Майя

Cлово «майя» означает:

— в буддизме мать царевича Гаутамы, будущего Будды. Философская категория в различных направлениях индуизма и буддизма, означающая иллюзорность всего воспринимаемого мира, скрывающего Брахмана как единственную реальность.

Источник: Исторический словарь

Значение слова «майя» в русском языке

В индуизме творящая сила иллюзии. В сикхизме Брахма, Вишну и Шива являются порождением майи.

Источник: Религиозный словарь

Философский словарь

Майя

— 1) в буддизме мать царевича Гаутамы, будущего Будды; 2). филос. категория в различных направлениях индуизма и буддизма: а) причина видимости, кажимости, иллюзорности мира, особая сила бога, с помощью к-рой вечный, бесконечный, единый Брахман предстает конечным, множественным, изменчивым, т. е. причина, дающая возможность видеть единое во многом и многое в едином; б) М. — это скрытое желание бога создавать видимость существования.

Словарь имен

Майя

В греческой мифологии — Богиня весны. Маленькая — любимица родителей, мама считает свою дочку самой лучшей среди всех детей. Быстро начинает понимать, что для того, чтобы добиться желаемого, надо быть послушной и примерно вести себя. После достижения желаемого может стать равнодушной и не внимательной. Упорство и настойчивость не в характере Майи. Если отношения с учителями не складываются, то она теряет интерес к учебе, но если учителя будут хвалить ее хотя бы изредка, то воодушевленная в учебе будет одной из лучших. В более старшем возрасте, становится заметным стремление быть первой, появляется категоричность в высказываниях. Она может сделать неплохую карьеру и стать руководителем большого коллектива, где царит дисциплина и где среди подчиненных не приня-то обсуждать свою начальницу. быстро находит себе мужа. Она подвижна, общительна, легко увлекается. Любит красивые вещи, поэтому мужу придется смириться с тем, что жена часто будет настаивать на покупке дорогой одежды, мебели, и из-за этого придется постоянно влезать в долги. ревнива, способна устроить мужу сцену в присутствии чужих людей. Неуступчива в том, что касается ее личных интересов. Не согласится играть роль безропотной невестки в отношениях со свекровью, что может вызвать серьезный конфликт в семье.

Толковый словарь Ожегова

Майя

Индейский народ в Мексике, создатель одной из древнейших американских цивилизаций

Толковый словарь Ожегова

Майя

Легкая хлопчатобумажная ткань

Большой Энциклопедический Словарь

Майя

понятие древней и средневековой индийской философии, имеетнесколько значений, наиболее известное, развитое особенно вадвайта-веданте, — иллюзорность всего воспринимаемого мира, скрывающегопод видимым многообразием свою истинную сущность, — Брахмана какединственная реальность.

Большой Энциклопедический Словарь

Майя

легкая хлопчатобумажная ткань; выпускается отбеленной,гладкокрашеной и набивной. Из майи шьют женские и детские платья.

Большой Энциклопедический Словарь

Майя

(юкатеки) — индейский народ в Мексике, Гватемале (п-ов Юкатан) иБелизе. 700 тыс. человек, в т. ч. в Мексике 670 тыс. человек (1992). Языкветви майя семьи майя-киче. По религии католики. Предки майя — создателиодной из древнейших цивилизаций Америки (связанной с ольмекскойкультурой), существовавшей на территории юго-восточной Мексики, Гондураса,Гватемалы. Сохранились развалины св. 100 городов, наиболее крупныеЧичен-Ица, Копан, пан, Ушмаль, Тикаль.

Большой Энциклопедический Словарь

Майя

в греческой мифологии одна из Плеяд, нимфа горы Киллены,возлюбленная Зевса и мать Гермеса. В Др. Риме была отождествлена с богинейземли Майестой; ее праздники приходились на май (отсюда — название месяца).

Исторический словарь

Майя

— единственный народ Америки, оставивший письменные памятники. В начале нашей эры в южной части Юкатана, к северо-востоку от озера Петен-Ица, начали образовываться первые города-государства. Древнейший известный памятник — каменная стела в городе Вашактун — датирован 328 г. н. э. Несколько позже возникли города в долине реки Уомасинты — Яшчилан, Паленке и на крайнем юге Юкатана — Копан и Киригуа. Надписи здесь датированы V и началом VI в. С конца IX в. датированные надписи обрываются. С этого времени древнейшие города майя прекратили своё существование. Дальнейшая история майя развивалась на севере Юкатана. Основным видом производства у майя было подсечно-огневое земледелие Лес расчищали каменными топорами, причём толстые деревья лишь подрубали или сдирали с них кольцеобразно кору; деревья засыхали на корню. Засохший и поваленный лес выжигали до наступления периода дождей, что определялось астрономическими наблюдениями. Перед самым началом дождей поля засевали. Земля никак не обрабатывалась, земледелец лишь делал острой палкой ямку и зарывал в ней зёрна кукурузы и бобов. Посевы охранялись от птиц и зверей. Кукурузные початки наклоняли вниз, чтобы они высыхали на поле, после чего их собирали. На одном и том же участке можно было сеять подряд не больше трёх раз, так как урожай всё более сокращался. Заброшенный участок зарастал, и через 6—10 лет его вновь выжигали, готовя к посевам. Обилие свободной земли и высокая продуктивность кукурузы обеспечивали земледельцам значительный достаток даже при такой примитивной технике. Пищу животного происхождения майя получали от охоты и рыболовства. Домашних животных у них не было. Охота на птиц велась при помощи метательных трубок, стрелявших глиняными шариками. Боевым оружием являлись также дротики с кремнёвыми наконечниками. Лук и стрелы майя заимствовали у мексиканцев. Из Мексики же они получали медные топорики. В стране майя не было руд и не могла возникнуть металлургия. Из Мексики, Панамы, Колумбии и Перу к ним доставлялись предметы искусства и украшения — драгоценные камни, раковины и изделия из металлов. изготовляли на ткацком станке ткани из волокна хлопка или агавы Керамические сосуды украшались выпуклой лепкой и росписью. Интенсивная меновая торговля велась внутри страны майя и с соседними народами. В обмен поступали продукты земледелия, хлопковая пряжа и ткани, оружие, изделия из камня — ножи, наконечники, ступки. С побережья поступали соль я рыба, из центральной части полуострова — кукуруза, мёд, плоды. Выменивались также рабы. Всеобщим эквивалентом служили бобы какао; существовала даже зачаточная система кредита. Хотя ткани и сосуды изготовлялись в основном земледельцами, существовали уже специалисты-ремесленники, в особенности ювелиры, резчики по камню, вышивальщики. Были и купцы, которые доставляли товары на дальние расстояния по воде и по суше, при помощи носильщиков. Колумб встретил у берегов Гондураса долблёную лодку из Юкатана, груженную тканями, какао и металлическими изделиями. Жители селения майя составляли соседскую общину; обычно её членами были люди с разными родовыми именами. Земля принадлежала общине. Каждая семья получала участок очищенной от леса земли, через три года этот участок заменялся другим. Урожай каждая семья собирала и хранила отдельно, она мог ла его и выменивать. Пасеки и посад ки многолетних растений оставались в постоянной собственности отдельных семей. Другие работы — охота, рыбная ловля, добыча соли — выполнялись сообща, но продукты делились. В обществе майя уже существовало деление на свободных и рабов. Рабы были большей частью из военнопленных. Часть из них приносили в жертву богам, других оставляли рабами. Существовало и обращение в рабство преступников, а также долговое рабство единоплеменников Должник оставался рабом до тех пор, пока его не выкупали сородичи Рабы выполняли самую тяжёлую работу, строили дома, носили кладь и обслуживали знатных. Источники не позволяют чётко определить, в какой отрасли производства и в какой мере преимущественно применялся труд рабов. Господствующим классом были рабовладельцы — знатные, высшие военные и жрецы. Знатные назывались алъмсхен (буквально — «сын отца и матери»). Они владели участками земли на правах частной собственности. Сельская община выполняла повии ности по отношению к знатным и жрецам: общинники обрабатывали их поля, строили дома и дороги, доставляли им различные припасы и изделия, кроме того, содержали военный отряд и платили подати верховной власти. В общине уже намечалось расслоение: имелись более богатые и более бедные общинники. У майя была патриархальная семья, владевшая собственностью. Чтобы получить жену, мужчина должен был некоторое время работать на её семью, затем она переходила к мужу. Верховный правитель города-государства назывался халач-виник («великий человек»); его власть была неограниченной и наследственной. Советником ха-лач-виыика был верховный жрец. Селениями управляли его наместники — батабы Должность батаба была пожизненной; он обязан был беспрекословно подчиняться халач-винику и согласовывать свои действия с жрецами и двумя-тремя советниками, состоящими при нём. Батабы следили за выполнением повинностей и обладали судебной властью. Во время войны батаб был командиром отряда своего селения. В религии майя к началу XVI в. древние верования отступили на задний план. Жрецы к этому времени уже создали сложную богословскую систему с космогоническими мифами, составили свой пантеон и установили пышный культ. Олицетворение неба — Бог Ицамна был поставлен во главе сонма небожителей вместе с богиней плодородия. Ицамна считался покровителем цивилизации майя, ему приписывали изобретение письменности. Согласно учению жрецов майя боги правили ми ром поочерёдно, сменяя друг друга у власти» Этот миф фантастически отражал реальный институт смены власти по родам. Религиозные верования майя включали в себя и примитивные образные представления о природе (например, дождь идёт оттого, что боги льют воду из четырёх гигантских кувшинов, расставленных в четырёх углах неба). Жрецы создали также учение о загробном мире, отвечающее социальному делению общества майя; себе жрецы отвели особое, третье небо. В культе главную роль играли гадания, пророчества, оракулы. разработали систему счисления; у них был двадцатиричный счёт, возникший на основе счёта по пальцам (20 пальцев). Существенных успехов добились майя в астрономии. Солнечный год был ими вычислен с точностью до одной минуты. Астрономы майя вычисляли время солнечных затмений, им были известны периоды обращения Луны и планет. Помимо астрономии, жрецы были знакомы с начатками метеорологии, ботаники и некоторых других наук. Календарь майя находился в руках жрецов, но в основу его легло практическое деление года на сезоны земледельческих работ. Основными единицами счёта времени были 13-дневная неделя, 20-дневный месяц и 365-дневный год. Наибольшую единицу летосчисления составлял 52-летний цикл— «календарный круг». Летосчисление майя велось от начальной даты, соответствующей 3113 г» до н. э. Важное значение придавали майя истории, развитие которой было связано с изобретением письменности — высшего достижения культуры майя. Письменность, как и календарь, была изобретена майя в первые века нашей эры. В рукописях майя идут параллельно текст и рисунки, иллюстрирующие его. Хотя письменность уже отделилась от живописи, но некоторые письменные знаки мало отличаются от рисунков. писали на бумаге, сделанной из луба фикуса, красками при помощи кисточек. Письменность майя иероглифическая, и, как во всех подобных системах письма, в ней употребляются знаки трех родов фонетические — алфавитные и слоговые, идеографические — обозначающие целые слова и ключевые — поясняющие значение слов, но не читающиеся. (Письменность майа до последнего времени оставалась нерасшифрованной. Основы её расшифровки открыты недавно.) Письменность находилась всецело в руках жрецов, которые пользовались ею для записи мифов, богословских текстов и молитв, а также исторических хроник и эпических текстов . (Рукописи майя были уничтожены испанскими завоевателями в XVI в., уцелели всего три рукописи. Некоторые отрывочные тексты сохранились, правда, в искаженном виде, в книгах, написанных латиницей в колониальный период,— так называемых книгах Чилам Балам («Книги Пророка-ягуара»).) Кроме книг, письменными памятниками истории майя являются надписи, высеченные на каменных стенах, которые майя воздвигали каждые 20 лет, а также на стенах дворцов и храмов. До настоящего времени главными источниками истории майя были сочинения испанских хронистов XVI— XVII вв Хроники майя, написанные испанцами, сообщают, что в V в. произошло «малое нашествие» на восточное побережье Юкатана, сюда пришел «народ с востока». Возможно, что это были выходцы из городов у озера Петен-Ица. На рубеже V—VI вв в центре северной части полуострова был основан город Чичен-Ица В VII в жители Чичен-Ицы покинули этот город и переселились в юго-западную часть Юкатана. В середине X в. их новая родина подверглась нападению выходцев из Мексики, очевидно, народа тольтеков После этого «люди ица», как их далее называет хроника, возвратились в Чичен-Ицу Люди ица X в. были смешанной майя-мексиканской группой, образовавшейся в результате вторжения тольтеков. Около 200 лет в Чичен-Ице господствовали потомки тольтекских завоевателей. В этот период Чичен-Ица являлся крупнейшим культурным центром, здесь были воздвигнуты величественные архитектурные памятники Вторым по значению городом в это время был Ушмаль, в котором также имелись великолепные строения. В X в. неподалёку от Чичен-Ицы возник другой город-государство — пан, не испытавший тольтекского влияния. К XII в этот город достиг большого могущества. Захвативший власть в -пане правитель незнатного происхождения — Хунак Кеель в 1194 г. вторгся в Чичен-Ицу и захватил город. Люди ица собрались с силами и в 1244 г. захватили пан Они обосновались в этом городе, смешавшись со своими недавними противпиками, и, как сообщает хроника, «с тех пор их называют майя». Власть в пане захватила династия Кокомов; её представители грабили и обращали в рабство парод с помощью мексиканских наёмников. В 1441 г. жители зависимых от пана городов подняли восстание, которым руководил правитель Ушмаля. пан был захвачен. По словам хроники, «находящиеся внутри стен были изгнаны теми, кто был вне стен». Наступил период междоусобиц. Правители городов разных частей страны «делали друг другу пищу безвкусной». Так, Чель (один из правителей), заняв побережье, не хотел давать ни рыбы, ни соли Кокому, а Коком не разрешал доставлять к Челю дичь и фрукты. пан после 1441 г. был значительно ослаблен, а после эпидемии 1485 г. совсем опустел. Часть майя — люди ица обосновались в непроходимых лесах около озера Петен-Ица и построили город Тах-Ица (Тайя-Саль), который оставался недоступным испанцам до 1697 г Весь остальной Юкатан был захвачен в 1541—1546 гг. европейскими завоевателями, подавившими героическое сопротивление майя. создали высокую культуру, доминировавшую в Центральной Америке. Значительного развития достигли у них архитектура, скульптура и фресковая живопись. Одним из самых замечательных памятников искусства является храм «Бонампак», открытый в 1946 г. Под влиянием иероглифики майя возникла письменность у тольтеков и сапотеков. Календарь майя распространился в Мексике.

Исторический словарь

Майя

народ, принадлежащий к коренному населению Америки. Существовали на территориях современных Мексики, Гондураса, Гватемалы. Создатели одной из древних цивилизаций на Американском континенте.

Исторический словарь

Майя

— народ и цивилизация Центральной Америки (Юкатан, Гватемала, Гондурас). Классическая цивилизация складывается к 300 г. н.э. Ок. 200 г. появляются первые пирамиды (Тикаль, Вашактун). Земледельцы жили в джунглях, администрация в специальных церемониальных центрах, где сосредоточивались ремесло, искусство, архитектура. М. имели более точный, чем в то время в Европе, календарь. В позднем классическом периоде (600-900 г.) строятся более пышные здания, особенно в Чичен-ице (в С. Юкатане). Сверхстрогая централизация государства, засилье чиновников, видимо, привели к гибели государства. В IX — X вв. крупные центры М. начинают забрасывать. Появляются следы захвата С. соседями майя (тольтеками). Начался период междоусобиц и разъединения, который продолжался до завоевания М. испанцами в 1541 г.

Философский словарь

Майя

(санскр. "иллюзия", "обман") — один из основных терминов, относящихся к фундаментальным миросистемным представлениям индуистской и буддииской религиозно-философских традиций Впервые встречается в Ведах в качестве характеристики способности богов (дэва), демонов (асура, ракшас) и стихийных духов принимать обличья, необходимые для действий в посюстороннем мире. В сходном смысле M широко употребляется в Пуранах ("сказания о древнем"), эпосе, местном фольклоре. Так, по сюжету "Рамаяны" ракшас Равана похищает Ситу, приняв облик святого-аскета. В этом случае смысл М. не выходит за пределы характерного для мифических и сказочных традиций мира принципа "всеобщего оборотничества", магической силы перевоплощения. Уже в раннеиндуистской (брахманистской) традиции М. получает все более широкое значение. Формируется персональный образ многоликого, полиморфного божества , не игравшего, впрочем, важной роли в религиозно-культовой практике. Концептуальное и категориальное оформление М. получает в ходе разработки буддистского вероучения и философского мировоззрения. В раннебуддистских сутрах М. становится одним из основных инструментов преодоления ортодоксальных брахманистских представлений о мире как реально сущем теле Брахмы, Праджапати, Пуруши, структурированном по аналогии с варновой социальной системой. Благодаря этому иерархическому принципу, исполнение социальных предписаний каждой варны приравнивалось к сакральным действиям, включая изучение и поклонение ведическим текстам для самих брахманов. Буддизм радикально отвергает социоцентризм такого рода, объявляя всю целокупность феноменального существования иллюзорной Осмысление внешнего предметно-акционального мира как M. — первая ступень "срединного пути", провозглашенного Буддой в качестве пути к спасению. "Ложное сознание", воспринимающее М. как реальность и являющееся одной из причин страдания, помимо эгоцентрической направленности, характеризуется невежеством (авидья). Последнее включает и веру в очистительную силу сакральных текстов, очистительных ритуалов, жертвоприношений, посредничества брахманов и аскетов в обращении к богам и т. д. Преодоление суеверий, страстей, аффективных желаний и "демонов страха", руководящих "ложным сознанием", открывает путь созерцанию мира как всепроникающего потока дхарм, вечного становления и изменчивости. Постигаемая на этом пути истинная реальность — духовное бытие — полностью актуализуется лишь в нирване Ранний буддизм (хинаяна) в целом удерживает присущее большинству религиозно-философских традиций представление о субстанциональности духовного и вторичности телесно-материального. С развитием махаянистских направлений концепция М. распространяется и на духовную сферу Так, в учении школы йогачара (II в. н. э.) разрабатывается тезис о тотальной ирреальности бытия: феномены внешнего мира суть образы, порожденные монашеской медитацией. Все многообразие дхармического движения сводится к модусам единого и невыразимого "сознания-сокровищницы" (алаявиджняны), соотносящегося с иллюзорными манифестациями миров кармы. Это сознание лишь потенциально обладает субстанциональностью, тяготея стать "таковостью" (татхата) — нирваническим не-состоянием, элиминирующим всякое движение и различие. Тем самым всякое сознание порождает ошибочные представления и подлежит классификации в качестве М., будучи неизбежно формой движения (восприятия и конструирования идей). Йогачара радикализует буддологические представления, оспаривая телесно-элементарный субстрат природы Будды Гаутамы: тело последнего в земном существовании есть лишь видимая форма (нирманакая), принятая извечным Абсолютным Буддой для общения и спасения людей. Сам абсолют был и остается трансцендентным, оказываясь в посюстороннем мире проявлением М. Эти мотивы сопряжены с фундаментальной концепцией пустоты (шунья, шуньята), разработанной Нагарджуной (предположительно I — II вв. н. э.). Согласно его положениям, все сущее и являющееся в качестве такового есть пустота, включая дхармы и дхармический субстрат сознания. Все порождения сознания — "зависимы" и "связаны" со "здесь-бытием", или М. Следовательно, знаково-символические системы любого рода (особенно понятия — озвученные или записанные) никак не соотносятся с истинной реальностью, не позволяют достигать ее даже в сфере представления. Отсюда — сомнение в необходимости сакральных текстов самого буддизма, знаковая форма которых скорее затемняет их смысл и может служить лишь подготовительным этапом для "вступившего в поток". Эта концепция (апоха), введенная Дигнагой (VI в.), стала концептуальным базисом чань/дзэн школ Китая и Японии. В учении Бодхидхармы (ум. 528) обосновывается путь к просветлению не через ученость и предписанную добродетель, а посредством синтеза медитативной интуиции и повседневно-практической деятельности. Наставник чань Даои (701 — 788) утверждает тождественность повседневной речевой и деятельной практики "деяниям Будды". Соответственно, всякого рода представления о реальности "небесного Будды", нирваны, трансцендирующего восхождения суть проявления того же порядка, что и М. В последующей чань/дзэн традиции укрепилась максима "Увидишь Будду — убей Будду", ориентированная на радикальное разрушение свойственного религиозному сознанию пиетета перед сакральным, божественным, сверхсущим. Концепция М. в чань-буддизме в определенных аспектах смыкается с фундаментальным даосским принципом у-вэй — недеяния, сила которого черпается в безмолвии и отсутствии. Внешне упорядоченное и подвижное бытие скрывает горизонт истины, погруженность в него отсекает от естественности, порождает суетность и, как следствие, неудовлетворенность. Просветление (в понимании, свойственном традиции чань) не есть результат последовательного процесса и не может быть транслировано посредством знаковой дискурсии, подражания и почитания. Вне столь широко определяемой сферы М. находится лишь подлинное тело Будды — дхармакая, тождественное универсуму-абсолюту, равносущее во всем живом, данное в нем как непрояснимая и невыразимая татхата. Отсюда истекают кардинальные формулы махаяны — "Будда и обычный человек — одна сущность" и японской школы Сингон-сю — "Стать буддой в этом теле", направленные на внерациональное раскрытие "внутреннего" дхьяни-будды или бодхисаттвы в каждом человеке. В отличие от буддизма, неортодоксальная традиция джайнизма фактически не придает значения концепции М., утверждая реальность и плюральность субстанции. Единая субстанция вечна и постоянна, множественность явлений — ее модусы. Помраченность бытия как бытия души полагается "зараженностью" последней материальными частицами. Познание реальности и избавление от страстей и пороков обеспечивают освобождение. Обе задачи решаются обращением к текстам учителей-тиртханкаров и. почитанием их авторитета. Вместе с тем, в философии джайнизма в качестве иллюзорного рассматривается бытие Бога (в силу невозможности достоверного знания о нем). В формирующейся с учетом опыта буддизма и джайнизма классической индуистской мысли идея М. приобретает важное значение и концептуальную оформленность. В школе адвайта-веданты, основанной Шанкарой (ок. 788 — ок. 820), понятие М. приобретает двоякий смысл: для Бога М. — желание создать "магическую видимость" творения, зафиксированную в текстах ранних Вед; для большинства людей М. — неведение, порождающее иллюзию. Во втором случае синонимом М. являются понятия аджняна (неосознанность) и авидья (неведение). Шанкара утверждает, что М. в качестве магической силы Бога не является его атрибутивным признаком, т. к. Бог в состоянии произвольно ею распоряжаться — вплоть до отказа. Вместе с тем, М. не составляет особой субстанции или сущности в Брахмане, будучи неотделимой от него как сила обжигания — от огня или сила воления — от волеполагающего разума. Шанкара рассматривает М. как некий материальный элемент божественного первоисточника — пракрити. Именно она и есть миросозидательная основа; хотя само творение мира в данном случае — лишь видимость изменений (виварта-вада). Объекты мира возникают из М. эволюционным путем, комбинации "тонких первоэлементов" порождают множественное сущее. Но мудрый и знающий тождественность мира и Брахмана не поддается на уловки М., непосредственно видя божественное первоединство сквозь "покрывало майи". В теории адвайта-веданты разрабатываются положения, развивающие смысловые мотивы концепции М.: "следствие не отличается от причины", "форма и качество не отличаются от субстанции", "истинное бытие потусторонне и неизменно для всех объектов", "бытие есть самовыявление сознания", "истинное бытие есть бытие Бога, или Брахман". Исходя из этого, Шанкара постулирует рядоположенность "сновидческого опыта" и "опыта бодрствующего сознания", т. к. оба они суть разные стороны М. Следовательно, мир (предстающий в трех аспектах — видимом, эмпирическом и абсолютном) принципиально неописуем (анирвачанья), не может считаться ни реальным, ни нереальным: "Все частные способы бытия с различными именами и формами реальны как бытие, но нереальны как частности" (Чхандогья, 6.3.2.). Целевой аспект мира и жизни выражен в необходимости "исчезнуть в бытии" с тем, чтобы обрести истинную самосущность: тело нереально, реально только сознание, но как самотождественность сознанию Брахмана. Постижение и достижение этого суть вечное пребывание в блаженстве самосущего и абсолютного сознания. Впоследствии учение адвайтаведанты было объявлено сверхфилософией и единой мировой религией Рамакришной (1834 — 1886) и Вивеканандой (1862 — 1902). В отличие от Шанкары, Рамануджа (ок. 1056 — 1137) рассматривает М. как реально существующую магическую силу и потенцию Бога, его способность творчески воздействовать на собственный материально-элементарный субстрат (пракрити). Следовательно, творение мира — реальный божественный акт, а сам мир — отнюдь не иллюзорен. М. не может быть вне понимания реальности, вне начала, вне основы. Ее непознаваемость связана не с запредельностью природы, а с реальными трудностями представления и познания иллюзорных объектов, так что М. лишь неопределима, но не беспредельна и безначальна (анади). Брахман включает в свою природу чистую материю и ограниченные (отдельные) души. В чистом виде он — непроявленная каузальность, в объективированном виде — тождествен миру объектов и одушевленных форм. Бог и человек тождественны и различны: тождественны, ибо человек есть воплощенный Бог, различны, ибо существуют в разных модусах. Освобождение души достигается праведной жизнью и преодолением иллюзии полного различия человека и Бога. В других школах индийской ортодоксальной философии проблема М. решается и разрабатывается в различных аспектах. Так, согласно учению ньяя, аналогом М. может быть заблуждение — отождествление Я с телом, чувствами и умом (манас). Сходным образом рассматривается М. и в школе вайшешика, вместе с ньяя утверждающей реальность элементов мироздания. Хотя элементы (буддхи) вечны, их комбинации — временны; вера в стабильность и вечность мира может характеризоваться как М. Санкхья объявляет главной причиной страдания неведение — неспособность отличить Я от не-Я. Чистое едино-множественное Я (пуруша) свободно от любых проявлений движения, изменения и неудовольствия. Состояние зависимости Я от не-Я (тела, ума, мира объектов) и есть М. Согласно философии йоги, страдание вызывается пятью причинами: невежеством, отождествлением Я с разумом, жаждой удовольствий, страхом боли, страхом смерти. Эти присущие индивидам свойства являются вариантом М., скрывающей истину и путь к освобождению. Некоторые школы мимансы выдвигают тезис о том, что вера в реальность бытия Бога является следствием М. В целом разнообразные концепции М. соответствуют одному из основных стимулов индийской религиозно-философской мысли: обоснованию пути к освобождению личного Я от связей и зависимостей изменчивого и нестабильного мира, порождающих страдания, помраченность, ограниченность и невежество. Е. В. Гутов

Философский словарь

Майя

(инд. слово, означающее иллюзию): (санскр.): означает относительность, относительную правду, творимый разумом и физической силой мир, не дающий полного представления о реальности; неистинный, иллюзорный мир, создаваемый неведением, в противоположность тому неконвенциальному, нераздельному бытию, который стоит за ним и который, с точки зрения буддизма, и есть истинная реальность. В буддийской философии обозначает низшую степень познания (что характерно и для философии Шопенгауэра, опиравшегося на индуистскую мысль).

Философский словарь

Майя

(впервые встречается в инд. текстах упанишад и брахманах) — имя богини, которая воплощала принцип обмана в мире. — инд. слово. Оно обозначает также искусство, посредством которого вызываются чудеса, или же сами эти чудеса. Наконец, в философии Шанкары "майя" является обозначением "перевертывающего" (виварта), преобразующего принципа, определяющего существование мира. На Западе это слово стало известно благодаря шопенгауэровскому выражению "покрывало Майи", которым тот хотел выразить иллюзорный характер мира (см. также Индийская философия).

Cлово «майя» означает:

Майя

Ма́йя может означать:

Источник: Википедия

Большой современный толковый словарь русского языка

I нескл. мн.

1.Группы родственных по языку индейских народов Центральной Америки ( Мексики, Гондураса, Гватемалы ) , создавших древнюю культуру.

2.Представители этих народов. II нескл. м.Язык народов майя I

1.. III нескл. ж.

1.Искусство вызывать чудеса ( в индуизме ) .

2.Непостижимая сила; чудо. IV ж.

1.Тонкая легкая хлопчатобумажная ткань.

2. разг.Изделия из такой ткани. V неизм. прил.Создавшие древнюю культуру ( о группе родственных по языку индейских народов Центральной Америки (Мексики, Гондураса, Гватемалы) ) .

Большой современный толковый словарь русского языка

Майя

I ж.Имя богини, воплощающей иллюзорный мир ( в ведизме и брахманизме ) . II ж.Мать Будды ( в буддизме ) . III ж.Старшая из Плеяд — семи дочерей Атланта, которые были превращены богами в созвездия ( в древнегреческой и древнеримской мифологии ) . IV ж.Одна из ярких планет звездного скопления Плеяды. V ж.Женское имя.

Новый словарь иностранных слов

Майя

I. ( санскр. )
1) в ведизме и брахманизме — имя богини, воплощавшей иллюзорный мир;
2) в индуизме — искусство вызывать чудеса, сами чудеса, непостижимая сила;
3) в буддизме — мать Будды. II. ( гр. )
1) в древнегреческой и римской мифологии — старшая из плеяд, нимфа гор; от нее римское название месяца май ;
2) астр.а) одна из малых планет; б) одна из шести ярких звезд звездного скопления Плеяды.
3) письменность иероглифическая письменность майя — группы родственных по языку индейских племен в Центр. Америке, создавших древнюю культуру.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Майя

1. мн. нескл.
1) Группы родственных по языку индейских племен в Центральной Америке, создавших древнюю культуру.
2) Индейский народ этноязыковой группы майя-киче, живущий в основном в Мексике.
3) Представители этого народа.

2. ж. Тонкая легкая хлопчатобумажная ткань.

Словарь русского языка Лопатина

Майя

м`айя 1, -и (ткань; одно из филос. понятий индуизма)

Словарь русского языка Лопатина

Майя

М`айя, -и (имя; мифол.; астр.)

Словарь русского языка Ожегова

Майя

1 индейский народ в Мексике, создатель одной из древнейших американских цивилизаций Письменность м. (словесно-слоговая). майя 2 легкая хлопчатобумажная ткань

Современный толковый словарь, БСЭ

Майя

в греческой мифологии одна из Плеяд, нимфа горы Киллены, возлюбленная Зевса и мать Гермеса. В Др. Риме была отождествлена с богиней земли Майестой; ее праздники приходились на май (отсюда — название месяца). — понятие древней и средневековой индийской философии, имеет несколько значений, наиболее известное, развитое особенно в адвайта-веданте, — иллюзорность всего воспринимаемого мира, скрывающего под видимым многообразием свою истинную сущность, — Брахмана как единственная реальность. — (юкатеки) , индейский народ в Мексике, Гватемале (п-ов Юкатан) и Белизе. 700 тыс. человек, в т. ч. в Мексике 670 тыс. человек (
1992). Язык ветви майя семьи майя-киче. По религии католики. Предки майя — создатели одной из древнейших цивилизаций Америки (связанной с ольмекской культурой), существовавшей на территории юго-восточной Мексики, Гондураса, Гватемалы. Сохранились развалины св. 100 городов, наиболее крупные Чичен-Ица, Копан, Майяпан, Ушмаль, Тикаль. — легкая хлопчатобумажная ткань; выпускается отбеленной, гладкокрашеной и набивной. Из майи шьют женские и детские платья.

Толковый словарь Ефремовой

Майя

майя

1. мн. нескл.
1) Группы родственных по языку индейских племен в Центральной Америке, создавших древнюю культуру.
2) Индейский народ этноязыковой группы майя-киче, живущий в основном в Мексике.
3) Представители этого народа.

2. ж. Тонкая легкая хлопчатобумажная ткань.

Полный орфографический словарь русского языка

Майя

Майя

Викисловарь

Майя

женское имя имя старшей из Плеяд, матери Гермеса имя индусской богини, олицетворяющей обольщение и обман , вариант названия реки Мая в Восточной Сибири название посёлка в Якутии

Викисловарь

Майя

индейский народ в Мексике, создатель одной из древнейших американских цивилизаций

Викисловарь

Майя

лёгкая хлопчатобумажная ткань

Викисловарь

Майя

могущественная сила богов и демонов, их способность совершать сверхчеловеческие поступки и действия , магическая способность абстрактного духа (брахмана) к сотворению мира, материи, имеющих реальное существование , воспринимаемый материальный мир, по незнанию принимаемый обыденным сознанием за реально существующий; иллюзия, видимость

Фонетический разбор слова «майя»

Звуко-буквенный разбор слова майя. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «майя»

Какими словами можно заменить слово майя? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову МАЙЯ

Ассоциации к слову «майя» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово майя? В русском языке со словом майя чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову МАЙЯ

Сочетаемость слова «майя»

Как правильно употребляется слово майя? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • древние майя
Полная таблица сочетаемости слова МАЙЯ

Предложения со словом «майя»

Примеры употребления слова майя в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Конец одного из циклов календаря майя приходится практически на ту же дату – 11653 год до н.э.

Владимир Зорев, Боги, которых нам назначили

Например, календарь древних майя – совершенно прекрасное и загадочное творение, искусно отражающее параллельно два года – один из 365 дней, а другой – из 260.

Саймон Гарфилд, Хранители времени: как мир стал одержим временем

Например, у древнего племени майя правитель был украшен большой короной – диадемой из перьев редких птиц, цветными сандалиями, нефритовыми перстнями и т. п.

М. В. Лукьянчикова, История рекламы

Все предложения и цитаты со словом МАЙЯ

Cлово «майя» является ответом на вопросы