Гармония
Cлово «гармония» означает:
(от греч. harmonia — согласие) — англ. harmony; нем. Harmonie. Единство, согласованность, стройное сочетание элементов, свойств, явлений.
Источник: Социологический словарь
Значение слова «гармония» в русском языке
(греч. harmonia — связанность и соразмерность частей) — установка культуры, ориентирующая на осмысления мироздания (как в целом, так и его фрагментов) и человека с позиции полагания их глубинной внутренней упорядоченности. В аксиологическом своем измерении Г. выступает одной из базовых ценностей европейской культуры, конституированной не столько в качестве скалярной (поддержание), сколько в качестве векторной (достижение) аксиологической структуры, что обусловлено доминантой будущего в европейском менталитете. Важнейшим аспектом Г. является ее соотнесенность лишь с дифференцированным, негомогенным объектом, включающим в себя разнородные или даже противоположные составляющие (исходно термин "Г." употреблялся в античной культуре для обозначения металлической скобы, соединяющей различные детали единой конструкции; наряду с этим значением у Гомера встречается также употребление слова "Г." в значении "согласие", "договор", "мирное со-бытие"). Гармоничность того или иного объекта выступает не просто как его организованность, противостоящая хаосу, но мыслится в качестве фундированной глубокой имманентной объекту закономерностью, проявлением которой и выступает феномен Г. В этой связи в античной философии Г. трактовалась как мировой космический закон: "все происходит по необходимости и согласно с Г." (Филолай). Соотнесенность Г. мироздания с фундаментальной закономерностью задает в европейской традиции вектор ее осмысления как открытой для рациональной экспликации и исчисления: от идеи пифагореизма о возможности выразить Г. пространственного соотношения космических сфер посредством числовых соотношений музыкальной октавы до новоевропейского искуса "проверить алгеброй Г." (A.C. Пушкин об А. Сальери): математическое исчисление перспективы в живописи, попытки эталонирования в скульптуре и др. В отсутствие имманентной глубинной основы Г. внешняя псевдо-гармоничность не воспринимается европейской культурой в качестве ценности: "скрытая Г. лучше явной" (Гераклит), "заштопанные чулки лучше разорванных, — не так с сознанием" (Гегель) и т.п. Осмысление Г. как феноменального проявления исходной ноументальной закономерности бытия — при трактовке последней в качестве сакральной и соотнесенной с Абсолютом — приводит к формированию в европейской традиции идеи предустановленной Г.: Лейбниц, Вольф, Кондильяк и др. (см. Телеология), генетически восходящей к окказионализму с его трактовкой духа и тела как не взаимодействующих, но изначально — при заводе — синхронизированных Богом часов (А. Гейлинкс). В этой связи в европейской философии понятие Г. выступает в качестве категориального выражения сущностной внутренней связи внешне альтернативных начал: "враждующее соединяется, из расходящегося — прекраснейшая Г." (Гераклит), а в европейской эстетике презумпция Г. выступает как холистский идеал прекрасного, все элементы, аспекты и проявления которого внутренне сбалансированы между собой, создавая совершенство целостности: "Г. складывается не иначе, как общий контур обнимает отдельные члены" (Леонардо да Винчи). Отсюда античный идеал калокагатии, ренессансный идеал единства телесного и духовного, идеал пропорциональности духа (Г. разума и аффектов) в традиции Просвещения и др. Если для классической европейской культуры Г. мироздания в широком смысле этого слова и Г. отношений человека с мирозданием выступала как норма, и центральный конфликт культуры (как в сфере философии, так и сфере искусства) конституируется как нарушение этой Г. и поиск путей ее обретения вновь, то для неклассической культуры (см. Модернизм) в качестве нормы мыслится дисгармоничность, и центральной коллизией является поиск форм бытия в условиях онтологической (социальный и социоприродный хаос) и экзистенциональной (разорванное сознание) дисгармонии. (См. также Дуализм.)
Источник: Философский словарь
Толковый словарь Даля
Гармония
ж. соответствие, созвучие, соразмерность, равновесие, равномерность, равнозвучие, взаимность соотношение, согласие, согласность, соглас, стройность, благостройность; соразмерное отношение частей целого; правильное отношение
Большой Энциклопедический Словарь
Гармония
выразительные средства музыки, основанные на объединении тоновв созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении. Основнойтип созвучия — аккорд. строится по определенным законам лада вмногоголосной музыке любого склада — гомофонии, полифонии. Элементыгармонии — каденции и модуляции — важнейшие факторы музыкальной формы.учение о гармонии — один из главных разделов теории музыки (см.Музыковедение).
Большой Энциклопедический Словарь
Гармония
(греч. harmonia — связь — стройность, соразмерность),соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единоеорганическое целое. В древнегреческой философии — организованностькосмоса, в противоположность хаосу. В истории эстетики рассматривалась каксущественная характеристика прекрасного. См. также сфер,Предустановленная гармония.
Философский словарь
Гармония
(греч.-связь, стройность, соразмерность): философская и эстетическая категории, обозначающие органическую слаженность, соразмерность, "созвучие" частей в системе целого на основе определенных закономерностей, органическое единство многообразия. В античности гармония мыслилась как основная черта бытия вообще, как упорядоченность Космоса, противостоящая хаосу. Согласно греческому миросозерцанию, вместе с симметрией, порядком и мерой гармония составляет основу прекрасного. В эстетике Возрождения гармония считалась не только существенным признаком, но даже источником прекрасного. Каждая эпоха вносила свои коррективы в понимание гармонии, по-новому трактовала ее связь с прекрасным. В искусстве многообразие гармонических отношений зримо раскрывается через звуковую гармонию (аккорд, лад, стихотворный размер); через пропорции в архитектуре, выражающие соотношение частей и целого; через цветовую гармонию, построенную на закономерностях цветового круга; через композиционные закономерности и т. д.
Философский словарь
Гармония
— состояние многого как единого целого, характеризующее слаженность членов сложных совокупностей, ансамблей, коллективов, участников единого действия в некотором данном фиксированном отношении. Г. есть приведенные к одному и тому же единству различия, противоречия или ограниченное до некоего узлового значения разнообразие в структурной организации объекта: внутренне непротиворечивое в гармонизации не нуждается. весьма чувствительна к "эффекту мелочей": даже малая деталь может ее нарушить, либо, напротив, восстановить, если совершается опытной рукой мастера. Г. есть противоположность дисгармонии. Частные случаи и проявления Г.: норма систем и подсистем организма как противоположность патологии, симфония как противоположность какофонии, синхронность движений как противоположность движениям асинхронным, резонансу. В музыке есть теория Г. — учение о полифоническом звучании, о правильном, благозвучном соединении и сочетании звуков, различающихся тональностью, длительностью, высотой, силой, тембром, громкостью, специфической "окраской" и т. п.
Философский словарь
Гармония
(от греч. harmonia — связь, стройность, соразмерность) — соразмерность частей, противоположная хаосу, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое; соответствие, логичность, созвучие, равновесие, равномерность, равнозвучие, взаимность, соотношение, согласие, согласность, благостройность; правильное отношение одновременных или современных звуков, аккорд; стройность идей; самая наука о созвучиях, о логической соразмерности.
Философский словарь
Гармония
(греч. armonia — связанность и соразмерность частей) — установка культуры, ориентирующая на осмысления мироздания (как в целом, так и его фрагментов) и человека с позиции полагания их глубинной внутренней упорядоченности. В аксиологическом своем измерении Г. выступает одной из базовых ценностей европейской культуры, конституированной не столько в качестве скалярной (поддержание), сколько в качестве векторной (достижение) аксиологической структуры, что обусловлено доминантой будущего в европейском менталитете (см. Надежда). Важнейшим аспектом Г. является ее соотнесенность лишь с дифференцированным, негомогенным объектом, включающим в себя разнородные или даже противоположные составляющие (исходно термин "Г." употреблялся в античной культуре для обозначения металлической скобы, соединяющей различные детали единой конструкции; наряду с этим значением, у Гомера встречается также употребление слова "Г." в значении "согласие", "договор", "мирное событие"). Гармоничность того или иного объекта выступает не просто как его организованность, противостоящая хаосу, но мыслится в качестве фундированной глубокой имманентной объекту закономерностью, проявлением которой и выступает феномен Г. В этой связи в античной философии Г. трактовалась как мировой космический закон: "все происходит по необходимости и согласно с Г." (Филолай). Соотнесенность Г. мироздания с фундаментальной закономерностью задает в европейской традиции вектор ее осмысления как открытой для рациональной экспликации и исчисления: от идеи пифагореизма о возможности выразить гармонию пространственного соотношения космических сфер посредством числовых соотношений музыкальной октавы (см. сфер) — до новоевропейского искуса "проверить алгеброй гармонию" (А.С. Пушкин об А. Сальери): математическое исчисление перспективы в живописи, попытки эталонирования в скульптуре и др. В отсутствие имманентной глубинной основы Г. внешняя псевдо-гармоничность не воспринимается европейской культурой в качестве ценности: "скрытая гармония лучше явной" (Гераклит), "заштопанные чулки лучше разорванных, — не так с сознанием" (Гегель) и т.п. Осмысление Г. как феноменального проявления исходной ноументальной закономерности бытия — при трактовке последней в качестве сакральной и соотнесенной с Абсолютом — приводит к формированию в европейской традиции идеи предустановленной Г.: Лейбниц, Вольф, Кондильяк и др. (см. Телеология), генетически восходящей к окказионализму (см. Окказионализм) с его трактовкой духа и тела как не взаимодействующих, но изначально — при заводе — синхронизированных Богом часов (А. Гейлинкс). В этой связи в европейской философии понятие Г. выступает в качестве категориального выражения сущностной внутренней связи внешне альтернативных начал: "враждующее соединяется, из расходящегося — прекраснейшая Г." (Гераклит), а в европейской эстетике презумпция Г. выступает как холистский идеал прекрасного, все элементы, аспекты и проявления которого внутренне сбалансированы между собой, создавая совершенство целостности: "Г. складывается не иначе, как общий контур обнимает отдельные члены" (Леонардо да Винчи). Отсюда античный идеал калокагатии, ренессансный идеал единства телесного и духовного, идеал пропорциональности духа (Г. разума и аффектов) в традиции Просвещения и др. Если для классической европейской культуры Г. мироздания в широком смысле этого слова и Г. отношений человека с мирозданием выступала как норма, и центральный конфликт культуры (как в сфере философии, так и сфере искусства) конституируется как нарушение этой Г. и поиск путей ее обретения вновь, то для неклассической культуры (см. Модернизм) в качестве нормы мыслится дисгармоничность, и центральной коллизией является поиск форм бытия в условиях онтологической (социальный и социоприродный хаос) и экзистенциональной (разорванное сознание) дисгармонии. (См. также Дуализм) М.А. Можейко
Философский словарь
Гармония
(греч. harmonia — связь, соразмерность) — созвучие, согласие, соответствующая эстетическим законам согласованность частей в расчлененном целом. Идея гармонии лежала еще в основе пифагорейской идеи гармонии сфер, она продолжает существовать в преобразованной форме в новой философии у Шефтсбери, Кеплера, Джордано Бруно, Лейбница и в нем. идеализме. Педагогическим идеалом Гёте, как он выражает его в "Вильгельме Мейстере", было "воспитание гармонически свободного человечества", развитие всех ценных человеческих способностей в прекрасное равновесие. Природа была для Гёте большим организмом, в котором господствует гармония силы и границ, произвола и закона, свободы и меры, подвижного порядка, достоинств и недостатков ("Метаморфоза животных", 1819).
Толковый словарь Ожегова
Гармония
Соответствующий раздел в теории музыки
Cлово «гармония» означает:
Гармония
Гармо́ния (, , а также и др. переводы) в философии — согласование разнородных и даже противоположных (конфликтных) элементов, в эстетике — слаженность целого, рождающаяся от сочетания противоположных по качеству сущностей (например, в музыке — консонанса и диссонанса).
Источник: Википедия
Большой современный толковый словарь русского языка
ж.Дочь богов Ареса и Афродиты ( в древнегреческой мифологии ) .
Большой современный толковый словарь русского языка
Гармония
I ж.
1.Взаимное соответствие, согласованность в сочетании чего-либо: явлений, предметов, качеств и т.п. Ant:дисгармония
2.Согласованность, стройность звучания; благозвучие.
3.Одно из важнейших выразительных средств музыки, основанное на объединении звуков в созвучия и на взаимосвязи в последовательности таких созвучий. отт. Созвучия, аккорды, а также их последовательность, характерные для какого-либо произведении, для определенного композитора, для какой-либо композиторской школы или какого-либо направления.
4.Раздел теории музыки, изучающий способы и правила построения и взаимосвязи аккордов. II ж.Уподобление по палатальности гласных звуков в слове корневому гласному, свойственное некоторым языкам; сингармонизм ( в лингвистике ) . III ж.Клавишно-пневматический музыкальный инструмент с раздвижными мехами и двумя планками по бокам с клавиатурой для обеих рук.
Новый словарь иностранных слов
Гармония
( гр. harmonia)
1) согласованность, стройность в сочетании чего-л.;
2) муз.а) область выразительных средств музыки, основанная на объединении тонов в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении (основной тип созвучия — аккорд), б) раздел теории музыки, изучающий созвучия;
3) лингв. г. гласных — то же, что сингармонизм .
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
Гармония
ж.
1) Взаимное соответствие (явлений, предметов, качеств и т.п.).
2) Стройность звучания; благозвучие.
3) а) Одно из важнейших выразительных средств музыки, основанное на объединении звуков в созвучия и на взаимосвязи в последовательности таких созвучий. б) Созвучия, аккорды, а также их последовательность в каком-л. произведении или характерные для того или иного композитора, композиторской школы, направления. в) Область изучения способов и правил построения, взаимосвязи аккордов (в теории музыки).
Словарь Даля
Гармония
жен. соответствие, созвучие, соразмерность, равновесие, равномерность, равнозвучие, взаимность соотношение, согласие, согласность, соглас, стройность, благостройность; соразмерное отношение частей целого; правильное отношение одновременных или современных звуков, аккорд; самая наука с созвучиях. Гармонический, стройный, созвучный соразмерный, добростройный, согласный. Гармонировать, отвечать, соответствовать, согласоваться созвучить; быть под одно, подстать, подмасть, под лад. Гармонист муж. о сочинителе музыки: искусный в составлении и расположении созвучий. Мелодист, изобретатель голосов, напевов; гармонист, согласователь многозвучий. Гармоника жен. музыкальное орудие различного устройства, со стеклянными или деревянными клавишами, по которым бьют палочками; со стеклянными кругами, чашками, по которым водят пальцами; также мех, со вставлеными пищиками и затворками.
Словарь иностранных выражений
Гармония
[гр. harmonia]
1. согласованность, стройность в сочетании чего-л.;
2. муз. а) область выразительных средств музыки, основанная на объединении тонов в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении (основной тип созвучия — аккорд), б) раздел теории музыки, изучающий созвучия;
3. лингв, г. гласных — то же, что сингармонизм.
Словарь русского языка Лопатина
Гармония
Гарм`ония, -и (мифол.)
Словарь русского языка Лопатина
Гармония
гарм`ония, -и (благозвучие; согласие)
Словарь русского языка Ожегова
Гармония
1 выразительные средства музыки, связанные с объединением тонов в созвучия и с композицией созвучий, а также соответствующий раздел в теории музыки гармония 1 ! выразительные средства музыки, связанные с объединением тонов в созвучия и с композицией созвучий гармония 2 == гармоника N1 гармония 1 согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь Г. звуков. Г. красок. Душевная г. Г. интересов.
Современный толковый словарь, БСЭ
Гармония
выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении. Основной тип созвучия — аккорд. Гармония строится по определенным законам лада в многоголосной музыке любого склада — гомофонии, полифонии. Элементы гармонии — каденции и модуляции — важнейшие факторы музыкальной формы. учение о гармонии — один из главных разделов теории музыки (см. Музыковедение). — (греч. harmonia — связь, стройность, соразмерность), соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В древнегреческой философии — организованность космоса, в противоположность хаосу. В истории эстетики рассматривалась как существенная характеристика прекрасного. См. также Гармония сфер, Предустановленная гармония.
Толковый словарь Ефремовой
Гармония
гармония ж.
1) Взаимное соответствие (явлений, предметов, качеств и т.п.).
2) Стройность звучания; благозвучие.
3) а) Одно из важнейших выразительных средств музыки, основанное на объединении звуков в созвучия и на взаимосвязи в последовательности таких созвучий. б) Созвучия, аккорды, а также их последовательность в каком-л. произведении или характерные для того или иного композитора, композиторской школы, направления. в) Область изучения способов и правил построения, взаимосвязи аккордов (в теории музыки).
Толковый словарь русского языка Ушакова
Гармония
гармонии, ж. (греч. harmonia).
1. Часть теории музыки, учение о правильном построении созвучий в композиции (муз.). Музыку я разъял, как труп, поверил я алгеброй гармонию. Пушкин.
2. Благозвучие, Стройность и приятность звуков (книжн.). Мелодия, исполненная гармонии. Гармония поэтического ритма.
3. Согласованность, взаимное соответствие (книжн.). Гармония интересов. Между нами установилась полная гармония. Гармония красок. || Согласованное сочетание, соответствие элементов внутри чего-н. целого, внутренняя цельность, полнота, согласие (книжн.). Мировая гармония. Душевная гармония. Лицо его выражало запас силы, воли, внутренней гармонии и самообладания. Гончаров. || Стройность, пластичность, мерность, полнота и законченность внешнего выражения (книжн.). Каждый жест актрисы исполнен гармонии. всё в ней гармония, всё диво, всё выше мира и страстей. Пушкин.
4. То же, что гармоника в 1 знач. (обл., простореч.).
Полный орфографический словарь русского языка
Гармония
гармония, -и (благозвучие; согласие)
Викисловарь
Гармония
взаимное соответствие, согласованность в сочетании чего-либо согласованность, стройность звучания; благозвучие раздел теории музыки, изучающий способы и правила построения и взаимосвязи аккордов в ряде языковуподобление по палатальности гласных звуков в слове корневому гласному; сингармонизм клавишно-пневматический музыкальный инструмент с раздвижными мехами и двумя планками по бокам с клавиатурой для обеих рук
Викисловарь
Гармония
гармония; стройность звучания; благозвучие
Викисловарь
Гармония
гармония; стройность звучания; благозвучие
Викисловарь
Гармония
гармония; стройность звучания; благозвучие
Каким бывает «гармония»?
Гармония бывает:
- совершенная
- дивная
- всеобщая
- изначальная
- цветовая
- музыкальная
- душевная
- идеальная
- небесная
- внутренняя
Морфемный и фонетический разбор слова «гармония»
Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова гармония. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.
Синонимы к слову «гармония»
Какими словами можно заменить слово гармония? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:
- Гармоника
- Единство
- Благогласие
- Мелодичность
- Гармошка
- Благозвучность
- Ладность
- Гармоничность
- Лад
- Благозвучие
Ассоциации к слову «гармония» (слова на тему)
С чем ассоциируется слово гармония? В русском языке со словом гармония чаще всего ассоциируются следующие слова:
Все ассоциации к слову ГАРМОНИЯСочетаемость слова «гармония»
Как правильно употребляется слово гармония? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.
- абсолютная гармония
- божественная гармония
- великая гармония
- вечная гармония
- внешняя гармония
- внутренняя гармония
- вселенская гармония
Предложения со словом «гармония»
Примеры употребления слова гармония в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.
Внутренняя гармония человека, идейность, внутренние убеждения, настроение, внутренняя непротиворечивость с самим собой.
Дмитрий Голихов, Соционика + работа над ошибками = инструментальная соционика. Пособие по инструментальной соционике
Таким образом, при помощи этих спиральных секвенций художник хотел рассказать о высшей гармонии мира.
Группа авторов, Мастера авангарда
Именно спортивные – их задача готовить победителей, в то время как задача обычных психологов – помогать людям обрести гармонию в жизни, избавиться от проблем и конфликтов.
Владимир Геннадьевич Сивицкий, 99 вопросов спортивному психологу от тренеров, родителей и спортсменов
Человек, который разбирается в искусстве, понимает, что такое красота линий, пропорций, гармония и дисгармония. Для того чтобы хорошо разбираться в жизни, надо разбираться в искусстве.
Ирина Александровна Антонова
Все предложения и цитаты со словом ГАРМОНИЯCлово «гармония» является ответом на вопросы
- Качество, которым целое отличается от суммы своих частей
- Стройность звучания
- Рассказ Стивена Кинга «Первосортная …»
- Модуль МКС
- Благозвучие, мелодичность
- Согласие, созвучие, симфония, лад
- Опера немецкого композитора П. Хиндемита «… мира»
- Прекрасная дочь бога войны Ареса и богини любви Афродиты, жена Кадма в древнегреческой мифологии
- Стройность, соразмерность
- Согласованность, стойное сочетание разных качеств, предметов, явлений,частей целого