Гермоген

Cлово «гермоген» означает:

— патриарх всероссийский с 1606 по 1612 г. В 1589 г. он был поставлен в сан казанского митрополита и проявил большое усердие в деле обращения в православие местных инородцев. По восшествии на московский престол Лжедмитрия I, был вызван в Москву для участия в устроенном новым царем Сенате, но не мог ужиться с царем, чуждым религиозной нетерпимости и склонным к сближению с иноземцами. Когда перед браком Лжедмитрия и Марины Мнишек возник вопрос, не следует ли предварительно произвести над Мариной обряд крещения в православие, был в числе тех духовных, которые наиболее настаивали на этом, и за такое противодействие намерениям царя был удален из Москвы в свою епархию. Царь Василий Шуйский решился возвести его, как врага предшествовавшего правительства, на место низложенного патриарха Игнатия . Сделавшись патриархом, сначала не играл видной роли в государственных делах, вследствие несогласий, возникших между ним и царем Василием. Во время восстания Болотникова , однако, рассылал грамоты, убеждая население стоять за Шуйского, и наложил даже проклятие на Болотникова и его сторонников. Пытался защищать Шуйского и в момент его свержения с престола. После низложения Шуйского, когда "шатание" охватило большинство московских правительственных деятелей, и они, забыв о государстве, искали прежде всего личной выгоды, явился между ними одним из немногих, сохранявших свои убеждения и твердо проводивших их в жизнь. Когда выставлена была кандидатура королевича Владислава , согласился на нее лишь под условием принятия Владиславом православной веры и писал о том королю Сигизмунду . Предвидя, что у короля имеются другие планы, держал себя очень враждебно по отношению к полякам; протестовал против вступления польского войска в Москву и, когда бояре впустили гетмана Жолкевского , очень холодно относился к нему и к сменившему его Гонсевскому . Когда Сигизмунд стал требовать, чтобы бояре приказали Смоленску сдаться на королевскую волю, решительно отказал в своей подписи на изготовленной боярами грамоте, несмотря на то, что в пылу спора один из бояр, Салтыков, угрожал патриарху ножом. Отсутствие имени патриарха в грамоте, отправленной к московским послам, находившимся у Сигизмунда, и предписывавшей им во всем положиться на волю короля, дало им предлог отказаться от исполнения этого приказания. С этих пор является открытым противником поляков, путем устной проповеди и рассылаемых грамот увещевая народ стоять за православную веру против желающих уничтожить ее иноземцев. Когда к Москве подошло ляпуновское ополчение, поляки и державшие их сторону русские бояре потребовали от патриарха, чтобы он приказал ополчению разойтись, угрожая ему в противном случае смертью. отказался и был подвергнут тяжелому заключению в Чудовом монастыре. Когда, после убийства Ляпунова , Заруцкий провозгласил царем сына Марины, послал в Нижний Новгород грамоту с протестом против таких действий казацкой "атаманьи". "Отнюдь, — писал патриарх, — Маринкин на царство не надобен: проклят от святого собора и от нас". 25 августа 1611 г. эта грамота была получена в Нижнем и отсюда переслана в другие города. Когда в Москве получены были первые вести о сборах Минина и Пожарского , сидевшие в Москве бояре и поляки вновь потребовали от а, чтобы он убедил нижегородцев оставаться верными присяге Владиславу, но встретили с его стороны решительный отказ. "Да будет над ними, — отвечал патриарх, — милость от Бога и благословение от нашего смирения! А на изменников да изольется гнев Божий, и да будут они прокляты в сем веке и в будущем". Тогда его, по рассказу современников, уморили голодною смертью. Он умер 17 февраля 1612 г. — См. Кедров , "Патриарх " (1912); Платонов , "Очерки по истории смуты" (3-е издание, 1911). В. М-н.

Источник: Биографический словарь

Значение слова «гермоген» в русском языке

(ок. 1530-1612) — русский патриарх в 1606-12. С декабря 1610рассылал по городам грамоты с призывом к всенародному восстанию противинтервенции Речи Посполитой. Был заключен интервентами в Чудов монастырь,где умер от голода. Канонизирован Русской православной церковью.

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Исторический словарь

Гермоген

(ок. 1530 — 1612 гг.) — патриарх всероссийский с 1606 по 1612 гг. В 1589 г., в год учреждения на Руси патриаршества, он был поставлен в сан казанского митрополита и вслед за тем проявил большое усердие в деле обращения в православие местных инородцев. По восшествии на московский престол Лжедмитрия I был вызван в Москву для участия в устроенном новым царем Сенате, но не мог долго ужиться в столице рядом с царем, чуждым религиозной нетерпимости и склонным к сближению с иноземцами. Когда перед браком Лжедмитрия на Марине Мнишек возник вопрос, не следует ли предварительно произвести над Мариной обряд крещения в православие, был в числе тех. кто наиболее настаивал на этом, и за такое противодействие намерениям царя был удален из Москвы в свою епархию. Царь Василий Шуйский решился возвести его, как врага предшествовавшего правительства, на место низложенного патриарха Игнатия. Сделавшись патриархом, он не играл первое время видной роли в государственных делах благодаря несогласиям, возникшим вскоре между ним и царем Василием, который мало вызывал симпатий в е, непреклонном в своих убеждениях, прямом и решительном в своих действиях. С низложением Шуйского начался наиболее важный период деятельности а, совпавший теперь в своих целях со стремлениями большей части русского народа. В эпоху наступившей тяжелой смуты, когда "шатание" охватило большинство московских правительственных деятелей, и они, забыв о государстве, искали прежде всего личной выгоды, явился одним из немногих лиц среди центрально правительства, которые сохраняли свои убеждения и твердо проводили их в жизнь. Когда выставлена была кандидатура королевича Владислава, соглашался на нее лишь под условием принятия Владиславом православной веры и сам писал о том королю Сигизмунду. Предвидя, однако, что у короля имеются другие планы, держал себя очень враждебно по отношению к полякам; протестовал против впуска польского войска в Москву и даже после того, как бояре впустили гетмана Жолкевского, очень холодно относился к нему и к сменившего его Гонсевскому. Требование Сигизмунда, чтобы бояре приказали Смоленску сдаться на королевскую волю, окончательно раскрыло патриарху смысл действий поляков, и он решительно отказал в своей подписи на изготовление боярами грамоте, несмотря на то, что в пылу спора один из бояр, Салтыков, даже угрожал патриарху ножом. Отсутствие имени патриарха в грамоте, отправленной к московским послам, находившимся у Сигизмунда, и предписывавшей им во всем положиться на волю короля, дало им предлог отказаться от исполнения этого приказания. С этих пор уже является открытым противником поляков. В своих проповедях и рассылаемых грамотах он призывал народ стоять за православную веру против желающих уничтожить ее иноземцев. Когда к Москве подошло ляпуновское ополчение, поляки потребовали от патриарха, чтобы он приказал ополчению разойтись, угрожая ему в противном случае смертью. отказался это сделать и был подвергнут тяжелому заключению в Чудовом монастыре. Из Чудова монастыря патриарх послал грамоту в Нижний Новгород. 26 августа она была получена в Нижнем и отсюда переслана в другие города, в значительной степени подготовив, вероятно, поход нового земского ополчения под Москву. Когда в Москве были получены первые вести о сборах Минина и Пожарского, сидевшие в Москве поляки и бояре потребовали вновь от а, чтобы он убедил нижегородцев оставаться верными присяге Владиславу, но встретили с его стороны решительный отказ. "Да будет над ними, — отвечал патриарх, — милость от Бога и благословление от нашего смирения! А на изменников да излиется гнев Божий, и да будут они прокляты в сем веке и в будущем". Тогда его, по рассказу современников, уморили голодной смертью. Он умер 17 февраля 1612 г. Из Энциклопедического словаря Изд. Брокгауза и Ефрона. Т.VIIIА, СПб., 1893

Исторический словарь

Гермоген

(ок. 1530-1612), патриарх Московский и всея Руси в 1606-12 в период Смутного времени. С декабря 1610 рассылал по городам грамоты с призывом к изгнанию из Москвы войск Речи Посполитой. Был заключен в Чудов монастырь в Кремле, где умер от голода. Канонизирован Русской православной церковью.

Исторический словарь

Гермоген

(в миру Георгий Ефремович Долганёв) (1858-1918), церковный и политический деятель. Почетный член "Союза русского народа". Поддерживал иеромонаха Илиодора. С 1917 архиепископ Тобольский, выступал с проповедями, осуждавшими советскую власть, пытался оказать помощь сосланной в Тобольск семье бывшего императора Николая II. В 1918 арестован, вывезен в Тюмень. При отступлении Красной Армии утоплен в р. Тура.

Исторический словарь

Гермоген

(ок. 1530 — 17.02.1612), святой, патриарх, духовный писатель. Участвовал в избрании на царство Бориса Годунова. Обличал Лжедмитрия I, требуя крещения Марины Мнишек в православную веру, за что подвергся опале. В 1606 при царе Василии Ивановиче Шуйском был возведен на патриаршество и активно поддерживал деятельность царя. Рассылал грамоты против сторонников восстания И.И. Болотникова, в 1608 выступил против Лжедмитрия II. В 1610 отказался целовать крест польскому королю и велел москвичам, собравшимся в Успенском соборе Московского Кремля, "королю крест не целовать". С декабря 1610 рассылал по русским городам грамоты, направленные против поляков. Был заточен поляками в Чудов монастырь и умер в заключении. Имя а стало символом свободолюбия и твердости духа. "Непоколебимым столпом благочестия, предивным хранителем христианской веры, крепким твердым адамантом" называет его современник. О деятельности патриарха, его стойкости и мужестве говорится в целом ряде повестей Смутного времени, таких, как "Новая повесть о преславном Российском царстве и Великом государстве Московском", "Повесть о некоей брани", "Повесть князя Ивана Андреевича Хворостинина", "Летописная книга", "Сказание о Гришке Отрепьеве". Патриарху у принадлежат следующие произведения: "Сказание о явлении и чудесах иконы Казанской Богоматери", редакция "Повести о житии Петра и Февронии", "Слово" об обретении мощей митр. Алексия, грамоты и речи. Память ему празднуется 12/25 мая и 17 февраля/2 марта. Л. К.

Исторический словарь

Гермоген

— патриарх всероссийский с 1606 по 1612 г. В 1589 г. он был поставлен в сан казанского митрополита и проявил большое усердие в деле обращения в православие местных инородцев. По восшествии на московский престол Лжедмитрия I, был вызван в Москву для участия в устроенном новым царем Сенате, но не мог ужиться с царем, чуждым религиозной нетерпимости и склонным к сближению с иноземцами. Когда перед браком Лжедмитрия и Марины Мнишек возник вопрос, не следует ли предварительно произвести над Мариной обряд крещения в православие, был в числе тех духовных, которые наиболее настаивали на этом, и за такое противодействие намерениям царя был удален из Москвы в свою епархию. Царь Василий Шуйский решился возвести его, как врага предшествовавшего правительства, на место низложенного патриарха Игнатия . Сделавшись патриархом, сначала не играл видной роли в государственных делах, вследствие несогласий, возникших между ним и царем Василием. Во время восстания Болотникова , однако, рассылал грамоты, убеждая население стоять за Шуйского, и наложил даже проклятие на Болотникова и его сторонников. Пытался защищать Шуйского и в момент его свержения с престола. После низложения Шуйского, когда "шатание" охватило большинство московских правительственных деятелей, и они, забыв о государстве, искали прежде всего личной выгоды, явился между ними одним из немногих, сохранявших свои убеждения и твердо проводивших их в жизнь. Когда выставлена была кандидатура королевича Владислава , согласился на нее лишь под условием принятия Владиславом православной веры и писал о том королю Сигизмунду . Предвидя, что у короля имеются другие планы, держал себя очень враждебно по отношению к полякам; протестовал против вступления польского войска в Москву и, когда бояре впустили гетмана Жолкевского , очень холодно относился к нему и к сменившему его Гонсевскому . Когда Сигизмунд стал требовать, чтобы бояре приказали Смоленску сдаться на королевскую волю, решительно отказал в своей подписи на изготовленной боярами грамоте, несмотря на то, что в пылу спора один из бояр, Салтыков, угрожал патриарху ножом. Отсутствие имени патриарха в грамоте, отправленной к московским послам, находившимся у Сигизмунда, и предписывавшей им во всем положиться на волю короля, дало им предлог отказаться от исполнения этого приказания. С этих пор является открытым противником поляков, путем устной проповеди и рассылаемых грамот увещевая народ стоять за православную веру против желающих уничтожить ее иноземцев. Когда к Москве подошло ляпуновское ополчение, поляки и державшие их сторону русские бояре потребовали от патриарха, чтобы он приказал ополчению разойтись, угрожая ему в противном случае смертью. отказался и был подвергнут тяжелому заключению в Чудовом монастыре. Когда, после убийства Ляпунова , Заруцкий провозгласил царем сына Марины, послал в Нижний Новгород грамоту с протестом против таких действий казацкой "атаманьи". "Отнюдь, — писал патриарх, — Маринкин на царство не надобен: проклят от святого собора и от нас". 25 августа 1611 г. эта грамота была получена в Нижнем и отсюда переслана в другие города. Когда в Москве получены были первые вести о сборах Минина и Пожарского , сидевшие в Москве бояре и поляки вновь потребовали от а, чтобы он убедил нижегородцев оставаться верными присяге Владиславу, но встретили с его стороны решительный отказ. "Да будет над ними, — отвечал патриарх, — милость от Бога и благословение от нашего смирения! А на изменников да изольется гнев Божий, и да будут они прокляты в сем веке и в будущем". Тогда его, по рассказу современников, уморили голодною смертью. Он умер 17 февраля 1612 г. — См. Кедров , "Патриарх " (1912); Платонов , "Очерки по истории смуты" (3-е издание, 1911). В. М-н.

Синонимы к слову «гермоген»

Какими словами можно заменить слово гермоген? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ГЕРМОГЕН

Cлово «гермоген» является ответом на вопросы