Икона

Cлово «икона» означает:

В католицизме и православии изображения Иисуса Христа, Богоматери и святых, которым приписывают священное значение.

Источник: Религиозный словарь

Значение слова «икона» в русском языке

— в православии, католицизме изображение Иисуса Христа, богоматери и святых, живописное, реже рельефное, являющееся объектом поклонения верующих. Существуют также в ламаизме и буддизме как изображения Будды и присущих этим религиям объектов поклонения. Против И. выступали многие отцы церкви, борьба с ними вылилась в иконоборчество. Почитается не только как образ, но и как личное божество, имеющее особую магическую сипу.

Источник: Исторический словарь

Философский словарь

Икона

(греч. eikon — изображение, образ) — живописное, реже рельефное изображение богов, святых и др. сверхъестеств. существ, являющееся предметом ре-лиг. поклонения. И. распространены в католицизме, православии, буддизме, ламаизме. Культ И. христианство восприняло от более др. религий, впитав бытовавшие в массах дохрист. верования. Против культа И. выступали мн. отцы церкви, борьба с ним вылилась в иконоборчество. Основу культа И. составляют первобытн. религ. представления (фетишизм, магия). По своему существу И. есть фетиш, она почитается не только как образ, через к-рый воздействуют на богов, святых, но и как личное божество, имеющее особую магич. силу. Культ И. является важным средством идеологич. влияния на массы.

Словарь воровского жаргона

Икона

фотогpафияпpавила внутp.pаспоpядка ИТУ,помещенные на видном месте,в pамке

Словарь символов

Икона

Символизирует микрокосм. Ее цвета должны быть чистыми, а золотой фон символизирует свет, Благодать Божию и самого Бога как основу всего. Ее компоненты и материалы представляют собой явленный мир, включая животное, растительное и минеральное царства, и отображают взаимосвязь всего сотворенного. имеет сакральное значение в том смысле, что является внешним и видимым знаком внутренней и духовной Благодати, каналом, передающим Благодать Божью. В Восточной Церкви иконостас делит небо и землю вертикально аркой, символизирующей Небо, сторонами и основанием, означающими Землю; а также горизонтально, отделяя алтарь от нефа. Здесь — граница между святым и профанным, божьим и человеческим.

Словарь синонимов

Икона

образ

Большой Энциклопедический Словарь

Икона

(от греч. eikon — изображение — образ), в православии и католицизмеизображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому приписываетсясвященное значение; произведение иконописи. ми называют такжесвященные живописные изображения в ламаизме.

Исторический словарь

Икона

( греч. eicon — изображение, образ) — в христианской рел. (православии и католицизме) в широком смысле изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых; в узком значении — произведение специфического вида ср.век. искусства, иконописи, имеющее культовое значение. И. рассматриваются церковью не как тождественное божеству изображение, но как символ, таинственно с ним связанный, а потому способствующий духовному приобщению к "оригиналу", т.е. проникновению в мир сверхъестественного через предмет реального мира. Культ И. способствовал укреплению авторитета церкви, росту ее богатства.

Философский словарь

Икона

(греч.-изображение, образ): живописное или рельефное изображение богов, святых и других сверхъестественных существ, являющихся объектом религиозного поклонения. Иконы распространены в православии, католицизме и буддизме (ламаизме). Верующие воспринимают иконы как окно в мир сверхъестественного, как «образ Первообраза». Они убеждены, что при обращении к иконе возможны чудеса – эти иконы называют чудотворными. Многие иконы, созданные выдающимися живописцами (Феофаном Греком, Дионисием, Андреем Рублевым и др.), являются не только религиозными святынями, но и художественными шедеврами.

Философский словарь

Икона

(от греч. eikun — образ, изображение) — один из главных феноменов православной культуры в целом и рус. в частности; важная категория православного религиозно-эстетического сознания. В качестве культового изобразительного образа И. начала формироваться в раннехристианский и ранневизантийский периоды (IV-VI вв.) и приобрела свои классические формы в Византии IX-XI вв. (после окончательной победы иконопочитания над иконоборчеством), а затем — в Древней Руси в XIV-XV вв. О высокой значимости И. для православного сознания свидетельствует установление специального церковного праздника в честь победы иконопочитания — "Торжества Православия", к-рый отмечается с 843 г. в первое воскресенье великого поста. Главный вклад в разработку теории И. (= образа, символа) внесли в Византии Псевдо-Дионисий Ареопагит, Иоанн Дамаскин, отцы VII Вселенского собора (787), патриарх Никифор, Феодор Студит. В Древней Руси их идеи активно усваивались и толковались (нередко в противоположных смыслах) Иосифом Волоцким, Максимом Греком, Зиновием Отенским, игуменом Артемием, участниками церковных соборов 1551 г. (Стоглав) и 1554 г., дьяком Иваном Висковатым, Евфимием Чудовским, протопопом Аввакумом, Симоном Ушаковым, Иосифом Владимировым, Симеоном Полоцким и др. мыслителями и иконописцами. Итог многовековой разработке богословия, метафизики, эстетики И. в рамках православия был подведен рус. религиозными философами 1-й трети XX в. Е. Н. Трубецким, Флоренским, Булгаковым. И. для православного сознания — это, прежде всего, рассказ о событиях Священной истории или житие святого в картинах, т. е. практически реалистическое изображение, иллюстрация. Здесь на первый план выдвигается ее экспрессивно-психологическая функция — не просто рассказать о событиях давних времен, но и возбудить в зрителе чувства сопереживания, жалости, сострадания, умиления, восхищения и т. п., а соответственно и стремление к подражанию изображенным персонажам. С этим связывается и нравственная функция И. формирование в созерцающем ее любви и сострадания; смягчение душ человеческих, погрязших в бытовой суете и очерствевших. Отсюда в православном сознании И. является выразителем и носителем главного нравственного принципа христианства — всеобъемлющей любви к людям как следствия любви Бога к ним и людей к Богу. И. — это и живописный образ, своей яркой красочностью служащий украшением храму и призванный доставлять духовную радость созерцающим ее. Поскольку в И. рассказывается не о повседневных событиях, а об уникальных, чудесных, представляющихся общезначимыми, в ней нет места ничему случайному, мелочному, преходящему; это обобщенный, лаконичный образ. С православной т. зр. И. выступает вневременным эйдосом (образом, видом) свершившегося события или конкретного лица, тем визуальным обликом, в к-ром он был замышлен Творцом, утрачен в результате грехопадения и должен быть опять обретен по воскресении из мертвых. Это как бы отпечаток Божественной печати на судьбах человечества. И этой печатью в пределе явился вочеловечившийся Бог-Слово. Отсюда особый иллюзионизм и даже фотографичность И., ибо в ней, по убеждению отцов церкви, — залог и свидетельство реальности и истинности божественного воплощения. В определении VII Вселенского собора записано, что живописное изображение Иисуса Христа "служит подтверждением того, что Бог-Слово истинно, а не призрачно вочеловечился". И., однако, считается изображением не просто земного, подвергавшегося сиюминутным изменениям лица исторического Христа, но отпечатком его идеального, предвечного лика. В ней, как полагал Феодор Студит, этот лик, или изначальный "видимый образ", является нам даже более отчетливо, чем в лице самого исторического Христа. Отсюда И. — символ. Она не только изображает, но и выражает то, что практически не поддается изображению. В иконном образе Христа духовному зрению верующего открывается личность Богочеловека, обладающего двумя "неслитно соединенными" и "нераздельно разделяемыми" природами — божественной и человеческой, что принципиально недоступно человеческому разуму, но символически передается И. Указывая на духовные и неизобразимые феномены горнего мира, И. призвана возвести ум и дух созерцающего ее человека в этот мир, объединить его с ним. Отсюда контемплативно-анагогическая (созерцательно-возводительная) функция И. Она — предмет длительного и углубленного созерцания, путь к медитации и духовному восхождению. В И. изображается прошлое, настоящее и будущее православного мира. Она принципиально вневременна и внепространственна. Верующий обретает в ней вечный духовный космос, приобщение к к-рому составляет цель жизни православного человека. Через И. осуществляется единение земного и небесного, собор всех тварей перед лицом Творца. Отсюда И. — символ и воплощение соборности. Причем это сакральный, или литургический, символ, наделенный для православного сознания силой, энергией, святостью изображенного на И. персонажа или события Священной истории. Такое воздействие И. обусловлено самим подобием, сходством образа с архетипом (отсюда тенденция иконописи к иллюзионизму) и именованием, именем И. (отсюда, напротив, условность и символизм образа). И. в сущности своей антиномична: это — выражение невыразимого и изображение неизобразимого. Древн. архетипы зеркала, как реально являющего прообраз (эллинская традиция), и имени, как носителя сущности именуемого (ближневосточная традиция), обрели в И. антиномическое единство. Поскольку И. реально являет свой первообраз, отсюда поклонная и чудотворная ее функции. Верующий относится к И. как к самому архетипу, поклоняется ей как самому изображенному лицу ("честь, воздаваемая образу, переходит на первообраз" — были убеждены отцы церкви) и получает от нее духовную помощь как от самого архетипа. И. поэтому — моленный образ. Верующий молится перед ним, как перед самим архетипом, раскрывает свою душу в доверительной исповеди, в прошении или в благодарении. В И. в художественной форме живет церковное предание, главным носителем к-рого выступает иконописный канон. В нем как специфической внутренней норме творческого процесса хранятся обретенные в результате многовековой духовно-художественной практики православия осн. принципы, приемы и особенности художественного языка иконописи. Отсюда предельная концентрация в И. художественно-эстетических средств, что делает ее произв. живописного искусства, в к-ром глубокое духовное содержание передается исключительно художественными средствами — цветом, композицией, линией, формой. В И. с предельно возможной степенью явленности воплощена, по выражению Булгакова, "духовная святая телесность", или духотелесность. Телесная энтелехия (завершенность), к к-рой интуитивно стремится всякое истинное искусство, реализована в И. в высшей степени полно, а для православного сознания — и оптимально. В И. как бы снимается извечная антиномия культуры "духовное — телесное", ибо в ней (имеется в виду классическая И. периода ее расцвета — кон. XIV — нач. XV в. для Руси) духовность обретает абсолютное воплощение в материи, в тварном мире, являет свою визуально воспринимаемую красоту. Это свидетельствует, наконец, о софийности И. (см. Софиология). Она софийна и потому, что все перечисленное, как и мн. другое в ней, не поддающееся словесному описанию, заключено в некой умонепостигаемой целостности, что для религиозного сознания означает причастность к ее созданию самой Софии Премудрости Божией.

Философский словарь

Икона

(греч. — изображение, образ) — живописное, реже рельефное изображение богов, святых и др. сверхъестественных существ, являющихся объектом религиозного почитания. Иконы распространены в православии, католичестве, буддизме, ламаизме. В русской православной церкви наиболее почитаемыми являются иконы Богоматери, Иисуса Христа, Георгия Победоносца, святого Николая Угодника и др. В Древней Руси иконы писались темперными красками на деревянной доске, которая предварительно грунтовалась. Готовое изображение покрывалось олифой.

Философский словарь

Икона

— "умозрение в красках" (Е.Трубецкой), образно выраженная религиозная мысль, дающая свидетельство высшей жизненной правды, даваемое вопреки озверению человека; это также пророчество грядущего преображенного мира и соборного человечества. Лики икон — "видимые свидетели мира невидимого, живые символы соединения того и другого" (о. П.Флоренский). В антропологическом плане икона "стремится отобразить сокровенное лицо человека, то лицо, которое мы можем лишь предчувствовать, предугадывать, ощущать в доверительных отношениях, в дружбе, в терпении" (О.Клеман).

Толковый словарь Даля

Икона

ж. образ, изображенье лика Спасителя, Небесных Сил или угодников. Подымать икону, брать и переносить куда. Молись иконе, да будь в покое/ Наперед икону целуй, там отца и мать, а там хлеб-соль. Иконы не купят, а меняют (вместо:

Толковый словарь Ожегова

Икона

Предмет поклонения — живописное изображение бога, святого или святых, образ 2

Cлово «икона» означает:

Икона

Ико́на (ср.-,  — «о́браз», «изображение») — в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.

Источник: Википедия

Большой современный толковый словарь русского языка

I ж.

1.Живописное изображение — обычно на доске — Иисуса Христа, Богоматери, святых, сцен из Священного Писания и т.п., которому приписывается священное значение, которое является предметом поклонения; образ II ( в православии и католицизме ) .

2.Священные живописные изображения в ламаизме. II ж.Тот, кого боготворят, кого любят, перед кем преклоняются. III ж.Пиктограмма, обозначающая доступный пользователю объект ( файл, директорию, диск и т.п. ) ( в информатике ) .

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Икона

ж. Живописное изображение Иисуса Христа, Богоматери, сцен из Священного писания и т.п., являющееся предметом поклонения у верующих; образ.

Словарь Даля

Икона

жен. образ, изображенье лика Спасителя, Небесных Сил или угодников. Подымать икону, брать и переносить куда. Молись иконе, да будь в покое/ Наперед икону целуй, там отца и мать, а там хлеб-соль. Иконы не купят, а меняют ( вместо : не покупают). Икона упадет-к покойнику. Из одного дерева икона и лопата. В торговле, иконы бывают, по величине: полкомерные, маломерки, десятерик, девятерик, осьмерик, листоушки (1 — 4 вершка); по работе: живописные, цветные, чеканные, подстаринные, красные, подризные; полуборные, подфолежные; по числу ликов: одиночка или розница; людница; в четвертях (клетках); трерядница (три полосы) и пр. Иконный, к иконе относящ. Иконник, иконщик муж. кто пишет, меняет иконы (торгует ими); | иконник также полочка, полица для постановки икон: киот, кивот. Иконоборец муж. -рица жен. раскольник, не чествующий икон. Иконоборщима жен. иконоборный, икноборческий толк, к которому принадлежат духоборцы и молоканы, и вообще так называющиеся духовные христиане. Иконоборство ср. действие, состояние и верование иконоборца, того, кто иконоборствует, отвергает чествованье икон. Иконология жен. , греч. знание или ученье о живописных и начертательных памятниках древности вообще; иконография, описание их. Иконолюбец муж. иконолюбивый человек, чтитель нкон. Икономаз муж. плохой иконописец; прозвище суздальцев. Иконопасанье ср. иконопись жен. писанье нкон; живопись иконная, как искусство; род или школа этой живописи называется пошибом. Мелкая, по золоту, иконопись, Строгановского пошиба, школы. Иконописный, к иконописанью относящ. Иконописная жен. заведение, мастерская, покой, где пишут иконы. Иконописец муж. -сица жен. кто пишет иконы. Икоколоклоненье ср. чествованье икон. Иконочествованье, -чтенье , то же. Иконочт-итель, -поклонник и. -ница жен. кто чтить иконы или покланяется им. Иконостас муж. переиначенное и в иконостас, преграда, отдел между трапезой и алтарем церкви; посреди иконостаса царския двери, по сторонам местные образа и двери северные и южные. Иконостасный, к иконостасу относящ. Иконостасник, иконостасный мастер, резчик по дереву и позолотчик, золотильщик.

Словарь русского языка Лопатина

Икона

ик`она, -ы

Словарь русского языка Ожегова

Икона

У православных и католиков: предмет поклонения — живописное изображение бога, святого или святых, образ 2

Современный толковый словарь, БСЭ

Икона

(от греч. eikon — изображение, образ), в православии и католицизме изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому приписывается священное значение; произведение иконописи. Иконами называют также священные живописные изображения в ламаизме.

Толковый словарь Ефремовой

Икона

икона ж. Живописное изображение Иисуса Христа, Богоматери, сцен из Священного писания и т.п., являющееся предметом поклонения у верующих; образ.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Икона

иконы, ж. (греч. eikon, букв. образ, подобие). Живописное изображение бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан; образ.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Икона

(от греч. eikon — изображение, образ), в христианской религии (православии и католицизме) в широком смысле — изображение Иисуса Христа, богоматери и святых, которому церковь приписывает священный характер; является предметом культа; в узком значении — произведение станковой живописи, имеющее культовое назначение. В католицизме преобладают скульптурные изображения, в православии — живописные на дереве. В первоначальном христианстве культа И. не было, он зародился во 2 в. н. э. и расцвёл в 4 в., вопреки постановлению Эльвирского собора, запретившего иметь в храме изображения. Против культа И. выступали многие отцы церкви , догматическая правомерность поклонения И. отрицалась иконоборцами (см. Иконоборчество ). И., в отличие от идолов, рассматривается христианской церковью не как тождественное божеству изображение, но как символ, таинственно с ним связанный и потому позволяющий духовное приобщение к 'оригиналу' (архетипу), проникновение в мир сверхъестественный через предмет реального мира. В церковной практике культ И. нередко перерастает в идолопоклонство, предметом поклонения становится материальное выражение И. (вплоть до краски). И. как фетишу приписываются магические свойства; нередко различные И., по-разному изображающие одно и то же божество, почитаются верующими как обладающие специфическими функциями (например, И. 'скорбящей' богоматери якобы спасает от болезней, И. 'неопалимой' богоматери противодействует пожару и т. п.). Культ И. способствовал укреплению авторитета церкви и росту её богатств. И. встречаются и в некоторых других религиях (например, в ламаизме). Об И. как произведении искусства см. в ст. Иконопись .

Полный орфографический словарь русского языка

Икона

икона, -ы

Анаграммы

Икона

инока

Викисловарь

Икона

, в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) — живописное изображение на священную тему

Каким бывает «икона»?

Икона бывает:

  • древнерусская
  • византийская
  • святая
  • старинная
  • православная
  • праздничная
  • знаменитая
  • древняя
  • русская
  • живая
Все определения к слову ИКОНА

Морфемный и фонетический разбор слова «икона»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова икона. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «икона»

Какими словами можно заменить слово икона? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ИКОНА

Ассоциации к слову «икона» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово икона? В русском языке со словом икона чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ИКОНА

Сочетаемость слова «икона»

Как правильно употребляется слово икона? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • большая икона
  • византийская икона
Полная таблица сочетаемости слова ИКОНА

Предложения со словом «икона»

Примеры употребления слова икона в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Почитая святые иконы, православные христиане всю меру своего молитвенного усердия переносят не на предмет – доску и краски, а на того, кто стоит за предметом – через образ к первообразу.

Сергей Алексеев, Энциклопедия православной иконы. Основы богословия священных изображений

Каждая из этих старинных икон имеет свою историю, связанную с историческими событиями XIV–XVI веков.

Сергей Шокарев, Москва православная. Все храмы и часовни

Правда, чаще всего они писали иконы небольшого размера, что было удобно для торговцев.

В. И. Переятенец, Введение в практическое искусствознание. Экспертиза и оценка антиквариата

Все предложения и цитаты со словом ИКОНА

Cлово «икона» является ответом на вопросы