Общение

Cлово «общение» означает:

— осуществляемое знаковыми средствами (мимикой, символами, образами и т.п.) взаимодействие субъектов, вызванное потребностями их совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. (Косолапов Н.А., с.104)

Источник: Политический словарь

Значение слова «общение» в русском языке

(англ. communication, intercourse, interpersonal relationship) — взаимодействие 2 или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/или аффективно-оценочного характера. Обычно О. включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т. п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем О. удовлетворяет особую потребность человека в контакте с др. людьми. Удовлетворение этой потребности, появившейся в процессе общественно-исторического развития людей, связано с возникновением чувства радости. Стремление к О. нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности. процесс О. может обособляться от др. форм деятельности и приобретать относительную самостоятельность.О. с окружающими людьми складывается в онтогенезе постепенно. Его предпосылкой являются реакции сосредоточения, возникающие у младенца в первые дни жизни при контактах со взрослыми. Одним из первых признаков этих контактов служит улыбка ребенка в ответ на ласку взрослого (после 4-й нед жизни). На 2-м мес у младенцев появляется комплекс оживления как 1-я форма О. со взрослыми. Это непосредственно-эмоциональное О. вне практического сотрудничества с партнером. В таком О., выражая свое отношение к партнеру, дети используют различные экспрессивно-мимические средства (взгляды, улыбки, выразительные движения, вокализации).К концу 1 -го г. жизни у детей формируется еще одна форма контактов с окружающими — предметно-действенное О., включенное в совместную игровую и манипуляторную деятельность ребенка и взрослого. Для этого дети используют практические действия, наделяя их функциями выразительного движения (приближение, протягивание предмета и др.).В дошкольном возрасте сохраняется типичная для предметно-действенного О. "привязанность" ребенка к конкретной ситуации, связь с деятельностью партнеров. Постепенное овладение многообразными функциями речи (см. Речи функции) позволяет ребенку все чаще выходить за пределы непосредственных ситуаций и текущих интересов. К концу дошкольного возраста у детей появляется внеситуативное интимно-личностное О., основные формы которого развиваются уже в подростковом возрасте.О. ребенка со сверстниками возникает во 2-м полугодии 1-го г. жизни и на каждом этапе психического развития по своему уровню отстает от него.О. со взрослыми — один из главных факторов психического развития ребенка. Оно обеспечивает приобщение ребенка к историческому опыту человечества. Организация О., достаточного по количеству и адекватного по содержанию, служит важным условием правильного воспитания детей в любом возрастном периоде. (См. педагогическое.)О. особенно интенсивно развивается в подростковом возрасте, приобретая новое содержание и новые формы своего осуществления. Само О. строится у подростка на основе многоплановой общественно полезной деятельности, включающей трудовые, учебные, спортивные, художественные и др. ее виды. Благодаря О., развертывающемуся в этих видах деятельности, сознание достигает качественно нового уровня развития, изменяется вся организация их духовного мира. См. также Собеседование.Добавление: Тесная связь между структурами личности и процессом О. как в онтогенезе, так и в процессе функционирования зрелой личности приводит к тому, что нарушения О. неизбежно вызывают изменения личности, и, наоборот, патология личности не может не повлиять на коммуникативные возможности субъекта. При этом связь изменений личности и нарушений О. носит качественно различный характер в зависимости от того, какое звено процесса О. (операционально-техническое, мотивационное или звено контроля) преимущественно нарушено. Эта связь может служить опорой в процессе восстановления личности и О. Активно используя в терапевтической группе интерактивную и перцептивную стороны О., можно компенсировать коммуникативные дефекты. Оптимальная организация О. в терапевтической группе больных создает условия для мобилизации созидательной активности личности, роста ее самосознания для борьбы с неадекватными мотивами и установками, для преобразования динамических смысловых структур личности. Развитие коммуникативных умений в тренинговых группах О. — эффективное средство профилактики отклонений в формировании личности. См. группа встреч. (Ж. М. Глозман.)

Источник: Психологический словарь

Психологическая энциклопедия

Общение

— взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты. основано на реализации особой потребности — в контакте с другими субъектами, об удовлетворении которой свидетельствует возникновение "радости общения". Нарушения общения вызывают изменения личности — .

Психологический словарь

Общение

— осуществляемое знаковыми средствами (мимикой, символами, образами и т.п.) взаимодействие субъектов, вызванное потребностями их совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. (Косолапов Н.А., с.104)

Психологический словарь

Общение

— взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними СООБЩЕНИЯМИ, имеющими предметный и эмоциональный аспекты. основано на реализации особой потребности в контакте с другими субъектами, об удовлетворении которой свидетельствует возникновение радости общения. Нарушения общения вызывают изменения личности.

Психологический словарь

Общение

— 1) сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека; 2) осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

Психологический словарь

Общение

— сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, взаимодействие субъектов.

Психологический словарь

Общение

Категория. Взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты. Специфика. основано на реализации особой потребности в контакте с другими субъектами (аффилиация), об удовлетворении которой свидетельствует возникновение "радости общения". Обычно включает в себя четыре составляющие: предметное сообщение (о чем идет речь), самораскрытие (Я-сообщение), отношение к слушателю (мотив рассказа), призыв (что надо сделать). Нарушения общения вызывают изменения личности.

Психологический словарь

Общение

— 1. Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера. 2. Реализуемое знаковыми средствами взаимодействие двух или более субъектов, вызванное потребностями деятельности совместной и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. Состоит во взаимном обмене сообщениями с предметным и эмоциональным аспектами. обусловлено реализацией особой потребности в контакте с другими субъектами, об удовлетворении коей свидетельствует появление радости общения. Нарушения общения вызывают изменения личности (=> нарушение личностное). — одна из основных психологических категорий. человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению. В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Его социальный смысл состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения — об общей культуре и грамотности. Подлинно человеческое общение невозможно без участия сознания и разума. Наряду с содержанием общения выделяются его средства, коими являются язык и речь. Понятие общения близко соотносится с понятием коммуникаций. Акт общения анализируется и оценивается по следующим компонентам: адресант — субъект общения, адресат — кому направлено сообщение, сообщение — передаваемое содержание, код — средства передачи сообщения, канал связи, и результат — что достигнуто в итоге общения. В отечественной психологии существует несколько подходов к пониманию общения. Предпочтительным представляется исходить из принципа неразрывного единства общения и деятельности, а не сводить общение к одной из его сторон — либо к обмену информацией, либо к взаимодействию, к влиянию одной общающейся стороны на другую, либо к процессу межличностной перцепции (-> восприятие межличностное). полифункционально, что отражается во множестве существующих классификаций его функций. Чаще всего в них описываются коммуникативные аспекты общения, причем допускается ошибочное отождествление понятий коммуникация и общения. В самых обобщенных классификациях выделяется три стороны общения: 1) коммуникативная; 2) интерактивная; 3) перцептивная. Близкая к этой классификация выделяет стороны: 1) информационно-коммуникативную, охватывающую процессы приема-передачи информации; 2) регуляционно-коммуникативную, связанную со взаимной корректировкой действий при осуществлении деятельности совместной; 3) аффективно-коммуникативную, относящуюся к сфере эмоциональной и отвечающую потребностям в изменении своего эмоционального состояния. Другая классификация выделяет: 1) как основную рабочую — инструментальную функцию общения, надобную для обмена информацией в процессе управления и совместного труда; 2) синдикативную функцию, выражаемую в сплочении групп малых и больших; 3) трансляционную функцию, надобную для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев; 4) функцию самовыражения, ориентированную на поиск и достижение взаимного понимания (особенно характерную для творческих личностей). По критерию цели общения выделяется восемь функций общения: 1) контактная, цель коей — установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности; 2) информационная, цель коей — обмен сообщениями (прием-передача сведений в ответ на запрос), а также обмен мнениями, замыслами, решениями и пр.; 3) побудительная, цель коей — стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий; 4) координационная, цель коей — взаимное ориентирование и согласование действий при организации деятельности совместной; 5) функция понимания, цель коей — не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и взаимное понимание — намерений, установок, переживаний, состояний и пр.; 6) амотивная, цель коей — возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний (обмен эмоциями), а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний; 7) функция установления отношений, цель коей — осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в коем действует индивид; 8) функция оказания влияния, цель коей — изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и пр. Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами: с учетом отношений между партнерами, их установок, целей и намерений. Все это приводит не просто к движению информации, но к уточнению и обогащению знаний, сведений и мнений, коими обмениваются люди. Средствами процесса коммуникативного являются различные системы знаковые: 1) прежде всего — речь; 2) оптико-кинетическая система знаков — жесты, мимика, пантомимика; 3) системы паралингвистическая и экстралингвистическая — интонация, неречевые вкрапления в речь (например паузы); 4) система организации пространства и времени коммуникации; 5) наконец, система "контакта глазами". Важная характеристика процесса коммуникативного — намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, обеспечить свою идеальную представленность в другом (персонализацию); необходимые условия для этого -> не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации общения. Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Различается ряд типов взаимодействия между людьми, прежде всего — кооперация и конкуренция. Но абстрактная оценка этих типов как просто согласия или конфликта приводит к формальному описанию взаимодействий. Хотя на этом пути достигнуты определенные результаты, например, расчет и прогноз стратегий поведения партнера с применением элементов математической теории игр, формальный характер описания исследуемых стратегий и то обстоятельство, что анализируется взаимодействие только двоих, препятствуют применению полученных данных при анализе взаимодействия людей в реальной жизни. Для психологии социальной должно быть нормативно содержательное рассмотрение различных типов взаимодействия, что вытекает из понимания его как определенного способа объединения индивидуальных усилий в конкретных формах деятельности совместной. Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается "прочтением" за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения. Основные механизмы познания другого человека — идентификация (уподобление) и рефлексия. В ходе восприятия и познания межличностного возникает ряд "эффектов" — эффекты первичности, недавности (новизны) и ореола. Большую роль играют и явления стереотипизации и атрибуции каузальной. знание этих механизмов позволяет выявить психологическое содержание процесса взаимопонимания, достигаемого при общении. Связь общения с определенным характером взаимоотношений проявляется и при эмоциональной регуляции перцептивного процесса, в частности — в явлении аттракции (тяготения). Рассмотрение трех сторон общения в единстве — важное условие оптимизации деятельности совместной и взаимоотношений. Одна из задач психологии социальной — разработка средств корректировки и оптимизации общения, средств развития способностей и навыков общения, особенно нужных тем, кто профессионально связан с процессами общения: руководителям, педагогам, врачам и пр. Среди различных форм обучения искусству общения значительное место занимает тренинг социально-психологический — овладение разными формами общения с помощью специальных систем заданий (программ). межличностное значительно изменилось с развитием радио и телевидения, хотя замена личных контактов на опосредованные не была столь же заметна при появлении письма и книг, граммофона и радио. Телевидение представляет на экране как бы картину естественного общения; такое общение оказало значительное влияние на культуру общества и развитие психическое людей — в частности; через учебное телевидение и видеофильмы. Новая область общения открывается и в связи с компьютеризацией.

Социологический словарь

Общение

— специфич. межличностное взаимодействие  людей как членов об-ва, представителей определенных соц. групп. Опосредствуется системой обществ. отношений и является их персонифицированной личностной формой проявления. О. — важная составная часть соц. бытия человека  как обществ. существа, источник его жизнедеятельности, условие формирования как об-ва, так и личности. Человек не может существовать вне О. с др. людьми. Потребность  в О. — одна из базовых потребностей обществ. индивида.  Объективная необходимость О. как условия существования человека объясняется тем, что он не может удовлетворять свои жизненно важные потребности, жить и развиваться в одиночку. Производство  необходимых средств существования предполагает О. индивидов между собой. Генетич. основой О. является материальная деятельность.  Возникнув первоначально на основе материальной деятельности, будучи включенным в нее непосредственно, и обусловлива-ясь развитием  производительных сил и производственных отношений, О. превращается в самостоятельный соц. фактор,  особую соц. форму активности индивида, предметом к-рой являются отношения с др. человеком, людьми и к-рая оказывает обратное воздействие на деятельность. О. — это условие совместной деятельности. Благодаря О. достигается распределение  функций между индивидами, включенными в совместную деятельность, согласование индивидуальных усилий, их координация, обмен  опытом, знаниями, совместное планирование  и сама деятельность, контроль  за ее рез-тами. В отношении к деятельности О. выступает как организующая коллективный трудовой процесс  сила, как условие формирования коллективного субъекта. Любое взаимодействие человека с предметным миром всегда опосредствовано О. Организующая роль  О. проявляется не только в коллективной, но и в индивидуальной деятельности. Даже действуя изолированно, вне непосредственных контактов с др. людьми, человек все же состоит с ними в опосредствованном О., включен в обществ. связи и отношения, использует в своей деятельности накопленные в процессе ис-торич. развития человеческие знания, средства и способы труда.  В межличностном О. индивидов проявляются, становятся объективно реальными, обретают свое бытие  обществ. отношения. Основой О. являются материальные, групповые, соц.-ролевые отношения. Межличностное О. — это внешняя сторона, проявление  действительного О., способ существования обществ. отношений, их конкретизация, "персонификация" , "личностная форма" . Определяясь в своих наиболее общих проявлениях системой обществ. отношений, О. как способ их реализации в каждом конкретном случае зависит также от индивидуально-личностных факторов. Являясь важной стороной жизнедеятельности субъекта, О. играет большую роль в формировании и развитии человека. Через О., непосредственное и опосредствованное, человек получает знания об окружающем его мире, "присваивает" себе обществ. ценности,  созданные человечеством, познает природу и сущность обществ. отношений. Вступая в О. с людьми, индивид формирует критерии их оценки,  что является также важным условием развития его самооценки самосознания. В условиях О. осуществляется коммуникативный процесс: обмен информацией, мыслями, чувствами, способами и рез-тами деятельности и т. д., — происходит взаимодействие, взаимовлияние индивидов, возникает взаимопонимание.  О. — важный фактор соц. детерминации поведения индивида. В процессе О. человек всегда стремится определенным образом воздействовать на своего партнера и сам подвергается воздействию со стороны последнего, т. е. О. — это взаимодействие людей как субъектов. В этом специфика О. как межличностного взаимодействия. Каждый из партнеров по отношению к другому (другим) выступает и в качестве субъекта воздействия. Поэтому есть основание рассматривать О. как специфич. форму соц. активности, отражающую в отличие от деятельности иную соц. реальность, представляющую собой субъектно-объектную форму отношений. О. может быть включенным в деятельность (труд, учение, игра) , либо определяться самой потребностью в О. как таковом; может быть непосредственным, т. е. осуществляться "лицом к лицу", либо опосредствованным различн. системами коммуникации; вербальным либо невербальным; социально, либо личностно ориентированным и т. д. Важнейшее универсальное средство О. — язык.  В процессе О. используются также различн. невербальные средства: мимика, паралингвистические средства и т. д. В.А. Кольцова.

Социологический словарь

Общение

— сложный информационный механизм взаимодействия социальных субъектов (личностей, групп, социальных слоев и т.п.), возникающий из потребности совместной деятельности и включающий в себя обмен  информацией, разработку принципов и стратегии взаимодействия.

Социологический словарь

Общение

— социально-психологический процесс  взаимодействия двух и более людей.

Социологический словарь

Общение

— потребность  человека, важнейшее условие его трудовой деятельности, сила,  организующая и сплачивающая коллектив.   как средство сплочения трудового коллектива выполняет познавательную, коммуникативную и регулятивную функции.

Социологический словарь

Общение

— понятие,  описывающее взаимодействие  между людьми (субъект-субъектное отношение)  и характеризующее базовую потребность  человека — быть включенным в социум  и культуру. Иногда термин  "О." используется и для характеристики взаимодействий между различными социокультурными системами (например, межнациональное О.) В отличие от деятельности (по терминологии Хабермаса, "стратегического поведения"), О. (как "коммуникативное поведение" ) не предполагает внешней по отношению к себе цели и обретает смысл в собственной процессуальности. Однако в отличие от коммуникации О. предполагает не только информационную, но и личностно-экзистенциальную связь между людьми, что обеспечивает нелинейное движение информационных потоков в системе О. и прирост личностно значимой информации, конституирующей членов О. как общность.  Фундаментальное отличие О. и передачи сообщений выявляется в различии присущих им способов адекватной самореализации: структура  сообщения монологична, а структура О. — диалогична. М. Бубер называл О. людей "диалогической жизнью". Выявленная М. Бахтиным структура диалога  в его отличии от монологического высказывания относится не только к словесной форме О. Диалог предполагает уникальность каждого партнера и их принципиальное равенство  друг другу, различие  и оригинальность их точек зрения, ориентацию каждого на понимание  и на активную интерпретацию его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимную дополнительность позиций участников О., соотнесение которых и является целью  диалога. В процессе  О. существует не только диалог в буквальном смысле этого слова, то есть собеседование двоих, но и полилог, то есть взаимодействие многих партнеров. О. людей имеет импровизационный для каждого участника характер. Импровизация является выражением глубинных качеств субъекта — его свободной активности, способности порождать новые смыслы, преодолевая стереотипность репродуктивного поведения. В зависимости от различных ситуаций в роли субъекта О. могут выступать: личность,  социальная группа,  общество  в целом. Исходя из этого, выделяют основные формы О.: межличностные, межгрупповые, межсоциумные, О. между личностью и группой, между группой и обществом, между личностью и обществом. Разграничение О. по характеру — непосредственному или опосредованному — позволяет выделить, как его виды, прямое и косвенное О. О. приобретает косвенный характер, когда люди начинают общаться друг с другом посредством созданных ими продуктов. В современных типах общества заметной тенденцией является стремление к разграничению межличностного О. от институциализируемых форм делового и вообще ролевого О. Более того, произошло отделение  друг от друга, институализация и развертывание в особые социокультурные практики компонентов О.: трансмутации (наука) , трансляции (образование  и воспитание)  и, что особенно существенно, коммуникации (массовые коммуникативно-информационные сети). И.Н. Красавцева, В.Л. Абушенко

Социологический словарь

Общение

— англ. intercourse; нем. Verkehr. Взаимодействие  индивидов или соц. групп, состоящее в непосредственном обмене  деятельностью,  навыками, умениями, опытом, информацией, удовлетворяющее потребности человека  в контактах с другими людьми. См. ИНТЕГРАЦИЯ,  КОНТАКТ СОЦИАЛЬНЫЙ. 

Философский словарь

Общение

— процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности. Одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности, в частности личности ученого.

Философский словарь

Общение

— понятие, описывающее взаимодействие между людьми (субъект-субъектное отношение) и характеризующее базовую потребность человека — быть включенным в социум и культуру. Иногда термин "О." используется и для характеристики взаимодействий между различными социокультурными системами (например, межнациональное О.) В отличие от деятельности (по терминологии Хабермаса, "стратегического поведения"), О. (как "коммуникативное поведение") не предполагает внешней по отношению к себе цели и обретает смысл в собственной процессуальности. Однако, в отличие от коммуникации, О. предполагает не только информационную, но и личностно-экзистенциальную связь между людьми, что обеспечивает нелинейное движение информационных потоков в системе О. и прирост личностно значимой информации, конституирующей членов О. как общность. Фундаментальное отличие О. и передачи сообщений выявляется в различии присущих им способов адекватной самореализации: структура сообщения монологична, а структура О. — диалогична. Бубер называл О. людей "диалогической жизнью". Выявленная Бахтиным структура диалога в его отличии от монологического высказывания относится не только к словесной форме О. Диалог предполагает уникальность каждого партнера и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность их точек зрения, ориентацию каждого на понимание и на активную интерпретацию его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимную дополнительность позиций участников О., соотнесение которых и является целью диалога. В процессе О. существует не только диалог в буквальном смысле этого слова, то есть собеседование двоих, но и полилог, то есть взаимодействие многих партнеров. О. людей имеет импровизационный для каждого участника характер. Импровизация является выражением глубинных качеств субъекта — его свободной активности, способности порождать новые смыслы, преодолевая стереотипность репродуктивного поведения. В зависимости от различных ситуаций в роли субъекта О. могут выступать: личность, социальная группа, общество в целом. Исходя из этого, выделяют основные формы О.: межличностные, межгрупповые, межсоциумные, О. между личностью и группой, между группой и обществом, между личностью и обществом. Разграничение О. по характеру — непосредственному или опосредованному — позволяет выделить как его виды прямое и косвенное О. О. приобретает косвенный характер, когда люди начинают общаться друг с другом посредством созданных ими продуктов. В современных типах общества заметной тенденцией является стремление к разграничению межличностного О. от институциализируемых форм делового и вообще ролевого О. Более того, произошло отделение друг от друга, институализация и развертывание в особые социокультурные практики компонентов О.: трансмутации (наука), трансляции (образование и воспитание) и, что особенно существенно, коммуникации (массовые коммуникативно-информационные сети). И.Н. Красавцева, В.Л. Абушенко

Философский словарь

Общение

одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой люди как физически, так и духовно творят друг друга. Люди могут нормально жить только в общении друг с другом, обмениваясь опытом, влияя друг на друга. Поэтому очень важно формировать высочайшую софийную культуру общения. В психологии определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией познавательного, эмоционально-оценочного или другого характера. деловое – вид общения, определяющим содержанием которого выступает совместная деятельность людей, их общее дело. Основные особенности делового общения: 1) партнер выступает как личность значимая для других партнеров; 2) общающихся отличает достаточное понимание в вопросах дела; 3) основной задачей выступает деловое сотрудничество.

Философский словарь

Общение

— специфический для субъектов способ взаимных отношений, способ бытия человека во взаимосвязях с другими людьми. В философском смысле О. не сводится к намеренно выполняемым актам О., к обмену информацией и социально-психологическим контактам, но включает всю сознаваемую и не сознаваемую глубину взаимной сопричастности людей, претворяемой через обогащение субъектом своей жизнью жизни всех других субъектов. О. неотъемлемо присуще предметной деятельности человека, взятой как процесс установления и обновления уз преемственности и творчества, но не сводится к этой деятельности. Производительные силы (поскольку они прежде всего сущностные силы человека) — это силы общительности. Общественные, особенно производственные, отношения находят себе конкретное осуществление именно в О. Вооруженность средствами массовой коммуникации отнюдь не гарантирует лучшего О., а может и затруднять его качество, его уникальность, если они не вплетены в сферу целостной деятельности человека, если не преодолено еще отчуждение последнего. Процесс и формы О. исследуются психологией, социологией, этнографией, лингвистикой и др. науками.

Философский словарь

Общение

— взаимодействия между людьми, главным образом непосредственные. В трактовке общественных отношений О. — форма их реализации, обеспечивающая — наряду с предметными опосредованиями — воспроизводство и накопление человеческого опыта, кооперацию и разделение человеческой деятельности. Понятие О. используется и для характеристики взаимодействий между различными социальными и культурными системами ("межнациональное общение", "общение культур"), т. е. в плане более широком, нежели межличностная связь между людьми. В любом случае О. не может осуществиться, минуя межиндивидуальные контакты; они, следовательно, в любых истолкованиях О. остаются "ядерными структурами". Для философии О. представляет особый интерес, поскольку в нем концентрируются формы мышления и деятельности, общезначимые категории и субъективные намерения индивидов. В философии сложности в описаниях О. разъясняются определениями О. как прямого и косвенного, непосредственного и опосредованного. В прямом О. люди взаимодействуют "лицом к лицу", "бок о бок"; в этой форме осуществляются совместность, непосредственная коллективность человеческой деятельности. Но, как деятельность не сводится к прямой совместности, так и О. не редуцируется к непосредственным контактам. В ходе социальной эволюции и развития культуры возникают разнообразные предметные и знаковые средства, обеспечивающие косвенное О. между человеческими индивидами, связи разнообразных человеческих деятельностей. Усложнение и проблематика культуры в значительной мере определяются возрастающей ролью этих средств в жизни людей. Учет этого обстоятельства препятствует разрыву понятия деятельности и понятия О. Понятие деятельности акцентирует внимание на реализации человеческих сил, понятие О. привлекает его к прямым и косвенным связям этих сил. Оба понятия с разных сторон выявляют формы движения, кооперации, трансляции человеческих сил и способностей в социальном пространстве и социальном времени. Развитие обществознания XX в., в котором принцип разделения труда господствовал над цельными представлениями о социальных процессах и человеческом бытии, привело к упрощенным истолкованиям О. и деятельности: о. сводилось к межсубъектным взаимодействиям, а деятельность — к воздействиям человека на вещи. Соответственно, многообразные формы О. редуцировались к представлению о непосредственных контактах между людьми; из связей О. как бы вытеснялись предметность и сопряженная с нею проблемность, из деятельности — взаимозависимость людей, социальные качества человеческих предметов. И хотя философско-методологический анализ давал все основания для понимания сложности проблемы О., фактически и в обыденном и в научном сознании доминировали и продолжают действовать стереотипные трактовки О. как непосредственного взаимодействия между людьми. В последние десятилетия интенсивно обсуждаются вопросы формирования или реализации О. как диалога, в котором происходит некое соизменение субъектов, осуществляется взаимопонимание и со-знание. Однако в многочисленных случаях сведения О. к непосредственному взаимодействию происходит психологизация диалога, его растворение в формах восприятия, переживания, выражения. Кроме того, утрачивается возможность к определению системы связей и опосредований, задающих контекст и проблематику диалогического О. Опыт обществознания XX в. показывает, что рассмотрение О. в рамках непосредственных взаимодействий между людьми стимулирует, по преимуществу, психологические и лингвистические его описания. Язык, реализуя прямой контакт между людьми, служит средством представления многообразных связей и форм, скрыто присутствующих в актах общения. Это зачастую дает повод трактовать язык в качестве формы, не только замещающей, но и предопределяющей различные связи и опосредования (социальные, исторические, культурные), структурирующей и О., и психику индивидов, и социальное время. Во второй половине XX столетия возникли вопросы, сопряженные с анализом самореализации человеческих индивидов, ее влиянием на развертывание социального процесса, на воспроизводство и обновление культуры. Подведение О. под некие устойчивые структуры языка с т. зр. этих задач оказывается явно непродуктивным. Более того, возникает проблематика порождения структур и конкретных систем человеческих взаимодействий, исследования различных социальных условий, определяющих формы и функции О. В конце XX в. отношение к проблеме О. во многом определяется характером, который приобретает мировое сообщество. В одном социальном пространстве и времени, в ситуациях по необходимости тесных контактов оказываются общественные системы, находящиеся на разных ступенях экономического и научно-технического развития. Ситуация О. естественным образом становится шире непосредственных контактов между человеческими индивидами. Но именно она определяет задачу выстраивания форм, становящихся языком О. для разных социальных, политических и культурных систем (см. "Взаимодействие", "Деятельность", "Связи социальные"). В. Е. Кемеров

Философский словарь

Общение

— одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря к-рой «индивиды как физически, так и духовно творят друг друга…» (Маркс К; Энгельс Ф-, т. 3, с. 36). Люди не могут нормально жить, обмениваться опытом, трудовыми и бытовыми навыками, не контактируя друг с другом и не влияя друг на друга. По словам Ф. Энгельса, «занимаясь самим собой, человек только в очень редких случаях, и отнюдь не с пользой для себя и для других, удовлетворяет свое стремление к счастью» (т. 21, с. 297). В процессе О. люди не только формируют свои представления о мире, вырабатывают взаимопонимание, находят «общий язык». О.-это одновременно обмен действиями, поступками, мыслями и чувствами, переживаниями с др. людьми, а также обращение человека к самому себе ·-к собственной душе, воспоминаниям, совести, мечтам. Для культурно развитого человека О. становится потребностью, его отсутствие воспринимается как тяжкая, невосполнимая утрата. «Тайна» О. состоит в стремлении и умении жить с др. людьми и согласии и доброжелательстве, щедро делясь с ними богатством собственной души, сердца. Человеческий, общественный смысл подобной самоотдачи определил К. Маркс: «…ощущать потребиость в том величайшем богатстве, каким является другой человек» (т. 42, с. 125), для того чтобы «чувства и наслаждения других людей стали моим собственным достоянием» (там же, с. 121). О. — одновременно процесс воспитания и самовоспитания, в к-ром без дидактики а морализи-рования люди воздействуют друг на друга. Поэтому так важен вопрос о его нравственном смысле и культурных формах-Подлинно человеческое О. — форма творчества, помогающая выявить я раскрыть лучшие стороны личности. Оио строится на уважении достоинства др. человека, соблюдении выработанных человечеством простых норм нравственности, привычек и т, п. Элементарная, казалось бы, привычка приветствовать при встрече друг друга имеет глубокий смысл, означая радость, что видишь знакомого или близкого человека здоровым, выражение расположения, симпатии и т. д. И не случайно у мн. народов приветствие представляет собой ритуал, церемонию. Наиболее содержательное, емкое и выразительное средство человеческого О. — слово, речь. Умение говорить и слушать, вести беседу — важное условие взаимопонимания, проверки истинности или ложности своих мнений, представлений. Но есть и «немой язык» человеческих чувств — взгляд, жест, к-рый может быть приветливым и обидным, красивым и вульгарным, выразить симпатию или антипатию к человеку; поза, манера держаться в разговоре, на трибуне и т. д. также характеризуют культуру, воспитанность человека. Жанр, способ и средства О. имеют нравственный, гуманистический смысл, поскольку раскрывают,· насколько развита в человеке способность поставить себя на место и в положение др. людей. Формирование и совершенствование потребности в О. с др. людьми — важная задача нравственного воспитания в условиях социалистического, коллективистского об-ва и одновременно гарантия правильной направленности в развитии общительности» культуры О.

Толковый словарь Ожегова

Общение

Взаимные сношения, деловая или дружеская связь

Экономический словарь

Общение

— процесс, сущность которого заключается не просто в факте передачи и приема информации, а в выработке новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность

Cлово «общение» означает:

Общение

Обще́ние — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

Источник: Википедия

Большой современный толковый словарь русского языка

ср.Взаимные сношения, деловая, дружеская связь.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Общение

ср. Взаимные сношения, деловая, дружеская связь.

Словарь русского языка Лопатина

Общение

общ`ение, -я

Словарь русского языка Ожегова

Общение

взаимные сношения, деловая или дружеская связь Тесное, дружеское о. О. с людьми.

Толковый словарь Ефремовой

Общение

общение ср. Взаимные сношения, деловая, дружеская связь.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Общение

общения, мн. нет, ср. (книжн.). Взаимные сношения, связь. Тесное общение.

Полный орфографический словарь русского языка

Общение

общение, -я

Викисловарь

Общение

поддержание взаимных отношений, включающее в себя встречи, обмен мнениями, разговоры на разные темы и т. п., а также собственно языковая коммуникация, информационный обмен с кем-, чем-либо пребывание в духовной, интеллектуальной, эмоциональной связи с кем-, чем-либо, а также эмоциональное, интеллектуальное переживание, вызванное воздействием чего-либо, погружением во что-либо

Каким бывает «общение»?

Общение бывает:

  • повседневное
  • ежедневное
  • тесное
  • виртуальное
  • дружеское
  • полноценное
  • активное
  • безмолвное
  • близкое
  • вежливое
Все определения к слову ОБЩЕНИЕ

Морфемный и фонетический разбор слова «общение»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова общение. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «общение»

Какими словами можно заменить слово общение? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ОБЩЕНИЕ

Ассоциации к слову «общение» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово общение? В русском языке со словом общение чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ОБЩЕНИЕ

Сочетаемость слова «общение»

Как правильно употребляется слово общение? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • активное общение
  • близкое общение
  • бытовое общение
  • вербальное общение
  • взаимное общение
  • виртуальное общение
  • всяческое общение
  • дальнейшее общение
Полная таблица сочетаемости слова ОБЩЕНИЕ

Предложения со словом «общение»

Примеры употребления слова общение в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Может случиться, что в каждом кругу общения найдутся люди, без которых праздник будет для вас не в радость.

Наталья Витальевна Цветкова, Энциклопедия любимых праздников

Здесь в процессе общения люди могут понять друг друга по выражению лица, интонациям голоса, движениям.

И. А. Данилова, Социология и психология управления

Служба Facebook изменила способ общения людей, методы продажи товаров, взаимодействия государства со своими гражданами и даже стиль работы коммерческих организаций.

Дэвид Киркпатрик, Социальная сеть: как основатель Facebook заработал $ 4 миллиарда и приобрел 500 миллионов друзей

Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. (Сократ)

Дружба

Все предложения и цитаты со словом ОБЩЕНИЕ

Cлово «общение» является ответом на вопросы