Одиночество

Cлово «одиночество» означает:

— англ. loneliness; нем. Einsamkeit. Изолированность, отсутствие соц. контактов, помощи и понимания. См. АУТИЗМ. 

Источник: Социологический словарь

Значение слова «одиночество» в русском языке

(loneliness) О. представляет собой деструктивную форму самовосприятия. Одинокий чел. чувствует себя заброшенным, забытым и ненужным. По-видимому, мысли, имеющие отношение к потере прошлого и людей из этого прошлого, а также высокий уровень значимости др. людей, как об этом свидетельствуют нелогичные предположения, предъявляют чел. непомерно высокие требования. Такие требования обычно становятся неосуществимыми, заставляя людей чувствовать себя изолированными по собственной вине и интерпретировать свое существующее положение как катастрофу. Источники О.: императивы. Неврологический императив предписывает оптимальный диапазон стимуляции в физ., культурной и межличностной среде. Существуют также качественные ограничения: должно существовать значимое челов. взаимодействие, недостатком к-рого объясняется чувство О. в толпе. Психол. императив предостерегает от отказов или исключения из отношений, ведущих к переживаниям, что тебя не любят и отвергают. Соц. императив диктует, что при исключении из группы, мы не получим того, в чем мы нуждаемся и чего хотим от жизни. Такое исключение оценивается как вызов основным мотивациям стремления к безопасности и удовлетворению физ. и репродуктивных потребностей. Когнитивный императив говорит, что мы способны посылать и принимать сообщения с тем, чтобы выжить в об-ве. Барьеры для коммуникации, такие как чужой язык, приводят к чувству изоляции. Уровень заболеваемости и смертности выше у одиноких, вдовцов и разведенных. Такие показатели могут быть результатом снижения уровня эндорфинов, естественных иммунизаторов организма. С др. стороны, более высокие показатели заболеваемости и смертности могут быть вызваны и нелогичными, самоосуществляющимися ожиданиями членов этих групп, основанными на том, что они воспринимают себя недостойными счастья, а заслуживающими лишь О. Какими бы ни были причины, важный вклад в одиночество делает чувство потери или расставания в прошлом с кем-либо или чем-либо, что казалось тогда главным для выживания. Другим компонентом О. является контроль. Наличие контроля над любой данной соц. ситуацией определяет различие между "чувствовать себя одиноким" и "быть одному". Противостояние одиночеству. О. провоцирует широкий спектр реакций. Продуктивные пути борьбы с чувством О. во многом индивидуальны, однако могут быть описаны следующим образом. Во-первых, попытаться ослабить иррациональные представления, к-рые имеют тенденцию накапливаться относительно катастрофы, несправедливости и самообесценивающих аспектов жизни в одиночку. Во вторых, присвоить личную мотивацию чувствам О.: действуя вместо того, чтобы мучиться этими чувствами, их можно рассеять. В-третьих, перестать надеяться только на себя и не отказываться от помощи и поддержки, обеспечиваемых совместными усилиями др. людей. В-четвертых, работать, веря в то, что О., вероятно, не будет длиться вечно. См. также Потребность в аффилиации, Межличностная аттракция, Любовь, Заброшенные дети Д. Ф. Фишер

Источник: Психологический словарь

Психологический словарь

Одиночество

— психическое состояние субъекта, находящегося в социально-коммуникативной изоляции, что характеризуется различными депрессиями или чувством тревоги.

Психологический словарь

Одиночество

— один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей. При попадении людей в условия одиночества, обусловленного экспериментальной, географической, социальной или тюремной изоляцией, все непосредственные, "живые" связи с другими людьми прерываются, и это вызывает появление острых реакций эмоциональных. В ряде случаев возникает шок психологический, характерный тревожностью, депрессией и сопровождающийся выраженными вегетативными реакциями. В меру продолжительности пребывания в условиях одиночества актуализуется потребность в общении. В ответ на невозможность ее удовлетворения люди персонифицируют предметы, животных (от пауков до лошадей), создают воображаемых партнеров (иногда — в форме ярких эйдетических образов, спроецированных во сне), разговаривают с ними вслух. Эти экстериоризационные реакции оцениваются как защитные (компенсаторные) и рассматриваются в границах психологической нормы. На этапе неустойчивой деятельности психической (-> психология экстремальная), при наблюдении за испытуемым в экспериментах с помощью специальной аппаратуры или за заключенными через "глазки", у ряда людей появляются необычные состояния психические, проявляемые в тягостных переживаниях телесной обнаженности или "открытости мыслей". Также появляются доминирующие идеи и отмечаются случаи, когда испытуемые путают сновидения с реальностью (реализованные сновидения). По мере увеличения продолжительности жестких условий одиночества, на этапе глубоких психических изменений появляются идеи сверхценные, идеи отношения, деперсонализационные переживания (раздвоение личности) и галлюцинации реактивные.

Социологический словарь

Одиночество

— состояние и ощущение человека,  находящегося в условиях реальной или мнимой коммуникативной депривации (изоляции от др. людей, разрыва социальных связей, отсутствия значимого для него общения, недостаточности общения и др.). В основном проявляется в трех формах:  обыденной, экстремально-ситуативной и искусственной (экспериментальной и лечебной). Как психогенный фактор  О. влияет на психику человека и вызывает появление острых эмоциональных реакций (в т.ч. тягостных переживаний, тревожности, депрессии, деперсонализации, галлюцинаций), изменение  сознания и самосознания, индивидуальных и личностных особенностей человека. Тяжело переносится людьми различных возрастов. Особенно опасно в младенческом возрасте ( Социализация) . В значительной части случаев приводит к серьезным психопатологическим эмоциональным нарушениям, коррекция которых предполагает использование соответствующих психотерапевтических, медикаментозных и прочих воздействий. В ситуации острого переживания О. у людей формируются различные компенсаторные (защитные) реакции, формы поведения и общения, в которых важную роль  играют внутренние диалоги  с фантомными партнерами, персонификация  животных (гл. обр., домашних), различных предметов (книг, кукол и др.), разнообразных изображений (фотографий, картин, скульптур и др.), проявляющиеся в широких диапазонах нормы  и патологии. Как явление социального порядка и проблема,  О. получило особое распространение в современном мире (феномены "толпы одиноких"), существенно изменившем систему социальных связей и непосредственного ("живого") общения людей и отчасти подменившем эту систему различного рода суррогатами общения. О. может выступать и выступает как форма осознанного и неосознанного протеста,  "бегства от действительности" и "внутренней эмиграции". В клинических целях О. (сенсорная изоляция) используется как метод  лечения различных психических расстройств. И.И. Овчаренко

Философский словарь

Одиночество

— состояние и ощущение человека, находящегося в условиях реальной или мнимой коммуникативной депривации (изоляции от др. людей, разрыва социальных связей, отсутствия значимого для него общения, недостаточности общения и др.). В основном проявляется в трех формах: обыденной, экстремально-ситуативной и искусственной (экспериментальной и лечебной). Как психогенный фактор О. влияет на психику человека и вызывает появление острых эмоциональных реакций (в т.ч. тягостных переживаний, тревожности, депрессии, деперсонализации, галлюцинаций), изменение сознания и самосознания, индивидуальных и личностных особенностей человека. Тяжело переносится людьми различных возрастов. Особенно опасно в младенческом возрасте (см. Социализация). В значительной части случаев приводит к серьезным психопатологическим эмоциональным нарушениям, коррекция которых предполагает использование соответствующих психотерапевтических, медикаментозных и прочих воздействий. В ситуации острого переживания О. у людей формируются различные компенсаторные (защитные) реакции, формы поведения и общения, в которых важную роль играют внутренние диалоги с фантомтия в "критической О." Н. Гартмана; трансцендентальная О. неотомизма и др. С другой стороны, параллельно этой интерпретации О. развивается ее трактовка как философии природы, возвращающая термину его этимологическое изначальное значение и ориентированная на получение позитивных знаний о природе, исходя из нее самой: наивный реализм раннеантичных космогонии; имплицитно содержащаяся в средневековом номинализме установка на внетрансцендентальное постижение бытия; натурализм философии Ренессанса; ориентированная на тесное взаимодействие с естествознанием философия природы Нового времени и т.п. Вехой радикальной смены методологических ориентиров в истории О. явилась "критическая философия" Канта, задававшая новое понимание бытия как артикулированного в априорных познавательных формах, — вне которых невозможна сама постановка онтологической проблемы, в силу чего вся предшествующая О. оценивается Кантом как "догматизм" онтологизации ментальных конструкций. Кантовский антионтологизм был развит и радикализирован в позитивизме, оценивающем любое суждение метафизического характера как бессодержательное и не подлежащее верификации. Радикальная критика О. задает в философской традиции поворот от трактовки ее в традиционном смысле этого слова ("кризис О." 19 в.) к новой версии постановки онтологической проблемы. Понятие О., сохраняя свою семантику как учения о бытии, оказывается достаточно плюральным с точки зрения конкретного наполнения его объема. 19-20 вв. характеризуется интенцией трактовки в качестве онтологических таких феноменов, как психологические (традиция восходит к онтологической интерпретации "воли" в концепции Шопенгауэра); логические ("быть — значит быть значением связанной переменной" в логическом анализе Куайна); языковые ("действительность производится заново при посредстве языка" в лингвистической концепции Э. Бенвениста). В контексте этой установки О. конституируется на базе принципиальной релятивности, классическим выражением которой является "принцип онтологической относительности" Куайна: знание об объекте возможно только в языке определенной теории (Тn), однако оперирование им (знание о знании) требует метаязыка, т.е. построения новой теории (Тn+1), и т.д. Проблема О. трансформируется в результате как "проблема перевода", т.е. интерпретации логического формализма, однако его "радикальный перевод" в принципе невозможен, ибо "способ референции" объективности в суждении "не прозрачен" и, значит, неопределенен. Радикально новый поворот в интерпретации бытия связан с неклассической философией 20 в., экзистенциализировавшей онтологическую проблематику и задавшей человекоразмерные параметры ее артикуляции. Ушедший на второй план онтологический вопрос вновь актуализируется Хайдеггером, согласно позиции которого именно вопрос о бытии центрирует сознание индивида. Бытие конституируется у Хайдеггера как человеческое бытие — Dasein, Вот-Бытие в качестве чистого присутствия. Принципиальную значимость имеет для Хайдеггера различие между бытием и существованием, — человек выступает как "пастух бытия", слушающий глубинный зов онтологической полноты, обретающей в человеке свой язык и форму выражения. — И вне своего великого предназначения — "сказать Бытие" — человек есть не более, как "работающий зверь". Цель философии, в силу этого, заключается в возврате к "истине бытия", которое живет в языке ("язык — это дом бытия"). Феномен "ок-ликания бытия" оказывается центрально значимым и для экзистенциализма, конституирующегося как принципиально онтологическая (в новом смысле) концепция, снимающая с себя какой бы то ни было дидаксис и центрированная не на абстрактном ригоризме долженствования, но на человеческом быными партнерами, персонификация животных (гл. обр., домашних), различных предметов (книг, кукол и др.), разнообразных изображений (фотографий, картин, скульптур и др.), проявляющиеся в широких диапазонах нормы и патологии. Как явление социального порядка и проблема, О. получило особое распространение в современном мире (феномены "толпы одиноких"), существенно изменившем систему социальных связей и непосредственного ("живого") общения людей и отчасти подменившем эту систему различного рода суррогатами общения. О. может выступать и выступает как форма осознанного и неосознанного протеста, "бегства от действительности" и "внутренней эмиграции". В клинических целях О. (сенсорная изоляция) используется как метод лечения различных психических расстройств. И.И. Овчаренко

Философский словарь

Одиночество

Определенная степень изоляции как в пространстве, так и во времени существенна для создания независимости, необходимой для серьезной работы; должно быть нечто, обладающее для нас большей важностью, нежели восхищение толпы современников. Мы страдаем не от забвения теологических убеждений, а от утраты одиночества.

Психологическая энциклопедия

Одиночество

(loneliness) О. представляет собой деструктивную форму самовосприятия. Одинокий чел. чувствует себя заброшенным, забытым и ненужным. По-видимому, мысли, имеющие отношение к потере прошлого и людей из этого прошлого, а также высокий уровень значимости др. людей, как об этом свидетельствуют нелогичные предположения, предъявляют чел. непомерно высокие требования. Такие требования обычно становятся неосуществимыми, заставляя людей чувствовать себя изолированными по собственной вине и интерпретировать свое существующее положение как катастрофу. Источники О.: императивы. Неврологический императив предписывает оптимальный диапазон стимуляции в физ., культурной и межличностной среде. Существуют также качественные ограничения: должно существовать значимое челов. взаимодействие, недостатком к-рого объясняется чувство О. в толпе. Психол. императив предостерегает от отказов или исключения из отношений, ведущих к переживаниям, что тебя не любят и отвергают. Соц. императив диктует, что при исключении из группы, мы не получим того, в чем мы нуждаемся и чего хотим от жизни. Такое исключение оценивается как вызов основным мотивациям стремления к безопасности и удовлетворению физ. и репродуктивных потребностей. Когнитивный императив говорит, что мы способны посылать и принимать сообщения с тем, чтобы выжить в об-ве. Барьеры для коммуникации, такие как чужой язык, приводят к чувству изоляции. Уровень заболеваемости и смертности выше у одиноких, вдовцов и разведенных. Такие показатели могут быть результатом снижения уровня эндорфинов, естественных иммунизаторов организма. С др. стороны, более высокие показатели заболеваемости и смертности могут быть вызваны и нелогичными, самоосуществляющимися ожиданиями членов этих групп, основанными на том, что они воспринимают себя недостойными счастья, а заслуживающими лишь О. Какими бы ни были причины, важный вклад в одиночество делает чувство потери или расставания в прошлом с кем-либо или чем-либо, что казалось тогда главным для выживания. Другим компонентом О. является контроль. Наличие контроля над любой данной соц. ситуацией определяет различие между "чувствовать себя одиноким" и "быть одному". Противостояние одиночеству. О. провоцирует широкий спектр реакций. Продуктивные пути борьбы с чувством О. во многом индивидуальны, однако могут быть описаны следующим образом. Во-первых, попытаться ослабить иррациональные представления, к-рые имеют тенденцию накапливаться относительно катастрофы, несправедливости и самообесценивающих аспектов жизни в одиночку. Во вторых, присвоить личную мотивацию чувствам О.: действуя вместо того, чтобы мучиться этими чувствами, их можно рассеять. В-третьих, перестать надеяться только на себя и не отказываться от помощи и поддержки, обеспечиваемых совместными усилиями др. людей. В-четвертых, работать, веря в то, что О., вероятно, не будет длиться вечно. См. также Потребность в аффилиации, Межличностная аттракция, Любовь, Заброшенные дети Д. Ф. Фишер

Толковый словарь Ожегова

Одиночество

Состояние одинокого человека

Юридический словарь

Одиночество

— психическое состояние субъекта, находящегося в социально-коммуникативной изоляции, что характеризуется различными депрессиями или чувством тревоги.

Cлово «одиночество» означает:

Одиночество

Одино́чество — социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции.

Источник: Википедия

Большой современный толковый словарь русского языка

ср.

1.Положение, состояние одинокого человека.

2.Пребывание в таком положении, состоянии.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Одиночество

ср. Состояние одинокого человека.

Словарь русского языка Лопатина

Одиночество

один`очество, -а

Словарь русского языка Ожегова

Одиночество

состояние одинокого человека Скучать в одиночестве.

Толковый словарь Ефремовой

Одиночество

одиночество ср. Состояние одинокого человека.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Одиночество

одиночества, мн. нет, ср. (книжн.). Состояние одинокого человека. Меня охватило чувство одиночества, тоски и ужаса. Чехов. В одиночестве способен жить не всякий. Крылов. – Эх, одиночество круглое! Не посулю никому! Некрасов.

Полный орфографический словарь русского языка

Одиночество

одиночество, -а

Викисловарь

Одиночество

состояние одинокого человека

Каким бывает «одиночество»?

Одиночество бывает:

  • гордое
  • беспредельное
  • вынужденное
  • невыносимое
  • полное
  • пронзительное
  • горькое
  • абсолютное
  • безграничное
  • бесконечное
Все определения к слову ОДИНОЧЕСТВО

Морфемный и фонетический разбор слова «одиночество»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова одиночество. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «одиночество»

Какими словами можно заменить слово одиночество? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ОДИНОЧЕСТВО

Ассоциации к слову «одиночество» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово одиночество? В русском языке со словом одиночество чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ОДИНОЧЕСТВО

Сочетаемость слова «одиночество»

Как правильно употребляется слово одиночество? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • абсолютное одиночество
  • безысходное одиночество
  • бесконечное одиночество
  • беспредельное одиночество
  • беспросветное одиночество
  • блаженное одиночество
  • большее одиночество
  • в гордом одиночестве
  • в грустном одиночестве
  • в молчаливом одиночестве
Полная таблица сочетаемости слова ОДИНОЧЕСТВО

Предложения со словом «одиночество»

Примеры употребления слова одиночество в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

В середине зала на небольшом возвышении за маленьким столиком, на котором стоял высокий стакан синего стекла, в гордом одиночестве сидела настоятельница.

Евгений Малинин, Разделенный Мир

Долгие годы одиночества впереди есть точно, а сколько их будет ещё?

Алексей Абвов, Цифровая пропасть. Шаг первый

Скажите, что восхищаетесь людьми, которые умеют наслаждаться одиночеством!

Вадим Тихомиров, Психология лентяя

Постоянное одиночество в бурных морских просторах и редкое для моряка внимательно-благоговейное отношение к миру развили в нём сильную склонность к суеверию; но то было суеверие особо рода, идущее, как это случается у иных, не столько от невежества, сколько, напротив, от рассудка. Он верил во внешние предзнаменования и внутренние предчувствия.

Герман Мелвилл

Все предложения и цитаты со словом ОДИНОЧЕСТВО

Cлово «одиночество» является ответом на вопросы