Вавилон

Cлово «вавилон» означает:

древний город в Месопотамии, к юго-западу от современногоБагдада. В 19-6 вв. до н. э. столица ии. Археологические раскопки с 1899.

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Значение слова «вавилон» в русском языке

– древний город в Месопотамии недалеко от современного Багдада, в XIX—VI ва. до н.э. столица ии. Под этим названием часто подразумевают ское столпотворение — библейский рассказ о попытке построить после всемирного потопа город и башню до небес, за что разгневанный Бог смешал языки народов и люди перестали понимать друг друга. В переносном смысле — суматоха, неразбериха, путаница.

Источник: Исторический словарь

Исторический словарь

Вавилон

— евр. Бавель. , (Быт. 10:10), один из городов царства Нимрода в стране Сеннаар. Об основании его говорится в Быт. 11:1-9. Все жители земли после потопа говорили на одном языке. Чтобы не рассеяться по всей земле, не прославив себя, они решили построить город и башню, высотою до небес; но Господь смешал их язык, так что они не могли понимать друг друга, и, по (необходимости, рассеялись по всей земле. Поэтому и город носит имя , т. е. смешение. План основателей был разрушен, но стал могущественным, известным всему миру городом. В Библии этот город известен, как столица царства мира сего, враждующая с царством Божиим. В начале был столицей древневавилонского царства (приблизительно, с 2240 до 2050 г. до Р. Хр.); потом из сказаний мы узнаем, что царство ское подпало под власть ассирийцев (2050 до 625 г. до Р.Хр.). От 625-538 г. вавилоняне, не желая оставаться под властью ассирийцев, основали новую столицу, близ Ниневии, и назвали столицу ново-вавилонского царства тем же именем — . Ср. Ис. 13:19; 14:12. В то время, когда вавилоняне находились под властью персов (538-331 г. до Р. Хр.), началось окончательное падение ского царства, которое и кончилось тем, что в начале 1-го столетия по Р. Хр. от этой знаменитой столицы остались одни развалины. некогда был «краса царств, гордость Халдеев» (Ис. 13:19). В нем во время Навуходоносора насчитывались миллионы жителей; его величие обращало на себя внимание всего мира. Стены а имели 200 локтей (прибл. 100 м) в вышину и 50 локтей (прибл. 25 м) в ширину; по ним свободно могли ехать в ряд 6 колесниц. (Срав. Иер. 51:56). Город славился висячими садами, террасами, построенными над водами Евфрата на высоких арках. — Гордый , у рек которого пленный Израиль расположился в шатрах и развесил свои арфы; который принес в жертву своим идолам все сокровища храма Иеговы, — этот « будет грудою развалин, жилищем шакалов, ужасом и посмеянием, без жителей» (Иер. 51: 37). «Гордая дочь халдеев, госпожа царств» (Ис. 47:5) по своей торговле и богатству представляла Лондон прежних времен (Кн. Иезек. 17: 4). «Изнеженная, живущая беспечно» (Ис. 47:8), по обеим сторонам Евфрата столица, образующая, согласно запискам Геродота, четырехугольник со сторонами длиною по 120 стадий (более 301/2 км), была окружена глубокими водяными рвами вокруг величественных стен, с сотнями медных ворот. Теперь от всего этого осталось только открытое поле с развалинами, на протяжении 10-15 км с севера на юг. Среди этих развалин, у реки расположен город Гила, населенный арабами. Здесь следует искать древне — вавилонское царство, приблизительно в 400 километрах к северу от Персидского залива. Между множеством куч мусора замечательны шесть массивных груд развалин, которые возвышаются над остальными; пять из этих больших холмов находятся на южном берегу, шестой — к западу, в расстоянии 10 км от упомянутого города Гила. Один из этих холмов, который находится ближе к северу, представляет остатки храма Меродаха. Теперь этот холм носит название Вавил. Он имеет вышину около 66 м. Некоторые принимают его за остатки ской башни. Согласно другим сведениям, остатки ской башни нужно искать дальше к югу, в больших развалинах, так называемых, Бурдж Нимруд, т. е. башня Нимрода. Высота этого холма развалин, состоящего из разбитых кирпичей, достигает 66 метров с разрушенной башней на вершине, имеющей 12,1 м в вышину и 8,5 м в ширину, так что вместе с башней высота холма достигает 75 м. Эти развалины, согласно Равлинсону, занимают в окружности более 730 м. Подобие уступов, похожих на террасы, и некоторые другие признаки дают право предположить, что это — описанный Геродотом храм, который он называет башней Бела (Ваала). Автор книги, посетивший эту башню, передает, что она представляет четырехугольную пирамиду с семью террасами 830 м в окружности при основании. Семь террас посвящены семи богам-планетам в следующем порядке, начиная снизу: Сатурн (Адар), Венера (Истар, см. Астарта ), Юпитер (Меродах), Нево (Меркурий), Марс (Нергал), бог луны и бог солнца. Каждая терраса была выкрашена в соответствующий цвет, начиная снизу: черный, белый, оранжевый, синий, пурпуровый, серебряный и золотой. Часть а, где находилась эта башня, составляла особый квартал, называвшийся Барсип или Борсиппа; это имя встречается на многих кирпичах. В этой же куче развалин найден цилиндр с вавилонскими письменами, где Навуходоносор сам описывает свои работы по реставрации этой древней башни. Запись гласит так: «Объявляем, что храм семи светил, башня в Борсиппе, которую построил в древности один царь, высотою в 42 локтя (приблизительно 21 м), еще не имеет верхушки, которую он не успел выстроить, и которая пришла в ветхость. Желоба для стока воды не действуют; от дождей и ветров облезла штукатурка, кирпич стал сильно разрушаться и все здание от времени начало разваливаться, так что скоро будет представлять из себя кучу мусора. Великий бог Меродах побудил меня восстановить разрушающуюся постройку. Основание и стены я оставил без изменения В благоприятный месяц, в счастливый день я скрепил камни основания и обложил стены кирпичей. Столярную работу я сделал заново, и на фасаде башни я увековечил свое имя. Чтобы довершить постройку и поставить верхушку, я поднял руку (клятва) и, как издревле полагалось, так я и построил». Но ни Нимрод, ни Навуходоносор не могут спорить с Иеговой: все вавилонские башни пали. « взят. Вил посрамлен. Меродах сокрушен, истуканы его посрамлены, идолы его сокрушены» (Иер. 50:2). Другой удивительный холм развалин находятся в 5-ти км к северу от Гили и называется Эль-Кае, т. е. замок, остатки которого также колоссальных размеров: 700 локтей в длину (прибл. 348 метров), 600 — в ширину (прибл. 298 метров) и 70 — в вышину (прибл. 35 м). На кирпичиках можно прочесть следующую надпись: «Дворец Навуходоносора, царя ского, создателя высокого дома — он, живущий в страхе богов Нево и Меродаха: сын Набополассара, царь в е». В недалеком расстоянии находится другой холм развалин, называемый Амрам-бен-Али; на глубине 23 метр, произведенными раскопками обнаружен храм Эсадила, посвященный божеству-хранителю а Бел-Мардуку. Из этих холмов за последнее время извлекли тысячи кирпичей с клинообразными письменами. С большим трудом при помощи выкопанных таблиц с одинаковыми текстами на нескольких других языках, ученым удалось прочесть эти клинописи. Теперь мы можем из этих пролежавших тысячелетия кирпичей узнать о Навуходоносоре и других халдейских героях и их подвигах. Эти письмена дают нашей ветхой Библии самое полное подтверждение. Особенно это относится к вопросу о том, кто были первыми жителями этой страны. Согласно Библии, первоначально был построен Нимродом, сыном Хуша. Надписи на кирпичах служат ясным доказательством того, что задолго до семитической культуры в Халдее существовала культура, более древнего происхождения, язык которой не имел никакого сходства с еврейским или арабским, но с ясными признаками турецко-татарского происхождения. Это был аккадрский народ, создавший халдейскую культуру. Он же изобрел клинообразные письмена и воздвиг города Ур (Бытие 11:28), Эреж, Арку, и другие, о чем свидетельствуют надписи на кирпичах и Библия. С этим народом за 3000 лет до Р. Хр соединился, так называемый, протохалдейский, не-семитический элемент. Семиты, пришедшие из Аравии и постепенно забравшие в свои руки власть, приняли их халдейскую культуру и образование. Позднейшие властители, после 1500 г. до Р. Хр., называли себя в письменах: «царь Сумира (Сеннаар?) и Аккада». Это наименование показывает нам, что вавилонская национальность имеет двоякое происхождение. Писатель Бероз ( Berosos ) передает нам из древнейшей вавилонской истории о трех династиях: во-первых, 49 халдейских царей в период 458 лет; далее, 9 аравийских царей в период 245 лет и, наконец, 49 ассирийских царей в период 526 лет. Более определенные сведения о вавилонских царях мы имеем после 747 года до Р. Хр. В «Птолемеевых правилах» вавилонские монархи перечисляются по порядку с указанием точного времени царствования каждого, начиная от Навонассара (747 года до Р.Хр.), до последнего персидского царя, который был убит Александром Великим в 331 году до Р Хр С разрушением Ниневии (625 г. до Р Хр.) стал могущественным городом Царями его в это и последующие времена были: Набополассар (625 до Р.Хр.), Навуходоносор (604 г.), Эвильмеродах (560 г.), Периглиссар (559 г.), Лаборосоарход 556 г.), Набонид (в письменах Набунахид), 556-538 г. до Р. Хр. Затем был взят мидянами и персами в ночь, когда жители его легкомысленно пировали. Мидяне и персы отвели русло реки и проникли в город по старому руслу, захватили его и перебили пировавших вавилонян (Иер. 51: 31,39; срав. Ис. 21:1-9). После смерти Александра Великого резиденция (местопребывание) царя была перенесена из а в Антиохию. Так пал и стал грудою развалин (Иер. 51:37). Все соседние народы собирали в нем кирпичи для постройки своих городов. В Новом Завете мы встречаем название , напр., в Мат. 1:11. Петр передает привет от церкви в е (1 Пет. 5:13). По всей вероятности, здесь подразумевается древний , где иудеи давно уже поселились. Высказывается мнение, что это город в Египте; другие же истолковывают это слово в аллегорическом (иносказательном) смысле, относя это к Риму: «, город великий» (Отк. 14:8; 16:19; 18:2).

Исторический словарь

Вавилон

(евр. Бабель-замешательство, путаница, хаос)-один из самых древних городов земли. Был основан Нимродом (Быт 10.10) в районе (или вокруг) ской башни (см.) и располагался на обширной равнине по обоим берегам реки Евфрат примерно в 50 км от Персидского залива. В древности он был самостоятельным царством, но позже стал частью Ассирийской империи. Меродах Валадан в трудное для Ассирии время ненадолго отделился (722-710 гг. и 703-702 гг. до РХ), но позже был снова возвращен Ассирии. Сеннахирим, ассирийский царь, в 702 г. до РХ его почти полностью разрушил, но его преемник Асардан восстановил город, чтобы короноваться в его центральном храме. Набопалассар (625-604 гг. до РХ) снова отделился от Ассирии и сильно укрепил город. Наивысшего расцвета достиг при Навуходоносоре (606-561 гг. до РХ). В это время город представлял собой замечательнейшее зрелище: квадратный в плане, он был окружен мощными стенами длиной около 23 км с каждой стороны. Стены эти имели 250 башен и 100 медных ворот. Ширина стен поверху была равна 24 м, высота-от 60 до 100м и углублены они были в землю более, чем на 10 м. Две части города, разделенные Евфратом, соединял огромный каменный мост. В северной части города возвышался величественный храм Меродаха (Мардуха), сосредоточивший в себе несметные сокровища почти со всего света (в том числе и из Иерусалима). Да и остальные постройки города были так прекрасны, что обозрев все это однажды из своего дворца царь так возгордился, что был наказан безумием (Дан 4.26-30). После Навуходоносора город постепенно начал терять свое значение. Его сын Евилмеродах царствовал один год. За ним воцарился Нериглиссар (560-556 гг. до РХ), затем-Мардук (556-555 гг. до РХ) и, наконец, Набонид (555-538 гг. до РХ), в последние годы правления которого его соправителем был его сын Валтасар. В ту ночь, когда все в е от царя до последнего солдата по случаю праздника предавались пьянству и разврату, город был захвачен Киром (см.). Теперь на месте а находится небольшой арабский поселок Гила (Гиллах), окруженный холмами, покрывшими руины некогда великого города. в Священном Писании символизирует самое большое нечестие, сознательное противление Богу в лицемерном «служении», которое есть подмена, замещение истинного хождения пред Богом (чем является теперь формальная официальная «христианская церковь», ставшая в руках профессиональных деятелей просто орудием легкого обогащения и более утонченной власти над человеческими душами, чем все остальные виды мирской власти). Если в буквальном смысле все пророчества о е (Ис 13.19-20; 14.22-23) уже сбылись, то и в духовном они скоро сбудутся, ибо нет у прощения (От 18). ом назван, как полагают, и Рим, из которого ап. Петр писал свои Послания (1Пет 5.13). (См. также Ассирия, церковь)

Исторический словарь

Вавилон

(по-аккадски ворота бога) — город в Месопотамии к югу от Багдада, на реке Евфрат (ныне городище у города Хилла, Ирак). Впервые упоминается в 24 в. до н.э. В 19- 6 вв. до н.э.- столица ии. При царе Хаммурапи (правил в 1792- 1750 гг.) превратился в крупный хозяйственный и культурный центр Передней Азии. В 1595 г. был разграблен хеттами. В 13- 12 вв. подвергался разгрому со стороны ассирийских царей. В 689 г. ассирийский царь Синаххериб взял штурмом и разграбил . При вавилонском царе Навуходоносоре II (правил в 605- 562 гг.) была восстановлена ская башня (семиярусный зиккурат), построены Дорога процессий и северные ворота (ворота богини любви Иштар), реставрирован храм вавилонского бога Мардука, возведён новый царский дворец с висячими садами, расположенными уступами на сводах (сады Семирамиды — одно из семи чудес света). В 539 г. до н.э. захвачен персидским царём Киром II Великим.

Cлово «вавилон» означает:

Вавилон

Вавило́н (клиноп. , транслитерация: , или «врата богов»; ) — один из городов Древней Месопотамии, располагавшийся в исторической области Аккад.

Источник: Википедия

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

м.
1) город, где — по библейскому сказанию — люди пытались построить башню до небес, но попытка не удалась, так как разгневанный их дерзостью Господь смешал все языки и строители перестали понимать друг друга.
2) Употр. как символ большого города с его суетой, соблазнами и пороками.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Вавилон

м.
1) Город, где — по библейскому сказанию — люди пытались построить башню до небес, но попытка не удалась, так как разгневанный их дерзостью Господь смешал все языки и строители перестали понимать друг друга.
2) Употр. как символ большого города с его суетой, соблазнами и пороками.

Словарь русского языка Лопатина

Вавилон

Вавил`он, -а (ист.; о большом городе) и вавил`он, -а (о суматохе, беспорядке, шуме)

Современный толковый словарь, БСЭ

Вавилон

древний город в Месопотамии, к юго-западу от современного Багдада. В 19-6 вв. до н. э. столица Вавилонии. Археологические раскопки с

1899.

Толковый словарь Ефремовой

Вавилон

Вавилон м.
1) Город, где — по библейскому сказанию — люди пытались построить башню до небес, но попытка не удалась, так как разгневанный их дерзостью Господь смешал все языки и строители перестали понимать друг друга.
2) Употр. как символ большого города с его суетой, соблазнами и пороками.

Большой современный толковый словарь русского языка

Вавилон

I м.Город, где — по библейскому сказанию — люди пытались построить башню до небес, но попытка не удалась, так как разгневанный их дерзостью Господь смешал все языки и строители перестали понимать друг друга. II м.Употребляется как символ самого могучего и развращенного города.

Большой современный толковый словарь русского языка

Вавилон

м.Суматоха, беспорядок.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Вавилон

(шумерское Кадингирра, аккадское Бабилу, буквально — врата бога), в древности город в северной части Двуречья на берегу Евфрата; развалины В. — близ современного г. Хилла (Ирак). Впервые упоминается в легенде о Саргоне Аккадском (3-е тыс. до н. э.). Значение В. возросло во времена I Вавилонской династии (1894-
1595); при Хаммурапи он превратился в крупнейший политический, культурный и хозяйственный центр не только Вавилонии , но и всей Передней Азии. Около 1595 до н. э. В. был захвачен хеттами, около 1518 попал под власть касситов. В начале 1-го тыс. борьба за В. шла между Ассирией и арамейскими племенами халдеев. С 732 В. входил в состав Ассирийской державы. В 689 в наказание за мятеж он был полностью разрушен ассирийским царём Синахерибом. Заново отстроен около 680 преемником Синахериба Асархаддоном. В 626 власть в В. захватил халдей Набопаласар (правил в 626-
604). При Навуходоносоре II (правил в 604-
562) город достиг наивысшего расцвета, был создан новый архитектурный ансамбль В. с грандиозными дворцами и мощными оборонительными укреплениями. В 539 город захватили персидские войска Кира II. В 331 В. овладел Александр Македонский. В 312 В. перешёл к одному из полководцев Александра Македонского Селевку, который переселил большую часть жителей В. в свою столицу Селевкию, построенную близ В. С этого времени В. потерял первенствующее значение и ко 2 в. н. э. окончательно сошёл с исторической арены. Р. А. Грибов.Раскопки 1899-1917, свидетельства древнегреческих авторов и др. источники выявили облик древнего В. (в 6 в. до н. э.). Разделённый на 2 части (западную и восточную) Евфратом, город представлял в плане прямоугольник (площадь около 10 км
2), опоясанный 3 рядами кирпичных стен с массивными зубчатыми башнями и 8 воротами. Главные ворота Иштар были облицованы синим глазурованным кирпичом со стилизованными рельефными изображениями жёлто-красных и бело-жёлтых быков и драконов. Мощёная дорога процессий вела к расположенному в центре города храмовому комплексу Эсагила с 7-ярусным зиккуратом Этеменанки (так называемой Вавилонской башней), ярусы которого были окрашены в разные цвета. На С. находилась крепость-дворец Навуходоносора II с висячими садами, рядом внутренних дворов и тронным залом, который имел облицовку из синего глазурованного кирпича с орнаментальным фризом и изображением жёлтых колонн. На востоке — остатки греческого театра 4 в. до н. э.Лит.: Флиттнер Н. Д., Культура и искусство Двуречья и соседних стран, М. — Л., 1958, с. 274-77: Koldewey R., Das wiedererstehende Babylon, 4 . Aufl., Lpz.,

1925. См. также лит. при ст. Вавилония .

Викисловарь

Вавилон

город, в древности существовавший в Междуречье и бывший столицей Вавилонии

Морфемный разбор слова«вавилон»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) разбор слова вавилон. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «вавилон»

Какими словами можно заменить слово вавилон? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ВАВИЛОН

Предложения со словом «вавилон»

Примеры употребления слова вавилон в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Тьфу, прости господи, Вавилон здесь, и у доброго человека голова закружится, глядя на всё это.

Евгений Александрович Федоров, Каменный Пояс. Книга 3. Хозяин каменных гор. Том 1

Вавилон встретил завоевателя восторженно – как нового монарха.

Ангелос Ханиотис, Эпоха завоеваний

И оценивается этот вавилон пороков как естественный инстинкт, свойственный всему живому и требующий физиологического удовлетворения.

Группа авторов, Господи, исцели блудные страсти мои

— А! Константин Дмитрич! Опять приехали в наш развратный Вавилон, — сказала она, подавая ему крошечную желтую руку и вспоминая его слова, сказанные как-то в начале зимы, что Москва есть Вавилон. — Что, Вавилон исправился или вы испортились? — прибавила она, с усмешкой оглядываясь на Кити.

Толстой Л. Н., Анна Каренина

Все предложения и цитаты со словом ВАВИЛОН

Cлово «вавилон» является ответом на вопросы