Иоаким

Cлово «иоаким» означает:

(1620 — 1690) — девятый и предпоследний патриарх всероссийский, из рода можайских дворян Савеловых, в 1655 г. оставил военную службу и принял монашество, в 1664 г. сделан архимандритом Чудова монастыря, вследствие чего стал в близкие сношения ко двору и к самому царю Алексею Михайловичу . В 1672 г. поставлен был в митрополита новгородского. Он ввел в своей епархии определенную, однообразную для всех церковную дань, отменил обычай посылать из митрополичьего приказа для сбора этой дани светских чиновников, которые допускали злоупотребления, и повелел собирать эту дань поповским старостам. 26 июля 1674 г. возведен был на патриарший престол. В 1675 г. он созвал в Москве собор, которым постановлено было: чтобы епархиальные архиереи имели в своих приказах судей из лиц духовных, чтобы мирские судьи лишь духовного чина ни в чем не судили и ничем не управляли, чтобы церковные дани собирались протопопами, архимандритами или поповскими старостами, чтобы дворяне и дети боярские посылались из архиерейских приказов только "на не послушников и непокорников". О неподсудности лиц духовного сана гражданским властям , в 1686 г., исходатайствовал и царскую грамоту. Собором 1675 г. отменен был обычай вызывать в Москву по челобитным московских людей, тех лиц духовного сана, которые не принадлежали к патриаршей области; уничтожен был и тот источник архиерейских пререканий и своеволий, который состоял в том, что некоторые церковные вотчины были подвластны не тем архиереям, в епархиях которых они находились, а другим. Наконец, в 1687 г. установил общую для всех епархий норму церковных даней пошлин. На соборе 1675 г. рассмотрен был также чиновник (служебник) архиерейского служения; изданы строгие постановления против роскоши в одежде духовенства. Собор 1681 г. признал необходимой совокупную борьбу духовной и светской власти с усиливавшимся расколом, просил царя подтвердить постановления собора 1667 г. об отсылке упорствующих раскольников к градскому суду, постановил отбирать старопечатные книги взамен их выдавать исправленные, установил надзор за продажей тетрадей, которые, под видом выписок из Священного Писания, содержали в себе хулы на книги церковные. Вообще заботился о том, чтобы постановления против раскольников не оставались мертвой буквой: в этих именно видах умножено было число архиерейских кафедр и отправлены в свои епархии те архиереи, которые до тех пор жили в Москве с целью исправления раскольников "молением и учением". рассылал в более крупные центры раскола особых увещателей и издал ряд полемических противораскольничьх сочинений. Наряду с более мелкими сочинениями против раскола, каковы: "Извещение о чуде" (М., 1677), "О сложении трех перстов" (М., 1677), "Поучение ко всем православным христианам" (М., 1682), слово благодарственное "Об избавлении церкви от отступников" (М., 1683), "Слово против Никиты Пустосвята" (М., 1684, 1721, 1753), у приписывается еще "Увет Духовный" (М., 1682, 1753 и 1791) — обширный труд, который написан по поводу бунта 1682 г., в ответ на поданную тогда челобитную, и поныне признается одним из лучших сочинений против раскола. Едва ли впрочем, он действительно принадлежит перу а, хотя и напечатан от его имени. Все сочинение написано было в 50 дней — срок, слишком короткий для патриарха, обремененного многосложными административными делами. В авторе "Увета" виден глубокий знаток раскола и хороший полемист, тогда как не был ни тем, ни другим; во время прений раскольников с православными в Грановитой палате 5 июля 1682 г. главным действующим лицом со стороны православных был не , а Афанасий , архиепископ холмогорский (С. Белокуров ; в статье, напечатанной в "Христианском Чтении" 1886 г., № 7 — 8, доказывает, что "Увет" составлен Афанасием, при ближайшем участии Кариона Истомина ). "Увет" состоит из частей исторической и полемической. В первой излагается дело исправления церковно-богослужебных книг при Никоне и доказывается его законность. Вторая часть подробно отвечает на пункты раскольничьей челобитной, подтверждая свои мнения выписками из древних книг. При е начались в Москве волнения из-за вопроса о времени Пресуществления св. даров в таинстве евхаристии — волнения, получившие особое значение вследствие того обстоятельства, что тогда же появились в Москве иезуиты. Симеон Полоцкий и особенно ученик его Сильвестр Медведев придерживались католического учения по этому вопросу; к ним примыкали многие лица из духовенства, влиятельные бояре и даже некоторые иерархи. предпринял опровержение учения "папежников", обратясь к восточным патриархам за отеческими сочинениями, на которые те ссылались. иерусалимский патриарх прислал, между прочим, "Провославное исповедание" Петра Могилы , которое до тех пор было неизвестно в Москве. В споре приняли участие и братья Лихуды (см.), выписанные в Москву для занятий в академии, преобразованной из греческого училища, отрытого патриархом ом и царем Федором Алексеевичем в 1679 г. После мятежа 1689 г. и осуждения Медведева, который, опираясь на Шакловитого , замышлял убийство а, патриарх настоял на высылке из Москвы иезуитов и в 1690 г. собрал на собор архиереев и все московское духовенство которым торжественно осуждено было учения "папежников". В опровержение этого учения также собирался издать сборник "Остень" (см. Евфимий ), но смерть патриарха, 17 марта 1690 г., помешала этому предприятию. В завещании а содержится завет царям, отличающийся суровой неприязнью к иноземцам. При е, в 1687 г., киевская митрополия, с согласия восточных патриархов, подчинена была московскому патриарху; при нем же были изданы, после предварительного просмотра и исправления, богослужебные книги: Шестоднев (1678), Требник (1680), Псалтирь (1680), Минея общая (1681), Октоих (1683), Часослов (1688) и Типикон (1682). Исправлен был при е и Апостол, но, по-видимому, не был напечатан. Ср. житие а, изданное Обществом любителей древней письменности (1880); ст. Гаврилова в "Страннике" (1873, № 1 — 3 и 6 — 9); П. Смирнов " патриарх Московский" (М., 1881 — из "Чтений в Обществе Любителей Духовного Просвещения", 1879 — 1881 гг); Г. Воробьев "О московском соборе 1681 — 1682" (СПб., 1885); Г. Миркович "О времени пресуществления св. Даров" (Вильно, 1886); Барсуков "Всероссийский патриарх Савелов" (СПб., 1890) и ст. Белокурова ("Христианские Чтения", 1885, 11 — 12).

Источник: Биографический словарь

Значение слова «иоаким» в русском языке

Богоотец (1 в. до н. э.) — святой, праведный, супруг святой Анны,отец Пресвятой Богородицы. Память в Православной церкви 9 (22) сентября, вКатолической 20 марта, 26 июля и 9 сентября.

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Cлово «иоаким» означает:

Иоаким

Иоаки́м — мужское имя, заимствованное посредством греческого из иврита (, Йехоаким — «Бог восставляет»). Разговорные формы церковнославянского имени Иоаким — «Аким», «Еким», «Яким».

Источник: Википедия

Современный толковый словарь, БСЭ

Богоотец (1 в. до н. э.), святой, праведный, супруг святой Анны, отец Пресвятой Богородицы. Память в Православной церкви 9 (
22) сентября, в Католической 20 марта, 26 июля и 9 сентября.

Синонимы к слову «иоаким»

Какими словами можно заменить слово иоаким? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ИОАКИМ

Предложения со словом «иоаким»

Примеры употребления слова иоаким в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Иоаким зрит в верхние палаты; баба святую Богородицу омывает в купели до пояса: посторонь девица льет из сосуда воду в купель.

Лесков Н. С., Запеча́тленный ангел

— Sic! [Так! (лат.).] — подтвердил отец Иоаким.

Писемский А. Ф., Люди сороковых годов

— Как же бесполезный?.. — протянул отец Иоаким. — Язык древних философов, ораторов, поэтов, язык ныне медицины, — разъяснял он ей.

Писемский А. Ф., Люди сороковых годов

Все предложения и цитаты со словом ИОАКИМ

Cлово «иоаким» является ответом на вопросы