Благовещение

Cлово «благовещение» означает:

— христ. праздник, в православии относится к числу двунадесятых. Отмечается 25 марта (7 апреля). В его основе лежит еванг. миф о том, как архангел gavriil-vasquez-6193.html»>Гавриил сообщил деве Марии «благую весть» о грядущем рождении у нее божеств, младенца. Рассматривая это событие как одно из важнейших в осуществлении плана спасения человечества, правосл. богословы подчеркивают, что «в этот день положено начало таинств, общению бога с человеками». Отсюда и особая значимость праздника для верующих. Празднование Б. установлено в христ. церкви в 4 в., после того, как стало самостоятельно отмечаться рождество Христово. Дату Б. установили, отсчитав от рождества вспять 9 месяцев. На Руси Б. совпало по времени с началом весеннего сева. Правосл. церковь попыталась связать этот праздник с заботами земледельцев, внушая им, что судьба урожая во многом зависит от помощи богородицы, к к-рой следует обращаться с молитвами в день Б.

Источник: Философский словарь

Значение слова «благовещение» в русском языке

один из религиозных двунадесятых праздников, связан схристианским преданием об архангеле Гаврииле, возвестившем о будущемрождении девой Марией Иисуса Христа. Отмечается верующими 25 марта (7апреля).

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Исторический словарь

Благовещение

(от греческого — благая весть) — один из двунадесятых праздников в православии. Отмечается 25 марта (7 апреля) в память о сообщении архангелом Гавриилом Деве Марии благой вести, что у неё родится сын Иисус — Мессия и Сын Божий. Архангел Гавриил был послан Богом к Деве Марии в галилейский городок Назарет, где она вела девственную жизнь в доме своего мужа Иосифа Обручника. Мария спросила, как исполнение этого обещания совместимо с соблюдением ею девственного образа жизни, и архангел разъяснил, что младенец будет чудесно зачат по действию Духа Святого без разрушения девственности матери. Уяснив, что речь идёт об исполнении воли Бога, Мария ответила смиренным согласием, и этот миг — есть миг непорочного зачатия.

Исторический словарь

Благовещение

чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Москве, в Кремле, в Благовещенской церкви, на так называемом Житном дворе. Икона прославилась в царствование Иоанна Васильевича Грозного явлением одному узнику в Кремлевской башне изображенной на стене и освобождением его от казни. Имп. Анна Иоанновна при вступлении на престол в 1731 соорудила храм во имя Благовещения в честь сей чудотворной иконы так, чтобы та часть башни, на внутренней стороне которой существует икона, находилась внутри церкви. Празднуется 25 марта/7 апреля. Прот. И. Бухарев

Исторический словарь

Благовещение

один из Великих Богородичных праздников христианской церкви, приходящийся на 25 марта и посвященный воспоминанию возвещения Архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от Нее Бога Слова. О самом событии повествуется в одном только Евангелии от Луки (Лук. 1: 26-38), но подробно, что соответствует важности его. Событие совершилось в шестой месяц после зачатия Иоанна Крестителя. По времени установления праздник Благовещения является одним из древнейших Богородичных праздников. Настолько же древне приурочение его к 25 марта. Крайние сроки, с которыми совпадает , — четверг третьей недели Великого поста и среда Светлой седмицы. Соответственно величию этого дня, церковное празднование Благовещения не отменяется, если даже праздник приходится в Пасху, а пост ради него ослабляется: поэтому еще VI Вселенский Собор постановил совершать в день Благовещения литургию Иоанна Златоуста, а не Преждеосвященных Даров. — один из самых распространенных сюжетов русского иконописания. На иконе XVI в. перед Богоматерью стоит Архангел Гавриил, обхватив обеими руками большой восьмиконечный черный крест. Богоматерь стоит во весь рост и удерживает на руках Спасителя, Который отворачивается от видения. На иконе надпись читается: "Рече Богородица к Архангелу: "О Архангеле, уже прежде благовестил еси радость, егда зачати во утробе и породиши Сына, Его же царствию не будит конца, и ныне вижу тя крест держаще, утробою уязвляюся, вспоминая Симеоново пророчество". Отвещает Архангел и рече: "Подобает Сыну Человеческому много пострадать, и распятому быть, и в третий день воскреснуть". В русском народном календаре отмечалось как начало весны, как день "открытия земли", пробуждения ее ото сна, выхода из земли гадов, змей, лягушек, мышей, насекомых, появления нечистой силы, прилета птиц, пробуждения пчел, медведей. — подобно Рождеству, предвещало и магически предопределяло весь грядущий год. Предки наши говорили, что — самый большой у Бога праздник. В день этот, как в Пасху, и грешников в аду не мучат. На , как и на другие важнейшие церковно-народные праздники — Пасху, Ивана Купалу, Рождество Христово, Петров день, — солнце играет при своем восходе. Предки наши считали не только тяжким грехом на браться за какое-либо дело, но верили, что даже неразумная тварь чествует этот великий праздник. Они говорили, что если птица проспит Благовещенскую утреню и завьет в этот день гнездо, то в наказание за это у нее отнимаются на время крылья, и она не может летать, а вместо того ходит по земле. В древнем русском быту с праздника Благовещенье считали начало года, который отсего нередко назывался у наших предков "благовещенским". Благовещения считалось также началом весны. По древненародному верованию, в день Благовещения сам Бог благословляет землю, открывает ее на сеяние. Отсюда получил свое начало обычай накануне этого праздника или на самый праздник освящать просфоры или семена: те и другие потом хранились нашими сельскими хозяевами до первых весенних посевов как знак видимого благословения Божня для хорошего роста и плодородия своих нив. Радуясь празднику Благовещения, наши предки выражали свою радость очень умилительным образом, именно отпускали птиц на волю в той мысли, что создания эти будут благословлять пред Творцом виновников своей свободы. Нельзя не заметить, что обычай этот довольно соответствует празднику Благовещения как великому дню свободы всего мира. В Малороссии в старину внуки и дети на праздник Благовещения вывозили на лубках своих престарелых и бедных дедов и отцов на улицу и собирали для них милостыню. Наконец, с днем Благовещения связано множество примет и наблюдений, по которым русские гадали о будущей погоде и урожае: "Каково , таково и Светлое Воскресение. — грибное лето" и т.п. Здесь особенно много значило то, что этот праздник, как мы видели, служит началом весны и вместе с тем древнерусского народного года. Между обрядами и верованиями, связанными с м, некоторые сохранились от языческой старины. Таков, например, обычай сжигать соломенные постели и старую обувь, скакание чрез костры, окуривание как предохранительное средство от всякого рода болезней. Все эти обряды близки по своему характеру к обрядам купальским. В них выражалась вера в очистительную и целебную силу огня, свойственная всем древним языческим религиям, и в частности древнерусской. Приурочены они к празднику Благовещения потому, что этот день считался началом весны, времени пробуждения всеоживляющего солнца, источника теплоты и света. Поэтому церковь наша не могла не осудить эти суеверия; уже в Кормчей 1282 читаем запрещение против тех, которые в день Благовещения "пред храмины своими, или враты домов своих, пожар запаливше, прескакают по древнему некоему обычаю". К подобного же рода остаткам язычества нужно отнести и то, что на воры старались что-либо украсть в надежде, что, если это им удастся сделать теперь, они могут быть уверены в успехе своих предприятий к празднику Благовещенья на том основании, что в древнерусской жизни он был началом года, а с новым годом вообще и доселе связываются подобного рода поверья. Многие русские верят, что как кто встретит и проведет первый день года, так пройдет для него и весь год. По погоде того дня, считая дождь благоприятным предзнаменованием, по снегу на крыше, по морозу или по оттепели старались угадать, каково будет лето и каков будет урожай: "На дождь, родится рожь". Если на будет день красный, то предполагают, что в тот год много беды принесут пожары, если же пойдет дождик, то будет "грибной" год, если мороз, то надо ждать еще 40 утренников, хотя, во всяком случае, это уж не зима, как и Покров не лето. Много уже прибыло дня, светло и днем, и вечером, и не нужно уже дуть огня. Во многих еще местах сохранялось верование в огонь, через который в этот день скакали, чтобы избавить себя от призора; окуривали свои платья для того, чтобы предостеречь себя от "обаяния", и сожигали свои соломенные тюфяки, чтобы истребить болезни. Плохой хозяин не положит кусочек целой просфоры в клети в сусек, чтоб было в нем на будущую осень больше хлеба. Придерживающиеся старины люди советовали печь "мирские (из общей муки) благовещенские просвиры" и нести их для освящения к обедне ("вынимать за здравие"). Принеся домой такую просфору, ее клали сначала под божницу, а потом — в закром с овсом, оставляя ее в последнем до первого ярового засева. Сея яровину, сеятель брал ее из закрома и носил с собою во все время посева привязанною к сеялке. Соблюдением этого обычая надеялись оградить нивы от всякого "полевого гнуса" (вредных для хлебов насекомых) и вообще заручиться благой надеждою на урожай. Если у кого в хате была икона праздника, то ставили ее на Благовещеньев день в кадку с яровым зерном, предназначающимся для посева, приговаривая при этом: Мать Божья! Гавриил-архангел! Благовестите, Благоволите, Нас урожаем благословите: Овсом да рожью, Ячменем, пшеницей И всякого жита сторицей! Пожилые женщины пережигали в этот день соль в печи. С этой солью, которая, по поверью, оказывает чудеса в разных болезнях, они пекли небольшие булки, предназначенные для лечения скота и называемые "бяшки". По существующим в Малороссии поверьям, Бог благословляет в этот день все растения, и все верили, что какова погода задастся в Благовещенье, такова будет и на Велик день, т.е. на Пасху. К этому дню был приурочен обычай среди всеобщих пожеланий благоденствия выпускать изловленных в тенеты и сети перелетных пташек Божиих на волю. Этим праздновался приход весеннего тепла, победившего зимнюю стужу студеную, и одновременно как бы приносилась бескровная жертва природе. В малоросских губерниях можно было услышать в народе сказание о том, как Богоматерь засевает все нивы земные с небесной высоты. Гавриил-архангел водит соху с запряженным в нее белым конем, а "Мать Пресвятая Богородица" разбрасывает из золотой кошницы всякое жито пригоршнями, а в то же самое время "устами безмолвными, сердцем глаголящим" молит Господа Сил о ниспослании благословения на будущий урожай. Значение праздника Благовещения среди великопостных дней видно, между прочим, и из обихода в жизни московских царей, строго соблюдавших все церковные уставы и правила поста. Еженедельно, по свидетельству Котошихина, в понедельник, среду и пятницу готовились кушанья рыбные и пирожные с маслом оливковым, ореховым, льняным и конопляным. В посты же Великий и Успенский готовилась сырая и гретая капуста, соленые, сырые и гретые рыжики и кушанья ягодные, но без масла. Оно разрешалось только в Благовещеньев день в равной степени как для царицы, так и для царевичей. Только малолетним царевичам и царевнам давалось разрешение во все посты на рыбные блюда и пирожные на масле для того, "что им еще в молодых летах посту держати не мочно". Кто вообще не хотел поститься, т.е. ел рыбу, упивался вином, того "унимали, смиряли и отлучали власти и попы от церкви Божией и налагали епитимью. Кроме Благовещения, государю разрешалась всякая приправа еще в именинные дни царицы и детей, когда на всех обедах полагались заздравные чаши включительно до монастырей. Для Благовещеньева дня в XVI в. сделано было исключение как нововведение, наравне с днем Рождества Христова, заключавшееся в том, что во время богослужения раздавались монастырской братии и мирянам свечи, как в неделю Ваий, в последние дни Страстной недели и в день св. Пасхи. В старой Москве совершался особый, теперь также оставленный и забытый, "чин хлеболомления" за всенощным бдением при благословении хлебов, пшеницы, вина и елея. Основное сходство обычая, совершавшегося также и в Новгороде, заключалось в том, что как святитель новгородский, так и святейшие патриархи московские благословленные в эту ночь "благодарные" хлебы и вино предназначали к раздаче всем предстоящим во храме. Пшеницу от всенощной в Новгороде сыпали в житницы, а хлеб раздавал святитель в дома на благословение. В Москве патриарх, раздробивши хлеб, подносил часть, а иногда и целый хлеб государю, который обязательно присутствовал на храмовом празднике своего домового собора в честь Благовещения Богоматери, начатого постройкою в 1397 сыном Дмитрия Донского Василием. Патриарх каждому из церковных властей и царских бояр давал по целому хлебу "укругами", т.е. толстыми ломтями, и по целой стопе вина. Эти же укруги с небольшим количеством вина получал и народ. Царице и всему царскому семейству с ближним боярином посылал патриарх то же самое: стольники несли хлеб и кубки с вином. Литургию в как в Новгороде святитель, так и в Москве патриарх совершали согласно уставу, по которому, несмотря на дни Великого поста, обязательно полагалась литургия. Чествование Благовещения всегда выделялось как самостоятельное и обязательное. Так, если оно случалось в неделю Вайи и совпадало с Вербным воскресеньем, то в Новгороде совершались две службы праздничные со бдением и было два величания, впрочем не рядом одно за другим. Если приходилось в Страстную пятницу, то на литургии чтение Евангелия о Благовещении Марии Деве Архангела происходило первым, раньше евангельского повествования о Христовых страданиях. Только на один этот день в году на не полагалось совершения литургии. На случай совпадения праздника Благовещения с днем св. Пасхи в Новгороде установлено было так, что Евангелие на утрени в царских дверях читал протоиерей, а по прочтении подносили владыке для целования. Этот, во время пения "Господи воззвах", действовал с дьяконами проскомидию, а священники совершали ее в алтаре. По первой паремии (в отличие от Москвы) святитель кадил с тройною свечою, как на Преждеосвященной литургии, хотя литургия была Златоустова. Великий день придворного храмового праздника московский царь, как добрый хозяин, в своих покоевых хоромах, т.е. в комнате и передней, кормил нищих, собиравшихся, кроме того, на Аптекарском дворе — под надзором дьяка Тайного приказа, жаловал деньгами (по два и одному рублю). Кормил сытно и сладко: ухой из живой рыбы, жареными карасями и окунями в рассоле. В 1664 накормлено было разом 682 человека, получивших сверх того денежную дачу: кто по 6 денег, кто по 2. Убогие и нищие люди расходились с благовещенской трапезы, унося с собою и разнося по весям Москвы славу о добротах и щедротах государевых. Н. Ш., И.П. Калинский, Н.П. Степанов

Исторический словарь

Благовещение

— один из двунадесятых христианских праздников, падающий на 25 марта (7 апреля). Установлен в воспоминание о возвещении архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения через нее Бога-Слова (Лк I, 26-38). С догматической точки зрения — важнейший момент священной истории: прекращение действия закона и начало действия благодати (со слов архангела «радуйся, Благодатная!»), т. е. смена заветов. Празднуется с IV века (свидетельство Афанасия Великого). Праздничные каноны составлены в VIII веке Иоанном Дамаскиным и в IX веке — Феофаном, митрополитом Никейским. Изображения «Благовещения» известны с V века; икона «» входит в состав праздничного ряда иконостаса русского православного храма.        

Фонетический разбор слова «благовещение»

Звуко-буквенный разбор слова благовещение. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «благовещение»

Какими словами можно заменить слово благовещение? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову БЛАГОВЕЩЕНИЕ

Сочетаемость слова «благовещение»

Как правильно употребляется слово благовещение? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • благовещение пресвятой богородицы
Полная таблица сочетаемости слова БЛАГОВЕЩЕНИЕ

Cлово «благовещение» является ответом на вопросы