Космос

Cлово «космос» означает:

(греч. kosmos — устройство, упорядоченность, украшение) — философская категория, фиксирующая представления о мире как об упорядоченной и структурно организованной целостности, подчиненной в своей динамике имманентной закономерности; базовое понятие метафизики (см. Метафизика, Лого-центризм). Основными характеристиками К. являются: 1) оформленность как конфигурированная определенность облика; 2) дифференцированность, т.е. выделенность и конституированность составных частей; 3) структурность как иерархическая упорядоченность элементов; 4) наличие имманентного эволюционного потенциала, реализующегося, как правило, в динамике циклично-пульсационного характера; 5) закономерность или подчиненность внутренней мере как организационному и динамическому принципу (типа "нуса" или "логоса" в античной философии); что обусловливает такие характеристики К., как: 6) эстетическое совершенство К., мыслимого в качестве прекрасного (ср. общеевропейскую семантику корня cosmetic), его гармоничность (характеристика К. как "прекраснейшей гармонии" у Гераклита, тезис Платона о том, что "К. — прекраснейшая из возможных вещей" и т.п.). Данное свойство К. мыслится именно как результат пронизанности его внутренней мерой (как закономерностью и порядком) и соответствием всех космических частей и проявлений данной мере (см. Красота). В архаической традиции К. в этом контексте нередко мыслился в качестве сферического: рассуждения о сфере как о наиболее равновесном, совершенном и самодостаточном из геометрических тел в элейской концепции бытия: идея "гармонии сфер" у Пифагора, семантическая структура "равного себе самому отовсюду" Спайроса как исходного состояния К. у Эмпедокла и др.; 7) познаваемость, понимаемая как рациональная экспликация имманентной "меры" (порядка, принципа) К.; 8) предсказуемость, допускающая моделирование возможных будущих состояний К. на основании постижения закономерностей его развития, что в субъективной оценке воспринято культурой как своего рода человекосоразмерность (уют) К. В категориальном строе европейской культуры К. антиномичен Хаосу как бесформенной неупорядоченности. В рамках семантической оппозиции "Хаос — К." функционально могут быть выделены различные уровни соотношения ее составляющих: а) морфологическое соотношение: К. противостоит "безвидному" (Гесиод) Хаосу в качестве оформленного, т.е. наделенного формой как эйдосом (см. Гилеморфизм); б) субстратное соотношение: К. возникает из Хаоса как организация последнего и, собственно, представляет собой не что иное, как Хаос, упорядоченный, т.е. подчиненный статическому (структура) и динамическому (закономерность) порядку; в) пространственное соотношение: как правило, в мифологичерких представлениях К. ограничен от Хаоса посредством структурных оппозиций, задающихся семантикой мифологемы Мирового древа (по вертикали ствол дифференцирует мировые зоны на небо=крону как обитель богов или духов, ствол и околоствольное пространство как человеческий мир и корни как подземное царство мертвых ("три шага Вишну"), а по горизонтали радиус древесной тени отграничивает К. как центральный мировой локус от хаотической периферии (или в мифологеме Космического лука: тетива задает горизонт оформленного мироздания, а стрела выступает аналогом Мирового древа); г) временное соотношение: К. генетически вторичен по отношению к Хаосу, однако в функциональном плане мировая динамика может быть рассмотрена как последовательная смена эволюционных циклов — от становления (оформления, космизации) мироздания до его деструкции (хаотизации). В дофилософской культуре архаики эти идеи связывались с представлениями о ежегодной гибели (деструкции) и возрождении (оформлении) К. в сакральную дату календарного праздника (стык уходящего и наступающего года, мыслимый как гибель и рождение мира). В культуре с развитой философской традицией данные представления артикулировались посредством категориальных структур, фиксирующих становление и эволюционный финал космического цикла: от семантической структуры апейронизации у Анаксимандра, чередующегося доминирования креативно-синтезирующей Филии и инспирирующего распад оформленного К. на элементы у Эмпедокла и эксплицитно выраженной Аристотелем идеи зона как наличного варианта оформления мира (конкретно данного К.), понятого в качестве одного из возможных в цепи последовательной смены космических циклов, — до фундаментальной парадигмы русского neredko-russkij-kosmizm-4844.html»>космизма конца 19 — начала 20 в., основанной на переосмыслении идеи апокалипсиса как завершения космизации (гармонизации, одухотворения, обожения) мира в нравственном усилии человека. Идея гармонической организации мира как К. настолько прочно утвердилась в европейском стиле мышления, что обрела статус самоочевидности (см. космологическое доказательство бытия Бога, где идея К. выступает в качестве аргумента), а понятие "К." прочно вошло в категориальный строй классической западной культуры, закрепившись в качестве названия за мирозданием как таковым. Что же касается современной культуры, то в философии постмодерна понятие "К." радикально переосмыслено с точки зрения его статуса: идея мира как К. понята в качестве одной из "метанарраций" (Лиотар) европейской культуры как доминантных мифологем (идеологем), претендующих на онтологизацию в качестве наиболее (или единственно) корректных. Подобная интерпретация мира сопрягается в постмодернизме с семантическим гештальтом "корня" (мир как ветвящееся дерево); центральным, по оценке постмодернизма, символом для такой культуры выступает "книга как духовная реальность в образе Дерева или Корня" (Делез и Гваттари), что порождает представление о К. как об имеющем единый семантический строй и единственный способ дешифровки (интерпретации). Поскольку постмодернистская парадигма философствования фундирована идеей "заката метанарраций", постольку идея мира как К. утрачивает свои позиции ("мир потерял свой стержень" — Делез и Гваттари), сменяясь идеей множественности возможных картин мира, не претендующих на статус онтологии: любой нарратив как рассказ о мире обретает статус легитимного, а понятие "К." замещается в постмодернизме понятием "Хаосмоса" — понятием, фиксирующем постмодернистскую идею о нарративно-игровых (виртуальных в онтологической проекции) семиотических средах, подчиненных не стабильной в своей объективности закономерности, но сугубо ситуативным конвенциям "перформанса" (Хомский): правильность как проявление порядка К. сменяется порядками правил игры. "Мир превратился в Хаос, но книга продолжает быть образом мира: хаосмос-корешок занял место мира корня" (Делез и Гваттари).

Источник: Философский словарь

Значение слова «космос» в русском языке

(греч. kosmos) — синоним астрономического определения Вселенной;часто выделяют т. н. ближний космос, исследуемый при помощи искусственныхспутников Земли, космических аппаратов и межпланетных станций, и дальнийкосмос — мир звезд и галактик.

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Большой Энциклопедический Словарь

Космос

серия искусственных спутников Земли, запускавшихся в СССР с16 марта 1962 для изучения космического пространства, решения техническихпроблем, отработки систем космических аппаратов…2) Разработанные в СССР2-ступенчатые ракеты-носители для запуска искусственных спутников Земли"".

Исторический словарь

Космос

— синоним астрономического определения Вселенной.

Философский словарь

Космос

— см. Вселенная.

Философский словарь

Космос

(Греч.) Вселенная, в отличие от мира, что может означать наш шар или землю.

Философский словарь

Космос

(греч. kosmos — вселенная) — мир в целом и как целое, вся совокупность движущейся материи, включая Землю, Солнечную систему, нашу и все остальные галактики. С развитием космонавтики, однако, под К. чаще стали понимать малую часть вселенной, соседнюю с Землей, притом за вычетом самой Земли, “внеземное”; в этом случае как граница между Землей и К., так и К. и остальной вселенной остается обычно неопределенной (Космология).

Философский словарь

Космос

(греч. kosmos — Вселенная) — мир, мыслимый как упорядоченное единство (в противоположность хаосу); первоначально — то же самое, что порядок, устроение. Впервые мир был назван космосом Пифагором, который обратил внимание на царящие в нем порядок и гармонию. Плутарх начинает свою "Естественную историю" с восхваления космоса. Космическим чувством, или ощущением, называется преисполненность чувством внутренней тесной связи с космосом (см. также Федоров). Космический — относящийся к миру, космосу, свойственный космосу, приходящий из космоса (напр., космические лучи).

Философский словарь

Космос

— термин древнегреческой философии для обозначения мира как структурно организованного и упорядоченного целого.

Философский словарь

Космос

понятие, впервые введенное Пифагором для обозначения единства мира и противоположности хаосу. Главным свойством космоса считалась гармония сфер. В истории философской мысли использование данного понятия вело либо к признанию роли творца (демиурга), либо к обожествлению самого космоса в виде пантеизма или космотеизма. С развитием космонавтики понятие космоса стало соизмеряться с освоенной человечеством частью Солнечной системы и Вселенной

Философский словарь

Космос

— в древнегреческой философии мир как прекрасное гармоническое целое, живой организм, наделенный Мировой душой и Мировым разумом. В стоицизме космос — "государство богов и людей". В древности "мир поддается восприятию как мир, как , лишь настолько, насколько он открывается как мир священный" (М.Элиаде). Ностальгия по изначально чистому священному у сохраняется в человечестве до сих пор. В современной философии космос беднее — он лишен сакральности благодаря успехам науки и техники и понимается теперь просто как порядок сущего, всеобщая связь всего со всем, Вселенная в целом, рассматриваемая со стороны ее целостности и упорядочения, иногда с попытками выявить глубинные или высшие источники космической организации. Эти попытки стимулируются исканиями в области нетрадиционных для науки и христианской философии форм постижения природы. противопоставляется хаосу — источнику процессов распада, возрастания беспорядка, угасания жизни и света во Вселенной. В русской религиозной философии космос осмысливается как откровение божественной славы — вопреки мироотрицающим тенденциям, где он описывается как темное иррациональное единство жизненных стихий, бездушное и абсурдное, властвующее над людьми. М.Элиаде обратил внимание на то, что символизм древней мифологии свидетельствует о том, что космос невозможно понять, игнорируя вертикальное измерение, которое ведет мысль к признанию высшего Творца: "Сама структура а сохраняет воспоминание о Высшем небесном Существе".

Философский словарь

Космос

— в мифологической модели мира — мироздание, миропорядок, противоположный хаосу.

Толковый словарь Даля

Космос

м. греч. мир, вселенная и мироздание. Космический, к мирозданию относящийся. Космогония ж. учение о образовании вселенной. Космография ж. описание вселенной, всех миров. Кос- мограф, ученый, занимающийся космографией. Космология ж. наука о законах вещественного мира, земли. Космолог м. ученый, этой наукой занимающийся. Космополит м. -тка ж. всемирный гражданин; человек не признайщий особых отношений родины; вселенец, вселенщина. Косморама ж. картина большого пространства, объема местности, написанная и поставленная так, что кажется живою.

Толковый словарь Ожегова

Космос

Вселенная, мир 1 N1

Фонетический разбор слова «космос»

Звуко-буквенный разбор слова космос. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «космос»

Какими словами можно заменить слово космос? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову КОСМОС

Ассоциации к слову «космос» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово космос? В русском языке со словом космос чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову КОСМОС

Сочетаемость слова «космос»

Как правильно употребляется слово космос? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • античный космос
  • безбрежный космос
  • безграничный космос
  • бездонный космос
  • бесконечный космос
  • бескрайний космос
  • ближайший космос
  • ближний космос
  • большой космос
Полная таблица сочетаемости слова КОСМОС

Cлово «космос» является ответом на вопросы