Джаз

Cлово «джаз» означает:

(англ. jazz) — вид музыки, возникший на рубеже 19 и 20 вв. в среденегритянского населения юга США в результате взаимодействиязападно-африканской и европейской музыкальных культур. Развертываниемузыкальной ткани в джазе отличается импровизационностью, своеобразнымэффектом ритмической иррегулярности (т. н. свинг; также название стиляджаза), достигаемым особой мелодической акцентировкой, рубато и т. п. причеткой метрической пульсации, оригинальной (т. н. джазовой) гармонией. Врусле т. н. классического и современного джаза сложился ряд стилистическихнаправлений. Оказал большое влияние на современную музыку.

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Значение слова «джаз» в русском языке

Оркестр, состоящий Maxime из духовых, ударных и шумовых инструментов

Источник: Толковый словарь Ожегова

Cлово «джаз» означает:

джаз — род музыкального искусства, сложившийся под влиянием африканских ритмов, европейской гармонии, элементов афроамериканского фольклора.

Джаз как явление возник в 1910-х годах на юге США и быстро распространился во всех развитых странах.

Источник: Википедия

Большой современный толковый словарь русского языка

м.

1.Вид профессионального музыкального искусства, сложившегося в конце XIX — начале XX в. на основе сочетания черт европейской и африканской культуры ( ритм, мелодические акценты, импровизация и т.п. ) .

2.Музыкальные произведения ( обычно танцевальные или песенные ) , относящиеся к данному виду искусства.

3.Оркестр или ансамбль, состоящие из духовых, ударных и шумовых инструментов, исполняющие эти произведения.

Новый словарь иностранных слов

Джаз

( англ. jazz)
1) род профессионального муз. искусства, сложившийся на рубеже 19- 20 вв. в результате синтеза европейской в африканской муз. культуры и утвердившийся прежде всего в негритянской среде в США; основные черты джаза — основополагающая роль ритма, мелодические акценты, порождающие ощущение волнообразного движения, импровизационное начало и т. д. ( см. также джаз-банд , регтайм );
2) оркестр, состоящий преимущ. из духовых, ударных и шумовых инструментов, предназначенный для исполнения такой музыки; симфонический д. (симфоджаз) — состав джаза с дополнением инструментов симфонического оркестра (скрипка, виолончель и др.).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Джаз

м.
1) Оркестр или ансамбль, в состав которого входят преимущественно духовые и ударные шумовые инструменты и певцы-солисты.
2) Увеселительная (обычно танцевальная) музыка, исполняемая таким оркестром.

Словарь иностранных выражений

Джаз

[англ. jazz]

1. род профессионального муз. искусства, сложившийся на рубеже 19- 20 вв. в результате синтеза европейской в африканской муз. культуры и утвердившийся прежде всего в негритянской среде в сша; основные черты джаза — основополагающая роль ритма, мелодические акценты, порождающие ощущение волнообразного движения, импровизационное начало и т. д. (см. также джаз-банд, регтайм);

2. оркестр, состоящий преимущ. из духовых, ударных и шумовых инструментов, предназначенный для исполнения такой музыки; симфонический д. (симфоджаз) — состав джаза с дополнением инструментов симфонического оркестра (скрипка, виолончель и др.).

Словарь русского языка Лопатина

Джаз

джаз, -а

Словарь русского языка Ожегова

Джаз

! оркестр, состоящий Maxime из духовых, ударных и шумовых инструментов Играет д. Играть в джазе. Любитель джаза. джаз оркестр, состоящий Maxime из духовых, ударных и шумовых инструментов, а также предназначенная для такого оркестра музыка, сочетающая в себе черты европейской и африканской традиций Играет д. Играть в джазе. Любитель джаза.

Современный толковый словарь, БСЭ

Джаз

(англ. jazz), вид музыки, возникший на рубеже 19 и 20 вв. в среде негритянского населения юга США в результате взаимодействия западно-африканской и европейской музыкальных культур. Развертывание музыкальной ткани в джазе отличается импровизационностью, своеобразным эффектом ритмической иррегулярности (т. н. свинг; также название стиля джаза), достигаемым особой мелодической акцентировкой, рубато и т. п. при четкой метрической пульсации, оригинальной (т. н. джазовой) гармонией. В русле т. н. классического и современного джаза сложился ряд стилистических направлений. Оказал большое влияние на современную музыку.

Толковый словарь Ефремовой

Джаз

м.
1) Оркестр или ансамбль, в состав которого входят преимущественно духовые и ударные шумовые инструменты и певцы-солисты.
2) Увеселительная (обычно танцевальная) музыка, исполняемая таким оркестром.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Джаз

джаза, и ДЖАЗ-БАНД, джаз-банда, м. (англ. jazz-band) (нов.). Оркестр, составленный из особого подбора инструментов, преимущ. ударных и шумовых (первоначально негритянского происхождения).

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Джаз

(англ. jazz), род профессионального музыкального искусства. Сложился на рубеже 19 и 20 вв. в результате синтеза элементов двух музыкальных культур — европейской и африканской, осуществлённого неграми США. Африканские элементы — полиритмичность, многократная повторяемость основного мотива, исполнение по схеме 'зов и ответ', вокальная экспрессивность, импровизационность — вошли в джаз вместе с распространёнными формами негритянского музыкального фольклора — обрядовыми плясками, рабочими песнями, спиричуэлс и блюзами. Слово 'Д.' первоначально в сочетании 'джаз-банд' стало применяться в середине 1-го десятилетия 20 в. в Южных штатах для обозначения музыки, создаваемой небольшими нью-орлеанскими ансамблями (в составе трубы, кларнета, тромбона, банджо, тубы или контрабаса, ударных и фортепиано) в процессе коллективной импровизации на темы блюзов, рэгтаймов и популярных европейских песен и танцев. Среди основателей Д., принадлежащих к нью-орлеанскому стилю: трубач и певец Л. Армстронг, трубач Кинг Оливер, кларнетист Дж. Додс, тромбонист К. Ори, пианист Джелли Ролл Мортон и др. Вслед за этим стали возникать ансамбли белых музыкантов, так называемые диксиленды, перенимавшие манеру исполнения негритянского Д. Развитие диксиленд-ансамблей во многом способствовало распространению Д. за пределы Южных штатов. В 20-е гг. Д. получает широкую популярность в США, проникает в Европу. Центр развития Д. перемещается в Чикаго, возникает так называемый чикагский стиль, отличающийся более строгой композиционной организацией и усилением роли солирующих голосов. Превращение Д. в объект коммерческой эксплуатации снижало его художественную ценность. Пытаясь преодолеть сложившиеся эстрадные штампы, негритянские исполнители ищут новые пути развития Д. В 30-е гг. возникает стиль свинг (перекличка 3 групп духовых инструментов — саксофонов, труб и тромбонов, создающая эффект ритмической раскачки, английское swing) с типичными для него большим составом оркестра (15-17 исполнителей), полным отказом от коллективной импровизации в пользу сольной, значительным усилением роли композитора-аранжировщика. Среди крупнейших представителей свинга — оркестры Дюка Эллингтона, Ф. Хендерсона, У. Бейзи, У. Уэбба, Дж. Лансфорда. Достижения негритянских музыкантов заимствовали Б. Гудмен, Т. Дорси, Г. Миллер и др. В тот же период пианист Т. Уилсон, вибрафонист Л. Хэмптон, тенор-саксофонисты К. Хокинс и Л. Янг, выступая с малыми ансамблями, развивают жанр камерного джаза. В начале 40-х гг. альт-саксофонист Ч. Паркер, трубач Дж. Гиллеспи, пианист Т. Монк, ударники К. Кларк и М. Роуч радикально изменили саму концепцию Д., отказавшись от танцевальности, мелодической симметрии, живописных эффектов свинга. Новый стиль, названный звукоподражательным словом 'би-боп', принёс угловатые, насыщенные диссонансами темы, аскетически сухое звучание, свободную, не связанную с исходной мелодией импровизацию, опирающуюся на сложную последовательность аккордов. Развитие современного Д. происходит в борьбе разных течений — так называемого коммерческого, составляющего часть буржуазной развлекательной индустрии, и творческого, направленного на поиск новых художественных средств. Прогрессивные музыканты стремятся сохранить связь Д. с народными истоками и традициями, одновременно используя различные элементы классической и современной музыки. К крупным мастерам современного Д. принадлежат Дюк Эллингтон, Г. Шуллер, Дж. Льюис, Г. Эванс, М. Дейвис, С. Роллинз, Дж. Колтрейн, О. Колмен, Ч. Ллойд, А. Шепп, А. Айлер, С. Тейлор и др. В середине 50-х гг. сплав отдельных элементов джаза, блюза и сельского фольклора белых американцев, получивший название 'рок-н-ролл' (англ. rock'n' roll — качайся и катись), затем 'биг-бит' (англ. big beat — большой удар), породил течение так называемой поп-музыки (сокращённое от популярная). Несмотря на усиленную эксплуатацию поп-музыки дельцами буржуазной эстрады, отдельным ансамблям ('Битлз', 'Чикаго' и др.) удалось создать в этом жанре ряд подлинно художественных произведений. Распространение Д. за пределами США началось с 20-х гг. 20 в., но по-настоящему самобытные коллективы, развивающие Д. на основе национальных традиций, сложились лишь в 40-50-х гг. Таковы оркестры под руководством Дж. Данкворта (Англия), М. Леграна (Франция), К. Влаха и Г. Брома (Чехословакия), К. Эдельхагена (ФРГ), К. Комеды (Польша) и др. Становление Д. в СССР относится к середине 20-х гг. и связано с коллективами под руководством В. Я. Парнаха, А. Н. Цфасмана, Г. В. Лансберга, Л. Я. Теплицкого. В 1929 был организован Государственный эстрадный оркестр под управлением Л. О. Утёсова, сыгравший важную роль в формировании советского стиля Д., связанного с массовой и эстрадной песнями. В 30-40-е гг. известность завоевали оркестры А. В. Варламова, Я. Б. Скоморовского, Э. И. Рознера, О. Н. Лундстрема. Другое направление советского Д. развивают малые импровизационные ансамбли, практика которых начинает складываться с конца 50-х гг. Они стремятся создавать произведения на материале песенно-танцевального фольклора народов СССР. Наибольший вклад в это направление внесли ансамбли под руководством А. Е. Товмасяна, Н. Н. Громина, А. Н. Зубова, Г. А. Гараняна, Г. К. Лукьянова, Е. Д. Геворгяна, А. Н. Козлова и др. Широкую известность приобрели оркестры, организованные в республиках Советского Союза. Музыка Д. оказала заметное влияние на развитие музыкального искусства 20 в. Элементы Д. используются в сочинениях многих крупных композиторов — К. Дебюсси, М. Равеля, Дж. Гершвина, П. Хиндемита, И. Ф. Стравинского, Д. Мийо, А. Копленда, М. Блицстайна, Л. Бернстайна и др., а в советской музыке — И. О. Дунаевского, А. Я. Эшпая, К. Караева, Р. К. Щедрина, М. М. Кажлаева, А. П. Петрова и др.Лит.: Джаз-банд и современная музыка. Сб. статей под ред. С. Гинзбурга, Л., 1926; Мысовский В., Фейертаг В., Джаз, Л., 1960; Утесов Л., С песней по жизни, М., 1961; Конен В., Пути развития американской музыки, 2 изд., М., 1965; Чернов А., Вялик М., О легкой музыке. О джазе. О хорошем вкусе, М. — Л., 1965; Армстронг Л., Моя жизнь в музыке, 'Театр', 1965, | 10, 12; 1966, | 2, 3; Переверзев Л., Из истории джаза, 'Музыкальная жизнь', 1966, | 3, 5, 9, 12; Feather L., The encyclopedia of jazz in the sixties, N. Y., [1966]; Ojakaar V., Dzass-musika, Tallinn,

1966. Л. Б. Переверзев.

Полный орфографический словарь русского языка

Джаз

джаз, -а

Викисловарь

Джаз

вид музыкального искусства и музыкальный стиль, сложившиеся в США в конце XIXначале XX в. на основе сочетания черт европейской и африканской культуры и затем получившего международное распространение музыкальное произведение (музыкальные произведения), написанные и исполняемые в таком стиле оркестр или ансамбль, состоящие из духовых, ударных инструментов и перкуссии, исполняющие произведения такого стиля

Викисловарь

Джаз

весна

Каким бывает «джаз»?

Джаз бывает:

  • классический
  • американский
  • современный
  • традиционный
  • советский
  • хороший
  • настоящий
  • старый
  • негритянский
Все определения к слову ДЖАЗ

Морфемный и фонетический разбор слова «джаз»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова джаз. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «джаз»

Какими словами можно заменить слово джаз? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ДЖАЗ

Ассоциации к слову «джаз» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово джаз? В русском языке со словом джаз чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ДЖАЗ

Сочетаемость слова «джаз»

Как правильно употребляется слово джаз? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • авангардный джаз
  • американский джаз
  • великолепный джаз
  • живой джаз
  • классический джаз
  • лёгкий джаз
  • настоящий джаз
  • негромкий джаз
  • новый джаз
  • подлинный джаз
Полная таблица сочетаемости слова ДЖАЗ

Предложения со словом «джаз»

Примеры употребления слова джаз в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Кое-что из того, что он знал, – она бродит ночами в шёлковой пижаме по саду, у неё громкоговоритель, она слушает джаз, есть бар, – они тоже знали, конечно.

Вирджиния Вулф, Между актов

Именно его, основателя современного джаза, называют едва ли не самым значимым музыкантом, оказавшим огромное влияние на двадцатый век.

Сидни Финкельштейн, Супербоссы. Как выдающиеся руководители ведут за собой и управляют талантами

Однако различия, которые находят между ними историки, больше говорят не об их карьерах и их музыке, а о том, каким образом написана история джаза и рок-н-ролла.

Элайджа Уолд, Как The Beatles уничтожили рок-н-ролл. Альтернативная история американской популярной музыки

Человек воспитанный играет так, как он воспитан. А мы люди невоспитанные и можем и джаз играть, и рок, и панк. Можем и минимальную музыку играть, и шумовую.

Егор Летов

Все предложения и цитаты со словом ДЖАЗ

Cлово «джаз» является ответом на вопросы