Барокко

Cлово «барокко» означает:

— от «странный, причудливый» — стиль искусства Европы и Америки конца XVI—середины XVIII вв. Связан с дворянско-церковной архитектурой зрелого абсолютизма. Тяготеет к торжественному «большому стилю». Б. свойственны контраст, напряженность, динамичность образов, стремление к величию и пышности, совмещению реальности и иллюзии, слиянию различных видов искусств. Для архитектуры Б. характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Для скульптуры и живописи — эффектные декоративные композиции, парадные портреты. Представители Б. — П. Рубенс, В. Растрелли, П. Кальдерон, Т. Тассо, А. ван Дейк, Ф. Борромини.

Источник: Исторический словарь

Значение слова «барокко» в русском языке

(итал. barocco — букв. — странный, причудливый), одно из главныхстилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. 16 — сер. 18 вв., тяготевшее к торжественному "большому стилю", в то же времяотразило прогрессивные представления о сложности, многообразии,изменчивости мира. свойственны контрастность, напряженность,динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, ксовмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские идворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория);одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо,соната, сюита в инструментальной музыке). Для архитектуры барокко (Л.Бернини, Ф. Борромини в Италии, В. В. Растрелли в России) характерныпространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычнокриволинейных форм, для скульптуры (Бернини) и живописи (П. П. Рубенс, А.ван Дейк во Фландрии) — эффектные декоративные композиции, парадныепортреты. Принципы барокко преломились в литературе (П. Кальдерон вИспании, Т. Тассо в Италии, А. д Обинье во Франции, Симеон Полоцкий, М. В.Ломоносов в России), театре, музыке (Дж. Габриели, Дж. Фрескобальди, А.Чести в Италии, Д. Букстехуде, Р. Кайзер в Германии). Разнообразнынациональные варианты барокко. (напр., барокко славянских стран).

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Исторический словарь

Барокко

(итал. — причудливый) — направление в искусстве конца XVI — сер. XVIII вв., связанное с дворянско-церковной культурой периода абсолютизма, стремящееся к отражению величия, пышности, парадности.

Исторический словарь

Барокко

— направление в искусстве Европы и Америки конца XVI-XVIII в. (от ит. "странный, неправильный"). Сложилось впервые в Италии. Б. в архитектуре — торжественный и пышный стиль, характеризуется изогнутыми формами и линиями, обилием лепных или разных резных внешних и внутренних украшений, затейливыми завитками узоров, статуями, лепными виньетками и т. Сложившийся в конце XVII в. в России стиль, называемый нарышкинским или московским Б., вырос на основе местных архитектурных традиций. Большей частью эти памятники строились как типичные для Руси ярусные храмы "под колоколы". Основная часть их (напр., построенных рус. крепостным архитектором Яковом Бухвостовым церквей Спаса в Уборах и Троицы в с. Троицком-Лыкове) — восьмерик на четверике с восьмилотковым сомкнутым сводом и колокольней над ними с небольшой главкой. Эти церкви-колокольни имели в рус. архитектуре древние традиции. К ним относятся Духовская церковь XV в. Троице-Сергиевом монастыре, церковь-колокольня в Александрове XVI в. и др. Церковь Покрова в Филях также в общем относится к башнеобразным храмам, имеющим др.-рус. традиции. Исключение составляет церковь Знамения в Дубровицах (1690-1704) в подмосковной вотчине кн. Б. А. Голицина, отличающаяся от других храмов скульптурой не только снаружи, но и внутри храма. В угоду Петру I церковь была сооружена с использованием з.-европейских архитектурных приемов Б. Здесь была смело введена религиозная скульптура, сопровождавшаяся надписями на латыни. В противоположность рус. башенным церквам верхний ярус тяжелее и массивнее, чем нижний, а над низко расположенными окнами апсид высится массивная рустованная стена. Все эти элементы з. Б. Только в XVIII в. рус. Б. приобретает з.-европейские черты. В этом стиле строились многие дворцы. Таков Екатерининский дворец в Царском Селе. Его огромной длины фасад, скульптуры, яркая позолота на белом и голубом фоне, серебристые крыши поражают великолепием. Не менее прекрасны и торжественны Зимний дворец, Смольный институт.

Исторический словарь

Барокко

( ит. barocco — букв. вычурный) — худ. стиль к. XVI — сер. XVIII вв. Отличался от стиля Возрождения, от классицизма XVIII в. декоративной пышностью, сложными формами и живописностью.

Философский словарь

Барокко

(итал. — причудливый, странный) — стиль в европейском искусстве конца XVI — середины XVШ веков. утвердилось в Европе в эпоху образования национальных государств. Искусство барокко, тесно связанное с аристократическими кругами и церковью, было призвано прославлять и пропагандировать их могущество. Для искусства барокко характерны грандиозность и пышность, пристрастие к эффектам и зрелищам, к контрасту масштабов, материалов, света и тени, то есть пристрастие к внешним эффектам, помпезности, уход от насущных проблем, тяготение к фантастике. Прежде всего барокко проявилось в архитектуре. Постройки стали вычурными, пышными. Парадные интерьеры приобретали разнообразные формы, причудливость которых подчеркивалась скульптурой, лепкой, орнаментом. получило развитие и в других видах искусства — в живописи, поэзии, драме и особенно — в музыке. Эпоха барокко дала миру выдающихся писателей (Т. Тассо, П. Кальдерон), художников (Караваджо, Корреджо, П. Рубенс, А. ван Дейк), архитекторов (Л. Бернини, Ф. Барромини), музыкантов (И.С. Бах, Г. Гендель, А. Вивальди), создавших поистине гениальные творения. В различных странах Европы стиль барокко отличался своими особенностями. В России искусство барокко отразило рост и укрепление дворянской монархии второй четверти — середины XVШ века. Национальные особенности были связаны с освобождением от мистицизма, характерного для искусства католических стран, склонностью к светской стороне в искусстве. Это был стиль, принятый при дворе, в верхах общества, в известной степени официальный. Решающей для расцвета барокко в России стала деятельность отца и сына Растрелли (скульптора и зодчего). Их произведения до сих пор считаются шедеврами мирового искусства. В развитии барокко в России большую роль сыграли зодчие С. Чевакинский и Д. Ухтомский. С 60 — 70-х годов XVШ века барокко в России начинает вытесняться классицизмом.

Толковый словарь Даля

Барокко

несклон. итал. худож. все странное, необычайное, неправильное, насильственное в сочинении и исполнении картины, здания и пр., но не смешное; чудимый, дикообразность.

Толковый словарь Ожегова

Барокко

Вычурный и пышный стиль в искусстве 16-18 вв

Фонетический разбор слова «барокко»

Звуко-буквенный разбор слова барокко. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «барокко»

Какими словами можно заменить слово барокко? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову БАРОККО

Ассоциации к слову «барокко» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово барокко? В русском языке со словом барокко чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову БАРОККО

Сочетаемость слова «барокко»

Как правильно употребляется слово барокко? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • испанское барокко
  • московское барокко
  • позднего барокко
  • русское барокко
Полная таблица сочетаемости слова БАРОККО

Cлово «барокко» является ответом на вопросы