Дороги

Cлово «дороги» означает:

— категория земель лесного фонда, в которую входят все виды дорог общего пользования и лесохозяйственного назначения, находящиеся на территории лесного фонда.

Источник: Экономический словарь

Cлово «дороги» означает:

Дор`оги, -`ог: Ст`арые Дор`оги (город)

Источник: Словарь русского языка Лопатина

Большая советская энциклопедия, БСЭ

общее наименование всех разновидностей наземных путей сообщения, предназначенных для передвижения людей, транспорта и грузов. Сеть Д. для регулярных сообщений начинает складываться в Евразии в 5-м тысячелетии до н. э. Обычно древнейшие Д., как и большинство Д. 2-1-го тысячелетия до н. э., покрытий не имели. Основная дорожная сеть стабилизировалась в Евразии в 1-м тысячелетии до н. э. Эта дорожная сеть послужила основой для таких трансконтинентальных путей обмена и торговли, как Великий шёлковый путь, Д. Арабского халифата, которые достигали Скандинавии. На Американском материке расцвет дорожного строительства происходит в первой половине 1-го тысячелетия до н. э., когда в державе инков создаются мощёные и прорубленные в скалах Д. Формирование дорожной сети оказало воздействие на планировку поселений: от нерегулярной застройки, типичной для древнеземледельческих поселений, уже во 2-м тысячелетии до н. э. на юге Евразии намечается переход к устойчивым принципам планировок посёлков и городов с учётом возможности передвижения транспорта по улицам. На местах пересечения крупных Д. и вдоль них возникают большие поселения. Для древних путей сообщения характерно сочетание речных и морских перевозок с наземными. Таковы крупные Д. обмена, сложившиеся в конце 3-го тысячелетия до н. э.: 'янтарный путь', пересекавший всю Среднюю Европу, 'оловянный путь' от полуострова Корнуолл в Англии к странам Средиземноморья. Роль сухопутных передвижений повышается по мере усиления обмена и регулярных культурных контактов. Так, на Ближнем Востоке и в пределах Средней Азии выявляются следы так называемого лазуритового пути, по которому ляпис-лазурь Бадахшанских месторождений распространялась по значительной части Западной Азии начиная с 4-го тысячелетия до н. э.; у хеттов и ассирийцев в периоды расцвета государств и крупных завоевательных походов строятся Д. значительной протяжённости, часто с каменными покрытиями. Возникнув на месте древних караванных путей, эти Д., в свою очередь, вошли в состав дорожной сети державы Ахеменидов в 6-4 вв. до н. э. Из ахеменидских Д. особо известна 'царская', шедшая от Эфеса до Суз и Сард. Д. имела каменное покрытие, дорожные столбы с указанием расстояний, станции с гостиницами и прочее. По образцу этой Д. в конце 4 в. до н. э. была построена Аппиева дорога от Рима до Капуи и Брундизиума, положившая начало активному строительству римских торговых и военных Д. Римлянами была создана сеть Д., пересекавших Западную Европу. Сеть римских Д. состояла из 372 больших Д., 29 из которых оканчивались у Рима. Римские Д. строились из гравия, булыжного и тёсаного камня, уложенных в известковом растворе. В болотистых районах римляне, используя опыт аборигенного населения, строили Д. с деревянным покрытием. Римские Д. были снабжены указателями расстояний и пересечений путей. Толщина дорожной одежды , состоящей из нескольких слоёв, достигала 1 м . Ширина мощёной части римской Д. была невелика. Аппиева Д. шириной до 4,3 м была исключением, чаще Д. предназначались для проезда одного экипажа. Вдоль мощёного полотна по обе стороны прокладывался грунтовой просёлок для движения неподкованных вьючных и верховых животных. Римские Д., проходившие через Альпы, имели ширину 1,5-3,5 м и были очень крутыми. С падением Римской империи прекратилось строительство Д. в Европе. Только начиная с 13 в. возобновилась дорожно-строительная деятельность, были построены Д. в Швеции, Германии, Англии, Испании, Нидерландах. В Англии был впервые установлен предел веса повозок и введено правило, чтобы все экипажи держались одной стороны. В 15-16 вв. в Италии создаётся сеть Д. с расчётом на проезд двух карет. Организация регулярных почтовых и пассажирских сообщений уже в 17 в. привела к значительному росту дорожного строительства в Европе. Изобретение в начале 19 в. дорожной одежды из сплошного слоя утрамбованного щебня вызвало бурный рост дорожного строительства (см. Дорожно-строительные работы ) и стало широко применяться при строительстве шоссе с 20-х гг. 19 в. На территории Древней Руси в 8-10 вв. н. э. Киевское государство имело несколько торговых путей (главным образом водных), связывавших Киев с Крымом и устьем Дона. С ростом Русского государства формировалась сеть Д. от Москвы к окраинам. Началом систематического строительства Д. в России можно считать 1722, когда по указу Петра I было начато строительство Д. Петербург-Москва, получившей название 'першпективной дороги'. Эта Д. была грунтовой, укреплённой на некоторых участках бревенчатыми настилами. В 1817 начались работы по мощению этой Д. щебнем и к 1834 Д. Петербург-Москва длиной свыше 700 км стала называться Московским шоссе. Конец 18 и начало 19 вв. во всех странах характеризовались интенсивным строительством шоссе — Д. с твёрдым, главным образом щебёночным, покрытием. Толщина дорожной одежды уменьшилась от 1 м до 0,24-0,27 м . Создание автомобиля предъявило новые требования к Д. Щебёночные дорожные одежды не могли выдержать интенсивного движения автомобилей, и с 20-х гг. 20 в. началось широкое строительство автомобильных дорог и автомобильных магистралей с асфальтовым покрытием. Рост дорожной сети повлёк за собой развитие дорожного машиностроения (см. Дорожные машины ) и производство новых дорожно-строительных материалов. Современные городские дороги , а также Д., соединяющие города и отдельные государства, представляют собой комплексы инженерных сооружений, обеспечивающие высокие скорости движения, допускающие большую грузоподъёмность транспортных средств и не имеющие, как правило, пересечений на одном уровне. К 20-м гг. 19 в. относится строительство в Великобритании первой железной дороги общего пользования. В России строительство первой такой железной дороги (Петербург-Царское Село) было закончено в

1837. Развитие больших городов с огромной протяжённостью транспортных магистралей, затруднённость наземных автомобильных сообщений приводят к развитию подземных рельсовых дорог — метрополитенов и наземных монорельсовых дорог . См. также Железнодорожный транспорт , Автомобильный транспорт , Городской транспорт .Лит.: Кудрявцев А. С., Очерки истории дорожного строительства в СССР, ч. 1 — Дооктябрьский период, М., 1951; Арциховский А. В., Средства передвижения, в кн.: Очерки русской культуры 13-15 вв., ч. 1, М., 1969; Кларк Г., Доисторическая Европа, пер. с англ., М., 1953; Стамп Д., Бивер С., Британские острова, пер. с англ., М., 1948; Мец А., Мусульманский Ренессанс, пер. с нем., М., 1966; Американская география, пер. с англ., М., 1957, с. 301-21; Forbes R. J., Studies in ancient technology, v. 2, Leiden,

1955. П. М. Кожин.

Полный орфографический словарь русского языка

Дороги

Дороги, —ог: Старые Дороги (город)

Каким бывает «дороги»?

Дороги бывает:

  • железные
  • фронтовые
  • пыльные
  • извилистые
  • безлюдные
  • безопасные
  • бесконечные
  • бетонные
  • близлежащие
  • боковые
Все определения к слову ДОРОГИ

Морфемный и фонетический разбор слова «дороги»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова дороги. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «дороги»

Какими словами можно заменить слово дороги? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ДОРОГИ

Ассоциации к слову «дороги» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово дороги? В русском языке со словом дороги чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ДОРОГИ

Предложения со словом «дороги»

Примеры употребления слова дороги в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Однако, если такая политика существует, ложь больше не является чем-то, что категорически исключено – она становится просто очень дорогой вещью.

Энрико Коломбатто, Рынки, мораль и экономическая политика. Новый подход к защите экономики свободного рынка

У слонов невероятная память, они всегда находят дорогу домой.

Матильда Мастерс, Может ли жираф облизать свои уши?

По обеим сторонам дороги стояли люди, махавшие нам на прощание рукой.

Курт Мейер, Немецкие гренадеры. Воспоминания генерала СС. 1939-1945

Помните сказку про Грензель и Греттель? Мы нашли хлебные крошки, но дороги домой не будет…

Company of Heroes

Все предложения и цитаты со словом ДОРОГИ

Cлово «дороги» является ответом на вопросы