Добродетель

Cлово «добродетель» означает:

-доброе свойство души человека, деятельное стремление к добру, удаление от зла.

Источник: Исторический словарь

Значение слова «добродетель» в русском языке

(греч. arete, лат. virtus, нем. Tugend, англ, virtue) — деятельное добро, делание добра; фундаментальное моральное понятие, характеризующее готовность и способность личности сознательно и твердо следовать добру; цельная совокупность внутренних качеств личности, воплощающих человеческий идеал в его моральном совершенстве. Д. является одной из двух основных форм объективации морали наряду с принципами, нормами; в отличие от последних, фиксирующих надличностную и общезначимую сущность морали, Д. выражает индивидуализированность и произвольность морали. Ее можно определить какявлен-ность морали в индивиде, мораль, ставшую мотивацией поведения. Для понятия Д. существенными являются следующие признаки. Она 1) всегда соотнесена с высшей, самодостаточной целью, которая никогда не может быть низведена до уровня средства и совпадает с человеческим совершенством; 2) сопряжена с особыми, только ей свойственными удовольствиями (радостями), практикуется ради самой себя; 3) возникает на пересечении природно-аффективных состояний (инстинктов, страстей, склонностей) и познающего ума, является качественной характеристикой (складом, устоем, диспозицией, нравственной определенностью) характера (нрава, этоса, темперамента, “души”) человека; 4) представляет собой деятельное обнаружение нравственной сущности человека, реализуется в поступках, соотнесенных с практикуемыми в обществе образцами поведения; 5) выступает как свободный (самочинный, преднамеренный, сознательно-взвешенный) образ действий, в ходе которого индивид принимает на себя риск собственных решений; 6) деятельно противостоит пороку. Среди конкретных теорий Д. наиболее значительными, обозначающими важнейшие исторические вехи в ее понимании являются теории Аристотеля и И. Канта. Аристотель связывает Д. со счастьем, видя в ней и путь к счастью и существенную часть самого счастья. Понимая Д. как наилучшее, совершенное состояние души, Аристотель видит это состояние в том, что неразумно-аффективная часть души слушается указаний ее разумной части подобно тому, как ребенок слушается указаний отца. Результатом является обладание серединой: “Как в страстях, так и в поступках пороки переступают должное либо в сторону избытка, либо в сторону недостатка, добродетель же умеет находить середину и ее избирает”. Д. и пороки различаются не предметом, а способом, каким осуществляется то или иное дело; грани между ними являются подвижными. Середина — не арифметическая формула, а совершенный и каждый раз конкретный выбор, зависящий и от того, кто выбирает, и от частных обстоятельств выбора: “Установленных правил нет в поступках и действиях”. ные умения (привычки) человека соотнесены с привычными формами полисной жизни, которая также представляет собой воплощенный, предметно развернутый разум. ный индивид оказывается основной несущей конструкцией полисной морали. Кант развивает свое учение о Д. в прямой полемике с Аристотелем и его традицией. Для его позиции суще- ственны следующие моменты: Д. сопрягается с такой целью, которая сама по себе есть долг; она выводится из чистых основоположений и вовсе не является навыком, привычкой к добрым делам; Д. нельзя определять как середину, различие между ней и пороком имеет качественную природу. Кант разрывает связь Д. со счастьем и подчиняет ее долгу. Аристотель и Кант своими подходами к Д. обозначают две эпохи в истории этики и морали. Для Аристотеля мораль выступает по преимуществу в форме моральной (добродетельной) личности. Такое понимание вполне соответствовало общественным отношениям античности и Средневековья, в значительной мере имевшим форму личных связей. Для Канта мораль совпадает с абсолютным законом, а этика трансформируется прежде всего в метафизику нравов. За таким взглядом стоял исторический сдвиг, в ходе которого общественные отношения приобретали безличный, вещный характер, а нравственность из области личностных добродетелей перемещалась в область нормативных систем (прежде всего права). От Сократа и Платона идет традиция выделения четырех кардинальных добродетелей: мудрость (рассудительность), справедливость, мужество, умеренность. Рассудительность — свойство ума, разумной части души (дианоэтическая Д., по классификации Аристотеля) и имеет отношение ко всем др. Д. (стоики считали ее единственной Д.). Справедливость есть нравственная мера в распределении преимуществ и недостатков совместной жизни людей. Мужество — воинская Д., способ поведения, позволяющий преодолеть физическую боль и страх смерти, когда этого требует мораль. Умеренность представляет собой нравственный способ поведения применительно к чувственным удовольствиям. Аристотель расширил каталог Д., добавив в него кротость, щедрость (вместе с великолепием), честолюбие (вместе с величавостью), а также дружелюбие, любезность и правдивость. В патристической и схоластической этике ряд Д. был дополнен теологическими (богословскими) Д. веры, надежды и любви, заимствованными у ап. Павла (1 Кор. 13: 13). В Новое время произошли изменения, в контексте которых традиционный каталог Д. был, с одной стороны, расширен, а с другой — смещен из центра на периферию нравственной жизни; сформировалась Д. терпимости (толерантности), задающая нравственную меру отношения к людям др. верований и убеждений; в связи с торжеством мещанского (буржуазного) этоса над аристократическим на уровень общественно значимых Д. были подняты такие качества, как труд, бережливость, прилежание и др.; изменилось соотношение Д. и общезначимых норм в пользу последних. А.А. Гусейнов

Источник: Философский словарь

Философский словарь

Добродетель

(греч. arete, лат. virtus) — способность человека совершать добро, устойчивое и постоянное качество его душевной жизни. Спонтанно совершать добро могут многие люди, добродетельные же отличаются тем, что они совершают добро постоянно — в любых жизненных обстоятельствах, в том числе и опасных для себя, и независимо от внутреннего самочувствия, от подъема или спада душевной энергии. Переход от жизни импульсивно мотивированной к жизни добродетельной описывается по-разному: 1) чаще всего как результат воспитания и самовоспитания; 2) у Сократа и стоиков как "второе рождение" с помощью философии; 3) в христианстве как результат благодати, помогающей неустойчивой воле человека последовательно совершать добро. Основные добродетели в древнегреческой философии: мудрость (свойственная философски зрелому разуму), благоразумие (практический ум), мужество, сдержанность и справедливость. Помимо названных и ряда других близких к ним добродетелей (честность, доблесть, рассудительность и пр.) Фома Аквинский вводит т.н. "богословские добродетели", имеющие благодатный характер, — веру, надежду и любовь. Иногда к последним добавляют благодатную мудрость.

Философский словарь

Добродетель

— свойство характера, одобряемое с моральной т. зр.; означает направленность разума и воли на нраветв. образ действия. Д. противоположна пороку. В античной философии осн. добродетелью считалась мудрость, разумность. Платон считал 4 Д. основными («кардинальными»): мудрость, мужество, справедливость и умеренность. Д. и счастье считались совпадающими понятиями, поскольку одинаково означали жизнь, согласную с разумом и природой. Христианство принизило роль разума и противопоставило античным 3 «теологич. Д.»: веру, надежду и любовь. Д. в религ. понимании — средство быть угодным богу, путь личного спасения. Однако и верующие люди, совершая добрые поступки, делают это не ради расположения бога, а руководствуясь земными мотивами, стремлением к тому, чтобы жизнь стала лучше, а сам человек совершеннее. С т. зр. науч. атеизма Д. хотя и не гарантирует счастья, тем не менее она его необходимое условие.

Философский словарь

Добродетель

— постоянная направленность воли на то, что с точки зрения морали есть добро, в свою очередь она сама является нравственным благом и этической ценностью. Платон определял добродетель как способность души к деяниям, сообразным с ней; он различал четыре кардинальные добродетели. Согласно Аристотелю, каждая добродетель представляет собой нечто среднее между двумя (предосудительными) крайностями: сдержанность — между необузданностью и бесчувственностью; храбрость — между безрассудной смелостью и трусливостью; справедливость — между неправыми делами и несправедливыми страданиями; щедрость — между скупостью и расточительством; кротость — между вспыльчивостью и неспособностью к справедливому гневу. Подобным же образом он определяет и честолюбие, благородство, участие, стыдливость. Для стоиков добродетелью является жизнь в соответствии с разумом и природой. Для Эпикура добродетель — верное понимание условий истинной радости. Меланхтон видел добродетель в стремлении к согласованию желания с правильным знанием. Систему добродетелей разработал Гейлинкс. По определению Канта, "добродетель есть моральная твердость в следовании своему долгу, которая, однако, никогда не становится привычкой, а всегда вновь и вновь должна возникать из акта мышления". Для Гёте добродетель — "истинно подходящее в каждом положении". В согласии с католич. пониманием сверхприродного христ. добродетелями являются вера, надежда, любовь (см. также Шлейермахер, Этика).

Философский словарь

Добродетель

устремленность воли и разума к добру, почитание добра нравственным благом. противоположна порочности и определяет постоянный нравственный образ действия человека. Содержание понятия добродетели менялось в истории весьма существенно. Древние признавали четыре основные кардинальные добродетели: мудрость, мужество, справедливость м умеренность, причем, однако, учили, что по существу добродетель одна и имеет лишь различные обнаружения. В евразийской философии в качестве основных добродетелей признаются четыре высших человеческих совершенства: мудрость в душе, крепкое здоровье на всех уровнях, гармония в человеке между стремлениями к материальному и духовному богатству, полнота жизненного счастья.

Философский словарь

Добродетель

— понятие нравственного сознания, служащее обобщенной характеристикой положительных устойчивых моральных качеств личности (группы лиц, класса, об-ва), указывая на их моральную ценность. Вместе с тем понятие Д. подчеркивает деятельную форму усвоения добра (добродеять — делать добро) в противоположность простому знанию принципов, к-рое не делает человека добродетельным. Противоположностью Д. является понятие порока. Понятие Д подчеркивает роль отдельного человека как активного носителя той или иной нравственности. Поэтому представление о Д. играло особенно важную роль в моральном сознании античного и феодального об-ва, когда, с одной стороны, выделившаяся из первобытного коллектива личность смогла стать олицетворением общественной морали, а с др. стороны, еще широко распространено было убеждение, что моральные качества коренятся в естественных склонностях человека (хотя и могут быть благоприобретенными), обусловлены личной психикой людей. Понимание содержания Д. исторически менялось в соответствии с социальными потребностями об-ва и его господствующего класса. В Древн. Греции представление о Д. связывалось прежде всего с такими нравственными качествами, как мужество, умеренность, мудрость, и венчающей их Д. справедливости, что нашло выражение в учении Платона. Уже Аристотель подчеркивал, что Д. имеет не врожденный характер, а приобретается человеком в процессе упражнения. Христианская этика в эпоху средневековья выдвинула три осн. Д. — веру, надежду и любовь. В них вкладывалось, прежде всего, религиозное содержание (вера в бога, надежда на его милость и любовь к богу). Всем этим Д. придавался аскетический характер (Аскетизм) отказа от мирских благ и земных радостей в пользу загробной жизни. Понятие Д. широко продолжали использовать теоретики эпох Возрождения и буржуазного Просвещения. Но они связывали это понятие, в противоположность христианскому учению, с земными интересами и счастьем человека. Марксистская этика исходит из того, что причиной появления представлений о Д, является не отдельный человек, взятый сам по себе, а об-во. И хотя сознательная волевая активность человека играет большую роль, гл. фактором в сохранении, поддержании и изменении нравов является конкретно-исторический строй общественных отношений. возникающий и развивающийся по объективным законам. Поэтому моральные качества человека, поведения людей объясняются не только личными особенностями каждого, но и объективными законами каждой общественно экономической формации. Не случайно в социалистическом об-ве понятие Д. утрачивает первостепенное значение, а часто даже приобретает иронический оттенок, поскольку оно связывается с ханжеской религиозной моралью. Центр тяжести переносится на более сложные формы морального сознания -принципы и нравственный идеал.

Толковый словарь Ожегова

Добродетель

Положительное нравственное качество, высокая нравственность

Cлово «добродетель» означает:

Добродетель

Доброде́тель — философский и религиозный термин, означающий положительное нравственное свойство характера определённого человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона (заповедей).

Источник: Википедия

Большой современный толковый словарь русского языка

I ж.

1.Положительное нравственное качество человека. Ant:порок

2.Высокая нравственность, моральная чистота. II м.Добродетельный, высоконравственный человек. III ж. устар.Доброе дело; благодеяние.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Добродетель

ж.
1) а) Положительное нравственное качество человека (противоп.: порок). б) Высокая нравственность, моральная чистота.
2) устар. Доброе дело, благодеяние.

Словарь русского языка Лопатина

Добродетель

доброд`етель, -и

Словарь русского языка Ожегова

Добродетель

положительное нравственное качество, высокая нравственность Полон добродетелей кто-н.

Толковый словарь Ефремовой

Добродетель

добродетель ж.
1) а) Положительное нравственное качество человека (противоп.: порок). б) Высокая нравственность, моральная чистота.
2) устар. Доброе дело, благодеяние.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Добродетель

добродетели, ж. (книжн.). Положительное нравственное качество человека. Украшают тебя добродетели, до которых другим далеко. Некрасов.

Полный орфографический словарь русского языка

Добродетель

добродетель, -и

Викисловарь

Добродетель

положительное нравственное качество человека, свойство характера, одобряемое с моральной точки зрения воплощение добродетели 1 доброе дело, благодеяние

Викисловарь

Добродетель

добродетельный, высоконравственный человек

Каким бывает «добродетель»?

Добродетель бывает:

  • ходячая
  • показная
  • христианская
  • совершенная
  • истинная
  • гражданская
  • редкая
  • женская
  • подлинная
  • главная
Все определения к слову ДОБРОДЕТЕЛЬ

Фонетический разбор слова «добродетель»

Звуко-буквенный разбор слова добродетель. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «добродетель»

Какими словами можно заменить слово добродетель? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ДОБРОДЕТЕЛЬ

Ассоциации к слову «добродетель» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово добродетель? В русском языке со словом добродетель чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ДОБРОДЕТЕЛЬ

Сочетаемость слова «добродетель»

Как правильно употребляется слово добродетель? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • большая добродетель
  • великая добродетель
  • величайшая добродетель
  • воплощённая добродетель
  • всевозможные добродетели
  • всяческие добродетели
  • высокие добродетели
  • высшая добродетель
  • главная добродетель
  • гражданские добродетели
Полная таблица сочетаемости слова ДОБРОДЕТЕЛЬ

Предложения со словом «добродетель»

Примеры употребления слова добродетель в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Одной из главных добродетелей человека считается возделывание земли.

В. Д. Карамазов, Всеобщая история религий мира

По мере духовного возрастания рассудительный человек приобретает две высшие добродетели духа – проницательность и прозрение.

Георгиос Крусталакис, Улыбающийся святой. Жизнь и чудеса старца Порфирия Кавсокаливита

Они возвели на высшую ступень героизма военную доблесть – основную человеческую добродетель, до настоящего времени являющуюся оплотом всякого общественного строя.

Екатерина Монусова, История рыцарства. Самые знаменитые битвы

Праздность, богатство и слава. Как сирены, подстерегают они гения, и всякий раз набрасываются на главную его добродетель — трудолюбие.

Визит к Минотавру (фильм)

Все предложения и цитаты со словом ДОБРОДЕТЕЛЬ

Cлово «добродетель» является ответом на вопросы