Долг

Cлово «долг» означает:

денежная сумма или материальные ценности, взятые взаймы на определенных условиях.

Источник: Бизнес словарь

Значение слова «долг» в русском языке

категория этики, нравственные обязанности человека, выполняемые изпобуждений совести.

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Исторический словарь

Долг

в понятиях Св. Руси твердая обязанность человека перед Богом, Царем, государством, обществом, семьей, родственниками, друзьями. свой человек обязан исполнять не формально, а старательно и с любовью. Исполнить свой долг считалось делом чести и достоинства коренного русского человека. Нарушившего свой долг презирали. Твердое сознание долга, считали русские люди, есть основа характера. Мудрость долга в том, чтобы наилучшим образом исполнить то дело, на которое человек поставлен жизнью. "У нас у всех, — писал И.С. Тургенев, — есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга". "Свободные установления, — считал Ф.М. Достоевский, — тогда хороши, когда они у людей, себя уважающих, а стало быть, уважающих и долг свой, долг гражданина". О. Платонов

Психологический словарь

Долг

— превращение социального требования, относящегося ко всем, в личную задач конкретного лица в определенной ситуации.

Философский словарь

Долг

(греч. deon; лат. officiuum, obligatio; нем. Pflicht; англ, duty, obligation; фр. devoir, obligation; ит. devere) — одно из фундаментальных понятий этики, которое обозначает нравственно аргументированное принуждение к поступкам; нравственную необходимость, выступающую в качестве субъективного принципа поведения. Д. воплощает императивность морали. Сами действия, поскольку они мотивированы Д., именуются обязанностями; понятие “обязанность” говорит о том, что (какое конкретное действие) совершается, а понятие Д. — о том, почему оно совершается: служить отечеству, выполнять обещания, заботиться о детях есть обязанности, делать это по моральным основаниям есть Д. Действие совершается по моральным основаниям тогда, когда оно совершается не из-за внешних по отношению к нему соображений (по приказу, ради выгоды, из-за склонности и т.д.), а на том основании, что оно само в себе содержит нравственную ценность, является для субъекта личностно значимым. Рус. слово “Д.” имеет еще второй смысл (то, что взято взаймы и необходимо вернуть, гл.обр. деньги). Значение Д., в смысле отношений заимодавца и должника, позволяет вскрыть исторические корни и социально-коммуникативный контекст его морального значения. По крайней мере, отчасти “в долговом праве таится рассадник мира моральных понятий “вина”, “совесть”, “долг”, “священность долга” (Ф. Ницше). овые обязательства стали прообразом обязательств, исполнение которых является безусловным. Речь идет о такой безусловности, которая не может быть надежно гарантирована внешним образом. Для этого требуется еще внутреннее принуждение, налагающее обязанность в отношении самой обязанности, что и составляет смысл морального Д. Начало теоретического осмысления Д. восходит к стоической школе, к предложенному Зеноном из Ки-тиона выделению в человеческом поведении двух срезов: собственно нравственного и надлежащего. Надлежащие (природосообразные) поступки и есть предметная область нравственно должного, его материя; само нравственно должное в этом случае выступает как принцип поступков, неприродная форма. Такая теоретическая конструкция позволяла рационально-прагматическую обоснованность поступков дополнить их разумно-нравственным обоснованием и осмыслить в качестве Д., обязанностей. Цицерон трансформировал учение о Д. т.о., что два способа мотивации поведения были интерпретированы как две разные ступени нравственного поведения. Его кн. “Об обязанностях” и содержательно, и терминологически стала своего рода каноном философско-культурологических рассуждений о Д. вплоть до И. Канта. Учение Цицерона о Д. заимствовал. Амбросий Ме-диоланский и перенес его на средневековую почву. В Новое время понятие Д. осмысливается в рамках концепции естественного права. Д. Юм пишет, что “у нас нет иных мотивов исполнять обещания, кроме чувства долга”. По Т. Гоббсу, как спор невозможен в том случае, если человек противоречит тому, что он утверждал раньше, так и общественная жизнь невозможна, если человек произвольно разрушает то, что раньше добровольно сделал; то, что в схоластических спорах именуется абсурдом, в мирских спорах именуется несправедливостью, неправомерностью, нарушением Д. Контрактная версия Д., согласно которой сама процедура соглашения налагает на человека обязательство по отношению к обязательствам соглашения, вполне логично выводится из социально-договорной теории общества и гос-ва, но в самой этой теории, как она воплотилась в творчестве философов Нового времени, мыслящих еще онтологично и полных пафоса истины и блага, была только намечена в общих чертах. Контрактная версия Д. стала основой самостоятельной теории в наши дни в рамках т.н. дискурсивной этики (К.О. Апель, Ю. Хабермас). Наиболее развитую теорию Д. предложил Кант. Т.к., считает Кант, нравственный закон выступает в форме категорического императива, безусловного принуждения к поступку, то единственным субъективным основанием, благодаря которому он приобретает действенность и становится человеческим нравственным законом, является Д. Д. есть принуждение к поступку нравственным законом. Д. дан только в соотнесенности и противостоянии со склонностями. Д. не отменяет прочие максимы, которые все можно интерпретировать как максимы себялюбия, он только взвешивает их с т.зр. соответствия критерию общезначимости и в случае положительного результата выступает их нравственной санкцией, которая является дополнением и усилением этих максим. Процедура такого взвешивания сводится к мысленному эксперименту, в ходе которого человек как разумное существо должен ответить себе на вопрос, совершил бы он соответствующий поступок также и в том случае, если бы у него не было никакой выгоды совершить его или если бы он противоречил его склонностям. Нравственным, по Канту, можно признать только такой поступок, который не просто сообразен Д., а совершается ради Д.: “ есть необходимость поступка из уважения к закону”. Последующие размышления о Д. были формой смягчения этического ригоризма Канта (в школах неокантианства) или его критики (почти во всех последующих оригинальных этических системах). Современная философия, которую принято называть постклассической, в этическом аспекте в целом характеризуется антинормативизмом. Это обнаруживается, в частности, в критике императивной формы морали, снижения ценностного статуса Д. и его смещении на периферию моральной жизни. Понятие Д., его анализ и в особенности обоснование, остаются для филос. этики открытой проблемой. О Кант И. Основоположение к метафизике нравов; Критика практического разума // Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4(1); Юм Д. О морали // Соч: В 2 т. М., 1965. Т. 1; Цицерон М. Т. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1974; Ницше Ф. К генеалогии морали (Рассмотрение второе) // Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2; Фрагменты ранних стоиков. М., 1998. Т. 1; Reiner H. Die Grundlage der Sittlichkeit. Meisenheim, 1974. A.A. Гусейнов

Философский словарь

Долг

— этич. категория, в к-рой выражается нравств. обязанность человека перед обществом, классом, партией или соц. группой, выполняемая из побуждений совести. Д. предполагает не подчинение, а свободное самоопределение личности. Религия выдвигает в качестве основания Д. бога, его заповеди и тем самым лишает нравств. поступок добровольности. Христианство различает Д. перед богом, Д. перед людьми и Д. перед собой, к-рые нередко вступают в конфликт друг с другом. Д., по христ. учению, противостоит влечениям греховной природы человека. С т. эр. науч. атеизма Д. как особое психо-логич. переживание обусловлен соц. природой человека, историч. развитием и обществ, (клас.) взаимоотношениями. Противоположность Д. и склонности, идеалов и жизни устраняется с уничтожением социальных корней этой противоположности, с построением бес-клас. общества, в к-ром Д. не будет требовать самоотречения. Служение Д. (человечности) будет одно временно средством самоутверждения личности.

Философский словарь

Долг

— в этике: поступок, который надлежит совершить в силу взятого на себя обязательства, либо потому, что человек свободно принял в качестве авторитетной для себя нравственную норму (правило, заповедь). Христианство сохраняет этику долга, опирающуюся на Декалог, но в своем существе это этика любви к Богу и ближнему. (См. также: КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ).

Философский словарь

Долг

— выступающее в качестве внутреннего переживания принуждение поступать в соответствии с потребностями, исходящими из этических ценностей, и строить свое бытие в соответствии с этими требованиями. Согласно Фихте, для которого весь мир является "материалом исполнения долга", есть только одна конечная цель — долг. Единственно возможное верование: с радостью и непредвзято делать то, что в любом случае предписывает долг, не поддаваясь сомнениям или раздумьям о последствиях.

Философский словарь

Долг

— может быть: сыновний, материнский, родительский, гражданский, денежный — довольно странный ряд. Элемент насилия над человеком со стороны внешнего мира — антагонист свободы и прав человека. Ассоциативный блок. Что это такое — насилие?

Философский словарь

Долг

внутренняя, не навязанная силой, принуждением, выгодой потребность человека поступать в соответствии с определенными моральными ценностями, существующими в обществе. Еще Демокрит писал: «Не из страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков». предполагает осознание мотивов поведения и опору на нравственные чувства личности, которые способствуют успешному выполнению долга. В понимании долга отражается степень самостоятельности, свободы человека, превращающего общественные требования в свою личную цель. – понятие конкретно-историческое. Каждая эпоха, социальная группа, класс, религиозная или этническая общность, а также отдельная личность, имеют свое представление о долге, которое складывается в рамках той или иной культуры, образа мыслей и жизни, с присущими им ценностями. Различают долг в узком смысле слова (простая справедливость) и долг в широком смысле (относящийся к милосердию). может быть продиктован: 1) индивидуальным сознанием (это моральное обязательство в собственном смысле слова, то, что Руссо называл «голосом совести»); 2) boga-4990.html»>присутствием в нас социального сознания, или коллективного сознания (описанного Дюркгеймом и Джеймсом: так, именно социальное сознание заставляет нас вставать по утрам). Жизнь, а также искусство множат противоречия, часто жестокие, между сознательным и социальным долгом. Пример конфликта разных видов долга: проблема отказа или согласия от несения военной службы по религиозным мотивам. Понимание долга помогает человеку преодолеть разрыв между тем, что есть, и тем, что должно быть. Поэтому выполнение долга может быть связано и с отрицанием, отказом от тех моральных норм и ценностей, которые хотя и приняты в данном обществе, но уже неприемлемы в силу изменившихся обстоятельств.

Философский словарь

Долг

— универсалия культуры, этическое и социальное понятие; механизм, включающий моральное сознание личности непосредственно в акт выбора поступков (моральный Д.), а также ориентирующий человека на достижение определенных целей, отражающих историческую необходимость (общественный Д.). Нравственный Д. как идеальное представление формируется на принципах рационалистической традиции. По содержанию он противопоставляется чувственной склонности. Д. содержит самопринуждение, ибо вытекает из нравственного закона, не подвластного субъективным склонностям. Д. как сдержанное слово, обязательство, а не принуждение — важное открытие кантовской философии. В деонтологии (Бентам) Д. рассматривается как одно из условий достижения удовольствия, понимаемого с точки зрения результата как полезность процесса, как самопожертвование. В марксизме Д. предстает как диалектическое единство исторической необходимости и субъективной активности людей, как историческая миссия осознавшего себя класса, как идеология и практика самопожертвования ради великой цели, всеобщего блага. Современная этическая теория Д. включает: 1) блок дедуктивных определений; 2) объяснение механизма реализации Д. как процесса; 3) описание основных ориентации, детерминируемых Д. как раскрытием долженствования. Непреложность Д. не означает полного подавления субъективного желания индивида, а лишь более полную реализацию гуманной сущности человека в отношении семьи, коллектива, государства, человечества. Заданность Д. как необходимости в определенном поведении, действиях, деятельности не снимает проблему его выбора. В нем фиксируется раздвоенность самосознания на "Я хочу" и "Я должен". Альтернативность ситуации выбора создает стимул для самоидентификации человека как личности. Регулятивная функция Д. в культуре очевидна и имеет общественный характер, поскольку включает оценку поведения. В этике продолжаются дискуссии относительно места теории Д. в ее концептуальных построениях. Согласно одной из точек зрения, Д. — исходное, фундаментальное понятие, из которого проистекает вся совокупность логико-понятийных, категориальных (в этике) связей. Согласно второй — Д. — лишь узкая сфера морали, не дающая основания для экстраполяции, выходящих за пределы реальности. (См. также: Деонтология). А.И. Лойко

Философский словарь

Долг

— одна из осн. категорий этики; общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью. Иными словами, это превращение требования нравственности, в равной мере относящегося ко всем людям, в личную задачу данного конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в к-рой он находятся в данный момент. Если в моральном требовании выражено отношение об-ва к отдельным его членам (оно формулируется об-вом и предъявляется к ним), то Д. — это отношение личности к об-ву. Личность выступает здесь как активный носитель определенных моральных обязанностей перед об-вом (субъект), к-рый осознает их и реализует в своей деятельности. Категория Д. тесно связана с др. понятиями, характеризующими моральную деятельность личности, такими, как ответственность, самосознание, совесть, мотив. Истолкование природы и происхождения Д составляло одну из самых трудных проблем в истории этики. Основание и источник Д. усматривали то в божественных заповедях (Религиозная мораль), то в априорном моральном законе (Категорический императив), то в самой «человеческой природе», в «естественном» стремлении человека к наслаждению или счастью (Гедонизм, Эвдемонизм). По-разному пытались ответить и на вопрос, кто в конечном итоге правомочен определять содержание Д.: об-во (Социалът-аппробативная теория), Бог (Неопротестантизм), совесть (Фихте), моральное чувство (Нравственного чувства теории), Т обр, основанием Д. объявлялся авторитет того или иного рода (Авторитаризм). Тем самым лишался смысла вопрос о содержании морального Д. К крайне субъективистскому выводу пришли сторонники экзистенциализма· вообще не важно, как человек поступает, в чем он видит свой Д., имеет значение лишь то, что он следует своему личному замыслу. Неразрешенным оставался и вопрос о границах Д. Сторонники деонтологического интуитивизма считают, что при исполнении человеком своего Д. важно лишь само действие, а не мотивы, к-рыми при этом человек руководствовался. Сторонники др. направления (Моральной доброты теория), наоборот, решающее значение придавали характеру мотива. Дискуссию по вопросу о том, необходимо ли, чтобы человек при исполнении Д. обязательно достиг к.-л. реального результата или же достаточно совершить определенные усилия, попытку ч.-л. сделать, ведут, напр, сторонники деонтологического интуитивизма. В марксистской этике все эти вопросы впервые поставлены на научную основу: проблема Д. рассматривается как часть общего вопроса о происхождении и обосновании требований нравственности. Как бы люди ни представляли себе происхождение этих требований, нравственные требования всегда в конечном счете отражали законы объективного процесса социального развития, к-рые определенным образом преломлялись в потребностях различных об-в, классов и отдельных людей. Требования коммунистической нравственности исходят из того, что исторической необходимостью дальнейшего развития человечества является переход к бесклассовому об-ву. Д. каждого отдельного человека в социалистическом об-ве, основывающийся в конечном итоге на этой исторической необходимости, принимает бесконечно разнообразные формы в зависимости от социальных обстоятельств и жизненных ситуаций, в к-рые данный человек попадает. Исходя из этого же, марксизм решает и вопрос о том, кто правомочен определять содержание морального Д. Общие нравственные требования способно вырабатывать лишь об-во в целом на основе коллективного опыта масс. Задача же решения моральной проблемы применительно к той или иной конкретной ситуации в осн. возлагается на того, кто эти требования выполняет, т. е. на каждого члена об-ва. С одной стороны, каждый человек должен сам осознать объективное содержание своего морального Д., и никакие ссылки на общественные авторитеты или на общепринятые мнения не могут оправдать его, если он понял свой Д. неправильно. С др. стороны, ответственность человека перед своей совестью в конечном итоге выражает его ответственность перед об-вом, поэтому общественное мнение вполне правомочно судить о том, насколько правильно данный человек понял свои Д. Но границы ответственности об-ва и личности в этом отношении исторически конкретны; мера личной ответственности постоянно возрастает в ходе строительства коммунистического об-ва.

Философский словарь

Долг

— одна из осн. категории этики, отражающая особое моральное отношение. Нравственное требование, распространяющееся на всех людей (Норма моральная), принимает форму Д., когда оно превращается в личную задачу определенного индивида применительно к его положению в к.-л. конкретной ситуации. Личность выступает здесь как активный субъект морали, к-рый сам осознает и своей деятельностью осуществляет моральные требования. В истории немарксистской этики источник Д. усматривали в воле или разуме бога (Неотомизм, Неопротестантизм), априорном моральном законе (Кант, Интуитивизм), во внеисторической природе человека или в законах естественного мира (Натурализм). Основание Д. часто видели в особом авторитете — боге, “коллективных представлениях”, моральном законе индивида и т. п. (Апробативная этика). Марксистская этика видит конечный источник Д. в законах истории, проявляющихся в виде потребностей и задач об-ва и классов. Авторитет об-ва (коллектива, отдельного лица) не является конечным основанием Д., а сам имеет объективные основания. Поэтому человек должен не просто исполнять кем-то сформулированные или стихийно установленные требования, а понять их социальное происхождение и последствия для своих личных и совместных действий. Таково одно из непременных требований коммунистической морали, благодаря к-рому человек поднимается до сознательного (а значит, и лично мотивированного и обоснованного) служения интересам всего человечества и творчества истории.

Экономический словарь

Долг

(debt) сумма денег, которую одно юридическое или физическое лицо должно другому. Д. может быть краткосрочным и долгосрочным. В практике торговых сделок обычным является погашение Д. в течение одного месяца со дня получения счета-фактуры; после этого срока на сумму Д. могут начисляться проценты. осрочная задолженность при коммерческих операциях может быть оформлена переводным векселем. Она также возникает при выпуске компаниями или государством долговых обязательств (облигаций). Выпуск государством облигаций на внутреннем или на международном рынке капиталов, а также заимствование у частных и международных банковских институтов ведет к образованию государственного долга, в том числе внешнего государственного долга.

Экономический словарь

Долг

денежная сумма, взятая взаймы на срок на определенных условиях, подлежащая возврату. Лицо, имеющее долг, называют должником. овые обязательства, подлежащие погашению в первую очередь, именуют первоочередными долгами.

Экономический словарь

Долг

— денежная сумма, взятая взаймы на срок на определенных условиях, подлежащая возврату. Лицо, имеющее Д., называют должником. овые обязательства, подлежащие погашению в первую очередь, называют первоочередными Д.

Экономический словарь

Долг

— денежная сумма, взятая взаймы (на срок и на определенных условиях).

Экономический словарь

Долг

DEBTФин. обязательство должника; ден. сумма, к-рую одна сторона должна выплатить др. в результате совершения операции, связанной с передачей ценности должнику, о чем свидетельствует устное или письменное соглашение. овая расписка или обязательство являются свидетельством задолженности при отсутствии доказательства в пользу противного, однако открытый счет может стать счетом только после принятия должником обязательства или неудачной попытки должника отрицать обязательство или возражать против предъявленного счетаСм. ВНУТРЕННИЙ; ГОСУДАРСТВЕННЫЙ; НАЦИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ.

Экономический словарь

Долг

денежная сумма или материальные ценности, взятые взаймы на определенных условиях.

Психологическая энциклопедия

Долг

— превращение социального требования, относящегося ко всем, в личную задач конкретного лица в определенной ситуации.

Толковый словарь Даля

Долг

м. все должное, что должно исполнить, обязанность. Общий долг человека вмещает долг его к Богу, долг гражданина и долг семьянина; исполнением этих обязанностей он в долгу, они составляют долг его, как взятые у кого взаймы деньги или вещи, и

Толковый словарь Ожегова

Долг

См. обязанность

Юридический словарь

Долг

— денежная сумма, взятая взаймы на срок на определенных условиях, подлежащая возврату. Лицо, имеющее Д., называют должником. овые обязательства, подлежащие погашению в первую очередь, называют первоочередными Д.

Cлово «долг» означает:

долг — это обязательство, а также денежные средства или другие активы, которые кредитор передаёт заёмщику (дебитору) с условием их возврата в будущем и/или выплаты вознаграждения. Долг позволяет физическим или юридическим лицам совершать те операции, на которые у них иначе не хватило бы финансовых возможностей.

Источник: Википедия

Большой современный толковый словарь русского языка

I м.Денежная сумма, взятая взаймы на определенный срок и на определенных условиях. II м.Нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести, как категория этики.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Долг

м.
1) То, что взято взаймы.
2) перен. Обязанность перед кем-л., чем-л.

Словарь Даля

Долг

муж. все должное, что должно исполнить, обязанность. Общий долг человека вмещает долг его к Богу, долг гражданина и долг семьянина; исполнением этих обязанностей он в долгу, они составляют долг его, как взятые у кого взаймы деньги или вещи, или все то, чем обязан он, по обещанью или какому условию; долг, более общее, обязанность частная, личная; долг невольный, обязанность условна. | Долг, долги, заемные деньги; плата за что-либо, с обещаньем уплаты, возврата. Поверстать долг. Долги неоплатные, безнадежные. Долги текущие, по счетам, оборотам. Его должишки сокрушают. В копнах не сено, в долгах не деньги: копна сгниет, а деньги пропадут. Отдать последний долг природе, умереть; — покойнику, быть на похоронах его. Должища, что печище: сколько ни клади в нее дров, все сгорит, и все мало. Бог в долгу не останется. За Богом должок не пропадет. По уши в долгу. В долгах по горло. Весь, и волос в долгу. Торгу на три алтына, а долгу на пять. В долг не лезем, из долгу не выходим. Столько долгу, сколько волос на голове. В долгу, как в шелку. В долгах, что в репьях. Что в Москве в торгу, чтоб было у тебя в долгу (в дому)! Есть долг, не спорю, отдам нескоро; а станешь докучать, и по век не видать. Должен — не спорю, отдам нескоро; когда захочу, тогда и заплачу. Старый долг за находку. В долгу, что в море: ни дна, ни берегов. По долги, не по грибы. По долги не с кузовочком. Бери долг, чем дают, а не чем хочется. Долги собирать, и ошурками брать. Долги собирать, что по миру идти: бери, что дают, да кланяйся. От долгов, хоть в воду; хоть удавиться, хоть петлю на шею. Долг не ревет, а спать не дает. Долг отдать, не беда заплатить. Стар долг, да кто его помнит? У долга и век долог. Долги помнит не тот, кто берет, а кто дает. Нет труднее: Богу молиться, родителей почитать, да долги отдавать. Отца, мать кормить, да долги платить (трудно). Он в долгу не останется. Долг платежом красен. Не божись, в долг поверю. От долгов и в подполье уходят. Долго спать, с долгом встать. Спать долго, встать (жить) с долгом. Чем живешь? Долгами. (Ачто ешь? Щи с пирогами). Сегодня на деньги, а завтра в долг. Долги, что тля (моль) в меху. Съедают долги и богатого. Тот в нищие пошел, на ком долг тяжел. Нечем платить долгу, так идти на Волгу, прежде о разбое, ныне о бурлачестве. Нет долгу на мне, ни блесточки. Долговой, к долгам относящ. Долговая книга, в которой пишутся долги. Должковые деньги, должок составляющие. Должный, о человеке обязанный, по долгу своему вынужденный к чему. Я должен говорить правду. О поступках; требуемое долгом, обязанностью. Должное повиновение требует и должного уважения. О долгах денежных: кто должен, и что должен. Я должен ему, кроме денежных ста рублей, еще сто за лошадь. Слава тебе, Господи: и сыт, и пьян, и никому не должен! Должно нареч. или безл. , гл. надлежит, надо, надобно, следует, потребно, необходимо требуется, по долгу, по обязанности, должным порядком. Должно жить, как Бог велит. Живи должно, как следует. Не все должно, что можно. Должное сущ. , ср. все, что кто-либо должен, что обязан исполнить, что составляет долг. Должное

Словарь русского языка Лопатина

Долг

долг, -а, предл. в долг`у, мн. -`и, -`ов

Словарь русского языка Ожегова

Долг

2 взятое взаймы (Maxime деньги) Взять в д. (взаймы, с последующей отдачей). Наделать долгов. Войти, влезть в долги (сделать много долгов). Жить в д. (на занятые в долг деньги). По уши в долгах (очень много должен). Не выходит (не вылезает) из долгов (постоянно кому -н. должен). долг 1 == обязанность Выполнить свой д. Гражданский д. Защита отечества — священный д. каждого гражданина. По долгу службы. человек долга (честно выполняющий свои обязательства). Отдать последний д. кому-н. (перен. : почтить память умершего, прощаясь с ним при погребении).

Современный толковый словарь, БСЭ

Долг

категория этики, нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести.

Толковый словарь Ефремовой

Долг

м.
1) То, что взято взаймы.
2) перен. Обязанность перед кем-л., чем-л.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Долг

долга, мн. долги, м.

1. только ед. Обязанность (книжн.). Исполнить гражданский долг. Считаю своим долгом предупредить вас. Из чувства долга.

2. Взятое взаймы, преимущ. деньги. За мной долг. наделать долгов. Вернуть долг. Имущество продано за долги. Расплатился с долгами. Государственный долг. Перевыполнением плана вернем хлебный долг стране. В долг –
1) взаймы. Давать деньги в долг,
2) с последующей оплатой или с условием возврата. Жить в долг. Забирать из лавки товар в долг. По долгу чего (книжн.) – в силу вытекающих из чего-н. обязательств. По долгу службы. Остаться в долгу перед кем-чем –
1) быть в чем-н. обязанным кому-н.
2) перен., чаще с отриц. – оставить без возражений, без ответа (разг.). Ему нельзя делать замечаний, он в долгу не останется. Отдать последний долг кому (книжн.) – почтить память кого-н. умершего, присутствовать на чьих-н. похоронах. Отдать долг природе – см. природа. Влезть или залезть в долги (простореч.) – наделать много долгов.

Словарь экономических терминов

Долг

— денежная сумма, взятая взаймы на срок на определенных условиях, подлежащая возврату. Лицо, имеющее Д., называют должником. Долговые обязательства, подлежащие погашению в первую очередь, называют первоочередными Д.

Словарь экономических терминов

Долг

ВНЕШНИЙ- см. ВНЕШНИЙ ДОЛГ .

Словарь экономических терминов

Долг

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ- см ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ .

Словарь экономических терминов

Долг

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ- см ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ ; ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ.

Словарь экономических терминов

Долг

ОСРОЧНЫЙ- см ДОЛГОСРОЧНЫЙ ДОЛГ .

Словарь экономических терминов

Долг

КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ- см КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ ДОЛГ .

Словарь экономических терминов

Долг

НАЦИОНАЛЬНЬШ- см. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОЛГ .

Словарь экономических терминов

Долг

СПОРНЫЙ- см. СПОРНЫЙ ДОЛГ .

Словарь экономических терминов

Долг

СТАРШИЙ- см. СТАРШИЙ ДОЛГ .

Словарь экономических терминов

Долг

ФУНДИРОВАННЫЙ-см ФУНДИРОВАННЫЕ ЗАЙМЫ.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Долг

категория этики, в которой выражается нравственная задача определённого индивида, группы лиц, класса, народа в конкретных социальных условиях и ситуациях, становящаяся для них внутренне принимаемым обязательством (этим Д. отличается от более абстрактного понятия должного, обнимающего область вообще всех требований, предъявляемых к людям в форме норм ). В истории нравственного сознания человечества содержание Д. толковалось различно, сообразно общесоциальному или классовому пониманию обязанностей, лежащих на человеке в ту или иную эпоху; оно всегда было связано с конкретными проблемами времени и данного общества. По своему общечеловеческому содержанию понятие Д. включало в себя выполнение ряда выработанных исторически 'простейших правил человеческого общежития'. Что касается природы Д., то данная проблема всегда была ареной столкновения различных школ и направлений философской этики. Основания Д. связывались с той или иной формой толкования нравственной необходимости (исполнения божественных велений, каких-либо космических или потусторонних законов, официальных или неофициальных общественных установлений, самоосуществления внутренних потенций личности и т.д.). В марксистской этике моральный Д. рассматривается как конкретизация общих требований морали, имеющих историческое происхождение, применительно к возникшим обстоятельствам, положению, способностям и возможностям человека, которые определяют условия и меру его личной ответственности и составляют содержание его мотивов и совести. В Д., т. о., выражается нравственная специфика социально-идейной позиции личности по отношению к создавшейся общественной ситуации, конфликту и расстановке классовых сил и т.п., внутренних убеждений и способов их реализации.Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, с. 235-36; Ленин В. И., Государство и революция, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, гл. 5; его же, Задачи союзов молодежи, там же, т. 41; Архангельский Л. М., Категории марксистской этики, М.,

1963. О. Г. Дробницкий.

Полный орфографический словарь русского языка

Долг

долг, -а, предл. в долгу, мн. —и, —ов

Викисловарь

Долг

взятое взаймы, то, что необходимо отдать или возместить

Каким бывает «долг»?

Долг бывает:

  • сыновний
  • супружеский
  • интернациональный
  • патриотический
  • воинский
  • гражданский
  • служебный
  • врачебный
  • священный
  • карточный
Все определения к слову ДОЛГ

Морфемный и фонетический разбор слова «долг»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова долг. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «долг»

Какими словами можно заменить слово долг? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ДОЛГ

Ассоциации к слову «долг» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово долг? В русском языке со словом долг чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ДОЛГ

Сочетаемость слова «долг»

Как правильно употребляется слово долг? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • безнадёжные долги
  • большие долги
  • в вечном долгу
  • в неоплатном долгу
  • важный долг
  • великий долг
  • внешний государственный долг
  • внешний долг
Полная таблица сочетаемости слова ДОЛГ

Предложения со словом «долг»

Примеры употребления слова долг в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Я теперь офицер регулярного флота, получивший специальную командировку, и обязан исполнить долг службы.

Луи Жаколио, Грабители морей

Когда авторитет потребовал вернуть долг в 1 млн 200 тыс. долларов, ему резонно ответили, что видят его в первый раз, и денег не отдали.

Мария Бакушева, Игры, которые вас разоряют

Зато спрашивающий с чувством выполненного долга спокойно может вернуться к своим делам, не утруждая себя дальнейшим участием.

Ричард Темплар, Правила жизни. Как добиться успеха и стать счастливым

Справедливости без милосердия не существует. Номер сезона: 2 Номер серии: 11В каждом из нас сложно переплетаются долг и желание, сердце и разум, постоянно пытаясь удержать хрупкое равновесие. Номер сезона: 2 Номер серии: 11

Легенда об Искателе

Все предложения и цитаты со словом ДОЛГ

Cлово «долг» является ответом на вопросы