Класс

Cлово «класс» означает:

все опционы на покупку и на продажу одной и той же ценной бумаги.

Источник: Бизнес словарь

Значение слова «класс» в русском языке

А. совокупность людей, имеющих определенное социальное положение в сложившейся на этот период системе общественного производства. Б. Определенная категория в некоторой системе.

Источник: Бизнес словарь

Большой Энциклопедический Словарь

Класс

(от лат. classis — разряд — группа), одна из высших таксономическихкатегорий (рангов) в систематике животных и растений. В классы (иногда -сначала в подклассы) объединяют родственные отряды (животных) или порядки(растений). Напр., отряды грызунов, насекомоядных, хищных и т. д.составляют класс млекопитающих. ы, имеющие общий план строения иобщих предков, образуют типы (животных) или отделы (растений).

Большой Энциклопедический Словарь

Класс

в логике и математике — то же, что множество, т. е. произвольная(конечная или бесконечная) совокупность предметов, выделенных покакому-либо признаку и просто перечисленных. Предметы, образующие класс,называются его элементами; понятие класса возникает как абстракция отприроды и порядка элементов. Абстрактные классы и операции над нимиизучаются в логике классов и в ее математической модификации — множествтеории.

Исторический словарь

Класс

Группа сходных организмов высокого уровня. ы состоят из порядков или отрядов; сходные классы объединяются в тип.

Исторический словарь

Класс

( лат. classis — разряд) — в марксизме — "ы — большие группы людей, различавшиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. ы — это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства".

Исторический словарь

Класс

— разряд, группа согласно классификации чего-либо, а также большая группа людей, часть общества, связанная по их отношениям в процессе производства материальных благ, по их благосостоянию, возможности доступа к образованию и достижениям культуры. Помимо основных классов каждой общественно-экономической формации, существуют не основные, промежуточные, внутри каждого из классов общественных также существуют различные слои.

Политический словарь

Класс

— один из основных типов социальной стратификации (элементов социальной структуры) наряду с кастой и сословием. В теоретической социологии можно выделить три подхода к анализу классов: два из них берут начало в работах К. Маркса и М. Вебера, рассматривавших различные экономические факторы в качестве классообразующих; существует и альтернативный подход, представленный некоторыми современными исследованиями социальной стратификации, при котором класс не определяется чисто экономически. К. Маркс рассматривал класс с точки зрения собственности на капитал и средства производства, разделяя население на владельцев собственности и неимущих, на буржуазию и пролетариат. Постоянное стремление буржуазии к извлечению прибыли влечет за собой эксплуатацию пролетариата и, как полагал Маркс, его растущее обнищание. В этих условиях у рабочих развивается классовое сознание, и пролетариат должен превратиться из "класса в себе" (чисто экономически определяемая категория, означающая отсутствие классового самосознания) в "класс для себя", состоящий из рабочих, обладающих классовым мировоззрением и готовых вести классовую борьбу с капиталистами. В.И. Ленин определял классы как большие группы людей, отличающиеся друг от друга отношением к средствам производства, местом в системе производства, ролью в организации труда и размером и формой получаемых благ. Современные концепции класса часто противоречат марксистскому подходу. Отделение собственности на капитал от менеджмента и контроля над индустрией превращает "отсутствие собственности" в такую широкую категорию, что при ее использовании невозможно провести различие между группами, занимающими разные экономические позиции, например, между менеджерами и рядовыми рабочими. М. Вебер разделял население на классы в соответствии с экономическими различиями в рыночной позиции. Одним из оснований рыночной позиции является капитал, а другими — квалификация, образование и статус (социальное уважение). Вебер различал четыре класса: (1) класс собственников; (2) класс интеллектуалов, администраторов и менеджеров; (3) традиционный мелкобуржуазный класс мелких собственников и торговцев; (4) рабочий класс. Социологи, разрабатывающие альтернативные подходы к анализу классов, полагают, что индивиды в современном обществе могут классифицироваться на основании внеэкономических факторов, таких как профессия, религия, образование, этническая принадлежность.

Политический словарь

Класс

( лат. classis разряд, класс) — большая социальная группа, отличающаяся от других по критериям доступа к общественному богатству (распределение благ в обществе), власти, социальному престижу.

Политический словарь

Класс

относительно устойчивая группа людей, имеющих общие интересы и ценности. Концепция классов и классовой борьбы получили распространение в Европе в 19 в. (Сен-Симон, О. Тьерри, Ф. Гизо и др.). К. Маркс и Ф. Энгельс связывали существование классов с определенными способами производства, считали борьбу классов движущей силой истории и отводили пролетариату историческую миссию насильственного ниспровержения буржуазии и создания бесклассового общества (см. Марксизм, Социализм). В современном обществе в процессе социальной дифференциации и интеграции, связанной с разделением общественного труда, отношениями собственности и другими факторами, образуются многочисленные слои и группы, между которыми складываются отношения сотрудничества, конкуренции или конфликта, которые все больше регулируются на основе демократических принципов.

Психологический словарь

Класс

Известно несколько специальных употреблений этого термина; все основываются на базовом понятии о том, что класс это группа, соединение или категория определенного вида. 1. В логике – любой класс предметов или явлений, которые имеют общие свойства или черты, служащие отличительными признаками, на основании которых можно отделить эти предметы или явления от других. 2. В социологии – синоним понятия социальный класс. 3. В образовании – группа учеников, студентов, обучаемых вместе. 4. В статистике – любое из подразделений, образовавшееся в результате деления ранжированного распределения значений.

Социологический словарь

Класс

— большая социальная группа  людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда  и характеризующаяся специфическим способом получения дохода. 

Социологический словарь

Класс

(от лат. classis — разряд, группа)  — англ. class; нем. Klasse. 1. Совокупность,  группа предметов или явлений, обладающих общими признаками. 2. В обществ, науках  — см.  СОЦИАЛЬНЫЙ.  3. В биологии — одна из высших категорий систематически объединяющих родственные отряды животных или порядки растений. 4. В логике, математике — множество; произвольная (конечная или бесконечная) совокупность предметов, выделенных по к.-л. признаку.  5. Мера  качества, уровень совершенства, в зависимости от к-рых определяют место предмета  в ряду себе подобных (напр., драгоценные камни первого класса) . 6. В статистике — произвольное подразделение количественной переменной.

Социологический словарь

Класс

(лат. classis — разряд, группа)  — конечная или бесконечная совокупность  выделенных по некоторому признаку предметов, мыслимая как целое. Предметы, образующие К., называются его элементами. Проблемы классификации возникают во всех науках,  которые имеют дело с крайне разнородными по составу множествами объектов (как правило,  дискретных) и решают задачу упорядоченного описания и объяснения этих множеств. ификация  опирается на понимание  множества как системы, положение же объекта  в системе определяет максимальное количество признаков объекта. Таким образом, К. принимается за структурную единицу, идеальный или конструируемый тип, расчленяющий изучаемую реальность. В социальных науках понятие  "К." описывает место некоей группы людей в системе неравенства и дифференциации, в сопряженной с ней совокупности связей и отношений, а также иерархию субъектов функционирования социальных институтов. В отличие от страт, деление на К. осуществляется по социально-экономическому основанию — обладанию собственностью  и доступом к власти, а, как следствие, профессиональными, образовательными, культурными и идеологическими отличиями. В то же время  само распределение  собственности и власти может происходить в соответствии с аскриптивными статусами (пол, возраст, престиж  и т.д.) и объясняться в терминах преобладающего в обществе дискурса  (о божественном порядке или всеобщем равенстве). Рассматривая высшие, средние и низшие К., современные исследования подчеркивают их внутреннюю дифференциацию и останавливаются на теориях  "среднего" либо "нового среднего" К., т.к. считается, что именно его гетерогенность  и объем характеризуют и гарантируют стабильность  современного общества. При достижении некоторого предельного значения характеристик понятие "К." начинает выступать только в статистической, условной форме, не отражаясь в непосредственной очевидности норм и образов жизни. На место вертикальной (функциональной) классификации приходит горизонтальная (качественная), основанная на таксономическом подходе  к выделению индивидуализированных жизненных миров. Д.М. Булынко

Социологический словарь

Класс

– большая социальная группа,  отличающаяся от других по критериям доступа к общественному богатству (распределению благ в обществе), власти, социальному престижу. 

Социологический словарь

Класс

— большая социальная группа,  отличающаяся от других по критериям доступа к общественному богатству (распределению благ в обществе), власти, социальному престижу. 

Социологический словарь

Класс

(class) — 1. Иерархические различия, существующие между личностями или группами (например, профессиональными) в обществе. В этом общем смысле "класс"  — общий термин  в социальной стратификации, в качестве его синонима широко используется понятие  "социальный класс" . 2. Определенное положение в системе социальной стратификации или классовой системе: "средний класс" , "рабочий класс"  и т.д. 3. (Социальные классы)  описательные классификационные категории,  применяемые при сборе и анализе  данных переписи, в 1961 г., например, Генеральный регистр Великобритании разделил население  на пять "социальных классов". 4. (Профессиональный класс)  описательная характеристика всего населения исходя из "профессиональных классов" или "социально-экономических статусных групп" (в частности, классы "ручного и не ручного труда" ), а также иные разработанные классификации (см. шкалы занятости) . 5. Определенная форма  скорее "открытой", чем "закрытой", стратификации классовой системы в современных индустриальных обществах, в которых относительно распространенной является индивидуальная и коллективная социальная мобильность  (ср. Каста;  Государство) . 6. (Марксизм)  экономически определенные и внутренне антагонистические деления общества, основанные на обладании (не обладании) частной собственностью:  землевладелец и крепостной в феодальном обществе (см. Феодализм и феодальное общество) , буржуазия  и пролетариат  в капиталистическом. Таким образом, характеризуются все крупномасштабные общества, что, в конечном счете, призвано определять судьбу каждого типа. Маркс также выявляет множество меньших классов и групп, влияющих на результат политических и социальных конфликтов. 7. (Вебер, 1922) Различия между категориями или группами людей и их "типичных возможностях" "производить товары", "добиться положения в жизни" и "находить внутреннее удовлетворение"  — жизненные возможности.  Для Вебера "класс" означает "всех людей одного и того же классового положения", какой бы ни была их основа и какое бы воздействие они ни оказывали на судьбу общества (см. также ‚ Статус и партия) . Вебер выявил несколько основ классового положения, покоящихся на обладании (не обладании) частной собственностью, связанных с разными видами собственности и приносимого ими дохода,  в частности: (а) классы собственников; (б) коммерческие классы, называемые так с определенной долей натяжки, поскольку они включают индивидуумов, способных сохранять свое положение с помощью политической или организационной деятельности. Сюда относятся лица свободных профессий, иных монополизированных квалификаций, а также предприниматели; (в) социальные классы — "совокупность"  таких классовых положений, внутри которой "обычно легко происходит индивидуальная и возрастная мобильность" . Главными в этом смысле являются: рабочий класс; мелкая буржуазия; "лишенные собственности" интеллигенция  и специалисты;  привилегированные собственностью и образованием  классы. овые положения и порождаемые ими социальные классы могут быть "позитивно" или "негативно" привилегированными, а между ними находятся "средние классы". Так как мобильность и неустойчивость в классовых положениях значительны, то "социальный  класс", согласно Веберу, в высшей степени непостоянное объединение, и только иногда служит основой классового сознания или коллективного действия. В Великобритании первое упоминание "класса" в словарях встречается в 17-м столетии в "Глоссографии" Т. Блоунта. Помимо военного и школьного употребления, термин описывал "распределение  людей в соответствии с несколькими их степенями". В данном значении термин стал общеупотребимым, отражая разницу в рождении, занятости, богатстве, способностях, собственности и т.д. Полное, но не абсолютное различие  можно провести между в основном "описательными" понятиями (смыслы 3 и 4) и более "аналитическими" (смыслы 6 и 7). Описательные классификационные подходы  (см. Социальная стратификация;  Шкалы занятости). Аналитические концепции Маркса. Наиболее употребимые в социологии, несомненно, идут от Маркса, хотя он признавал появление термина в творчестве социальных теоретиков эпохи Просвещения и французских социалистов. В трудах самого Маркса термин имеет ряд значений, но существенные черты общей модели социального класса определяются следующим образом:(а) каждое общество  должно производить излишек, чтобы обеспечивать едой, жильем и одеждой зависимых от него детей, больных и пожилых. овые различия возникают тогда, когда одна группа  людей требует в частную собственность средства, не применяемые для непосредственного выживания; (б) классы, следовательно, определяются с точки зрения обладания (не обладания) средствами производства, дающими возможность получить прибавочный продукт.  В разные периоды истории разнообразные формы собственности — рабы, вода, земля,  капитал  — играли главную роль  в формировании социальных отношений, но все классовые системы характеризуются наличием двух основных классов. При капитализме  наиболее важные классовые отношения складываются между буржуазией и пролетариатом; (в) они неизбежно являются эксплуататорскими. Ведь один присваивает прибавочный продукт, произведенный другим, эксплуатирует и угнетает его, а следовательно, противоречие  — результат классовых отношений. Конфликты,  связанные с классовым антагонизмом, — наиболее важный фактор  социального изменения: в конечном счете, именно они на основе социальных и экономических противоречий трансформируют общества; (г) существуют "объективные" аспекты класса, как изложено в п. (б), и "субъективные" — факт  принадлежности к классу не обязательно сопровождается осознанием этого или ощущением политического тождества с интересами класса. Только тогда, когда члены класса осознают общность  своих интересов и действуют сообща для их реализации, можно в полной мере говорить о социальном классе. Эта теоретическая модель  должна восприниматься не в качестве простого описания конкретной исторической ситуации, а в качестве указания на самые важные структуры и процессы  для понимания социальных отношений, а также в качестве руководства по эмпирическому исследованию. В собственных эмпирических работах  Маркс ввел ряд факторов в понимание  социального класса. Например, в Восемнадцатом брюмера Луи Бонапарта" (1852) он рассматривает французское крестьянство середины 19-го столетия и подходит к определению, включающему такие переменные, как наличие общей культуры и национальной политической организации. Работы Маркса вдохновили большинство последующих социологических исследований, поскольку: а) его понимание классов и их роли в докапиталистических обществах было относительно ограниченным. Следовало выяснить, Действительно ли класс имеет важнейшее значение  в порождении нения в обществе, см., например, овое общество;  (б) существовали и развивались группы, не относящиеся ни пролетариату, ни к буржуазии; (в) деления внутри классов часто доказывали такое же политическое значение, как и деления между классами (см., например, Противоречащие классовые положения) ; (г) на жизнь  людей оказывали важное воздействие факторы,  не связанные с социальным классом, в частности, гендерные и расовые, (д) классовое сознание  на практике никогда так и не доказало соответствия представлению Маркса об объективном классовом положении, а исторически у зависимых классов имелось много отличий от "объективных" условий, определенных Марксом. Аналитические понятия Вебера. Наиболее влиятельная альтернативная теория  класса содержится в работах Макса Вебера, подчеркнувшего другие факторы, ведущие к неравенству. В частности, в качестве иной переменной он рассматривал статус  или репутацию и престиж.  Он также выделил связь между классом и возможностью, утверждая, что классом является категория  или группа людей, разделяющая сходные "возможности жизни". Подобно Марксу, он видел в собственности и в отсутствии таковой базисный критерий, но в гораздо большей мере обращал внимание на внутриклассовое деление (частично основанное на социальном статусе) и эмпирические изменения в классовых границах.  Примером служит его различие между собственническим и коммерческим классами. Кроме того, уровни квалификации разделили рабочий класс в отношении жизненных возможностей. Здесь Вебер отдает предпочтение роли "рынка", а не просто обладанию собственностью в качестве основы неравенства, ибо уровень квалификации и спрос определяют оплату труда. Вебер также отличается от Маркса подходом к бюрократии как к классу и как к фундаментальной связи власти в современных обществах. Его акцент на факторах, влияющих на возможности и оплату (см. также , Статус и партия) , сделал анализ Вебера весьма влиятельным в социологической теории. В британской социологии, например, Локвуд (1958) и позднее Голдторп, Локвуд и др. (1968 и 1969) подчеркнули важность принятия во внимание "статуса", а также "положения на рынке" и "положения на работе" (см. также Многомерный анализ социальной стратификации;  Чернонарукавныи рабочий; Состоятельный рабочий) . Гидденс  (1981) сделал акцент на положении индивидуумов на рынке, дополнив представление Маркса о классах и власти. Более ранние критики трудов Маркса, особенно теоретики революции менеджеров, стабильной демократии, конца идеологии (см. Дарендорф), находили в них темы Вебера. Современные подходы берут за начальную отметку либо Маркса, либо Вебера. Было сделано немало попыток усвоить или отвергнуть позиции классических концепций. Широко обсуждалось выявление неточностей в трудах Маркса, что, например, продемонстрировали исследования Пуланцаса (1973), Каркеди (1977) и Райта (1978 и 1985). Общая озабоченность у всех теоретиков связана с проблемой классовых границ при объяснении положения "средних классов" (см. Промежуточные классы и промежуточные страты)  в рамках ортодоксального марксистского представления о лицах свободных профессий, менеджерах и "беловоротничковых" рабочих. В поисках решения они отошли от установки продолжительного существования и роли этой группы, которой предсказывалось либо просто слияние с одним или другим из двух основных классов при капитализме, либо исчезновение. Пуланцас, следуя концепции Альтюссера  о способе производства, доказывает наличие трех относительно автономных аспектов классовых отношений: экономического (производительного против непроизводительного труда), политического (надзора  против отсутствия такового) и идеологического (умственного труда против ручного). Следовательно, определение  социальных классов не может быть сугубо экономическим. Непосредственное производство  товаров (экономическая роль) по-прежнему считается основным критерием определения пролетариата, но ситуация усложнена последующими властными отношениями. Любой рабочий, производительный или нет, занимающий подчиненное положение в любой из трех сфер, должен рассматриваться как член другого класса: "новой мелкой буржуазии". Каркеди предлагает провести различие между собственническим и функциональным аспектами капиталистического трудового отношения. Он утверждает, что по мере развития капитализма производство все более становилось коллективным процессом, а функция  капиталиста  по управлению и организации рабочей силы стала отделенной от собственности в связи с ростом класса менеджеров. Новый средний класс  осуществляет функцию капитала (управление  и надзор), не являясь частью класса, обладающего им. Похожим образом Райт (1978) отделяет собственность от управления. Ведь люди, не владеющие средствами производства, но имеющие важные полномочия в качестве менеджеров или полуавтономных профессионалов, находятся в противоречащем классовом положении. В более позднем критическом анализе (1985) Райт повторно подчеркнул идеи о собственности и эксплуатации как центральные в понимании классовых отношений. Каждый из этих подходов пытается преодолеть проблемы, которые «новые средние классы" ставят перед пониманием класса Марксом, трактуя власть  и управление в процессе труда как в какой-то мере независимые, в конечном счете, от классовых отношений. Эти по ходы, находясь в русле традиции  Маркса, содержат в некоторых пунктах поразительное сходство с аспектами концепции Вебера пытаясь при этом реабилитировать представления Маркса". Конечной основой класса и фундаментальной динамики общества остаются "объективные" экономические классовые интересы.  Многие другие авторы предпочли обратиться скорее к Веберу, чем к Марксу. Одним из наиболее влиятельных из них, наряду с Локвудом и Голдторпом, был Паркин (1971; 1974; 1979). Из социальной замкнутости Вебера он берет идею о том, что группы стремятся монополизировать ресурсы и возможности ради собственной выгоды и отказывать в ресурсах и возможностях другим, исключая не входящих в нее членов. В разных обществах критерии отбора членов господствующих классов различны: религия,  этнос,  пол. Рождение внутри определенной группы является общим критерием, так что родство  и происхождение  имеют решающее значение, и в этом типе жесткой системы привилегированные группы могут весьма успешно создавать максимальную замкнутость для получения собственной выгоды. Замкнутость в современных обществах не основана на происхождении, но, несмотря на это, используются различные стратегии исключения. Надо заметить, что многие эмпирические работы о "классе" и социальной мобильности оперируют определениями, основанными скорее на "занятости", чем на "собственности" (см. Социальная стратификация) . Социологические подходы к классам недавно подверглись интенсивной критике за их "тендерную слепоту", то есть за наличие моделей неравенства из-за отношения к классовым положениям женщин как зависящим от классового положения их партнеров-мужчин (см. Тендерная стратификация; Опосредованные классовые положения) . В Англии в последнее время  некоторые теоретики, похоже, предлагают покончить с классом и вниманием к классовому анализу (например, Пал, 1989). Тем не менее, несмотря на риторику, такие призывы побуждают к переоценке центрального значения классов в гораздо меньшей степени, чем предпочтение особым версиям классового анализа.

Социологический словарь

Класс

– понятие,  которое употребляется в социологии в нескольких смыслах: 1. для обозначения социальных страт, составляющих особую, "открытую" систему социальной стратификации, характерную для индустриального общества. Для нее, в отличие от "закрытых" кастовой и сословной систем стратификации, характерны преимущественно достижительский статус,  "открытые" социальные границы и высокий уровень социальной мобильности; 2. как самый общий термин  в теориях  социальной стратификации для обозначения определенного положения в системе иерархических различий ( высший, низший и средний классы) ; 3. как теоретическое (аналитическое) понятие, лежащее в основе классовых теорий общества. В классической и современной социологии имеются две наиболее влиятельные классовые теории – марксистская и веберовская. В марксизме  класс используется как наиболее общее понятие, характеризующее место индивидов и социальных групп в общественной системе, прежде всего в системе общественного производства. Основным критерием выделения классов считается собственность на средства производства.  Все классовые системы характеризуются наличием двух основных классов – эксплуататорского и эксплуатируемого. Отношения между ними носят антагонистический характер. овая борьба  выступает решающим фактором социальных изменений. Основными классами капиталистического общества являются буржуазия  и пролетариат.  Маркс выделял понятия "класс  в себе" – это класс, члены которого еще не осознали своих общих классовых интересов, и "класс для себя" – класс, выработавший классовое самосознание.  Таким образом, в марксизме классы  – это не просто описательные понятия, но реальные социальные общности и реальные социальные силы, способные изменить общество.  Марксистская традиция  классового анализа  и в настоящее время  остается одной из самых влиятельных. Веберовская теория класса альтернативна марксизму. Вебер рассматривал классы как социальные группы,  выделяющиеся в экономической иерархической структуре, т.е. как и у Маркса, классы у Вебера – это "экономические классы". Однако отношение  к собственности в веберовской концепции становится частным критерием, главная роль  отводится различиям в рыночных позициях.  Принадлежность к классу порождает различия в жизненных шансах на рынке товаров и рынке труда.  ом, по Веберу, является категория  людей, разделяющих сходные "возможности жизни", прежде всего перспективы социальной мобильности, возможности выдвижения на более высокие статусы. Одним из оснований рыночной позиции является капитал,  другим – квалификация  и образование.  Соответственно этому Вебер выделял четыре "экономических класса" – класс собственников; класс интеллектуалов, администраторов и менеджеров; мелкобуржуазный класс мелких бизнесменов и собственников; рабочий класс.  Согласно Веберу, классовый конфликт  может возникать между любыми из этих групп, а не только между рабочими и капиталистами. Помимо экономических факторов Вебер выделял и другие факторы,  ведущие к социальному неравенству. В частности, в качестве важнейших он отмечал власть  и престиж.  Поэтому помимо "экономических классов" и классовой структуры возможно существование в обществе других иерархических структур ( политической, социокультурной и т.п.) и социальных групп, выделяющихся в этих иерархических структурах.  (См. стратификация социальная)  . В современной социологии существует тенденция  к переоценке центрального значения классов. ы и классовый тип социальной стратификации рассматриваются как имеющие ограниченное историческое значение  – только в современном индустриальном обществе, в первую очередь капиталистическом, разделение на классы составляет главную основу социальной организации и центральный источник динамики общества. Постиндустриальное общество  часто определяют как "постклассовое", подчеркивая то обстоятельство, что классы перестают определять характерный для него тип социальной стратификации, а высокий уровень социальной мобильности снижает влияние  классовой принадлежности на индивидуальную карьеру. Однако несмотря на призывы некоторых теоретиков покончить с классами, обе версии классового анализа продолжают существовать и развиваться.

Экономический словарь

Класс

А. Совокупность людей, имеющих определенное социальное положение в сложившейся на этот период системе общественного производства. Б. Определенная категория в некоторой системе.

Экономический словарь

Класс

все опционы на покупку и на продажу одной и той же ценной бумаги.

Экономический словарь

Класс

— здесь: все опционы на покупку и продажу одной и той же ценной бумаги (одного вида ценных бумаг).

Философский словарь

Класс

— по [7] "большая группа людей, которая выделяется по их участию в общественном богатстве и по способу, которым это участие осуществляется” (Ленин). Согласно марксистскому учению, в настоящее время имеются два основных класса — пролетариат и буржуазия. Такое понимание класса ведет к возникновению ряда заблуждений. …Однако известно, что в промышленно развитых, особенно в так называемых "социалистических", странах огромную роль играет большая группа людей — чиновников, получающая свою долю так же, как и рабочие, то есть в виде зарплаты. Казалось бы, что они должны принадлежать к тому же классу, что и рабочие, но это, разумеется, не так. Кроме того, современные общества гораздо более дифференцированы, чем это представляется по "классовому" суеверию. Большую роль играет, например, область занятий и положение человека в рамках его профессии; при желании рабочим можно назвать даже директора крупного комбината, хотя на самом деле он относится к совершенно иному классу. Заблуждением также является мнение, что люди в основном, если не исключительно, связаны со своим классом… В ХХ веке принадлежность к нации практически повсюду оказалась значительно важнее принадлежности к классу — об этом свидетельствует поведение рабочих во время войн и таких событий, как венгерская революция или возникновение польской "Солидарности"…." По [2] "классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. ы — это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства" (В.И.Ленин.Т.39.С.15). Возникновение классов обусловлено развитием общественного разделения труда и появлением частной собственности на средства производства. С точки зрения формальной логики, с учетом общественных процессов ХХ века, деление общества на классы представляется слишком упрощенным, в этом Ю.Бохеньский прав. Как сказал сын одного африканского вождя Ошинуби Бола, с которым мне пришлось общаться в студенческие годы: "Нет, мой папа не капиталист… немного заводов, немного фабрик, нет — это не капиталист". В настоящее время, когда производительность труда во всех сферах выросла и появились новые, невиданные ранее способы эксплуатации, деление людей на классы слишком примитивно и, что более неприятно, отвлекает внимание на бесплодные споры от других явлений, несущих грозную опасность человечеству. Более правильно нужно говорить, наверное, об антиобщественных, античеловеческих и т.п. силах и институтах, а также эксплуататорах и эксплуатируемых, где классы, в отличие, например, от партий, транснациональных корпораций, военных блоков, организованной преступности и т.п., не связанные организационной структурой, договорами и реальными технологическими узами, займут свое "скромное" место.

Философский словарь

Класс

(лат. classls — разряд, группа) — конечная или бесконечная совокупность выделенных по некоторому признаку предметов, мыслимая как целое. Предметы, образующие К., называются его элементами. Проблемы классификации возникают во всех науках, которые имеют дело с крайне разнородными по составу множествами объектов (как правило, дискретных) и решают задачу упорядоченного описания и объяснения этих множеств. ификация опирается на понимание множества как системы, положение же объекта в системе определяет максимальное количество признаков объекта. Таким образом, К. принимается за структурную единицу, идеальный или конструируемый тип, расчленяющий изучаемую реальность. В социальных науках понятие К. описывает место некоей группы людей в системе неравенства и дифференциации, в сопряженной с ней совокупности связей и отношений, а также иерархию субъектов функционирования социальных институтов. В отличие от страт, деление на К. осуществляется по социально-экономическому основанию — обладанию собственностью и доступом к власти, а, как следствие, профессиональными, образовательными, культурными и идеологическими отличиями. В то же время само распределение собственности и власти может происходить в соответствии с аскриптивными статусами (пол, возраст, престиж и т.д.) и объясняться в терминах преобладающего в обществе дискурса (о божественном порядке или всеобщем равенстве). Рассматривая высшие, средние и низшие К., современные исследования подчеркивают их внутреннюю дифференциацию и останавливаются на теориях "среднего" либо "нового среднего" К., т. к. считается, что именно его гетерогенность и объем характеризуют и гарантируют стабильность современного общества. При достижении некоторого предельного значения характеристик понятие "К." начинает выступать только в статистической, условной форме, не отражаясь в непосредственной очевидности норм и образов жизни. На место вертикальной (функциональной) классификации приходит горизонтальная (качественная), основанная на таксономическом подходе к выделению индивидуализированных жизненных миров. Д.М. Булынко

Философский словарь

Класс

— в логистике сумма отдельных предметов, которым свойственно нечто, обозначенное одним именем (см. Имя). В естественно-научной систематике — единица (категория) системы, которая следует после отдела (или рода), но стоит выше отряда: млекопитающие образуют класс отдела позвоночных, охватывающий отряды грызунов, копытных, приматов и т. д. В социологии классы — "наследственные прочные образования, одни другим подчиняющие или одни другим подчиненные, положение индивидов в которых определяется, как правило, правом рождения. Высший класс по своему образу жизни и общему положению является идеалом для низшего класса даже в те периоды, когда изменившееся соотношение классовых сил уже сильно расшатывает внутреннюю власть высшего класса" (Ф.Оппенгеймер). В марксизме теория классов признает только два класса: класс имущих, буржуазии, класс капиталистов, "эксплуататоров", с одной стороны, и класс неимущих, пролетариев, "эксплуатируемых" — с другой. Между обоими классами постоянно существует классовая борьба. Все общественные, экономические и духовные особенности, присущие народу, не больше чем результаты соответствующего уровня классовой борьбы. По закону диалектического развития (см. Диалектика), классовая борьба должна привести к диктатуре пролетариата, а уже она, по этой утопии, — к бесклассовому обществу и вместе с тем к наибольшему счастью наибольшего числа людей (см. Эвдемонизм).

Экономический словарь

Класс

все опционы на покупку и продажу одной и той же ценной бумаги (одного вида ценных бумаг).

Психологическая энциклопедия

Класс

Известно несколько специальных употреблений этого термина; все основываются на базовом понятии о том, что класс это группа, соединение или категория определенного вида. 1. В логике – любой класс предметов или явлений, которые имеют общие свойства или черты, служащие отличительными признаками, на основании которых можно отделить эти предметы или явления от других. 2. В социологии – синоним понятия социальный класс. 3. В образовании – группа учеников, студентов, обучаемых вместе. 4. В статистике – любое из подразделений, образовавшееся в результате деления ранжированного распределения значений.

Толковый словарь Даля

Класс

или лучше клас м. отдел, раздел, отделенье, разряд, порядок, круг однородного; | степень; | сословие. Животное царство делится на классы, а классы на разряды, разряды же на роды, состоящие из видов. Чины в России распределены на 14 классо

Толковый словарь Ожегова

Класс

См. множество N2

Юридический словарь

Класс

— здесь: все опционы на покупку и продажу одной и той же ценной бумаги (одного вида ценных бумаг).

Cлово «класс» означает:

класс (от  — группа) в классификации — группа предметов или явлений, обладающих общими признаками.

Источник: Википедия

Большой современный толковый словарь русского языка

I м.Социальная группа лиц, определяющаяся положением, которое она занимают в системе общественного разделения труда и распределения общественного богатства, прибыли и т.п. II м.

1.совокупность, группа предметов или явлений, обладающих общими признаками.

2.Подразделение учащихся одного года обучения в школе. отт. Подразделение учащихся в специальном учебном заведении, обучающихся у определенного преподавателя или изучающих определенный предмет.

3.Группа учащихся школы, обучающихся совместно. III м.Комната в школе, в которой происходят учебные занятия. IV м.Высокий уровень владения чем-либо; квалификация, выучка. V м. устар.Учебные занятия; урок.

Новый словарь иностранных слов

Класс

I ( лат. classis разряд)
1) совокупность, разряд, группа предметов или явлений, обладающих общими признаками;
2) в биологии- одна из высших систематических категорий, или таксонов, объединяющих родственные отряды животных или порядки растений, напр. к. птиц, к. млекопитающих, к. однодольных и к. двудольных растений ( см. систематика
2);
3) в арифметике — совокупность цифр трех соседних разрядов числа; напр. , 1-й класс составляют единицы, десятки и сотни; II. технический разряд, присваиваемый морским и речным судам в соответствии с правилами классификационных обществ (в СССР — регистром СССР);
5) разряд пассажирских ж.-д. вагонов, кают на пароходах и т. п., устанавливаемый в зависимости от степени удобств, предоставляемых пассажирам;
6) постоянный (в пределах учебного года) коллектив учащихся в начальной и средней школе, занимающийся по единой учебной программе;
7) школьное помещение, в котором происходят учебные занятия;
8) в нек-рых спец. учебных заведениях — группа учащихся, специализирующихся по какому-л. предмету, напр, в консерватории: к. рояля, скрипки и т. д.;
9) мера качества, уровень, в зависимости от которых определяется место предмета в ряду себе подобных ( напр. , драгоценные камни первого класса); степень подготовленности, квалификация. III ( лат. ; см. класс
1) классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организация труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают (ленин). в эксплуататорском обществе один класс присваивает себе труд другого благодаря тому, что он занимает господствующее положение в системе общественного производства. в рабовладельческом обществе основными классами являются рабовладельцы и рабы, в феодальном обществе — помещики и крепостные крестьяне, в капиталистическом обществе — капиталисты и пролетарии. неизбежным следствием разделения общества на классы с непримиримо противоположными интересами является классовая борьба. при социализме ликвидируются эксплуататорские классы. преодоление различий между рабочим классом и колхозным крестьянством произойдет в основном в рамках социалистической фазы коммунистической формации. полное преодоление различий, формирование социально однородного общества завершится на высшей фазе коммунизма.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Класс

1. м. Социальная группа лиц, определяющаяся положением, которое они занимают в системе общественных отношений.

2. м.
1) Совокупность, группа предметов или явлений, обладающих общими признаками; разряд, категория.
2) а) Подразделение учащихся одного года обучения в школе. б) Подразделение учащихся в специальном учебном заведении, обучающихся у определенного преподавателя или изучающих определенный предмет. в) Группа учащихся школы, обучающихся совместно. г) Комната в школе, в которой происходят учебные занятия.
3) перен. Степень, ступень, уровень подготовленности в чем-л.
4) устар. Урок, учебные занятия.

Словарь Даля

Класс

или лучше клас муж. отдел, раздел, отделенье, разряд, порядок, круг однородного; | степень; | сословие. Животное царство делится на классы, а классы на разряды, разряды же на роды, состоящие из видов. Чины в России распределены на 14 классов. | Ученики в заведеньях делятся на классы, для облегченья преподаванья; как время ученья, так и самые учебные комнаты называются классами. Классный, к классу в различных знач. относящ. Классное ученье, противополагается одиночному. Классное место, в гражданской службе; штатное, вошедшее в роспись и замещаемое чиновником, место офицерского чина. Классик муж. каждый писатель или художник, признанный общим мненьем классическим, превосходным, примерным, образцовым; также следующий классицизму, школе, принятым строгим правилам творчества, противоп. романтик, романтизм. Классифировать что, размещать, распределять, разделять на разряды и порядки; -ся , быть распределяему. Классифированье ср. классификация жен. распределенье; размещенье на отделы.

Словарь русского языка Лопатина

Класс

класс, -а

Словарь русского языка Ожегова

Класс

1 большая группа людей с определенным положением в исторически сложившейся системе общественного производства и с определенной ролью в общественной организации труда, объединенная одинаковым, обычно законодательно закрепленным, отношением к средствам производства, к распределению общественного богатства и общностью интересов Рабочий к. Эксплуататорские классы. Антагонистические классы (в эксплуататорском обществе). Дружественные классы (в социалистическом обществе). класс 2 В различных классификациях: категория, подразделение К. млекопитающих. Классы морских судов. Каюта первого класса. класс 2 школьная комната для занятий Просторные классы. Уборка класса. класс 2 степень, уровень чего-нибудь, ранг N1 Специалист высшего класса. Международный к. Игра высокого класса. Показать к. в игре (хорошую игру; разг.). класс 2 группа учеников, учащихся одного и того же года обучения или (в некоторых специальных учебных заведениях) проходящая один и тот же предмет Начальные, старшие классы. Ученик первого класса. К. фортепьяно, рояля (в консерватории: факультет или одно из подразделений факультета). Окончить консерваторию по классу вокала. класс 2 В математике: == множество N2

Современный толковый словарь, БСЭ

Класс

в логике и математике — то же, что множество, т. е. произвольная (конечная или бесконечная) совокупность предметов, выделенных по какому-либо признаку и просто перечисленных. Предметы, образующие класс, называются его элементами; понятие класса возникает как абстракция от природы и порядка элементов. Абстрактные классы и операции над ними изучаются в логике классов и в ее математической модификации — множеств теории. — (от лат. classis — разряд, группа), одна из высших таксономических категорий (рангов) в систематике животных и растений. В классы (иногда — сначала в подклассы) объединяют родственные отряды (животных) или порядки (растений). Напр., отряды грызунов, насекомоядных, хищных и т. д. составляют класс млекопитающих. Классы, имеющие общий план строения и общих предков, образуют типы (животных) или отделы (растений).

Толковый словарь Ефремовой

Класс

1. м. Социальная группа лиц, определяющаяся положением, которое они занимают в системе общественных отношений.

2. м.
1) Совокупность, группа предметов или явлений, обладающих общими признаками; разряд, категория.
2) а) Подразделение учащихся одного года обучения в школе. б) Подразделение учащихся в специальном учебном заведении, обучающихся у определенного преподавателя или изучающих определенный предмет. в) Группа учащихся школы, обучающихся совместно. г) Комната в школе, в которой происходят учебные занятия.
3) перен. Степень, ступень, уровень подготовленности в чем-л.
4) устар. Урок, учебные занятия.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Класс

(ас), класса, м. (латин. classis).

1. Социальная группа, часть общества, объединенная общностью интересов вследствие одинакового отношения к средствам производства и противостоящая другим социальным группам в силу противоложности экономических интересов. Классами называются большие группы людей, различающихся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большею частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, к-рой они располагают. Ленин. Рабочий класс. Ликвидировать кулака как класс.

2. группа учащихся средней школы, проходящих в течение года совместно одну общую программу. Наш класс идет на экскурсию. || группа учащихся художественной школы, занимающаяся под руководством определенного преподавателя или проходящая определенный предмет. Пианисты класса Игумнова. Класс декламации. Класс композиции. || подразделение в системе школьного курса, соответствующее году обучения. Ученик перешел в 5-й класс.

3. Комната, в к-рой происходят учебные занятия одной группы учащихся. Ребята вышли из класса в коридор. В новом здании школы были устроены светлые, большие классы.

4. Урок (устар.). Не шевельнул он ни глазом ни бровью во всё время класса, как ни щипали его сзади. Гоголь. было воскресенье, и классов не было. Достоевский. Ходить в классы (на уроки). || только мн. Школа (устар.). Мореходные классы.

5. Разряд, подразделение, отдельная группа. При статистическом обследовании промышленные предприятия были разделены па 2 класса: до 100 рабочих и свыше 100 рабочих. || Одно из оплачивается по определенному тарифу и к-рые оборудованы с определенной степенью удобства (дореволюц. и загр.). Билет первого класса. Вагон третьего класса.

11. Совокупность цифр трех соседних разрядов числа (мат.). Первый класс составляют единицы, десятки и сотни.

12. только мн. Детская игра, состоящая в том, что на земле рисуют фигуру, разделенную на клетки, и прыгают на одной ноге, стараясь протолкнуть носком камушек из одной клетки в другую.

Медицинские термины

Класс

(classis) в биологии таксономическая категория, объединяющая родственные отряды животных или порядки растений.

Словарь экономических терминов

Класс

— здесь: все опционы на покупку и продажу одной и той же ценной бумаги (одного вида ценных бумаг) .

Полный орфографический словарь русского языка

Класс

класс, -а

Викисловарь

Класс

 обширная категория объектов объединенных общностью главных признаков большая группа людей, объединённых общностью положения условий жизни, доходов и т. п. совокупность учеников школы одного и того же года обучения группа учеников, занимающихся совместно совокупность учащихся всех лет обучения конкретного преподавателя в музыкальных образовательных учреждениях помещение для учебных занятий класса в значении 3 разряд, уровень квалификации , определяемый пользователем тип данных, объединяющий прототипические структуры данных и методы работы с ними выражает восхищение

Каким бывает «класс»?

Класс бывает:

  • господствующий
  • привилегированный
  • правящий
  • выпускной
  • спектральный
  • угнетённый
  • балетный
  • десятый
  • восьмой
  • девятый
Все определения к слову КЛАСС

Морфемный и фонетический разбор слова «класс»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова класс. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «класс»

Какими словами можно заменить слово класс? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову КЛАСС

Ассоциации к слову «класс» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово класс? В русском языке со словом класс чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову КЛАСС

Сочетаемость слова «класс»

Как правильно употребляется слово класс? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • американский средний класс
  • английский рабочий класс
  • антагонистические классы
  • базовый класс
  • балетный класс
  • бедные классы
  • богатые классы
  • большой класс
  • буржуазный класс
  • в душном классе
Полная таблица сочетаемости слова КЛАСС

Предложения со словом «класс»

Примеры употребления слова класс в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Ещё учась в средних классах школы, я поняла, что мне хочется больше всего.

Светлана Иванова, Что делать? Когда вас уволили или хотят уволить

Первые звуковые фильмы, разумеется, я посмотрел в те годы, когда учился в старших классах средней школы у себя на родине.

Юрий Владимиров, Война солдата-зенитчика: от студенческой скамьи до Харьковского котла. 1941–1942

Это был как бы отчёт пионеров третьего класса пионерам четвёртого.

Елена Ильина, Обыкновенные девчонки (сборник)

Примером позитивного неравенства является обычная общеобразовательная школа. Каждый класс находится на своём Уровне развития. А организация школы позволяет им дружески сосуществовать на условиях равноправия и взаимопомощи. И это есть разумная форма управления различными Уровнями развития.

Людмила Леоновна Стрельникова

Все предложения и цитаты со словом КЛАСС

Cлово «класс» является ответом на вопросы