Миманса

Cлово «миманса» означает:

(санскр. — букв. — исследование), одна из шести ортодоксальных(признающих авторитет Вед) систем индийской философии. Другое название -пурва-миманса ("первая миманса" — в отличие от собственно веданты, котораяназывается уттара-миманса, т. е. "последняя миманса"). Основана Джаймини.Исходя из абсолютного значения ведийского ритуала и отрицая безусловнуюценность мокши ("освобождения") и религиозного отшельничества, а такжесуществования Бога-творца и управителя Вселенной, миманса утверждала идеалсравнительно более деятельной жизни и способствовала складываниюсоциальной системы индуизма.

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Значение слова «миманса» в русском языке

(Санскр.) Школа философии; одна из шести в Индии. Существуют две Мимансы, старая и новая. Первую, "Пурва-Мимансу", создал Джамини, а более позднюю или "Уттара-Мимансу" — один из Вьяс, — и теперь ее называют школой Веданты. Шанкарачарья был самым выдающимся апостолом последней. Школа Веданты является древнейшей из всех шести Даршана (букв., "проявлений"), но даже в отношении Пурва-Мимансы не допускают большей древности, как 500 лет до Р.Х. Востоковеды в своем пристрастии к абсурдной идеи, что все эти школы возникли "благодаря греческому влиянию", для того, чтобы те соответствовали их теории, хотели бы приписать им еще более позднее происхождение. Шат-даршана (или Шесть Проявлений) имеют все одну общую отправную точку и утверждают, что ex nihilo nihil fit.

Источник: Философский словарь

Философский словарь

Миманса

(санскр., букв. — исследование) — одна из 6 осн. систем индийской философии, опирающихся на авторитет вед. Называется также кармамиманса (миманса действия) и пурвамиманса (первая миманса), в отличие от уттарамимансы, или веданты. Последователи М., возникшей в 3 в., считали, что веды не являются откровением в полном смысле слова и что содержащиеся в них рслиг. и филос. положения нуждаются в логич. обосновании. В основе учения М. лежит убеждение в том, что конечное освобождение от воплощенного состояния — мокша — не может быть рационально объяснено и достижимо с помощью знания и к.-л. сознат. усилий. Осн. внимание должно быть направлено на неукоснит. соблюдение обществ, и религ. долга -дхармы. С т. зр. М-, следование дхарме само по себе может привести к конечному освобождению. М. признавала и материальное начало во Вселенной. Поздние комментаторы усилили теологич. сторону М. В то же время предельная реалистичность и рационалистичность методологии М. дают основание для сближения ее с др.-инд. материализмом.

Cлово «миманса» означает:

миманса, или мимамса ( — «исследование», «изучение», «размышление») — одна из ортодоксальных школ («даршан») индуистской философии. Иное название — пурва-миманса («первая миманса», или «предшествующее, первое исследование», в отличие от веданты, называемой уттара-мимамса, или «последующее, дальнейшее исследование»).

Источник: Википедия

Словарь русского языка Лопатина

мим`анса, -ы (одна из филос. систем индуизма)

Современный толковый словарь, БСЭ

Миманса

(санскр., букв. — исследование), одна из шести ортодоксальных (признающих авторитет Вед) систем индийской философии. Другое название — пурва-миманса («первая миманса» — в отличие от собственно веданты, которая называется уттара-миманса, т. е. «последняя миманса»). Основана Джаймини. Исходя из абсолютного значения ведийского ритуала и отрицая безусловную ценность мокши («освобождения») и религиозного отшельничества, а также существования Бога-творца и управителя Вселенной, миманса утверждала идеал сравнительно более деятельной жизни и способствовала складыванию социальной системы индуизма.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Миманса

(санскр., буквально — исследование, рассуждение), одна из шести основных философских систем индуизма , занимавшаяся толкованием Вед . Называется также карма-миманса ('миманса действия') и пурва-миманса ('первая миманса'), в отличие от уттара-мимансы, или веданты . Основателем М. считают Джаймини (4 в. до н. э. — 2 в. н. э.-), изложившего её идеи в форме сутр . Практическая сторона М. сформировалась в целях упорядочения сложного ведийского ритуала. Теоретическая проблематика М. сложилась в ходе кодификации текста Вед как высшего религиозного авторитета индуизма. Она сводилась к формальной верификации и смысловой интерпретации ведийских формул (мантр), к определению языковых норм, соотнесению ведических высказываний с ритуальными процедурами. Поэтому в центре внимания М. оказались проблемы социальной философии и философии языка. В обоих случаях учение М. развивалось на основе крайнего онтологического реализма . Утверждалась вечность, несотворённость Вед. Изменения в мире вещей объявлялись невозможными, поскольку все вещи — лишь производные от вечных образцов ведических действий. Отсутствие проблемы творения и разрушения мира приводит М. к отрицанию необходимости бога. Тем не менее богам следует приносить жертвы, потому что на этом строится традиционное общественное согласие. Кардинальная для индийской философской этики проблема освобождения (мокша) объявляется в М. лишённой реальной социальной значимости. Исходя из абсолютного понимания ритуальной нормы, Прабхакара (7 в.) сформулировал учение об основах социального существования, предвосхитившее идею категорического императива И. Канта. В теории познания М. были детально разработаны проблемы догматического обоснования истинности и приёмы использования авторитетного свидетельства в качестве её источника. Онтологический реализм М. в области философии языка позволил Кумариле Бхатте (7 в.) создать лингвистическую теорию, где различались уровни языковой структуры и речевого поведения. В области логики последователи М. (в частности, Прашастапада, 6-7 вв.) способствовали созданию реалистической теории отношений, позднее развитой ньяей .Отрицая необходимость религиозного освобождения и отшельничества, М. утверждала позитивный идеал деятельной жизни в обществе (грихастха-дхарму). М., наряду с ведантой, способствовала складыванию социальной системы индуизма, где жёсткое следование ритуальной норме уживалось с самой широкой догматической терпимостью.Лит.: Edgerton F., Mimansa-nyaya-prakasa, or Apadevi, Oxf., 1941; Jha G., The Purva-Mirnansa-Sutras of Jaimin, Allahabad, 1910; Keith A. B., The Karma-Mimansa, Calc., 1921; Sastri P., Introduction to Purva Mimansa, Calc.,

1923.

Полный орфографический словарь русского языка

Миманса

миманса, -ы (одна из филос. систем индуизма)

Морфемный разбор слова«миманса»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) разбор слова миманса. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «миманса»

Какими словами можно заменить слово миманса? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову МИМАНСА

Предложения со словом «миманса»

Примеры употребления слова миманса в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Сейчас заглянем в уборную артистов миманса, там и позаимствуем нужный гардероб.

Андрей Гончаров, Два выстрела во втором антракте

Эта точка зрения мимансы является в индийской философии единственной в своём роде.

Шанти Натхини, Карма и Дхарма (сборник)

Ритуализм опирался на авторитет вед, поэтому школа мимансы выдвинула теорию о том, что веды не являются произведениями какого-либо лица и поэтому свободны от свойственных людям ошибок.

Арнольд Ерахтин, Всемирная философия в кратком изложении. Книга первая. Становление философии: Восток и Запад

Все предложения и цитаты со словом МИМАНСА

Cлово «миманса» является ответом на вопросы