Офорт

Cлово «офорт» означает:

— вид гравюры: рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотоупорного лака, покрывающего металлическую пластину, процарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углубленное изображение заполняется краской и оттискивается на бумагу.

Источник: Исторический словарь

Значение слова «офорт» в русском языке

(от франц. eau-forte — азотная кислота) — вид гравюры; рисунокпроцарапывается гравировальной иглой в слое кислотоупорного лака,покрывающего металлическую пластину, процарапанные места протравливаютсякислотой, а полученное углубленное изображение заполняется краской иоттискивается на бумагу.

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Словарь символов

Офорт

Способ гравировки, при котором углубленные печатающие элементы получаются путем травлением азотной кислотой на медной или цинковой пластине покрытую защитным грунтом, на которой процарапывают изображение.

Толковый словарь Ожегова

Офорт

Гравюра на металлической пластине с рисунком, протравленным кислотой

Cлово «офорт» означает:

Офорт

Офо́рт ( — азотная кислота, буквально — «крепкая вода»), также аквафорте — разновидность гравюры на металле, техника станковой графики глубокой печати, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения, на которых производится травление поверхности кислотами.

Источник: Википедия

Большой современный толковый словарь русского языка

м.

1.Способ углубленного гравирования на металлической доске при помощи травления кислотами.

2.Гравюра на меди или цинке с рисунком, протравленным кислотами. отт. Типографский оттиск такой гравюры.

Новый словарь иностранных слов

Офорт

( фр. eau-forte букв. азотная кислота)
1) способ гравирования, при котором углубленные печатающие элементы получаются путем многостепенного травления азотной кислотой; предварительно медную или цинковую пластину покрывают защитным грунтом, на котором процарапывают штрихи изображения ( см. также лавис );
2) оттиск с доски, гравированной таким образом.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Офорт

м.
1) Способ углубленного гравирования на металлической доске при помощи травления кислотами.
2) Гравюра на меди или цинке с рисунком, протравленным кислотами; типографский оттиск такой гравюры.

Словарь иностранных выражений

Офорт

[фр. eau-forte букв. азотная кислота]

1. способ гравирования, при котором углубленные печатающие элементы получаются путем многостепенного травления азотной кислотой; предварительно медную или цинковую пластину покрывают защитным грунтом, на котором процарапывают штрихи изображения (см. также лавис);

2. оттиск с доски, гравированной таким образом.

Словарь русского языка Лопатина

Офорт

оф`орт, -а

Словарь русского языка Ожегова

Офорт

гравюра на металлической пластине с рисунком, протравленным кислотой, а также оттиск с такой гравюры Выставка офортов. офорт ! гравюра на металлической пластине с рисунком, протравленным кислотой Выставка офортов.

Современный толковый словарь, БСЭ

Офорт

(от франц. eau-forte — азотная кислота), вид гравюры; рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотоупорного лака, покрывающего металлическую пластину, процарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углубленное изображение заполняется краской и оттискивается на бумагу.

Толковый словарь Ефремовой

Офорт

офорт м.
1) Способ углубленного гравирования на металлической доске при помощи травления кислотами.
2) Гравюра на меди или цинке с рисунком, протравленным кислотами; типографский оттиск такой гравюры.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Офорт

офорта, м. (фр. eau forte – букв. азотная кислота) (искус.). Гравюра на меди или цинке, изготовляемая путем протравливания кислотами рисунка, нанесенного на покрытую лаком поверхность металла.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Офорт

(от франц. eau-forte — азотная кислота), вид гравюры на металле, в котором углублённые элементы печатной формы создаются путём травления металла кислотами. Известен с начала 16 в.; до этого времени линии изображения на металлической пластине гравировались резцами. Техника О. менее трудоёмка. На цинковую (или медную) пластину ('доску') наносят кислотоупорный лак, стальной иглой процарапывают слой лака по линиям будущего изображения до металла, затем пластину помещают в азотную кислоту (медную — в раствор хлорного железа). Травление можно производить в несколько приёмов. После первого травления в местах, где отсутствовал лак, образуются незначительные углубления. Затем места, которые соответствуют светлым участкам изображения, вновь покрывают лаком и вторично подвергают травлению, углубляя печатающие элементы, и таким образом за несколько раз получают желаемую градацию тонов. Для печати краска закатывается в углубления, её избыток снимается с ровной поверхности; под действием давления краска переходит на бумагу. В широком смысле в понятие 'О.' часто включают и другие виды гравюры с травлением — акватинту , лавис , которые обычно сочетаются со штриховым О., а также мягкий лак и др. Все эти виды (особенно акватинта) могут, как и штриховой О., применяться для цветной печати. Э. М. Фарбер.Как правило, к О. обращаются художники, склонные к живописному видению мира, тяготеющие к смешению реальных и фантастических образов и увлечённые таящимися в технике О. возможностями особой непосредственности в воплощении замысла, а также случайными эффектами, произвольно возникающими при печати (возможность получать различные оттиски с одной пластины). 'Капризы' травления и печати, как и всей технологии О., дают в распоряжение мастера-офортиста дополнительные средства художественной выразительности. Повторное травление создаёт богатейшую тональную шкалу, а правильно заточенный инструмент сообщает штриху особую точность и изящество. На пластине, покрытой лаком, рисуют иглой или гвоздём, просто на металле — кистью, смоченной кислотой, и т. д., что диктует самый различный характер изобразительных средств. В О. возможны волосяной штрих, пятно и мягкая широкая линия. Офортная линия, свободная, непринуждённая, способствует достижению широчайшей градации в эмоциональном строе образа — от проникновенной лиричности до напряжённого драматизма. Соединение травленой линии и акватинты (дающей пятно с мягкими переходами тона), эффекты светотени, усиленные применением 'сухой иглы' (которая сообщает штрихам особую насыщенность, 'бархатистость'), неповторимая фактура, возникающая при многократном травлении,- всё это придаёт О. черты, отличающие его от любого другого вида гравюры. Первые известные О. были выполнены в начале 16 в. немецкими мастерами Д. Хопфером и А. Дюрером. (В 16 в. для О. использовались железные 'доски'; в 17-18 вв. гравёры работали на медных 'досках' и лишь в 19 в. обратились к цинковым пластинам, более простым в обработке.) Расцвет искусства О. относится к 17 в. Во Франции Ж. Калло создаёт образы, отмеченные острым гротеском и в то же время полные жизненной правды; его мастерство отличается особой виртуозностью. Одним из первых Калло начинает применять повторное травление. В Голландии искусство Рембрандта во многом предопределяет творчество последующих поколений мастеров О. Соединяя динамичный штрих, сочные или едва заметные линии 'сухой иглы', повторное травление, добиваясь тончайших нюансов светотени, Рембрандт раскрывает почти всю широту средств художественной выразительности О. и создаёт с их помощью сложнейшие психологические характеристики, состояния трагичности и глубокого жизнеутверждения. Одновременно с Рембрандтом в Голландии работают и такие значительные офортисты, как Х. Сегерс, А. ван Остаде, П. Поттер, Я. ван Рёйсдал, Н. Берхем. Во Фландрии 17 в. ярко выделяется портретное искусство А. Ван Дейка. Италия 17 в. также выдвигает крупных мастеров О.- Г. Рени и Дж. Б. Кастильоне, а Испания этого времени — Х. Риберу. С середины 18 в. обозначаются две линии развития О.: творческий О. и репродукционный. Блестящими мастерами творческого О. были Дж. Б. Тьеполо, Каналетто и Дж. Б. Пиранези в Италии, А. Ватто, Ф. Буше и О. Фрагонар во Франции, У. Хогарт в Великобритании. К 18 в. относится и распространение цветного О. На рубеже 18-19 вв. испанец Ф. Гойя намечает новые пути в развитии О. Обладая поразительным чувством материала, он сочетает О. с акватинтой и, используя её живописные качества, достигает высокой эмоциональной напряжённости своих образов. В 19 — начале 20 вв. как офортисты плодотворно работают Ж. Ф. Милле, К. Коро, Ш. Ф. Добиньи, Э. Мане, Т. Стейнлен во Франции, А. Менцель, Л. Коринт в Германии, А. Цорн в Швеции, Я. Б. Йонгкинд в Голландии, Дж. М. Уистлер в США, И. И. Шишкин, В. В. Матэ, В. А. Серов в России. В 20 в. продолжаются усиленные поиски новой выразительности О. путём усложнения и комбинирования техник, увеличения экспрессивного напряжения линий, расширения палитры, подчёркнутого выявления фактуры 'доски', соединения травления и печати тиснением. К О. обращаются такие значительные художники 20 в., как П. Пикассо во Франции, Ф. Брэнгвин в Великобритании, К. Кольвиц в Германии, Дж. Моранди в Италии. Советский О. представлен творчеством целой плеяды значительных мастеров. Среди них — И. А. Фомин, И. И. Нивинский, А. И. Кравченко, Г. С. Верейский, Д. И. Митрохин, Г. Ф. Захаров, М. Г. Дерегус, Р. М. Гибавичюс и др. Особенно большое место О. занимает в графике Советской Эстонии (Э. Окас, А. Кютт, В. Толли и др.). Подробнее об истории О. см. в ст. Гравюра . К. В. Безменова. Лит.: Масютин В., Гравюра и литография, М.- Берлин, 1922; Фалилеев В. Д., Офорт и гравюра резцом, М.- Л., 1925; Айзеншер И. Я., Техника офорта. Гравюра на металле, Л.- М., 1939; Кристеллер П., История европейской гравюры. XV-XVIII века, пер. с нем., [Л.], 1939; Очерки по истории и технике гравюры, [Сб. ст.], М., 1941; Корнилов П. Е., Офорт в России 17-20 веков, М., 1953; Виппер Б. Р., Графика, в его кн.: Статьи об искусстве, М., 1970; Звонцов В., Шистко В., Офорт, М.,

1971.

Полный орфографический словарь русского языка

Офорт

офорт, -а

Викисловарь

Офорт

способ углубленного гравирования на металле с помощью травления кислотами вид гравюры на металле (как правило на меди или цинке), в котором углублённые элементы печатной формы создаются путём травления металла кислотами, а также печатный оттиск с такой гравюры

Морфемный и фонетический разбор слова «офорт»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова офорт. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «офорт»

Какими словами можно заменить слово офорт? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ОФОРТ

Сочетаемость слова «офорт»

Как правильно употребляется слово офорт? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • в технике офорта
Полная таблица сочетаемости слова ОФОРТ

Предложения со словом «офорт»

Примеры употребления слова офорт в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Оркестровка гравюрных произведений наложением разнородных приёмов (соединение офорта, литографии, гравюры на дереве в одном листе) указывает только на неосознание всех возможностей определённого способа.

Коллектив авторов, Художественная культура русского зарубежья. 1917–1939. Сборник статей

В 1864 г. он выполняет свой первый офорт.

Лионелло Вентури, Дневники импрессионистов

Как правило, к зрителю он попадал в виде очерковой гравюры, выполненной в технике офорта.

Е. А. Вишленкова, Визуальное народоведение империи, или «Увидеть русского дано не каждому»

Все предложения и цитаты со словом ОФОРТ

Cлово «офорт» является ответом на вопросы