Гештальтпсихология

Cлово «гештальтпсихология» означает:

— психологическое направление, возникшее в Германии в начале 10 — х и просуществовавшее до середины 30 — х гг. ХХ в. (до прихода к власти гитлеровцев, когда большинство ее представителей эмигрировали) и продолжив

Источник: Психологическая энциклопедия

Значение слова «гештальтпсихология» в русском языке

(от нем. Gestalt — целостная форма,  образ,  структура,  греч. psyche — душа и logos — слово, учение)  — англ. gestal-tpsychology; нем. Gestaltpsychologie. Направление в психологии, исходящее из целостности человеческой психики, не сводимой к простейшим формам; исследует псих, деятельность  субъекта, строящуюся на основе восприятия окружающего мира в виде гештальтов.

Источник: Социологический словарь

Большой Энциклопедический Словарь

Гештальтпсихология

(нем. Gestalt — форма — образ, структура), одна изосновных школ зарубежной (преимущественно немецкой) психологии 1-й пол. 20в. В условиях кризиса механистических концепций и ассоциативной психологиивыдвинула принцип целостности (введенное Г. фон Эренфельсом понятиегештальта) в качестве основы при исследовании сложных психических явлений.Исходила из учения Ф. Брентано и Э. Гуссерля об интенциональности (см.Интенция) сознания. Главные представители — М. Вертхаймер, В. Келер, К.Коффка провели исследования в области восприятия, принципы которых былиперенесены на изучение мышления, а также личности (К. Левин). Центральныйорган — журнал "Психологические исследования" (основан в 1921). Школараспалась в кон. 1930-х гг.

Психологический словарь

Гештальтпсихология

Словообразование. Происходит от нем. Gestalt — форма, структура + греч. psyche — душа + logos — учение. Авторы. Была основана М.Вертгеймером, В.Келером, К.Коффкой. Категория. Психологическое направление. Специфика. Возникла в противоположность экспериментальной психологии начала XX века. Продолжила разработку проблемы целостности, поставленной Австрийской школой. Приход нацистов к власти в Германии вынудил большинство из ее представителей эмигрировать в США. Методологической базой гештальтпсихологии послужили философские идеи "критического реализма" и положения, развивавшиеся Э.Герингом, Э.Махом, Э.Гуссерлем, И.Мюллером, согласно которым физиологическая реальность процессов в мозге и психическая, или феноменальная реальность, связаны друг с другом отношениями изоморфизма. В силу этого изучение деятельности мозга и феноменологическое самонаблюдение могут рассматриваться как взаимодополняющие методы, изучающие одно и то же, но использующие разные понятийные языки. Субъективные переживания представляют собой феноменальное выражение различных электрических процессов в головном мозге. По аналогии с электромагнитными полями в физике, сознание в гештальтпсихологии понималось как динамическое целое, "поле", в котором каждая точка взаимодействует со всеми остальными. Для экспериментального исследования этого поля была введена единица анализа, в качестве которой стал выступать гештальт. Основой этого понятия выступало положение, что при связывании психологических элементов возникает новое качество. Гештальты были обнаружены при восприятии формы, кажущегося движения, оптико-геометрических иллюзий. В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности как стремления психологического поля к образованию наиболее устойчивой, простой и "экономной" конфигурации. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как "фактор близости", "фактор сходства", "фактор хорошего продолжения", "фактор общей судьбы". В области психологии мышления гештальтпсихологи разработали метод экспериментального исследования мышления — метод "рассуждения вслух" — и такие понятия, как проблемная ситуация, инcaйт (М.Вертгеймер, К.Дункер). При этом возникновение того или иного решения в "продуктивном мышлении" животных и человека трактовалось как результат образования "хороших гештальтов" в психологическом поле. Сформулированные при исследовании процессов восприятия и мышления законы гештальта затем были перенесены на другие области. В 20-х гг. ХХ в. К.Левин расширил сферу применения гештальтпсихологии путем введения "личностного измерения". оказала существенное влияние на необихевиоризм, когнитивную психологию, школу "New Look". Синоним. Берлинская школа. Литература. Koffka K. Principles of Gestalt Psychology. B.-N.Y., 1971

Психологический словарь

Гештальтпсихология

Психологическая школа, основанная в Германии в 1910-х гг. Первоначально, выступая против структурализма, гешталь-тисты утверждали, что психологические явления могут быть поняты только, если рассматривать их как организованное, структурное целое (или гешталь-ты). Структуралистской позиции, согласно которой эти явления могут быть интроспективно разложены на простейшие перцептивные элементы, была противопоставлена гештальтистская точка зрения, что такой анализ не учитывает понятие целого, единой "сущности" явлений (например, является ли яблоко действительно определенной комбинацией простейших элементов, таких как краснота, форма, очертания, твердость и т.д., или этот анализ пропускает некоторую основную "яблочность", которая поддается восприятию только, когда целое рассматривается в целом?). Ранние гештальтисты были мастерами изящных контрпримеров и представляли достаточно убедительные аргументы, наносившие серьезный ущерб ортодоксальной точке зрения структуралистов. Например, определенная мелодия легко распознается даже тогда, когда ее составляющие части значительно изменены: она может быть спета (в любом голосовом диапазоне), проиграна (любой комбинацией музыкальных инструментов), представлена во множестве вариаций и т.д., но при этом не разрушается ее распознаваемый геш-тапьт. Более того, каждая из нот в любой конкретной мелодии имеет различное феноменологическое значение в зависимости от того, проиграна ли она отдельно или включена в новую мелодию. Во всех случаях, утверждали они, целое доминирует над ощущением, и оно воспринимается не так, как просто сумма отдельных частей. Научение рассматривалось гештальтистами не как связь между стимулами и реакциями (как утверждали бихевиористы), но как перестройка или реорганизация всей ситуации, часто с участием инсайта как важнейшей характеристики. Физиология мозга рассматривалась ими в той же манере. Не соглашаясь с общепринятой в то время точкой зрения, что кора головного мозга является статической, хорошо дифференцированной системой, они приводили доводы в пользу координированной физиологии, в которой кора головного мозга понималась как место, где входящие стимулы взаимодействуют в силовых полях. См. здесь изоморфизм (2). В социальной психологии их работа привела к созданию теории поля, а в образовании основное внимание уделялось продуктивному мышлению и творчеству. Вообще, гештальтпсихология является антитезой атомистической психологии во всех ее вариациях (см. атомизм, элементаризм), и в равной степени враждебно это направление выступало против бихевиоризма и структурализма. Хотя вряд ли можно сказать, что гештальтпсихология существует сегодня как отдельная теория, многие из ее открытий вошли в структуру современных знаний, особенно в области восприятия. Основные представители этой школы: Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Вольфганг Келер, и приверженцем их философии был Курт Левин.

Психологический словарь

Гештальтпсихология

(нем. Gestalt — образ, целостная форма, греч. psyche — душа, logos — учение, наука). Идеалистическое направление в зарубежной психологии конца XIX — первой трети XX вв. [v. Ehrenfels Ch., 1890; Wertheimer E., 1912]. Термин был предложен Ch.v. Ehrenfels. Г. изучала психику с точки зрения целостных структур (гештальтов). В отличие от структурной психологии, выделявшей в психике, сознании отдельные элементы и синтезировавшей из них более сложные психические феномены, Г. выдвигала принцип внутренней системной организации психики, определявшей и особенности ее составных частей. Гештальт не является простой суммой, составленной из отдельных элементов, это целостное переживание, данное первично, изначально присущая душе человека психическая форма, структура [Koffka К.]. Гештальт не является ощущением, чувственным образом отдельных свойств предметов и явлений. Развитие Г. способствовало обогащению знаний о психических процессах, хотя ее методология препятствовала каузальному их анализу. Тем не менее Г. была шагом вперед по сравнению с механистической структурной психологией, она внесла новое в изучение восприятия и мышления в эксперименте и теории, стимулировала развитие социальной психологии, патопсихологии.

Философский словарь

Гештальтпсихология

(нем. Gestalt — форма, целостность) — идеалистическое сенсуалистическое направление совр. зарубежной психологии, возникшее в Германии в 1912 г. Предшественником Г. является X. фон Эренфельс (1859—1932). Гл. представители: М. Вертхеймер (1880—1944), В. Келер (1887—1967) и К. Коффка (1886—1941). Философская основа — гуссерлианство и махизм. В противоположность ассоциативной психологии Г. первичными и осн. элементами психики считает не ощущения, а некие психические структуры, целостные образования, или “гештальты”. Их формирование, согласно Г., подчиняется якобы внутренне присущей психике способности образовывать простые, симметричные, замкнутые фигуры. Теория Т. покоится на отрыве индивида от внешней среды и его практической деятельности. Целостность психических образований гештальтисты в конечном счете объясняют имманентными субъективными “законами”, что приводит их к идеализму. Позднее идеи Г. (особенно понятие “гештальт”) были распространены на область физических, физиологических и даже экономических явлений. Теоретическая несостоятельность Г. была показана психологами-материалистами (Л. С. Выготским и др.).

Философский словарь

Гештальтпсихология

(от нем. Gestalt — структура, образ, форма, конфигурация) — одно из влиятельных направлений в психологии пер. пол. 20 в. Сформировалось под непосредственным влиянием филос. феноменологии (Э. Гуссерль), утверждавшей, что восприятие мира носит целостный, непосредственный характер, а в его основе лежат интенции субъекта. Др. источником идей Г. являются исследования австр. психолога X. фон Эренфельса, ученика Ф. Брентано, которому удалось открыть не сводимые к сумме элементов гештальт-качества. Впервые принципы Г. были сформулированы М. Вертхаймером в статье “Экспериментальное исследование движения” (1912) как альтернатива структурализму и бихевиоризму. Представители этого направления — Вертхаймер, В. Кёлер, К. Коффка, К. Левин и др. — исходили из предположения, что сложные психологические феномены нельзя разложить на простые ментальные компоненты (структурализм) или цепи стимул — реакция (бихевиоризм). Они доказывали, что адекватное объяснение интеллектуального поведения требует ссылки на внутренние состояния психики и врожденные сложноор-ганизованные когнитивные структуры, которые формируют наш перцептивный опыт и знание о мире, Свои гипотезы гештальтисты стремились подкрепить многочисленными экспериментальными данными (феномен стробоскопического движения и др.). Согласно их взглядам, наше перцептивное восприятие является целостным, активным и конструктивным процессом, строящимся на динамическом отношении между двумя элементами — воспринимаемой формой (структурой, гештальтом) и фоном (полем восприятия). Форма всегда доминирует, оставаясь при этом неразрывно связанной с менее четко воспринимаемым фоном, на котором она выделяется. Интенция наблюдателя спонтанно связывает форму и фон. Гештальтисты открыли лежащий в основе, восприятия закон “хорошей формы”, названный Вертхаймером “законом прегнантности”, который предрасполагает к выбору наиболее простых, четких, упорядоченных и осмысленных форм. Мышление Г. также рассматривали как активный конструктивный процесс. Вертхаймер различал продуктивное и репродуктивное мышление. Продуктивное мышление предполагает понимание структурных отношений, присущих проблеме или ситуации, сопровождающееся интеграцией соответствующих частей в динамическое целое. Напротив, репродуктивное мышление сводится лишь к слепому повторению усвоенных реакций применительно к отдельным частям целого. Этот тип мышления не порождает инсайта (Insight — понимание), определенного Кёлером как закрытие психологического поля, где все элементы интегрируются в целостную структуру. Наиболее систематический и прагматический подход к мышлению как решению задач с позиции Г. был разработан К. Дункером, который требовал от испытуемых “думать вслух”, настаивая на необходимости вербализации любой мысли. На основе полученных устных и письменных протоколов Дункер пришел к выводу, что процедуры решения задач могут быть формализованы как поиск средств решения конфликтов между текущими ситуациями и ситуациями, отвечающими желаемым целям. Результаты мыслительных операций он рассматривал как совокупность тесно интегрирован- ных внутренних репрезентаций, которые детализиру- ют находящиеся в противоречии элементы проблем- ной ситуации. Соответственно, понимание и инсайт определялись им как внутренние когнитивные состо- яния субъекта, зависящие от качества репрезентаций. Исследования Дункера ясно показали, что при решении проблем субъекты формировали планы, генерировали цели и разрабатывали стратегии, основанные на приобретенном знании. Он также выдвинул концепцию “функциональной закрепленности”, которая утверждала, что объекты и идеи вместе с закрепленными за ними функциями становятся частью ситуации по решению задачи, и эта установка препятствует их новому применению. Гештальтпсихологи внесли большой вклад в развитие психологии прежде всего своими экспериментальными исследованиями особенностей стратегии пространственно-образного, правополушарного мышления и др. явлений, которые нельзя было объяснить с помощью структуралистских и бихевиористских моделей. Однако им не удалось создать какой-то универсальной, последовательной и проверяемой теории. Инструментальные средства и методы, необходимые для адекватного исследования сложных когнитивных функций — восприятия, мышления, решения задач и т.д. — были разработаны позднее в кибернетике, теории информации и компьютерной науке (информатике). Выделив дальнейшее поле исследований, Г. в каком-то смысле предвосхитила революцию в когнитивной науке. Концепции тештальтпсихологов получили широкое применение в различных областях философии и прежде всего в эпистемологии и философии науки для объяснения специфики неявного, личностного знания, механизмов роста научных знаний и научных революций (М. Полани, Т. Кун, П. Фейер-абенд, Н. Хэнсон и др.). О Kuhler W. Gestalt Psychology. New York, 1947. И. П. Меркулов

Синонимы к слову «гештальтпсихология»

Какими словами можно заменить слово гештальтпсихология? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ

Сочетаемость слова «гештальтпсихология»

Как правильно употребляется слово гештальтпсихология? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • с позиций гештальтпсихологии
Полная таблица сочетаемости слова ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ

Cлово «гештальтпсихология» является ответом на вопросы