Булгаков

Cлово «булгаков» означает:

Михаил Афанасьевич (1891-1940) — русский писатель. В романе"Белая гвардия" (1925-27), пьесах "Дни Турбиных" (постановка в 1926),"Бег" (1926-28, постановка в 1957) показал трагические коллизииГражданской войны и крах "белого движения". Многие произведения писателяпри жизни не публиковались. Повесть и рассказы: "Роковые яйца","Дьяволиада" (обе книги 1925), "Собачье сердце" (1925, опубликована в1987); "Театральный роман" (незаконченный, 1936-37, опубликован в 1965). Вромане "Мастер и Маргарита" (1929-40, опубликован в 1966-67) — идеявечного противостояния нравственного и творческого подвижничества силамзла, воплощенная в двух временных планах; в гротескно изображеннойсовременности (с использованием мифологической образности) и евангельскихсценах.

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Значение слова «булгаков» в русском языке

Борис Владимирович (1900-52) — российский ученый,член-корреспондент АН СССР (1946). Труды по гироскопическим приборам,следящим системам, теории нелинейных колебаний.

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Большой Энциклопедический Словарь

Булгаков

Михаил Петрович (митрополит Макарий) (1816-82) — русский историк,академик Петербургской АН (1854). труд "История русской церкви" (т. 1-12).

Большой Энциклопедический Словарь

Булгаков

Сергей Николаевич (1871-1944) — русский философ, экономист,теолог. С 1923 в эмиграции, жил в Париже. От легального марксизма, который пытался соединить с неокантианством, перешел к религиознойфилософии, затем к православному богословию. Основные сочинения:"Философия хозяйства" (1912), "О богочеловечестве. Трилогия" (1933-45),"Философия имени" (издано в 1953). Сергей Николаевич (16 июня1871, Ливны — 13 июля 1944, Париж), русский философ и православныйбогослов, экономист, публицист, общественный деятель. Ранний периодРодился в семье потомственного священника. Учился в Орловской духовнойсеминарии, пережив кризис веры, покинул ее в 1888 и завершил образование вМосковском университете в 1894 по кафедре политической экономии истатистики. До начала 1900-х гг. примыкал к течению легального марксизма изанимался исследованиями в области политэкономии, выпустил книги "О рынкахпри капиталистическом производстве" (1897) и "Капитализм и земледелие" (т.1-2, 1900). На рубеже веков отходит от марксистской идеологии, обращаетсяк философии немецкого классического идеализма, а также к русской мысли,творчеству Достоевского и Вл. Соловьева. Подобная эволюция была характернадля русской интеллигенции той поры, и вскоре становится одним изпризнанных духовных ее лидеров. Он участвует в сборнике "Проблемыидеализма" (1902), выпускает сборник своих статей под программнымназванием "От марксизма к идеализму" (1903), активно участвует вомножестве начинаний развернувшегося религиозно-философского возрождения -в журналах "Новый путь" и "Вопросы жизни", сборниках "Вопросы религии", "ОВладимире Соловьеве", "О религии Льва Толстого", "Вехи", в работеРелигиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева и издательства"Путь", где в 1911-17 выходили в свет важнейшие произведения русскойрелигиозной мысли. В 1906 был избран депутатом 2-й Государственной думы(как беспартийный "христианский социалист"). Важнейшие из лекций и статейэтого периода собраны им в сборнике "Два града" (т. 1-2, 1911). Вфилософских разработках 1910-х (монографии "Философия хозяйства", 1912, иособенно "Свет Невечерний", 1917) намечает основы собственногоучения, идущего в русле софиологии Соловьева и П. А. Флоренского, однакоиспытавшего и заметное влияние позднего Шеллинга. Годы революции Процесспостепенного возврата к церковно-православному миросозерцанию завершаетсяуже в революционные годы принятием священства (1918). активноучаствует в работе Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви(1917-18) и близко сотрудничает с патриархом Тихоном. На Октябрьскийпереворот он откликнулся диалогами "На пиру богов", написанными в стиле идухе "Трех разговоров" Соловьева и вошедшими в коллективный сборник "Изглубины" (1918; переиздание 1991). В годы Гражданской войны, находясь вКрыму, интенсивно работает над философскими сочинениями. В"Философии имени" (1920; издано 1953) и "Трагедии философии" (1920-21,издано в немецком переводе 1927) он приходит к выводу, что христианскоеумозрение может быть выражено без искажений исключительно в формедогматического богословия, которое с тех пор и становится основной сферойего творчества. В эмиграции В 1922 о. Сергий включен в составленные ГПУ поинициативе В. И. Ленина списки деятелей науки и культуры, подлежащихвысылке за рубеж. 30 декабря 1922 он покидает Крым и после недолгогопребывания в Константинополе в мае 1923 занимает должность профессорацерковного права и богословия на юридическом факультете Русского Научногоинститута в Праге. При его ближайшем участии создается ПравославныйБогословский институт в Париже (1925). С момента его открытия и до самойкончины о. Сергий был его бессменным главой, а также профессоромдогматического богословия. Под его руководством Сергиевское подворье(комплекс институтских строений с храмом во имя преподобного СергияРадонежского) выросло в крупнейший центр православной духовности ибогословской науки. Один из главных отцов-основателей РусскогоСтуденческого Христианского Движения, участвовал в первых егосъездах в Пшерове (Чехословакия) и Аржероне (Франция) и затем продолжалего курировать. В 1930-х он стал одним из влиятельных деятелей и идеологовэкуменического движения, в работу которого включился в 1927 на ВсемирнойХристианской конференции "Вера и церковное устройство" в Лозанне. В 1939 уа обнаружили рак горла, он перенес несколько операций, побывал напороге смерти и в значительной степени утратил способность речи. Однако допоследних дней жизни в оккупированном Париже продолжал служить литургию ичитать лекции (что стоило ему огромных усилий), а также работать надновыми сочинениями. Публицистика Публицистика а всегда выходила напервый план в критические моменты жизни России: революция 1905-07, началоПервой мировой войны, 1917 год. Спектр ее необычайно широк: религия икультура, христианство, политика и социализм, задачи общественности, путьрусской интеллигенции, проблемы церковной жизни, проблемы искусства и др. — один из главных выразителей "веховства" ("Вехи", 1909, ст."Героизм и подвижничество") как идейного движения, призвавшегоинтеллигенцию к отрезвлению, отходу от утопизма и оголтелогореволюционерства, к духовной работе и конструктивной социальной позиции.Разрабатываемые им идеи социального христианства включают анализхристианского отношения к экономике и политике (с апологией социализма,постепенно шедшей на убыль), критику марксизма, но также ибуржуазно-капиталистической идеологии, проекты "партии христианскойполитики", отклики на злобу дня (с позиций христианскоголиберально-консервативного центризма) и т. п. Тема России решается, вследза Достоевским и Вл. Соловьевым, на путях христианской историософии.Начало Первой мировой войны отмечено славянофильскими статьями, полнымиверы во всемирное призвание и великое будущее державы. Но уже в диалогах"На пиру богов" и др. судьба России рисуется в тонах апокалиптики итревожной непредсказуемости.Философия и богословие учение а прошлов своем развитии два этапа: философский (до его изгнания из России) ибогословский, но на всем пути оно оставалось учением о Софии иБогочеловечестве, христианском учением о мире и его истории каквоссоединения с Богом. Его движущий мотив — оправдание мира, утверждениеценности и осмысленности бытия во всей материально-телесной полноте.Полемизируя с немецким идеализмом, отвергает тезис, согласнокоторому разум и мышление -высшее начало, имеющее исключительнуюпрерогативу связи с Богом. Оправдание мира включает у а оправданиематерии, и тип своего философского мировоззрения он иногда определялвзятым у Соловьева выражением "религиозный материализм". Используя, как иотцы Церкви, идеи античной философии, вносит в них христианскиекоррективы. Материя — это не только "меон", не оформленный универсальныйсубстрат чувственных вещей, она также "земля" и "мать", соучаствующая поволе Бога в бытии мира как творческом процессе, продолжающем актсотворения. Венец и цель этого творчества — земное рождение БогочеловекаХриста, в котором материя выступает как Богоземля и Богоматерь, а мирвосходит к соединению с Богом. Связь Бога и мира определяется концепциейСофии Премудрости Божией.Софиология Софилогическая система догматическогобогословия развита ым главным образом в "большой трилогии": "АгнецБожий" (1933), "Утешитель" (1936), "Невеста Агнца" (1945). Здесь Софиясближается с "усией", сущностью Св. Троицы. Это сближение, как и егоследствия, вызвало возражения и полемику; в 1935 учение а былоосуждено в указах Московской Патриархии, а также зарубежного АрхиерейскогоСобора в Карловцах. В. Н. Лосский, давший критический анализ учения,находит, что суть его — "поглощение личности софийно-природным процессом,уничтожающим свободу" ("Спор о Софии", Париж, 1936). отвечалоппонентам, однако "спор о Софии" так и не получил окончательного решения.Критика софианских идей не затрагивает, однако, многих важных тем иразделов системы а, его анализа религиозных аспектов истории,материальной деятельности человека, феноменов пола, творчества, искусства.Сочинения: Св. Петр и Иоанн. 1926.Друг Жениха, Купина Неопалимая.1927.Лествица Иаковля. 1929.Соч. 1933. Т. 1-2.О Софии Премудрости Божией.Указ Московской Патриархии и докладные записки проф. прот. Сергияа митрополиту Евлогию. 1935.Автобиографические заметки. 1948,1990.Православие. 1965, 1991.Христианство и еврейский вопрос.1991.Литература:Соболев Серафим (архиепископ). Новое учение о СофииПремудрости Божией. София, 1935.Памяти о. Сергия а. 1945.Зандер Л.Бог и мир. 1948. Т. 1-2.Осоргина Т. Библиография трудов о. Сергияа. 1987.Монахиня Елена. Профессор протоиерей Сергий //Богословские труды. 1986. Т. 27.Naumov K. Bibliographie des oeuvres de p.Serge Boulgakov. Рaris, 1984.С. С. Хоружий Федор Ильич (1852-1908) — российский журналист и историкискусства. "Художественная энциклопедия" (т. 1-2, 1886-87), сборникбиографий "Наши художники" (т. 1-2, 1889-90).

Большой Энциклопедический Словарь

Булгаков

Яков Иванович (1743-1809) — российский дипломат, писатель,переводчик; почетный член Петербургской АН (1795). В 1781-89 чрезвычайныйпосланник и полномочный министр в Константинополе. Добился признанияТурцией присоединения к России Крыма, Тамани и земель по р. Кубань. С 1790посланник в Варшаве.

Словарь русских фамилий

Булгаков

БУЛГАНИН
Булгак — беспокойный, суматошный. Весьма распространенное в старину нецерковное имя. В старинных грамотах находим сотни лиц по имени Булгак. Любопытно, что у некоего Василия Бессоньева, жившего в середине XVI века, было четыре сына, которых он назвал близкими по смыслу именами: Суета, Суторма, Неустрой и Булгак. (Ф). Булгак или булган (Булганин) — беспокойный ребенок,. (Э) Основа этой фамилии — широко распространенное слово булга — ‘шум, беспокойство, тревога, переполох, суматоха, ссора, скандал’. (Н).

Ассоциации к слову «булгаков» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово булгаков? В русском языке со словом булгаков чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову БУЛГАКОВ

Cлово «булгаков» является ответом на вопросы