Ощущение

Cлово «ощущение» означает:

— построение образов отдельных свойств предметов окружающего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними. В классификациях ощущений используются разные основания. По модальности выделяют зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и другие ощущения. По нервно физиологическому субстрату выделяют экстерорецептивные, проприорецептивные и интерорецептивные ощущения. По генетическому основанию (Г. Хэд — ,1918) выделяют более древнюю протопатическую — и более молодую эпикритическую чувствительность.

Источник: Психологическая энциклопедия

Значение слова «ощущение» в русском языке

(англ. sensation) — ^психофизический процесс непосредственно чувственного отражения (познания) отдельных свойств явлений и предметов объективного мира, т. е. процесс отражения прямого воздействия стимулов на органы чувств, раздражения последних (см. Анализатор), а также 2) возникающее в результате указанного процесса субъективное (психическое) переживание силы, качества, локализации и др. характеристик воздействия на органы чувств (рецепторы).Первоначально учение об О. возникло и развивалось в философии как часть теории познания. Согласно сложившейся традиции, в философии термин О. трактуется широко, охватывая все явления чувственного отражения (см. Отражение чувственное), включая восприятие и представления памяти. Уже в V в. до н. э. Гераклит и Протагор рассматривали О. в качестве источника человеческого познания. В XVIII в. О. становится центральной темой дискуссий представителей эмпирической психологии и философии. Механистическое понимание О. как элементарных "кирпичиков" психического получило особое распространение в ассоциативной психологии. Так, В. Вундт различал О. и восприятие, при этом восприятие понималось как комплекс ассоциативно связанных О.В работах отечественных психологов (напр., А. Н. Леонтьева) утвердилось представление об активной действенной природе процессов отражения даже отдельных свойств предметов. В ходе этих процессов происходит "уподобление" динамики движения органов чувств свойствам воспринимаемых предметов (см. Перцептивные действия), причем совершенно очевидно, что подобное активное "уподобление" есть в то же время и реконструкция, восстановление, а не пассивное копирование. Большое значение для преодоления наивно-ассоциативных взглядов на О. имели работы представителей гештальт-психологии, справедливо отвергавших существование изолированных О., из которых в результате ассоциации строится восприятие. Было четко показано, что один и тот же раздражитель не порождает всегда одно и то же О., напротив, он может ощущаться очень по-разному в зависимости от того целого, в составе которого он выступает. В настоящее время проблематика О. интенсивно разрабатывается в психофизике сенсорных процессов и различных разделах психологии.Многообразие О. отображает качественное многообразие окружающего мира. Классификация О. может иметь разные основания. 1. Широко распространено разделение О. по модальности, в связи с которым выделяют зрительные, слуховые, осязательные и др. О. Внутри отдельных модальностей возможна более подробная классификация на качества или субмодальности, напр, пространственные и цветовые зрительные О. Известные трудности для подобной классификации представляет существование интермодальных О., или синестезий. 2. Англ. физиологом Ч. Шеррингтоном (1906) была предложена классификация О. на основе анатомического положения рецепторов и их функции. Он выделил 3 основных класса О.: 1) эк-стероцептивные, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, которые расположены на поверхности тела; 2) проприоцептивные, отражающие движение и относительное положение частей тела благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках (см. Проприоцепторы); 3) интеро-цептивные (органические), сигнализирующие с помощью специальных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма (см. Интероцепторы, Ощущения органические). В свою очередь экстероцептивные О. делятся на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные О. занимают промежуточное положение между этими подклассами экстероцепции. Данная классификация не учитывает известную независимость функции О. от морфологической локализации рецепторов. В частности, зрительные О. могут нести важную кинестезическую функцию (Н. А. Бернштейн, Дж. Гибсон). 3. Попытку создания генетической классификации О. предпринял англ. невролог X. Хэд (1918) выделивший более древнюю прото-патическую чувствительность и более молодую эпикритическую.О. возникает в филогенезе на базе элементарной раздражимости как чувствительность к раздражителям, не имеющим прямого экологического значения (нейтральные раздражители), отражая тем самым объективную связь между биотическими и абиотическими факторами среды. В отличие от О. животных, О. человека опосредствованы его практической деятельностью, всем процессом исторического развития общества. В пользу исторического понимания О. как "продукта развития всей всемирной истории" (К. Маркс) говорят многочисленные данные о возможности широких перестроек чувствительности под влиянием предметной трудовой деятельности. В качестве источника знаний человека об окружающем мире О. входят в целостный процесс познания, образуя чувственную ткань человеческого сознания. От истинных О. следует отличать разнообразные психосенсорные расстройства. См. также Длительность ощущения, Интенсивность ощущения.

Источник: Психологический словарь

Социологический словарь

Ощущение

-англ. sensation/feeling; нем. Empfindung. 1. Отражение  в сознании отдельных сторон действительности, возникающее в результате непосредственного воздействия их на органы  чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. 2. Псих, процесс,  являющийся результатом воздействия к.-л. раздражителей на органы чувств (напр., О. зрительное, слуховое, вкусовое, осязательное).

Философский словарь

Ощущение

(Слово, этимологически родственное словам очутиться", "очнуться".) Вбирание, связывание, скрепление конкретного среза бытия или отдельной грани этого среза, оживление, пробуждение их к мимолетному существованию. Срез бытия чисто субъективен и относится не только к внешним проекциям (среды зрения, звуковые среды), не только к внутреннему (соматические ощущения), не только к индивидуальным тоническим ощущениям (эмотивное и др.), но и к фактуальному прохождению мыслей, представлений, прочих феноменов. Реально человек имеет дело с комбинацией (пучком) множества срезов бытия. Только несуществующее не имеет никакого отношения к сенсибилитету. На уровне самых тонких духовных вибрисс, прозрачнейших смысловых означений и порождений ни в коей степени не является ощущением только небытие. Содержанием ощущения могут быть только феномены, но не какие-либо абстрактно вычлененные свойства последних. Подразумевается, что прагматический предмет давно отметен и снят, но в таком случае ощущение само есть предмет либо микропредмет, но не та или иная его предполагаемая ипостась. Например, в зрительном поле ощущением будет все то, что может быть получено путем закрытия остальной части данности этого поля. Иерархия ощущений здесь лежит в области сужение-расширение. Накладываемые ощущения смысла придают этому оттенок новых диапазонов: далеко, близко, познаваемо и т. д. Так называемое "ощущение громкости" в действительности не есть громкость: всякий раз оно предстает через определенную бессловесную определенность, а бытование такого высказывания как "ощущение громкости" связано с чисто вербальной практикой. Подобные вербальные вложения-вычленения даются и для других ощущений. Апперцептивность, давая воспоминания, не нарушает естественной топологии и в большинстве случаев сливается с перцептивностью.

Психологический словарь

Ощущение

— построение образов отдельных свойств предметов окружающего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними. В классификациях ощущений используются разные основания. По модальности выделяют зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и другие ощущения. По нервно-физиологическому субстрату выделяют экстерорецептивные, проприорецептивные и интерорецептивные ощущения. По генетическому основанию (Г.Хэд,1918) выделяют более древнюю протопатическую и более молодую эпикритическую чувствительность.

Психологический словарь

Ощущение

Первая ступень познавательной деятельности человека. О. — отражение свойств предметов объективного мира, как внешней среды, так и собственного организма. Они возникают в результате воздействия предметов внешнего мира на органы чувств. О. представляют процесс чувственно-образного отражения предметов и явлений в единстве их свойств. На основе ощущений формируется процесс восприятия. Ощущения различают по модальности (зрительные, слуховые и т.д.). Три основных класса О.: экстероцептивные (дистантные и контактные); проприоцептивные или кинестетические; интероцептивные или органические. В генетическом аспекте H. Head разделял более древнюю протопатическую и более молодую эпикритическую чувствительность.

Психологический словарь

Ощущение

(Sensation; Empfmdung) — психологическая функция, постигающая непосредственную реальность с помощью органов чувств."Под ощущением я понимаю то, что французские психологи называют "la fonction du reel" (функция реальности), которая составляет совокупность моей осведомленности о внешних фактах, полученных мной через функцию моих органов чувств. говорит мне, что нечто есть', оно не говорит мне, что это, но лишь свидетельствует, что это нечто присутствует" (АП, с. 18)." следует строго отличать от чувства, потому что чувство есть совсем другой процесс, который может, например, присоединиться к ощущению в качестве "чувственной окраски", "чувственного тона". относится не только к внешнему физическому раздражению, но и к внутреннему, т. е. к изменениям во внутренних органических процессах" (ПТ, пар. 775)."Поэтому ощущение есть прежде всего чувственное восприятие, т. е. восприятие, совершающееся посредством чувственных органов и "телесного чувства" (ощущения кинестетические, вазомоторные и т. д.). является, с одной стороны, элементом представления, потому что оно передает представлению перцептивный образ внешнего объекта, с другой стороны — элементом чувства, потому что оно через перцепцию телесного изменения придает чувству характер аффекта. Передавая сознанию телесные изменения, ощущение является представителем и физиологических влечений. Однако оно не тождественно с ними, потому что оно является чисто перцептивной функцией" (там же, пар. 776)."Следует понимать различие между чувственным (сенсуозным) или конкретным ощущением и ощущением абстрактным <…> Дело в том, что конкретное ощущение никогда не появляется в "чистом" виде, а всегда бывает смешано с представлениями, чувствами и мыслями. Напротив, абстрактное ощущение представляет собой дифференцированный вид восприятия, который можно было бы назвать "эстетическим" постольку, поскольку он, следуя своему собственному принципу, обособляется как от всякой примеси различий, присущих воспринятому объекту, так и от всякой субъективной примеси чувства и мысли, поскольку он тем самым возвышается до степени чистоты, никогда не доступной конкретному ощущению. Например, конкретное ощущение цветка передает не только восприятие самого цветка, но и его стебля, листьев, места, где он растет и т.д. Кроме того, оно тотчас же смешивается с чувствами удовольствия или неудовольствия, вызванными видом цветка, или с вызванными в то же время обонятельными восприятиями, или же с мыслями, например, о его ботанической классификации. Напротив, абстрактное ощущение тотчас же выделяет какой-нибудь бросающийся в глаза чувственный признак цветка, например его ярко-красный цвет, и делает его единственным или главным содержанием сознания, в обособлении от всех вышеуказанных примесей" (там же, пар. 777).", поскольку оно является элементарным феноменом, есть нечто безусловно данное, не подчиненное рациональным законам, в противоположность мышлению или чувству. Поэтому я называю его функцией иррациональное, хотя рассудку и удается вводить большое число ощущений в рациональные связи. Нормальные ощущения пропорциональны, т. е. при оценке они соответствуют — в той или иной степени — интенсивности физических раздражений. Патологические же ощущения — не пропорциональны, т. е. они или ненормально снижены, или ненормально завышены; в первом случае они задержаны, во втором — преувеличены. Задерживание возникает от преобладания другой функции над ощущением — преувеличение же от ненормального слияния с другой функцией, например от слитности ощущения с еще недифференцированной функцией чувства или мысли (ПТ, пар. 779).

Психологический словарь

Ощущение

— отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы.

Психологический словарь

Ощущение

— построение образов отдельных свойств предметов внешнего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними. С позиций материализма, согласно теории отражения, ощущения — действительно непосредственная связь сознания с внешним миром, превращение энергии внешних раздражений в факты сознания — в информацию. Обеспечивают непосредственную связь сознания с внешней средой, отражают свойства предметов объективного мира. Отражение в ощущении — результат не просто воздействия объекта на живое существо, но результат их взаимодействия — взаимодействия процессов, идущих навстречу друг другу и рождающих акт познания; результат взаимодействия организма с физическими и химическими свойствами среды при их непосредственном воздействии на рецепторы. В акте ощущения через органы чувств устанавливается связь со средой. Именно в нем совершается переход энергии внешнего мира в акт сознания. Образы ощущений выполняют регулирующую, познавательную и эмоциональную функции. Ощущения и сохранение их следов — природная основа психики в филогенезе и онтогенезе. Центральная закономерность ощущений — существование порога восприятия. В рамках рефлекторной концепции И.М. Сеченова и И.П. Павлова проводились исследования, показавшие, что по физиологическим механизмам ощущение-это целостный рефлекс, объединяющий связями прямыми и обратными периферические и центральные отделы анализатора. Проблематика ощущений интенсивно разрабатывается в психофизике сенсорных процессов и различных разделах физиологии. Многообразие ощущений отображает качественное многообразие мира. Классификация ощущений может проводиться по разным основаниям. Их, как и восприятия, можно классифицировать по модальности, выделяя ощущения зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и пр. Внутри отдельных модальностей возможна более дробная классификация — например, пространственные и цветовые ощущения зрительные. Известные трудности для подобной классификации представляют интермодальные ощущения, или синестезии. Можно разделить ощущения на контактные и дистантные. Одна из классификаций выделяет три основных класса ощущений: 1) ощущения экстероцептивные, возникающие при воздействии раздражителей внешних на рецепторы, расположенные на поверхности тела; они в свою очередь делятся на два подкласса: а) дистантные — зрительные, слуховые; b) контактные — осязательные, вкусовые; обонятельные ощущения занимают промежуточное положение между этими подклассами. 2) ощущения проприоцептивные (кинестетические), отражающие движение и относительное положение частей тела (благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках); 3) ощущения интероцептивные (органические), сигнализирующие с помощью специализованных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма. Но эта классификация не учитывает известную независимость функции ощущений от морфологической локализации рецепторов. Так, ощущения зрительные могут выполнять важную проприоцептивную функцию. Известны попытки создания генетической классификации ощущений (Г. Хэд, 1918). Так, выделяются более древняя — яротопатическая и более молодая — эпикритическая чувствительность. Протопатические ощущения, в отличие от эпикритических, не дают точной локализации источника раздражения ни во внешнем пространстве, ни в пространстве тела, характерны постоянной аффективной окрашенностью и отражают скорее субъективные состояния, чем объективные процессы. Согласно представлениям, разработанным в отечественной психологии, ощущение возникает в филогенезе на базе элементарной раздражимости — как чувствительность к раздражителям, не имеющим прямого экологического значения, отражая связь между биотическими и абиотическими факторами среды. В отличие от ощущений животных, ощущения человека опосредованы его практической деятельностью и всем процессом исторического развития общества. С позиций материализма, в пользу понимания ощущения как продукта развития всей всемирной истории говорят многочисленные данные о возможности широких перестроек чувствительности под влиянием предметной трудовой деятельности, а также о зависимости восприятия отдельных свойств объектов от социально выработанных систем сенсорных качеств (как система фонем родного языка, шкалы тонов музыкальных или цветовых).

Психологический словарь

Ощущение

Стимуляция рецепторов (например, сетчатки глаза), в противоположность зрительному восприятию, которое является одним из видов восприятия. Некоторые психологи утверждают, что невозможно разделить эти два процесса и что мы не можем испытывать зрительные ощущения без их опознания или интерпретации. Другие полагают, что объем информации, заключенной в сенсорных данных, создает перцептуальный опыт (см. Восприятие).

Психологический словарь

Ощущение

1. Любой непроработанный, элементарный опыт чувства или осведомленности о каких-то состояниях внутри или вне тела, вызванный возбуждением некоторого рецептора или системы рецепторов, сенсорные данные. Это определение представляет своего рода операциональный принцип ряда теорий сенсорного опыта и является тем, что представлено в большинстве вводных учебников, где ощущение обычно различают с восприятием, последнее при этом характеризуется как получаемое в результате интерпретации и детальной разработки ощущений. Однако многие психологи оспаривают само представление о том, что можно иметь какие-либо ощущения вообще без разработки, интерпретации, обозначения или опознавания того, что это за ощущение. 2. В структурализме Титченера – один из трех базовых элементов сознания (наряду с чувствами и образами). 3. Процесс ощущения. 4. Название области психологии, которая исследует эти базовые процессы сенсорного опыта. Основное внимание здесь уделяется исследованию физиологических и психофизических принципов.

Психологический словарь

Ощущение

1. Субъективный класс сенсорных впечатлений, сгруппированных вместе на основе общих элементов; модальность ощущения например, слуховое ощущение, ощущение запаха, зрительное ощущение и т.д 2. Подобная классификация, но в ней за основу принимается скорее общая рецепторная система, чем общий опыт. Этот способ употребления часто встречается в таких определяющих фразах, как "орган ощущения для слушания" Эти два значения не настолько синонимичны, как может показаться на первый взгляд. Можно иметь ощущение в значении1 без рецепторного органа для этого ощущения в значении 2, как при явлении фантомных конечностей; можно иметь два или более ощущений в значении 1, но одно в значении 2, как при синестезии; или можно иметь одно ощущение в значении 1 с участием нескольких анатомически различных рецепторных органов для этих ощущений в значении 2, как это происходит с давлением на кожу и мышцы. 3. Классификация субъективных опытов, не имеющая явной простой связи с каким-либо определенным ощущением (как в значениях 1 и 2), но согласующаяся некоторым сложным образом с измерением физического мира; например, ощущение времени, ощущение пространства и т.д. 4. Форма осведомленности о некотором абстрактном качестве или понятии; например, чувство юмора, ощущение честной игры, чувство справедливости. 5. Суть общего значения предмета, события, эпизода, рассказа и т.д. Во многих составных формах на основе этих значений вместо слова ощущение используются производные от него термины. В общем, сенсорный предпочтительнее использовать, когда обозначаются понятия, основывающиеся на значениях 1 и 2, тоже имеющие отношение к ощущениям и сенсорным процессам; чувствительный (1,2) и чувствительность предпочитаются, когда это касается понятий, основывающихся на значениях 3, 4, 5 и 6, то есть имеющих отношение к эмоциональным, оценочным и интеллектуальным функциям. Ощутимый, к сожалению, используется довольно произвольно в отношении обеих областей, но становится все более и более редким в этих контекстах в специальной литературе. Составные формы, которые не приведены ниже, см. в других статьях.

Психологический словарь

Ощущение

— субъективное отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы.

Психологический словарь

Ощущение

(sensation) Элементарные частицы опыта, из которых образуются ВОСПРИЯТИЯ и представления, т.е. световые, звуковые, обонятельные, тактильные, вкусовые, болевые, тепла, холода. Ощущения зависят от стимулируемого органа, а не от стимулирующего его объекта.

Психологический словарь

Ощущение

психический процесс отражения элементарных свойств действительности которые непосредственно воздействуют на органы чувств.

Психологический словарь

Ощущение

Категория. Построение образов отдельных свойств предметов окружающего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними. Виды. В классификациях ощущений используются разные основания. По модальности выделяют зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и другие ощущения. По нервно-физиологическому субстрату выделяют экстерорецептивные, проприорецептивные и интерорецептивные ощущения. По генетическому основанию Г.Хэд (1918) выделил более древнюю протопатическую и более молодую эпикритическую чувствительность.

Психологический словарь

Ощущение

Согласно моему пониманию — одна из основных психологических функций (см.). Вундт [К истории понятия ощущения см. /78- Bd.I. S.350; 117; 118; 119/] также считает ощущение одним из элементарных психических феноменов. или процесс ощущения есть та психологическая функция, которая, посредничая, передает восприятию физическое раздражение. Поэтому ощущение тождественно с восприятием. следует строго отличать от чувства, потому что чувство есть совсем другой процесс, который может, например, присоединиться к ощущению в качестве "чувственной окраски", "чувственного тона". относится не только к внешнему физическому раздражению, но и к внутреннему, то есть к изменениям во внутренних органических процессах. Поэтому ощущение есть, прежде всего, чувственное восприятие, то есть восприятие, совершающееся посредством чувственных органов и "телесного чувства" (ощущения кинестетические, вазомоторные и т. д.). является, с одной стороны, элементом представления, потому что оно передает представлению перцептивный образ внешнего объекта, с другой стороны — элементом чувства, потому что оно через перцепцию телесного изменения придает чувству характер аффекта (см.). Передавая сознанию телесные изменения, ощущение является представителем и физиологических влечений. Однако оно не тождественно с ними, потому что оно является чисто перцептивной функцией. Следует различать между чувственным (сенсуозным) или конкретным (см.) ощущением и ощущением абстрактным (см.). Первое включает в себя формы, о которых речь шла выше. Последнее же обозначает отвлеченный вид ощущений, то есть обособленный от других психологических элементов. Дело в том, что конкретное ощущение никогда не появляется в "чистом" виде, а всегда бывает смешано с представлениями, чувствами и мыслями. Напротив, абстрактное ощущение представляет собой дифференцированный вид восприятия, который можно было бы назвать "эстетическим" постольку, поскольку он, следуя своему собственному принципу, обособляется как от всякой примеси различий, присущих воспринятому объекту, так и от всякой субъективной примеси чувства и мысли и поскольку он тем самым возвышается до степени чистоты, никогда не доступной конкретному ощущению. Например, конкретное ощущение цветка передает не только восприятие самого цветка, но и его стебля, листьев, места, где он растет, и т. д. Кроме того, оно тотчас же смешивается с чувствами удовольствия или неудовольствия, вызванными видом цветка, или с вызванными в то же время обонятельными восприятиями, или же с мыслями, например о его ботанической классификации. Напротив, абстрактное ощущение тотчас же выделяет какой-нибудь бросающийся в глаза чувственный признак цветка, например его ярко-красный цвет, и делает его единственным или главным содержанием сознания, в обособлении от всех вышеуказанных примесей. Абстрактное ощущение присуще, главным образом, художнику. Оно, как и всякая абстракция, есть продукт функциональной дифференциации, и потому в нем нет ничего первоначального. Первоначальная форма функций всегда конкретна, то есть смешанна (см. архаизм и конкретизм). Конкретное ощущение, как таковое, есть явление реактивное. Напротив, абстрактное ощущение, как и всякая абстракция, никогда не бывает свободно от воли, то есть от направляющего элемента. Воля, направленная на абстракцию ощущения, является выражением и подтверждением эстетической установки ощущения. особенно характерно для природы ребенка и примитивного человека, поскольку оно, во всяком случае, господствует над мышлением и чувством, но не непременно над интуицией (см.). Ибо я понимаю ощущение как сознательное восприятие, а интуицию как ощущение бессознательное. и интуиция представляются мне парой противоположностей или двумя функциями, взаимно компенсирующими одна другую, подобно мышлению и чувству. Функции мышления и чувства развиваются в качестве самостоятельных функций из ощущения как онтогенетически, так и филогенетически. (Конечно, также и из интуиции, как необходимо восполняющей противоположности ощущения.) Индивид, чья установка в целом ориентируется ощущением, принадлежит к ощущающему (сенситивному) типу (см.) , поскольку оно является элементарным феноменом, есть нечто безусловно данное, не подчиненное рациональным законам в противоположность мышлению или чувству. Поэтому я называю его функцией иррациональной (см.), хотя рассудку и удается вводить большое число ощущений в рациональные связи. Нормальные ощущения пропорциональны, то есть при оценке они соответствуют — в той или иной степени — интенсивности физических раздражений. Патологические же ощущения непропорциональны, то есть они или ненормально снижены, или ненормально завышены; в первом случае они задержаны, во втором — преувеличены. Задерживание возникает от преобладания другой функции над ощущением; преувеличение же от ненормального слияния с другой функцией, например от слитности ощущения с еще недифференцированной функцией чувства или мысли. Но в этом случае преувеличение ощущения прекращается, как только слитая с ощущением функция выдифференцируется сама по себе. Особенно наглядные примеры дает психология неврозов, где очень часто обнаруживается значительная сексуализация других функций (Фрейд), то есть слитность сексуальных ощущений с другими функциями.

Психологический словарь

Ощущение

(sensation)- чувство: результат обработки в головном мозге информации об окружающих человека предметах, которая поступает в него в виде сообщений (сигналов) от рецепторов. Сообщения, поступающие от экстерорецепторов, интерпретируются головным мозгом в виде специфических ощущений — зрительных и слуховых образов, запаха, вкуса, температуры, боли и др. Сообщения, поступающие от интероцепторов, обычно очень редко достигают сознания и вызывают возникновение у человека каких-либо ощущений.

Психологический словарь

Ощущение

Начальный процесс обнаружения и кодирования энергии физического мира. Под ощущениями как таковыми понимают непосредственные, фундаментальные и прямые переживания определенного рода, относящиеся к осознанному знанию о качестве или о таких отличительных признаках предмета, как «тяжелый», «теплый», «громкий», «синий» и аналогичных им, причем это знание является результатом соответствующей стимуляции некоего сенсорного органа.

Философский словарь

Ощущение

— отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга.

Философский словарь

Ощущение

— форма чувственного отражения свойств явлений действительного мира, лежащих на его поверхности с помощью органов чувств. Аристотель выделял 5 видов ощущений соответственно органам чувств: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые.

Философский словарь

Ощущение

— простейший аналитико-синтетический акт сенсорного познания. О. возникает в результате воздействия на органы чувств вещей или явлений объективного мира и состоит в отражении отдельных свойств этих вещей и явлений. Анатомо-физиологической основой О. выступают анализаторы — нервные структуры, состоящие из рецепторов, проводящих афферентных нервных путей и нервного центра. Классификация О. может осуществляться по разным основаниям: по модальности (зрительные, слуховые, осязательные и др.), по анатомическому положению рецепторов и выполняемой ими функции (экстерорецептивные, проприорецептивные, интерорецептивные). Проблема О. всегда принадлежала к числу традиционных философских проблем. Демокрит, например, считал О. единственным источником истины. Школа стоиков толковала О. как непосредственное "принятие" предмета с помощью органа чувств. Эпикурейцы утверждали, что фундаментальной способностью души, от которой происходят все остальные, является О. Остро артикулированная в новоевропейской философии дилемма эмпиризма и рационализма выдвинула проблему интерпретации О. на передний план философской проблематики, инспирировав обогащение содержания сенсуализма (Гоббс, Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеции и др.). Т.В. Самущик

Философский словарь

Ощущение

форма чувственного познания (живого созерцания), представляющая собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Подразделяются на зрительные, слуховые и др.

Философский словарь

Ощущение

— элементарное психическое явление, отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате непосредственного их воздействия на органы чувств (анализаторы). Самые разнообразные факторы внешней среды (световые и звуковые волны, молекулы химических веществ и т. п.) воздействуют на периферическую часть анализатора — рецептор (датчик), кодируются им и в виде дискретных электрохимических импульсов передаются по нервным путям в центральную часть анализатора — кору головного мозга, где и возникает О. Наиболее развитым у человека является зрительный анализатор и соответствующая ему система О. Далее идут осязательные, слуховые, вкусовые и прочие О. Каждая группа О. обладает специфической модальностью — совокупностью непрерывно переходящих друг в друга качеств, несравнимых с качествами других групп О.: цвета не похожи на звуки, вкусы или запахи. О. обладает также интенсивностью. В процессе познания О. выполняют следующие функции: 1) в качестве субстрата восприятия дают последнему возможность отобразить структуру внешних предметов, 2) выступают в роли признаков объективных свойств внешних предметов при условии, что взаимосвязь между качеством О. и свойством предмета заранее известна: по цвету раскаленного металла можно судить о его температуре, по цвету индикатора можно определить характер химического раствора и т. п., 3) являются основой для формирования элементарных представлений.

Философский словарь

Ощущение

— в обычном употреблении то же, что и чувство, в физиологии и психологии — результат возбуждения нервных центров коры головного мозга (см. Психофизический уровень), которое обычно вызывается раздражением чувствительного нерва (см. Органы чувств). Чаще всего единичное ощущение выступает как часть сложного комплекса ощущений; так, напр., вместе с ощущением звука возникают ощущения, которые указывают на то, громкий это звук или тихий, высокий или низкий, гармоничный или дисгармоничный, в каком направлении он слышится и т. д. Как только сложное ощущение переступает порог сознания, оно становится (в соответствии с индивидуальной структурой сознания) частью образа и частью восприятия. Интенсивность (сила) сложного ощущения зависит от интенсивности раздражения и от чувствительности нервного аппарата; качество его — различаются осязательные, температурные, вкусовые, обонятельные, звуковые, зрительные, органические, а также ощущения движения и позы — обусловливается раздражителем, воспринимаемым соответствующим органом чувств (см. Специфическая энергия органов чувств) и гл. о. состоянием сознания в данный момент (см. также Марбургская школа). В процессе развития организмов органы чувств зарождались в результате специализированного приспособления к определенным раздражителям, причем воспринимающие аппараты, как и центральный трансформирующий аппарат (мозг), в ходе эволюции становились дифференцированнее (как и сами ощущения) в соответствии с многообразием возбуждений; в то же время ощущения делались более адекватными характеру возбуждения.

Философский словарь

Ощущение

Мы будем называть "ощущением" опыт непосредственного осознания вещей. Так, когда мы видим цвет, у нас возникает ощущение от этого цвета, однако сам по себе цвет — не ощущение, а факт ощущения. И, наконец, отнюдь не очевидно, что особые каузальные законы, управляющие ментальными событиями, на самом деле не являются физиологическими. Закон привычки, один из наиболее характерных, может быть полностью объяснен в терминах особенностей нервной ткани, и эти особенности, в свою очередь, могут быть объяснены физическими законами. Таким образом, по-видимому, мы приходим к другому типу определения. Именно поэтому было необходимо усовершенствовать определение восприятия. Имея это определение, мы можем определить ощущение как вне-мнемическую основу восприятия. Я думаю, что ощущения (включая образы) составляют все "сырье" разума, и что все остальное может быть разложено на группы ощущений, связанных различным образом, и на свойства ощущений или групп ощущений. Ощущения являются тем, что объединяет ментальный и физический миры; они могут быть определены как пересечение разума и материи.

Большой Энциклопедический Словарь

Ощущение

отражение свойств реальности, возникающее в результатевоздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головногомозга. Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные,обонятельные и т. д. Качественная особенность тех или иных ощущенийназывается их модальностью.

Толковый словарь Ожегова

Ощущение

Отражение свойств объективной реальности, возникающее в результате их воздействия на органы чувств и нервные центры, чувственное восприятие

Юридический словарь

Ощущение

психический процесс отражения элементарных свойств действительности которые непосредственно воздействуют на органы чувств.

Каким бывает «ощущение»?

Ощущение бывает:

  • стойкое
  • неприятное
  • противное
  • восхитительное
  • непривычное
  • подсознательное
  • болезненное
  • дивное
  • жуткое
  • забавное
Все определения к слову ОЩУЩЕНИЕ

Фонетический разбор слова «ощущение»

Звуко-буквенный разбор слова ощущение. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «ощущение»

Какими словами можно заменить слово ощущение? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ОЩУЩЕНИЕ

Ассоциации к слову «ощущение» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово ощущение? В русском языке со словом ощущение чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ОЩУЩЕНИЕ

Сочетаемость слова «ощущение»

Как правильно употребляется слово ощущение? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • аналогичные ощущения
  • беспокойное ощущение
  • блаженное ощущение
  • божественные ощущения
  • болевые ощущения
  • болезненные ощущения
  • былые ощущения
  • великолепное ощущение
  • визуальные ощущения
Полная таблица сочетаемости слова ОЩУЩЕНИЕ

Cлово «ощущение» является ответом на вопросы