с помощью произвольных свойств этих объектов (см. Определение через абстракцию ). Устранение П. достигается здесь при помощи многозначной логики : парадоксальным утверждениям (типа расселовского, например) приписывается третье (наряду с истиной и ложью), истинностное значение: 'бессмысленность'. Другой важный класс П., также возникающих при рассмотрении некоторых понятий теории множеств и многоступенчатой логики, связан с понятиями обозначения, именования, осмысления истины (лжи) и т.п.: это так называемые семантические П. К ним относятся, например, парадокс Ришара — Берри (в одной из формулировок которого речь идёт о фразе 'наименьшее натуральное число, которое нельзя назвать посредством меньше чем тридцати трёх слогов', определяющей — по крайней мере согласно обычным представлениям об 'определимости' — некоторое натуральное число при помощи тридцати двух слогов), наиболее древний из известных П.- так называемый 'лжец', или 'лгущий критянин' (порождаемый фразой 'все критяне — лжецы', приписываемой критскому философу Эпимениду, или же просто фразой 'я лгу'), а также парадокс Греллинга: назовем прилагательные, обладающие называемым ими свойством (например, 'русское' или 'многосложное'), негетерологическими, а прилагательные, не обладающие соответствующим свойством ('английское', 'односложное', 'жёлтое', 'холодное' и т.п.),- гетерологическими; тогда прилагательное 'гетерологическое' оказывается гетерологическим в том и только в том случае, когда оно негетерологично. Поскольку семантические П. формулируются не столько в логико-математических, сколько в лингвистических терминах, их разрешение не считали существенным для оснований логики и математики; однако между ними и логическими П. имеется тесная связь: последние относятся к понятиям, а первые — к их именам (сравните парадоксы Рассела и Греллинга). Термин 'П.' употребляется в логике и математике также в более широком, близком к разговорному смысле, когда речь идёт не о подлинном противоречии, а лишь несоответствии некоторых формальных экспликаций (уточнений) с их интуитивными прототипами. Например, так называемые П. материальной импликации 'из лжи следует все, что угодно' и 'истина следует из любого суждения', доказуемые в классической логике высказываний, обнаруживают несоответствие между разговорным иформально-логическими пониманиями отношения следования; 'парадокс Скулема' в аксиоматической теории множеств, согласно которому понятие несчётного множества может быть выражено средствами счётной модели, показывает относительный характер понятий счётности и несчётности; аналогичный характер носят П., встречающиеся в модальной логике (несоответствие модальностей 'возможно' и 'необходимо' с их формально-аксиоматическими описаниями), в этике и др. Необходимо отметить, что высказанное выше противопоставление П., как рассуждений формально 'правильных', и софизмов, основанных на заведомо ошибочных рассуждениях, в значительной мере условно; многие рассуждения, традиционно квалифицируемые как софизмы и 'псевдопарадоксы', оказываются весьма важными в свете новых логических и методологических направлений. Например, известный в древности 'П. кучи' (одно зерно не есть куча; прибавление одного зерна не создаёт кучу; миллион зёрен — это куча; в др. формулировках — 'П. лысого' и т.п.) 'разрешался' до недавнего времени простой ссылкой на недостаточную определённость фигурирующего в нём понятия 'куча'. Сознательный же отказ от такого рода прямолинейных 'решений' и выяснение возможностей точного использования таких понятий (типа 'много' и т.п. появляются одной из важнейших исходных идей упоминавшегося выше ультраинтуиционистского направления. К понятию 'П.' близки также понятия антиномия и апория . П., то есть выводы из, казалось бы, верных (во всяком случае общепринятых) исходных принципов, противоречащие опыту (и, быть может, интуиции и здравому смыслу), встречаются не только в чисто дедуктивных науках, но и, например, в физике (так, 'парадоксальными', то есть противоречащими многовековой научной традиции, выводами изобилуют теория относительности, квантовая механика). Анализ многих таких П. (например, фотометрического и гравитационного П. в физике и космогонии; см. Космологические парадоксы ) так же, как в логике и математике, сыграл важную роль для соответствующих научных дисциплин. В более широком смысле сказанное можно отнести вообще к любым уточнениям научных теорий, обусловленным тем, что новые экспериментальные данные вступают в противоречие с принципами, ранее казавшимися надёжно проверенными; такие уточнения являются неотъемлемой частью общего процесса развития науки.Лит.: Френкель А. и Бар-Хиллел И., Основания теории множеств, пер. с англ., М., 1966, гл. 1 (имеется подробная лит.); Fraenkel A. A., Bar-Hillel J., Levy A., Foundations of set theory, 2 ed., Amst.,
1973.
Полный орфографический словарь русского языка
Парадокс
парадокс, -а
Анаграммы
Парадокс
просадка — распадок
Викисловарь
Парадокс
в формальной логикепротиворечие, возникающее при сохранении логической правильности хода рассуждений высказывание, утверждение, суждение, характеризующиеся противоречивостью явление, противоречащее обычным представлениям, не соответствующее естественным ожиданиям
Каким бывает «парадокс»?
Парадокс бывает:
- кажущийся
- неразрешимый
- забавный
- временной
- логический
- любопытный
- удивительный
- трагический
- интересный
- исторический
Морфемный и фонетический разбор слова «парадокс»
Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова парадокс. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.
Синонимы к слову «парадокс»
Какими словами можно заменить слово парадокс? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:
Все синонимы к слову ПАРАДОКСАссоциации к слову «парадокс» (слова на тему)
С чем ассоциируется слово парадокс? В русском языке со словом парадокс чаще всего ассоциируются следующие слова:
Все ассоциации к слову ПАРАДОКССочетаемость слова «парадокс»
Как правильно употребляется слово парадокс? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.
- великий парадокс
- величайший парадокс
- вечный парадокс
- возникающие парадоксы
- временной парадокс
- главный парадокс
- горький парадокс
- жестокий парадокс
- живой парадокс
- жизненный парадокс
Предложения со словом «парадокс»
Примеры употребления слова парадокс в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.
Один из эмоциональных парадоксов заключается в том, что положительные эмоции контролировать гораздо легче.
Екатерина Бурмистрова, Приручить дракона. Гнев в семье
Но, поскольку движение относительно, здесь, очевидно, возникает парадокс.
Уолтер Айзексон, Эйнштейн. Его жизнь и его Вселенная
– Потому что пока они ничего не сделали. Их ещё не за что наказывать. Такой вот временной парадокс.
Виктория Ледерман, Календарь ма(й)я
Грустный парадокс состоит в том, что когда я стал по-настоящему профессиональным режиссёром, я перестал снимать кино. (Александр Митта)
Кино
Все предложения и цитаты со словом ПАРАДОКСCлово «парадокс» является ответом на вопросы
- Философский труд Дени Дидро «… об актёре»
- Американский фантастический фильм ужасов режиссёра Джулиуса Она «… Кловерфилда»
- Выражение «Все лгут, но не я сейчас»
- Особая разновидность охотничьего оружия, у которого гладкий ствол имеет в дульной части нарезку
- Друг гения по Пушкину
- Уму непостижимый факт
- Противоречие в логике
- Истина, поставленная на голову, чтобы на нее обратили внимание
- Удивительный факт
- Явление, кажущееся невероятным, противоречащим здравому смыслу