Марксизм

Cлово «марксизм» означает:

— идейное течение второй половины 19-20 вв., традиционно связываемое с концепцией общество- и человековедения, сформулированной в работах Маркса. Центральной для М. самого Маркса выступала идея коммунизма — процедуры уничтожения частной собственности, в результате которой общество будущего возьмет в свои руки централизованное управление средствами производства; сопряженное упразднение капитала будет, согласно М., означать также упразднение наемного труда. Экспроприация буржуазии и национализация промышленности и сельского хозяйства приведут, по мысли Маркса, к окончательному освобождению человечества. В этом контексте М. осуществлял функцию религии — как доктрина, основанная на слепой вере в то, что рай абсолютного удовлетворения человеческих желаний принципиально достижим посредством силовых процедур социального переустройства. Унаследовав в своем творчестве романтический идеал "солидарного" общества, основанный на идеализированном образе небольшого древнегреческого города-государства, популярном в немецкой трансцендентально-критической философии, Маркс особо акцентировал перспективную значимость удовлетворения централизованно определяемых и регулируемых "истинных" или "насущных" потребностей индивидов. М. отказывал индивиду в праве принимать самостоятельные экономические решения, заклеймив эту сферу как "негативную свободу". Источник подобных теоретических иллюзий заключался, в частности, в том, что владение частной собственностью предполагалось единственным источником экономической власти. Становление олигархического класса номенклатуры в СССР, соединившего экономическую власть с политической, исторически опровергло этот догмат Маркса. М. приобретал распространенность повсюду, где артикулируемые властью несправедливость и неравенство воздвигали преграды на пути человеческих желаний, направляя недовольство и агрессию людей на "злоумышленников", которыми любая социальная группа могла оказаться практически в любой момент. В своей эволюции М. преодолел ряд разнокачественных этапов и состояний. 1) М. ортодоксального толка, адаптируемый различными мыслителями к региональным особенностям и условиям (Г.Плеханов, А.Лабриола и др.). 2) М. "ревизионистского" толка, сохраняющий понятийный строй учения Маркса и, одновременно, отвергающий его революционистско-насильственный пафос (К.Каутский, Э.Бернштейн и др.). [Не случайно, концепция М. в версии Каутского оказала весьма значимое, даже текстуальное воздействие на терминологический облик философского катехизиса временно стабилизировавшегося социализма конца 1930-х, например сталинский "Краткий курс истории ВКП(б)" и его раздел "О диалектическом и историческом материализме". 3) М. ленинского типа, доводящий до крайне радикальных форм те аспекты учения М., которые были посвящены проблеме активного субъекта исторического процесса (социальный класс, трудящиеся массы, образованное меньшинство и т.п.). Пролетарский мессианизм марксовой парадигмы представители этого направления замещали идеей об организации профессиональных революционеров, о революционной партии нового типа, способной возглавить и направить процессы радикального революционного общественного переустройства (В.Ленин, Л.Троцкий, И.Сталин, Мао Цзедун и др.). Персонально именно эти адепты М., придя к власти, трансформировали его в идеологию, основанную на национализме (Мао Цзедун) и империализме (Ленин, Сталин). М. в данной версии практически реализовывался как источник обучения, финансирования и поддержки тоталитарно ориентированных террористических политических течений. (Революционно-волюнтаристские амбиции этой категории теоретиков и практиков М. в значительной степени фундировались состоявшимся в 1870-1880-х отказом самого Маркса от традиционалистской для обществоведения 19 в. концепции социального прогресса, — в частности, от идеи, согласно которой передовая страна "показывает менее развитой лишь картину ее собственного будущего".) 4) М., стремящийся совместить категориально-понятийные комплексы Маркса с парадигмой деятельностного, практического подхода в его философском измерении (Д.Лукач, А.Грамши, К.Корш и др.). 5) Версии М., связанные со стремлением их представителей, сохраняя марксову парадигму в ее классическом издании (материалистическая субординация системных элементов социальной жизни в их статике и динамике и т.п.), выйти за пределы проблемного поля, задаваемого ортодоксальной марксовой трактовкой сущности человека, которая якобы "в своей действительности" есть "совокупность всех общественных отношений". Выступая философией индустриализма, философией техногенной цивилизации, философией преобразующей человеческой практики, М. продемонстрировал уникальный потенциал самообновления в 20 в. — ряд современных философских течений в той или иной мере фундируются идеями и подходами М.: структурализм (Л.Гольдман, Альтюссер и др.); фрейдо- и лаканомарксизмы (Жижек и Люблянская школа психоанализа); "гуманистическая школа" (Блох, югославский журнал "Праксис" — Г.Петрович, М.Маркович, С.Стоянович и др., польская "философия человека" — Л.Колаковский, А.Шафф и др.); линия деконструктивизма (Ф.Джеймисон и др.). Высокая степень жизнеспособности М. обусловлена его (по сути чисто гегельянской) установкой на постижение интегрированным научным знанием общества и человека как целостной системы, а также его обликом особого вида знания "для посвященных". Доступ к истинным знаниям полагается в рамках М. зависимым от обладания некоей подчеркнуто целостной и элитарной формой миропонимания (традиционно — "научным социализмом" и "научным коммунизмом"), которая и делает общественную группу, этими представлениями обладающей, выше всех остальных людей. Демократия, свобода индивида, процедуры убеждения и компромиссы как условия нормального существования общества и социальные максимы имманентно противопоставлены М., реально настаивающему на организованной коммунистической идейной индоктринации как центральному условию обретения людьми "царства свободы". (См. Неомарксизм.)

Источник: Философский словарь

Значение слова «марксизм» в русском языке

философское, экономическое и политическое учение,основоположники которого — К. Маркс и Ф. Энгельс. Опираясь на изучениенемецкой классической философии (Гегель, Фейербах и др.), английскойполитэкономии (Смит, Рикардо и др.), французского утопического социализма(Сен-Симон, Фурье и др.), Маркс и Энгельс разработали диалектическийматериализм, теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме. Обществов марксизме рассматривается как организм, в структуре которогопроизводительные силы определяют производственные отношения, формысобственности, которые в свою очередь обусловливают классовую структуруобщества, политику, государство, право, мораль, философию, религию,искусство. Единство и взаимодействие этих сфер образуют определеннуюобщественно-экономическую формацию; их развитие и смена составляют процесспоступательного движения общества. Борьба господствующих и угнетенныхклассов — движущая сила истории, а ее высшее выражение — социальнаяреволюция. Капитализм — последняя эксплуататорская формация, котораясоздает мощные стимулы развития общества, но постепенно превращается впрепятствие его прогресса. В условиях капитализма созревает пролетариат,свергающий господство буржуазии и устанавливающий свою власть, с помощьюкоторой осуществляется переход к коммунизму (уничтожение частной иутверждение общественной собственности, создание бесклассового общества иусловий свободного развития личности). См. также Социализм оказалвлияние на развитие социальной мысли 19-20 вв. В то же время подверглиськритике содержавшиеся в нем утопические, противоречивые и ошибочныепредставления. В марксизме абсолютизировалась роль социальныхантагонизмов, классовой борьбы и насилия, отрицались возможности эволюциибуржуазного общества, значение частной собственности как основыгражданского общества, романтизировалась историческая роль пролетариата,неадекватно истолковывался труд как источник стоимости; утверждаласьнеобходимость ликвидации парламентских институтов и разделения властей;отвергалась общечеловеческая нравственность. стал идеологическойосновой социал-демократического движения, которое с нач. 20 в. разделилосьна революционное (В. И. Ленин и др.) и реформистское (Э. Бернштейн и др.)течения. В реформизме подверглись критике теоретические основы марксизма,что привело к отказу от его основных положений. В революционном течениивозобладало крайне левое истолкование марксизма. После Октябрьскойреволюции в России марксизм подвергся догматизации и вульгаризации и былпоставлен на службу коммунистическому тоталитаризму. Крушение тоталитарныхрежимов с кон. 80-х гг. во многих странах, где марксизм былгосударственной идеологией, открыло новый этап его изучения и оценки.

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Исторический словарь

Марксизм

— система теоретических взглядов, принципов и идеалов Карла Маркса и Фридриха Энгельса; учение о буржуазном обществе XIX в., о путях и способах его революционного преобразования в новую общественно-экономическую формацию — коммунизм; теория практического изменения мира человеком. является социально-философским исследованием человеческой истории, ее сущности и оснований, противоречий и движущих сил, тенденций развития. Исторически марксизм зародился и в основном сформировался в 40-е гг. XIX в. в Германии. Основная идея в марксизме — идея коммунизма как новой общественно-экономической формации.

Исторический словарь

Марксизм

— философ. и соц.-политич. учение, основоположник которого К. Маркс (1818-1883) в содружестве с Ф. Энгельсом (1820-1895) соединил диалектику с материализмом, применил материалистический метод к познанию общественных явлений, с позиций пролетарского социализма подверг критике капиталистическое общество и обосновал необходимость его революционного преобразования через переходный период диктатуры пролетариата в коммунистическое бесклассовое общество.

Исторический словарь

Марксизм

— разработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом система философских, экономических и социально-политических взглядов, включающая: — философский материализм и диалектику; — материалистическое понимание истории (теорию общественно-экономических формаций); — обоснование экономических законов  развития капиталистического общества (теорию прибавочной стоимости и др.); — теорию классов и классовой борьбы; — теорию пролетарской — социалистической революции и перехода к коммунистическому обществу. – это учение о буржуазном обществе XIX  в., о путях и способах его революционного преобразования в новую общественно-экономическую формацию – коммунизм;  теория практического изменения мира человека. Одновременно это и глубокое социально-философское исследование человеческой истории, ее сущности, противоречий, движущих сил и тенденций развития. Идейными источниками марксизма были: английская политическая экономия, немецкая классическая философия и французский утопический социализм. это определенная модель глобального переустройства мира,  включающая идею всеобщей социальной, духовной и мировоззренческой революции. Классический марксизм отличается ощущением исторического оптимизма и порожденной им крайней безапелляционностью, бескомпромиссностью, жесткостью в решении вопроса о социальных издержках реализуемого проекта.  В принципе марксизм отстаивал идею демократии как справедливого общественного устройства, связанного с освобождением человека. При этом демократия трактовалась как политический и правовой строй, призванный гарантировать защищенность и дееспособность класса, способного обеспечить такую свободу, то есть пролетариата. Отсюда тезис о неизбежности диктатуры пролетариата является для марксизма вполне закономерным. Возникнув как  теория, марксизм прошёл практическую проверку, начиная с революций 1848 – 1849 гг. в Западной Европе. После этих революций К. Маркс и Ф. Энгельс направили свою деятельность на пропаганду идей научного коммунизма, подготовку кадров пролетарских революционеров во всех странах, собирание сил международного пролетариата для новой революционной борьбы. Этот период ознаменовался созданием под руководством К. Маркса и Ф. Энгельса революционной интернациональной партии рабочего класса, названной «Международное товарищество рабочих» (Первый Интернационал, основан 28 сентября 1864). В 70—80-е годы 19 века в ряде стран Европы сформировались массовые социал-демократические партии пролетариата. Дальнейшее теоретическое развитие марксизм получил в работах В.И Ленина, который детально разработал положение о диктатуре пролетариата, о социализме, как переходной стадии от капитализма к коммунизму,  о классах и классовой борьбе при социалистическом строе.  В октябре 1917 г. марксизм послужил идеологической основой для социалистической революции в России. В настоящее время стало очевидным, что ряд важнейших положений марксизма иллюзорны и не реалистичны. Однако марксизм остается важным пластом мировой духовной культуры и научной мысли.  

Политический словарь

Марксизм

— широкий конгломерат различных теорий, учений, направлений, так или иначе связывающих себя с учением К. Маркса и Ф. Энгельса (советский марксизм, фрейдомарксизм,) "критическая теория общества" и др.). В последней трети XIX в. завоевал ведущее место в социалистическом движении (период создания I Интернационала). Впоследствии произошло разделение М. на реформистское крыло европейской социал-демократии и радикальное (большевизм, марксизм и др.).

Социологический словарь

Марксизм

(Marxism) — общая совокупность  главным образом теоретических работ, претендующих на развитие,  исправление или пересмотр произведений Маркса практиками, относящими себя к его последователям. Термин  марксистский может применяться к такого рода работам  или авторам, но иногда имеет оттенок политической приверженности либо деятельности, которую разделяют далеко не все. Так, некоторые академические социологи могут считать себя работающими в русле проблем марксизма,  но отклонять термин марксистский, ибо не разделяют политические цели подобных организаций: марксовое служит более предпочтительным определением  их творчества. Но имеется непостоянство в использовании этих терминов, что отчасти отражает различные нюансы, появившиеся внутри марксизма 20-го столетия, и политические проблемы, с которыми сталкивались академики и интеллектуалы  в различных странах, когда идентифицировали себя с марксизмом. "Я интересуюсь проблемами марксизма, находя их обоснованными в философском и теоретическом смысле, но я не марксист" — так мог бы выразить эти нюансы подобный социолог. В академических учреждениях Западной Европы и США марксизм имел существенное влияние  только с 1960-х гг. (см. Марксистская социология) . До этого и вне рамок советского блока  главные его достижения принадлежали интеллектуалам политических организаций, и это влияние отражается на академических сотрудниках. Основные разновидности марксизма 20-го столетия: (а) советский марксизм,  над которым с 1930-х гг. господствовал сталинизм,  развивавший жесткое "научное" и материалистическое представление, видя в естественных науках  основной метод  познания. Он стал более разнообразным после смерти Сталина; (б) троцкизм  (см. Троцкий) — критические исследования характера СССР и изменяющейся природы капитализма  20-го столетия. Считает себя главным наследником марксистско-ленинской традиции  важности революционной партии-авангарда и революционного потенциала  рабочего класса;  (в) западный марксизм  — главное и наиболее влиятельное в академических сферах европейское интеллектуальное течение. Ведущие его представители — Антонио Грамши, Карл Корш (1886—1961), Дьердь Лукач, Герберт Маркузе и Франкфуртская школа критической теории  — сыграли важную роль  в открытии философских дебатов, особенно посвященных "гуманистической" или "научной" природе марксизма, пересмотру гегелевских (см. Гегель) основ марксизма. Это — реакция  на грубый материализм  советского марксизма, анализ  культуры, литературы и психологии в рамках марксизма, ставшего более открытым в отношении немарксистской мысли и стремившегося включить ее в рамки марксизма. Примеры такого творчества — исследования Грамши о государственных и политических процессах и применение Маркузе работ Фрейда и социальной феноменологии. С 60-х гг. течение в Европе пополнилось структуралистским марксизмом (особенно работами Луи Алътюссера, который отреагировал на осознанный "волюнтаризм"  и "гуманизм"  более ранних авторов), а также обновленной точкой зрения на марксову политическую экономию и динамику капитализма; (г) марксизм "третьего мира ", в основном относящийся к ряду исследований: различий между капитализмом в метрополиях и в колониальных, а также в неоколониальных странах; отношений между национальным определением и достижением  социализма; роли крестьянства в достижении социализма  и последствий этого для политического действия и организаций. Подобные изучения показали непригодность преобладающих европейских разновидностей марксизма для решения указанных проблем. На их основе в 1920-х гг. возникло множество теоретических и политических работ. В Индии появились важные исследования природы колониального общества и особенностей капитализма в странах, пребывавших под господством  империализма  (см. Империализм); в Китае — теория  и политика  маоизма; в Латинской Америке — работы о мировом капиталистическом развитии (см. Теория зависимости)  и политически практике кастроизма как результата опыта организации революционной деятельности среди крестьянства в длительной партизанской войне; в Африке — теория африканского социализма (см. Социализм). Многие страны имеют крупных марксистских авторов и мыслителей, внесших вклад в разработку широкого диапазона проблем главным образом оказывающих влияние на собственные общества или регионы.  Вышеупомянутое не исчерпывает всего разнообразия марксизма. В Восточной Европе в 70-е гг. проводились крупные анализ противоречившие официальному советскому коммунизму  (например, см. Новый класс) . Всюду они вызывали интенсивные дебаты так, что нынче в академических кругах существует много разновидностей марксизма. Политические убеждения,  философские критерии, как и вопросы социологической уместности, оказывают влияние на то, как они рассматриваются. Несомненно, одно — марксизм является теперь важным измерением  социального научного и социологического мышления, поднимающим многие вопросы, не затронутые другими подходами.

Социологический словарь

Марксизм

— система  филос, экономия, и соц.-полит. взглядов, основателями к-рой являются К. Маркс и Ф. Энгельс, включающая филос. материализм  и диалектику, материалист понимание  истории (теория  обществ. формаций). обоснование  экономич. законов движения капиталистич. об-ва (теория прибавочной стоимости и т. д.), теорию классов и классовой борьбы, теорию пролетарской революции, перехода к коммунистическому об-ву. Существуют различные интерпретации М. (австромарксизм,  ленинизм,  неомарксизм  и т. д.).

Социологический словарь

Марксизм

(marxism). Мировоззрение, в основе которого лежат идеи К. Маркса.

Социологический словарь

Марксизм

— идейное течение второй половины 19-20 вв., традиционно связываемое с концепцией общество-  и человековедения, сформулированной в работах  Маркса. Центральной для М. самого Маркса выступала идея коммунизма   — процедуры уничтожения частной собственности, в результате которой общество будущего возьмет в свои руки централизованное управление  средствами производства; сопряженное упразднение капитала  будет, согласно М., означать также упразднение наемного труда.  Экспроприация буржуазии и национализация  промышленности и сельского хозяйства приведут, по мысли Маркса, к окончательному освобождению человечества. В этом контексте  М. осуществлял функцию религии — как доктрина, основанная на слепой вере в то, что рай абсолютного удовлетворения человеческих желаний принципиально достижим посредством силовых процедур социального переустройства. Унаследовав в своем творчестве романтический идеал  "солидарного" общества, основанный на идеализированном образе  небольшого древнегреческого города-государства, популярном в немецкой трансцендентально-критической философии, Маркс особо акцентировал перспективную значимость удовлетворения централизованно определяемых и регулируемых "истинных" или "насущных" потребностей индивидов. М. отказывал индивиду  в праве принимать самостоятельные экономические решения, заклеймив эту сферу как "негативную свободу". Источник подобных теоретических иллюзий заключался, в частности, в том, что владение частной собственностью  предполагалось единственным источником экономической власти. Становление олигархического класса  номенклатуры в СССР, соединившего экономическую власть  с политической, исторически опровергло этот догмат Маркса. М. приобретал распространенность  повсюду, где артикулируемые властью несправедливость и неравенство  воздвигали преграды на пути человеческих желаний, направляя недовольство и агрессию людей на "злоумышленников", которыми любая социальная группа  могла оказаться практически в любой момент. В своей эволюции М. преодолел ряд разнокачественных этапов и состояний. 1) М. ортодоксального толка, адаптируемый различными мыслителями к региональным особенностям и условиям (Г. Плеханов, А. Лабриола и др.). 2) М. "ревизионистского" толка, сохраняющий понятийный строй учения Маркса и, одновременно, отвергающий его революционистско-насильственный пафос (К. Каутский,  Э. Бернштейн и др.). (Не случайно, концепция  М. в версии Каутского оказала весьма значимое, даже текстуальное воздействие на терминологический облик философского катехизиса временно стабилизировавшегося социализма  конца 1930-х — например, сталинский "Краткий курс истории ВКП(б)" и его раздел "О диалектическом и историческом материализме" .) 3) М. ленинского типа, доводящий до крайне радикальных форм те аспекты учения М., которые были посвящены проблеме активного субъекта исторического процесса  (социальный класс,  трудящиеся массы, образованное меньшинство и т.п.). Пролетарский мессианизм марксовой парадигмы представители этого направления замещали идеей об организации профессиональных революционеров, о революционной партии нового типа, способной возглавить и направить процессы радикального революционного общественного переустройства (В. Ленин, Л. Троцкий, И. Сталин, Мао Цзедун  и др.). Персонально именно эти адепты М., придя к власти, трансформировали его в идеологию, основанную на национализме  (Мао Цзедун) и империализме  (Ленин, Сталин). М. в данной версии практически реализовывался как источник обучения, финансирования и поддержки тоталитарно ориентированных террористических политических течений. (Революционно-волюнтаристские амбиции этой категории  теоретиков и практиков М. в значительной степени фундировались состоявшимся в 1870-1880-х отказом самого Маркса от традиционалистской для обществоведения 19 в. концепции социального прогресса  — в частности, от идеи, согласно которой передовая страна "показывает менее развитой лишь картину ее собственного будущего".) 4) М., стремящийся совместить категориально-понятийные комплексы  Маркса с парадигмой деятельностного, практического подхода  в его философском измерении (Д. Лукач, А. Грамши, К. Корш и др). 5) Версии М., связанные со стремлением их представителей, сохраняя марксову парадигму в ее классическом издании (материалистическая субординация системных элементов социальной жизни в их статике и динамике и т.п.), выйти за пределы проблемного поля, задаваемого ортодоксальной марксовой трактовкой сущности человека,  которая якобы "в своей действительности" есть "совокупность  всех общественных отношений". Выступая философией индустриализма, философией техногенной цивилизации, философией преобразующей человеческой практики, М. продемонстрировал уникальный потенциал  самообновления в 20 в. — ряд современных философских течений в той или иной мере фундируются идеями и подходами М.: структурализм  (Л. Гольдман, Альтюссер  и др.); фрейдо- и лаканомарксизмы (Жижек и Люблянская школа психоанализа) ; "гуманистическая школа" (Блох, югославский журнал "Праксис"  — Г. Петрович, М. Маркович, С. Стоянович и др., польская "философия  человека" — Л. Колаковский, А. Шафф и др.); линия деконструктивизма (Ф. Джеймисон  и др.). Высокая степень жизнеспособности М. обусловлена его (по сути чисто гегельянской) установкой на постижение интегрированным научным знанием  общества и человека как целостной системы, а также его обликом особого вида знания "для посвященных". Доступ к истинным знаниям полагается в рамках М. зависимым от обладания некоей подчеркнуто целостной и элитарной формой миропонимания (традиционно — "научным социализмом" и "научным коммунизмом"), которая и делает общественную группу, этими представлениями обладающей, выше всех остальных людей. Демократия,  свобода  индивида, процедуры убеждения  и компромиссы  как условия нормального существования общества и социальные максимы имманентно противопоставлены М., реально настаивающему на организованной коммунистической идейной индоктринации как центральному условию обретения людьми "царства свободы". Неомарксизм.  А.А. Грицанов

Социологический словарь

Марксизм

(от имени К. Маркса) — англ. Marxism; нем. Marxismus. Основанная К. Марксом и Ф. Энгельсом система  философских, экон. и соц.-полит. взглядов, включающая философский материализм  и диалектику, материалистическое понимание истории  (теория  обществ, формаций), обоснование  экон. законов движения капиталист,  общества (теория прибавочной стоимости и т. д.), теорию классов и классовой борьбы, теорию пролетарской революции, переход к коммунистическому обществу. Существуют различные интерпретации М. (австромарксизм,  ленинизм,  неомарксизм  и т. д.).

Социологический словарь

Марксизм

— система  философских, экономических и социально-политических взглядов, основателями которой являются К. Маркс и Ф. Энгельс, включающая философский материализм  и диалектику, материалистическое понимание истории  (теория  общественных формаций), обоснование  экономических законов движения капиталистического общества (теория прибавочной стоимости и т. д. ), теорию пролетарской революции, перехода к коммунистическому обществу. Существуют различные интерпретации марксизма  — австромарксизм,  ленинизм,  неомарксизм  и т. д.

Философский словарь

Марксизм

— совокупность марксистски ориентированных учений (советский марксизм, фрейдомарксизм, антигуманистический марксизм, "критическая теория"), не образующая определенного единства. Учение самого Маркса является продуктом разнородных (экономических, исторических, политических, методологических) исследований и предположений. Широта этих исследований и воплощенные в них интересы не укладываются без ущерба и потерь в жесткую схему или однозначное определение. До настоящего времени сохраняют значение: Марксов анализ классического капитализма, перспектив научно-технического прогресса, его разработки логики выведения теоретических схем бытия особых исторических систем, попытки характеристики особой логики особых объектов, схемы периодизации социальных форм в зависимости от индивидного развития людей и соответствующих механизмов социальных связей. В. Е. Кемеров

Философский словарь

Марксизм

Безоговорочно к М. могут быть отнесены не столь многие философы XX столетия, однако количество современных мыслителей, испытавших влияние Маркса, чрезвычайно велико. Они находятся в различной степени близости к М.: одни, как Лукач, Грамши, К. Корш или Альтюссер, предпринимают попытки развить М. как философскую и социально-теоретическую традицию, другие, как Блох, Адорно, Маркузе или Хабермас, используют отдельные положения Маркса для построения собственной системы. В непростых отношениях с М. находились в различные периоды своего творчества Беньямин, Сартр, Фуко, Гваттари, Лиотар, Деррида и др. Идеи М. оказывают заметное воздействие на современную политическую философию (Арендт, Лефорт). Для того, чтобы отграничить "догматический", или "ортодоксальный" М., выполнявший функции официальной идеологии в странах бывшего социалистического блока, от М. как направления философской мысли, исследователи и критики используют термин неомарксизм. Можно, с известной долей условности, выделить четыре основных направления в современной западной мысли, где отдельные элементы М. играют значительную роль: -"гуманистическое", к которому относится Франкфуртская школа , а также "философия надежды" Блоха, "философия практики", сложившаяся вокруг одноименного югославского журнала (Г. Петрович, П. Враницкий, М. Маркович, С. Стоянович) и "философия человека", развивавшаяся преимущественно польскими авторами (Л. Колаковский, А. Шафф); — "структуралистское" (Альтюссер, Гольдман и их последователи); — "психоаналитическое", возникшее из попыток синтеза Маркса с Фрейдом (фрейдомарксизм) и с Лаканом ("лаканомарксизм" С. Жижека и Люблянской школы психоанализа); — "деконструктивистское" (Джеймисон, Йельская школа). Начиная с 80-х годов для характеристики марксистски ориентированных течений в социальной философии используют также термин постмарксизм. К нему, наряду с классиками (Адорно, Арендт, Хабермас), относят прежде всего таких авторов как Эрнесто Лаклау, Шанталь Муфф, Ален Турен. J. Derrida. Spectres de Marx. P., 1993; E. Laclau.Ch. Mouffe.Hegemony and Socialist Strategy: Towards a radical democratic politics, 1985; N.P. Mouzelis. Post-Marxist Alternatives. L.,1990; M. Ryan. Marxism and Deconstruction: A critical Articulation. Baltimore, 1982.

Философский словарь

Марксизм

— идейное течение второй половины 19-20 вв., традиционно связываемое с концепцией общество- и человековедения, сформулированной в работах Маркса. В своей эволюции М. преодолел ряд разнокачественных этапов и состояний. 1) М. ортодоксального толка, адаптируемый различными мыслителями к региональным особенностям и условиям (Плеханов, Лабриола и др.); 2) М. "ревизионистского" толка, сохраняющий понятийный строй учения Маркса и, одновременно, отвергающий его революционистско-насильственный пафос (Каутский, Бернштейн и др.); 3) М. ленинского типа, доводящий до крайне радикальных форм те аспекты учения М., которые были посвящены проблеме активного субъекта и исторического процесса (класс, трудящиеся массы, образованное меньшинство и т.п.). Пролетарский мессианизм марксовой парадигмы представители этого направления замещали идеей об организации профессиональных революционеров, о революционной партии, способной возглавить и направить процессы радикального революционного общественного переустройства (Ленин, Троцкий, Сталин, Мао Цзедун и др.); 4) М., стремящийся совместить категориально-понятийные комплексы Маркса с парадигмой деятельностного, практического подхода в его философском измерении (Лукач, Грамши и др). 5) Версии М., связанные со стремлением их представителей, сохраняя марксову парадигму в ее классическом издании (материалистическая субординация системных элементов социальной жизни в их статике и динамике и т.п.), выйти за пределы проблемного поля, задаваемого ортодоксальной марксовой трактовкой сущности человека, которая якобы "в своей действительности" есть "совокупность всех общественных отношений" (фрейдо-М. и др.). Выступая философией индустриализма, философией техногенной цивилизации, философией преобразующей человеческой практики, М. продемонстрировал уникальный потенциал самообновления в 20 в. (Гароди, Альтюссер и др.). А.А. Грицанов

Философский словарь

Марксизм

теория Маркса и Энгельса и так называемый диалектический и исторический материализм, возникший на базе их творчества. Как политическая реальность, марксизм отождествляется с историей социалистических стран (Россия – СССР с 1917 по 1991 г.г., Восточная Европа с 1945 г., Китай с прихода к власти Мао в 1949 г., некоторые страны «третьего мира»). Что касается доктрины, здесь под марксизмом обычно понимают приложение диалектического материализма к историческим и социальным феноменам (исторический материализм): марксизм объясняет историческое развитие, эволюцию общества, исходя из экономической реальности. Эта теория, изложенная в «Капитале» – основополагающем сочинении Маркса, предсказывает социальную революцию в наиболее развитых индустриальных странах, т.е. прежде всего в Англии, затем в Германии и Франции. Однако эта так называемая «пролетарская революция» имела место прежде всего в России. Ленин дополнил в этом пункте марксизм, показав и предсказав несколько иную перспективу – революцию в отсталых и преимущественно аграрных странах. Работы Ленина стали руководством к действию при революциях и общественном переустройстве в таких странах (Рос- сия, Китай, Югославия, страны народной демократии и т.д.). С философской точки зрения, марксизм – позиция всякой «действенной» мысли, исходящей из главной аксиомы Маркса о необходимости революционного изменения мира, общества на коммунистических началах. Но чтобы изменить мир и человека, надо хорошенько их познать в конкретных исторических параметрах. В ходе истории произошло постепенное исчезновение классовой борьбы, по крайней мере в том виде, в каком она существовала в конце 19 в. Повсеместное распространение средних классов в современном обществе привело к тому, что теперь практически все граждане живут за счет своего труда; наконец, эволюция и коммунистических, и так называемых «капиталистических» способов правления – все это обеспечило тот факт, что марксизм как философия истории предстает сегодня не столько в роли реального исторического закона, сколько в качестве еще одной теории. Зато марксизм в качестве социологического анализа продолжает развиваться и ориентируется теперь на «критику повседневной жизни», анализирующую и разоблачающую все формы «отчуждения», имеющие место в, современном обществе. На смену теории двух лагерей (социализм-капитализм, материализм-идеализм) приходит исследование всех форм угнетения и отчуждения. Здесь марксистский анализ обращается за помощью к психоанализу (Маркузе) с целью поиска и поддержания ферментов любой возможной формы революционного сознания, организации поступательной эволюции к человеческому всеединству путем поиска форм согласия и гармонизации отношений между людьми на основе законов Космической мудрости.

Толковый словарь Ожегова

Марксизм

Созданное К. Марксом и Ф. Энгельсом и развитое В. И. Лениным учение о наиболее общих законах общественного развития, об исторической неизбежности социалистической революции, теория и тактика интернациональной классовой борьбы пролетариата

Каким бывает «марксизм»?

Марксизм бывает:

  • ортодоксальный
  • легальный
  • вульгарный
  • революционный
  • классический
  • западный
  • творческий
  • российский
  • официальный
  • русский
Все определения к слову МАРКСИЗМ

Ассоциации к слову «марксизм» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово марксизм? В русском языке со словом марксизм чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову МАРКСИЗМ

Сочетаемость слова «марксизм»

Как правильно употребляется слово марксизм? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • азбука марксизма
  • азы марксизма
  • в защиту марксизма
  • в истории марксизма
  • в области марксизма
  • в рамках марксизма
  • в сокровищницу марксизма
  • в сторону марксизма
  • влияние марксизма
  • возникновение марксизма
Полная таблица сочетаемости слова МАРКСИЗМ

Cлово «марксизм» является ответом на вопросы