Грамотность

Cлово «грамотность» означает:

определенная степень владения навыками чтения, письма всоответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно кхарактеристике населения — один из базовых показателей егосоциально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотностиисторически изменчиво, имеет тенденцию к расширению с ростом общественныхтребований к развитию индивида: от элементарных умений читать, писать,считать — к владению некоторым комплексом различных общественнонеобходимых знаний и навыков, позволяющих человеку сознательно участвоватьв социальных процессах (т. н. функциональная грамотность).

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Значение слова «грамотность» в русском языке

умение читать и писать; органично входила в образ жизни крестьянства. Разнообразны были пути проникновения книжной культуры в народную среду: сохранение в семьях старинных рукописных и первопечатных книг (преимущественно духовных); использование церковных и школьных библиотек и личных библиотек священника и учителя; покупка лубочных и др. изданий у офеней-разносчиков; привоз книг из городов отходниками; подписка и др. От XVIII-XIX вв. дошло множество свидетельств о грамотности значительной части крестьянства. Так, многие челобитные были написаны собственноручно крестьянами; немало личных подписей крестьян встречается в подворных и подушных переписях, в "повальных обысках" (так назывался сплошной опрос при расследовании); не редкость — крестьянская деловая и частная переписка, найденная в документации учреждений и личных фондах; важным показателем умения читать и писать и владения книгами служат пометы на полях разного рода изданий и рукописных сборников; встречаются прямые указания на переписывание крестьянами сборников, молитвословов, лечебников, травников и пр.; наконец, часто устанавливается и авторство догматических, полемических, стихотворных и др. сочинений крестьян. Статистические данные о грамотности крестьян далеки от реальной картины: по данным Всероссийской переписи 1897 грамотных крестьян в Европейской России было 22,9% (мужчины — 31,4%, женщины — 5,7%). Занижение показателей при официальном учете происходило по трем основным причинам: 1. Часть крестьян предпочитала скрывать свою грамотность, чтобы не нести ответственности за подписываемые документы или нарушаемые указы и пр. (старообрядцы — из религиозных соображений). 2. Принято было обучать прежде всего чтению, а потом — письму; некоторые умели только читать. В материалах опросов, например, встречаются такие утверждения: "Грамоте читать знаю, а писать скорописью не умею и тому не учивался". Отражают ли подобные утверждения реальный уровень или лишь нежелание давать письменные показания или подпись, в любом случае они свидетельствуют о том, что среди крестьян, отказывающихся писать, были читающие. 3. Определенная доля крестьян умела читать по-церковнославянски и реализовала этот навык в чтении духовной литературы; т.н. гражданской грамоты они не знали и заявляли себя неграмотными, хотя их можно было застать за чтением объемной старопечатной книги. В течение XIX в. число общественных и частных учебных заведений в сельской местности заметно нарастает (церковноприходские, земские и помещичьи школы, волостные училища), тем не менее и после реформы их было недостаточно. Основной формой обучения крестьянских детей грамоте были т.н. вольные, или домашние, временные школы, организуемые самими крестьянами. Обучали в них "бродячие" учителя, переходившие из деревни в деревню, отставные солдаты, грамотные крестьяне, заштатные церковнослужители и др. Вольные (стихийные) школы отличались особенной гибкостью, приспособленностью к местным условиям, к составу детей и запросам родителей, к обстоятельствам жизни учителя. Крестьяне любили эти школы и нередко предпочитали их официальным, даже если последние были бесплатными. Повсеместно крестьянские общины или отдельные группы крестьян, дети которых достигли подходящего возраста, нанимали учителя и предоставляли поочередно помещение для занятий либо снимали совместно избу для такой школы. По сведениям губернских статистических комитетов, С.-Петербургского комитета грамотности и др. источникам, вольные школы были распространены во всех губерниях. Срок обучения продолжался 3-4 месяца или более, по договоренности. Азбуки и буквари, Псалтыри и Часовники бытовали в крестьянских семьях и использовались для обучения. Заниматься начинали после совместной молитвы. В вольных школах изучали сначала церковнославянскую азбуку, затем переходили к чтению по Часослову, Святцам, Псалтырю. Только после этого приступали к гражданской азбуке. Земство, открывшее для себя существование множества стихийных временных школок, заявило о невозможности их сосчитать, и стало успешно перенимать их опыт, организуя в 1880-х передвижные школы в мелких населенных пунктах. В них учили чтению, письму, элементарному счету и основным молитвам. Школа оставалась на одном месте, пока дети не осваивали намеченную программу, обычно три-четыре месяца. Круг чтения крестьянства привлек особенно активное внимание общественности России во 2-й пол. 1880-х-90-х. Корреспондент из Алексеевской вол. Малоархангельского у. Орловской губ. писал в этнографическое бюро кн. Тенишева, что духовная литература — "любимое чтение огромного большинства крестьян". Особенно предпочитали ее "пожилые и среднего возраста крестьяне и крестьянки, серьезно относящиеся к чтению". Сведения о чтении крестьян из разных районов страны дают сходную в основных чертах картину. На первом месте идут Священное Писание (Библия в целом, Евангелие, Псалтырь), поминальные, заздравные и заупокойные молитвенники, Святцы (простые и с тропарями и кондаками); творения святых отцов — Ефрема Сирина, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Тихона Задонского; Жития святых (более ста имен); сочинения и наставления на религиозно-нравственные темы — "Жизнь Иисуса Христа", "Жизнь Божией Матери", "Понятие о Церкви Христовой и объяснения семи церковных таинств", "Поучение как стоять в церкви", "О грехе и вреде пьянстве", "Благочестивые размышления" и др. Вторую группу (по уровню спроса в покупке и распространенности в домах крестьян) составляли азбуки, буквари, самоучители разного рода, прописи. Третью — басни, разные виды художественной литературы (больше всего — на исторические темы) и сказки. При чтении религиозно-нравственных книг и взрослых и детей интересовали, по мнению А.В. Балова, "главным образом, чудеса, подвиги и строгость жизни различных святых и деятельность их на пользу ближних". В Великий пост иные большаки запрещали в своей семье чтение светских книг, читали только "божественное". Существенное дополнение в круге чтения духовной литературы составляли рукописи. В их числе в домах крестьян встречались и очень древние. Сборники старинных сочинений духовно-нравственного, исторического, богословско-полемического содержания при переписывании составлялись по-новому, пополнялись новыми текстами. Традиция переписывания духовных текстов сохранялась и ныне сохраняется не только у старообрядцев, которые не хотели пользоваться печатной литературой "никониан", но в русском народе в целом. Переписать своей рукою молитвы, каноны, акафисты, назидания старцев и др. считается делом душеспасительным. Часто встречались также рукописные травники и лечебники. Среди светской литературы корреспонденты выделяли произведения А.С. Пушкина, крестьяне читали их очень охотно. Особенной популярностью пользовались повести; более других были любимы "Капитанская дочка" и "Дубровский". "Встречаются крестьяне, — отмечал А.В. Балов, — которые очень живо обрисовывают Гринева, Пугачева". Из прозы Пушкина очень популярны были также "История Пугачевского бунта" и сказки. "Сказки Пушкина знают даже безграмотные старухи". Из поэтических произведений больше знали "Полтаву" и многочисленные стихотворения, ставшие народными песнями: "Буря мглою", "Сквозь волнистые туманы", "Под вечер осенью ненастной в пустынных дева шла местах", "Утопленник", "Черная шаль", "Талисман", "Бесы" и мн. др. У отдельных крестьян встречалось Полное собрание сочинений Пушкина. Из книг на исторические темы пользовались спросом лубочные издания: "Как жили-были наши предки славяне", "Дмитрий Иванович Донской", "Иоанн Калита", "Гибель Кучума, последнего сибирского царя", "Ермак Тимофеевич, покоритель Сибири", "Великий князь Василий Темный и Шемякин суд", "Пан Сапега, или 16-месячная осада Троицкой лавры", "Избрание на царство Михаила Федоровича Романова и подвиг крестьянина Ивана Сусанина", "Иван Мазепа — гетман малороссийский", "Москва — сердце России", "Карс — турецкая крепость и взятие ее штурмом русскими войсками", "Михаил Дмитриевич Скобелев 2-й", "Очерк 1812 года" и мн. др. Рассказанные занимательно и проиллюстрированные яркими картинками события запоминались; полученные сведения накладывались на устную традицию исторических песен и сказаний, обогащали и укрепляли историческое сознание народа. Читали крестьяне и научно-популярную литературу по медицине, о животных, сельскохозяйственную и пр. Во Владимирской губ., например, в каждое волостное правление приходило по 20-50 экземпляров "Сельского вестника". Информаторы из разных мест единодушно свидетельствовали о том, что "интерес к чтению силен как среди грамотных, так и среди неграмотных". "В настоящее время (т.е. 1890-е) все крестьяне сознают пользу грамоты. Неграмотные сожалеют, что их не учили. Малограмотные, читающие с трудом, предпочитают слушать чтение кого-либо, чем читать сами", "Читают и в одиночку, и собираясь вместе". Чтение вслух было очень распространено в крестьянской среде. Читали вслух в семье, группами, в специально выделенных местах (избах одиноких людей, школах, вновь открытых читальнях). Читал вслух старший в доме (особенно Евангелие в праздничные дни) и малыш, недавно освоивший грамоту, и молодой парень, приобретший занимательную книгу. С благоговением относились к чтению в церкви, где нередко Псалтырь читали подростки. М.М. Громыко

Источник: Исторический словарь

Психологический словарь

Грамотность

Состояние образованности, способность читать и писать. Своего рода проблемой является то, как точно определить уровень этих умений, который мог бы служить критерием для доказательства функционной грамотности. См. безграмотность и чтение.

Социологический словарь

Грамотность

(literacy) — 1. начальное умение читать и писать. В этом основном смысле термин  впервые стал использоваться в 19-м столетии, когда неграмотность начала рассматриваться как социальная проблема.  Ранее в связи с отсутствием массовых возможностей для получения начального образования просто было принято, что большинство людей не в состоянии научиться читать и писать. Во многих до индустриальных обществах грамотность  была заповедным полем привилегированной группы специалистов — клерков, бюрократов, священников и т.д. — часто скрывающих систему письменного языка  (см. Конфуцианство)  или поддерживающих переписку не на родном языке. Таким образом, она представляла собой средство социального исключения. С появлением печати и расширением доступности письменных работ распространение грамотности стало значительным фактором в процессе  демократизации социальной жизни и увеличило число участников в принятии решений. 2. По аналогии со смыслом 1 термин иногда также относят к другим формам  грамотности, например, компьютерной. В современном обществе интерес  к грамотности (и ее уровням) периодически становится главной темой политических дебатов. Например, важной составляющей движения за расширение государственного образования в 19-м столетии было понятие  "мы должны обучать новых специалистов", хотя в равной мере продолжали выражаться опасения в том, что грамотность могла находить плохое применение. В функционалистской и неоэволюционных формах социологии, а также в более широком масштабе прямое всеобщее обеспечение начальной грамотности (и умения считать) считается необходимым требованием для бесперебойного функционирования современной экономики. См. также Неграмотное общество. 

Психологическая энциклопедия

Грамотность

Состояние образованности, способность читать и писать. Своего рода проблемой является то, как точно определить уровень этих умений, который мог бы служить критерием для доказательства функционной грамотности. См. безграмотность и чтение.

Cлово «грамотность» означает:

Грамотность

Гра́мотность (от «учение о словесности» ←  «словесность, грамматика») — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке.
Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать, или только читать на каком-либо языке.

Источник: Википедия

Большой современный толковый словарь русского языка

ж.

1.Умение читать и писать.

2.Отсутствие грамматических и стилистических ошибок, соответствие нормам литературного языка.

3.Владение необходимыми знаниями, сведениями в какой-либо области. отт. Образованность, просвещенность.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Грамотность

ж.
1) Умение читать и писать.
2) Отсутствие грамматических и стилистических ошибок, соответствие нормам литературного языка.
3) а) Владение необходимыми знаниями, сведениями в какой-л. области. б) Образованность, просвещенность.

Словарь русского языка Лопатина

Грамотность

гр`амотность, -и

Современный толковый словарь, БСЭ

Грамотность

определенная степень владения навыками чтения, письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения — один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотности исторически изменчиво, имеет тенденцию к расширению с ростом общественных требований к развитию индивида: от элементарных умений читать, писать, считать — к владению некоторым комплексом различных общественно необходимых знаний и навыков, позволяющих человеку сознательно участвовать в социальных процессах (т. н. функциональная грамотность).

Толковый словарь Ефремовой

Грамотность

грамотность ж.
1) Умение читать и писать.
2) Отсутствие грамматических и стилистических ошибок, соответствие нормам литературного языка.
3) а) Владение необходимыми знаниями, сведениями в какой-л. области. б) Образованность, просвещенность.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Грамотность

грамотности, мн. нет, ж. (книжн.).

1. Уменье читать и писать. Распространение грамотности в стране.

2. Отвлеч. сущ. к грамотный во 2 и 3 знач. Письма его показывают, что полной грамотностью он еще не владеет. Грамотность рисунка. Политическая грамотность.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Грамотность

(от греч. grammata — чтение и письмо). Г. как определённая степень владения навыками устной и письменной речи является одним из важнейших показателей культурного уровня населения. Конкретное содержание понятия 'Г.' меняется на различных этапах экономического и политического развития общества вместе с повышением его культурных запросов. В дореволюционной России и в др. странах с невысоким уровнем школьного образования грамотными считались лица, умеющие только читать; в развитых капиталистических странах — лица, владеющие навыками чтения и письма. Вопросы определения понятия 'Г.', его статистического обозначения во время переписей населения в конце 19 в. и 1-й половине 20 в. неоднократно рассматривались на европейских и международных совещаниях по демографической статистике и программам переписей населения. Генеральная конференция ЮНЕСКО (10-я сессия, Париж,
1958) рекомендовала всем странам при проведении переписей населения считать грамотными лиц, умеющих читать с пониманием прочитанного и написать краткое изложение о своей повседневной жизни. В странах, достигших сплошной Г. населения, применяется показатель образования , а показатель Г. сохраняет познавательное значение лишь в исторической оценке развития культурного строительства. Однако оба показателя находят применение в международной характеристике культурного уровня населения стран мира. В дореволюционной России при недоступности школ для детей трудящихся, в условиях запрета обучения детей нерусских национальностей на родном языке, при отсутствии письменности у многих народностей миллионы детей были лишены возможности обучаться грамоте. По данным переписи 1897, использованным В. И. Лениным в характеристике Г. дореволюционной России, в составе всего населения империи был 21% грамотных, а за вычетом детей до 9 лет — 27% (по Сибири соответственно 12 и 16%, по Средней Азии — 5 и 6% ). Великая Октябрьская социалистическая революция открыла всем народностям СССР доступ в школы с обучением на родном языке. Декретом, подписанным В. И. Лениным 26 декабря 1919, всё население страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке — по желанию. Работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения приняла массовый характер, миллионы неграмотных вовлекались в организованные для них школы грамоты , широко проводились подготовительные мероприятия по осуществлению всеобщего обязательного школьного обучения (см. Всеобщее обучение ). За период с 1923 по 1939 в СССР обучалось более 50 млн. неграмотных и около 40 млн. малограмотных. Уровень грамотности женщин за 13 лет (1926-
1939) повысился почти вдвое. Общую картину грамотности см. в табл. 1 и 2 . Табл. 1 . — Процент грамотных в возрасте 9-49 летНаселение Годы переписи1897 1926 1939 1959 1970 Городское:мужчины 66,1 88,0 97,1 99,5 99,9 женщины 45,7 73,9 90,7 98,1 99,8 Всего 57,0 80,9 9 3,8 98,7 99,8 Сельское:мужчины 35,5 67,3 91,6 99,1 99,6 женщины 12,5 35,4 76,8 97,5 99,4 Всего 23,8 50,6 84,0 98,2 99,5 Городское и сельское:мужчины 40,3 71,5 93,5 99,3 99,8 женщины 16,6 42,7 81,6 97,8 99,7 Всего 28,4 56,6 87,4 98,5 99,7Табл. 2 . — Процент грамотных сред и населения союзных республик в в озрасте 9-49 лет (по переписи
1970)Союзные республики Городское население Сельское население Городское 11 сельское населениемужчины женщины мужчины женщины мужчины женщины РСФСР 99,6 98,2 99,1 97,1 99,3 97,7 Украинская ССР 99,7 98,7 99,5 98,9 99,6

98.8 Белорусская ССР 99,6 98,7 99,4 98,6 99,5 98,6 Узбекская ССР 99,0 97,1 98,9 97,5 99,0 97,3 Казахская ССР 98,9 95,2 98,7 95,0 98,8 95,1 Грузинская ССР 99,5 98,5 99,3 98,7 99,4 98,6 Азербайджанская ССР 99,0 95,8 98,7 96,1 98,8 96,0 Литовская ССР

99.3 98,5 98,6 97,9 98,9

98.1 Молдавская ССР 98,6 95,5 99,3 97,0 99,1 96,8 Латвийская ССР 99,6 99,2 99,0 98,1 99,4 98,8 Киргизская ССР 99,1 96,8 99,0 97,2 99,0 97,0 Таджикская ССР 97,9 93,7 98,0 95,1 98,0 94,6 Армянская ССР 99,2 97,6 99,3 97,6 99,2 97,6 Туркменская ССР 98,1 93,5 97,3 93,2 97,7 93,4 Эстонская ССР 99,8 99,6 99,4 99,4 99,7 99,5 Значительные успехи в ликвидации неграмотности достигнуты и в других социалистических странах, население этих стран почти полностью грамотно. Достаточно высокая Г. населения в экономически развитых капиталистических странах (Великобритания, США, Франция, ФРГ, Швейцария, Япония и др.). Серьёзных успехов в борьбе за Г. населения добиваются народы Азии и Африки, вставшие на путь государственной и национальной независимости. Однако уровень Г. населения в экономически слаборазвитых, зависимых или долгое время находившихся под иностранным господством странах продолжает оставаться низким. По данным ЮНЕСКО (
1962), в Африке — около 120 млн., неграмотных (около 80% среди взрослых); в Азии и Океании (без социалистических стран) — около 350 млн. (свыше 50%), в арабских странах — около 44 млн. (около 80%). В большинстве стран Латинской Америки количество неграмотных достигает 50-60%. В 1965, по данным ЮНЕСКО, в мире насчитывалось 750 млн. неграмотных. Низкая степень охвата детей школами во многих странах ведёт к росту числа неграмотных — ежегодно их число возрастает в среднем на 3,5 млн. чел. В 1966 Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла предложение Всемирного конгресса министров просвещения по вопросам ликвидации неграмотности (Тегеран,
1965) об учреждении Международного дня распространения грамотности (8 сентября). Термин 'Г.' обозначает также: а) наличие соответствующих знаний в какой-либо области (политическая грамотность, техническая грамотность); б) умение излагать свои мысли в соответствии с нормами литературного языка (грамматическими, стилистическими, орфоэпическими и др.). М. П. Кашин.

Полный орфографический словарь русского языка

Грамотность

грамотность, -и

Викисловарь

Грамотность

умение читать и писать отсутствие грамматических и стилистических ошибок, соответствие нормам литературного языка владение необходимыми знаниями, сведениями в какой-либо области

Каким бывает «грамотность»?

Грамотность бывает:

  • компьютерная
  • элементарная
  • всеобщая
  • недостаточная
  • врождённая
  • техническая
  • юридическая
  • финансовая
  • сплошная
  • политическая
Все определения к слову ГРАМОТНОСТЬ

Морфемный и фонетический разбор слова «грамотность»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова грамотность. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «грамотность»

Какими словами можно заменить слово грамотность? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ГРАМОТНОСТЬ

Ассоциации к слову «грамотность» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово грамотность? В русском языке со словом грамотность чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ГРАМОТНОСТЬ

Сочетаемость слова «грамотность»

Как правильно употребляется слово грамотность? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • врождённая грамотность
  • всеобщая грамотность
  • компьютерная грамотность
  • поголовная грамотность
  • политическая грамотность
  • простая грамотность
  • финансовая грамотность
  • элементарная грамотность
  • эмоциональная грамотность
Полная таблица сочетаемости слова ГРАМОТНОСТЬ

Предложения со словом «грамотность»

Примеры употребления слова грамотность в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Поскольку заикание появилось одновременно с речью, которые стали последствием повышения уровня грамотности людей, то почему бы не присмотреться к системе обучения детей, если она конечно есть.

Андрей Кузнецов, Заикание: ставка-жизнь

С начальным уровнем знаний. Вполне достаточно небольшого уровня компьютерной грамотности.

Максим Михайлович Чалышев, Oracle SQL. 100 шагов от новичка до профессионала. 20 дней новых знаний и практики

В эпоху всеобщей грамотности чтение стало привычным повседневным навыком.

Сергей Иванович Калинин, Чтение как образ жизни

Я не обязан распространять ни грамотность, ни малограмотность, ни даже безграмотность; ни полезных сведений, ни бесполезных.

Салтыков-Щедрин М. Е., Благонамеренные речи

Все предложения и цитаты со словом ГРАМОТНОСТЬ

Cлово «грамотность» является ответом на вопросы