Интеллект

Cлово «интеллект» означает:

(англ. intelligence; от лат. intellectus — понимание, познание) — 1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе др. способность; 2) система всех познавательных (когнитивных) способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; 3) способность к решению проблем без проб и ошибок "в уме" (см. Инсайт). Понятие И. как общая умственная способность применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.Р. Стернберг выделил 3 формы интеллектуального поведения: 1) вербальный И. (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное); 2) способность решать проблемы; 3) практический И. (умение добиваться поставленных целей и пр.). В нач. XX в. И. рассматривался как достигнутый к определенному возрасту уровень психического развития, который проявляется в сформированности познавательных функций, а также в степени усвоения умственных умений и знаний. В настоящее время в тестологии принята диспозиционная трактовка И. как психического свойства (способности): предрасположенности рационально действовать в новой ситуации. Встречается также операциональная трактовка И., восходящая к А. Бине: И. — это "то, что измеряют тесты".И. изучается в разных психологических дисциплинах: напр., в общей, возрастной, инженерной и дифференциальной психологии, патопсихологии и нейропсихологии, в психогенетике и пр. Можно выделить несколько теоретических подходов к исследованию И. и его развития. Структурно-генетический подход базируется на идеях Ж. Пиаже, который рассматривал И. как высший универсальный способ уравновешивания субъекта со средой. Пиаже выделял 4 типа форм взаимодействия субъект-среда: 1) формы низшего типа, образуемые инстинктом и непосредственно вытекающие из анатомо-физиологической структуры организма; 2) целостные формы, образуемые навыком и восприятием; 3) целостные необратимые формы оперирования, образуемые образным (интуитивным) дооперациональньш мышлением; 4) мобильные, обратимые формы, способные группироваться в различные сложные комплексы, образуемые "операциональным" И. Когнитивистский подход основан на понимании И. как когнитивной структуры, специфика которой определяется опытом индивида. Сторонники этого направления проводят анализ основных компонентов выполнения традиционных тестов, чтобы выявить роль этих компонентов в детерминации тестовых результатов.Наибольшее распространение получил факторно-аналитический подход, основоположником которого является англ. психолог Чарлз Спирмен (Spearman, 1863-1945). Он выдвинул концепцию -"генерального фактора"-, g, рассматривая И. как общую "умственную энергию", уровень которой определяет успешность выполнения любых тестов. Наибольшее влияние этот фактор оказывает привыполнении тестов на поиск абстрактных отношений, наименьшее при выполнении сенсорных тестов. Ч. Спирмен выявил также "групповые" факторы И. (механический, лингвистический, математический), а также "специальные" факторы, определяющие успешность выполнения отдельных тестов. Позже Л. Терстоун разработал мультифакторную модель И., согласно которой существует 7 относительно независимых первичных интеллектуальных способностей. Однако исследования Г. Айзенка и др. показали, что между ними существуют тесные связи и при обработке данных, полученных самим Терстоуном, выделяется общий фактор.Известность получили также иерархические модели С. Барта, Д. Векслера и Ф. Вернона, в которых интеллектуальные факторы выстраиваются в иерархию по уровням обобщенности. К числу наиболее распространенных принадлежит также концепция амер. психолога Р. Кэттела о 2-х видах И. (соответствующих 2 выделенным им факторам): o"текучем" (fluid) и -"кристаллизованном" (cristallized). Эта концепция занимает как бы промежуточное положение между взглядами на И. как на единую общую способность и представлениями о нем как о множестве умственных способностей. По Кэт-телу, "текучий" И. выступает в задачах, решение которых требует приспособления к новым ситуациям; он зависит от действия фактора наследственности; "кристаллизованный" И. выступает при решении задач, явно требующих обращения к прошлому опыту (знаниям, умениям, навыкам), в большой степени заимствованному из культурной среды. Помимо 2-х общих факторов Кэттелл выделил также парциальные факторы, связанные с активностью отдельных анализаторов (в частности, фактор визуализации), а также факторы-операции, соответствующие по содержанию специальным факторам Спирмена. Исследования И. в пожилом возрасте подтверждают модель Кэттелла: с возрастом (после 40-50 лет) снижаются показатели "текучего" И., а показатели "кристаллизованного" остаются в норме почти неизменными.Не меньшую популярность имеет модель амер. психолога Дж. Гилфорда, который выделил 3 "измерения И.": умственные операции; особенности материала, используемого в тестах; полученный интеллектуальный продукт. Сочетание этих элементов ("куб" Гилфорда) дает 120-150 интеллектуальных "факторов", часть из которых удалось идентифицировать в эмпирических исследованиях. Заслугой Гилфорда является выделение "социального И." как совокупности интеллектуальных способностей, определяющих успешность межличностной оценки, прогнозирования и понимания поведения людей. Кроме того, он выделил способность к дивергентному мышлению (способность к порождению множества оригинальных и нестандартных решений) как основу креативности; указанная способность противопоставляется способности к конвергентному мышлению, которая выявляется в задачах, требующих однозначного решения, находимого с помощью усвоенных алгоритмов.Сегодня, несмотря на попытки выделить все новые "элементарные интеллектуальные способности", большинство исследователей сходится на том, что общий И. существует как универсальная психическая способность. По мнению Айзенка, в его основе лежит генетически детерминированное свойство н. с, определяющее скорость и точность переработки информации. В связи с успехами в развитии кибернетики, теории систем, теории информации, искусственного И. и др. наметилась тенденция понимать И. как познавательную деятельность любых сложных систем, способных к обучению, целенаправленной переработке информации и саморегулированию (см. Тьюринга тест). Результаты психогенетических исследований свидетельствуют о том, что доля генетически обусловленной дисперсии результатов выполнения интеллектуальных тестов обычно колеблется от 0,5 до 0,8. Наибольшая генетическая обусловленность выявлена у вербального И., несколько меньшая у невербального. Невербальный И. ("И. действия") более тренируем. Индивидуальный уровень развития И. определяется также рядом средовых влияний: "интеллектуальным возрастом и климатом" семьи, профессией родителей, широтой социальных контактов в раннем детстве и т. д.В рос. психологии XX в. исследования И. развивались в нескольких направлениях: изучение психофизиологических задатков общих умственных способностей (Б. М. Теплое, В. Д. Небылицын, Э. А. Голубева, В. М. Русалов), эмоциональной и мотивационной регуляции интеллектуальной деятельности ( О. К. Тихомиров), когнитивных стилей (М. А. Холодная), как "способности действовать в уме" (Й. А. Пономарев). В последние годы развиваются такие новые области исследований, как особенности "имплицитных" (или обыденных) теорий И. (Р. Стернберг), регуляторные структуры (А. Пажес), связь И. и креативности (Е. Торренс) и др. (В. Н. Дружинин)

Источник: Психологический словарь

Значение слова «интеллект» в русском языке

(от лат. intellectus — понимание, познание) — способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Существует ряд принципиально различных трактовок ин

Источник: Психологическая энциклопедия

Социологический словарь

Интеллект

(от лат. inteuectus — ум, рассудок,  разум,  познание)  — англ. intellect; нем. Intellekt. 1. Способность мышления, рационального познания, определяющая готовность человека  к усвоению и использованию знаний и опыта,  разумному поведению в проблемных ситуациях.  2. В схоластике — высшая познавательная способность (сверхчувственные постижения духовных сущностей) в противоположность  разуму как низшей познавательной способности (к элементарной абстракции).

Большой Энциклопедический Словарь

Интеллект

(от лат. intellectus — познание — понимание, рассудок),способность мышления, рационального познания. Латинский переводдревнегреческого понятия нус ("ум"), тождественный ему по смыслу.

Психологический словарь

Интеллект

— есть свойство личности, выражающееся в способности глубоко и точно отражать в сознании предметы и явления объективной действительности в их существенных связях и закономерностях, а также в творческом преобразовании опыта.

Психологический словарь

Интеллект

— ум, общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению, сохранению, развитию и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях.

Психологический словарь

Интеллект

(от лат. intellectus — понимание, познание) — способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта. В СТРУКТУРНО-ГЕНЕТИЧЕСКОМ ПОДХОДЕ Ж.Пиаже интеллект трактуется как высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью. При КОГНИТИВИСТСКОМ ПОДХОДЕ интеллект рассматривается как набор когнитивных операций. В ФАКТОРНО-АНАЛИТИЧЕСКОМ подходе на основании множества тестовых показателей отыскиваются устойчивые факторы (Ч.Спирмен, Л.Терстоун, Х.Айзенк, С.Барт, Д.Векслер, Ф.Вернон). На сегодняшний момент принято считать, что существует общий интеллект как УНИВЕРСАЛЬНАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ СПОСОБНОСТЬ, В ОСНОВЕ КОТОРОЙ МОЖЕТ ЛЕЖАТЬ ГЕНЕТИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛЕННОЕ СВОЙСТВО НЕРАВНОЙ СИСТЕМЫ ПЕРЕРАБАТЫВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ С ОПРЕДЕЛЕННОЙ СКОРОСТЬЮ И ТОЧНОСТЬЮ (Х.Айзенк). В частности, в психогенетических исследованиях показано, что доля генетических факторов, рассчитанная по дисперсии результатов выполнения интеллектуальных тестов, достаточно велика, этот показатель имеет значение от 0.5 до 0.8.

Психологический словарь

Интеллект

— 1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; 2) система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; 3) способность к решению проблем без проб и ошибок "в уме". Понятие И. как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.

Психологический словарь

Интеллект

— это понятие определяется достаточно разнородно, но в общем виде имеются в виду индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего — к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и пр. Подразумевается определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности, — способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности — при овладении новым кругом жизненных задач. — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций он отождествляется: 1) с системой операций умственных; 2) со стилем и стратегией решения проблем; 3) с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего активности познавательной; 4) со стилем когнитивным, и пр. Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта: 1) в структурно-генетическом подходе Ж. Пиаже интеллект трактуется как высший способ уравновешения субъекта со средой, характерный универсальностью; 2) при когнитивистском подходе интеллект рассматривается как набор операций когнитивных; 3) при факторно-аналитическом подходе на основании множества тестовых показателей отыскиваются устойчивые факторы интеллекта (Ч. Спирмен, Л. Терстоун, X. Айзенк, С. Барт, Д. Векслер, Ф. Верной). Ныне принято считать, что существует общий интеллект как универсальная психическая способность, в основе коей может лежать генетически обусловленное свойство системы нервной перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью (X. Айзенк). В частности, в психогенетических исследованиях показано, что доля генетических факторов, рассчитанная по дисперсии результатов выполнения интеллектуальных тестов, достаточно велика, — этот показатель имеет значение от 0.5 до 0.8. При этом особенно зависим генетически интеллект вербальный. Основные критерии, по коим оценивает развитие интеллекта — это глубина, обобщенность и подвижность знаний, владение способами кодирования, перекодирования, интеграции и генерализации чувственного опыта на уровне представлений и понятий. В структуре интеллекта велико значение деятельности речевой и особенно речи внутренней. Особая роль принадлежит наблюдательности, операциям абстракции, обобщения И сравнения, создающим внутренние условия для объединения разнообразной информации о мире вещей и явлений в единую систему взглядов, определяющих нравственную позицию личности, способствующих формированию ее направленности, способностей и характера. В западной психологии особенно распространено понимание интеллекта как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни. Попытка изучения продуктивных творческих компонент интеллекта была предпринята представителями гештальт-психологии, разработавшими понятие озарения. В начале XX в. французские психологи А. Бине и Т. Симон предложили определять степень умственной одаренности посредством специальных тестов интеллекта; так было положено начало широко распространенной поныне прагматистской трактовки интеллекта как способности справляться с соответственными заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь, успешно приспособляться. При этом выдвигается представление о существовании базовых структур интеллекта, независимых от культурных влияний. С целью совершенствования методики диагностирования интеллекта были проведены (обычно с помощью анализа факторного) различные исследования его структуры. При этом разными авторами выделяется различное количество базовых "факторов интеллекта" от одного-двух до 120. Такое дробление интеллекта на множество составляющих препятствует пониманию его целостности. Отечественная психология исходит из принципа единства интеллекта, его связи с личностью. Большое внимание уделяется исследованию взаимоотношения интеллекта практического и теоретического, их зависимости от эмоционально-волевых особенностей личности. Была показана несостоятельность утверждений о врожденной обусловленности различий в уровне развития интеллектуального у представителей различных наций и социальных групп. При этом признается зависимость способностей интеллектуальных человека от социально-экономических условий жизни. Содержательное определение самого интеллекта и особенности инструментов его измерения зависят от характера соответственной общественно значимой активности сферы индивида (учение, производство, политика и пр.). В связи с успехами научно-технической революции стал широко распространен термин интеллект искусственный.

Психологический словарь

Интеллект

Словообразование. Происходит от лат. intellectus — ум. Категория. Способность к познанию и эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Исследования. Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта. В структурно-генетическом подходе Ж.Пиаже интеллект трактуется как высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью. При когнитивистском подходе интеллект рассматривается как набор когнитивных операций. В факторно-аналитическом подходе на основании множества тестовых показателей отыскиваются устойчивые факторы (Ч.Спирмен, Л.Терстоун, Х.Айзенк, С.Барт, Д.Векслер, Ф.Вернон). Айзенк считал, что существует общий интеллект как универсальная способность, в основе которой может лежать генетически обусловленное свойство неравной системы перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью. В психогенетических исследованиях показано, что доля генетических факторов, рассчитанная по дисперсии результатов выполнения интеллектуальных тестов, достаточно велика, этот показатель имеет значение от 0.5 до 0.8. При этом наиболее генетически зависимым оказывается вербальный интеллект.

Психологический словарь

Интеллект

Первоначально этот термин относился исключительно к рациональным мыслительным функциям человеческой психики; сегодня это родовой термин, охватывающий познавательные процессы в целом.

Психологический словарь

Интеллект

(лат. intellectus — понимание, познание). Основа функционирования мышления, способность к мыслительной деятельности, рациональному познанию. При таком понимании мышление рассматривается как И. в действии. Различают собственно И. и его предпосылки (память, внимание, активность познавательных процессов, упражняемость, утомляемость).

Психологический словарь

Интеллект

— устойчивая структура умственных способностей конкретного субъекта.

Психологический словарь

Интеллект

— (от лат. intellectus — разумение, понимание, постижение) высший способ решения практических и познавательных проблем. Отличие И. от других форм поведения (инстинкта и навыка) состоит в том, что решение задачи происходит на основе инсайта (озарения). Психология изучает возникновение и развитие И. у животных и человека, выявляет специфику человеческого И., его формы и структуру.

Психологический словарь

Интеллект

Несмотря на ранние попытки определить интеллект в терминах так называемого общего фактора, в большинстве современных определений подчеркивается способность эффективного функционирования в окружающей среде, что подразумевает адаптивную природу интеллекта. Понятие интеллекта в психологии неизбежно сочетается с понятием коэффициента умственного развития (КУР), который вычисляется по результатам тестов на умственное развитие. Поскольку в этих тестах адаптивное поведение измеряется в специфическом культурном контексте, они почти всегда несут на себе отпечаток культурных предпочтений; иными словами, трудно измерить степень адаптивности и эффективности поведения за рамками данной культуры.

Психологический словарь

Интеллект

(лат. intellectus — разумение, понимание) — совокупность умственных способностей человека и некоторых высших животных, например человекообразных обезьян.

Психологический словарь

Интеллект

ом я называю определенно направленное мышление (см. мышление).

Социологический словарь

Интеллект

(intelligence). Уровень умственного развития, измеряемый тестами, в частности, IQ.

Социологический словарь

Интеллект

(intelligence) — умственная способность человека  или потенциал  рациональной мысли и поведения. Природа и измерение  интеллекта — одна из наиболее дискуссионных тем в социальных науках.  Основной вопрос касается того, что мы обозначаем данным понятием.  Ранние теории принимали очень узкий диапазон когнитивных способностей — абстрактное рассуждение, понимание  и память  — хотя и делали акцент на существовании общего фактора  интеллекта,  присущего всем видам мастерства (например, Спирмен), противопоставляя его множеству различных первичных умственных способностей (например, Терстоун). Современные ученые склоняются к расширению понятия, чтобы охватить практические решения проблем и творческий потенциал.  Второй вопрос — то, в какой мере интеллект наследуется биологически или приобретается в результате опыта среды и социализации (см. Споры о природе и воспитании) . Для его прояснения было изобретено множество методов, включая изучение идентичных близнецов и приемных детей, но соотношение воздействия наследственности и окружающей среды остается невыявленным. Важное значение  для образовательных процессов имеют модели характера интеллекта. Одна из них находит выражение в когнитивных теориях  развития, подчеркивающих роль  интеракции между унаследованным потенциалом и влиянием  среды. Этот подход  иллюстрируется в работах  Пиаже (1932) и Брунера (1968), где оба автора идентифицируют качественно разные стадии умственного развития и усвоения. Они оказали значительное влияние на структуру образования в последние десятилетия.

Философский словарь

Интеллект

(лат. intellectus — ум, рассудок) — разум, способность мыслить, проницательность, совокупность тех умственных функций (сравнения, абстракции, образования понятии, суждения, заключения и т. д.), которые превращают восприятия в знания или критически пересматривают и анализируют уже имеющиеся знания. Еще во времена средневековья возник спорный вопрос: является воля подчиненной интеллекту или, наоборот, интеллект воле. Первую точку зрения представлял Фома Аквинский, вторую — такие англ, мыслители, как Дуне Скот и Уильям Оккам. Теперь преобладает представление, что хотя интеллект, так же как и воля, зависит от соответствующих обстоятельств, однако он, как относящийся к сфере духа, выше воли, относящейся к сфере психического.

Философский словарь

Интеллект

ум, рассудок, разум; мыслительная способность человека. Как видим, это понятие определяется достаточно разнородно, но в общем виде имеются в виду индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего – к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и пр. Подразумевается определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности.

Философский словарь

Интеллект

— одно из качеств человека, в наибольшей степени отражающее способность ориентироваться в окружающем его Мире. В первом приближении интеллект можно определить как "триединство" разума, памяти и воспитания. Неотъемлемой частью интеллекта является хранящаяся в памяти (преимущественно приобретенная), архитектуре, структуре и "химизме" мозга (наследственная и воспитанная) информация, которая, собственно, и обеспечивает это триединство: совокупность мыслительных способностей человека, определяемых наследственностью, воспитанием, разумом, памятью и жизненным опытом (самовоспитанием). , наряду с сознанием, чувствами, эмоциями и конституцией, является основной составляющей личности человека. Приложение №6; — так как в философском словаре определения нет (?!), то по [12] — ум, рассудок, разум; мыслительные способности человека. Ассоциативный блок. : он или есть, или его нет.

Философский словарь

Интеллект

(лат. intellektus — разумение, познание) — система познавательных способностей индивида. И. очевиднее всего проявляется в легкости научения, способности быстро и легко приобретать новые знания и умения, в преодолении неожиданных препятствий, в способности найти выход из нестандартной ситуации, умении адаптироваться к сложной, меняющейся, незнакомой среде, в глубине понимания происходящего, в творчестве. Высший уровень развития И. определяется по уровню развития мышления, рассматриваемого в единстве с другими познавательными процессами — восприятием, памятью, речью и т.п. Можно указать на несколько, ставших в настоящее время уже традиционными, направлений исследования И. Прежде всего это изучение структуры И., тех основных познавательных способностей (факторов), взаимодействие которых и образует И. как единое целое. Весьма представительно такое направление, для которого главным является проблема измерения И. При этом, если И. рассматривается как способность эффективно решать различные познавательные задачи, то естественно, что усилия исследователей направлены на разработку системы подобных заданий вместе с системой показателей для оценки их выполнения. Тестов для измерения тех или иных интеллектуальных способностей в настоящее время известно сравнительно много (тесты Айзенка, Векслера, Гилфорда, Рове-на и др.). Очень значимым в теоретическом и практическом отношении является изучение интеллектуального развития человека в онтогенезе. Определяются качественно различные уровни интеллектуального развития (Пиаже). Изучаются возрастные нормы развития различных интеллектуальных способностей (А. Вине, Т. Симон), что позволяет рассматривать опережающее интеллектуальное развитие ребенка как превышение его интеллектуального уровня над уровнем интеллектуального развития, типичным для ребенка подобного возраста. Так, например, интеллектуальная одаренность ребенка в раннем возрасте обычно проявляется в превышающем возрастные нормы развитии речи (словарный запас, сложность формы, содержательность), памяти, в способности необычно продолжительно концентрировать внимание и т.д. Весьма интересны и исследования, прямо ориентированные на создание искусственного И. Эта работа предполагает определение критериев, отличающих собственно интеллектуальное поведение от поведения, не нуждающегося в И.; выделение заданий, справиться с которыми может лишь обладающая И. система и, наконец, попытки вычленять и моделировать все более и более сложные интеллектуальные функции. Г.М. Кучинский

Философский словарь

Интеллект

(от лат. intellectus — познание, понимание, рассудок) — способность мышления, рационального познания. Латинский перевод древнегреческого понятия нус ("ум"), тождественный ему по смыслу, т.е. способность мышления, мыслительные способности человека, его рационального познания окружающей объективной реальности. В отличие от естественного интеллекта (человеческого), можно говорить и о его продолжении — искусственном (компьютерном) интеллекте, как добавляющем, усиливающем естественный, но не замещающем его и пока не могущем быть полностью самостоятельным и независимым. Для приближенного измерения способности индивидуального интеллекта все шире используются IQ-тесты со шкалой от 0 до 200. Если число нейронов мозга человека порядка 1010, число взаимных бинарных связей будет порядка 1020, то есть мозг человека легко позволяет оперировать в порядках этих величин. Мыслительную мощь можно оценивать не только по числу нейронов, занятых в мышлении, но и по числу связей между ними, по числу нейронов, занятых в памяти, и т.п., т.е. с помощью любой комбинации этих чисел.

Философский словарь

Интеллект

— способности мышления, рационального познания, в отличие от таких способностей, как чувство, воля, воображение и т. п.

Толковый словарь Ожегова

Интеллект

Ум N1 мыслительная способность, умственное начало у человека

Юридический словарь

Интеллект

— устойчивая структура умственных способностей конкретного субъекта.

Cлово «интеллект» означает:

Интеллект

Интелле́кт (от «восприятие»; «разумение», «понимание»; «понятие», «рассудок») или ум — качество психики, состоящее из способности приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций, и использованию своих знаний для управления окружающей человека средой.

Источник: Википедия

Большой современный толковый словарь русского языка

м.Устойчивая система умственных способностей индивидуума к мышлению, к рациональному познанию.

Новый словарь иностранных слов

Интеллект

( лат. intellectus) ум, рассудок, разум; мыслительная способность человека.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Интеллект

м. Мыслительная способность человека, его умственное начало.

Словарь иностранных выражений

Интеллект

[лат. intellectus]ум, рассудок, разум; мыслительная способность человека.

Словарь русского языка Лопатина

Интеллект

интелл`ект, -а

Словарь русского языка Ожегова

Интеллект

ум N1 мыслительная способность, умственное начало у человека Высокий и.

Современный толковый словарь, БСЭ

Интеллект

(от лат. intellectus — познание, понимание, рассудок), способность мышления, рационального познания. Латинский перевод древнегреческого понятия нус («ум»), тождественный ему по смыслу.

Толковый словарь Ефремовой

Интеллект

интеллект м. Мыслительная способность человека, его умственное начало.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Интеллект

интеллекта, м. (латин. intellectus – понимание, понятие) (книжн.). Ум, рассудок, мыслительная способность у человека (в противоп. воле и чувствам).

Медицинские термины

Интеллект

(лат. intellectus понимание, познание) способность к мышлению, рациональному познанию.

Толковый словарь психиатрических терминов

Интеллект

( лат. intellectus – понимание, познание). Основа функционирования мышления, способность к мыслительной деятельности, рациональному познанию. При таком понимании мышление рассматривается как И. в действии. Различают собственно И. и его предпосылки (память, внимание, активность познавательных процессов, упражняемость, утомляемость).

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Интеллект

(от лат. intellectus — познание, понимание, рассудок), способность мышления, рационального познания, в отличие от таких, например, душевных способностей, как чувство, воля, интуиция, воображение и т. п. Термин 'И.' представляет собой латинский перевод древнегреческого понятия нус ('ум') и по своему смыслу тождествен ему (учение Платона и Аристотеля о нусе как высшей, надындивидуальной разумной части человеческой души; 'ум' как первая ступень эманации мира, его истечения из единого начала — в неоплатонизме и т. д.). Это значение термина было воспринято и средневековой схоластикой (И. как божественный И. и т. п.). При этом в противоположность 'разуму' (ratio) как низшей познавательной способности (к элементарной абстракции) термин 'И.' употреблялся в схоластике для обозначения высшей познавательной способности (сверхчувствительного постижения духовных сущностей). В обратном значении эти термины были употреблены у Канта: И. (нем. Verstand -'рассудок') — как способность образования понятий, а 'разум' (нем. Vernunft) — как способность образования метафизических идей. Это словоупотребление получило распространение в последующей немецкой философии и окончательно закрепилось у Гегеля в его концепции рассудка и разума ; первый в качестве способности к абстрактно-аналитическому расчленению является предварительным условием высшего 'разумного', конкретно-диалектического понимания. С конца 19 в. в экспериментальной психологии получают распространение разнообразные количественные методы оценки И., степени умственного развития — с помощью специальных тестов и определённой системы их статистической обработки в факторном анализе (см. также Коэффициент интеллектуальности ). В зоопсихологии под И. (или 'ручным мышлением') высших животных понимаются такие доступные главным образом обезьянам реакции, которые характеризуются внезапностью решения задачи, лёгкостью воспроизведения раз найденного решения, переносом его на ситуацию, несколько отличную от исходной, и, наконец, способностью решения 'двухфазных' задач. В советской психологии понятие И. употребляется главным образом в теории индивидуально-типологических особенностей развития личности (см. Б. М. Теплов, Проблемы индивидуальных различий, М., 1961, с. 252-
344). В более общем плане И. выступает как синоним мышления , умственного развития личности.Лит. см. при ст. Мышление .Ю. Н. Попов.

Полный орфографический словарь русского языка

Интеллект

интеллект, -а

Викисловарь

Интеллект

мыслительные способности, ум

Каким бывает «интеллект»?

Интеллект бывает:

  • развитый
  • искусственный
  • развитой
  • недюжинный
  • незаурядный
  • машинный
  • коллективный
  • могучий
  • примитивный
  • эмоциональный
Все определения к слову ИНТЕЛЛЕКТ

Фонетический разбор слова «интеллект»

Звуко-буквенный разбор слова интеллект. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «интеллект»

Какими словами можно заменить слово интеллект? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ИНТЕЛЛЕКТ

Ассоциации к слову «интеллект» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово интеллект? В русском языке со словом интеллект чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ИНТЕЛЛЕКТ

Сочетаемость слова «интеллект»

Как правильно употребляется слово интеллект? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • активный интеллект
  • блестящий интеллект
  • божественный интеллект
  • вербальный интеллект
  • выдающийся интеллект
  • высокий интеллект
  • высокоразвитый интеллект
  • высочайший интеллект
  • высший интеллект
  • достаточным интеллектом
Полная таблица сочетаемости слова ИНТЕЛЛЕКТ

Предложения со словом «интеллект»

Примеры употребления слова интеллект в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Под влиянием лидера с высоким эмоциональным интеллектом люди раскрепощаются.

Дэниел Гоулман, Эмоциональное лидерство

Даже краткий профессиональный разговор с ним показал бы, что он обладает высоким интеллектом и поразительной точностью мышления.

Нассим Николас Талеб, Одураченные случайностью. Скрытая роль шанса на рынках и в жизни

Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот.

Коллектив авторов, Психология одаренности и творчества

По пути на Тусклую улицу Вильям купил номер «Инфо» и уже в который раз задумался: кто же придумывает всю эту чушь? Причем стоило признать: написано было талантливо. Сам Вильям как-то раз собрался написать парочку вполне невинных по содержанию новостных писем — в городе тогда не происходило буквально ничего заслуживающего внимания, — но быстро понял, что сделать это гораздо сложнее, чем могло показаться. Как он ни старался, здравый смысл и интеллект брали верх. Кроме того, врать было Неправильно.

Терри Пратчетт

Все предложения и цитаты со словом ИНТЕЛЛЕКТ

Cлово «интеллект» является ответом на вопросы